Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция. Основы и методы воспитания сознательной дисциплины и дисциплинированности учащихся

(5 голосов : 5 из 5 )

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть ) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

С самого рождения малыша на формирование личности наибольшее влияние оказывает семья. Забота, любовь родителей, излишняя требовательность, запреты либо вседозволенность отражаются на характере и поведении маленького человечка.

  • Первые коррективы в воспитании ребенка вносят детские дошкольные учреждения

В детсадах дети приучаются послушанию, самоконтролю, выполнению общепринятых жизненных правил, воздержанию от неразумных желаний.

Первые навыки организованности и сдержанности получают малыши в младшей детсадовской группе. Они учатся спокойно вставать со стульчика («тихо, кукла спит»), собирать игрушки. Радуют Петрушку, одеваясь самостоятельно на прогулку.

Педагог добивается закрепления этих навыков, чтобы они становились устойчивыми и осознанными. Как результат, старшие дети дошкольники уже могут выбрать правильное поведенческое действие: «Хочу, но нельзя». Либо: «Не хочу, но надо».

  • Проводим работу по формированию уважительного отношения к взрослым

Окруженный любовью и лаской родителей и взрослых членов семьи, ребенок дома находится в атмосфере тепла и защищенности. В детском саду расширяется круг его общения со взрослыми. Ребенок начинает общаться с воспитателем, нянечкой, медицинской сестрой и прочими сотрудниками.

Очень важно малыша научить правильному обращению со взрослыми. Сформированное уважительное отношение, привязанность, послушание повлечет за собой желание слушать, выполнять просьбы, предложения, быть предусмотрительным и радовать своими поступками.

Старшие дошкольники уже могут заботиться о старших, стремятся им помочь, оберегают покой.

Важно научить предупредительности и вежливости в общении, научить себя вести в общественных местах.

  • Формируем нормы поведения в обществе сверстников. Доброжелательность, отзывчивость, уступчивость, взаимопомощь

Немаловажной задачей воспитателя является обучение общению детей в коллективе. Маленький ребенок учится играть с другими детьми, не забирать игрушку, а подождать пока сверстник поиграет, либо выбрать или попросить другую.

Воспитателю следует особое внимание уделять обучению навыкам положительного взаимоотношения, а именно доброжелательности и отзывчивости. Дети должны иметь желание заниматься и играть в коллективе. С одобрения воспитателя они совместно собирают замок, либо какую-то другую конструкцию, играют с мячом или катаются на санках. Все это обязательно поощряется воспитателем. Также не следует оставлять без внимания отзывчивость ребенка (пожалел плачущего, или порадовал игрушкой).

В более старшем возрасте,общение происходит произвольно, на основе большей сознательности. Они способны позаботиться о товарище. Могут разрешить спор доказав свою правоту, либо согласиться с мнением товарища. Воспитатель учит быть предупредительным: дать пройти, уступить стул, подвинуть игрушку, подать карандаш и т. п.

Ситуаций для воспитания дружелюбного взаимоотношения в детском коллективе предостаточно. Педагог имеет возможность использовать эти ситуации для побуждения к поступкам нормативного поведения.

  • Формирование норм поведения в общественных местах

Первому чему надо научить ребенка, это поведению в детском саду. Детям рассказывают об уважительном отношении к окружению. Учат заниматься своим делом, не отвлекая товарищей.

Воспитатель учит малышей спокойно одеваться, не мешая другим детям. Учит тихонько проходить по коридору, не нарушая работу взрослых (врача и др.)

Детям объясняют как себя вести на улице и в транспорте. Какие правила следует соблюдать, чтобы не нарушать покой отдыхающих в парке, уступать место старшим и соблюдать тишину в транспорте.

  • Воспитание бережного отношения к вещам и умения поддерживать порядок

Детям объясняется, что вещи – результат труда, а в небрежном отношении с ними проявляется неуважение к производящим их людям. Ребенка приучают соблюдать порядок, не разбрасывать вещи и класть на определенное место. Воспитатель должен проявить внимание и предупредить проявление жадности, стремлении беречь только свои вещи.

  • Учим любить природу

Воспитатель учит видеть красоту природы, все его сезонные изменения. Малыши привыкают ходить по дорожкам, беречь цветущие растения и не затаптывать газон.

Дети средней группы уже проявляют заботу и ухаживают за цветами и животными.

Старшие дети учатся наблюдать, сравнивать, отмечать новое в природе, проявляя возросший интерес. Они выращивают растения, собирают семена.

  • Поведение ребенка зависит от авторитета и культуры воспитателя и родителей

В формировании дисциплинированности детей немаловажное значение имеет культура и характер взаимоотношения педагога- воспитателя с детьми.

Необходимо проявлять интерес ко всем начинаниям детей, стремиться поддержать их, вместо замечаний дать полезный совет, тактично поправить. Ласка и доверие будет непременным условием для возрастающей привязанности ребенка, желания общаться, подчиняться распоряжениям, откликаться на любую просьбу. Дети подражают такому педагогу, переносят на взаимоотношение с товарищами его тактичность и ласковый тон.

При нарушении дисциплины будет достаточно укоризненного строгого взгляда воспитателя, чтобы виновник ощутил недовольство собой, попросил извинения и постарался исправить свою оплошность.

Уровень культуры родителей и сложившиеся взаимоотношение в семье в первую очередь становятся примером поведения, которое ребенок переносит на взаимоотношения с товарищами.

  • Режим дня и дисциплинированность ребенка

В уравновешенном состоянии малыши спокойно реагируют на замечание воспитателя и вмешательство в их игру сверстников, быстро успокаиваясь, они легче переносят обиду.

Уравновешенное состояние дошколят лучше всего поддерживается соблюдением режима дня. Своевременное переключение с одного занятия на другое, чередование активности с отдыхом предупреждает переутомление ребенка.

Соблюдение режима дня предупреждает срывы в поведении ребенка и формирует стереотип поведения. Усваивая продолжительность и последовательность режимных отрезков, дети привыкают к самостоятельной режимной деятельности. Они сами организуют и играют в подвижные игры между занятиями. После сна занимаются трудом и коллективными творческими играми.

  • Организация обстановки. Поведение, соответствующее правилам моральных норм общества

Оборудование помещения, подбор и размещение игрушек и материала – все должно создавать атмосферу доброжелательности для разнообразной деятельности малышей, формирования дисциплины и культуры поведения.

Правила, которых должны придерживаться дети формируются четко, в виде доступных для понимания указаний, но не запретов. «С просьбой надо обращаться вежливо, не забывать благодарить. Входя в группу, надо здороваться со всеми».

На усвоение нового правила требуется время. Воспитатель, разъясняет правило, затем периодически напоминает о нем. В доступной и понятной малышам форме предупреждает его нарушения.

Напоминания не надо превращать в назойливые назидания. Предотвратить назревающий конфликт воспитатель может фразой: « Я надеюсь, что вы помните, как должны поступать друзья, как надо договариваться?»

Очень часто следует объяснять, почему следует поступать именно так: «Если ты не извинишься, он обидится, так как подумает, что ты нарочно толкнул».

Чтобы закрепить правила поведения их надо проигрывать, пока они не станут привычным поведением. Одобряя действия ребенка, воспитатель одновременно подчеркивает его личностные качества: «Алена у нас старательная, карточки сложила, на место положила!»

При этом отрицательную оценку действия нельзя переносить на личность ребенка. Следует подчеркнуть, что он хороший, его отрицательный поступок совершен по оплошности. Ребенок будет недоволен собой и постарается скорее вернуть расположение педагога.

Не скупитесь на слово, чаще хвалите!

  • Причины нарушения дисциплины. Конфликты между детьми

Одна из основных причин – несогласованные требования к ребенку в семье и детском саду. Непоследовательность требований, окрики, угрозы одного из родителей.

Утомление ребенка, длительные ожидания, скрытый период начала заболевания. Необоснованная система запретов в группе, например: « Подождем, пока Артем найдет лопатку».

Если малыш перевозбужден, он не воспринимает никаких предложений. Вовлекать его в какие - либо дела можно только после того, как он успокоится.

Контроль воспитателя за соблюдением дисциплины, оценка и разбор проступков, доверительные беседы способствуют формированию опыта поведения. Недопустимо физическое наказание детей, а также наказания, травмирующие нервную систему, оскорбляющие достоинство, приносящие вред здоровью. Лишение прогулки, еды, удаление из комнаты, запугивание, насмешки, прозвища.

  • Если дети жалуются воспитателю

Прежде всего, следует вникнуть в суть и понять причину, почему ребенок обращается с жалобой.

Часто в жалобе выражается отношение ребенка к ситуации, возникшей в группе. Возможно это поведение кого-то, несоответствующее установленным правилам. Малыш хочет убедиться, можно ли так поступать, верно ли он запомнил правило.

Действия педагога, в зависимости от возраста ребенка, должна быть разные. Например: « Егор взял без разрешения книгу». У малышей интерес к новому превышает волевые процессы накладываемые соблюдением правил. Поэтому воспитатель подтверждает, книгу брать нельзя, просит Егора положить на место, с предложением подать ее, когда будет проводить занятие. С помощью воспитателя ребенок выполняет правило без капризов и упрямств.

Ребенку среднего возраста, воспитателю следует напомнить о необходимости соблюдения правил и необходимости сдерживания себя. Ребенку, обратившемуся с жалобой, нужно предложить в следующий раз остановить сверстника, и напомнить правило.

При несостоятельных жалобах воспитателю надо разговаривать с ребенком наедине, не вызывая негатива у сверстников.

Старшие дошкольники способны сами разбираться в возникающих недоразумениях. Задача воспитателя научить выслушивать и убеждать, доказывая свою правоту.

Вы хотите приучить ребенка к дисциплине, но не знаете какой метод воспитания использовать. Ни жесткие запреты, ни вседозволенность не работают во благо. Там нет абсолютных крайностей. Напротив, все воспитательные процессы сводятся к золотой середине. Чтобы вывести идеальные правила, необходимо поинтересоваться взглядами на проблемы воспитания сразу у нескольких педагогов-психологов. Вот что мы имеем в итоге.

Сокращение времени на тайм-аут

Время на успокоение и утешение дается ребенку для того, чтобы он мог осмыслить сложную ситуацию и прийти в себя. Некоторые родители чрезмерно злоупотребляют этим, акцентируя внимание на поведении малыша (хорошем или плохом). В последнее время в стане родителей принято впадать и в другую крайность: не разговаривать с ребенком за провинность, избегать общения и игнорировать. Мы отчитываем наших детей, устраивая целые показательные лекции, настаиваем, чтобы они немедленно прекратили плакать или баловаться. Однако если своевременно и правильно использовать этот прием, можно извлечь неплохие дивиденды.

Если вы заметили, что ваш ребенок слишком эмоционален, разбрасывает по комнате предметы и злится, значит, он устал. Пришло время взять небольшую паузу и отдохнуть. Дети должны оставаться наедине с собой соразмерно собственному возрасту: по минуте на каждый год. Будет лучше, если вы станете использовать подобную меру не в качестве наказания за какое-либо нарушение. Изоляция не должна восприниматься как позор. Психологи полагают, что наиболее хорошо этот прием срабатывает на детях от трех до восьми лет.

Наказание должно соответствовать проступку

Наказания без предупреждения, особенно если они чрезмерно жесткие, вызывают у детей лишь негодование и возмущение. В конечном итоге вы сами запутаетесь в своих требованиях. Дисциплина заключается в том, что наказание должно быть соизмеримо с проступком.
Например, если в вашей семье негласно существует правило о том, что малыш должен позвонить вам после того, как у него закончатся уроки, а он нарушает его, логично изъять мобильное устройство из обращения на какое-то время. Но если же вы отберете телефон за какой-либо другой проступок - это не изменит поведения ребенка и ничему его не научит. Психологи предупреждают: страдание не является большим стимулом. А случайные наказания только лишь учат детей страху быть пойманными.

Не устанавливайте слишком много правил

Всегда помните простую истину: правила созданы для того, чтобы их нарушать. Поэтому чем меньше ограничений вы установите для собственного чада, тем лучше. Многочисленные запреты лишь создают искушения, не поддаться которым просто невозможно. Коронная фраза «Не делай этого, иначе будет…» так и просит малыша провести эксперимент и посмотреть, а что же все-таки произойдет.
Поэтому ограничьтесь лишь сводом из основных домашних правил и обязательно объясните ребенку, зачем это все нужно. Не прибегайте к пустым угрозам. Если вы хотите в качестве дисциплинарной меры забрать у ребенка игрушку, просто сделайте это без лишних слов. В конце концов, ребенок поймет, какие действия приводят к такому результату, и в следующий раз поведет себя иначе.

Выделяйте положительные моменты

Некоторые родители ошибочно полагают, что дисциплина устанавливает наказание за плохое поведение. На самом деле она призвана противостоять огрехам. Именно поэтому намного проще культивировать у детей хорошее поведение, нежели потом бороться с плохим.
Просто представьте, что ваш малыш хороший по определению. Если вы лишний раз похвалите его за хорошо выполненное поручение по дому, это вселит в него дополнительную уверенность в собственных силах. Если же в вашем воспитательном лексиконе главным словом является «нельзя», ребенок будет чувствовать лишь раздражение. В дополнение к похвале эффективно вводить некоторые льготы и поощрения. Так ребенок будет видеть отдачу от своих хороших поступков, а также чувствовать вашу благодарность.

Перестаньте беспокоиться о плохом поведении малыша на публике

Это действительно так. Мы отчего-то уверены, что окружающие в случае капризов нашего чада будут плохо думать о наших методах воспитания. Будучи с детьми на людях, мы все время опасаемся этой реакции. На самом деле все эти страхи и тревоги абсолютно напрасны.
Если ваши методы воспитания не подразумевают немедленное урегулирование конфликтной ситуации, окружающие не станут думать о вас плохо. По большому счету им все равно. Поэтому не бойтесь призрачного общественного осуждения и спокойно следуйте избранному курсу. Просто абстрагируйтесь от ситуации и представьте, что вы не на публике, а один на один с ребенком. К тому же вы всегда можете объяснить свою позицию, ненавязчиво отведя малыша подальше от людного места.

Не спешите принимать меры

Несмотря на то что ваш ребенок еще совсем мал, простые жизненные ситуации способны давать ему первые уроки, которые поистине бесценны.
Он видит, как соседский паренек в песочнице ударил другого малыша по голове для того, чтобы отобрать машинку. Уже с четырехлетнего возраста дети могут применять логику и продумывать последствия произошедшего. Пусть ваш малыш немного побудет судьей. Пусть он скажет, хорошо это или плохо - отбирать у других детей игрушки или бить их.

Не кричите

Это так просто, но в то же самое время так трудно. Даже если ребенок постоянно капризничает, сильно возбужден и опять пролил на пол молоко, не поддавайтесь собственным эмоциям. Вы должны быть терпеливы. Проблема в том, что малыши не воспринимают крик в качестве воспитательной меры. Они лишь сильно боятся этих громогласных возгласов. В этот момент у детей задействованы самые примитивные участки мозга, отвечающие за стыд и гнев.
Поэтому они не могут слышать ваших увещеваний. С эмоциональными детьми, а также с подростками дела обстоят еще серьезней. Если вы не сдержались и видите, что малыш в результате вашего гнева сильно покраснел, лучше покиньте комнату и придите в себя. После всего обязательно скажите о том, что вы сожалеете о произошедшем. Обнимите малыша и извинитесь.

Дисциплинированность - обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива.

Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает. Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А.С.Макаренко.

На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. п.). Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».

Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.

Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности. С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.). В старшем дошкольном возрасте дети стремятся помочь взрослым, заботятся о них, стараются сделать им приятное, оберегают их покой. Дети усваивают правила поведения в общественных местах, проявляют внимание, предупредительность и вежливость в общении с людьми. В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи.

В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т. п. Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность детей (катание на санках, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т. п.).

В старшем дошкольном возрасте нормы поведения по отношению к сверстникам основываются на большей сознательности детей, способности к произвольному поведению. У них формируются заботливость по отношению к сверстникам, положительные взаимоотношения в совместной деятельности, начала коллективизма, умение проявить заботу о заболевшем товарище, справедливо разрешить спор, убедить товарища в том, что он не прав, или согласиться с его мнением, признавая свою ошибку, быть предупредительным: посторониться, чтобы дать пройти, подвинуть тарелку с хлебом, чтобы другому было удобнее взять с нее хлеб, уступить свой стул, деликатно предупредить о возможной оплошности.

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограниченны. Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой-либо предмет, подержать инструмент и т. п.

Детей среднего возраста воспитатель учит самостоятельно и охотно выполнять доступные им трудовые действия в соответствии с правилом: «Все, что могу, сделаю сам». У них воспитывается желание помогать сверстникам, замечать их затруднения, выполнять отдельные поручения, связанные с заботой о коллективе.

У детей старшего дошкольного возраста педагог развивает понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело. Это проявляется в сознательном выполнении поручений и обязанностей дежурных, самостоятельности и целенаправленности в труде, желании мобилизовать свои усилия для достижения результата, стремлении к наиболее точному выполнению указаний. Воспитывается трудолюбие, умение включаться в работу по собственной инициативе, трудиться в небольшом коллективе, выполняя общее задание: договариваться о совместной деятельности, распределять работу между участниками, оказывать помощь друг другу, понимать зависимость общего результата от активного и добросовестного выполнения каждым порученного задания.

В детском саду, начиная со средней группы, детей приучают нести определенные обязанности. Педагог разъясняет им смысл обязанностей, необходимость их своевременного выполнения, напоминает об ответственности перед ним и коллективом группы. Он помогает детям выполнить возложенные на них обязанности: назначает дежурных в тех видах труда, в которых у детей сформировались уже достаточные навыки; приходит на помощь в случае затруднений; вызывает интерес к выполняемым обязанностям. Все это позволяет ребенку легче справиться с заданием, не отвлекаться. Старшие дошкольники должны с еще большей ответственностью относиться к своим обязанностям, сознательно выполнять работу дежурного, понимать ее значение, проявлять заботу о порученных им объектах, самостоятельно включаться в труд, доводить дело до конца.

Педагог воспитывает у детей бережное отношение к природе. Он приучает малышей ходить только по дорожкам, не затаптывая газон и не срывая цветущих растений, собирать опавшие листья; учит их замечать изменения в жизни природы, видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому.

В средней группе дети должны не только испытывать добрые чувства к природе, но и ухаживать за растениями и животными, проявляя заботу о них.

Старших детей отличает возросший интерес к природе; они наблюдают, сравнивают, отмечают новое, собирают семена, выращивают растения.

В формировании у детей опыта поведения, соответствующего определенным правилам, большое место занимает контроль воспитателя. Это позволяет предупредить возможную ошибку ребенка, своевременно напомнить ему о правиле, подсказать нужный поступок, проследить за качеством выполнения требований отдельными детьми. Контроль всегда сопровождается оценкой. Воспитатель либо поддерживает, одобряет действия детей, либо предупреждает повторение отрицательных действий. Одобряя конкретные поступки, он выражает свое отношение и к ребенку. Например: «Какая у нас Катюша старательная! Аккуратно сложила все карточки от лото, коробочку закрыла и на место поставила!»

В такой оценке содержится положительная оценка действий и одновременно с этим - личных качеств ребенка (аккуратная, старательная). Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому ему не надо быть скупым на похвалу, доброе слово. Педагог использует и отрицательные оценки действий детей. В этих случаях не следует переносить оценку плохого поступка на личность ребенка. Действенным приемом может быть такое противопоставление в оценке педагога: «Не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть товарища!» В подобном обращении звучит и огорчение поступком ребенка, и одновременно убеждение в том, что сам он - хороший, что отрицательный поступок лишь случайность, оплошность, которая не может повториться, если ребенок постарается исправить свое поведение. Такие оценки вызывают у детей не обиду на педагога, а недовольство собой, и тогда они стремятся поскорее вернуть его расположение.

Воспитывая дисциплинированность и культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.

Возникает вопрос, что же является важнейшим средством воспитания дисциплинированности и организованности.

Для воспитания дисциплины главным является органическое сочетание разъяснения, убеждения с упражнением учащихся в дисциплинированности и организованном поведении.

Очень важное значение имеет прямое и безоговорочное, повседневное и неукоснительное выполнение детьми требований и правил, предъявляемых родителями. Эти требования должны войти в кровь и плоть ученика, стать его прочной привычкой.

Поэтому основное внимание в воспитании дисциплины нужно обратить на то, чтобы хорошо осознанные правила и требования современной морали превращались путем постоянного упражнения в устойчивые привычки поведения.

Различного рода поручения, продуманный воспитательный режим в школе и семье, выполнение которого обеспечивается совместными усилиями педагогов и родителей, приучение детей к практическому осуществлению правил культурного и дисциплинированного поведения путем конкретного показа, сочетаемого с упражнениями, – вот основные формы и методы формирования качеств дисциплинированности и организованности.

В своей интересной и значительной педагогической практике А. С. Макаренко часто применял специальные упражнения по воспитанию дисциплинированности и организованности у колонистов.

Они не знают, ходят или не ходят подозрительные личности, допускают, что это проба, но если кто-нибудь скажет, что это проба, то другие его взгреют. Пойдут, проверят, возвратятся; пропустили часть любимой картины, и никто ничего не скажет, что пропустили любимую картину, а идут и смотрят дальше.

Большое значение для воспитания дисциплинированности имеет выполнение школьниками скаутских поручений, особенно в тех случаях, когда они носят трудовой, общественно полезный характер. Это воспитывает у детей настойчивость, инициативу, организаторские навыки и чувство ответственности за порученное дело. Выполняя поручение школы и семьи, ученик растет духовно, приучается искать и находить большое в малом, приобретает важные качества дисциплинированности и организованности.

Упражнения в дисциплинированности через разнообразные поручения начинаются с самого простого – с самообслуживания, с выполнения простейших обязанностей в быту.

Отец Юры, инженер Николаев Г., рассказывает, что сыну было семь лет, когда в семье появился электрический чайник, привлекший к себе внимание сына. Он выразил желание греть его.

– Хорошо, – сказали мы, – только уж ты теперь и пои нас чаем.

Показали, как наливать воду, как включать и выключать. Так и стал сын нашим «поильцем». Случалось, что поилец забывал о своих обязанностях, тогда кто-нибудь напоминал: «Ты что же, Юрочка, без чаю нас хочешь оставить?» Или просто говорили: «Юра, вспомни о своей обязанности». И мальчик сразу брался за чайник.

Поручение, конечно, не велико, но мальчик приучался что-то делать для других, упражнялся в организованном и четком выполнении своих обязанностей.