Доклад "системное построение процесса воспитания". Open Library - открытая библиотека учебной информации I группа - критерии факта

Понятие воспитания.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Является частью процесса социализации.

Цель воспитания.

Цель – свободная, всесторонне развитая, гармоническая личность.
Однако каждый педагогический коллектив должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

Воспитательные задачи:

1) формирование целостной картины мира;

2) формирование гражданского самосознания;

3) приобщение к общечеловеческим ценностям;

4) развитие креативности (творческости) как черты личности;

5) осознание собственного «Я» помощь в самореализации.

Принципы воспитательного процесса:

1) личностный подход в воспитании;

2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе;

3) средовый подход в воспитательной деятельности;

4) дифференцированный подход к воспитанию детей;

5) природосообразность воспитания (учет половозрастных особенностей);

6) культуросообразность воспитания;

7) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

– создание комплексной программы воспитания в образовательном учреждении, построенной на этих ценностях;

– формирование отдельных целевых программ;

– разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы, основой
которых являются общечеловеческие ценности.

Механизм воспитания

Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы образовательного учреждения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия мя всестороннего развития учащихся.

В практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело (нередко называют «крупной дозой воспитания»).

Критерии и показатели эффективности

Первая группа – критерии факта (позволяют ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система).

Вторая группа – критерии качества (позволяют определить уровень развития воспитательной системы и ее эффективности). Это степень приближенности к поставленным целям, общий психологический климат, уровень воспитанности выпускников школы.

Конец XX века ознаменован новым направлением мировой, в том числе и российской, педагогической мысли по отношению к образованию:

– меняется взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, в основе которого проявляются гуманистические и творческие способы взаимодействия его участников;

– меняется представление о личности и ее роли в педагогическом процессе;

– подвергается пересмотру отношение к обучаемому как объекту педагогических воздействий. Закрепляется новое положение субъекта образования и собственной жизни, обладающих уникальной индивидуальностью. Педагогическая поддержка юношеской индивидуальности рассматривается как одна из главных целей образования.

Существующие на сегодняшний день подходы и концепции воспитания направлены на наполнение воспитательной системы новым содержанием, в соответствии с существующей личностно ориентированной парадигмой образования и теми его особенностями, которые уже перечислены. Многовариантность появившихся подходов и концепций открывает новые возможности для развития педагогического творчества преподавателей в реализации целей воспитания будущих профессионалов.

Подход является комплексным педагогическим средством и включает три компонента:

– основные понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики;

– принципы как исходные положения, главные правила осуществления воспитательной деятельности;

– приемы и методы построения воспитательного процесса.

Раскроем основные подходы к воспитанию.

Комплексный подход предполагает, что все компоненты воспитания: цели, задачи, содержание воспитательных влияний; деятельность воспитуемых; формы и методы воспитания и самовоспитания; контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ полученных результатов, позволяют наметить новые цели с учетом достигнутого и появившихся проблем.

Ценностный (аксиологический) подход. У мира педагогических ценностей две составляющие – ценности воспитателя и ценности воспитанника. Выделяют еще несколько разновидностей педагогических ценностей: личностные, групповые, социальные, общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-лич-ностные.

В системе отношений наставников и воспитанников проявляется система ценностных ориентации, субъективированных личностью. Эффективность системы педагогического воздействия зависит от того, насколько личностные представления человека о его назначении, достоинстве, духовной свободе соответствуют нормативным, пропагандируемым ценностям.

Синергетический подход занимает все болееважное место в современном воспитании.

В последние годы возникла необходимость обращения к идеям теории самоорганизации, широко известной как наука синергетика . Это кооперативная наука, изучающая системы с самоорганизацией,
т. е. внутренней способностью выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания.

Предметом исследований синергетики являются законы самоорганизации и эволюции неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. Это системы любой природы, обменивающиеся энергией с окружающей средой через все свои точки.

Основные разработки синергетики связаны с вероятностным прогнозированием развития веера возможностей, который возникает при кризисных состояниях и разрушении старых структур, что обеспечивает переход системы в более высокое качество. Особое внимание уделяется способам заимствования возникающей системой энергии из окружающей, как правило хаотичной, среды, а также разработке методологии, обеспечивающей основу для существования и развития системы в режиме жизнеспособного компромисса. Синергетика дает научный анализ понятию «хаос», рассматривая его как источник развития.

Теория самоорганизации строится на утверждении, что существование в системе нестабильных, неустойчивых состояний является условием ее стабильного и динамического развития. Характерным качеством любой социальной системы является противоречие между хаосом и упорядоченностью в развитии. С одной стороны, налицо развитие системы по направлению к целостности, упорядоченности, а с другой – целостность системы есть остановка в ее развитии.

Потенциал самоорганизации свойственен личностной характеристике россиянина как естественная потребность в нонконформистской, неадаптивной активности. Как возможность преодоления кризиса он присутствует в деятельности личностных структур сознания в виде генетической, национально сообразной потребности осмысливать ситуацию посредством специфически российской способности переживать, принимать близко к сердцу происходящее. Можно с уверенностью полагать естественное наличие задатков особой культуры переживания, которая проявляется в деятельности личностных структур сознания как основа его самоорганизации для мобилизации сил личности на преодоление кризиса. Главным условием, определяющим на сегодняшний день возможность обращения к педагогическому потенциалу синергетики, является перманентный кризис, в котором находятся все сферы российской жизни, в том числе и система образования, которая в целом подпадает под действие законов самоорганизации и эволюции неравновесных открытых систем, пребывающих в постоянном состоянии неустойчивости.



Педагогическая перспектива синергетики в том, что в гуманистических образовательных системах она играет роль развивающего, ненасильственно «помогающего» фактора.

Синергетический подход рассматривается как осознание субъектом потребности в изменении существующего или ожидаемого положения вещей в материальной либо в идеальной сфере и определение цели своей деятельности.

Следует отметить, что развитие личности как самоорганизующейся системы происходит посредством овладения социальными ролями, обеспечивающими социализацию, а затем и персонализацию человека. Личность одновременно и присваивает внешнее, и творит внутреннее, а по мере накопления опыта и развития творческих способностей преобразует внешнее и создает новое для себя и для других.

Синергетический подход позволяет характеризовать воспитательные системы, с одной стороны, как системы неупорядоченные, неравномерные и нестабильные, а с другой – как системы самоорганизующиеся.

В концепции воспитания - целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем -- это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А.Караковский, Л.И.Новикова и Н.Л.Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Разработчики концепции полагают, что и в современном poссийском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков,- пишет В.А.Караковский, -- дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели». Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

  • 1. Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радиопередач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов -- дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.
  • 2. Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
  • 3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
  • 4. Развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.
  • 5. Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.

Принципы воспитательного процесса:

  • а) личностный подход в воспитании: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
  • б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, уважительные отношения между педагогами и детьми,
  • в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
  • г) дифференцированный подход к воспитанию детей: отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;

д природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей учащихся

  • е) культуросообразностъ воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
  • ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, иI показывает их значение для содержания и организации воспитательного.

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

  • - первый путь - создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;
  • - второй путь - формирование отдельных целевых программ, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья - нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.;
  • - третий путь - разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.

Технологический аспект формирования общечеловеческих ценностей ставит нас перед необходимостью рассмотреть выделенные автором ценности.

Формирование ценности Земля как общего дома человечества направлено на осознание глобальных проблем планеты, необходимости экологизации себя и окружающего мира. Технология формирования данной ценности включает в себя интегрированные уроки, внеклассную работу по предметам, уроки-экскурсии, походы, творческие задания по прогнозу человеческих и природных ресурсов, экологический прогноз Земли, исследовательские кружки по географии, биологии, природоведению, экологии, ежегодное обращение школьников к людям Земли и т.д.

Культ ценности Отечества , единственной ценности, завещанной предками, способствует воспитанию гражданского самосознания и чувства патриотизма. Воспитательная работа включает в себя такие направления, как патриотическое движение, клубные и кружковые объединения по возрождению родного языка, народных обычаев, фольклора, восстановление народных ремесел и промыслов, изучение исторического прошлого городов, сел, улиц и т.д. Одной из эффективных форм организации воспитательной работы в этом направлении также считаются воскресные школы.

Своевременное формирование ценности Семья позволяет в дальнейшем успешнее решать экономические и социальные проблемы семьи. Семейное воспитание в данной школе начинается с возрождения семейных устоев и традиций, формирования чувства принадлежности к роду, гордости за историю предков, сохранения и преумножения традиций семьи, заботы о достойном продолжении рода. Воспитательная работа в этом направлении изобилует такими формами, как создание генеалогического древа семьи; конкурсы на лучшие сочинения, стихи, рисунки о семье; спортивные состязания семейных команд; новогодние семейные балы в школе; постановка школьных спектаклей с участием членов семьи; семейные клубы; участие родителей в организации клубной и кружковой работы с детьми.

Принятие и присвоение ценности Труда способствует формированию авторитета честного труда, уважению людей труда и бережливого отношения к продуктам трудовой деятельности. С этой целью в школе создаются игровые модели производственных подразделений, финансово-экономических подструктур, рынков сбыта, бирж труда, центров торговли и сфер услуг, где школьникам предоставляется возможность проиграть разнообразные социально-трудовые роли, конструировать и апробировать некоторые производственные отношения.

Формирование ценности Знание тесно связано с усилением интеграции, информатизации, дифференциации, креативности, индивидуализации школы. В образовательном процессе школы наблюдается приоритет творческих заданий, научно-познавательной деятельности, эвристических и поисковых методов обучения и воспитания.

Формированию ценности Культура способствует реализация таких принципов, как гуманизация, гуманитаризация, эстетизация воспитания и обучения. Формирование человека высокой культуры происходит в определенной логике. Ребенок, в первую очередь, должен усвоить культуру своего рода (семьи), затем вобрать в себя культуру своего этноса (нации), и, наконец, возвысится до ценностей общечеловеческой культуры. С точки зрения автора, человек потерявший культуру рода и нации, не способен усвоить всю палитру ценностей культуры Человечества. Драматизация, театрализация, месячники Театра, Культуры, Литературы, Родного языка и т.д. представляют далеко не полный перечень методов и средств воспитания интеллигентности и духовности воспитанников российской школы.

Формирование ценности Мир и толерантного отношения к различным этносам достигается созданием воспитывающих ситуаций, использованием игровых методов, участием школы в программе «Во что играют дети мира», изучением легенд, мифов, фольклора, участием в международных акциях, операциях и манифестациях в поддержку Мира и Солидарности народов.

Формирование Человека как абсолютной ценности, как «меры всех вещей» является целью, средством, и результатом воспитания в концепции В.А. Караковского.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса:

Выделяются две группы критериев с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.

I группа -- критерии факта.

  • 1. Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий; скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.
  • 2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение. Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы». Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.
  • 3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.

II группа -- критерии качества.

  • 1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы.
  • 2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.
  • 3. Уровень воспитанности выпускников школы. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии

с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растёт. В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8 \% всех детей), из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Во многих педагогических источниках можно увидеть утверждения о том, что сегодня нужен «новый подход к пониманию процесса воспитания», или «свежий взгляд на воспитательное воздействие», или нужны «новые черты, присущие сегодняшнему педагогическому общению». Что же это означает для учителя-воспитателя? Новый взгляд на воспитание с позиции культуры предлагает Н. Е. Щуркова с учётом того, что «наше общество осуществляет попытку войти в контекст общечеловеческой культуры». Сегодня в школе нагружается память учащихся, наращивается его эрудиция, но, к сожалению, не происходит самого главного — реального включения молодого человека в контекст культуры. Она предлагает учительству усвоить новую технологию общения, сочетающую в себе социальные ценностные требования и свободу выбора ребёнка как личности.Профессиональное умение общаться с детьми - это значит: уметь реализовать функции открытости ребёнка на общение, оказывать ему помощь в общении, возвысить его поведение до уровня культуры. В. П. Созонов предлагает следующий подход к воспитанию: не от общества, а от ребёнка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена не от общественных потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который стремится понять себя, найти своё место в жизни, выразить, реализовать себя. А. И. Малекова утверждает, что все точки зрения на современное воспитание можно объединить в две группы:А) формирование личности и управление ею;Б) гуманистическое обращение к личности воспитанника, к созданию условий для развития его внутренних потенциальных возможностей и на этой основе - к социализации. Поэтому современный педагог - воспитатель без осмысления вышеназванных подходов к процессу воспитания не может вести целенаправленный процесс по созданию условий для развития личности учащегося. Необходимо работать с реальным учеником, влиять на его индивидуальное сознание, ориентируясь не на внешние заданные параметры его воспитанности, а на его внутренние, потенциальные возможности саморазвития, самоорганизации, самоопределения и личностного роста. А для этого лучше всего использовать игровые, театрализованные, ситуативно-творческие методы и формы воспитательной работы, которые стимулируют активную деятельность учащихся, побуждают их размышлять, вести диалог, принимать решения. О формах и методах на современном уровне хорошо отражено в книге В. М. Лизиненко «Приёмы и формы в воспитании». Всё это создаёт предпосылки для становления творческой индивидуальности, личностного образа ребёнка. Сегодня искусство воспитания основано на научно-теоретическом фундаменте, который наращивается методиками, технологиями. А затем и рекомендациями инструкциями, советами. Педагогу, воспитателю, прежде чем вести воспитательную работу, необходимо быть осведомлённым в приоритетных ценностях каждого воспитанника, которыми наполнена их жизнедеятельность, а для этого ему самому следует осваивать педагогику ценностей и смыслов. Исследования учёных показали, что на первый план учащиеся ставят самореализацию и саморазвитие, доброжелательные отношения, взаимопонимание.Сегодня педагогу предстоит продумать смысл и стратегию личностно ориентированного воспитания, целью которого является развитие интереса растущего человека в себе:А) своему внутреннему миру, своему характеру, своим отношениям с людьми;Б) развитие способности и умения понимать другого человека, заботиться о нём, сотрудничать с ним;В) формирование способности делать жизненные выборы в интересах своего развития и помощи личностному росту других людей. (С. Д. Поляков) Сегодня важно подготовить «человека умелого и мобильного», способного относительно безболезненно вписаться в контекст современных цивилизационных процессов. О. С. Газман предложил 5 направлений в воспитании: здоровье, общение, учение, досуг, образ жизни. Н. И. Диреклеева рекомендует шесть направлений: здоровье, взаимодействие, нравственность, интеллект, досуг, семья. В итоге всех предложений предлагается использовать следующие направления: воспитание гражданина, развитие отношения к себе и окружающим людям, воспитание уважительного отношения к законам, воспитание бережного отношения к природе, воспитание носителя культуры, воспитание здорового образа жизни, воспитание труженика, приобщение к общественной жизни коллектива. Эти направления отражают реалии сегодняшнего дня и позволяют логически выстраивать систему воспитательной работы как в масштабе класса, так и в масштабе школы. Сегодня актуальным стало составление целевых комплексных программ. Она составляется на основе анализа результатов своей деятельности в предшествующем году, видел не разрешённую проблему в работе с группой и составил целевую программу по реализации этой «кричащей» проблемы, которую нужно решить в ближайшей перспективе. Воспитатель, классный руководитель, посоветовавшись с группой, классом, может выбрать одну из целевых комплексных программ или предложить свою, а затем в течение учебного года развивать её со своими воспитанниками. Примерный перечень программ может быть следующим: «Экология», «Милосердие», «Миротворчество», «Я» в мире и мир в моём «Я», «Добро, Истина, Красота», «Родословие», «Отечество», «Культурное наследие», «Сознательная дисциплина» и другие. Чтобы применение программ было оптимальным, важно себе ответить на вопрос, какое место она займёт в воспитательной работе: лидирующее, задающее основную линию воспитания или развивающее укрепляющее воспитательную работу, или дополняющее воспитательную работу новыми красками. Возвращаясь к трудам Н. И. Диреклеевой нужно отметить, что примечательным в них является наличие диагностической программы по каждому из предполагаемых его направлений, что существенно упрощает деятельность воспитателя, классного руководителя. Диагностика в настоящее время должна занять одно из ведущих мест деятельности педагога-воспитателя, ибо она позволяет ему собрать необходимую информацию в сравнительно короткое время, определить уровень особенностей личностного качества учащегося, особенно наших детей с ОВЗ, наблюдать динамику духовного роста воспитанников, видеть промежуточные результаты своей деятельности и прогнозировать развитие изучаемого явления. Педагоги сегодня делают попытки составления своей программы педагогического диагностирования личности учащегося, его родителей, классного коллектива, выстраивая её в определённой системе, логике и последовательности, но, к сожалению, всё это удаётся далеко не всем. Это происходит по ряду причин, но одна из них наиболее существенная - недостаточное соблюдение логики деятельности воспитателя. «Необходимо, чтобы каждый воспитатель чётко осознавал свои функции в обслуживаемой им педагогической системе и определял, исходя из изложенного, логику своей деятельности». (Ю. П. Сокольников) Причём эта логика должна соблюдаться в тесном единстве в масштабе школы. Следовательно, современному воспитателю, учителю нужно обладать логичностью мышления и постоянно работать над его развитием, совершенствованием, критически анализируя и оценивая себя как воспитателя. Чем более развита логичность мышления у педагога, тем быстрее и успешнее он овладевает научно-обоснованной логикой педагогической деятельности.Современные концепции воспитания и их использование в педагогической деятельности. Педагогам как профессиональным воспитателям необходимы сегодня представления о современных концепциях воспитания для того, чтобы произвести обновление и совершенствование воспитательной деятельности. К сожалению, внесение локальных или модульных изменений в воспитании не приносят желаемых результатов. Необходимы более существенные перемены в практике воспитания учащихся, которые осуществимы лишь при системной организации мышления и действий воспитателей и воспитанников. В настоящее время нам известны следующие концепции воспитания учащихся:1. Системное построение процесса воспитания. Педагогическое диагностирование учащихся.2. Системно-ролевая теория формирования личности.3. Формирования образа жизни, достойной Человека. Педагогические технологии в работе классного руководителя, воспитателя. Педагогическая техника учителя.4. Воспитание ребёнка как человека культуры.5. Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития.6. Самовоспитание школьника.7. Воспитание на основе потребности человека.8. Воспитание как педагогический компонент воспитания ребёнка.Концепция системного построения процесса воспитания. Авторами данной концепции являются Людмила Ивановна Новикова, директор 825 школы Москвы, профессор Владимир Абрамович Караковский и Наталья Леонидовна Селиванова. В этой концепции восприятие рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития. Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В. А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе.Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям:1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях.2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями.3. Разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности.4. Составление плана воспитательной работы по следующей схеме:

Общечеловеческие ценности

Ноябрь 1-я неделя

Ноябрь 2-я неделя

Ноябрь 3-я неделя

Ноябрь 4-ая неделя

1. Человек

5. Культура

6. Отечество

Воспитательная система школы - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка Автором концепции является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Воспитание он рассматривает как процесс человековедения (человековедение - вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Цель воспитания - формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. Задача воспитания - формирование у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учётом этапов развития личности. Концепция «системное построение процесса воспитания» В. А. Караковского и других авторов предполагает обязательное изучение отдельной личности учащегося, его родителей, классного и школьного коллективов. Педагогическая диагностика позволяет определить уровень сформированности личности учащегося и проявление её индивидуальности (ход развития). Это даёт возможность постоянно корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми.Концепция формирования образа жизни, достойной человека. Создателем этой концепции является профессор Надежда Егоровна Щуркова. Образ жизни, достойной Человека - это бытие человека в мире, стремящегося к истине, добру и красоте. Воспитание автор определяет как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. По мнению Н. Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, это нечто разумное, моральное, созидательное, способное творить и исполнять миссию человека. В этом заключается триединство - разумного, духовного и творческого в жизни человека. Другими словами, жизнь, достойная Человека, — это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Научить школьников искусству поиска смысла жизни, помочь ему не только в ситуации нравственного выбора, но и выбора лучшего себя - профессиональный долг истинного воспитателя. Проповедуя диалогическое воспитание, автор рекомендует воспитателям организовывать размышления детей над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями и действиями. Это сообщения детей о том, что произошло с ними за последний час, день, месяц, четверть, год. Воспитатель, получая представления детей о жизни, объединяя разрозненные факты их жизни в нечто цельное, направляет их к поиску Истины, Доброты и Красоты. Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н. Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьников. В программе определены педагогические задачи в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению.Современные воспитательные концепции прилагаются к данному докладу. В теории и практике воспитания различают три основные цели: 1. Идеальная цель - это некий идеал, к которому стремятся общество, школа, педагог; 2. Результативная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося(, который планируется достичь за определённый промежуток времени; 3.Процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств ученика (учащегося). В процессе целеполагающей деятельности воспитателя, классного руководителя каждая из названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловленным педагогическим кредо воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива и спецификой условий его жизнедеятельности. Права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.Советы воспитателю и классному руководителю Дети учатся у жизни! Помни! — Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;— Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности;— Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;— Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;— Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;— Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя;— Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;— Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым;— Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей;— Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;— Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.Система правил, реализуемых в гуманистически-ориентированном воспитательном процессе (по О. С. Газману) — Истинная самореализация педагога - в творческой самореализации ребёнка;— Ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;— Всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении, постоянном развитии;— Все трудности непринятия в поведении ребёнка преодолевай нравственными средствами;— Не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;— Дети - носители грядущей культуры; всегда критически соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - это конструктивный диалог культур;— Не сравнивай никого ни с кем, этически корректно сравнить можно только результаты действий;— Доверяя - не проверяй!— Признай право растущей личности на ошибку и не суди за неё ребёнка;— Умей вовремя признать свою ошибку;— Защищая ребёнка, учи его защищаться.

Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

Аксиологическую основу педагогической системы школы составляет теоретическая концепция, которая включает ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории.

Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию . Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической системы школы. Такая роль общения в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому) в ходе совместной деятельности.

Для любой педагогической системы школы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. В этом случае школа становится реальным центром воспитания.

Разнообразной бывает взаимосвязь и взаимовлияние дидактической и воспитательной подсистем в рамках единой педагогической системы школы. Характер взаимозависимости подсистем во многом определяется теоретической концепцией и другими условиями развития педагогической системы. Существует диалектическая зависимость между характером воспитательной подсистемы и состоянием педагогической системы школы в целом: развивающаяся школа требует динамичного развития и воспитательной системы.


Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).

Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:

· интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);

· расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды;

· экономией времени и сил педагогического коллектива, поскольку преемственность и диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивают достижение поставленных воспитательных задач;

· созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.