Дошкольное образование во франции. Особенности воспитания детей во франции

А почему я никогда не видела, чтобы французские дети закатывали истерики? Почему во французских домах гостиные не завалены игрушками?

Французские гувернеры… С этим понятием связывают весьма обширные ассоциации, которые конечно же дошли до дня сегодняшнего аж из века девятнадцатого. Именно французским воспитателям доверяли своих детей русские дворяне, надеясь увидеть в собственном ребенке утонченность вкуса, изысканность манер, умение вести беседу в сочетании обширными знаниями – пусть понемногу, но обо всем. Что же стоит за этим красивым, но во многом литературным образом, насколько он соответствует реальности?
Нина Лебедь

Работающая или неработающая мама?

Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки не сидят с детьми дома, они предпочитают работать и делают это по многим причинам. Во-первых, жизнь во Франции очень дорогая, и чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком — шесть недель до и десять недель после рождения малыша — предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии. Во-вторых, французские мамы опасаются, что за время вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию и потом никуда не смогут устроиться. Помимо этого большинство французских матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша — помещение его в коллектив, обучение общению с другими людьми — пойдет только на пользу, потому что в коллективе ребенок развивается гораздо лучше, там за компанию с друзьями он начинает играть, читать, рисовать, кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина и как важно быть дисциплинированным, быстрее осваивает необходимые в быту навыки: как обращаться со столовыми приборами, как самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом и т.д. Французские дети настолько естественно воспринимают то, что их мамы работают, что неработающая женщина вполне может услышать от своего ребенка вопрос: «Мама, ты не работаешь, потому что больна?»

Интересная бытовая деталь: во многих государственных детских садах и досуговых центрах детей, у которых мамы не работают, не допускают в столовую и они должны ходить обедать домой. Это очень неудобно для ребенка, который не имеет возможности пообедать вместе со своими друзьями и должен очень торопиться, чтобы успеть сбегать домой и обратно. Французская мама не выходит на работу чаще всего в тех случаях, когда в семье появляется второй ребенок и особенно, когда рождается третий. Тогда женщина заботится о малышах сама. Занятия с малышами французских мам мало чем отличаются от занятий с малышами русских женщин: они вместе с ребенком разглядывают картинки в книжках, показывают предметы и объясняют, как они называются и для чего служат, играют в кубики, собирают пирамидки, смотрят мультфильмы.

Телесные наказания детей всегда были огромной редкостью во Франции. Обычно провинившихся наказывали, лишая его какого-нибудь развлечения или лакомства. Наградой считалась отмена наказания или денежное поощрение. У каждого ребенка имелась своя копилка, куда малыш складывал подаренные ему деньги.

Бабушки и дедушки принимают мало участия в воспитании внуков, привлекать их к этому во Франции не принято. Бабушка или дедушка может иногда погулять с малышом, отвезти его в кружок или секцию. Кстати, кружков для детей во Франции очень много, как и различных ассоциаций, которые занимаются с малышами, и стоит это сравнительно недорого. Поскольку домашнее воспитание в связи занятостью родителей не очень актуально, во Франции достаточна развитая система образования, включая дошкольный этап.

Французская система образования

Образовательная система современной Франции состоит из четырех блоков: начальная, средняя и старшая школы, последняя ступень — это высшая школа (университет). Также как и в современной России наряду с бесплатными общедоступными учебными заведениями, которые контролируются государством, во Франции существуют и частные учебные заведения, которые, как правило, находятся в ведении негосударственных или религиозных организаций и являются платными. Условия пребывания как в государственных, так и в частных заведениях часто зависят от того, где именно они расположены, ведь небольшая Франция делится на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь подразделяются на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну, поэтому в каждом индивидуальном случае нужно обращаться в органы местного управления или непосредственно к директорам яслей, детских садов и школ. Коммуны — это единицы местного управления, которые управляются коммунальным советом (он избирается прямым голосованием) и мэром, которого выбирают члены этого коммунального совета. В обязанности совета входит принятие местного бюджета, определение размера местных налогов, решение различных проблем в коммуне.

Дошкольное воспитание: с грудного возраста

Во Франции, как и в большинстве стран, считается, что прежде чем отдавать ребенка в школу, его необходимо сначала подготовить к ней. Подготовка эта осуществляется в яслях и детских садиках. Современные французские ясли готовы принимать на воспитание детей, едва достигших трехмесячного возраста. Традиция отдавать малыша на воспитание чуть ли не с самого его рождения существует во Франции с давних времен. Не успевал младенец появиться на свет, как его немедленно отправляли в какую-нибудь деревню, где малыш рос и воспитывался до двух-трех лет, или же с двухнедельного возраста ребенка определяли в специальные заведения для грудных детей, так называемые «creche» (ясли), где ребенок проводил целый день до вечера, пока за ним не приходили родители. Ясли малыш посещал тоже приблизительно до двух-трех лет. Сейчас во французские «creche» берут детей совершенно разного возраста, все зависит от условий конкретных яслей. Французские государственные ясли — «creche collective» открыты, как правило, с понедельника по пятницу. Бытовые вопросы в яслях решаются следующим образом. Для самых маленьких воспитанников — грудничков — родители должны каждый день приносить специальное молоко или смесь, которым нянечки и воспитатели будут кормить малыша. Уравниловка здесь не допускается, поскольку питание для таких крох врач подбирает индивидуально для каждого ребенка.

Дети постарше получают другое молоко, оно есть в яслях и приносить его из дома не нужно. Кроме молока или смеси, родители должны сами обеспечить своему малышу необходимое количество подгузников на день, хотя в некоторых яслях подгузники даже выдают. Детей в яслях кормят столько раз в день, сколько полагается для их возраста, самые маленькие получают молоко или смесь каждые 2-3 часа, в зависимости от индивидуального графика, которого неуклонно придерживаются воспитатели. Детишки от года получают в яслях питание дважды: около полудня — обед, в четыре часа вечера — полдник, а завтракают и ужинают дома. Во многих «creche collective» есть своя кухня, так что пищу малыши получают самую свежую, только что приготовленную — каши, пюре, фрукты. Спят малыши тоже в то время, в какое привыкли, никто не станет укладывать ребенка спать, если он привык в это время бодрствовать. Врезка: Индивидуальное отношение к каждому малышу — отличительная черта французских яслей. Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать.

Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием.

Несмотря на это, отношение к дисциплине очень серьезное, французские дети с пеленок усваивают, что драться нехорошо, нельзя капризничать, нужно слушаться старших и выполнять требования воспитателей. Обычно в группе из 10-18 детей работает сразу 4 воспитателя — они играют с малышами в развивающие игры, разучивают с ними песенки, читают сказки, занимаются лепкой, музыкой и рисованием. В холодное время года в некоторых яслях отменяют прогулки с детьми, обычно это происходит в конце октября. Места для прогулок в яслях оборудованы всем необходимым, чтобы малыши могли вволю побегать, покачаться на качелях, покататься с горки, поиграть. Кроме того, маленького ребенка можно устроить на половину дня в ясли-сад, который называется во Франции «halte-garderie». Это государственная структура. Малыш будет проводить там всего несколько часов два-три раза в неделю или каждый день (это зависит от конкретного сада). Оплата услуг «halte-garderie» зависит от финансового положения семьи. Сумму определяет специальная комиссия на основании представленных семьей документов о доходах.

Небольшой нюанс: право отдать ребенка в государственные ясли имеют только те семьи, где оба родителя работают или учатся, и этот факт нужно подтвердить специальной справкой с места работы или учебы. Считается, что если один из родителей ребенка не работает и не учится, то он и должен сидеть с малышом. Если один из родителей не работает, но находится в поиске работы, ребенка могут принять в ясли на три месяца. По окончании этого срока ситуация должна быть пересмотрена. Если родитель за это время не смог найти работу и сможет документально подтвердить, что активно занимается ее поисками (разосланные резюме, ответы работодателей и т.д.), то срок пребывания малыша в яслях может быть продлен. Получить место в государственных яслях не так-то просто. Порой женщины вынуждены вставать в очередь, находясь еще только на шестом-седьмом месяце беременности. Наряду с государственными яслями существуют и частные, но за них приходится довольно много платить.
Ясли или няня?

Помимо «creche collective» во Франции существуют ассоциации нянь — «creche familiale». Условия нахождения ребенка при няне из «creche familiale» зависят от правил конкретной ассоциации. Обычно в группу к одной няне набирают двух или трех малышей. Родители имеют право предварительно пообщаться с потенциальными нянями, чтобы выбрать наиболее подходящую, на свой взгляд, и понравившуюся им. В оплату услуг няни из «creche familiale» входит двухразовое питание ребенка, так же как и в яслях — обед и полдник. Когда няня уходит в отпуск или берет больничный, другая няня из ассоциации заменяет ее. Некоторые родители пользуются услугами частных нянь, их список можно получить в специальной организации, которая называется «Relais des assistantes maternelles» или прямо в мэрии. Для работы няне необходимо иметь лицензию, которую она получает после окончания специальных курсов. Обычно такая няня присматривает за тремя-четырьмя детьми у себя дома, при этом дети могут не подходить друг другу по возрасту. Большой минус в том, что если няня заболевает или уезжает в отпуск, то заменить ее некому, и родителям приходится придумывать различные варианты, чтобы пристроить куда-то своего малыша, если нет возможности остаться с ним дома.

Детский сад по-французски

В современные французские детские садики — «ecole maternelle» принимают детишек в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на три группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом. Самых старших деток учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. Часто в детских садах дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник. Родители в этих случаях дают ребенку с собой «сухой паек»: чипсы, вареные яйца, бутерброды, листья салата, сыр, фрукты, соки и компоты. Обучение в «ecole maternelle» пользуется огромной популярностью во Франции, хотя обязательным не является.

Большинство детских садиков во Франции не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами. Дело в том, что во Франции традиционно среда — день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий с ними катехизисом в тех семьях, где родители считали это необходимым. Традиция сохранилась и по сей день, так что по средам дети из религиозных семей изучают Библию, а нерелигиозные семьи водят малышей в музыкальные школы, спортивные секции и разные кружки. Для детей, чьи родители работают по средам и не имеют возможности отпрашиваться каждую неделю с работы, существуют специальные центры досуга («centre de loisir»), они бывают как при школах, так и сами по себе, как правило, являются государственными, финансируются из местного бюджета, но и сами зарабатывают деньги. Они работают по средам и в дни школьных каникул. Во многих таких досуговых центрах даже существует «тихий час», хотя родителей всегда спрашивают, желаюют ли они, чтобы ребенка днем укладывали спать. После детского садика, в возрасте шести лет ребенок поступает в начальную школу и учится в ней в течение пяти лет. Так же как и в России, у детей в начальной французской школе, как правило, один учитель по всем предметам.

Таким образом, посмотрев на воспитание маленьких французов изнутри, возможно расхожие литературные ассоциации с изысканным и модным французским воспитанием обретут реальное содержание.

А почему я никогда не видела, чтобы французские дети закатывали истерики? Почему во французских домах гостиные не завалены игрушками? Тогда, когда американцы приходят в гости с маленькими детьми, то все время вынуждены заниматься своими чадами, тогда как французские дети спокойно играют сами по себе, пока взрослые пьют кофе.

Вот некоторые секреты воспитания по-французски:

  1. Дети обязаны здороваться, прощаться, говорить «пожалуйста» и «спасибо» . Им полезно усвоить, что у других людей тоже есть чувства и потребности
  2. Когда ребенок ведет себя плохо, взгляните на него с укором
  3. Разрешайте детям только один раз перекусывать между трапезами. Во Франции это делается в 16.00 или 16.30
  4. Напоминайте детям (и себе), кто главный. Французские родители говорят: «Решение за мной».
  5. Не бойтесь говорить «нет». Пусть дети приучатся к тому, что не все желания исполняются

Читайте также:

Это интересно!

Просмотрено

Лечение кашля по телевизору. Как нельзя лечить детей

Просмотрено

Когда ваш муж не торопиться возвращаться домой с работы, вы готовы убить его?

Детская психология

Просмотрено

6 причин, которые разрушают способности детей

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Мама 3 детей разбила стереотипы о красоте

В каждой стране есть собственные секреты, позволяющие эффективно воспитывать ребёнка. Иногда эти методы во многом совпадают с нашими воспитательными традициями, а в некоторых случаях существуют явные отличия. К примеру, французы считаются довольно строгими родителями, может быть, поэтому французские малыши и считаются настолько самостоятельными и дисциплинированными. Каковы особенности воспитания детей во Франции , как сильно они отличаются от отечественных традиций – ищите ответы в нашей статье.

Французские мамы: «нет» долгому декрету

Долгое нахождение с ребёнком дома не пользуется у француженок особой популярностью. Они в подавляющем большинстве не сидят с малышами до полутора или трёх лет, предпочитая выходить на работу пораньше. И для этого есть весомые причины.

  1. Не секрет, что жизнь в европейских странах достаточно дорогая. Поэтому француженки, разделяя с мужем обязанность по обеспечению семьи, предпочитают возвращаться на рабочее место очень рано. Так, декретный отпуск во Франции составляет 1,5 месяца до и 2,5 месяца после родов.
  2. Француженки беспокоятся о том, что вынужденный простой в трудовой деятельности и перерыв в карьерном росте приведут к потере квалификации и затруднят дальнейшее продвижение по службе.
  3. Французские мамы полностью одобряют идею ранней социализации детей, часто отдавая их в ясли с трёх месяцев. По их мнению, уже в таком возрасте малыш учится взаимодействовать в коллективе, общаться с другими людьми, приобретает бытовые навыки: владение столовыми приборами, одевание и раздевание, пользование горшком.

Конечно, если в семье появляется второй или третий ребёнок, француженки не спешат выходить на работу, а заботятся о своём потомстве самостоятельно, получая декретное пособие. Их занятия похожи на упражнения русских мам: чтение сказок, игры в кубики и пирамидки и т.д.

Любопытно, что во Франции бабушки и дедушки не так активно привлекаются к воспитанию внуков, как у нас. Они всего лишь изредка гуляют с малышом, отводят или отвозят в кружки и секции, в свободное время занимаясь личными делами.

Французские ясли и детские сады

Ясли во Франции принимают в свои стены крох, которые едва достигли трёхмесячного возраста. Для грудничков мамы приносят молоко или специальную смесь, предназначенные для конкретного ребёнка. Деток постарше кормят в учреждении.

Кроме того, укладывают детей не по расписанию, а в то время, в которое они привыкли спать дома. Однако по отношению к дисциплине работает строгое правило: с ранних лет крохи должны усвоить, что драться, кусаться, капризничать и впадать в истерики – это очень плохо.

При этом попасть в государственные ясли достаточно сложно. Французские власти уверены, что если мама или папа сидят дома, то и ребёнку не нужно посещать образовательное учреждение. Поэтому правом отдать кроху в ясельную группу обладают те семьи, в которых оба родителя имеют справку о том, что они учатся или работают. Конечно, есть и частные ясли, но это дорогое удовольствие, доступное не всем французам.

Детский сад открыт для детей от 2 до 6 лет. Как и у нас, основная задача садика – подготовить ребёнка к поступлению в школу. Дети здесь играют, занимаются рисованием, лепкой, читают, считают и пишут. Помимо этого, огромное внимание воспитатели уделяют общению дошкольников друг с другом.

Во французской психологической и педиатрической литературе не отыщешь конкретных советов, как «правильно» воспитывать своих отпрысков. Напротив, психологи рекомендуют мамам расслабиться и не тревожиться по пустякам, обратив внимание и на собственную жизнь, отдельную от ребёнка.

Наши бывшие соотечественники, переехавшие во Францию, делятся на родительских форумах любопытными наблюдениями по поводу воспитания детей.

  1. Француженки с первых дней кладут новорождённого в отдельную кровать, желательно, чтобы она находилась в другой комнате. В итоге ребёнок приучается , не беспокоя маму просыпаниями. Кстати, во Франции принять отставлять грудничка прокричаться, не подходя к нему, когда он плачет.
  2. Физическое наказание – огромная редкость. Виновника чаще всего просто лишают развлечений или лакомств. Поощряют же ребёнка обычно материально. У многих малышей есть собственные копилки, куда они складывают подаренные деньги.
  3. Французы не станут прерывать своё занятие, чтобы выслушать детскую претензию или побаловать ребёнка. С раннего детства детей учат выбирать правильное время для беседы с родителями и не встревать во взрослые разговоры.
  4. Воспитание приносит свои плоды: маленькие французы не будут открывать холодильник без спроса, не станут хозяйничать в квартире, если взрослых нет дома, не смогут пригласить приятелей без разрешения родителей.

Конечно, особенности воспитания детей во Франции отличаются от российских, но это не означает, что французские родители чем-то хуже или лучше наших мам и пап. В каждой воспитательной системе есть свои плюсы и минусы, однако никто не мешает нам взять что-то полезное у мудрых и галантных французов.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Как воспитывают детей во Франции. Рассмотрим секреты французского воспитания детей.

Жизнь во Франции очень дорогая, и, чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком - шесть недель до и десять недель после рождения малыша - предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии.

Воспитание с самого раннего возраста имеет большое значение потому, что оно должно заложить основы нравственности человека, фундамент его личности. Вот почему нередко говорят, что воспитание начинается “ с пелёнок “.

Воспитание всегда было сложной задачей, сегодня не более, чем вчера. Оно требует сердечности, интуиции, такта. Эти качества есть у родителей, но они могут и развиваться, при условии, что они будут внимательны. Надо доверять себе, и таким образом можно найти ответы на многие вопросы. Эти качества будут меняться с возрастом ребёнка. Важно хорошо узнать своего ребёнка, чтобы правильно действовать в нужный момент. Большая часть трудностей и столкновений родителей с детьми возникает из - за незнания возможностей и потребностей ребёнка, а также вследствие того, что от ребёнка часто требуют дисциплинированности, несовместимой с его возрастом; например, пытаются заставить сидеть 4 - летнего ребёнка, который мечтает только о том, чтобы побегать (что ему к тому же просто необходимо).

Надо доверять своим педагогическим способностям, но надо также доверять и ребёнку. Не следует недооценивать его возможностей. Когда ребёнок проявляет тенденцию к независимости, желает сделать что - либо самостоятельно, родители часто отказывают ему, мотивируя тем, что он ещё маленький. А почему бы не позволить ему это? Доверие взрослого лишь поможет ему. Родители должны запомнить несколько важных замечаний. Во - первых, воспитывать ребёнка, значит прежде всего помочь ему освободиться от вас. Рождение, отнятие от груди, детский сад - так постепенно ребёнок приучается обходиться без вас. Он словно чувствует, что ему предназначено судьбой покинуть вас; едва начав ходить, малыш возмущается, когда его держат за руку. Едва научившись произносить несколько слов, он кричит: “ Я уже большой! “ Но обращаясь к действительности, можно заметить, что родители не всегда торопятся поощрять независимость. На практике это отнимает много времени: быстрее самой застегнуть ботинки, чем ждать, когда ребёнок с ними справиться. Требуется немало терпения, чтобы позволять ребёнку проявлять самостоятельность. Чем раньше родители начинают позволять ребёнку стать самостоятельным, тем теснее и прочнее будут ваши связи с ним. Направлять ребёнка - это не означает наметить цель с самого начала, надо предоставить ему возможность взрослеть, постепенно помогая ему реализовывать себя, ибо недостаточно просто стать взрослым, чтобы что- то собой представлять. Человек будет самим собой только если он реализует своё дарование, совершит то, для чего появился на свет, станет инженером или художником, коммерсантом или бухгалтером, одним словом, “ хорошо воспитать ребёнка - значит позволить стать ему самим собой.”

Самым важным в воспитании, считает Лоранс Пэрну - любить, разговаривать с ребёнком, быть очень требовательным в отношениях с ним, чтобы он был не менее требовательным к себе, уметь предоставить ему свободу, служить ему опорой и защитой, в любом возрасте считать его человеком. Говоря о воспитании детей, французские педагоги и психологи стали обращать внимание на такую проблему, как балованные дети. Когда речь идёт о несчастном, обычно имеется в виду, что это ребёнок, которого недостаточно любят или не любят вовсе. А приносит ли счастье чрезмерная любовь? Прежде всего от этого страдает сам ребёнок. Обычно такой ребёнок выглядит не очень симпатично, поэтому часто к таким детям бывают несправедливы. Как правило, балованные дети редко по - настоящему расцветают. Чаще всего это мрачные и очень ревнивые дети. Это следствие того, как это не парадоксально, ведь балованному ребёнку ни в чём отказывают.

Откуда берутся балованные дети? Наблюдая за нашими современниками, часто приходишь к выводу, что ребёнок превратился сегодня в некое новое божество, которое необходимо во что бы то ни стало защитить от превратностей жизни.

В такой ситуации слова “ считаться с ребёнком “ означают для родителей “ сделать его центром своей жизни “. Сколько родителей с гордостью признаются, что ребёнок для них - это всё, хотя на самом деле от них требуется нечто совершенно иное, а именно: служить примером и ориентиром для своих детей.

Когда ребёнок желанный, то он часто выполняет роль идеального “Я “ своих родителей: он заполняет пустоту, становится высшим достижением супружеской пары. Разве можно в чём - либо отказать маленькому богу? Ребёнок, возведённый в божественный ранг, не знает никаких запретов, и родители готовы пойти на любые жертвы, чтобы выполнить каприз своего чада. Многие родители доходят до того, что меняют профессию, местожительство и даже разводятся ради мнимого “ благополучия “ ребёнка. В ответ они ожидают, что со временем он оправдает возложенные на него надежды.

Дошкольное образование во Франции

Дошкольное образование во Франции является добровольным и бесплатным. Вместе с тем, большинство детей Франции посещают дошкольные учреждения.
Первое дошкольное учреждение появилось во Франции в 1770 г. Достаточно активно система образования начала развиваться с 1826 г. Открывались ДС для детей бедняков, сначала в Париже, затем и в других промышленных городах. В 1830 г. государство стало принимать дошкольные учреждения под свою опеку. В дошкольной педагогике очень видное место занимают работы Полины Кергомар (1838-1925). Она разработала организационные и содержательные основы нового типа детских учреждений "Материнская школа". Она предложила вводить в воспитание игру как основной метод и форму работы с детьми, указывала на необходимость учета психических особенностей детей, была противником телесных наказаний.
На сегодня дошкольное образование во Франции состоит из "материнских школ", соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти учебные заведения с 2 – 3 летнего возраста.
Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет – обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к чтению, письму и счету. Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают и дети нуждаются в присмотре.
Дошкольное образование во франции часто критикуют за излишний академизм и жесткую дисциплину, за то, что детям в малой степени предоставлена свобода выбора. Однако несмотря на это, французская система материнских школ является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.
Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18-19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают и дети нуждаются в присмотре. Следует заметить, что во Франции традиционно среда - день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий. И поэтому большинство детских садиков не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами.
В детский сад принимают детей в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на две группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Следует заметить, что на любом этапе жизни ребенка истинное воспитание осуществляется на основании принципа «познание на ощупь, который важнее всех научных методов» Френе С. Антология гуманной педагогики. М.,1996. С.29.. И именно поэтому, во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом, а также обучение различным практическим навыкам. Самых старших учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. «Главное внимание уделяется развитию речи малышей, пению, рисованию, физическим упражнениям, воспитанию санитарно-гигиенических привычек и простейших навыков самообслуживания» Вульфсон Б.Л. Школа современной Франции. М.,1970. С.78.. Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием. Иногда дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник.

Задачи дошкольного образования

На ступени дошкольного воспитания образовательные цели заключаются в развитии физических, социальных, поведенческих и интеллектуальных навыков, необходимых для выработки умения справляться с разнообразными ситуациями сложной повседневной жизни. Достижение этих целей обеспечивается единством требований окружения. Ребенка поощряют контролировать свое поведение, обслуживать себя, пытаться решать новые задачи, регулировать отношения с окружающими, отстаивать свои права.
Этому нельзя научить, но можно постепенно воспитать в ребенке эти качества и умения, поэтому предпочтение отдается детской инициативе, а не обучению.
Мультикультурное происхождение современных французов часто мешает ребенку вести себя адекватно; для таких детей особенно важно приобрести опыт жизни в коллективе, овладеть языком, познакомиться с новыми понятиями.
Профессиональный педагог следит за успехами детей в решении задач, формировании понятий, развитии памяти, способности к суждению, восприятию, логическому мышлению. Все эти качества приобретаются благодаря коммуникации и взаимодействию со сверстниками.
В подготовительном цикле дети должны добиться следующего.
1. Приобрести функционально значимые моторные навыки, позволяющие реализовать свои способности и преодолевать слабости или недостатки развития.
2. Научиться выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Когда ребенок достигает возраста двух лет, воспитатель учит его обращать внимание на картинки, показывает ему истории в картинках, привлекает к участию в играх, стимулирующих дифференциацию визуальных, слуховых, кинестетических сигналов и сопоставление их с простыми понятиями. При знакомстве с произведениями детской литературы, песнями важно, чтобы ребенок овладевал синтаксическими структурами речи, радовался звучанию голоса. Дети знакомятся с формами письма и буквами.
3. Овладеть рисованием и основами других искусств. Считается, что искусство способствует обучению. Воспитатель предоставляет ребенку разнообразные материалы для манипулирования и творчества, развития самосознания и самоконтроля в области как замысла, так и моторных навыков, координации, равновесия.
4. Заниматься основами наук и технической деятельности. Ребенок исследует, экспериментирует, конструирует. При этом он наблюдает, проявляет любознательность, использует разные материалы, подбирает технические способы осуществления деятельности. Воспитатель облегчает формирование понятий из области науки, жизни и техники, поощряет задавание вопросов и опробование ответов, развитие критического мышления для понимания мира. Дети учатся пересчитывать предметы и играть в игры с использованием чисел.
Франция благодаря своей истории стала проводником практических решений по созданию системы детских учреждений для детей. В частности, Франция - первая страна, в которой были созданы ясли и в которой идеи коллективного воспитания получили подробное идеологическое основание (в эпоху Парижской коммуны). Сегодняшняя Франция - поликультурная страна, пережившая волну миграций из бывших французских колоний, столкнувшаяся с новыми, ранее не свойственными проблемами. Например, с проблемой адаптации детей недавних репатриантов, родители которых плохо говорят (или вообще не говорят) по-французски и придерживаются строгих религиозных правил жизни. Детскому саду в решении этих проблем отводится не последнее место.

3 августа 2015, 19:47

Во Франции дети не смотрят мультфильмы до трёх лет и не едят фастфуд, а если ребёнок устраивает истерику - его запирают в туалете или в кладовке.

ЖЖ о жёстких и не очень методах воспитания по-французски.

Но прежде, чем перенимать чужой опыт необходимо задуматься кого вы хотите вырастить? Послушного и замкнутого или яркого и умного ребенка? Или просто счастливого человека? Мы знаем множество примеров, как русские и американские дети вырастали в выдающихся, умных и известных людей, а так ли знамениты французы? Увы, из известных современных французов кроме Саркози никто не приходит в голову.

Очень часто (да и в книге это подтверждают), что взрослые французы - это замкнутые и холодные люди, кстати, также могу сказать и про русских. Сейчас это общество интровертов, которых трудно «расшевелить». Думаю причиной всему воспитание в семьях. И подход к воспитанию детей необходимо постоянно пересматривать, потому что дети с каждым поколением рождаются совершенно другие.

Итак, что мне понравилось и что стоит взять на заметку у французов:

1. Француженки остаются желанными женщинами и после рождения ребенка. Они не нажираются во время беременности, едят в меру, а после родов приходят в форму максимум до ТРЕХ месяцев. Француженки хорошо исполняют роль любовниц, в отличие от американских и русских матерей, которые в большинстве своем больше матери и домохозяйки.

2. Дети едят 4 раза в день разнообразную пищу, приготовленную дома как в ресторанах. Дети помогают готовить еду и сервируют стол. Фаст-фуд и закуски - табу.

3. Мультфильмы не смотрят, производство мультфильмов для детей до 3-х лет запрещены законом.

4. Дети на площадке самостоятельные, матери просто сидят на лавочке, а не ходят по пятам (как например в США или России).

5. Француженки стильно одеваются, они никогда не выйдут в спортивном костюме на площадку (в России и США поголовно каждая вторая в спортивных трениках).

6. Детей не принято бить (по крайней мере на улице и в общественных местах).

7. Детей не принято отдавать с младенчества на три секции подряд, например, плавание, танцы и карате одновременно, как это часто любят делать в США и некоторых российских семьях.

8. Французским родителям доктора советуют расслабиться и успокоиться в вопросах воспитания детей.

9. Детям не принято часто и много покупать игрушки, особенно дорогие.

10. При рождении ребенка не принято покупать все детские вещи подряд на всякий случай. Покупают только самое необходимое.

11. Всех детей одевают стильно.

12. Воспитывают в детях терпеливость.

13. У родителей должна быть собственная жизнь, отдельная от детей.

Что не понравилось

1. Беременные француженки могут пить и курить во время беременности и после родов, когда кормят ребенка грудью. Причем врачи им не запрещают.

2. Кормят грудью до 3-х месяцев и выходят на работу.

3. Сдают детей в ясли чуть ли не в 3-6 месяцев.

4. Если грудничок орет - по фигу, выжидают несколько минут и только потом подходят.

5. Чтобы ребенок спал в кровати сам - оставляют одного, чтобы он «наорался».

6. Редко носят на руках.

7. Уч:) и оценки в школе - главное в жизни. Учитель каждый день зачитывает список двоечников, тем самым прелюдно унижая ребенка.

8. Родители строгие, они главные в семье, перечить нельзя, 100% подчинение. У детей вырабатывается страх перед родителями.

9. Строгая дисциплина во всем.

10. Если ребенок истерит, его запирают в туалете или кладовке.

Ну и вообще как власти относятся к детям

Беременным француженкам выплачивают субсидию 150 евро в месяц с 4-го месяца. Эту субсидию получают до 18 лет ребенка, если это не первый ребенок.
Если французская пара усыновила сироту власти выплачивают ежемесячно 500 евро в месяц.

Хотите, чтобы ваши дети спокойно спали всю ночь, умели вести себя в гостях и за столом, давали родителям побыть наедине? Иногда кажется, что это недостижимая мечта. Однако во французских семьях дети ведут себя именно так. Американка Памела Друкерман рассказала об их секретах в своей книге «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа». Приживутся ли они в вашей семье – решать вам!

1. Подожди!

Французы считают: дети, даже самые маленькие, должны понимать, что их желания не всегда выполняются по первому требованию. Когда младенец заплакал в кроватке, мамы-француженки не спешат подходить к нему сию же минуту. Выдерживая некую паузу (хотя бы минуту-другую), они дают ему время успокоиться самому.

Младенцы могут просыпаться просто оттого, что у них меняются фазы сна. Если в этот момент их берут на ручки, это воспринимается как приглашение к общению и играм, и учиться засыпать самостоятельно они будут еще долго. Если ребенок не успокаивается, пауза помогает маме точнее определить причину его плача: голоден ли он, или сырой, или его беспокоит животик. Конечно, нельзя доводить до того, чтобы малыш заходился в истерике.

Благодаря такой тактике французские детки быстро привыкают крепко спать всю ночь. Этому способствует и то, что дети спят в комнате родителей всего до трехмесячного возраста, а после их укладывают в отдельной комнате с выключенным светом, потому что ночь должна ассоциироваться с темным временем суток.

Слова «Подожди!», «Постой!» французы говорят своим детям и в других ситуациях: за обеденным столом, на прогулке, во время разговора с подругой, в гостях. Тем самым ребенку дается пауза для самостоятельного решения его проблемы и прививается умение ждать и терпеть. Эти качества необходимы для воспитанного человека, считают французские мамы, и воспитывать их нужно буквально с пеленок.

Когда ребенок не получает требуемого сию же минуту, он учится справляться с разочарованием. Это необходимо для того, чтобы научиться быть счастливым. Слова «Подожди», «Постой» помогают детям понять, что на свете существуют и другие люди со своими желаниями и потребностями.

2. Волшебные слова

Мы с детства учим детей говорить «волшебные слова»: «спасибо», «пожалуйста». Для французских детей такими же обязательными словами являются «здравствуйте» и «до свидания». Им в процессе воспитания уделяется, быть может, даже большее внимание.

Ведь маленьким деткам бывает сложно произнести «здравствуйте» при встрече с незнакомыми людьми. Они стесняются, упрямятся, молчат даже на просьбы родителей. И это понятно: «спасибо» ребенок говорит за то, что для него кто-то сделал что-то приятное, а «пожалуйста» — когда просит о чем-то. То есть эти слова употребляются как просьба или благодарность. Тогда как приветствие и прощание с точки зрения ребенка вроде как ни к чему.

Но французские мамы считают: именно то, что ребенок говорит «здравствуйте» и «до свидания» — показатель его воспитанности. Преодолев свое стеснение или упрямство, малыш как бы встает на одну ступеньку со взрослыми. Это знак, что он принимает законы, принятые во взрослом мире, и сможет вести себя цивилизованно.

Разрешая карапузу пренебречь простейшим правилом приличий, взрослые как будто дают добро и на нарушение других правил. Поэтому, если кроха приходит в ваш дом и не здоровается, будьте готовы к тому, что вскоре он начнет ходить на голове, требовать макарон без соуса и кусать ноги гостей под столом.

Автор пишет: «Позволив карапузу войти в мой дом без приветствия, я тем самым запускаю цепную реакцию: вскоре он будет прыгать на моем диване, отказываться есть что-либо, кроме макарон без соуса, и кусать мне ноги под столом за ужином. Достаточно дать добро на несоблюдение одного единственного правила цивилизованного общества, как ребенок и все вокруг быстро сообразят, что и остальные правила соблюдать не обязательно; мало того, они решат, что дети неспособны соблюдать эти правила. Простое «здравствуйте» для ребенка и окружающих означает, что он может вести себя цивилизованно. Так, это «волшебное слово» задает тон общению между детьми и взрослыми» . С этими словами трудно не согласиться.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Волшебство речи, или какое слово гарантированно помогает сотрудничать с ребёнком —

3. Здесь решаю я!

Французам удается установить четкую иерархию в отношениях родителей и детей. В их семьях нет разделения власти с детьми. Сначала родители, потом – дети. Если ребенок забывает об этом, можно услышать фразу «Здесь решаю я!», или более жесткий вариант «Здесь командую я!».

Установление рамок дозволенного требует большого терпения и сил, но от этого будет лучше и родителям, и детям. Когда в семье растет «ребенок-царек», жизнь родителей может стать невыносимой. Система ограничений и правил необходима самим детям, считают французские мамы и папы. У малышей слишком много желаний, поведение подчинено импульсам. Непререкаемый родительский авторитет помогает им обуздать собственные потребности, научиться самоконтролю.

Такая система выстраивается благодаря тому, что о правилах и границах поведения с детьми постоянно говорят. Им объясняют, что можно делать, а что – нельзя, и почему именно нельзя. Причем происходит это в очень вежливой форме.

В беседах с детьми родители часто используют фразу «имеешь/не имеешь право». Уже на семантическом уровне ребенок понимает, что существует система норм поведения для взрослых и детей, одну из которых он в данный момент нарушает. И если права делать это у него нет, то есть право на что-то другое.

Еще одно выражение, которое используют французские мамы – «Я не одобряю». Говоря это вместо обычного «Нет!», «Нельзя!», они подчеркивают, что родители имеют свое мнение, с которым ребенку необходимо считаться. Эта фраза и за малышом признает право на собственное мнение. Не одобряемое поведение – его сознательный выбор, но он может выбрать и другой вариант.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Однако внутри дозволенных рамок детям предоставляется полная свобода. Они могут баловаться и шалить, и за это их не будут наказывать. У французов даже есть слова, которые разграничивают маленькие шалости (petites betises) и плохое поведение (mauvais comportement). Наверно, поэтому прибегать к наказаниям родителям приходится очень редко.

4. Пусть живут своей жизнью

Во Франции принято отправлять детей, начиная с 4-х лет, в детские лагеря. Самые маленькие обычно уезжают в деревню на 7-8 дней, где они живут, наблюдая за природой, на свежем воздухе. Это называется «зелеными неделями». Дети постарше уезжают в лагеря по каким-либо направлениям: театральные, астрономические и другие.

Тем самым детям предоставляется независимость от родителей, возможность научиться преодолевать трудности и полагаться на свои силы. Это один из основных принципов французского воспитания. Благодаря таким поездкам малыши учатся самостоятельности, в том числе в эмоциональном плане, формируется самооценка и уверенность в собственных силах.

В этом проявляется и желание уберечь своих детей. Французские родители понимают, что невозможно предусмотреть все. Поэтому очень важно учить ребенка самостоятельности как можно раньше, обеспечив необходимую безопасность.

Во французском подходе к воспитанию признается потребность ребенка в свободе. По мнению психологов, его необходимо оставлять одного, чтобы он сам разобрался, как надо поступить в той или иной ситуации. Имея с каждым днем все больше свободы, малыш получает личный опыт, учится общаться со сверстниками, уверенно ощущать себя в мире.

5. Взрослое время

Французские семьи строятся на твердом убеждении, что отношения мамы и папы – это главное в браке. Мамы-француженки говорят, что детей мы не выбираем, но мы выбираем мужа. Поэтому нужно строить отношения с супругом, постоянно подпитывать страсть, которая теплится в каждом.

Существует такое понятие – «взрослое время». Оно наступает в восемь-восемь тридцать вечера, когда детей отправляют в их комнаты. Они могут не ложиться спать сразу, им разрешается тихонько играть там. Взрослые же могут спокойно отдохнуть, заняться своими делами, побыть наедине друг с другом. В некоторых семьях детям даже утром не разрешается заходить в родительскую спальню без разрешения.

Кроме того, многие французские пары раз или два в месяц проводят выходные только вдвоем, без детей. Они устраивают себе «медовый уик-энд»: отправляют отпрысков к родственникам, или сами уезжают куда-нибудь. Это помогает укрепить отношения между супругами, отдохнуть и соскучиться по детям. Детям, в свою очередь, тоже полезно отдыхать от родителей. Встречаясь через пару дней, вся семья чувствует обновление и прилив сил.

Большое внимание уделяется интимным отношениям супругов. В больницах проводятся занятия по укреплению интимных мышц, на которые врач-гинеколог может направить женщину вскоре после родов. Также доктор может направить на занятия по тренировке пресса, если женщина не может прийти в форму самостоятельно. Это отражает заботу о супружеских отношениях на уровне государства.

Кроме того, француженки легче относятся к тому, что на женские плечи ложится больше забот за детьми и домом. Они принимают это как данность, и не пилят мужей, что они им мало помогают. Мужчины воспринимаются как отдельный вид, просто не способный так же качественно выполнять эту работу. Конечно, у мужей также есть свои домашние обязанности, которые они выполняют по мере сил. Благодаря такому мировоззрению во французских семьях меньше ссорятся по бытовым вопросам, а это положительно влияет на крепость семейных уз.

6. Французские дети не плюются едой

Американку Памелу Друкерман поразило, что французские дети очень дисциплинированно ведут себя за столом, и едят практически все, что им предлагают, без капризов. Как им это удается?

Прикорм во Франции рекомендуют начинать с овощей. Причем родители ставят себе цель открыть ребенку вкус того или иного овоща, красочно описывают его. Если малышу не нравится вкус, не стоит настаивать, но и отступать тоже нельзя. Нужно выждать некоторое время и вновь предложить тот же овощ, пробуя различные варианты его приготовления: на пару, в гриле, с другими овощами.

Примерно к четырем месяцам питание крохи напоминает режим взрослого человека. То есть малыш кушает примерно в 8, 12, 16 и 20 часов. Причем мамы-француженки утверждают, что они кормят не по режиму. Видимо, они просто подстраиваются под ритм младенца.

В старшем возрасте такой распорядок приема пищи сохраняется. Причем во Франции не практикуется так распространенное среди детей «кусочничество». То есть перекусов между завтраками, обедами и ужинами практически не бывает. Поэтому дети садятся за стол и едят с аппетитом, без скандалов и уговоров.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер —

Французские мамы, как и любые другие, несовершенны. Они рано выходят на работу после рождения детей, отдают карапузов, не достигших и годовалого возраста, в ясли. Они выжидают паузу в приучении ребенка ко сну, в формировании пищевых привычек. Они с легкостью оставляют детей на попечение родственников и воспитателей, занимаясь своими делами.

И они слишком заняты, чтобы мучиться чувством вины. Это чувство часто преследует матерей, независимо от их национальной принадлежности. «Я плохая мать» — так думают многие из нас. Француженки же вместо этого говорят «Идеальных мам не бывает». Это спасает их от самобичевания и делает общение со своими детьми более живым, насыщенным и счастливым.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!