Дыхательная гимнастика для ребенка. Дыхательная гимнастика для детей

Ваш ребенок часто болеет, и вы не знаете, как с этим бороться тогда обязательно прочтите нашу статью. Из нее вы узнаете, как справится с этой проблемой при помощи правильно подобранной дыхательной гимнастики.

  • Дыхательная гимнастика - это упражнения лечебного и общеукрепляющего характера, которые назначаются детям часто болеющим простудными заболеваниями и имеющим проблемы с речью. Гимнастика может использоваться как дополнение у медикаментозному и физиотерапевтическому лечению или как эффективная мера профилактики, не позволяющая ребенку часто болеть
  • Если вам удастся научить свое чадо делать специальные упражнения, то оно сможет не только правильно дышать, а и достаточно хорошо укрепит мышцы грудной клетки. Впоследствии это приведет к тому что в дыхательную систему будет поступать нужное количество воздуха, который будет очищать легкие от углекислого газа
  • А если учесть, что c глубоким выдохом из организма человека выходят и некоторые токсичные вещества, то такие упражнения поспособствуют еще и укреплению здоровья, и повышению иммунитета

Цели дыхательной гимнастики для детей

Дыхательная гимнастика способствует повышению имунитета
  • Иногда родители не могут понять почему их ребенок так часто болеет. Казалось бы, он правильно питается, много гуляет, живет в хороших условиях, но простудные заболевания с регулярной завидностью осаждают его организм
  • К большому сожалению родителей, не всегда стерильность и правильный уход помогают предотвратить появление болезней. Ведь чем меньше ребенок, тем хуже развита его дыхательная система
  • Маленькие детки имеют довольно узкие просветы в бронхах и очень нежную слизистую оболочку. Чаще всего именно эти два фактора становятся причиной того, что у малышей развивается бронхит, трахеит и астма. И если не попытаться ускорить процесс развития дыхательной системы, то со временем и маленького человека могут появиться еще и нарушения речи

Основные цели дыхательных упражнений:
Научить детей прислушиваться к своему дыханию
Укрепить мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей
Насытить организма кислородом
Улучшить работу мозга, нервов и сердца ребенка
Укрепить мышцы брюшной полости

Виды дыхательной гимнастики для детей



Статистическая дыхательная гимнастика

Если вы решили всерьез заняться здоровьем своего малыша, тогда постарайтесь найти специалиста, который поможет вам подобрать индивидуальный комплекс упражнений. Ведь так, как дыхательные упражнения являются вспомогательным средством лечения определенного заболевания, то очень важно чтобы они помогали снизиться проявления патологии, а не усиливали их.

Особенно внимательно к подбору упражнений нужно подходить мамам, детки которых болеют астмой. Неправильно подобранный комплекс может спровоцировать астматический приступ и усложнить течение болезни. Потому перед тем как начать делать какие-либо упражнения обязательно посоветуйтесь со своим педиатром.

Разновидности дыхательной гимнастики:
Статистическая. Способствует полному расслаблению и успокоению малыша
Динамическая. Учит деток правильно дышать вовремя движения
Специальная. Требует использованию дренажей, поэтому она должна проводится в присутствии специалиста

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой



Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей

Первоначально дыхательные упражнения Александра Стрельникова разрабатывала для людей, которые профессионально занимаются пением. Они помогали людям научится правильно дышать, а некоторым даже восстанавливали утраченный голос.

Со временем люди, которые регулярно использовали эти упражнения стали замечать, что они достаточно хорошо влияют на все организм в целом. Опираясь на эти данные, Стрельникова усовершенствовала свою систему для того, чтобы, она помогала не только певцам, а и обычным людям.

Положительные качества гимнастики Стрельниковой:
Помогает останавливать резкие приступы удушья
Избавляет от головных болей
Помогает концентрировать внимание
Улучшает мозговую деятельность
Повышает защитные силы организма

Базовые упражнения:

Ладошки. Согните руки в локтях и разверните руки таким образом, чтобы ладони смотрели в противоположную от лица сторону. Начинайте сжимать ладони в кулаки и одновременно с этим движением делайте максимально глубокие вдохи. Повторите упражнения как минимум 20 раз

Погончики. Станьте ровно, руки держите на уровне пояса, ладони сожмите в кулаки. Сделайте глубокий вдох, во время которого резко выровняйте руки и как можно больше растопырьте пальцы. Следите чтобы во время вдоха плечо и кисть были достаточно сильно напряжены. Сделайте 8-10 повторений

Насос. Станьте или сядьте так чтобы вам было максимально удобно. Сделайте глубокий вдох и начинайте медленно наклоняться. Наклонившись до упора, начинайте также медленно возвращаться в исходное положение. Повторите упражнение 5-8 раз



Дыхательная гимнастика для детей для носа

К большому сожалению, наши детки постоянно подвергаются негативному влиянию окружающей среды. Выхлопы машин, городской смог, и некачественная вода практически с самого рождения понемногу снижают иммунитет маленького человека. Первым признаком того что с организмом ребенка что-то не так являются частые сезонные респираторные заболевания.

Самым распространенным проявлением такой патологи, конечно же, является насморк. И если на первых порах с этой проблемой удается справляться довольно быстро, то со временем организм привыкает к медикаментозному лечению и насморк не проходит неделями. В этом случае к стандартной терапии в обязательном порядке надо подключать дыхательную гимнастику.

Итак:
Закройте рот, зажмите пальцем одну ноздрю. И сделайте несколько вдохов выдохов. Повторите упражнение 5-6 раз. Такие же манипуляции проделайте со следующей ноздрей
Станьте максимально ровно и начинайте делать глубокие вдохи одной ноздрей, а выдохи второй. Сделайте 8-10 повторений
Полностью зажмите нос пальцами и начинайте медленно считать до 10. В конце освободите ноздри и сделайте глубокий вдох и выдох. Повторите упражнение 10 раз

Дыхательная гимнастика для детей при аденоидах

Аденоиды - это патологические изменения глоточных миндалин, увеличенных до таких размеров что они затрудняют дыхание ребенка. Хотя считаться что их увеличение происходит исключительно на фоне кори, скарлатины или дифтерии в некоторых случая такую проблему может спровоцировать даже банальный грипп

Раньше медицина боролась с этой проблемой достаточно кардинально, увеличенные миндалины просто удаляли хирургическим путем. Но иногда такие операции проходили не совсем удачно и аденоиды достаточно быстро вырастали вновь, при этом увеличиваясь до еще более угрожающих размеров

Поэтому сейчас врачи прибегают к этому методу лечения только в крайнем случае и стараются бороться патологией лекарственными препаратными и физиотерапевтическими процедурами. Помимо этого, таким деткам обязательно назначается дыхательная гимнастика

Гимнастика при аденоидах:
Ежик. Попросите малыша интенсивно делать носиком короткие вдохи выдохи. Действия ребенка должны напоминать движение носа ежика, который принюхивается к еде. Если малыш не может понять, что вы от него хотите, тогда покажите ему как надо дышать на своем примере
Подъемный кран. Ставим руки на ключицы, делаем глубоки вдох и одновременно с этим начинаем тянуть руки вверх. Тянуться нужно до тех пор, пока ноги не станут на цыпочки
Воздушный шарик. Ребенок должен вдохнуть таким образом, чтобы его животик надулся как шарик. После вдоха надо на секунду задержать дыхание и можно начинать медленно выдыхать

Дыхательная гимнастика для детей при бронхите

Бронхит довольно тяжелое заболевание, при котором развиваются застойные процессы в верхних дыхательных путях. В бронхах начинается довольно сильный воспалительный процесс, на фоне которого все просветы забываются инфицированной слизью. Именно эта слизь и является причиной достаточно сильного и непродуктивного кашля.

Чтобы облегчить состояние малыша родителям приходится давать ему препараты, способствующие разжижению мокроты и стимулирующие ее выход наружу. Но так как маленьким деткам достаточно трудно откашливать мокроту, то будет лучше если вы попробуете простимулировать этот процесс специальной дыхательной гимнастикой.

Упражнения, которые помогут избавиться от бронхита:
Ворона. Посадите ребенка на стульчик в максимально удобную позу. На вдохе малыш должен поднимать руки вверх и разводить их в стороны. В конце упражнения, а именно на выдохе, ребенок должен отчетливо произнести «К-а-р-р!»
Аист . Маленький человек должен принять положениe стоя и на вдохе начать поднимать руки верх и сгибать одну ножку в коленке. На выдохе руки и ноги малыша возвращаются в исходное положение
Журавль. На вдохе малыш максимально прямо поднимает свои ручки над головой, а на выдохе опускает их вдоль тела. Заканчивается упражнение должно достаточно громким звуком «У-у-у!»

Дыхательная гимнастика для детей при бронхиальной астме



Дыхательная гимнастика для детей при бронхиальной атсме

Появление астмы у детей практически всегда провоцируют аллергены, которые достаточно сильно раздражают слизистую бронх. Поэтому в некоторых случаях для того чтобы ребенок выздоровел достаточно просто выявить и устранить источник раздражения.

Но если дыхательная система малыша развита очень плохо, то таких мер будет недостаточно. В этом случае надо прибегать к медикаментозному лечению и усиливать его действие дыхательной гимнастикой.

Упражнения при бронхиальной астме:
Ребенок должен делать удлиненный и ступенчато-удлиненный выдох
В конце упражнения надо обязательно произносить дрожащие и шипящие буквы алфавита
Гимнастика должна заканчиваться задержкой дыхания на выдохе
Глубокое дыхание должно сопровождаться упражнениями, стимулирующими укрепление мышц грудной клетки

Дыхательная гимнастика для детей при заикании



Лечебная гимнастика для детей при заикании

Заикание относится к заболеваниям артикуляционного аппарата и чаще всего такое состояние обуславливается чрезмерной судорожностью органов речи. Первые проявления патологи могут быть заметны уже в 3 летнем возрасте. Вначале малыш может просто на какое-то минимальное время замолкать на полуслове, а потом медленно продолжать говорить дальше.

Со временем патология усложняется и ребенку становится трудно выговаривать определенные звуки. Так как при заикании не совсем правильно работает диафрагма, то начинать лечение проблемы надо именно с нее. После того как ребенок научится дышать правильно ему станет легко произносить абсолютно все буквы и слова.

Гимнастика при заикании:
Сложите губы трубочкой как будто вы собираетесь произносить звук «о»
Язык тоже надо высуньте и сложить его трубочкой
Начинайте медленно втягивать воздух, постепенно заполняя им легкие и раздувая живот
Когда поймете, что вдыхать уже не можете, опустите голову вниз и задержите дыхание
Посчитайте до пяти поднимите голову и сделайте медленный выдох

Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи

Речевая функция формируется у малыша по мере того, как он взрослеет. И чем старше становиться маленький человек, тем более внятной и осознанной становится его речь. Но если на развитие этой функции начинают оказывать влияние негативные факторы, то это приводит к появлению различных речевых патологий. Чаще всего у маленьких деток появляются проблемы со звуковоспроизведением, ритмикой и темпом речи.

Гимнастика, которая помогает бороться и нарушениями речи у детей:
Давайте малышу регулярно надувать воздушный шарик
При желании шарик можно заменить на резиновую игрушку (материал из которого она сделана должен быть максимально эластичным и тонким)
Наполните таз водой, опустите в него несколько мелких игрушек и предложите своему чаду попробовать сдвинуть их с места своим дыханием

Видео: Дыхательная гимнастика. Показ упражнений с ребенком

Воспаление бронхов - серьёзное и опасное заболевание, ежегодно диагностируемое у 25 детей из 100. При несвоевременном лечении высока вероятность развития осложнений в виде пневмонии или бронхиальной астмы. Однако грамотная терапия, учитывающая форму и тяжесть патологии, помогает полностью устранить бронхит и предупредить возможные последствия. В детском возрасте лечение должно быть комплексным и включать, помимо приёма медикаментов, массаж, дыхательную гимнастику и специальные физические упражнения.

Принципы лечения бронхита у ребёнка

Важнейшее ограничение в терапии воспаления слизистой оболочки бронхов в детском возрасте - недопустимость самолечения. Подбирать медикаменты и назначать какие-либо мероприятия должен исключительно квалифицированный специалист.

Бронхит у детей - серьёзное заболевание, способы лечения которого определяет педиатр

Лечение бронхита проводится по следующим направлениям:

  • подавление инфекции;
  • понижение секреции слизи;
  • вывод мокроты из бронхов;
  • устранение сопутствующей симптоматики (высокой температуры, насморка, поноса и пр.);
  • общее укрепление организма.

Схема терапии учитывает и вид заболевания:

  1. Острая и обструктивная формы бронхита подразумевают устранение дыхательной недостаточности.
  2. При рецидивирующем и хроническом видах заболевания осуществляют иммуномоделирующую терапию.
  3. При аллергическом происхождении патологии самое важное - исключить контакт ребёнка с аллергеном.

Важно! Педиатр может назначить маленькому пациенту и домашнее лечение. Однако если у ребёнка присутствуют признаки интоксикации, температура превышает 38°C и возникает одышка, необходима срочная госпитализация. В большей степени это относится к новорождённым и детям раннего возраста из-за неполноценной работы органов дыхания.

Лечение ребёнка в домашних условиях включает в себя:

  1. Медикаментозную терапию.

    В некоторых случаях врачи назначают детям антибиотики. Это допустимо, если к вирусной инфекции добавились болезнетворные бактерии или же появились разнообразные осложнения в виде чрезмерно высокой температуры и гнойных выделений во время кашля.

  2. Создание оптимального климата в помещении. Необходимо регулярно проветривать комнату и поддерживать в ней комфортную температуру и влажность.
  3. Коррекцию питания и образа жизни.
  4. Проведение ингаляций при помощи небулайзера.
  5. Исключение всех возможных аллергенов.

Однако для полного выздоровления порой недостаточно только правильного режима питания, противовирусной и антибактериальной терапии. Для очищения бронхов рекомендованы:

  • массаж;
  • физические упражнения;
  • дыхательная гимнастика.

Они помогут предотвратить возможные негативные последствия и существенно сократят курс терапии.

Важно помнить, что дополнительные методы лечения бронхита не заменят медикаментозного лечения. Поэтому родителям необходимо выполнять рекомендации врача и согласовывать с ним все медицинские процедуры.

Массаж при воспалении бронхов

Повышенная выработка слизи в бронхах может привести к обструкции (непроходимости) дыхательных путей у ребёнка. Чтобы предотвратить это серьёзное осложнение, врачи назначают массаж, задачами которого также являются:

  • разжижение мокроты и усиление дренажа лёгких, что способствует лучшему выводу слизистого секрета и восстановлению проходимости воздуха в бронхиальном дереве;
  • улучшение кровообращения в лёгочных тканях, благодаря чему происходит дополнительное очищение дыхательных путей и питание бронхов кислородом и полезными веществами;
  • повышение иммунитета у ребёнка за счёт усиленной выработки особых клеточных структур, которые очищают детский организм от патогенных микроорганизмов - вирусов и бактерий.

Обратите внимание! Перед началом массажа необходимо проконсультироваться с врачом, который определит, есть ли противопоказания к этому виду лечебных процедур. Так, запрещено делать какие-либо физические манипуляции при высокой температуре у ребёнка.

Правила проведения

  1. Перед массажем проветривают помещение, следя за тем, чтобы температура воздуха постоянно находилась в диапазоне от 20 до 25°C, а влажность не была ниже 65%.
  2. Проводят процедуру утром или вечером (за два часа перед сном). Подобные временные рамки требуются для того, чтобы отходящая мокрота не помешала ребёнку заснуть.
  3. Осуществляют манипуляции за час до или через 2 часа после еды. Это поможет избежать вздутия живота, тошноты или рвоты.
  4. Для разжижения и лучшего отхаркивания мокроты ребёнку дают муколитическое средство и тёплый напиток.

Важно понимать, что неправильно выполненная процедура способна только ухудшить ситуацию. Если ребёнок постоянно простужается, кашляет, родителям стоит задуматься о прохождении курса обучения детскому массажу.

Вибрационный

Вибрационный массаж особенно рекомендуется при остром бронхите, так как способствует выводу мокроты, скапливающейся в большом количестве в бронхах и лёгких. Для его проведения необходимо ритмично постукивать по спине малыша в области бронхов.

Массаж при бронхите улучшает отхождение мокроты и повышает детский иммунитет

Правила выполнения процедуры зависят от возраста малыша. Для детей старше года они выглядят следующим образом:

  1. Ребёнка кладём животиком на подушку так, чтобы туловище целиком лежало на валике, а голова и ноги свободно свешивались.
  2. Ноги немного приподнимаем, добиваясь того, чтобы детская голова находилась ниже уровня туловища. В этом случае слизь не станет скапливаться в бронхах, а начнёт выходить наружу.
  3. Аккуратно простукиваем нижней стороной ладони только верхнюю часть спины и бока. Ни в коем случае не следует прикасаться к позвоночнику или постукивать ребёнка по груди.

При проведении вибрационного массажа у ребёнка младше года нужно быть крайне осторожным. Чтобы процедура принесла младенцу только пользу, важно соблюдать рекомендации врачей:

  1. Кладём грудничка к себе на колени (положение такое же, как и у старших деток на подушке).
  2. Стучим средним и указательным пальцами правой руки по ладони левой руки, расположенной над областью бронхов.

Сеанс массажа длится от 3 до 7 минут (продолжительность зависит от возраста ребёнка и тяжести болезни). В перерывах следует придать малышу вертикальное положение для улучшения откашливания.

Комаровский о массаже при бронхите - видео

Дренажный

Перед массажем ребёнка кладут на валик или маленькую подушку

Дренажный массаж показан при простой и обструктивной формах острого бронхита. Для эффективного отхождения мокроты ребёнка кладут животом на валик или узкую подушку, чтобы голова была ниже туловища. Состоит процедура из четырёх последовательных этапов.

  1. Для начала растираем спину до красноты. Чтобы малыш не испытывал неприятные ощущения, можно воспользоваться детским кремом.
  2. Отступаем от позвоночника на два-три сантиметра и выполняем 20 пощипываний, нагоняя «волну». Двигаемся снизу вверх - от середины спины к горлу.
  3. Подушечками пальцев прощупываем межрёберные впадины. Проделываем такой проход 3–4 раза за один сеанс.
  4. Простукиваем не больше минуты область бронхов ладонью, сложенной лодочкой. Затем поглаживаем спину ладошками по направлению к плечам.

После манипуляций малыш должен хорошенько откашляться, затем его необходимо укутать в тёплое одеяло и оставить в кровати «отлежаться». Нельзя выполнять массаж, если у ребёнка поднимается температура.

Техника выполнения дренажного массажа - видео

Точечный

Суть точечного массажа - воздействие на строго определённые места на человеческом теле. Точки, которые способствуют излечению бронхита, расположены на шее, под коленями, за ушными раковинами. Зоны влияния несколько отличаются при острой и хронической формах патологии. Данный метод очень эффективен, однако выполнять подобные манипуляции должен исключительно специалист.

Точечный массаж должен выполнять человек со специальным медицинским образованием

Медовый

Натуральный мёд считается очень действенным средством против воспаления бронхов. Полезен он и при приёме внутрь, и при наружном использовании. Однако перед проведением манипуляций необходимо убедиться, что у ребёнка нет аллергии на мёд. Сама же процедура напоминает дренажную форму массажа.

  1. Кладём малыша на животик и растираем докрасна спину.
  2. Наносим на область бронхов небольшое количество разогретого мёда.
  3. Похлопываем по спине до тех пор, пока кожа не станет совершенно сухой, а ладошки не перестанут к ней прилипать.

Обычно продолжительность процедуры не превышает 7 минут. Затем малыша необходимо ополоснуть тёплой водой, укутать одеялом и уложить спать.

Баночный

Для выполнения такого массажа потребуются медицинские банки. Ребёнку старше 5 лет (этот метод противопоказан грудничкам и детям раннего возраста) хватит и двух стеклянных ёмкостей. При выполнении процедуры необходимо соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Смазываем область бронхов детским кремом, вазелином или оливковым маслом.
  2. Для наложения банок используем ватный тампон (необходимо смочить в спирте и поджечь). Банка будет липнуть к коже за счёт разреженного воздуха.
  3. Выполняем плавные скользящие движения, следя за тем, чтобы банки не отделялись от кожи.

Обратите внимание! До сих пор педиатры не пришли к единому мнению насчёт эффективности баночного массажа. Поэтому обязательно проконсультируйтесь со специалистом перед тем, как проводить подобные манипуляции.

Баночный массаж разрешено проводить детям с 5 лет

Дыхательная гимнастика

При воспалительных процессах в бронхах показаны и дыхательные упражнения. Лучшее время для начала их выполнения - 3–4 день заболевания, когда нормализуется температура. Маленьких детей нужно заинтересовать в проведении гимнастики, переведя её в игровую форму.

Ребёнку младше двух лет понравится надувание мыльных пузырей или пускание бумажных корабликов в тазике с водой. В этом случае кроха становится ветром, который помогает «парусникам» доплыть до другого «берега».

При бронхите полезно выдувать мыльные пузыри

Для детей старше двух лет подойдут специальные упражнения, при выполнении которых следует придерживаться следующих правил:

  • совершать вдох исключительно через нос (если носовые ходы заложены, нужно закапать назальные капли);
  • не надувать щёки, в начале занятия их стоит придерживать ладонями;
  • на вдохе плечи должны оставаться неподвижными;
  • длительный и плавный выдох осуществлять через рот.

Комплекс упражнений для детей старше двух лет (каждое нужно повторять по 4–6 раз):

  1. «Шарик». Исходное положение: лёжа на спине, руки сложены на животе. На вдохе медленно надуть живот, словно воздушный шар, а на выдохе так же неторопливо сдуть.
  2. «Волна». Исходное положение: лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. На вдохе поднять руки и отвести их назад так, чтобы коснуться пола за головой. На выдохе возвратиться в исходное положение. Выполняя упражнение, нужно произносить слово «вни-и-и-из».
  3. «Расту большим». Исходное положение: стоя на ногах, ступни вместе. Руки поднять в стороны и вверх. На вдохе встать на носочки и потянуться. На выдохе принять исходное положение. Выполняя упражнения, нужно произносить «ух».

Родителям не следует переживать, если болеющий ребёнок не сможет долго выполнять подобные упражнения. Даже 10 минут достаточно для того, чтобы укрепить дыхательную мускулатуру и доставить в лёгкие дополнительный кислород.

Зарядка и физические упражнения

Лечебная физкультура помогает детям быстрее и эффективнее справиться с бронхитом. Однако от зарядки стоит отказаться, если у ребёнка высокая температура. При отсутствии жара ЛФК принесёт только пользу за счёт:

  • укрепления иммунитета;
  • улучшения кровообращения;
  • усиления вывода мокроты;
  • восстановления дренажа дыхательных путей;
  • уменьшения воспаления в бронхиальном дереве.

Комплекс упражнений должен определить лечащий доктор после осмотра ребёнка. Занятия рекомендуется проводить в группе ЛФК под руководством тренера, который способен проконтролировать точность выполнения. Если это невозможно, зарядку можно выполнять и в домашних условиях.

ЛФК совмещают с дыхательными упражнениями. Сначала малыш «правильно» дышит, затем начинает разминку, которая состоит из наклонов и поворотов, приседаний, ходьбы, поочерёдного хлопанья в ладони впереди себя и за спиной на каждый выдох.

Малышам до трёх лет подобной разминки вполне достаточно. Детям постарше предлагают следующий комплекс упражнений:

  1. Ходить поочерёдно на носках и пяточках в течение одной-двух минут.
  2. Лечь на спину, положить одну руку вдоль туловища, другую - за голову. В быстром темпе менять расположение рук. Продолжительность выполнения упражнения - 15–20 секунд. Необходимо сделать 3–4 подхода с перерывами.
  3. Исходное положение остаётся таким же. Приподнять ноги и выполнить упражнение «велосипед» в течение минуты.

Дыхательная и двигательная гимнастика для детей от 3 до 5 лет - видео

Упражнения на фитболе

Гимнастический мяч разрешён малышу уже с первых недель жизни. Занятия с фитболом при соблюдении техники безопасности принесут ребёнку только пользу:

  • укрепят мышцы живота и спины;
  • улучшат процесс дыхания;
  • уменьшает воспалительный процесс в дыхательных путях.

Младенцы любят занятия на фитболе, однако не следует их утомлять, поэтому длительность процедуры не должна превышать 10 минут. Ребёнка можно просто покачать на мяче или выполнить с ним следующие упражнения:

  1. Положить малыша на живот и, придерживая за спину, плавно покачивать мяч вперёд, назад и в стороны.
  2. Перевернуть на спину и совершить аналогичные движения.
  3. Вновь положить на живот, правой рукой надавить на спину и попу так, чтобы ребёнок отталкивался ногами от руки, словно пружинка.

Во время выполнения упражнений на фитболе необходимо поддерживать и подстраховывать ребёнка.

Упражнения на фитболе укрепляют мышцы живота и спины и улучшают дыхание ребёнка

Лечение воспалительных процессов в бронхах носит комплексный характер. Без медикаментов не обойтись, но не следует забывать и о таких дополнительных мерах, как массаж, дыхательная гимнастика и лечебная физкультура. Они не требуют финансовых затрат, проводятся в домашних условиях и существенно ускоряют выздоровление ребёнка. Однако самостоятельное назначение этих процедур исключено, только доктор сможет грамотно составить курс терапии с учётом особенностей детского здоровья.

Светлана Позднякова
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии

Для чего нужна дыхательная гимнастика?

1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.

2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно –сосудистой системы.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др., но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

Нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);

Среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);

Верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);

Смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные прав

- воздух набирать через нос;

Плечи не поднимать;

Выдох должен быть длительным и плавным;

Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);

Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действ ие.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкульт минутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Примеры упражнений для гимнастики правильного дыхания.

1. «ТРУБАЧ»

Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить

«д-у-у-у».

Повторить 4-5 раз.

2. «ЧАСИКИ»

И. п--Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить

1-взмах руками вперёд-тик (вдох)

2-взмах руками назад-так (медленный выдох)

Повторить 5-6 раз.

3. «ПЕТУХ»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно

Опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

Повторить 5-6 раз.

4. «КАША КИПИТ»

Сидя, одна рука лежит на животе, другая-на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох.

Выдыхая, громко произносить

«ф-ф-ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

5. «ПАРОВОЗИК»

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая

«чух-чух-чух».

Повторять в течение 20-30 секунд.

6. «НАСОС»

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону-выдох, руки

Скользят вдоль туловища, при этом громко произносить

«с-с-с-с-с», «с-с-с-с».

Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.

7. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая

Отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха

Произносить «р-р-р-р-р».

Повторить 5-6 раз.

8. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки-вдох,

Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».

Повторить 4-5 раз.

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки открыты встороны. Наклонять туловище в право и влево.

При наклоне-выдох, произносить

«т-у-у-у-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

10. «ГУСИ ЛЕТЯТ»

Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднимать руки в стороны - вдох, руки вниз-выдох,

Произносить «г-у-у у-у».

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь

Гиппократа «Не навреди!».

Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.

Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.

Уникальный оздоровительный метод - дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста - это эффективная техника избавления от различных недугов. «Зарядку» получится совмещать с прогулками, ведь ее главный принцип - совершать вдохи, будучи в движении. Это верный шаг малышей к профилактике заболеваний нервной и дыхательной системы, а также важный процесс в формировании правильной артикуляции.

Польза

Автором одной из самых популярных дыхательных гимнастик стала Александра Николаевна Стрельникова, педагог и вокалист. Еще в молодости у нее обнаружили проблемы с сердцем. Она часто страдала от приступов удушья до тех пор, пока вовсе не потеряла голос. Вместе со своей матерью Стрельникова разработала собственную систему дыхания, задачей которой является:

  • создание оптимальных условий для поступления кислорода в клетки и ткани;
  • развитие дыхательных мышц;
  • коррекция различных патологий и лечение речевых расстройств;
  • укрепление голосовых связок и иммунитета ребенка в целом;
  • увеличение выносливости;
  • ускорение обменных процессов в организме.

Научите детей правильно дышать - и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями. При выполнении полезных упражнений с раннего возраста у детей:

  • формируются навыки управления телом и эмоциями;
  • улучшает работа ЖКТ, нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов;
  • уменьшается частотность простудных заболеваний;
  • снижается риск возникновения инфекционных поражений легких и астмы;
  • лечится заикание, сутулость, остеохондроз;
  • закрывается вопрос с недержанием мочи во время сна.

Другие похожие методики, вроде Цигун или даосской дыхательной системы, не подойдут для детей. Некоторые из них требуют колоссальных затрат энергии, вплоть до перестраивания образа жизни. Можно потратить годы усердных тренировок, чтобы добиться желаемого результата, в то время как метод Стрельниковой действует быстрее и эффективнее.


Делать забавные упражнения по авторской программе Александры Николаевны можно и в одиночку, и в группе. Для дошкольников их часто преподносят в виде игры, увлекательной зарядки. Вам не потребуется какой-либо спортивный инвентарь или большой зал для тренировки.

Изначально, дыхательные упражнения разрабатывались для возобновления певческого голоса. Со временем пациенты заметили, что улучшилось не только состояние связок, но и здоровье в целом.

  • хронический гайморит, ринит, бронхит;
  • астма и туберкулез (кроме открытой формы);
  • заикание и другие расстройства речевого аппарата;
  • отек легких;
  • пневмония;
  • аритмия;
  • диабет;
  • эпилепсия.

Дети с ослабленным иммунитетом уже через неделю ощутят положительный результат от тренировки.

Важно! Опасно совершать дыхательную гимнастику дошкольникам при глаукоме, сильной близорукости и стойкой гипертонии.

Основные правила

Механизм действия тренировок основан на вдохах с различной интенсивностью и частотой. Важно активно задействовать свою диафрагму во время занятий. Соблюдайте 4 правила:

  1. Разминка, как игра. По мнению Стрельниковой растянуто вдыхать воздух легкими - бесполезное действие для речевого аппарата. Вдох делается внезапным, сильным, эмоциональным. Пусть ребенок не боится странного звука, издаваемого при активном и энергичном дыхании. Для этого предложите ему выдумать, что он находится в лесу при пожаре, что кругом дым и гарь. А еще он должен принюхиваться к запахам, будто собака, напавшая на след. Для активного вдоха поможет полная концентрация и искусственно вызванное чувство тревоги.
  2. Регулярность. Занятия ни в коем случае нельзя выполнять мимоходом. Это должна быть полноценная оздоровительная зарядка для легких. В случае, если ребенку нездоровится, упражнения все равно не стоит прекращать. Как раз в этот период они наиболее эффективны. Однако перерывы между подходами должны быть значительно дольше.
  3. Воздушный шар. Еще одно правило Стрельниковой гласит, что во время гимнастики, дышать важно по принципу «безучастный выдох – активный вдох». Ребенок воображает, что надувает воздушный шарик. Каждый вдох нужно совершать на счет 2, 4, 8, 16 и т.д. Придерживайтесь темпа до 8 вдохов в минуту с паузами по 5 секунд. Такая схема позволит воздуху выходить произвольно.
  4. Секрет - в движении. Упражняться детям рекомендовано во время движения. Выдох должен получаться произвольным, а вдох - контролируемым. Предложите малышам подышать по данной методике во время бега трусцой, прыжка, ходьбы или зарядки. Когда делается вдох, грудная клетка должна быть максимально сжата. При этом рот лучше немного приоткрыть для произвольных выдохов. Многие упражнения можно выполнять стоя, лежа или сидя.

Совет! Гимнастику Стрельниковой довольно часто сочетают с оздоровительным бегом, занятиями лыжным спортом, плаванием и т. д.

Александра Николаевна была убеждена, что ее авторская подборка упражнений - это верный путь к здоровому сну. Их необходимо выполнять как утром, в течение дня, так и за час перед сном.

В качестве лечения или профилактики детям дошкольного возраста необходимо тратить около 40-50 минут ежедневно, чтобы в скором времени побороть различные недуги: от заикания до устранения хронических заболеваний дыхательных путей.


Упражнения гимнастики

Курс дыхательной гимнастики для детей по Стрельниковой состоит из нескольких упражнений, перечисленных ниже.

«Ладошки»


В положении стоя необходимо согнуть руки так, чтобы локти смотрели в пол. Ладошки нужно развернуть от себя. Активный вдох делается носом, как только сжимаются кулачки. Затем следует произвольный плавный выдох вместе с медленным разжиманием ладоней.

Для предотвращения сбоев в ритме дыхания выполнять упражнение необходимо под счет. Серия будет состоять из 16 подходов с паузами до 5 секунд. Такая тренировка эффективна при:

  • увеличенных аденоидах;
  • заболевании щитовидной железы;
  • гипертония;
  • головных болях.

«Накачка» или «Насос»


Исходное положение - ноги на ширине плеч. Ребенок должен немного сутулиться, а его руки свободно быть вытянуты вдоль туловища. Голову также стоит немного опустить вниз. Упражнения начинаются с поклонов. Ребенок должен представить, что он как-будто поднимает с пола пакет, резиновый мячик или бумажку.

При каждом наклоне важно шумно и резко вдохнуть. Выдох происходит, когда корпус тела будет подниматься. Наиболее эффективна такая тренировка окажется для детей, страдающих бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания. Серия упражнений состоит из 48 «накачек». После каждых четырех вдохов и выдохов обязательны 10-секундные паузы.

«Погончики»


Стоя, нужно расслабить плечи, а локти слегка согнуть. Кулачки располагаются на уровне живота. Они разжимаются каждый раз, а руки выпрямляются, когда ребенок будет наклоняться к полу. На выдохе нужно вернуться в первоначальное положение. Важно напрячь мышцы рук и плеч во время такой тренировки, которая состоит из 12 подходов. Ребенок совершает порядка 8 вдохов и выдохов с 5-секундными паузами.

Эффективной такая зарядка окажется при сколиозе, остеохондрозе и эпилепсии.

Важно! Всем без исключения потребуется консультация врача перед началом занятий, ведь гимнастика считается нетрадиционным методом лечения.

«Объятия»


В положение стоя ребенок сгибает руки на уровне плеч. Как только совершается резкий вдох, необходимо крепко обнять себя. При этом левую руку спрячьте под правой подмышкой, а правую положите на противоположное плечо. Выдох делается медленно, а руки возвращаются в исходное положение.

Выполняя «Объятия» в 32 подхода, детям нужно чередовать дыхание: 16 раз вдыхать-выдыхать через нос и столько же через рот. Эффективной такая тренировка станет для всех, кого мучает бронхит, астма.

«Кошечка»


Это любимейшая тренировка для детей, которая напоминает забавные танцы. Ребенок ставит ноги на ширине плеч, выпрямляет спину и опускает руки вдоль туловища. Он будет совершать активные вдохи с не глубокими приседаниями. В то же время нужно поворачивать корпус тела в сторону, а руки согнуть в локтях, имитируя позу кошечки. Каждый выдох - это возвращение в начальную позицию. Подобное упражнение облегчит состояние пациента во время лечения ринита, увеличенных аденоидов, заболеваний сосудов.

Движения головой

Данный подход состоит из нескольких упражнений:

  • повороты головой во время шагания (на каждый поворот влево необходимо совершать резкий вдох, вправо - выдох);
  • наклоны головой в стороны (на вдохе кладем голову на левое плечо, на выдохе - на правое);
  • «малый маятник» с наклонами головы (на вдохе опускаем голову вниз на грудь, на выдохе - запрокидываем назад).

Вы можете посмотреть, как на практике соблюдаются правила дыхательных упражнений Стрельниковой в следующем видео:

Практика гимнастики Стрельниковой показывает, что дети также смогут избавиться от панического состояния, чувства необъяснимого страха. Один час в день такой тренировки с малышами - гарантия их отличного настроения и правильного физического, а также психоэмоционального развития.

Мы часто сталкиваемся с заболеваниями дыхательной системы у детей. Лечение лекарствами одобряют не все родители, но можно ли обойтись без них? Отличным способом поднять иммунитет ребенка, предупредить появление болезней и восстановить силы в случае, если избежать заболевания все-таки не удалось, является дыхательная гимнастика. Дело в том, что большинство детей дышат неправильно.

Суть дыхания состоит в том, чтобы впустить воздух в легкие и максимально насытить кровь кислородом. Дыхание имеет 2 фазы: вдох и выдох. Во время вдоха грудь расширяется, а воздух проникает в легкие, во время выдоха легкие сжимаются и выталкивают воздух наружу. Если человек не выдыхает воздух полностью, в легких остается много ненужного воздуха, отработавшего свою функцию, что в свою очередь ограничивает поступление кислорода в кровь.

Издание solncesvet.ru предоставляет возможность всем желающим пройти онлайн олимпиаду (тест с вопросами) после чего получить именной диплом.

Ребенка, не умеющего как следует дышать, легко распознать по внешнему виду: узкие плечики, слабая грудная клетка, открытый рот, сутулая спина и нервозность в движениях. Дети, часто болеющие бронхитом, ларингитом, трахеитом и прочими болезнями дыхательной системы, имеют небольшой объем легких, их дыхание поверхностное. Задача дыхательной гимнастики – научиться правильному диафрагмально-реберному дыханию.

Ребенку необходимо усвоить, что на выдохе из легких нужно выдыхать весь воздух, иначе оставшийся будет мешать насыщению организма кислородом в достаточном количестве, что может привести к различным заболеваниям. Дыхательные упражнения дают общий оздоровительный эффект, активизируют кровообращение в носоглотке, увеличивают объем и вентиляцию легких, убирают напряжение голосовых связок.

Постоянные тренировки делают мышцы диафрагмы, грудной клетки более эластичными, стимулируют работу желудка и кишечника, сердечной мышцы и укрепляют иммунную систему организма в целом. Выполнять их совсем несложно, дыхательная гимнастика — очень простое и увлекательное занятие, проводить ее можно в форме игры. Но для начала давайте ознакомимся с некоторыми правилами ее проведения:

  • Перед началом тренировки помещение, в котором вы будете заниматься с ребенком, необходимо хорошо проветрить. Отличным вариантом будет провести гимнастику на открытом воздухе в парке, например.
  • Для достижения положительного эффекта ребенок должен иметь позитивной настрой и находиться в хорошем расположении духа.
  • Не стоит делать упражнения сразу после еды, подождите минут 30-40. На голодный желудок также заниматься не рекомендуется, поскольку это может спровоцировать головокружение и слабость.
  • Во время гимнастики следите за состоянием ребенка: он должен быть расслаблен, плечи практически неподвижны, мимика естественна.
  • У детей 1,5-3 лет не развита выносливость и усидчивость, поэтому начинать тренировки надо с 1-2 упражнений по 2-3 минуты в день и после каждого давать ребенку отдохнуть.
  • Не стоит пытаться сразу за одно занятие пройти весь комплекс, тренируйтесь, постепенно увеличивая нагрузку. Детям-астматикам хотя бы первое время проводить занятия можно только под наблюдением врача, поскольку переутомление для них крайне вредно.
  • Если во время гимнастики ребенок побледнел, у него появилось учащенное дыхание или головокружение, упражнения следует прекратить, поскольку данные симптомы свидетельствуют о гипервентиляции легких. Паниковать не стоит, нужно просто сложить ручки ребенка, как при умывании водой и окунуть их в личико, делая при этом глубокий вдох и выдох. Повторите действие 2-3 раза, и все пройдет.

Итак, давайте рассмотрим комплекс упражнений дыхательной гимнастики для деток от 1 до 4 лет.

Дыхательная гимнастика для возраста 1-1,5 года

С годовалыми малышами начинать тренировки можно на ежедневной прогулке в парке или лесу. Покажите ребенку, как почувствовать запах полевого цветка, медленно вдыхая его носиком (рот при этом должен быть закрыт, тело расслаблено). Затем выпустите весь использованный воздух через рот. Щеки при этом не должны раздуваться, выдох должен производиться плавно. Вместо цветов можно нюхать чистый воздух, ароматные фрукты и овощи, травку и листочки…

Дыхательная гимнастика для возраста 1,5-2 года

Когда малыш подрастет и сможет по вашей просьбе вдыхать носом и выдыхать воздух через рот несколько раз подряд, можно начать заниматься комплексом дыхательной гимнастики полноценно, по мере взросления и приобретения новых знаний и умений у ребенка, добавляя разные виды упражнений.

Потягушки

Исходное положение: стоя прямо, руки опущены вдоль туловища. На счет раз сделайте с малышом вдох и поднимите руки вверх, на счет два выдохните и опустите руки вниз. Повторите упражнение 5 раз.

Обнимашки

Исходное положение: стоя прямо, руки вытянуть перед собой. На счет раз ребенок должен развести руки в стороны и вдохнуть, на счет два обхватить плечи своими руками и выдохнуть. Упражнение нужно сделать 5 раз.

Воздушный шарик

Пусть малыш ляжет на спинку и положит свои руки на животик, представляя вместо него воздушный шар. Попросите ребенка медленно надуть животик как шарик и затем сдуть его: вдох должен осуществляться через нос, выдох через рот. Повторите несколько раз.

Мыльные пузыри

Чаще надувайте с малышом мыльные пузыри. Это отлично развивает легкие.

Насос

Исходное положение: руки на поясе. Ребенку нужно слегка присесть и вдохнуть, затем выпрямиться и выдохнуть воздух. Постепенно приседать глубже, а вдыхать и выдыхать дольше. Повторить упражнение 3-4 раза.

Мельница

Исходное положение: ноги вместе, руки вверх. Необходимо медленно вращать руками, на выдохе произнося «жррр». Ускоряя движения рук, звуки произносите громче. Повторите 5-6 раз.

Большой и маленький

Исходное положение: стоя прямо. На вдохе малышу нужно встать на цыпочки и потянуть ручки вверх, показывая тем самым, какой он большой. Постояв так несколько секунд, на выдохе следует опустить руки вниз, присесть и обхватить колени руками. Произнеся «ух», спрятать голову за колени и показать, какой карапуз стал маленький. Повторить упражнение нужно несколько раз.

Лежа на спине с подушкой под головой и правой рукой на животе, малыш должен представить себя маленьким китенком, выдыхающим воздушный фонтан: «пфффф». Пусть ребенок вдохнет воздух носом, втягивая при этом живот, а затем медленно выдохнет его через рот, выпячивая животик наружу. Повторить упражнение нужно несколько раз.

Мотыльки

Для этого упражнения потребуется заготовка в виде вырезанных из бумаги мотыльков или бабочек. Сядьте вместе с ребенком за стол, положите перед собой по мотыльку и начинайте соревноваться в том, чей мотылек улетит дальше. Для этого по очереди дуйте ртом каждый на своего. Упражнение можно выполнять в течение 3-5 минут.

Хомячок

Научите малыша надувать щечки как хомячок и с важным видом ходить по комнате (не менее 10 шагов). Затем попросите ребенка повернуться к вам и хлопнуть себя по щечкам, выпустив воздух. После этого походите с малышом по комнате, дыша носиком, как будто вынюхивая еду для того, чтобы вновь наполнить пухлые щечки хомячка. Повторите несколько раз. Это упражнение очень нравится деткам.

Паровозик

Ходите с малышом по комнате, изображая согнутыми руками движение колес паровоза и говоря при этом «чух-чух». Постепенно меняйте скорость движения, частоту и громкость произношения. Повторите упражнение 5 раз.

Аист

Исходное положение: стоя прямо. Ребенку нужно развести руки в стороны, а одну ногу, согнутую в колене, выставить вперед. В таком положении, удерживая равновесие, надо продержаться несколько секунд. На выдохе необходимо опустить руки и ногу, произнося «шшшш». Повторите упражнение 5-6 раз.

Гуси

Не торопясь, ходите вместе с ребенком по комнате, взмахивая руками, как гуси крыльями. На вдохе руки поднимаются, на выдохе опускаются, при этом говоря «гууу». Упражнение выполняется 5-6 раз.

Лыжник

Упражнение заключается в том, что необходимо имитировать ходьбу на лыжах в течение 1-2 минут, на выдохе произнося «мммм».

Дровосек

Исходное положение: спина прямая, ноги чуть шире плеч. На вдохе нужно сложить ладошки вместе и поднять их вверх. Затем резко, как под тяжестью топора, выдохнув, опустить вытянутые руки вниз, наклонившись при этом и как бы прорубая пространство между ногами. При этом произносится слово «бах». Повторяется упражнение 5-6 раз.

Семафор

Исходное положение: стоя или сидя, спина должна быть прямая. Нужно поднять руки в стороны и вдохнуть, затем, медленно выдыхая, опустить их вниз, произнеся «сссс». Повторите с ребенком 4-5 раз.

Пчелка

Пусть малыш представит, что ему на ручку, на носик или на ножку присела маленькая пчелка. Покажите ему, как она весело жужжит, произнося на выдохе «зззз».

В лесу

Представьте, что вы с ребенком заблудились в лесу, и ищите друг друга. Делая вдох, на выдохе кричите «аууу». Периодически интонацию и громкость звука можно менять, голову поворачивать то влево, то вправо. Повторите 5-6 раз.


Дыхательная гимнастика для возраста 2,5-3 года

Конькобежец

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки, сжатые в замок, за спиной, тело наклонено вперед. Нужно сгибать то правую, то левую ногу, произнося при этом «кррр», имитируя конькобежца на стадионе. Повторите упражнение 5 раз.

Злой ежик

Исходное положение: ноги на ширине плеч. Расскажите ребенку, что, чувствуя опасность, ежик всегда сворачивается клубочком. Наклонитесь с малышом как можно ниже, пятки от пола не отрывая, и обхватите грудь руками г. Опустив голову, на выдохи произнесите « пффф» — звук, который издает недовольный ежик. Повторите несколько раз.

Лягушонок

Исходное положение: ноги вместе. Покажите малышу на своем примере, как быстро и резко скачет лягушонок: слегка присядьте, вдохните и прыгните вперед, а приземлившись, скажите «ква». Упражнение выполняется 3-5 раз.

Факер

Пусть малыш сядет, скрестив ноги по-турецки. Спинка при этом должна быть прямой. Покажите ребенку, как сделать из двух неплотно сжатых кулачков трубочку-дудочку. Поднеся волшебную дудочку к губам, ребенку необходимо втянуть носом воздух, одновременно втягивая в себя живот. Затем нужно спокойно выдохнуть весь воздух в трубочку, произнося при этом протяжное «ффф» и выпячивая животик обратно. Как всегда, данное упражнение следует повторить несколько раз подряд.

Курочка

Посадите ребенка на стул. Его руки должны быть опущены вниз. Попросите малыша быстро вдохнуть и поднять ручки ладошками вверх к подмышкам, изображая крылышки курицы. На выдохе руки, то бишь крылья нужно опустить. Повторите упражнение 5 раз.

Водолаз

Предложите малышу посоревноваться с вами, представив себя водолазами, спускающими на дно реки. Как долго вы сможете задерживать дыхание?

Часы

Исходное положение: встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Нужно махать прямыми руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так». Повторите упражнение 10 раз.

Петушок

Исходное положение: встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Необходимо поднять руки в стороны, а потом опустить их вниз, хлопая себя по бедру и на выдохе произнося «ку-каре-кууу». Повторить упражнение 5 раз.

Кипящая каша

Исходное положение: сидя, одну руку положить на животик, другу на грудь. Нужно втянуть в себя живот и сделать вдох, затем выдохнуть и выпятить живот вперед, произнося при этом «пффф». Повторить несколько раз.

Регулировщик

Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч. Одну руку надо поднять наверх, другую отвести в сторону. Вдохните носом, а потом смените положение рук. Во время выдоха произносите «рррр». Повторите 5 раз.

Пружинка

Исходное положение: лежа на спине, ноги прямые, руки расположены вдоль туловища. Нужно поднять ноги вверх и, согнув их в коленях, прижать к груди, при этом выдохнув. Затем вернуться в исходное положение и вздохнуть. Повторить 5-7 раз.

Пяточки

Исходное положение: сидя на стуле, спина прямая, ноги вместе, руки положить на пояс. Нужно выпрямить ноги, а ладошками вытянутых перед собой рук дотронуться до тыльной стороны стоп, вдыхая при этом носом. Затем необходимо вернуться в исходное положение и выдохнуть. Повторить 5 раз.

Для более взрослых деток дыхательная гимнастика становится некой увлекательной игрой, в которую можно поиграть в любом месте – и дома, и на улице, и в кафе. В подвижных играх пользуйтесь звуковыми упражнениями. Например, имитируйте клич индейцев, изображайте звуки, издаваемые различными животными и т.д.

В кафе можно побулькать в стакан с трубочкой, это ведь тоже одно из упражнений дыхательной гимнастики. Вариантов можно придумать массу, главное фантазия. С 3 лет можно тренироваться со специальной гимнастической палкой. Выполняйте с ребенком следующие упражнения:

Шагом марш

Исходное положение: стоя прямо, в руках гимнастическая палка. Ходите по помещению, высоко поднимая колени, в течение 2 минут. На 2 шага делайте вдох, на 6-8 шагов выдыхайте, произнося «тишшшшше».

Летающий мяч

Исходное положение: стоя прямо с мячом в руках перед грудью. Нужно бросать мяч от груди вперед, на выдохе произнося «ухххх». Повторите с ребенком 5 раз.

Турник

Исходное положение: стоя прямо, ноги вместе, гимнастическая палка в руках перед собой. Поднимите палку вверх и встаньте на носки, делая при этом вдох, затем опустите палку за голову и медленно выдохните, произнеся «фффф». Повторите 5 раз.

Маятник

Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч, гимнастическую палку держите за головой ближе к плечам. Необходимо поочередно наклонять туловище в стороны. Наклоняясь, делайте выдох и произносите «тууууух». Сделайте по 4-5 наклонов в каждую сторону.


Таким образом, познакомившись с легкими, веселыми и эффективными упражнениями дыхательной гимнастики, ваш ребенок забудет, что такое болезни и простуда, а речь его в будущем будет правильной и красивой.

Дыхательная гимнастика отлично дополняет любое медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, тренирует и развивает незрелую дыхательную систему ребенка и укрепляет защитные силы его организма.

Тренировки помогут малышу не только оздоровиться, дышать полной грудью и пребывать в бодром духе, но и вам, родителям, вздохнуть с облегчением. Ведь при регулярных занятиях никакие болячки вашему чаду будут не страшны!