Единственный ребенок в семье: развенчиваем мифы. Быть одним НЕ взрослым в семье…

За последние тридцать лет количество семей, у которых рождается всего один ребенок, увеличилось вдвое. Соответственно, все больше детей знакомятся с тем, каково это - быть единственным ребенком в семье. Нужно разобраться, как это влияет на взросление, на отношение к жизни и дальнейшую жизненную позицию.

Не все подходят под стереотип

Существует сильный стереотип, что единственный ребенок в семье обязательно будет испорченным, потому что родители все внимание уделяют ему и стараются баловать его изо всех сил. Однако это лишь стереотип - естественно, есть дети, которые подходят под него, но в большинстве случаев единственный ребенок вырастает вполне нормальным.

Избегать конфликтов

Ребенок, у которого не было брата или сестры, никогда не вступал с ними в ежедневный конфликт из-за любой мелочи. Соответственно, и в дальнейшей жизни такой человек будет стараться всячески избегать конфликтов.

Чтение

К современному поколению это уже вряд ли относится, так как у каждого есть компьютер, приставка, смартфон и многое другое, что может его развлечь. Но у людей, которые выросли в предыдущем поколении, не было таких возможностей, и если у них не было брата или сестры, то чаще всего такие дети очень много читали.

Большие семьи

Ребенок, который жил все время только со своими родителями, очень сильно любит проводить время в семьях друзей, которые имеют гораздо больше членов - для такого ребенка это настоящее зрелище, нечто неизведанное и необычное.

Ближе к друзьям

У единственного ребенка никогда не было брата или сестры, поэтому к друзьям они стремятся находиться как можно ближе, тем самым компенсируя отсутствие в детстве другого ребенка в семье. Они относятся к своим лучшим друзьям как к братьям или сестрам, то есть их не устраивают обычные отношения, они ищут чего-то большего.

Одиночество

Большим плюсом для единственного ребенка является тот факт, что он всегда без проблем может остаться один. Если другие люди начинают испытывать дискомфорт, если долго ни с кем не общаются, то человек, который вырос один, гораздо лучше справляется с одиночеством.

Люди рядом

Многие считают, что у детей, которые выросли одни, имеется плохая антисоциальная привычка - они любят закрыться в своей комнате, когда в доме имеется полно людей. Однако в этом нет ничего страшного - просто такие дети чувствуют себя гораздо комфортнее, когда они знают, что где-то рядом есть другие люди, и это вовсе не значит, что они пытаются скрыться от контакта с ними.

Старше в душе

Учитывая тот факт, что одинокий ребенок все свое детство проводил в компании исключительно родителей, в более старшем возрасте он будет морально немного взрослее, чем его одногодки.

Почему один?

Каждый ребенок, который не имеет брата или сестру, в жизни встречал тот момент, когда родители подзывали его к себе и очень неловко объясняли, почему он оказался один, когда у многих вокруг есть брат или сестра.

Воображаемые друзья

Дети, которые растут без братьев и сестер, гораздо чаще придумывают себе воображаемых друзей.

Публичное проявление приязни

Те люди, которые были единственными детьми в семье, пытаются как можно реже проявлять признаки приязни в общественном месте. Им очень неловко, когда их пытаются обнимать или целовать на улице, в ресторане и так далее.

Свои дети

Если у вас не было брата или сестры, то вы не видели, как они вырастают, развиваются. Соответственно, у вас будет меньше мотивации заводить своих собственных детей.

Чувствительность

Братья и сестры постоянно шутят друг над другом, иногда довольно жестоко. Поэтому им гораздо проще затем относиться к различным подколам и шуткам в школе или во дворе. В итоге они вырастают менее чувствительными, чем те люди, которые в детстве были одни.

Драки

Дети, которые росли одни, очень редко сами готовы вступить в драку. Как уже было сказано ранее, они всегда пытаются избежать конфликтов, так как в детстве у них не было той школы, через которую проходили многие другие.

Отношение людей

Если вы рассказываете, что вы выросли в семье как единственный ребенок, это внезапно вызывает у всех окружающих довольно странную реакцию, которая может варьироваться от обычного удивления до сильного отвращения.

Сложно делиться

Единственные дети в семье всегда очень плохи в том, чтобы делиться чем-то своим. Братья и сестры в детстве приучиваются к тому, что делиться модно, нужно и придется, а единственные дети все получают только для себя.

Другие единственные дети

Все дети, которые были единственными в семье, испытывают подсознательную тягу к таким же детям. В итоге они становятся лучшими друзьями, женятся и выходят замуж, образуют наиболее прочные связи.

Нетипичность

Единственные дети имеют склонность думать, что они "не такие как все". Даже если речь идет не о сравнении с теми, у кого были братья и сестры, а с теми, кто также вырос в семье один.

Увлеченность

Братья и сестры постоянно отвлекают друг друга от занятий, поэтому именно единственные дети чаще всего демонстрируют наибольшую увлеченность своими занятиями, могут погружаться в них с головой.

Родители

Каждый единственный ребенок знает, что его родители ни на кого больше не надеются, поэтому он старается сделать все, чтобы его родители были довольны и гордились им.

Внимание

Если у вас не было братьев или сестер, вам не нужно было постоянно бороться за внимание - вы к нему привыкаете, вы его любите. Поэтому вам бывает сложно, если во взрослой жизни вам не уделяют достаточно внимания.

Разговор с собой

Единственные дети в семье чаще всего имеют склонность разговаривать с собой.

Несмотря на государственные программы, побуждающие молодые семьи к рождению второго ребенка, в большинстве семей родители не решаются на второго (третьего и т.д.) ребенка. Тут, конечно, мнения могут расходиться: кто-то скажет, что один ребенок в семье — не ребенок и что это серьезная проблема для семьи и самого ребенка, а кто-то, что и одного в наше время более, чем достаточно, ибо даже программы не решают возникающих проблем.

Фото © The Children Dream

В чем психологи видят проблему единственного ребенка в семье?

1. Нереализованная мечта

Как правило, при наличии единственного ребенка в семье все внимание сконцентрировано на нем. В нем родители пытаются воплотить свои неосуществленные стремления. Например, в детстве матери хотелось стать пианисткой, но не было ни возможности, ни способностей, и теперь она тащит ребенка в музыкальную школу, несмотря на то, что у него тоже нет слуха. Она найдет лучших учителей, оплатит любых репетиторов, лишь бы ее дитя исполнило ее мечту. Но при этом ее старания идут вразрез с желаниями самого ребенка. В результате у ребенка возникает внутреннее напряжение от невозможности соответствовать желаниям матери и от собственных нереализованных потребностей. Заканчивается это, как правило, развитием невроза у ребенка.

Случается, что молодые родители моделируют поведение своих родителей. Например, мать мечтает видеть свою дочь скрипачкой и заставляет ее подолгу играть на скрипке. В результате, получив музыкальное образование, девочка больше никогда не подходила к скрипке. позже, заводя семью, она проделает тоже самое со своим ребенком.

Единственному в семье ребенку покупают много , к которым он быстро теряет интерес, так как и чаще покупают не потому, что он хочет иметь эти игрушки, а потому, что у родителей в детстве таких игрушек не было. Чаще всего мамы и папы оправдывают эти бессмысленные покупки фразами типа: «У моего ребенка будет все, чего не было у меня в детстве». Они полагают, что для их ребенка это именно то, что нужно. Им невдомек, почему ребенку так быстро надоедают эти игрушки и он продолжает просить то, что он действительно хочет. А родители обвиняют своего ребенка в неблагодарности и избалованности.

Часто родители для своего единственного ребенка выбирают школу, вуз, специальность, профессию, а иногда даже друзей и спутников жизни. Этот выбор определяется опять же не желанием ребенка, а их собственными нереализованными мечтами. Подобные действия они объясняют заботой о ребенке, ведь они не желают ему зла, просто они лучше знают, что ему нужно.

Как бы родители не хотели своему ребенку лучшего будущего, бессознательно они желают реализовать свои собственные мечты. Если бы они действительно желали ему добра, то не решали бы за него его судьбу, а наоборот, поощряли его инициативу сделать собственный выбор. Постоянно делая выбор за ребенка, родители воспитывают пассивного, безынициативного человека. Подавление всех чувств и желаний ребенка впоследствии приводит к стрессам, депрессиям, нервным срывам.

2. Избалованность

Другая сторона проблемы наличия единственного ребенка заключается в избалованности. Здесь не родители принимают все решения за ребенка, а он за них. Ребенок — центр вселенной, вокруг него вертится земля, ему дозволено абсолютно все. если он чего-то хочет, то родители обязательно выполняют его желание. Привыкнув тот час получать все, что только придет в голову, он не сможет ничего добиться в жизни, если рядом не будет мамы с папой. Избалованность развивается непрерывно, у него впоследствии может наблюдаться ряд серьезных нарушений в поведении.

Родители единственного ребенка постоянно находятся в напряженном состоянии, опасаясь за судьбу своего малыша. Страх потери ребенка овладевает ими при каждом его недомогании. единственный ребенок очень часто ходит по врачам, пьет неимоверное количество лекарств, которые не столько улучшают состояние его здоровья, сколько ухудшают. Родители постоянно опасаются за его здоровье: любой намек на переутомление дает ребенку право не ходить в школу, не заниматься домашними делами и т.д.

Родители при возникновении конфликтной ситуации ребенком, играют на его чувстве вины:

— Я тебе всю жизнь отдала.

— Я тебе всю свою жизнь посвятила, столько для тебя сделала.

В основе этих фраз лежит эгоистическая уверенность в том, что ребенок тоже должен посвятить всю свою жизнь родителям. Очень часто такой конфликт возникает между матерью-одиночкой и единственным сыном. Родители единственного ребенка утрачивают чувство меры, заботясь о нем, заглушают этой заботой его стремления к независимости и самостоятельности.

Для ребенка очень важно общаться не только со своими родителями и другими родственниками, но и своими сверстниками . И первый опыт такого общения он может получить, если в семье двое и больше детей. В семье дети учатся налаживать нормальные взаимоотношения не только друг с другом, но и с окружающим миром. Единственный ребенок не умеет налаживать контакт с другими детьми, он не понимает чувств сверстников, а значит, в будущем не сможет понимать людей, не будет считаться с их желаниями.

В современной психологии есть такое понятие, как «синдром единственного ребенка» . Единственный ребенок более возбудим, более склонен к нарушениям в поведении, плохо налаживает отношения с другими людьми. Играя с другими детьми, он никогда не выступает в роли лидера, если же и пытается им стать, ребята могут его осадить. Ребенок привыкший получать все, не прикладывая для этого никаких усилий, не умеет отстаивать свои интересы, завоевывать авторитет у других, а это в свою очередь ведет к появлению агрессивности.

На сегодняшний день одним из факторов предотвращения отклонений от норм в поведении ребенка является изменение условий, в которых он развивается, а именно рождение .

Конечно, в этой статье есть много спорных моментов, но помните, что речь идет не о маленьком единственном ребенке, а именно подросшем. От себя могу сказать, что много, на мой взгляд, зависит от самих родителей, стиля их воспитания, подходов в воспитании, при каких условиях родился этот единственный ребенок. Я, да и Вы тоже, знаю немало примеров, когда единственный ребенок не имел никаких проблем с поведением и отношением к другим людям и вырастал замечательным человеком.

Из книги

Кристина Бахарева «Психологическая реабилитация в детском возрасте»

Купить в Лабиринт.ru

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала прошлого века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений. Но давайте разберемся по порядку.

Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному - маленькому в "стране великанов" - не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат с помощью. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу и только после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи. Такую внутреннюю позицию иллюстрирует рисунок семьи шестилетнего Ярика (рис. 1). В окружении мамы и папы он изобразил себя ничтожно маленьким, беспомощным, требующим заботы.

Рисунок 1.

Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда надо и не надо. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе - истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т. п.), для того чтобы удерживать родителей в постоянной заботе о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как он (она) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или болен.

В одной семье из трех человек сложилась структура отношений, которая стала серьезной проблемой для родителей. Восьмилетняя девочка стала бояться оставаться дома одна, ложилась спать только тогда, когда рядом спала ее мать. Мать должна была организовать свою работу так, чтобы постоянно быть с девочкой тогда, когда она была дома. В эти периоды мать даже не могла пойти в магазин - девочка жалобно просила остаться, так как ей страшно. Начали ухудшаться и супружеские отношения, так как жена всю свою энергию вечером тратила на укладывание девочки спать, к тому же девочка постоянно лежала рядом с супругами.

Тщательный психологический анализ отношений в семье показал, что девочка просто использует свои страхи, свою слабость для получения собственных выгод. Каждому ребенку неуютно оставаться в квартире одному, одному спать в своей комнате. Однако для большинства детей преодоление себя, своих страхов служит средством достичь самоуважения, признания себя со стороны родителей. В описанной нами семье девочка основывает поведение на неполезной ей самой позиции: "Я добиваюсь и делаю то, что хочу, только тогда, когда я слаба".

Ее можно понять - такая установка сложилась на основе повседневного опыта. Однако ее будущая судьба и жизнь в семье целиком зависят от того, попадет ли она в ситуации, в которых увидит прок не от своего бессилия, а от силы, преодоления себя самой. Если это произойдет, а помочь ей в этом могут родители или кто-то со стороны, то девочке не придется в будущем лечиться от настоящего невроза.

Другая характерная особенность развития единственных детей - они не имеют возможности близко общаться с другими детьми своего возраста (братьями, сестрами), что чаще всего приводит к неверной самооценке. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других. В школе, где они попадают в ситуацию сравнения с другими детьми, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Чтобы достичь этого, они часто шалят и проказничают.

Отсутствие возможности близко общаться с братьями и сестрами приводит и к тому, что единственным детям труднее общаться со сверстниками. Во-первых, они не имеют опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребенок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных ему самому и окружающим детям, взрослых выражений, ему нелегко понимать детские шутки.

Все это приводит к тому, что единственные дети менее популярны в среде сверстников, что, в свою очередь, влияет на развитие личности ребенка. Испытывая недостаток близкого общения с другими детьми, единственные дети уже в дошкольном возрасте начинают активно искать такие контакты. Они просят родителей, чтобы им "купили" братика или сестричку, в других случаях страстно хотят иметь собаку или кошку. Потребность иметь постоянного спутника в играх, друга в семье, с которым можно было бы общаться на равных, отражается и в их рисунках семьи. Как Рамуне, девочка пяти с половиной лет, они очень часто включают в состав семьи двоюродных сестер (рис. 2. На нем в порядке очереди изображены две двоюродные сестры, отец, мать, она сама) или дополняют семью разными живыми существами: кошками, собаками, птицами и т. п. (см. рис. 3, на котором мальчик дополнил семью реально отсутствующей собакой и котом, или рис. 4, на котором девочка в качестве своей подруги изобразила черепаху).

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Однако в ситуации развития единственных детей есть свои положительные стороны. Во-первых, они получают больше внимания и любви родителей. Только в тех случаях, когда родители "перегибают", не оставляют места для инициативы ребенка, не дают возможности ему самому испробовать свои силы, преодолевать препятствия, вреда бывает больше, чем пользы. К сожалению, тенденция именно такова: ведь у родителей он единственный. Однако есть родители, которые пересиливают эту свою "слабинку" и создают ребенку нормальную обстановку для развития.

Во-вторых, родители единственного ребенка имеют больше возможностей развить его способности, быть более внимательными к его внутреннему миру, его переживаниям. Будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности, чем в других семьях. Таким образом, можно заключить, что как плохие, так и хорошие аспекты родительского отношения в семьях с одним ребенком оставляют более яркий след в его личности. В социальном плане единственные дети также имеют определенные преимущества над другими. На их обучение тратится больше времени, привлекаются различные репетиторы, дети устраиваются в разнообразные кружки и т. п. Позже, в юности, единственные дети лучше обеспечиваются материально, что важно для начала самостоятельной жизни.

Температура воды при закаливании

Вопреки распространенному мнению, закаливание не требует низкой температуры. Оно требует температурного контраста. Холод ведет к сужению сосудов, тепло вызывает их расширение. И главное в закаливании - тренировка сосудов.

Миф 1: избалованный ребенок

В Китае уже несколько десятилетий действует политика «Одна семья – один ребенок». Однако китайских малышей очень сложно назвать недисциплинированными и избалованными. Из этого следует простой вывод о том, что притязания ребенка зависят исключительно от отношения к нему родителей, а не от окружения братьев и сестер. Более того, если подумать, на единственного ребенка в семье возложено куда больше надежд и родительских ожиданий. Малыш вынужден соответствовать заданной планке, и у него под рукой нет примера с послаблениями. Поэтому оснований полагать, что такие дети избалованы, на самом деле нет.

Миф 2: неумение общаться

Не менее популярный стереотип гласит, что единственные дети в семье плохо владеют навыками коммуникации. Большую часть дня у них нет товарищей для игр, и они вынуждены придумывать себе воображаемых друзей, из-за чего в реальной жизни им сложно устанавливать контакт со сверстниками. Нельзя спорить с тем, что ребенок без братьев и сестер довольно много времени проводит наедине с собой. Однако тут же стоит отметить, что наличие других малышей в семье не означает появления у ребенка настоящих друзей: не все братья и сестра дружат между собой. По-настоящему товарищеским отношениям может мешать большая разница в возрасте, детская ревность к родителям или просто разность характеров. Соответственно, взаимосвязь общительности и большой семьи очень иллюзорна.


Миф 3: эгоистичное поведение

До определенного возраста эгоистичны абсолютно все дети. Если же подобное поведение сохраняется и в зрелые годы, все говорит о том, что родители просто не научили ребенка сопереживать другим, уважать окружающих и ценить их потребности. Иными словами, способность думать не только о себе должна воспитываться в человеке так же, как и другие черты характера. Кстати, очень часто эгоистичными вырастают те дети из большой семьи, которые были «любимчиками» родителей. Они с детства видят и привыкают к неравенству, когда им почему-то достается больше внимания мамы и папы, чем их братьям и сестрам.

Миф 4: задатки командира

Единственные дети не умеют работать в команде, они привыкли к роли начальника и не идут на компромиссы. Таков популярный миф. Возможно, в этом есть доля правды, потому что ребенку без братьев и сестер не нужно делить с кем-то комнату или отстаивать право на новые вещи. Тем не менее, это не аннулирует автоматически такт в общении и умение договариваться с другими. Опять же, все упирается в воспитание ребенка, а не окружение его другими детьми. Некоторые малыши из больших семей, напротив, больше склонны к конфликтам и установке своих правил (обычно это случается со старшими).


Миф 5: инфантилизм

Считается, что привязанность единственного ребенка к родителям очень крепка и часто перерастает в нездоровую зависимость. Из-за этого малыш долго не может повзрослеть и остается инфантильным даже в подростковом возрасте. Хотя детские психологи опровергают это мнение, заявляя, что ребенок без окружения других детей делает своей единственной моделью для подражания поведение родителей. Это заставляет его тянуться к взрослым манерам, тогда как малыши с братьями и сестрами могут позволить себе ребячество в своем кругу. К тому же, единственный ребенок во взрослой среде имеет все шансы быстро развить уверенность в себе и независимость, копируя родительский стиль общения между собой. Минус же этой ситуации в том, что, если в семье царит не уважительная и дружественная обстановка, возможно, малыш тоже переймет не самые лучшие привычки общения.

Быть единственным — достоинство или недостаток?

«Избалованный», «плохо воспитанный», «одинокий», «избегающий конфликтов»? Единственным детям часто приходится сталкиваться с предубеждением окружающих.

Единственный ребенок в школе: Поведение в школе и резуль­таты учебы единственного ре­бенка, по существу, не отлича­ются от других детей. Конеч­но, они несколько чаше явля­ются честолюбцами, карьерис­тами, потому что с малых лет привыкли одни решать пос­тавленные перед ними задачи. Однако результаты их учебы (равно как и всех дру­гих детей) в большинстве слу­чаев зависят от их способнос­ти сконцентрироваться, моти­вации, поощрения, домашних и окружающих факторов. Единственный ребенок вырос: В обществе бытует мнение, что единственные дети избало­ваны, эгоистичны и предъяв­ляют больше претензий, чем выросшие в больших семьях вместе с братьями и сестрами. Известно, что статус единст­венного предоставляет некото­рые материальные преимуще­ства, однако оказывается, что большинство родителей нака­зывают своих единственных детей также, как и родители, имеющие двух или несколько детей. Некоторые родители бывают даже более строгими, потому что они не желают, чтобы их ребенок рос «ма­менькиным сынком» и был бы типичным единственным ре­бенком у родителей. Говорит­ся, что плохих детей не бывает, бывает только неправиль­ное воспитание. Единственные дети вырастают и взрослеют. Насколько они отличаются от окружающих, зависит от типа человека. Если человек с рож­дения очень застенчив, то у него действительно могут воз­никнуть большие трудности в общении. Однако многие из них прекрасно находят себе друзей и партнеров, потому что они с раннего детства при­выкли сами искать общества других людей и, желая контак­та, сами об этом заботились. Единственные чаще разводятся: Данные статистики показыва­ют, что брак двух «единственных» часто оканчивается разво­дом. Возможно это потому, что «единственные» не склонны делиться своими проблемами с другими людьми и решать конфликты. Напротив, они ча­сто пытаются «пробить голо­вой стену», а если этого сде­лать не удается, отдаляются от партнера. Такое отдаление ча­ще всего является просто не­способностью общаться с дру­гим человеком, возникает недоговоренность. Известно, что корни такого поведения — «опыт», приобретенный в дет­стве. Если человек в семье вы­рос единственным, этим мож­но объяснить некоторые чер­ты его характера и поступки, попытаться его понять. Советы родителям, воспитывающим единственного ребенка в семье:
  • Чтобы ребенок привык общаться со сверстни­ками, с 3-4-летнего возраста его необходи­мо отправить в садик.
  • Подросшего ребенка необходимо ободрять, поощрять, побуждать, чтобы он общался с другими детьми.
  • Ни в коем случае не за­прещать ребенку вмес­те с классными друзьями участвовать в летних путешествиях и других внеклассных мероприя­тиях: только постоянно общаясь со сверстни­ками, он вырастет хоро­шим и открытым чело­веком, полноправным членом общества.
  • Можно позвать детей в свой дом или позволить своему ребенку играть в домах других семей.