Экологическое воспитание детей средствами изо искусства. Взаимосвязь экологического воспитания с изодеятельностью

По мнениюЛ.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

Отчуждение детей от мира природы;

Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составила: Ахметова Л.Ш.

По мнениюЛ.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

Отчуждение детей от мира природы;

Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Изучив ряд исследований по данной теме, мы определили сущность эколого - эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского.

Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем, обогащается содержание детского творчества образами природы, в рисунках появляются новые темы. И в процессе познания природы и в процессе изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение). Именно художественная деятельность является и формой выражения, и средством воспитания.

Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами - совершенством форм, разнообразным колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам природы.

Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большее количество образов, используют более разнообразные средства выразительности.

Искусство и изобразительная деятельность самих детей поможет им закрепить пока элементарные, но нужные знания о природе, о месте и роли человека, живущего в единстве с ней. Ребёнок- художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в них явлений. В этом раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Воспитываются нравственные качества.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен в них выразить своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и поэтому их можно назвать выразительными.

Одним из самых доступных для детей средств выразительности является цвет. Использование ярких красок в разнообразных сочетаниях присуще детям, но наблюдая за цветовым разнообразием окружающего мира, во время знакомства с произведениями художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, выразительно. Через цвет они передают своё настроение и отношение к образу.

Другое чувство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие, по его мнению, события изображает небрежной линией.

Как и взрослые дошкольники используют приём гиперболизации – преувеличение каких-то признаков. Они выделяют в изображённом предмете или явлении то, что на их взгляд, особенно значимо. Главный образ выделяется размером или цветом.

Композиция – это способ построения произведения. В рисунках дошкольников встречаются как с сюжетами, передающими развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия. Усвоив навыки композиции, ребёнок начинает чувствовать центр, стороны листа, что даёт развитие творчества.

Рисуя, ребёнок использует и такое средство выразительности как агглютинация – склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-либо частей, качеств, разных предметов (цветок с глазами и ртом, руками вместо листьев). В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур.

Творческая выразительность детских рисунков развивается под влиянием обучения. Эмоции являются движущей силой воображения, а следовательно, и выразительности детского творчества.

Мы поставили цель – способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, эстетическом, творческом плане.

В нашем образовательном учреждении работают по основной общеобразовательной «Программе воспитания и обучения в детском саду»под редакцией М.А.Васильевой и дополнительной программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Работая с детьми в соответствии с современными требованиями воспитательно – образовательного процесса нельзя обойтись без новых педагогических технологий. Среди них можно назвать развивающие игры, приёмы ТРИЗ, мнемотехника.

В нашем учреждении созданы необходимые условия для организации работы в данном направлении. Функционирует зимний сад, одно из любимых мест детей и взрослых, который привлекает изобилием экзотических декоративно- лиственных и цветущих растений, бассейном с красноухими черепахами, аквариумами с разными породами рыб, вольерами с попугаями и амадинами, террариумами со степными черепахами, морскими свинками, хомяками. В зимнем саду имеется центр экспериментирования, мини- огород на подоконнике. С огромным интересом дети знакомятся с объектами и явлениями неживой природы, представленными в «звёздной» комнате, объёмной моделью города на фоне звёздного неба и светящихся планет солнечной системы.

Изостудия находится рядом с зимним садом. Впечатления от полученной информации на занятиях и экскурсиях дети отражают в своих рисунках. Свободное пространство изостудии позволяет детям выбирать удобное место при работе – стоя у мольберта, сидя за столом, лёжа на полу. Изображение в рисунках создаётся при помощи разнообразных материалов, которые предоставляются в распоряжение детей после совместного освоения техники работы с ними.

Наши дети любят рисовать не только кистью, карандашом, но и палочкой, поролоном, пальцами, ладошками. « свечой». Используют монотипию, «кляксографию», « точечный рисунок». Интересно рисуют краской из тюбика, по мокрой бумаге. Прекрасно справляются с коллажем, « клеевым рисунком».

Для ознакомления детей с произведениями искусства различных видов и жанров используются репродукции картин известных художников, собраны тематические подборки картинок, фотографий на разные темы. Есть мини - музей, где собраны изделия мастеров народных промыслов России. Через восприятие произведений художников и скульпторов ребята учатся подмечать индивидуальные особенночти объектов, распознавать авторское видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску. Имеется и мини - библиотека в которой есть книги об искусстве, о творчестве художников, иллюстрации, альбомы по разным жанрам живописи, а также книжки-малышки, созданные детьми.

Для повышения эффективности обучения, зрительного восприятия и наглядно- образного мышления мы используем разнообразие дидактических и развивающих игр. Также постоянно действует мини-выставка работ художников и самих детей, выполненных в разных техниках. Многие рисунки наших детей можно увидеть в интерьере учреждения.

В творческом процессе огромную роль играет восприятие, поэтому всё, что окружает детей в группе: эстетический вид, предметно-развивающая среда, выставки работ детей, наблюдения живой и неживой природы отражается в рисунках детей.

Для реализации задач мы используем следующие методы и приёмы :

1- наблюдения явлений природы;

Рассматривание репродукций с картин;

Игровые приёмы с использованием кукол (карандаш, фауна, здравик, фырка)

Беседы на темы природы;

Чтение художественной литературы;

2 - обследование;

Игровые приёмы;

Экспериментирование с цветом;

Составление мнемодорожек;

Проблемные вопросы;

Вопросы для развития творческого замысла;

3 - проблемные ситуации;

Работа по неоконченному рассказу на темы природы;

Рисование музыки;

Элементы ТРИЗ и другие.

Важно отметить, что методы должны соответствовать общеё цели, специфике вида деятельности, возрастным особенностям.

Мы выделили следующие формы организации работы с детьми:

  • Занятия подгрупповые, интегрированные, комплексные.
  • Кружок.
  • Индивидуальная работа.
  • Экскурсии.
  • Праздники.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой работы с детьми. На ней дети приобретают опыт работы с материалами, способами изображения. Чем более увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют.

Интегрированное занятие отличается использованием меж предметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материалов. Предметом анализа в нём выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы (например, рассматривание такого понятия, как « настроение» через произведения живописи, музыки, литературы) .

Детям предоставляется возможность экспериментировать, искать новые пути, сравнивать, анализировать, проявлять большую самостоятельность. Эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Структура интегрированного занятия строится следующим образом:

  1. Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (« Как вы думаете, что произойдёт, если на Земле не будет воды?»)
  2. Основная часть. Поисковая деятельность детей для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе, жизни человека и в работе художника-мариниста) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
  3. Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа (дидактическая игра, рисование) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Составление конспектов, самостоятельный поиск новых оптимальных схем – моделей требуют проявления творческой активности педагога. Последовательное усвоение знаний, способов действия, сопровождаемое усложнением задач, методами и техниками в соответствии со структурой занятия, а также проведение предварительной работы благотворно влияют на формирование выразительного образа природы в детских рисунках.

Благодаря правильной организации и экологолизации развивающей среды, интеграции и системности в обучении, а также разнообразию нетрадиционных форм и методов в организованной деятельности у нас решаются главные задачи экологического и художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Кружковая работа ведётся в двух направления: 1- с детьми со слабым художественным развитием, требующих особого внимания и помощи со стороны педагога; 2- работа с талантливыми детьми строится на углублении способов изображения, на развитии творческого воображения, расширение представлений об окружающем мире, развитие творческой индивидуальности, поддерживании интересов в их развитии.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития детей и взаимодействия разных субъектов образовательной деятельности очень важно для развития детского творчества. Решая единые задачи, предъявляя единые требования к детям, преследуя единую цель, мы помогаем детям раскрыть своё творческое «Я». Совместно с воспитателями проводятся экскурсии в парк, на речку, в музей, праздники и развлечения. В совместной работе с детьми готовятся подарки для родителей и друзей, декорации к постановкам театральной студии.

Для воспитателей регулярно проводятся консультации, семинары-практикумы, где они совершенствуют свои умения и навыки, знакомятся с новыми техниками изображения.

Для родителей проводятся консультации, праздники, создаются книги « Азбука рисования», работает творческая мастерская «Фантазия». Тесное сотрудничество с родителями помогает нам заинтересовать их в развитии художественного творчества своего ребёнка.

Мы через природу воспитываем детей, приобщаем их к нравственности, гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Пробуждаем эмоциональность – свойство, которое пробуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы. Объекты и явления природы, предлагаемые для наблюдения, анализ художественных произведений искусства развивает детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности. Общаясь с природой, старшие дошкольники стремятся в рисунке выразить своё отношение к ней и делают это с помощью выразительных средств. Умело используют цвет в передаче образа, гармонично сочетают цвета. Используют выразительность форм и линий. Правильно строят композицию рисунка. Используют традиционные и нетрадиционные техники рисования


Тема: «Сайгак –одно из прекрасных проявлений природы»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………1

Глава №1. Сайгак (или сайга) –своеобразное животное………………. ……………2-3

Глава №2. Охрана сайгаков в Казахстане…………………………………………… 4-5

Глава №3. Анализ факторов, влияющих на современное состояние популяции сайгаков………………………………………………..…………………………………5-6

Глава №4. Тема сайгака, как уникального творения Природы в произведениях казахстанских и других писателей и поэтов……………………… ……………………………………6-7

Заключение……………………………………………………...………………………7

Литература………………………………………………………….……………………7

Введение.

Мой Казахстан – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая страна. Это Родина моя… Щедрой рукой разбросала Природа-мать на казахстанской земле –это необъятные степи , высокие горы с белоснежными вершинами, полноводные реки. Степь. Что представляет собой степь? Для меня это, наверное, где чистый и свежий ветерок, чистое небо, летом зеленая трава, а зимой белоснежная равнина, как в сказке. В степи можно увидеть много живности- это птицы, грызуны, различные виды животных и конечно же одно из прекрасных проявлений природы -сайгака. Как говорят- степь полна жизни, надо только ее увидеть и услышать ее скромную прелесть. Бескрайние просторы, шелест листвы, свежий запах цветов, вот что значит Казахстанская степь. Солнце в степи чрезвычайно прекрасное, оно такое яркое, большое, отличающее от того пейзажа,который мы видим в городе. Особенно она хороша весной, когда её можно сравнить с юной красавицей из сказочной страны. Какое обилие цветов и трав, великолепным ковром прикрывающих неприглядную растительность, оставшуюся с прошлогодней зимы! А какой воздух, свежий и чистый. С высокого неба льются звонкие трели жаворонка, хотя сама птица кажется маленькой точкой на голубом фоне. Из под ног вылетают роем насекомые, юркие ящерицы стараются скрыться в норках; суслики стоя на задних лапках вытягивают, следят нет ли рядом опасности. Нос особым волнением всегда в Казахстанской степи можно наблюдать за сайгаками, этими уникальными животными. Сайгаки – самые древние кочевники необъятных степей Казахстана. Огромные стада этих удивительных животных паслись бок о бок еще во времена ледникового периода с мамонтами и шерстистыми носорогами. С древних времен это животное было известно под названием «сайга». Это имя ему дал греко-римский географ Страбон, живший более 2000 лет назад.

Актуальность темы.

В результате глобальных изменений климата и ослабления сельскохозяйственной (пастбищной) деятельности человека произошла заметное изменение среды обитания животных, которое сказалось на состоянии их популяций. Численность сайгака, ранее наиболее массового вида копытных на территории Северо-Западного Прикаспия (более 800 тыс. особей в конце 50-х годов прошлого века), значительно сократилась и по экспертным оценкам в последние годы и ч исленность популяции сайгаков в Казахстане составляет 256 тыс. голов, сообщил министр окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлан Каппаров. Сайгак- современник мамонта, доживший до наших дней и его численность в руках человека!

Гипотеза.

Привлечение внимания общественности к проблеме сокращения численности сайгаков, через ведение разъяснительной работы с учащимися школ и населением помогут привести к развитию чувства долга человека перед природой, своей Родиной Казахстан, а поэтические произведения, призывают к ответственному, нравственному поведению человека в природе. Мы очень мало знаем о сокращении численности сайгака на территории Казахстана. Люди стали равнодушны к данной проблеме.«Сайгак- современник мамонта?», «Для чего браконьеры охотятся на сайгаков?», «Почему сокращается численность сайгака?» и «Как данную ситуацию изменить». Вот на эти вопросы и необходимо ответить.

Объект исследования.

Растительноядные млекопитающие, сайгак ( Saiga tatarica )

Задачи:

1.Изучить образ жизни сайгаков. 2. Изучить особенности жизни сайгака в условиях уменьшения численности;

3. Обобщить данные об изменении мест обитания сайгака в разные исторические эпохи и выявить ведущие экологические факторы, которые действовали в прошлом и могут в настоящее время оказывать положительное или отрицательное воздействие на его популяцию

4. Изучить произведения, в которых упоминается данный вид

5. Провести исследовательскую работу, анкетирование среди учащихся моей школы по данной теме.

Глава №1

Сайгак –своеобразное животное. Особенности строения и среда обитания.

Сайгаки - единственные дикие копытные млекопитающие, живущие в степях России. Это небольшие антилопы (с массой тела от 20 до 50 кг) оригинальной внешности, покрытые шерстью песочно-глинистого цвет Самое примечательное у сайгака - вздутая горбатая морда с нависающим надо ртом мягким подвижным хоботком. На конце хоботка близко друг к другу расположены круглые, направленные вниз ноздри.. Их горбатая морда вздута и заканчивается нависающим над ртом коротким хоботом, на конце которого расположена пара ноздрей, направленных вниз. Горбоносость зависит от чрезвычайного увеличения носовых полостей, выполняющих роль органов, в которых согревается холодный воздух, вдыхаемый сайгаками во время быстрого бега зимой. Сайгаки обитают на юго-востоке европейской части России, в Нижнем Поволжье, на большей части Казахстана и в ряде других районов. Сайгаки предпочитают совершенно ровные пространства сухих степей и полупустынь с каменистыми или твердыми глинистыми почвами, где чувствуют себя более уверенными и способными избегать нападения врагов (например, волков). Сайгаки бегают иноходью и могут развивать скорость на плотных грунтах до 70-80 км в час. Рога у самцов сайгака полупрозрачные, светлого воскового цвета, поставлены почти вертикально; они слегка лирообразно изгибаются и на большей части несут кольцевые валики. Летом окраска зверей желтовато-рыжая, без светлого «зеркала» в области хвоста. Зимой окраска очень светлая, глинисто-серая. Длина тела 100 -145 см, высота - 55 - 80 см, масса - 20-50 кг. Самки меньше самцов.

В XVII - XVIII столетиях сайгак населял все степи и полупустыни от предгорий Карпат на западе до Монголии и Западного Китая на востоке. На север он доходил в те времена до Киева и Барабинской степи Сибири. Но и этот огромный ареал был остатком некогда еще большего. Во времена мамонта, гиппариона и шерстистого носорога сайгак населял всю Европу до Англии на северо-западе и реки Печоры на северо-востоке. В Азии он жил по долинам таких сибирских рек, как Иртыш, Енисей и Лена, проникая до Новосибирских островов в Ледовитом океане. Остатки его были найдены даже на Аляске. Однако во второй половине XIX столетия человек быстро заселял степи Европейской России, и сайгак почти исчез из Европы. Резко сократился ареал и численность сайгака и в Азии. В итоге в 1919 г., он сохранился в Европе только в самых глухих районах нижнего течения реки Волги, а в Азии - по Устюрту, Бетпак-Дала, в междуречье Или - Каратал, в котловинах западных озер Монголии и немногих других местах. На всем протяжении огромного ареала, который многократно разрывался, оставалось вряд ли более нескольких сотен сайгаков.

Образ жизни сайгака весьма интересен. Живет сайгак в сухих степях и полупустынях с плотными каменистыми или глинистыми почвами, на равнинах. Он избегает не только гор, но даже холмов и местности, пересеченной оврагами и долинами. Не встретишь сайгака и в песках. Только во время снежных буранов в суровые зимы он изредка заходит в бугристые пески, поросшие кустарником, где ищет защиту от леденящих ветров. Привязанность сайгака к равнинам с плотными почвами определяется его глубокими и древними приспособлениями к бегу иноходью. Такой тип бега позволяет сайгаку на ровной поверхности развивать скорость до 80 км/ч, но делает его беспомощным в пересеченной местности.

На бегу сайгак не способен перепрыгнуть даже узкую придорожную канаву. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках еды проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов. Летом они предпочитают злаки, а зимой - солянки. В сухой период года выбирают те растения, влажность которых не менее 50-65%. Отыскивая сочные корма, огромные стада сайгаков кочуют по степям, и, чем больше сохнет трава, тем подвижнее становятся животные. В июне - августе, когда трава выгорает под лучами солнца и не бывает дождей, сайгаки подходят к озерам и рекам на водопой

С юга, в марте или начале апреля, подобно птицам, они устремляются к северу. В это время самки, которые должны принести потомство, отыскивают самые глухие уголки степи, где поблизости нет воды, а следовательно, и нет волков. В начале мая у самок, собравшихся в таких «родильных домах», появляются новорожденные.

После матери уходят пастись, навещая деток утром и вечером, чтобы покормить молоком. А на десятый день телята начинают сами щипать травку.

Летом они предпочитают злаки, а зимой - солянки. В сухой период года выбирают те растения, влажность которых не менее 50-65%. Отыскивая сочные корма, огромные стада сайгаков кочуют по степям, и, чем больше сохнет трава, тем подвижнее становятся животные. В июне - августе, когда трава выгорает под лучами солнца и не бывает дождей, сайгаки подходят к озерам и рекам на водопой.

Самцы живут около 4-5 лет, а самки дольше - до 8-9 лет.

Глава № 2

Охрана сайгаков в Казахстане.

В нынешнее время сайгак относится к числу животных, находящихся под угрозой. В 1996 году он вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП), а с 2002 года ему присвоен статус высшей степени угрозы, CR - вид, находящийся в критическом состоянии. В конце 20-го века после распада Советского Союза в трудный экономический период вырос спрос на мясо и рога сайгака.

1 апреля 2008 года была создана специальная негосударственная служба охраны животного мира (СОЖМ), которая состояла из 3 групп по 2 человека. Основными задачами СОЖМ были: пресечение браконьерства на территории обитания бетпакдалинской популяции сайгака; мониторинг популяции сайги и ключевых видов степных и полупустынных экосистем.

В Казахстане ведется огромная работа по охране и восстановлению численности сайгаков. Создаются охотничьи хозяйства, на которых обитают сайгаки.

Ведется работа с населением, в 2009 году была создана группа, которая читает лекции и ведет разъяснительную работу с население направленную на пропаганду бережного отношения к сайгакам и другим редким животным обитающим на территории Казахстана.

В Казахстане ведется авиаучет сайгаков, чтоб получить более точные сведения о численности данного вида и местах кочевий сайгаков.

С 2009 года ведется работа по спутниковому мечению сайгаков, что позволяет определять пути миграции и места окота сайгаков

Проведение мониторинга полевыми сотрудниками «казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия» позволяет собрать информацию по плодовитости, половому соотношению новорожденных, смертности сайгачат в первые дни жизни, а также по местам окота. Подготовлены карты мест окота сайгаков, выясняются закономерности их размещения.

Глава №3

Анализ факторов влияющих на современное состояние популяции сайгаков .

В данной главе я рассмотрю факторы влияющие на состояние популяции сайгаков. Факторы могут быть самые разные, как факторы неживой природы, так и факторы живой природы и деятельность человека. Анализируя полученные сведения из различных информационных источников я установила, что к абиотическим факторам можно отнести

климатические: годовая сумма температур, среднегодовая температура, влажность, давление воздуха, механический состав почвы, рельеф, высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона; химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность

физические: шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения) и биотические - влияние растений; влияние грибов, влияние животных, влияние микроорганизмов и самое огромное созидательное и разрушительное воздействие на популяции сайгаков оказывает деятельность человека..

Абиотические факторы.Климат. Анализ метеоданных показал, что с середины ХХ в. в происходит незначительное повышение температуры и увеличение ежегодного количества осадков. Климатические условия в годы как высокой, так и низкой численности сайгаков остаются неизменными. Следовательно, можно сделать вывод, что климатические условия не оказывают значительного влияния на численность сайгаков в исследуемом регионе.

Изменение растительного покрова. К настоящему времени в местах основного обитания сайгаков произошли существенные изменения растительного покрова, вызванные в основном хозяйственной деятельностью и обширными пожарами, которые представляют собой серьезную опасность для этих животных (уничтожение кормовой базы и прямая гибель). С другой стороны, пожары оказывают положительное влияние на кормовые условия - уничтожение огнем сухой ветоши ковылей способствует их лучшему отрастанию и вегетации молодых растений.

Биотические факторы. В последние годы в зоне обитания сайгаков увеличивается количество волков, которые сильно влияют на численность популяции сайгаков

Антропогенные факторы.

физические: использование атомной энергии, перемещение в поездах и самолётах, влияние шума и вибрации

химические: использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение оболочек Земли отходами промышленности и транспорта

биологические: продукты питания; организмы, для которых человек может быть средой обитания или источником питания

социальные связанные с отношениями людей и жизнью в обществе. Браконьерство.

Проведя данную работу с информационными источниками можно сделать вывод, что большее влияние на численность сайгаков оказывает именно человек. Браконьерство наносит огромный ущерб. В результате бесконтрольной добычи взрослых самцов нарушилась половозрастная структура популяции сайгаков, что привело к значительному увеличению яловости самок.

Глава №4

Тема сайгака как уникального творения Природы в произведениях казахстанских и других писателей и поэтов.

Перед тем как написать данную главу, мной при помощи руководителя проекта было проведено тестирование среди учащихся 5-6 классов в школе. Основными вопросами были:

    Кто такие сайгаки? Из 80 пятиклассников 95% процентов ответили правильно, а из 65 шестиклассников 90%, что позволило сделать вывод, что учащиеся интересуются животным миром Казахстана.

    Где обитают сайгаки? Все учащиеся дали правильные ответы.

    Знаете ли вы произведения в которых затронута тема сайгака, как уникального творения природы? 5% от общей массы учащихся 5-6 классов назвали роман Ч.Айтматова «Плаха».

    Слышали ли вы из средств массовой информации о том что на территории Казахстана происходит сокращение численности сайгаков? Только 21% от общей массы учащихся интересуются проблемами, связанными с развитием и сохранением биоразнообразии в Казахстане.

Исходя из полученных данным можно сделать вывод, что нужно отводить больше времени на проведение разъяснительной работы среди школьников, проводить в библиотеках выставки книг, в которых есть произведения связанные с описанием сайгаков.

При работе над проектом, мы с родителями и руководителем проекта просмотрели много произведений . Конечно, есть немало произведений, в которых воспевается красота и величие этого священного животного. С особенной теплотой и любовью пишет о сайгаках поэт Егор Буджалов в стихотворении «Сайгаки». Для него родная степь немыслима без этих древних животных, без тюльпанов: «Где бы ни был я, Степь вспоминаю И сайгачьи стада на бегу. В сентябре ли, В тюльпановом мае Степь представить без них не могу»… Подчеркивая их легкость, стремительность, поэт сравнивает их бег с летящей стрелой. Для Е. Буджалова очень важно, что уже тысячи лет, кочуя из «древней дали», эти животные продолжают свой бег и в нашем веке. Так неужели мы те, на ком должна оборваться эта нить? В концовке стихотворения слышится беспокойство поэта, его обращение к нам: «Чтоб они из степей не умчали, Помоги им в беде, Человек!» Написав слово «человек» с большой буквы, автор верит в высший разум и благородство человека.

Говоря о гармоничности, цельности природного мира, нельзя не сказать о поэтической сказке Дольгана Шанаева «Сказка о сайгачонке». Степь для сайгачонка как огромная мама, которая согревает, оберегает его. Здесь он спокоен, беззаботен, здесь всюду у него друзья. Это и Зайчишка Длинные Ушки, и Суслик, и цветы, и птицы. Все с ним приветливы, ласковы. Когда сайгачонок Резвые Ножки, заигравшись, не может в темноте найти дорогу домой, когда ему угрожают хищный Орел, Серый Волк, Змей, все вокруг ему помогают. Это Солнце, Венценосный Удод, ЕЖ Меняневозьмешь, Тушканчик. Мир этот полон добра, всем хватает места. Ну а если грозит беда, сильный всегда приходит на помощь слабому.

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» посвящен философским проблемам добра и зла, которые связаны с главным вопросом современности: сохранится ли жизнь на земле ? « …Люди, люди – человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооружённые стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями,

гикая, скакали туда- сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону – поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время,и

человекобоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь– в- точь как волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекобоги стали прилетать на вертолётах и, высмотрев вначале с воздуха сайгачьи стада в степи,шли на окружение животных в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться,а вертолёты корректировали сверху цель и движение… » Ч.Айтматов в своем произведении показал страшную картину уничтожения сайгаков людьми. Еще очень много встретилось нам различных поэтических произведений по данной теме: Д.Н. Кугультинов в стихотворении «Смерть сайгака, или расстрелянное утро», Г.Кукареки « Сайгаки» и А.Л.Дагаев обращается к нам со словами: «Люди, сайгаков спасайте!»

Человечество должно задуматься о братьях наших меньших и о том, что сохранить наследие предков, животный и растительный мир в Казахстане, это прямая обязанность каждого гражданина Республики Казахстан.

Заключение. Выводы и перспективы .

Изучение данной темы открыло для меня много неизведанного, особенно в области народных традиций и обычаев, раскрыло красоту и богатство родной степи и её обитателей. Удивительно как мудры и дальновидны были наши далекие предки. Мы, нынешнее поколение, считающее себя намного грамотнее их, на мой взгляд, неизмеримо беднее духовно. Чтобы стать истинными патриотами своей земли, нам необходимо постигать эту мудрость, знакомясь с богатым фольклором нашего народа, читая произведения писателей, размышляя над ними, встречаться и беседовать с людьми старшего поколения и с людьми занимающимися охраной окружающей среды . Поэты и писатели в своих произведениях поднимают актуальные вопросы современности. Это:

- бережное, ответственное отношение к природному миру;

- защита и сбережение сайгака как одного из уникальных представителей степной фауны;

- формирование нравственных качеств личности, стремления сохранить этот природный мир для потомков.

Думаю, что перспективой моей дальнейшей деятельности будет продолжение изучения этой темы на примере других поэтических и прозаических произведений, ознакомление с ними своих одноклассников, младших школьников. А так же дальнейшее изучение материалов о сайгаках.

Список использованных источников и литературы

8. Д. Шанаев. Сказка о сайгачонке. Элиста, 1986 г.

9. Чингиз Айтматов, "Плаха", роман. Москва, "Молодая гвардия", 1987

Статья «Роль изобразительной деятельности

в экологическом воспитании дошкольников»

Чамова Татьяна Алексеевна, воспитатель

ГККП Ясли/сада №18 «Балдыр ған »

Западно-Казахстанская область, город Уральск

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.

Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников.

Работая по теме творческого поиска «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности», я пришла к выводу, что манипуляции с самим природным материалом дают детям проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, соломинок, ягод рябины, делают поделки из шишек, репья, сучьев и опавших листьев, составляют осенние букеты, рисуют на песке, лепят из снега. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд.

Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обратить его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, вместе любоваться закатом или удивляться отражению облаков в луже, у ребенка появиться желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.

Следует отметить, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свои чувства, впечатления с помощью самых разных техник рисования.

Считаю, что направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности должны быть следующими:

Закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

Иллюстрирование детьми книг по экологии (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;

Оказание помощи в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

Совместное проведение занятий с экологом;

Участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

Подбор художественных произведений по экологии;

Участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Для полноценного процесса экологического воспитания моя группа оформлена растительными композициями (флористика), имеются альбомы с подборкой иллюстраций по сезонам; альбомы, выполненные совместно с детьми «Как прекрасен этот мир», «Добрые картинки»; папки с детскими работами о природе; коллекция поделок из глины, дерева, керамики разнообразных природных материалов и др.

В связи с этим я обобщила и систематизировала свою педагогическую деятельность по формированию экологической культуры у дошкольников средствами изобразительной деятельности, а именно:

1.Разработала серию игровых интегрированных занятий по экологии с применением нетрадиционных техник изодеятельности.

2.Разработала картотеку художественных произведений о природе.

3.Разработала консультации для родителей о роли сотрудничества с ребёнком, о совместном творчестве, беседах о природе с детьми.

4.Повысила свой профессиональный уровень через посещение, семинаров, методических объединений, курсов, отслеживание печатной информации и Интернет - сайтов.

Работая над данной проблемой стало ясно, что рисование - это ещё и огромный источник радости. Создавая свою картину, ребенок постигает не только окружающий мир, но, что очень важно, постигает самого себя - а это первый шаг к самовоспитанию.

Исходя из этого, я считаю, что использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально-окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире, т.е. способствуют становлению экологического сознания и формирования экологической культуры.

Работая по теме «Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности» я пришли к выводу, что формирование основ экологической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства на сегодняшний день является одним из основных путей познания, наиболее полно соответствующим природе ребенка и современным задачам обучения.

Анализ работы по теме творческого поиска по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать вывод, что в процессе творческой созидательной деятельности у детей:

Вырабатывается художественный вкус, развиваются эстетические чувства, понимание художественного языка;

Личность становится духовно богатой, гармонично развитой, творческой личностью.

Дети второй младшей группы научились следить за действием воспитателя, и воспроизводить их; действия целенаправленны; сформировано умение сосредотачиваться на их выполнении; все задания дети выполняют индивидуально (1 уровень – 23%, второй уровень – 36%, третий уровень – 41%).

У детей средней группы развита наблюдательность, стремление к познанию мира, у детей проявляется эмоциональное отношение к описываемым событиям, природе, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. (1 уровень – 24%, второй уровень – 31%, третий уровень – 45%).

У детей старшей группы наблюдается проявление самостоятельности в исследовательской деятельности, сформировано эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности, развиваются творческие способности, и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства, они способны подчинить свою деятельность поставленной цели и правильно оценить полученные результаты (1 уровень – 14%, второй уровень – 39%, третий уровень – 47%).

Таким образом, используя в различных видах деятельности нетрадиционную технику рисования, художественное слово, игровые приёмы и методы, я смогла достичь высоких результатов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей, а так же способствовала формированию устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы.

На протяжении многих лет экологии гимназии тесно сотрудничает с КУ «Центром диких животных». Вместе с учеными республики учащиеся гимназии участвуют в международных проектах по сохранению сайгаков. С сентября 2012 года в трех странах – в России (Калмыкии), Казахстане и Узбекистане работает международный проект «Вовлечение местного населения в процесс сохранения объектов дикой природы в Казахстане, России и Узбекистане» . Инициатором этого проекта является Альянс по сохранению сайгака в лице профессора Лондонского Королевского (Империал) колледжа Элеоноры Милнер Гулланд. Руководителем проекта в России является директор КУ « Центр диких животных» Арылов Ю.Н.

В России, на базе Яшкульской многопрофильной гимназии, создан экологический клуб «Живое наследие». Руководителем клуба является Самтанова Е.А., Заслуженный учитель Республики Калмыкия. Идея празднования Дня Сайгака появилась в декабре 2010 году у представителей трех стран в Казахстане на семинаре по обмену опытом, организованном в рамках проекта « SOS, сайга». В 2013 году местом проведения Дня Сайгака выбрано не случайно - именно здесь находятся места обитания дикой антилопы, и находится сайгачий питомник «Яшкульский». Празднование Дня Сайгака по срокам приурочено к периоду размножения животных и является праздником возрождения и плодородия, сохранения природы родного края.

Огромным успехом в Яшкульской многопрофильной гимназии прошел праздник Международный День сайгака. В организации праздника приняли участие 140 делегатов из Ростовской области, г. Элисты, Целинного, Юстинского и Яшкульского районов. Проведение Дня сайгака стало возможным при поддержки благотворительной организации Альянс по сохранению сайгака и организации PTES (People Trust for endangered animals). На празднике выступили директор КУ «Центр диких животных», профессор, доктор биологических наук Арылов Ю.Н., заместитель директора Центра диких животных Айтбаева А.М., начальник отдела дополнительного образования, воспитания и защиты прав детства Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия Очиров С.Ц., начальник управления образованием Яшкульского РМО Васлиева Т.Т., директор эколого-биологического центра учащихся Калмыкии Окаева К.П. и известный в Республике поэт, Заслуженный работник культуры Калмыкии Кукарека Г.Г.

Открыл праздник XI Хург «Гөрәснә тускар ухалх цаг», который был проведен лидерами детской организации «Ровесник» (руководитель Эрдниева Г.В.). Название в переводе с родного языка означает «Время думать о сайгаке. Ребята – вожатые свои отряды-улусы призывали к тому, что нельзя оставаться в стороне от проблем, нельзя жить с «краю», что нужно быть в «центре» этой планеты, иметь активную гражданскую позицию. В своей музыкально-литературной композиции они рассказали о причинах уменьшения численности сайгака, через легенду – предание рассказали о Белом старце – Цаган Аав, который погрозил охотнику и впредь наказал не стрелять в сайгаков. Старший вожатый – Богдо Кибашев Ринат четко сказал: «Сердце степняка сегодня болит и переживает о сайгаке, время заставляет нас подумать о том, как сохранить живое наследие». Учащимися 5 и 6 классов было подготовлено агитационное выступление – обращение к человеку. Ребята закончили Хург своими вожатскими словами, вот слова, которые прозвучали в конце:

Степи калмыцкой сайгак, поверь, так нужен

Его не сохраним – наказ мы предков тем нарушим.

Затем вниманию участников было представлено театрализованное представление «Спасем степную антилопу», подготовленное силами экологов степного клуба «Живое наследие». У гостей даже слезы накатывались на глаза от игры наших юных актеров. Участники агитбригады «Экос» познакомили с изменением численности сайгаков за последние 30 лет. Ужасающие цифры – 6-10 тысяч сайгаков сегодня обитают на территории Калмыкии. Основная угроза сайгаков - браконьерство!

Для участников праздника была продемонстрирована выставка лучших работ учащихся - победителей конкурса «Степная антилопа». На конкурс было предоставлено 136 работ по номинациям: рисунок, поделки, сочинение, стихотворение. Активное участие приняли дети разных возрастов с 7 до 15 лет. В своих работах ребята выразили любовь к сайгаку и тревогу за судьбу животного. Авторы лучших работ были награждены дипломами и призами. Наиболее интересные работы будут опубликованы в брошюре о сайгаках.

Каждая из участвующих в празднике школ представили на конкурс театрализованное представление. Не только свое актерское мастерство представили ребята, но прежде всего с помощью театральных приемов и образов отразили волнующую душу и сердце тему «Сохраним сайгака – наше живое наследие». Представления, подготовленные школами, были не похожи одно на другое. Они показывали мини-спектали о сайгаках, о других обитателях степи, о людях живущих рядом. Подняты важные вопросы: «Как и что должны мы сделать во имя спасения сайгака?». Все костюмы и декорации, использованных в постановках, были сделаны руками детей. Победителями этого конкурса стали экологи Уттинской СОШ и Яшкульской многопрофильной гимназии. Дипломами 2 и 3 степени удостоены учащиеся Орловской СОШ Ростовской области и Эрдниевской СОШ.

Для гостей гимназии была проведена зажигательная командно – танцевальная дискотека «Защитим и сохраним сайгака».

Завершился наш праздник звоном колокола, который звонили представители разных команд. Звон колокола оповещал, что только сегодня надо встать на защиту сайгака! Завтра будет уже поздно! Что спасти сайгака может только наше неравнодушие. Чем больше людей сознают эту проблему как свою личную, тем громче будут звенеть колокола.

Мы спасем сайгака, в это верю!

Слезы радости прольет весенний дождь

И как прежде, степь в апреле

В благодарность людям – зацветет!

Зырянова Лариса
Формирование экологического сознания детей через изодеятельность с использованием нетрадиционных техник рисования

Влияние природы на ребенка огромно : она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий , ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением , способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию . В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий , исследовательскую деятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, зарисовки животных , сочинение загадок, стихотворений о животных и многие другие виды деятельности.

Я постоянно внедряю в свою работу современные интерактивные методы :

ролевое моделирование;

мозговой штурм;

групповую дискуссию;

диагностирование, анкетирование;

пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз;

элементы релаксации и психогимнастику;

тренинги;

нетрадиционные приемы по технике рисования .

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Я считаю, что обучение рисованию , начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном - необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то, что иной даже не заметит и не заподозрит. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой , сформированных навыков , знания приемов работы с красками, так и приемов рисования . Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево , дом, листья и т. д., малыш непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш домик и ваше дерево. Я считаю, что такой способ тормозит ребенка. А недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования .

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи :

создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;

помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм , звуков, цвета, запахов в окружающем мире;

побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

сопровождать чувственное познание словом;

развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме , цвету, строению, запаху.

Решая, поставленные перед собой задачи я предоставляю широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников. Возможности осуществляю через созданные следующие условия :

обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;

поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе я опираюсь на рекомендации Р. М. Чумичевой, которая говорит : «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы испытываем подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно только в процессе интеграции всех образовательных областей : «Здоровье» , «Физическая культура» , «Социализация» , «Труд» , «Безопасность» , «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» , «Музыка» .

С помощью ознакомления с художественной литературой : А. Барто «Уехали, В. Осеева «Плохо» , С. Михалков «Зяблик» , М. Пришвин «Золотой луг» , «Ребята и утята» дети в процессе размышления сами делают выводы. Приобщая ребенка к природе, я способствую формированию человеческих ценностей :

1. Познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы помочь ребенку сформировать у малыша доброе , ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому в своей работе я использую такие приемы :

Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму , красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать : «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет : «Спасибо, что ты меня ласково погладил!» ;

Ввожу в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека природе, восхищаясь ее красотой;

Отождествляю природный объект с человеком. Например, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. д. ;

Ввожу элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил листочек) ;

Не допускаю в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

У моих воспитанников возник устойчивый интерес к изобразительной деятельности и многие продолжили обучение в художественной школе.