Экспериментальная деятельность в детском саду. Младшая группа

Кошкина Галина Ивановна Воспитатель МК ДОУ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8 с. Починки, Нижегородская область

Пояснительная записка

Детская любознательность,
Если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Использование метода экспериментирования пропагандировали классики педагогики, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н.Н. Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую» .

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  • Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
  • Развивать поисково –познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Опытно- экспериментальная деятельность в первой младшей группе.

Актуальность

Познавательный интерес восприятие.

Восприятие мира ребёнком через чувства и ощущения.

Приобщение ребёнка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.

Формирование восприятия наблюдений, опыты и экспериментирование

Цель:

  • развитие познавательно – исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста.
  • Укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
  • Обеспечивать эмоциональное благополучие;
  • Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия;
  • Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, формировать единый детско- взрослый коллектив;
  • Развивать психические процессы детей, познавательные способности;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
  • Формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;

Игры с водой

Игры с водой открывают большие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные ёмкости, погружая в воду игрушки или наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатлениями, испытывают положительные эмоции знакомятся со свойствами воды и разных предметов (тёплый- холодный, тонет- плавает и др.)

«Круги на воде» наливаем в таз воды и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем, по воде идут круги. Наблюдаем это как происходит. В последствии ребёнок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя.

«Тонет- не тонет»

Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя, какой либо игрушки или куклы. В местах экспериментирования «поселила» персонажи помогающие детям через ассоциацию достигнуть более продуктивного результата.

Дарина сравнивает форму предмета

«Игры с магнитными игрушками

«Как это показывает?»

Игры «Гусеница» «Весёлые прищепки»

«Красный цвет, зелёный это знаем мы.»

«Найди нужное окошко» , «Кто как кричит»

«Чтобы это собрать, надо постараться…»

«Поливаю я лучок.»

«Семицветик, ты расти!»

«Этот листик, так подрос.»

«Что за чудо бабочки, бабочки коробочки.»

«Получилась тут дорожка, разноцветная немножко.»

«Как же, курочки клюют, мелкие горошки?»

«Музыкальный оркестр»

При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные способности детей поэтому:

Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянна возвращаюсь в процессе работы. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.

Благодаря целенаправленной работе по опытно- экспериментальной деятельности дети стали более внимательнее и наблюдательнее.

Игра для ребёнка- это вид активности и возможности узнать окружающий мир.Современных родителей обычно интересуют два вопроса: как играть и во что? Уважаемые родители у вас по рукой столько игрового материала, который поможет вашему ребёнку познать мир, не ограничивайте ребёнка а познавайте вместе с ним!!!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад № 42»

ОПЫТ РАБОТЫ

«Игры-эксперименты с детьми младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Воспитателя

высшей квалификационной категории

Бахиревой Марины Владимировны

Кострома

1. Введение

1.1.Актуальность темы.

2. Основная часть

2.1. Цель и задачи работы

2.2. Условия

2.3. Принципы

2.4.Формы и методы

2.5. Технология опыта

2.6. Сотрудничество с семьями воспитанников.

3.Заключительная часть:

Выводы, перспектива

Библиография

Приложения:

-перспективный план

- памятка «В помощь воспитателю»

-конспекты -----сценарий родительского собрания

-консультация для родителей

-картотека опытов

Развитие ребенка" href="/text/category/razvitie_rebenka/" rel="bookmark">развития детей , т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимое любопытство, постоянное стремление что-либо разбирать (например игрушки, будильник и т. д.), переливать воду из одного сосуда в другой, бросать в воду предметы, запускать кораблики и т. д. традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности , которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок младшего дошкольного возраста познает объект в ходе практической деятельности с ним. Обычно такая деятельность спонтанна и возникает в том случае, если предмет чем-либо привлёк внимание ребёнка. У значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном (операционном уровне), поэтому для того, чтобы осуществляемые ребенком манипулирования с объектами выполняли познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, способствовали становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира, взрослому важно своевременно контролировать и направлять исследовательскую активность детей в правильное русло. В работах отечественных педагогов /, и др./ говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия.

Слова о том, что «причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов», подчёркивают важную роль взрослого в обогащении познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.

Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным возможностям дошкольников. выделяет экспериментирование как основной вид поисковой (исследовательской) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью и неустойчивостью. Он уточняется и проясняется в ходе поиска, а деятельность носит «пробующий» характер. В первые три года – это практически единственный способ познания мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному.

2.1. Цель и задачи проведения работы по организации игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития.

Цель: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Углублять представления о живой и неживой природе.

2. Знакомить детей со свойствами воды, песка и воздуха.

3. Развивать у детей познавательную активность.

4. Развивать память, мышление, речь.

5. Прививать навыки культурного поведения в природе.

2.2.Условия, которые способствовали достижению результата.

Достижению поставленной цели способствовало моё самообразование по данной теме, соблюдение всех принципов построения детской деятельности, передача инициативы от взрослого к ребёнку, стимуляция любознательности ребёнка, эмоциональная вовлечённость взрослого в образовательную деятельность .

Создание условий для детского экспериментирования позволило мне создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость открытия новых знаний. Это стало возможным при условии моего непосредственного участия в играх-экспериментах.

Немаловажную роль в достижении цели играет созданная доступная среда группы, дети могут самостоятельно повторить опыты, игры-эксперименты, проделанные совместно с воспитателем.

И конечно же тесное и плодотворное сотрудничество с родителями.

Работу по данной теме я начала в 2011 году с детьми первой младшей группы. Игры - эксперименты я проводила в непосредственно-образовательной деятельности с детьми, в совместной деятельности в ходе режимных моментов, во время прогулок, а в средней группе помимо этого реализую данное направление через кружок «Юные экологи».

2.3. Работу по данной теме я строю, опираясь на следующие принципы:

1. Принцип научности . Данный принцип предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребёнка, развитие познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Ещё рекомендовал «не отвергать науки от детей. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен получать только научно достоверную информацию. В своей работе я использую научную литературу из журналов и книг.

2. Принцип проблемности, который предполагает создание взрослыми, как организаторами детской деятельности, проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Например: предлагаю детям ответить на вопрос: «Что произойдет, если в воду опустить деревянный кубик?» Ответы детей: «Он будет плавать», «Утонет!» Это будет гипотеза, а далее даю каждому попробовать практически выполнить это задание, и каждый ребенок должен получить свой результат, а дальше сравниваем гипотезу и результат, и подвожу детей к выводу.

3. Принцип наглядности.

Так как мышление дошкольника наглядно - образно и наглядно - действенное, то основываюсь на сочетании наглядного материала словесного комментария воспитателя и манипулятивных действий детей, например, когда дети обнаруживают в мыльных пузырях воздух, это происходит наглядно.

4. Принцип гумманистичности.

Он подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребёнка, диалоговую форму обучения, когда ребёнок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Используя этот принцип, я проводила работу на основе сотрудничества и использовала форму диалога с детьми.

5. Принцип сохранения положительного эмоционального настроя детей тесно связан с принципом гуманистичности, при этом активизируются любознательность, проходит боязнь ошибки сказать что-либо не правильно, разлить, рассыпать, испачкаться, а наоборот появляется уверенность, возникает желание действовать, почувствовать себя учёными, исследователями.

6. Принцип возрастной доступности.

Следуя данному принципу, я выстраиваю систему логически последовательного развёртывания знаний и приобретение умений -- от простого к более сложному. От наблюдения за действиями воспитателя, непродолжительного во времени опыта совместно с воспитателем к целенаправленным, обдуманным самостоятельным действиям.

7. Принцип системности и последовательности.

Материал определённым образом упорядоченный в чёткую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего.

То есть подразумеваю возвращение к теме несколько раз, в разных видах деятельности в разных группах. Это позволяет уточнять, конкретизировать и приобретать новые знания на основе уже имеющихся. Например: если в группе раннего возраста дети просто играли с водой, с плавающими игрушками, переливали водичку из одного сосуда в другой, то в первой младшей группе проводились эти же опыты с водой, где дети узнавали о свойствах воды.

8. Принцип развивающей направленности. Игры-эксперименты строятся с учётом зоны ближайшего развития детей. Этот принцип основан на детской активности в экспериментировании; накоплении личного опыта, получении и применении новых знаний и обогащение словаря.

Статья по теме: "Экспериментирование в первой младшей группе"

Мы, педагоги и родители воспитанников ДОУ хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ребенок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)

Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево) .

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д) .

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа) .

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина) ; мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то» , «Я сам!» Это - основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы - извращенная форма реализации «Я сам!» , когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу» .

К концу второго года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.

Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел) . Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.

К трем годам все дети овладевают фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ они еще не способны. Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи) .

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Галина Михайловна. Лямина, Александра Платоновна Усова и др.) . Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Короткова Надежда Александровна указывает: «Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире» .

В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова, Александра Ивановича Савенкова и др. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

    Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

    Развивается речь.

    Происходит накопление фонда умственных умений.

    Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

    Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Педагоги и психологи указывают, что для познавательного развития дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование.

Вместе с тем, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено следующими причинами:

    • недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования

Воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т.к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.

Таким образом, в практике сложилось противоречие между необходимостью развития деятельности детское экспериментирование и отсутствием технологии организации этого процесса, что подвело к выбору темы моего исследования и к внедрению детского экспериментирования в свою практическую деятельность.

Технология опыта.

Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении 10 лет в МДОУ «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок» .

В нашем МБДОУ есть «Опытническая лаборатория» , однако, я оборудовала уголок экспериментирования в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Организация детского экспериментирования.

Организуя детское экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию, с учетом деятельностного подхода.

Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.

В настоящее время, я использую проектную деятельность по развитию деятельности - экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире.

Одними из требований к содержанию разрабатываемых мною занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности.

Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении конспектов я выдвигаю следующие цели:

      • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;

        подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;

        развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

        развивать коммуникативные навыки;

        помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;

        способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;

        развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности;

Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей) , что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочного героя – Каркуши. Она маленькая, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого» . Интересно было наблюдать, как дети в средней группе ставили перед собой Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.

Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

По окончании серий занятий, для закрепления знаний нами организуются праздники и развлечения: «Встреча Снеговика и Ледовика» ; «Путешествие в волшебную страну Вода» ; «День рождения пруда» и др..

Этапы развития деятельности детское экспериментирование в соответствии с возрастом детей.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию я начинаю проводить со 2-й младшей группы.

С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.

С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

В первой младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени» . Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень. «Разноцветные льдинки» . Даем представление о том, что лед это замороженная вода. И др.

В этом возрасте в экспериментировании я ставлю цель опыта, помогаю детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"

Учу детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.

Так, например, на занятии «Спрячь колечко» , дети познакомились со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.

Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняю. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.

Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. И др.

Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Заключение.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.) , о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Шапошникова Алла Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ Павловский детский сад №8
Населённый пункт: г. Павловск, Воронежская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе"
Дата публикации: 30.01.2017
Раздел: дошкольное образование

опытно-экспериментальная

деятельность

В младшей группе.
Воспитатели: Шапошникова А.П.
Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать -

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Изучаем мы все… неживую природу.

Пояснительная

записка
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование, с учетом ФГОС, может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.). В образовательном процесс по ФГОС очень много информации, которая заинтересовывает детей. Опытно-экспериментальная деятельность повышает интерес и приносит хороший результат. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования. Были поставлены задачи: 1.Изучить методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности. 2.Распределить подборку практического материала по разделу «неживая природа» по блокам, организовать развивающую среду 3.Адаптировать практический материал к условиям детского сада и группы. При организации работы по экспериментированию использую различные формы: - непосредственно образовательная деятельность, - экскурсии, - чтение художественной литературы, - развлечение, - опыты, - беседы. В процессе экспериментирования также большое значение имеет художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас. Ожидаемые результаты: - повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы); - речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы); -развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);
- систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.

М ат е р и а л ы

д л я

о р г а н и з а ц и и

э к с п е р и м е н т и р о в а н и я

(младший

возраст)
1. Бусинки, пуговицы. 2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки. 3. Пластиковые бутылочки разного размера. 4. Разноцветные прищепки и резинки. 5. Камешки разных размеров. 6. Винтики, гайки, шурупы. 7. Пробки. 8. Пух и перья. 10. Фотопленки. 11. Полиэтиленовые пакетики. 12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. 13. Спилы дерева. 14. Вата, синтепон. 15. Деревянные катушки. 16. Киндер-сюрпризы 17. Глина, песок. 18. Вода и пищевые красители. 19. Бумага разных сортов.
Содержание

исследовательской

деятельности

детей

(младший

дошкольный

возраст)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.). Сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа). 4. О способах исследования объекта. 5. О предметном мире. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Примерная

структура

занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи. 2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления. 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 4. Уточнение плана исследования. 5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования. 6. Распределение детей на подгруппы. 7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ

СРЕДА

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Организация мини-лабораторий в группе В мини-лабораториях может быть выделено: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Перспективное

планирование

опытов

экспериментов

Сентябрь

1.«Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь

1.«Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь

1.«Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Декабрь

1.«Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь

1.«Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.
2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март

1.«Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.
Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
Май

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Список

использованной

литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999. 2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995. 3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

Актуальность проекта

Актуальность заключается в том, что дети, с помощью опытно-исследовательской деятельности (ФГОС) могут научиться самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.

Вид проекта:

Опытно - экспериментальный

Участники проекта:

Дети, воспитатели.

Планируемый результат:

Расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

Материалы и оборудование:

емкость для игр с водой, игрушки, камушки, лейки, ведерки, пластмассовые стаканчики. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, черная краска, бумажные квадратики с рыбками. Аквариум с рыбкой, комнатные растения. Заготовки из цветной бумаги водоросли, камушки, аквариум, клей.

Цель проекта:

Расширить знания детей о воде и ее физических свойствах. Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами. Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности

Задачи:

1. Расширять знания детей о воде, ее физических свойствах и роли в окружающем мире.

2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.

3. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.

4. Обогатить словарь детей за счет слов: вода, водичка, прозрачная, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, поливать, купать.

5. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность.

6. Получать удовольствие от выполненной работы в коллективе.

Реализация проекта в три этапа.

1. Подготовительный

Составление проекта.

Подготовка к реализации проекта.

Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

2. Основной

Чтение произведений: 3. Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».

Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико…» «Зачем нужна вода»

Дидактические игры: «Кто где живет», «Капельки и тучка», «Купание куклы»

Наблюдения: «За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя», «За дождем из окна», «На прогулках за лужами, образовавшимися после дождя».

Проведение опытов: «Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется)», «Вода теплая и холодная», «Вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)».

3. Заключительный

Итоговое занятие «Вода и ее свойства»

Продуктивная деятельность «Аппликация аквариум для рыбки»

Список используемых источников

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. ,2010.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова., - Волгоград

Крылова С. В. «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом(опыты и эксперименты для дошкольников)»