Воспитание ребенка в 1 год. Накопление словарного запаса

Рождаясь, дети приходят в наш мир абсолютно чистыми и открытыми ко всему новому. И от нас с вами зависит, то какими они вырастут: щедрыми или скупыми, завистливыми или самодостаточными, нежными или грубыми.

Ученые так и не пришли к единому мнению, что же в большей степени влияет на формирование личности человека: биологические факторы (задатки) или социальные (общественные установки). Конечно, у каждого новорождённого уже существуют свои особенности темперамента, способности и наклонности, переданные им предками.

Но с течением жизни, под влиянием социума к ним прибавляются дополнительные черты характера. Именно совокупность наследственности и воспитания делают столь неповторимыми и яркими индивидуальности.

Самый большой скачок в развитие дети совершают с 0 до 3 лет. Если в возрастном периоде от рождения до года родителям необходимо заботиться о полноценном физическом развитии малыша, то с 1 до 2 лет важно уделить внимание становлению речи и формированию гармоничной картины мира.

Методы и задачи воспитания ребенка от 1 года до 2 лет

К своему первому дню рождения малыш пробует ходить, может говорить пару слов. Успехи просто феноменальны, но самое интересное ждет впереди. Неожиданно ваша крошка стала капризничать, настойчиво требовать то что еще не под силу.

Не стоит пугаться и отчаиваться. Это наступил кризис одного года, в литературе у него много названий: «Я сам», «период непослушания». Суть заключается в одном: ваш малыш как бы «опьянен» своими потрясающими достижениями, ему кажется, что он может больше.

Поэтому он сосредоточенно стучит по компьютерной клавиатуре, размазывает мамину помаду по стене, тянется к кипящей кастрюле и наотрез отказываться одеваться. Сложный этап для родителей.

Но важный для перехода на следующую ступень психического взросления. Основной задачей становится перевод необузданной разрушающей энергии в созидательную и мирную.

Опасным стремлениям найдите адекватную замену. В этом нелегком деле вам может послужить помощью чувство юмора, творческий подход и умение играть.

Физическое и психологическое воспитания ребенка секреты

Основной вид деятельности у карапузов в год, в 2 и в 3 – это игра. С помощью незатейливых потешек, стишков, накопленных многими поколениями, вы существенно облегчите себе жизнь. Сейчас еще ребенок не может самостоятельно организовать интересное развлечение.

Он может длительно рассматривать предметы, осуществлять простые манипуляции. Покажите ему все возможности игрушек. Как куколка может ходить, машинка перевозить товары, лягушка прыгать. Вместе лечите «больного» мишку, варите обед для зайчика.

Не забывайте внимательно следить за забавами. Это будет вам уроком. В детской игре отражается понятия о мире, о семье. Наблюдение позволит вам вовремя скорректировать или устранить негативные установки или представления.

Правильное воспитание ребенка — как правильно воспитывать детей

В каждой культуре свои мнения о методах и стилях воспитания. Но есть один общий момент. Это любовь. Принятие своего чада таким, какой он есть. Дарите им столь необходимое внимание, заботу, ласку. От года до двух малыш совсем еще маленький, связь с родителями, особенно с мамой крепкая и нерушимая.

Даже увлёкшись каким-либо делом, ваша кровинка всегда старается держать в поле зрения маму или папу. Отвечайте им тем же. Оказывая поддержку, сопереживание вы наделяете своего карапуза уверенностью и смелостью.

Любить и исполнять все капризы – вещи разные. Не путайте. Если у вас мальчик от поцелуев, объятий и других выражений своих чувств он не станет менее мужественным в будущем. А при их нехватке, вероятно, будет закомплексованным, раздражительным и нерешительным.

Что подтверждается научными наблюдениями за детьми, которые воспитывались в детских домах.

Прожив с вами целый год, младенец многому обучается. Теперь это уже не тот грудничок, который подолгу спал, ел, а потом опять засыпал. Сейчас ему нужно больше свободы, но с вами расставаться он тоже не собирается.

Этот этап не зря называют «юбочным», малышок всегда стремиться быть рядом, все повторять. Удивительно как много он успевает. Попала в руки расческа – пытается расчесаться, стуча ей по голове. Ухватил папин телефон – подносит к уху. Взял пульт и направляет в телевизор.

Они копируют буквально все, считают поведение взрослых эталонным. Есть старая добрая истина — воспитание ребенка начинается с себя. Понаблюдайте за собой. Как вы ведете себя когда что-либо не получается? А когда приходите домой уставшими с работы? Будьте с собой честны, это ваш ребенок.

Если в его поведении вас что-то расстраивает, помните что это вы его наградили. Необходимо отметить, что тут говориться о детях без медицински обусловленных отклонений в поведении.

Воспитание ребенка в 2 года

У двухлетнего уже больше всего получается. В репертуаре запас слов, которыми он может с вами изъясняться.

Движения более ориентированные и уверенные. Самое время приучать самостоятельно выполнять необходимые гигиенические процедуры, убирать за собой игрушки, аккуратно кушать.

Надевать на себя одежду. В это время часто дети начинают посещать в детский сад. Заблаговременно постарайтесь привить ему все эти навыки, тогда он себя в детском коллективе будет чувствовать спокойнее.

Особенности воспитания

Особенности развития и воспитания детей 1 года жизни по гендерному признаку практически не различаются. Но вот у двухлетних различия должны быть. Воспитывать мальчика двух лет важно сильным, мужественным, но не за счет отчуждения чувств.

Вы должны показывать свое любящее и заботливое отношение: разговаривать, целовать, гладить. К двум годам мальчики очень активны, часто набивают синяки и шишки, но это не повод ограничивать физическую подготовку.

Воспитание девочки двух лет ориентированно на развитие творческих способностей. Им более важна эстетическая сторона.

Делайте ей комплементы, только искренне, без фальши.

Ошибки в воспитании

  • Несогласованность действий окружающих . Один запрещает, другой это же поощряет. Ребенку и так сложно усвоит кучу правил и норм поведения. Не создавайте сами дополнительные препятствия.
  • Обвинение и угрозы . Безусловно, нужны границы дозволенного, но при их нарушении не стоит чрезмерно сильно запугивать ребенка. Вы ведь хотите вырастить уверенного в себе инициативного гражданина.
  • Перепады настроения . Наше настроение не должно влиять на общение с ребенком. Контролируйте себя. Не срывайте на них свою злость и раздражение. Ваши требования должны быть всегда одинаковы.
  • Необоснованные запреты . Есть вещи которые нельзя делать малышам, есть даже опасные. Но ваше чадо должно четко знать почему нельзя. Незнание последствий толкает нас на эксперименты.
  • Гиперопека . Дайте малышу свободу. В любом возрасте есть вещи, которые они могут делать сами. Подарите себе свободное время, стимулируете их инициативу.
  • Недостаток времени . Детям очень важно не только наше присутствие, но и общение, взаимодействие. То что вы, приходя с работы, вместе смотрите телевизор, ничего не значит.

Разговаривайте, рассказывайте о себе, спрашивайте как у него прошел день, во что он играл, что нового узнал.

Вашему крохе исполнился годик! Кажется, время незаметно пролетело. Ещё вчера роддом, а уже сегодня Ваш ребенок сам заходит к Вам на кухню, пока Вы готовите!

Малыш учится думать и понимать намного раньше, чем в год. Он активно развивается не только физически, но и со стороны психологии.

Какие же особенности психологии ребенка в 1 год?

Что происходит у малыша в голове в этом возрасте?

Начинает понимать, что он отдельно живущий человек от мамы. Что маме нужно отлучаться, делать разные дела, и что он, кроха, не всегда будет в центре внимания у самой любимой. Это, конечно, расстраивает малыша, но благодаря этому, он начинает искать себе новые занятия и увлечения. Малыша просто не остановить! Появляется огромное исследование все изучить, найти новое, познать, потрогать. Вместе с навыком выше, ребенок понимает, что делать он пока все не может в силу своих возможностей. Например, ему хочется успеть за мамой, но так быстро он не ходит. Ему хочется достать чашку с комода, но он не настолько высокий. В связи с этим, он может сильно расстроиться, иногда это доходит до истерик, когда что-то не получается, и единственный способ успокоить – это спокойной объяснить, что не так, почему у него не выходит. Только лаской и нежностью Вы вернете крохе состояние спокойствия. Можете вместе с ним сделать то, что ему так хочется, и после – показать новое занятие, переключить его. Стоит помнить, что в этом возрасте ребенок, скорее всего, не сможет успокоиться сам. Поэтому, просто ждать, пока пройдет истерика, не стоит. Нужно применять методы, описанные выше.

К полутора годам крохи произойдут заметные изменения:

Задействуется сознание крохи. Он теперь понимает, что играть можно в компании с кем-то! А не просто сидеть рядом, и наблюдать, как это делается. Малыш проявляет большой интерес к своим одногодкам и в этом возрасте у них появляются первые совместные игры – в песочнице, или дома с игрушками. С взрослыми кроха так же охотно играет. Так, как понимает кроха значительно больше, то уже такой предмет, как книги, он воспринимает не только как игрушку. В этом возрасте нужно «успеть» приучить кроху любить книги. Чтение может оказывать положительное влияние в любом возрасте. В этом возрасте малыш развивает воображение, когда представляет воображаемых героев с маленьких стишков. Малыш начинает понимать, что такое порядок, а что такое беспорядок. Нужно и тут «успеть» привить крохе, что после приема пищи нужно умываться и убирать столик, после игр в игрушки – нужно складывать их все в корзину, с утра и вечером перед сном – чистить зубы и так далее. Зарождайте в крохе первые правила этикета! Понимает, что становится более самостоятельным, но без мамы находится все-таки сложно. Мама – гарантия спокойного и уравновешенного состояния. Если Вы до этого приучали понемногу ребенка к другим членам семейства, давали им гулять на улице, то ребенок может чувствовать себя спокойным и с ними. Это необходимо как для родителей (хоть какое-то свободное время), так и для ребенка (развивает самостоятельность). Ребенок начнет ярко выражать эмоции. Из них значительно будут выделяться негативные – это еще одни психологические особенности развития детей этого возраста. Малыш будет недоволен чем-то (недостатком внимания, неумением сделать что-то) и начнет это выражать сначала с помощью унывания, потом, если это не поможет – с помощью крика, плача. Что делать? Помните, кроха – такой же человек, как и Вы, но пока его багаж знаний намного меньше. Нужно все объяснять по сто раз, показывать, успокаивать добрыми словами, делать все вместе. Кричать, применять силу – не стоит. Это вызовет ещё большую истерику, и спустя 5 минут Вы оба будете не в себе. Не жалейте времени, и знайте, единственный выход в такой ситуации – идти на компромисс Вам обоим.

Спустя полгода Вы можете наблюдать, что с Вашим ребенком в два года происходят такие изменения:

Кроха очень эмоционален. Ещё 2 минуты назад он спокойной играл в кубики, а уже сейчас разнервничался и кричит. В этом возрасте отвлечь малыша от истерик легко. Можно просто начать с ним играть, показывать новые постройки с кубиков, или, если это не помогает, сделать то, что Вы обычно делали – обнять, поцеловать, подбросить вверх. Ребенок так же быстро вернется в состояние спокойствия и равновесия. Такие важные действия, как запоминать, мыслить, обращать внимание, происходят не по желанию крохи, а невольно. Это еще одни особенности психологического развития детей этого возраста. Ребенок не может самостоятельно обращать внимание на то, что ему жизненно необходимо. Он автоматически обращает внимание на то, что само его привлекает, запоминает так же непроизвольно. Опираясь на это, нужно подыскивать для малыша сугубо индивидуальный подход. Чему учить, что показывать, что должен запомнить в этом возрасте. Вы лучше всего знаете малыша, и точно найдете способ, как привлечь во время внимание, как научить нужным вещам, и как сделать Вашу с ним жизнь ярче и веселее. Ещё один способ, с помощью которого можно научить чему-нибудь ребенка – способ подражания взрослым. Малыш видит и замечает абсолютно все, повторяет с точностью действия и поведение. Если Вы будете вести себя так, как хотите этого от крохи, то проблем не возникнет. Собственные ошибки отразятся на ребенке, как в зеркале. Сверстники в этом возрасте не воспринимаются, как предмет подражания. Они скорее оказываются соперниками, это у них на инстинктивном уровне. Ваш ребенок хочет поиграть машинкой, но она у его друга. Значит нужно отобрать? Но благодаря общению со сверстниками, малыш учится поведению в обществе, понимает, что нужно попросить, сказать, а не кричать и закатывать истерики.

После двух лет жизни Вас ждет не менее увлекательные занятия с крохой. Будет не легче, Ваше терпение малыш будет испробовать разными способами, но такова судьба каждого родителя. Понимайте своих малышей, идите на диалоги, компромиссы, и тогда взаимная помощь будет длиться на протяжении всей жизни, а Вы будете оставаться самыми близкими людьми на этой планете!

Воспитание ребенка в 1 год и 3 месяца. И вот первый, самый сложный, год жизни вашего малыша уже позади. Торжественно отметили первый День рождения. На что же дальше следует обратить внимание при воспитании детей?

Нюансы воспитания детей раннего возраста от 1 до 3-х лет

Как говорил в своё время известный русский педагог К. Д. Ушинский, что характер человека формируется в первые годы жизни. А в народе на эту тему существовала поговорка: «Воспитывать надо, пока поперёк лавки лежит».

И это действительно так. Все положительные и отрицательные качества закладываются именно в этом возрасте, когда ребенок 1 3 года.

Держатся они достаточно прочно на протяжении всей жизни. Воспитание детей — это, что получает малыш впоследствии, уже не имеет той глубины, которая присуща усвоенному в раннем детстве.

Когда ребенку 1 год, в нём очень важно воспитать такие качества, как доброта, аккуратность, трудолюбие, общительность и др. В этом же возрасте приучайте кроху делиться всем со взрослыми и детьми, тогда он не будет жадничать в дальнейшем.

Воспитывайте у годовалого малыша и бережное отношение к игрушкам, это позволит ему впоследствии ценить труд человека.

Физическое воспитание в раннем возрасте, с чего начать?

Привитие ребёнку положительных качеств требует постоянной и настойчивой заботы. Воспитательные ситуации необходимо систематически повторять и затем тщательно контролировать.

Если не воспитывать хорошие качества, то в этом случае дадут о себе знать плохие черты. Так появляются эгоизм, жадность, пакостливость и равнодушие.

Любая пустота постепенно заполняется. И от того, чем она будет заполнена, всё зависит от родителей. Одним из самых эффективных методов воспитания являются поведение и поступки мамы и папы. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок каждое утро выполнял физическую зарядку, делайте это вместе с ним.

В четвёртом полугодии у малыша активно развиваются подражательные способности. Их можно использовать не только для игр (покажи, как прыгает зайка; как лает собачка), но и для привития гигиенических навыков.

Покажите своему ребёнку, как правильно умываться, как правильно причёсываться, только причёска у малыша должна быть соответствующей: длинные и кудрявые волосы ему будет не под силу расчесать, поэтому в этом возрасте лучше сделать короткую стрижку.

Если вы будете объяснять крохе, как правильно чистить зубы и полоскать рот, он вряд ли вас поймёт. Гораздо эффективнее будет, если вы ему покажете, как это делаете вы сами. Он с удовольствием повторит все эти действия за вами.

Воспитание детей от 1 года. Игры

В этом же возрасте игры детей становятся более образного характера. Покажите ребёнку, как строить домик из кубиков, поезд или башню. К концу второго года жизни малышу уже можно начинать играть с песком. Учите его наливать водичку в ведёрко, делать пирожки из песка.

Дети, которым совсем скоро исполнится два года, проявляют интерес к книжкам. Не стоит ребёнка буквально «заваливать» огромным количеством книг. Достаточно, если это будет две – три книжечки с яркими красочными картинками.

Обязательно прочитайте малышу эти книги, на картинках покажите всех главных героев. Далее он сам уже будет «читать» свои любимые сказки на своём детском языке, вполне возможно, что книга при этом может быть перевёрнутой.

Самое главное, чтобы занятия с ребёнком носили систематический характер. Дети, с которыми каждый день кто – то занимается, развиваются гораздо быстрее, причём в данном случае не только подражательные действия активно формируются, но и речь.

Но и в этом случае соблюдайте меру: чрезмерные нагрузки, огромное количество игрушек, множество «воспитателей – взрослых», приводят к противоположному эффекту – задержке развития речи малыша.

Ласкайте своего кроху, но без фанатизма, так как заласкивание ведёт к развитию эгоизма. Наказание – это тоже очень важный момент воспитания. В данном случае существует очень много методов. Ни в коем случае не используйте битьё и те методы, которые унижают достоинство ребёнка, например оскорбление или стояние на коленях.

Воспитывайте лаской положительные качества, а наказанием понимание того, что запрещено. Будьте строгими, но справедливыми родителями.

Неправота взрослых, несправедливое наказание очень сильно ранят душу малыша, способствуют появлению целого ряда комплексов.

Воспитание ребенка 1- 2 года. Что нужно уметь?

Малыши второго года жизни уже должны спокойно реагировать на просьбы взрослых и выполнять их. Если мама или папа заняты в данный момент, то ребёнку следует немного подождать, пока они освободятся, а затем уже свою просьбу выразить словами. Приучайте кроху активно использовать в своём лексиконе слова вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста».

Для детей 3 года игры являются главным средством умственного и нравственного воспитания. Приобретайте соответствующие пособия и игрушки. Но просто купить – этого не достаточно, с малышом необходимо систематически заниматься и показать, как правильно играть в ту или иную игру.

Играя, ребёнок познаёт мир, получает первые сведения об отдельных предметах и явлениях, об их свойствах. Именно в игре активно развиваются память, воображение, внимание и мышление малыша.

Ребёнок в 3 года уже использует карандаши по прямому назначению – рисует ими, а не играет, как раньше с «палочками». Поэтому очень важно показать ему, что правильно держать карандаш тремя пальчиками, а не в кулачке.

Можно давать малышу не только карандаши, но и фломастеры. Рисование фломастерами детям особенно нравится, потому что картинки получаются очень привлекательными и яркими. Также можно предложить ребёнку краски и кисточку. Ими тоже детям нравится рисовать. Подключайте лепку из пластилина.

Эти виды деятельности помогают воспитать у малыша навыки самообслуживания. Помыть за собой стаканчик и кисточку, убрать всё со стола — это ему уже под силу.

Не следует забывать о трудовом воспитании. Посильный труд не только не вреден, но очень полезен, так как он способствует правильному развитию ребёнка. Детки третьего года жизни с удовольствием поливают цветы, приносят вещи, расставляют посуду.

Если проигнорировать этот замечательный возраст, то впоследствии родителям потребуется приложить много усилий, чтобы привлечь ребёнка к посильной работе.

Детей третьего года называют «почемучками». И это не случайно. Познавая окружающий мир, они буквально «заваливают» взрослых различными вопросами. Ни в коем случае не отмахивайтесь от малыша, будьте терпеливы и постарайтесь ответить на все вопросы, которые интересуют вашего ребёнка.

После первого дня рождения ребенка запускается процесс перехода от физических нужд к потребностям интеллектуального характера. Малыш интенсивно растет, меняются его социальные и психологические навыки. Когда ребёнок бодрствует, его мозг сконцентрирован на умножении и накоплении умственного опыта. Поэтому грамотный подход к психологии воспитания ребенка от 1 года до 2 лет чрезвычайно важен.

Когда ребенку исполняется год и месяц, родители замечают значительные изменения в его умениях и поведении:

Деятельность малыша направлена на познание предметных функций, задач. Он копирует действия родителей, имитируя их манеру поведения. Необходимо озвучивать те манипуляции, которые проделывает взрослый. Важно совместное времяпровождение: складывать кубики, рассматривать картинки в книгах.

Кстати! За первые три года жизни кроха проходит половину пути психического развития.

Воспитание детей от года требует осмысления, понимания детских поступков. Малыш начинает осознавать, как взаимодействовать с предметами, сравнивая свои начинания с таковыми у родителей.

Период характеризуется началом формирования личностных качеств: самоуважения, самооценки, самосознания. Детская речь стремительно развивается, пополняется словарный запас.

Хорошим способом контроля умений ребёнка будет создание календаря развития, где фиксируются приобретенные навыки малыша.

Выделяют ряд критических моментов, являющихся ориентирами для взрослых. Если ребенок в

  • 1 год и 4 месяца не понимает предназначения бытовых предметов;
  • 1 год и 2 месяца не подражает действиям окружающих;
  • 1 и 6 месяцев малыш не умеет ходить;
  • 1 год и 5 месяцев произносит менее 15 лексических единиц;
  • 2 годика не научился составлять предложения.

Физические и интеллектуальные особенности каждого малыша индивидуальны, поэтому темпы развития отличаются.

Как воспитывать ребенка в 1 год

Дети на втором году жизни проявляют жадное любопытство к устройству окружающего мира. Происходит интенсивное интеллектуальное взросление. Логическое мышление, познавательная активность способствуют социализации.

Воспитание ребенка в 1 год и 3 месяца происходит посредством вовлечения малыша в предметно-игровую деятельность. Игра должна включать физическую нагрузку, поскольку дети устают без движения, им тяжело долго находиться в статичном положении.

Развивающие игры создают атмосферу для грамотного эмоционального, социального развития. Психологи рекомендуют создавать игровые ситуации наподобие реальных жизненных. Подобный способ информационной подачи способствует лучшему запоминанию, координации детского поведения.

Во время игровой активности происходит взаимодействие родителей с их чадом, которое совершенствует речевой навык. Доносите до малыша информацию через наглядные образы. Дети от 1 года до 3 лет быстрее осознают то, что им говорят, если мама смоделирует ситуацию по образу сказки. Объясняйте суть явлений, используя знакомых сказочных персонажей.

Годовалые дети не способны воспринимать запреты, поскольку не осознают, почему не могут что-то сделать. Основной воспитывающий аспект в плане запретов заключается в их доступной и своевременной формулировке. Запрещайте что-либо непосредственно перед попыткой чада совершить это.

Взрослые должны понимать, что детское сознание сконцентрировано только на моменте происходящего. Слабо развитое мышление не позволяет осмысливать последствия поступков. Поэтому необходимо объяснять крохе смысл жизненных явлений, опираясь на наглядную визуализацию: говорите об опасности огня, когда готовите на кухне, о важности порядка, когда собираете игрушки.

Гендерные различия в воспитании

Психология воспитания детей до 1 года характеризуется общностью понятий, применяемых к мальчикам и девочкам. Но развитие после годика имеет свои особенности. Гендерное отличие детского поведения обусловлено не только физиологическими факторами, но и моделью социального общения. Направленность малышей на различные виды деятельности формируется вследствие общественных культурных образцов.

Как правильно воспитывать мальчика

Значимая роль в воспитании мальчика отводится отцу. Необходимо сознательно готовить малыша к половому определению, показывая правильный пример: быть мужественным, смелым, ответственным. Для мальчиков важно чувствовать любовь и заботу, исходящую от мамы: обнимайте малыша, целуйте, разговаривайте.

Ближе к 2 годам дети становится активным, вовлекаясь в трудовую деятельность, что часто приводит к шишкам, синякам. По утверждению доктора Комаровского, нельзя ограничивать физическую активность мальчиков. Рекомендуется поддерживать малыша, содействуя первым достижениям и самостоятельным действиям.

После года у маленьких представителей мужского пола определяется тип доминирующей деятельности - наглядная. Начинает формироваться задаток конструирования, что развивает абстрактное логическое мышление.

Годовалая малышка познает явления окружающего мира с большей эмоциональностью, восприимчивостью, чем малыш. Поэтому атмосфера, в которой воспитывается девочка, должна быть положительной, доброжелательной.

Рекомендуется ориентировать внимание на эстетической стороне предметов, явлений, что развивает творческие способности девочки. Будущие женщины нуждаются в искренних комплиментах, похвале, внимании - эти маленькие хитрости сближают, сохраняют теплоту взаимоотношений.

Учите детей обращаться со столовыми приборами, пить из кружки, пользоваться зубной щеткой. Прививайте бережное отношение к вещам.

Ошибки в воспитании годовалых малышей

Воспитание годовалого ребенка основывается на важном аспекте: нельзя относиться к детям, как ко взрослым, которые должны адекватно мыслить. Родители раздражаются, когда ребёнок не понимает доводов, понятные для них. Поймите, что в детском сознании отсутствуют личностные стереотипы, слабо развито логическое мышление.

Помните! Малыши имеют право на , баловство, непослушание, поскольку не осознают последствия неправильных поступков.

К ошибочному поведению взрослых относят:


Обязательное условие при воспитании детей от 1 года до 3 лет - правильно разговаривать, четко произнося слова. Иногда родители «сюсюкают», что негативно сказывается на речевом развитии.

Психологические аспекты воспитания детей второго года жизни взаимосвязаны с социальной и эмоциональной обстановкой в семье. На прогрессивное детское развитие влияет вклад взрослых в общение и занятия с крохой. Для содействия здоровому росту малыша будьте ответственными, терпеливыми, мудрыми.

Молодые родители в наше время очень часто заменяют правильное воспитание вседозволенностью и полной свободой ребенка, забывая или попросту не зная, что они сами - первый авторитет для своих чад. Но такая свобода приводит к тому, что дитя вырастает эгоистом, не умеет находить общий язык со сверстниками и трудно адаптируется в социуме. Что же означает правильное воспитание? Каковы его принципы для разных категорий детей?

Воспитание детей от 1 года до 3 лет: Комаровский

Воспитание - это целенаправленный и ежедневный процесс формирования личности ребенка, его развитие, овладение моральными ценностями и культурно-гигиеническими навыками, правилами жизни в обществе, умением общаться с людьми разных возрастных категорий, саморазвиваться. Данный процесс всегда базируется на здоровом развитии малыша. А для этого, по мнению Евгения Комаровского, основой является положительный дух, царящий в семье. Ведь все происходящее вокруг дитя воспринимает на свой счет. Спокойная и доброжелательная обстановка дома в раннем детстве - это формирование стойкой психики ребенка . Такой малыш будет уметь справляться со своими эмоциями , не загонять их вовнутрь, не бояться. У него не будут формироваться комплексы в виде неврозов , покачиваний, обгрызания ногтей.

Педиатр подчеркивает, что основой воспитания должна стать забота о здоровье малыша. И это вовсе не означает, что его нужно возить на моря, покупать самые дорогие лекарства. Закаливание и оздоровление - это деревня. Евгений Олегович называет идеальным вариантом укрепления иммунитета проведенные летние месяцы у бабушки в деревне. Совместные с родителями прогулки по земле босиком, игры с водой, песком, свежий воздух, натуральные продукты и знакомство с их источниками служат основой закаливания и развития ребенка. В деревне дитя поймет и узнает, откуда берется молоко, как растут овощи, чем занимаются сельские жители. Это багаж знаний, развитие интеллекта, приучение к труду. В 2-3 года малыш способен помочь принести небольшое ведерко с водой бабушке для полива растений, нарвать ягод, помыть фрукты, усваивая культурно-гигиенические навыки и приобщаясь к труду.

В этом возрастном периоде Евгений Комаровский отмечает важность закрепления у малыша привычки ходить в туалет, как взрослые. О подгузниках уже нужно забыть и от горшка переходить к унитазу. Важно научить этому ребенка до 3 лет, до момента наступления кризиса , который проявляется в тезисе ”я сам”. В связи с этим Евгений Олегович констатирует, что именно в это время важно не пропустить такую распространенную болезнь малышей, как энурез. Педиатрическая статистика свидетельствует: до 3 лет заболеванием страдают 40% детей, и есть тенденция к увеличению этого показателя. Поэтому если к двум годам ребенок не перестал ночью писаться, то стоит обратиться к врачу и не пускать проблему на самотек, как обычно это делается. Все страдающие энурезом дети требуют обследования.

Господин Комаровский настоятельно рекомендует родителям придерживаться режима дня как средства здорового развития нервной системы малыша. Обязательным является в этом возрасте дневной сон длительностью в среднем 2 часа. Укладывать спать дитя днем нужно и в выходные дни, а вечером отхождение к ночному сну всегда должно происходить в одно и то же время.

С года до трех лет у малыша активно формируется словарный запас, развивается речь . Это уже не простые двухсловные предложения и ”детский диалект”, который понимает только мама. Многие родители спрашивают, нужно ли говорить с дочкой или сыном „детским” языком? Как бы вы ни называли предмет или явление, ребенок вас поймет. Но педиатр не советует заменять нормальную речь детскими словами. Больно - значит больно, а не „бо-бо”, собачка, а не „ава”. Ребенок будет говорить теми же словами, что и вы. И не стоит упрощать их до неузнаваемости. Изначально надо говорить нормальным и доступным малышу языком. Главное - искренность общения, ответы на все интересующие ребенка вопросы, поощрение любознательности и уделение ему максимума внимания, терпения, любви. Тогда, по мнению господина Комаровского, дитя будет здоровым и физически, и морально.

Воспитание мальчиков и девочек

Психологи констатируют, что в воспитании детей разных полов есть существенные отличия. И главное то, что к девочкам надо проявлять максимум заботы, а мальчикам демонстрировать больше доверия. Чрезмерная забота о сыне - это своеобразное выражение ему недоверия и отсутствие веры в его самостоятельность. Если же папа и мама слишком много свободы предоставляют девочке, то это нею воспринимается как дефицит любви.

Чтобы в будущем сын умел заботиться об окружающих, он должен чувствовать к себе доверие, а чтобы дочка могла доверять людям, ей необходимы от родителей понимание и забота.

Одобрение сына, воспитание в нем мужчины является его мотивацией к заботе о близких, окружающих. И когда папа с мамой дают понять мальчику, что он их радует, что его умения полезны другим, что он поступает по-взрослому, то это и есть ранняя мотивация к поведению мужчины как сильной личности, главы семейства, защитника. Да, одобрение и доверие необходимо демонстрировать и дочерям, но для мальчиков они с раннего детства являются действенными стимулами к успеху, самостоятельности веры в себя.

Девочка будет счастливой тогда, когда получает поддержку, когда она может дарить свою любовь и внимание в ответ на заботу о ней. Ей комфортно, когда она чувствует уважение, понимание по отношению к себе.

Важно каждую минуту помнить, что дети берут пример с родителей, и если сын будет видеть, что отец грубо обращается с матерью, повышает на нее голос, может поднять руку, то такая модель поведения будет формироваться и у него. И проявится это, скорее всего, уже в детском саду. Недолюбленная девочка, растущая в атмосфере слишком большой самостоятельности, как это бывает в неблагополучных семьях, будет проявлять со временем свою закомплексованность, скрытность, боязнь высказать собственное мнение. Исходя из этого, девочки больше нуждаются в ласке, тактильных нежностях, эмоциональном тепле, а мальчики - в словесных одобрениях, доверии, контроле.

Воспитание близнецов

Психологи констатируют, что двойняшки и близнецы более самостоятельные, нежели дети-одиночки. Им комфортнее вместе, но недостатком близнецового союза является нарушение самоидентификации. Это означает, что дети воспринимают себя как дополнение и повторение своего братика или сестрички. В связи с этим, одно дитя может, к примеру, развивать свою мелкую моторику, а другое, представляя интересы обоих, развивать навыки коммуникации. Такое явление порой приводит к дезориентации в обществе, торможению формирования умений и навыков . Поодиночке близнецы, особенно в дошкольном возрасте, могут „потеряться”, стать замкнутыми. Поэтому задача родителей - формирование индивидуальности каждого ребенка.

Нередко близнецам свойственна задержка речи , потому что они общаются между собой на своеобразном языке, то есть словами, понятным лишь друг другу. Именно в воспитании таких детей важно не коверкать свою речь, сюсюкая, а называть предметы, вещи, явления своими именами. Наличие в их речи дефектов тоже происходит по причине копирования слов друг друга. Учите таких малышей слушать и не перебивать, говорить последовательно и спокойно.

В воспитании близнецов важно присутствие игр на развитие мелкой моторики , настольных для развития речи. Необходимо, чтобы кроме общих у малышей были индивидуальные игрушки. Это разные куклы и машинки.

Часто один ребенок бывает заводилой, второй в паре - послушный исполнитель. Для того чтобы эта тенденция не перешла в дальнейшую взрослую жизнь, предлагайте детям в играх меняться ролями, контролируйте их развлечения, давайте возможность более пассивному ребенку проявлять себя. Это поможет формировать качества лидера и самостоятельности у каждого малыша.

Порой даже одинаковое одевание детей с раннего детства затормаживает у них проявления индивидуальности, наклонностей и способностей. Поэтому задача родителей близнецов - как можно раньше заметить задатки и склонности своих детей и развивать их. Ведь воспитывается не просто двойня, а две личности.

Правильное воспитание гиперактивного ребенка

Если дитя слишком активное, любознательное, проявляет холерический темперамент, то для родителей станут полезными следующие советы психологов:

  1. Хвалите малыша за самые незначительные успехи. Гиперактивные дети не воспринимают укоров и замечаний, но чуткие к похвале.
  2. Не карайте таких детей физически. Отношения должны базироваться не на страхе, а на доверии и уважении.
  3. Избегайте негатива в своей речи, то есть реже говорите слова „нет”, „не разрешаю”, „не делай”, „нельзя”. Всегда объясняйте свои запреты малышу.
  4. Нагружайте гиперактивного ребенка домашним делами, поручайте ему мелкую работу. Пусть с раннего детства такой ребенок имеет в доме свои обязанности.
  5. Правила поведения не должны быть жесткими. Указания, а не приказы, просьбы, а не требования.
  6. Режим дня для такого ребенка - хороший способ успокоения нервной системы.
  7. Идеально для такого малыша иметь свою комнату. В ней должен быть минимум предметов, а цвет обоев или стен желательно подобрать успокаивающий, мягкий. Например, голубой. В комнате желателен спортивный уголок для того, чтобы малыш мог с пользой применять свою энергию, давать ей выход.
  8. Оберегайте сына или дочь от переутомлений. Они снижают самоконтроль, наращивают двигательную активность.
  9. Контролируйте, чтобы малыш высыпался. Дефицит сна приводит к ухудшению внимания, самоконтроля, неуправляемости ребенка.
  10. Спокойствие и невозмутимость родителей - лучший метод воспитания и пример для гиперактивного ребенка.
  11. Физическая активность и наличие хобби - обязательное условие воспитания такого малыша.

Воспитание детей с нарушениями речи

Обычно эти малыши имеют нормальный слух и сохраненный интеллект. Нарушения их речи - это неправильное произношение и грамматический строй, бедность запаса слов, искажение темпа и плавности произношения.

В детских учреждениях такие воспитанники нуждаются в помощи специалистов. Это посещение логопедических групп, где с детьми работают педагоги со специальным образованием. Они не только корректируют речь, но и развивают память, мышление , внимание, мелкую моторику.

Если же нарушения речи тяжелые, то обучение таких детей в обычных учреждениях невозможно. Для них существуют специальные заведения. И если дитя не будет посещать его, то возможно отставание и в развитии психики, а значит дальнейшем овладении грамотой, арифметикой.

Осознание малышом собственной неполноценности приводит к замкнутости, эмоциональным срывам, формированию комплексов.

К тяжелым нарушениям речи относят заикание, афазию, алалию, ринолалию, дизартрию.

Оптимальным возрастом исправления звукопроизношения является период с четырех до пяти лет. Что касается заикания, то его нужно исправлять еще раньше.

Дети с незначительными нарушениями речи обязательно должны посещать логопеда, который дает рекомендации папе с мамой по коррекционной работе. Только обоюдными систематическими усилиями родителей и специалистов можно исправить нарушения речи у малышей.

Специально для - Диана Руденко