Формирование грамматического строя речи у дошкольников. Занимательная грамматика для дошкольников

Тема: «Огород. Овощи»

1. Вспомни 8-10 названий овощей. Назови овощи красные, жёлтые, зелёные, бордовые.

______________________________________________________________

2. Дидактическая игра «Один-много»:

Огурец - огурцы

Помидор - __________

Перец - __________

Баклажан - __________

3. Д/и «Назови ласково»:

Огурец – огурчик тыква - ___________

Лук – __________ чеснок - ___________

Морковь – __________ помидор - ___________

4. Д/и «Назови сок»:

Сок из моркови – морковный

Сок из огурца - __________

Сок из чеснока - __________

5. Отгадай загадки, выучи любые две:

  1. Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. __________
  2. Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? __________
  3. Голова на ножке, в голове – горошки. __________
  4. Я длинный и зелёный, вкусный и солёный, вкусный и сырой, кто же я такой? __________
  5. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня ищи. __________
  6. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. __________

6. Расскажи о своём любимом овоще (если ребёнок затрудняется, даём ему план рассказа):

Я люблю __________, он (она) __________ цвета, __________ формы, __________ на вкус. Из него (неё) можно приготовить __________. А я люблю есть его (её) __________(сырым, в салате…).

7. Нарисуй в квадрате огурец так, чтобы он одним концом касался левого нижнего угла квадрата, а другим правого верхнего. Раскрась его.

8. Из какой сказки этот овощ и как он называется? Раскрась картинку.

Тема: « Сад. Фрукты»

1. Вспомни 8-10 названий фруктов. ___________________________________________________________________________

2. Д/и «Один – много»: 3. Д/и «Назови сок»:

Яблоко – яблоки

Груша - __________ из лимона - __________

Слива - __________ из апельсина - __________

Персик - __________ из яблока - __________

Банан - __________ из сливы - __________

4. Д/и «Большой – маленький»: 5. Что лишнее и почему?

Яблоко – яблочко

Лимон - __________ Яблоко, груша, помидор, лимон

Банан - __________

Апельсин - __________

6. Расскажи о своём любимом фрукте по плану:

  1. Как твой любимый фрукт называется?
  2. Где он растёт?
  3. Какого он цвета, какой формы?
  4. Что можно из него приготовить?
  5. В каком виде ты его любишь есть?

7. Объясни словечко:

Плодоносит ____________________________________________________________

Удобрение _____________________________________________________________

Толстокожий ___________________________________________________________

8. Отгадай загадки:

Само с кулачок, На сучках висят шары,

Красный бочок, посинели от жары.

Потрогаешь – гладко, __________

А откусишь – сладко.__________

9. Нарисуй в правом верхнем углу квадрата банан, в правом нижнем углу – яблоко, в левом верхнем углу – грушу, в левом нижнем углу – апельсин.

10. О каком фрукте загадка? Раскрась его. Какие ещё фрукты ты видишь?

Жёлтый, сочный, кислый он. Называется …

Тема: «Осень. Деревья»

1. Знать , какое сейчас время года. Учить названия осенних месяцев. Какие изменения произошли в природе осенью?

2. Вспомни не менее 5 названий деревьев._____________________________

__________________________________________________________________

3. Выучить загадку:

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. __________

4. Д/и «Скажи наоборот»:

У сосны иглы длинные, а у ели __________

У клёна листья большие, а у берёзы __________

У дуба ствол толстый, а у берёзы __________

У берёзы ствол светлый, а у клёна __________

5. Д/и «Какой лист?»:

У клёна лист – кленовый у тополя - __________

у берёзы - __________ у ивы - __________

у рябины - __________ у дуба - __________

6. Что лишнее и почему?

Дуб, рябина, осень, осина. ___________________________________________

7. Объясни словечко:

Разноцветные ______________________________________________________

Листопад __________________________________________________________

Проливной ________________________________________________________

8. Исправь предложения:

На клёне желтеют берёзовые листья.___________________________________

Когда идёт дождь, на улице сухо. _____________________________________

9. Обведи по точкам и раскрась капельку дождя и листик. С какого дерева слетел этот лист?

10. Нарисуй три листочка так, чтобы красный был между жёлтым и зелёным.

Тема: «Грибы и ягоды»

1. Назови 3-5 съедобных и 1-2 несъедобных гриба. ______________________

___________________________________________________________________

Назови 3-5 названий ягод садовых и 3-5 – лесных. _______________________

___________________________________________________________________

2. Д/и «Назови ласково»:

Боровик - __________ клубника - __________

Груздь - __________ малина - __________

Моховик - __________ черника - __________

Корзина - __________ смородина - __________

Поляна - __________ клюква - __________

3. Что лишнее и почему?

Малина, клубника, ананас, черника. ___________________________________

Подосиновик, маслёнок, мухомор, груздь. ______________________________

Солить, варить, подметать, мариновать. ________________________________

4. Скажи по образцу:

Компот Варенье

Из малины - малиновый малиновое

Из черники - __________________________________

Из клубники - __________________________________

Из брусники - __________________________________

Из смородины - __________________________________

Из вишни - __________________________________

5. Объясни словечко:

Подосиновик _______________________________________________________

Подберёзовик ______________________________________________________

Черноплодная (рябина) ______________________________________________

Сыроежка _________________________________________________________

6. Про какую ягоду загадка? Раскрась её. Какие ещё ягоды ты видишь?

Про какой гриб загадка? Раскрась его. А как называется другой гриб?

На полянке у дорожки А вот кто-то важный

Красные горошки. На беленькой ножке.

Кто мимо пройдёт - Он в шапочке красной,

В рот себе их кладёт. На шапке – горошки.

Тема: «Игрушки»

1. Рассмотреть с ребёнком несколько игрушек, определить материал, из которого каждая из них сделана, отметить внешние признаки игрушки (форму, цвет, качество).

2. Д/и «Назови ласково»:

Кукла - __________

Мяч - __________

Мишка - __________

Матрёшка - __________

3.Д/и «Скажи наоборот»:

Мишка мягкий, а кубик - __________

Грузовик тяжёлый, а мяч - __________

Кукла новая, а пирамидка - __________

4. Д/и «Из чего – какой?»:

Автобус из металла (какой?) – металлический

Мишка из плюша - ____________________

Дом из пластмассы - ____________________

Ослик из резины - ____________________

Пирамидка из дерева - ____________________

Ведро из железа - ____________________

5. Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:

  1. Что это?
  2. Каков её внешний вид (величина, цвет, форма)?
  3. Из какого материала сделана?
  4. Как с ней можно играть?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Отгадай загадки:

Глаза голубые, румяные щёчки. В небо взлетает со скоростью света.

Я с нею играю в маму и дочку. Эта игрушка, конечно, ……………

Его бьют, а он не плачет,

Упадёт – поскачет.

Обведи и раскрась игрушку, которая тебе больше нравится.

Тема: «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

1. Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

2. Рассмотреть верхнюю одежду и назвать её детали (воротник, карман, пуговицы, рукава…).

3. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

Моя – шапка,_______________________________________________________

Мои - _____________________________________________________________

Мой - _____________________________________________________________

Моё - _____________________________________________________________

4. Д/и «Подбери признак»:

Куртка (какая?) – красная, тёплая,…

Сапоги (какие?) - ____________________

Шарф (какой?) - ____________________

Пальто (какое?) - ____________________

5. Д/и «Четвёртый лишний»:

Куртка, сапоги, панамка, перчатки.

6. Д/и «Назови, какие»:

Сапоги из резины - _______________________

Шапка из шерсти - _______________________

Перчатки из кожи - _______________________

7. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Закончи узор на свитере и раскрась его. Обведи шарфик, придумай узор для него.

Тема: «Как лес к зиме готовится»

1. Д/и «Чей дом?»: 2. Д/и «Кому что дать?»:

Берлога - дом медведя. Орехи - __________

Логово - __________ Мёд - __________

Нора - __________ Грибы - __________

Дупло - __________ Кору - __________

3. Д/и «Назови ласково»:

Белка - __________ Хвост - __________

Лиса - __________ Нос - __________

Заяц - __________ Лапа - __________

4. Пересказать текст:

Заяц

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, тёплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живёт в лесу в норе.

5. Вопросы на засыпку:

  1. Кто больше – лиса или заяц? А у кого лап больше?
  2. Нора справа от дерева. Что слева?

6. Д/и «Четвёртый лишний»:

Нора, аквариум, логово, берлога.

7. Развитие звукового анализа и синтеза:

  1. Хлопни, когда услышишь слово со звуком «м»: мак, бак, мама, баба, майка, зайка.
  2. Назови 1-ый звук в слове МУКА.
  3. Придумай ещё слова на этот звук. ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

8. Отгадай загадку, раскрась отгадку. Каких ещё животных ты здесь увидел?

Кто, забыв свои тревоги,

До весны храпит в берлоге?

Тема: «Перелётные птицы»

1. Вспомнить вместе с ребёнком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе. Назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелётными. Рассмотреть иллюстрации с изображением перелётных птиц.

2. Д/и «Улетает – не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, перелётная она или зимующая.)

3. Д/и «Скажи наоборот»:

Аист большой, а соловей __________

У аиста длинная шея, а у кукушки __________

Аист белый, а грач __________

4. Д/и «Скажи одним словом»:

У аиста ноги длинные, поэтому его называют __________

У ласточки хвост длинный, поэтому её называют __________

5. Д/и «Чьи крылья?»:

У журавля – журавлиные.

У гуся - __________

У утки - __________

У грача - __________

6. Объясни словечко:

Водоплавающие - ___________________________________________________

Насекомоядные - ___________________________________________________

7. Какое слово не подходит?

Утка, утиный, уточка, минутка, утёнок.

Лебедь, лебединый, лебеда, лебёдушка.

Журавль, журавлиный, журнал, журавушка.

8. Вопросы на засыпку!

Чего больше – крыльев или птиц?

Чего больше – крыльев или ног у птицы?

9. Обведи скворечник и скворца. Раскрась рисунок.

Тема: «Зимующие птицы»

1. Вспомни 5-7 названий зимующих птиц. ______________________________

___________________________________________________________________

2. Исправь ошибки:

Чёрный ворона - __________

Белый сова - __________

Серое голубь - __________

Снегирь клевала хлеб. - _________________________

Сорока сидел на заборе. - ________________________

Ворона чирикала на солнышке. - ___________________

3. Д/и «Назови одним словом»:

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют __________.

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют __________.

У вороны чёрные крылья, поэтому её называют _________.

У дятла длинный клюв, поэтому его называют __________.

4. Д/и «Сравни птичек»:

У совы – голова, а у воробья – головка.

У совы – тело, а у воробья - __________.

У совы – лапы, а у воробья - __________.

У совы – крылья, а у воробья - __________.

У совы – глаза, а у воробья - __________.

У совы –клюв, а у воробья - __________.

5. Д/и «Скажи наоборот»:

Воробей маленький, а ворона - __________.

У синицы хвост короткий, а у сороки - __________.

Голубь тяжёлый, а воробей - __________.

У синицы клюв тонкий, а у вороны - __________.

6. Сравни птиц с людьми и животными:

У человека – дети, а у птицы - __________.

У человека – нос, а у птицы - __________.

У животных – шерсть, а у птиц - __________.

У кошки – лапы, а у птицы - ___________.

7. Отгадай загадку. Раскрась птичку.

Тема: «Домашние животные»

1. Назвать домашних животных, обсудить внешние признаки каждого.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком. __________
  2. Спереди – пятачок, сзади – крючок, посреди – спинка, а на ней – щетинка. __________
  3. По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. __________
  4. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Всё время умывается, а с водой не знается. __________
  5. Я большой и я красивый, я бегу – и вьётся грива, длинный шёлковый хвосток и копытами – цок, цок. __________

3. Назови детёнышей животных:

У кошки – котёнок котята

У собаки - __________ __________

У свиньи - __________ __________

У лошади - __________ __________

У козы - __________ __________

У коровы - __________ __________

У овцы - __________ __________

У осла - __________ __________

4. Д/и «Подскажи словечко»:

Табун – много лошадей

Стадо – много __________

Отара – много __________

Свора – много __________

Корова мычит. Овца __________.

Лошадь __________. Собака ________.

Кошка __________.

Свинья _________.

6. Опиши своё любимое домашнее животное по плану:

  1. Как называется «мама» и «папа» твоего любимого домашнего животного?
  2. Как выглядит твоё любимое домашнее животное?
  3. Чем оно питается?
  4. Какую пользу оно приносит человеку?

7. Отгадай загадку, раскрась отгадку.

Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние птицы»

1. Рассмотреть иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей. Уточнить какую пользу приносят.

2. Отгадать загадки:

  1. Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает. __________

  1. Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

Всех бужу, хоть часов не завожу. __________

  1. Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки. __________
  2. Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. __________

3. Д/и «Исправь ошибку»:

У утки – гусята __________

У индюшки – цыплята __________

У курицы – утята __________

У гусыни – индюшата __________

4. Назови всю семью:

Гусь – гусыня – гусята

Петух - __________ - __________

Селезень - _________ - __________

Индюк - __________ - __________

5. Д/и «Скажи наоборот»:

Утка большая, а утёнок - __________

Цыплёнок молодой, а петух - __________

У гуся шея длинная, а у курицы - __________

У курицы лапы без перепонок, а у утки - __________

6. Что лишнее и почему?

Утёнок, гусёнок, котёнок, цыплёнок.

Перо, крыло, клюв, утка.

7. Раскрась петушка:

Тема: «Зима. Зимняя одежда»

1. Вспомни и перечисли названия времён года. Назови зимние месяцы.

2. Каким может быть :

Снег - _____________________________________________________________

Зима - _____________________________________________________________

Мороз - ___________________________________________________________

3. Собери предложения:

Позёмка, улица, метёт, по. ___________________________________________

Окно, мороз, узор, на, нарисовал. _____________________________________

4. Отгадай загадки:

  1. Сижу верхом,

Не знаю на ком. __________

  1. Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. __________

  1. Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу, днём – домой. __________

5. Д/и «Из чего – какой?»:

Свитер из шерсти (какой?) - __________

Платок из шерсти (какой?) - __________

Шапка из меха (какая?) - __________

Сапоги из кожи (какие?) - __________

6. Что лишнее и почему?

Август, декабрь, январь. _____________________________________________

7. Д/и «Узнай по описанию»:

Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребёнок называет, что это и кому принадлежит.

8. Отгадай загадку, раскрась отгадку:

Тема: «Зимние забавы. Новый год»

1. Какие зимние игры и забавы ты знаешь? Назови зимние праздники.____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отгадай загадки, выучи любую:

  1. Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги. __________

  1. Мчусь как пуля я вперёд, лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? __________

  1. Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы. __________

  1. По снегу покатите – я подрасту,

На костре согреете – я пропаду. __________

  1. Меня не растили –

Из снега слепили

И вставили ловко

Мне в носик морковку. __________

3. Подбери по 3 признака к каждому слову:

Лыжи (какие?) - _____________________________________________________

Коньки (какие?) - ___________________________________________________

Санки (какие?) - ____________________________________________________

4. Д/и «Исправь ошибку»:

Лыжнику нужны санки. ______________________________________________

Конькобежцу нужны лыжи. __________________________________________

Саночнику нужны коньки. ____________________________________________

Хоккеисту нужны санки. _____________________________________________

5. Что лишнее и почему?

Лыжи, зима, санки, коньки. ___________________________________________

6. Обведи снежную бабу, дорисуй ей нос (морковку), глаза (угольки), рот, шляпу (ведро), метлу, пуговицы.

Тема: «Человек. Части тела»

1. Назови и покажи части тела:

Ступня, колено, бедро, голень, пятка, локоть, кисть, бровь, лоб, висок, скула, затылок.

2. Отгадай загадки:

  1. Живёт мой братец за горой –

Не может встретиться со мной. __________

  1. Всегда во рту, а не проглотишь. __________
  2. Пять братьев годами равные, а ростом разные. __________
  3. Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут. _______

3. Д/и «Один – много»:

Глаз - __________ Палец - __________

Ухо - __________ Рот - __________

Нос - __________ Лоб - __________

4. Объясни словечко:

Пятипалый - __________ Сероглазый - ______________

Двуногий - __________ Кареглазый - ______________

Одноногий - __________ Длинноволосый - __________

Широкоплечий - __________ Безрукий - _______________

5. Что лишнее и почему?

Рога, копыта, пятки, хвосты.___________________________________________

Нога, колено, тапка, пятка.____________________________________________

6. Что можно делать:

Руками - ___________________________________________________________

Ногами - ___________________________________________________________

Зубами - ___________________________________________________________

Ушами - ___________________________________________________________

Носом - ___________________________________________________________

7. Рассмотри портреты. Что забыл нарисовать художник? Дорисуй недостающие части лица героям сказки и раскрась портреты.

Тема: «Транспорт»

1. Назови 3-4 вида транспорта – наземного, водного, воздушного.__________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назови одним словом машину, которая:

Возит молоко - __________

Мешает бетон - __________

Возит воду - _____________

Дробит камни - __________

Возит бензин - __________

Убирает снег - ___________

3. Как назвать остановку:

Трамвая - ______________

Автобуса - _____________

Троллейбуса - __________

4. Д/и «Кто чем управляет?»:

Самолётом – управляет лётчик;

Машиной - ________________

Поездом - _________________

Кораблём - ________________

5. Д/и «Четвёртый лишний»:

Пароход, лодка, самолёт, парусник.

Самолёт, вертолёт, мотоцикл, воздушный шар.

Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

6. Исправь предложения:

Дом подъехал к машине._____________________________________________

Бензин кончился потому, что машина остановилась. _____________________

___________________________________________________________________

7. Дорисуй недостающие детали. Раскрась рисунки.

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»

1. Расскажи , как следует правильно переходить улицу.

2. Объясни, для чего нужны:

Фары _____________________________________________________________

Тормоза___________________________________________________________

Багажник __________________________________________________________

Ветровое стекло ____________________________________________________

Правила дорожного движения ________________________________________

3. Какую машину нужно пропустить на дороге первой и почему?

Снегоуборочная и «скорая помощь».

Пожарная, бетономешалка и бензовоз.

Грузовик, аварийная и молоковоз.

4. Закончи предложения:

Машинист – это тот, кто…_____________________________________________

Регулировщик – это…________________________________________________

Шофёр – это…______________________________________________________

Лётчик – это…_______________________________________________________

Пешеход – это…_____________________________________________________

Пассажир – это…____________________________________________________

Кондуктор – это…___________________________________________________

5. Д/и «Из чего – какой?»:

Дверца из металла (какая?) - ____________________

Руль из пластмассы (какой?) - ___________________

Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ______________

Колесо из резины (какое?) - _____________________

6. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать :

Машина из гаража… Машина до дома…

Машина в ворота… Машина от дома…

Машина к дому… Машина с моста…

7. Обведи и правильно раскрась светофор:

Обведи и раскрась жезл, который помогает милиционеру регулировать уличное движение. Раскрась фуражку регулировщика:

Тема: «Посуда. Продукты питания»

1. Назови посуду:

Чайную - _________________________________________________________

Столовую - _______________________________________________________

Кухонную - _______________________________________________________

2. Составить предложения с предлогом в , упражнять в словообразовании:

В какую посуду кладут … (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селёдку, масло)? ____________________________________________________

___________________________________________________________________

Что кладут в салатницу (селёдочницу, солонку, маслёнку, сухарницу)?

___________________________________________________________________

Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?

___________________________________________________________________

3. Д/и «Какое это блюдо?»:

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки)?

___________________________________________________________________

Какое варенье из …(яблок, сливы, абрикоса, малины, смородины)?

___________________________________________________________________

4. Назови части посуды:

Чайник – носик, крышка, стенки, донышко.

Кружка - _____________________________

Кастрюля - ___________________________

Стакан - _____________________________

5. Объясни словечко:

Овощерезка - ______________________________________________________

Картофелечистка - __________________________________________________

Кофеварка - ________________________________________________________

Мясорубка - _______________________________________________________

Кофемолка - _______________________________________________________

Соковыжималка - ___________________________________________________

6. Обведи посуду, придумай и нарисуй на ней узор:

Тема: «Материалы и инструменты»

1. Вспомни 5-7 названий инструментов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отгадай загадки, выучи любую:

  1. Зубы есть, а хлеба не ест. __________
  2. Без головы, а в шляпе

Одна нога, да и та без сапога. __________

  1. Одноглазая старушка

Узоры вышивает,

Весь мир одевает,

А сама нагишом. __________

3. Что делают:

Топором - ___________ Граблями - ____________

Молотком - __________ Ножницами - __________

Лопатой - ____________

4. Из чего – какой?

Из чугуна – чугунный; из серебра - ___________

Из металла - __________ из пластика - __________

Из бумаги - ___________ из золота - ____________

Из стали - ____________ из дуба - ______________

Из резины - __________ из глины - _____________

Из камня - ____________ из пластмассы - ________

5. Что лишнее и почему?

Иголка, шёлк, ножницы, напёрсток.

Топор, дрова, пила, рубанок.

6. Придумай предложения с парами слов:

Гвоздь – молоток ___________________________________________________

Лопата – яма _______________________________________________________

7. Отгадай загадку, раскрась отгадку:

Предварительный просмотр:

Тема: «Защитники Отечества»

1. Рассказать ребёнку о празднике, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день.

2. Отгадай загадки:

  1. Он знаком ребятам всем,

И с орлом он носит шлем,

За спиной его винтовка,

Марширует очень ловко. ____________

  1. Не трактор, а с гусеницами,

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом. ___________

3. Как называется человек, который:

Летает на вертолёте – ______________________________________________

Ездит на танке - ____________________________________________________

Служит в пехоте - ___________________________________________________

Прыгает с парашютом - _____________________________________________

Служит на подводной лодке – ________________________________________

4. Какое слово не подходит?

Воин, воинский, воет, воевать, война.

Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.

5. Что общего и чем отличаются?

Танк и трактор

Футболка и тельняшка

6. Составить предложения с парами слов:

Пограничник – собака _______________________________________________

Солдат – автомат ___________________________________________________

7. Раскрась по желанию танк или корабль:

Тема: «Комнатные растения»

1. Познакомить ребёнка с комнатными растениями, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид. Объяснить , как нужно ухаживать за растениями, выучить некоторые названия комнатных растений.

2. Вспомни , как надо ухаживать за комнатными растениями и закончи предложения:

Чтобы цветы не сохли, их надо _______________

Когда земля уплотняется, её надо ____________

Пыльные листья надо _______________________

3. Д/и «Назови ласково»:

Цветок - __________

Лист - ____________

Стебель - _________

Корень - __________

4. Д/и «Скажи наоборот»:

Листья (какие?) узкие - __________ Стебель (какой?) толстый - __________

Большие - _____________________ Длинный - _______________________

Гладкие - ______________________ Вьющийся - ______________________

Мелкие - ______________________

5. С помощью взрослого сравнить кактус и алоэ, составить небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях этих растений.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Отгадай загадки:

  1. Есть зелёные уроды

Из колючей злой породы. __________

  1. Раным-рано поутру

Лейку новую беру.

Мне воды не жалко.

Пей, моя … __________

7. Раскрась фиалку, запомни как она выглядит:

Тема: «Ранние признаки весны. Первые цветы»

1. Отгадай загадки:

  1. Первый вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. _______________

  1. Лежит полгода покрывало,

А весной его – как не бывало._______________

2. Объясни словечко:

Подснежник - ______________________________________________________

Проталина - ________________________________________________________

Оттепель - _________________________________________________________

Капель - ___________________________________________________________

Сосулька - _________________________________________________________

Первоцвет - ________________________________________________________

Ледоход - __________________________________________________________

3. Найди общее слово:

Льётся, журчит - __________

Дует, шумит - ____________

Пригревает, ослепляет - __________

Голубое, высокое, чистое - ___________

4. Д/и «Скажи наоборот»:

Зимой снег чистый, а весной - __________

Зимой дни холодные, а весной - _________

Зимой солнце тусклое, а весной - __________

Зимой погода часто пасмурная, а зимой - _________

5. Д/и «Подбери признаки»:

Весна (какая?) - _____________________________________________________

Солнце (какое?) - ___________________________________________________

Небо (какое?) - ____________________________________________________

6.Раскрась зелёным карандашом веточку и листики мимозы, а жёлтым – цветки. Дорисуй листочки.

Тема: «Весна в природе»

1. Закончи предложение:

Зимой в лесу появляется много зайчат, бельчат,_________________________.

2. Отгадай загадки:

  1. Кто пчелиный любит мёд,

Лапу кто зимой сосёт? __________

  1. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней. ___________

  1. Чей тоскливый вой

Слушал лес зимой? _____________

3. Назови деток:

У зайцев - __________ У белок - __________

У волков - __________ У ежей - ___________

У медведей - ________ У лосей - __________

У лис - ______________ У бобров - _________

4. Что лишнее и почему?

Медвежий, лисий, заячий, холодный.

Лисёнок, бельчонок, утёнок, рысёнок.

5. Скажи наоборот:

Холод - ______________

Солнечный - __________

Ветреный - ___________

Радостный - __________

Глубокий - ___________

Быстрый - ____________

6. Исправь предложения:

Волчица учила зайчат охотиться. ______________________________________

Волчица привела волчат в тёплое дупло. _______________________________

7. Весной у диких животных появляются детёныши. Правильно назови мам и их детёнышей, раскрась их. Проведи дорожку от мамы к её детёнышу.

Тема: «Труд людей весной»

1. Объясни пословицы:

  1. Весной не поработаешь – зимой не поешь.
  2. Кто весной не пролежит – целый год сыт будет.

2. Д/и «Назови ласково»:

Сад - __________

Огород - __________

Грядка - ___________

Парник - __________

Яблоня - __________

3. Составь предложения с парами слов:

Копать – грядка

___________________________________________________________________

Поливать – теплица

___________________________________________________________________

4. Назови и объясни 4-е слово:

День - ночь, лето - зима;

Птица - яйцо, растение - __________;

Яблоня – сад, луковица - __________;

Клумба – цветы, грядка - __________;

Лопата – копать, лейка - ___________.

5. Что лишнее и почему?

Копать, сажать, мариновать __________________________________________

Поливать, удобрять, играть ___________________________________________

Сад, огород, грабли _________________________________________________

6. Какое слово не подходит?

Семя, семечко, Семён, семена.

Сад, ссадина, садик, садовый, садовод.

7. Отгадай загадку, раскрась отгадку. Назови инструменты.

Тема: «Космос»

1. Рассказать ребёнку о празднике День космонавтики, объяснить , что это за праздник. Рассказать о первом космонавте – Ю.Гагарине.

2. Отгадай загадки:

  1. Светит, сверкает, всех согревает. __________
  2. Рассыпался горох на тысячи дорог._________
  3. Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат. ____________________________

3. Д/и «Скажи наоборот»:

Далеко - _________ Темно - _________

Высоко - _________ Ярко - __________

Улететь - _________ Тесно - _________

Взлетать - _________

4. Объяснить ребёнку значение слов:

Созвездие, луноход, спутник, космонавт, невесомость, скафандр.

5. Что лишнее и почему?

Приземлиться, припоздниться, прилуниться.

Солнце, Луна, ракета.

6. Д/и «Где какой?»:

На Земле – земной;

На Луне - ____________

На Солнце – __________

7. Какое слово не подходит?

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

8. О какой «птице» загадка? Раскрась её. Что ещё ты видишь на картинке?

Тема: «Возвращение птиц. Насекомые»

1. Назови птиц, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Д/и «Назови ласково»:

Комар - __________ Гнездо - ____________

Паук - ____________ Кукушка - ___________

Гусеница - _________ Соловей - ___________

Пчела - ___________ Скворец - ___________

Жук - _____________

3. Кто лишний и почему?

Сорока, ворона, ласточка.___________________________________________

Жук, бабочка, птенец._______________________________________________

4. Кого выводят эти птицы?

Журавли – журавлят

Грачи - ___________

Скворцы - _________

Гуси - _____________

Утки - _____________

5. Исправь предложения:

Птица высидела птенцов и отложила яйца. __________________________________________________________________

Червяк склевал скворца._____________________________________________

Песня спела соловья. _______________________________________________

6. Продолжи предложение:

Птицы едят насекомых – жуков, _______________________________________ В квартире нашей новый дом. Живёт посуда в доме том.

В нём место есть и для конфет, он называется __________.

  1. С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота,

Со спинкой, а без головы. __________

  1. По ночам во сне Ванятка до того задремлет сладко,

Что не хочется вставать, что за штука я? __________

  1. Под крышей четыре ножки, на крыше суп да ложки. ___________

3. Д/и «Из чего – какой?»:

Ножки табуретки из металла. Они (какие?) __________________.

Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?) ______________________.

Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?) ________________.

Столешница стола из дерева. Она (какая?) ___________________.

Обивка на кресле из кожи. Она (какая?) _____________________.

4. Д/и «Скажи одним словом»:

Стол для газет и журналов называется журнальный .

Стол, за которым обедают, называется ________________________________.

Стол, за которым пишут, называется __________________________________.

Стол для компьютера называется _____________________________________.

Полка для книг называется __________________________________________.

Шкаф для одежды называется _______________________________________.

Шкаф для книг называется ___________________________________________.

5. Придумай предложения по опорным словам, включая маленькие слова В, НА, ПОД, НАД:

Полка – диван ____________________________________________________

Торт –стол _________________________________________________________

Платье – шкаф ______________________________________________________

Щенок – кресло ____________________________________________________

6. Закончи стишки, дорисуй то, чего не хватает. А ещё нарисуй на столе вазу, а под стулом мяч.

Тема: «День Победы»

  1. Рассказать ребёнку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы» .

2. Отгадай загадку:

Он знаком ребятам всем,

И с орлом он носит шлем,

За спиной его винтовка,

Марширует очень ловко. ______________

3. Подобрать родственные слова:

Герой - ____________________________________________________________

Защита - ___________________________________________________________

4. Подобрать синонимы (слова близкие по смыслу) к слову смелый:

___________________________________________________________________

5. Объясни пословицы:

  1. Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.
  2. Бой отвагу любит.
  3. Мир строит, а война разрушает.

6 . Д/и «4 лишний»:

Снайпер, сапёр, танкист, артист.

Пистолет, генерал, винтовка, ружьё.

7. Нарисовать картину на военную тематику.

Тема: «Рыбы»

1. Рассмотреть с ребёнком картинки с изображением рыб (морских, пресноводных, аквариумных).

2. Отгадай загадки:

  1. Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
  2. У родителей и детей вся одежда из монеток.
  3. Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

3. Покажи части тела рыб (туловище, хвост, спинку, голову, глаза, рот, плавники, чешую, жабры).

4. Объяснить ребёнку понятия хищные и мирные рыбы. Рассказать , чем питаются хищные рыбы (мальками рыб, мелкими рыбами, лягушками), мирные рыбы (личинками насекомых, водорослями), аквариумные рыбы (специальным кормом).

5. Д/и «Назови ласково»:

Сельдь - __________ Ёрш - __________

Окунь - ___________ Сом - __________

Щука - ____________

6. Д/и «Чьи хвосты?»:

Хвост щуки (чей?) - ___________

Хвост окуня (чей?) - __________

Хвост ерша (чей?) - ___________

Хвост акулы (чей?) - ___________

7. Ответить на вопросы:

  1. Как называется суп из рыбы? (уха)
  2. Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, неводом)
  3. Кто такие мальки? (детки рыб)
  4. Кто такой рыболов? (человек, который ловит рыбу)

8. Подобрать родственные слова к слову «рыба»:

Рыбка, рыбный, ____________________________________________________

9. Обведи рыбку, раскрась водоросли, камни, не забудь вокруг нарисовать голубым карандашом воду.

Эта рыбка-меченосец,

Длинный острый хвостик носит.


Фируза Рамазанова
Игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Предисловие

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр.

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

На основе выше сказанного для выявления уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста нами был осуществлен подбор игр для более успешного его развития.

Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления ребёнка и непосредственно в становлении личности дошкольника . Своевременное формирование грамматической стороны речи является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. При формировании словоизменения ребёнок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения , но прежде чем начать использовать языковую форму , ребёнок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребёнку необходимо усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих , выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи .

Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по определенной грамматической категории или категориям, которые называются словоизменительными для данного класса слов. Например, словоизменение существительных состоит из изменения по падежам и числам : сад-сада-саду и т. д., сады-садов-садам и т. д.

Словоизменение существительного иногда называется также склонением :

В именительном падеже отвечает на вопросы кто? что? (есть) . Пример : Высоко в небе летит самолет. летит (что) самолет (ИП) ;

В родительном падеже отвечает на вопрос кого? чего? (нет, употребляется с предлогами от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме. Пример : Трудно жить без друга. жить без (кого) друга (РП) ;

В дательном падеже отвечает на вопрос кому? чему? (дать, употребляется с предлогами к, по. Пример : К причалу подошло парусное судно. судно подошло к (чему) причалу. (ДП) ;

В винительном падеже отвечает на вопрос кого? что? (вижу, употребляется с предлогами через, про, в, на, за. Пример : Сорвет дятел шишку на ели, принесет её на березу. дятел сорвет (что) шишку. (ВП) ;

В творительном падеже отвечает на вопрос кем? чем? (доволен, употребляется с предлогами над, между, с, за, под. Пример : Шевельнул бородкой гном. гном шевельнул (чем) бородкой. (ТП) ;

В предложном падеже отвечает на вопрос о ком? о чем? (думать, всегда употребляется с предлогами при, о, об, в, на. Пример : И в ельнике грустно, и в поле так пусто. грустно (в чем) в ельнике. (ПП) .

Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены. В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги : в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)

1. Игра «Один –много»

Цель : Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование : картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня…Дом…Цветок…Огурец… Помидор…Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик….

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

2. Игра «Почини сломанные игрушки»

Цель : Закрепление форм именительного и родительного падежа.

Оборудование : картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части : без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.

Ход игры:

Взрослый : Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?

Дети : Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.

3. .Игра «Накорми животное»

Цель : Закрепление форм дательного падежа

Оборудование : картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.

Ход игры:

Взрослый : Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

(Демонстрация двух видов картинок : 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных).

Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

ВАЖНО : обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Зебре – траву. Или : Трава- зебре. И т. д.

4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный» .

Цель : закрепление форм винительного падежа .

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал :

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

5. Игра «Подскажи Незнайке»

Цель : Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование

Ход игры:

Воспитатель : Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать…., строгать… ., сверлить…., резать…., копать…., подметать….,

А когда дом для друзей был построен , Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

6. Игровое упражнение «Забота» .

Цель : научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа .

Оборудование : сюжетные картинки.

Ход игры : детям раздаютсяь картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос : «О ком (чем) заботятся дети?».

7. Игра «Что делают птицы»

Цель : Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.

Оборудование : картинки ласточки и скворцов.

Ход игры:

Воспитатель : Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.

8. Игра «Моркие сокровища»

Цель : развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование : предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель :На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме ; по размеру.

9. Игра в лото «Два и пять»

Цель : закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа.

Оборудование : карточки лото с изображением двух т пяти предметов.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

10. Игра «Займи свой домик»

Цель : закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными

Оборудование : картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.

Ход игры:

Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками.

11. Дидактическая игра «Три рейки» .

Цель : определение рода имени существительного.

Оборудование : предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).

Ход игры:

Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

12. Игровое упражнение «Закончи предложения» .

Цель : формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах : 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь) . – Он (идет) ;

Я стою. – Ты (стоишь) . – Он (стоит) ;

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять) . – Он (идет гулять) ;

Я строю дом . – Ты (строишь дом ) . – Он (строит дом ) ;

Я сплю. – Ты (спишь) . – Он (спит) .

Дидактическая игра "Ягодное варенье" для детей 6-7 лет

Светлана Сергеевна Утюжникова,учитель-логопед МАДОУ,д/с "Буратино",районный центр Кыра,Забайкальский край
Важным показателем готовности к школе является речевое развитие ребёнка.Фонематический слух,грамматический строй речи,большой лексический запас позволяет детям хорошо понимать объяснения учителя-логопеда и грамотно строить свои ответы.Для проверки этой способности предлагаю игровые задания, которые использую в своей логопедической работе.Данный практический, наглядный материал подготовила в программе для составления презентаций.Игровые упражнения могут проводиться в период изучения темы "Ягоды" , дидактическая игра будет полезна педагогам для обследования грамматического строя речи, словарного запаса в работе с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.
Цель: расширение словарного запаса
Задачи:
- формировать навыки образования относительных прилагательных;
- учить согласовывать прилагательные с существительными;
- учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными;
- развивать внимание, память, мышление, речь;
Описание игры
С целью совершенствования грамматического строя речи,следует показать детям картинку весёлого повара и картинки с изображением ягод. Предлагаем детям рассказать,какое варенье,сок,приготовил повар из этих ягод.

Первый вариант игры

Согласование прилагательных с существительными среднего рода
-Сегодня утром повар приготовил варенье.

А какое оно,мы не знаем.
-Давайте попробуем назвать варенье.
-Варенье из клубники?Какое?


-Клубничное варенье


-Варенье из малины?Какое?


-Малиновое варенье


-Варенье из смородины?Какое?


-Смородиновое варенье


-Варенье из голубики?Какое?


-Голубичное варенье


-Варенье из крыжовника?Какое?


-Крыжовенное варенье


-Варенье из ежевики?Какое?


-Ежевичное варенье


Игру можно продолжить,называя другие ягоды.
-Варенье из брусники-брусничное варенье
-Варенье из черники-черничное варенье
-Варенье из земляники-земляничное варенье
-Варенье из черёмухи-черёмуховое варенье
-Варенье из облепихи-облепиховое варенье

Второй вариант игры

Игра "Назови сок" ,чтобы дети поупражнялись в образовании относительных прилагательных.
Будем в повара играть
Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты,
Какой сок сготовишь,назови.
(Дети отвечают полным предложением на вопросы логопеда)

-Сок из клубники?Клубничный сок.
-Сок из малины?Малиновый сок.
-Сок из смородины?Смородиновый сок.
-Сок из клюквы?Клюквенный сок.
-Сок из брусники?Брусничный сок.

Третий вариант игры

Игра "Весёлый счёт" ,чтобы дети поупражнялись в согласовании числительного с существительным и прилагательным,используя наглядный дидактический материал.
-Одна ягода спелой клубники,две ягоды спелой клубники,три ягоды спелой клубники,четыре ягоды спелой клубники,пять ягод спелой клубники


-Одна ягода синей голубики,две ягоды синей голубики,три ягоды синей голубики,четыре ягоды синей голубики,пять ягод синей голубики


-Одна сочная ягода малины,две сочные ягоды малины,три сочные ягоды малины,четыре сочные ягоды малины,пять сочных ягод малины


-Одна тёмная ягода ежевики,две тёмные ягоды ежевики,три тёмные ягоды ежевики,четыре тёмные ягоды ежевики,пять тёмных ягод ежевики


-Одна зелёная ягода крыжовника,две зелёные ягоды крыжовника,три зелёные ягоды крыжовника,четыре зелёные ягоды крыжовника,пять зелёных ягод крыжовника


Таким образом,при использовании данных заданий,дети научились употреблять правильные грамматические формы слов,усвоенный материал обеспечил достижение результата у детей в развитии связной речи.

Слайд 2.

Грамматика — это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребенка, который на практике осваивает грамматические законы родного языка, совершенствуются не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребёнок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят». В результате у ребенка могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.

Слайд 3.

Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, то есть словообразование и словоизменение, а синтаксис — словосочетания и предложения.

Для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребёнку правильное речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения в качестве иностранного). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. Поэтому рассмотрим каждый раздел поподробнее.

Слайд 4.

Словоизменение - это изменение слов по числам, падежам, родам. Примером изменения слов по числам может служить игра «Один-много» (стол- столы, окно-окна).

Овладение дошкольниками изменением слов по падежам происходит на практическом уровне. В процессе словесных игр можно научить этому («Чего нет?», «Кому что?» - коту дам молоко, кролику дам морковку..., «Кто чем работает?» - маляр кистью, повар ножом, «Кто (что) с кем (чем)?» - тигрица с тигрятами, кошка с котятами, чашка с блюдцем, книжка с картинками..., «О чём мечтаешь?» - заяц мечтает о морковке, а ты о чём?, «Исправь ошибку» - мечтаю о телефон)

Игры с предлогами: «Угадай игрушку» - что лежит под столом, за диваном, перед тумбочкой, между столом и шкафом, над кроватью... «Что изменилось?»

Изменение слов по родам (мужской, женский, средний) нужно начинать с понимания рода существительных и прилагательных. игра «Угадай»: про что можно сказать круглый, круглая, круглое (солнце, стол, монета)

Слайд 5.

Словообразование - это образование новых слов

С помощью суффиксов:

Игры «Скажи ласково», «Помоги гному (великану)» кровать-кроватка-кроватища, стол-столик-столище)

«Чья, чей, чьи?» (заячья, лисий, медвежьи)

«Из чего сделано?» (из бумаги - бумажный, из дерева - деревянный, из слив - сливовый, из меха - ...)

С помощью приставок (корабль - плывет, переплывает, уплывает, заплывает...; самолёт - летит, перелетает, подлетает …)

С помощью сложения основ (сложные слова): сам летает - самолёт, сам катит - самокат, пыль сосёт - пылесос, у лисы рыжий хвост, лиса какая? (рыжехвостая), у верблюда два горба - двугорбый, у снегиря красная грудка - красногрудый.

Слайд 6.

Составление предложений доступно ребёнку уже с 2-3 лет. Прежде, чем ребёнок сможет составить предложение, н должен осмыслить о чём он будет говорить, то есть спланировать своё высказывание. А это уже глубокий мыслительный процесс. Поэтому нужно сначала учить понимать связные высказывания, инструкции (сначала простые, затем сложные). Например, покажи тетрадь карандашом, покажи карандаш тетрадью. Петя ударил Васю. Кому больно? Я пошел в кино, после того, как сделал уроки. Что я сделал раньше - пошел в кино, или сделал уроки? Володя сломал карандаш, который ему подарила Маша. Что случилось раньше Володя сломал карандаш, или ему его подарили?

При составление предложения по картинке, надо назвать всё, что изображено на ней, а затем предложить придумать предложение, помогая вопросом: скажи про... .

Чтобы предложения были более развёрнутыми, более информативными, надо учить распространять предложения, добавляя слова. (примеры из Новоторцевой «Логопедическая грамматика»)

Полезно исправлять предложения, добавляя или изменяя слова, предлоги.

Составление предложений из слов, данных в разбивку, формирует у детей умение правильно строить предложения, сохраняя смысл.

Слайд 7.

Согласование слов в предложении - одна из проблем у детей. Нарушение согласования называют аграмматизмами. Основную трудность составляют согласование прилагательных и числительных с существительными.

Всегда и везде мы можем «просчитывать» предметы. По дороге в детский сад посчитайте с ребенком машины, деревья, столбы, птичек… (одно дерево - два дерева… - пять деревьев). Поднимаясь по ступенькам, считайте ступеньки (одна ступенька - две ступеньки… - пять ступенек). Когда стоите на остановке, посчитайте этажи соседнего дома или сами дома. Собираясь завтракать, обедать, пить чай в воскресный день, посчитайте ложки, вилки, тарелки, чашки, конфеты, сушки, которые есть на столе. Когда играете с ребенком, попросите посчитать кубики, кукол, книги, карандаши… все то, что можно посчитать. Когда вы на даче собираете урожай, считайте яблоки, груши, сливы, которые лежат в корзинке и так далее. Так будет отрабатываться согласование существительных с числительными. Главное, чтобы окончания были правильными.

Просите подбирать к предметам признаки: дом - высокий, новый, деревянный, современный, одноэтажный и др. Обращайте внимание на окончания прилагательных, при возникновении трудностей, помогайте ребёнку вопросом: какая тыква - большая, какой огурец - большой, какое солнце - большое, выделяйте окончания.

На практическом уровне происходит овладение спряжением глаголов. Например, я собираю помидоры на огороде, ты собираешь..., он собирает..., мы собираем..., Вы собираете..., они собирают... . Аналогично в прошедшем и будущем времени.

Слайд 8.

У детей часто возникают аграмматизмы, то есть нарушения правил грамматики. Привести примеры из диагностики.

Причины аграмматизмов могут быть следующими:

1. Речь детей никто не исправляет.

2. Недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.

3. Недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха - дети «недослышат» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.

4. Наличие периода словотворчества (возрастные аграмматизмы сохраняются до 5-6 лет).

Слайд 9.

Грамматика у дошкольника развивается успешно, если соблюдаются следующие условия:

Создание благоприятной языковой среды: давать образцы правильной речи, культура речи взрослых;

Чтение художественной литературы;

Развивать у детей понимание речи, упражняя их в выполнении словесной инструкции, в ответах на вопросы; беседах по содержанию прочитанного;

Развитие грамматических умений в процессе игровых заданий и речевого общения;

Поощрение детского словотворчества;

Исправление грамматических ошибок.

Слайд 10.

Исправлять грамматические ошибки нужно правильно:

1. Исправлять ошибки надо обязательно! Дети будут привыкать осознавать языковые нормы.

2. Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка который говорит, так и у тех детей, которые его слышат

3. Не повторять за ребенком неправильную форму, а сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить.

(Методика исправления грамматических ошибок (О.И. Соловьева, Л.М. Бородич)

Слайд 11.

Итак, сформулируем правила для смелых и упорных родителей.

Если ребёнок испытывает затруднения в грамматических заданиях, то выполняйте эти задания не иногда, не часто, а очень часто. Через какое-то время он будет легко выполнять их.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

Если что не получилось или получилось с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!