Что не характерно для трудовой деятельности дошкольников. Трудовая деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте

наталия дудкина
Своеобразие труда детей дошкольного возраста

Основой воспитания в педагогической системе по мнению А. С. Макаренко и других педагогов является труд . Многие считают что труд это то чем заняты руки ребенка, однако это не совсем так.

Труд это то , что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Взаимосвязь игры с трудом можно увидеть в следующих формах : труд взрослых отражается в игре детей ; в игре отражаются элементы трудовой деятельности трудовая деятельность ; в процессе .

Трудовые действия которые дети отражают в своих играх пронизаны положительным отношением (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т. п.). младшие дошкольники при этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как будто ведут машину, как будто готовят обед) . У детей постарше в игре нередко возникает необходимость потрудиться : вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу дочку или выстирать ее испачканное платье. В это мы видим элементы сюжетно-ролевой игры. Она с вою очередь способствует тому что действия детей были реальными .

В старшем дошкольном возрасте можно увидеть иную связь игры с трудом . Используя трудовые действия , дети изготавливают необходимые атрибуты (книжки, карточки) . Для того чтобы в полной мере отобразить сюжет игры дети могут прибегать к строительным играм, в которых необходимы особенные трудовые умения . Очень часто труд и игра перемешиваются. Трудовая деятельность детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Так труд в младшем дошкольном возрасте отличается тем , что детям этого возраста интересен сам процесс труда .

. Например : ребенок, полив растения начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать на второй. При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей , она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя, у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий, доводить дело до полученного результата.

Наличие мотива общественной пользы труда свойственно особенностям труда детей старшего дошкольного возраста .

Они охотнее принимают участие в труде , даже не имеющей особой привлекательности, если понимают его значение для других. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Человек становиться душевно богатым именно в процессе труда , труда творческого .

Физическое развитие человека также происходит в ходе труда . Труд дает благополучие , приносит достаток, радость.

Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге. Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду , формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии. В своих трудах " В. А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем : когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников; дает радость дружбы и товарищества; развивает пытливость и любознательность; рождает волнующую радость преодоление трудностей ; открывает все новую и новую красоту в окружающем мир; пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно , если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом.

Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе . Для того чтобы у человека было чувство собственного достоинства для того чтобы развиваться- человеку нужен труд . Так в своем труде писал Сухомлинский В. А.

Результаты полученные в ходе труда – материальный продукт - составляет человеческое достояние, служит источником нравственности и счастья. Для человека труд основа жизни и культуры.

Поэтому, по мнению А. С. Макаренко, в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

Н. К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда , замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Труд ребенка отличается от труда взрослых . На эти отличия в свое время казала Н . К. Крупская. наиболее существенное отличие заключается в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых результатов. В давние времена, когда детство было короче и ребенок рано включался в деятельность взрослых, его труд имел общественную значимость однако современный ребенок особенно ребенок дошкольного возраста не может включаться в современное производств и следовательно не может создавать материальные ценности.

Труд носит воспитывающий характер, так на него сегодня смотрят взрослые :с помощью труда формируется волевая сфера ребенка, уверенность в себе, самостоятельность, эмансипация от взрослого и др.

Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении,в познавании своих возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины) .Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу , дети часто переключаются на игру- играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т . д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру , но даже и старшие дошкольники , пока не овладели трудовыми действиями или инструментами, тоже прежде играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию при организации труда . Дети с удовольствием трудятся , когда знают, что результат их труда , их поделки, пригодятся им в последующей игре. При этом воспитателю следует помнить, что игра и труд – это разные деятельности ребенка и каждая деятельность решает свои задачи : в игре дети в воображаемом плане отражают окружающий их мир, в игре все может быть «понарошку» .

Труд - реальная деятельность,в ней ребенок приобретает умения и навыки, которые пригодятся ему в его настоящей жизни. Но близость к игре создает ту эмоциональную атмосферу, которая становится для ребенка стимулом к овладению трудовыми умениями .

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения . Но эта не профессиональные навыки (как к примеру, у токаря или слесаря,а навыки, помогающие ему приобретать независимость от взрослого,самостоятельность.

Труд дошкольников не имеет и не должен иметь постоянного материального вознаграждения. Современные родители,считая, что каждый труд должен быть оплачен , предлагают ребенку за то, что он уберет свои игрушки на место, конфеты, мороженое или другое иное вознаграждение. Почему это делать нельзя? Потому, что,во-первых, ребенок пока еще учится трудиться и его труд оценивается взрослым с позиции усилий, которые ребенок прилагает, желание трудиться не только для себя , но и для того, чтобы доставить радость другим. Для ребенка в этот период самое важное и ценное- это положительная оценка взрослого, словесное выражение одобрения действий ребенка, его умений. Похвала стимулирует к приложению усилий, к совершенствованию умений. И, во-вторых, в жизни человека часто возникают ситуации, когда один человек оказывает другому бескорыстную помощь (особенно по отношению к близким людям) и,оказывая бескорыстную помощь человек проявляет сугубо человеческие гуманные чувства : активно сопереживает стремится доставить радость своими действиями. Так, к примеру, относятся родители к своим детям. Почему же дети не должны так же поступать по отношению к родителям,друзьям и к самому себе. За что платят родители детям, когда они, дети, получили хорошую отметку в школе? За то, что ребенок чему то научился? И это он сделал для родителей, не для себя?

Труд -это не только средство получения денег, не только средство обогащения. Это прежде всего удовлетворения потребностей (витальных, социальных) и способ существования среди других людей. И наконец, в-третьих, ребенка в труде увлекает сам процесс труда , он получает удовольствие от достижений,от приобретений новых умений, у него повышается самооценка, рождается уверенность в своих силах. Это глубинное воздействие на формирующуюся личность не может и не должно измеряться материальным вознаграждением, более значимым вознаграждением является моральный результат. Если же с самых ранних лет приучить ребенка к системе «я плачу -ты делаешь» ,то очень скоро у ребенка складывается алгоритм «я делаю -если ты платишь» . Следовательно если у тебя, нечем заплатить, то я делать не буду. К чему могут привести такие отношения между людьми?

Особенностью детского труда является и то ,что его можно назвать трудовой деятельностью лишь условно,несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности,они пока еще находятся в стадии развития,предпосылок трудовой деятельности и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Названные развития труда ребенка и взрослого необходимо помнить и понимать для того, чтобы,не лишая ребенка возможности трудиться ,грамотно осуществлять трудовое воспитание .

Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде , указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда . В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей , особенности детского труда , его своеобразие , связь с игрой.

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.

Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена . Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие , начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка , позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

Взаимосвязь игры с трудом можно увидеть в следующих формах : труд взрослых отражается в игре детей ; в игре отражаются элементы трудовой деятельности ; ради будущей игры осуществляется трудовая деятельность ; в процессе труда включаются трудовые действия .

Тема 1.1 Урок 6.

Виды труда дошкольников.

Рассмотрите виды трудовой деятельности дошкольников. Какой из видов трудовой деятельности наиболее любим детьми? Почему? Можно ли исключить остальные виды деятельности из программы работы с дошкольниками? Аргументируйте свой ответ.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда :

Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

Хозяйственно-бытовой труд – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.).

Так, начиная с раннего возраста , у детей формируют навыки труда, направленные на удовлетворение личных потребностей, они связаны с процессами одевания, раздевания, приема пищи и с соблюдением элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамеечках листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы вместе со взрослыми поливают цветы, кормят живых обитателей.

Обучая детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От взрослого требуется огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу. Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста сводится к выполнению простейших поручений, но этот труд следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат початки коллективного труда. Необходимо, чтобы труд был посильным для детей. Однако уже в этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

Уход за животными и растениями родители должны выполнять в присутствии детей, поясняя свои действия и побуждая у детей желание помогать ему. Важно формировать у детей желание заботиться о животных и растительном мире.

В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контроле за действиями детей. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.

Хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей, основной формой являются различные поручения. Дети выполняют не только отдельные трудовые действия (вытираю кубик), но учатся выполнять целые трудовые процессы (намочить тряпочку, протереть кубики, выполоскать тряпочку, высушить, убрать на место).

В природе дети участвуют в посильном труде по уходу за живыми обитателями, ответственно относятся к трудовым поручениям на дачном участке.

Во время занятий ручным трудом дети осваивают простейшие навыки изготовления поделок из бумаги и природного материала.

У детей старшего дошкольного возраста особое внимание надо обращать на то, чтобы трудовыми навыками ребенок пользовался осознанно (понимал необходимость чистить зубы, пользоваться носовым платком, полоскать рот после еды и пр.). Дети уже самостоятельно одеваются, раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своем шкафчике и комнате в целом. Детей приучают бережно относиться к своим вещам, чистить и просушивать одежду и обувь. В детях воспитывают чуткость, доброту, отзывчивость, умение приходить на помощь младшим и старшим членам семьи.

Со старшей группы расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей. Особое внимание уделяется формированию навыков организации коллективной семейной трудовой деятельности. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для ее проведения, быть аккуратными во время работы, не мешать работать другим членам семьи, помогать им, не бросать дело, не закончив его, не стесняться просить помощи. Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру.

Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У него складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к его труду, а если и хвалит его, то проявляет лицемерие.

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, Л. И. Захаревич и др.). Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от: возрастных и психофизиологических возможностей детей; уровня трудового опыта детей; конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность; содержания труда.

ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

Содержание: поручения детям младших групп косят преимущественно индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т.д.; в средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.; в старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада,)

ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру; дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно: дежурства по столовой (2-ая мл. группа), дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа). Дежурства по уголку природы (старшая группа). Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику).

Условия: I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. 2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание. 3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, 4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Способы объединения детей в труде:

труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников; впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

совместный труд, его особенностями являются:

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигиенические правила.

Задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

в младших группах учат детей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотенцем, садиться за стол только с чистыми руками;

дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей;

в старшем дошкольном возрасте большое значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включают в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

Методы: показ каждого трудового действия и его последовательности подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, самооценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий: как нужно держать колготки, чтобы их было удобно надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи, поддержки, подсказки. При обучении самообслуживанию воспитатель использует рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД - поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных процессов. Этот труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особенное значение приобретает в средней.

Хозяйственно-бытовой труд у детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирка мелких предметов и т.п. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца (похвала, положительная оценка).

Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций.

К старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Следовательно, необходимо усложнять содержание хозяйственно-бытового труда за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта.

ТРУД В ПРИРОДЕ благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами. У старших дошкольников обязанности значительно шире.

Труд в природе имеет свои особенности: результатом труда может быть материальный продукт (выращенные ребёнком овощи и т.д.); отсроченный результат (посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов); живые объекты (бережное отношение, особая осторожность, ответственность); развитие познавательных интересов (экспериментируют, познания неживую природу, наблюдают за ростом и развитием живых объектов и т.д.)

РУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. В младших группах уделяются отдельные элементы ручного и художественного труда, при этом участие взрослого обязательно.

Умственный труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, и наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения («додумался»). Умственный труд должен и может сопровождать любой другой вид детского труда.

Введение

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

1. Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отно­шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, нахо­дить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они мо­гут иметь место и у детей 4-5 лет.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную дея­тельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже уме­ют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и же­лания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необ­ходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педа­гогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной зада­чей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь де­лать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обду­мать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, ра­ботали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

2.Формы организации труда детей.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд . Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

3. Руководство трудом детей.

Большое значение для формирования у детей представлений о достойном труде и воспитания положительного отношения к труду имеют методы руководства ими то, насколько систематически он организован.

Обычно взрослому довольно легко удается вызвать у детей 5-7 лет желание трудиться. Это объясняется стремлением старших дошкольников к активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью.

Вместе с тем у детей этого возраста наблюдается несоответствие между желанием трудиться и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное по сравнению со взрослым физическое развитие, неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля, неразвитость силы воли -все это приводит к тому, что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными делать это и выключаются из процесса труда раньше времени. В результате труд их часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости, удовлетворения. А человек, который не испытывает радости успеха в труде, никогда не полюбит труд и будет стремиться избавиться от него.

При организации труда детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, своевременное переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей.

Не менее важен характер самого труда, его особенности. Так, поделки игрушек из бумаги, приготовление печенья, сбор овощей и ягод -труд разнообразный и эпизодичный. В нем много новизны и эмоциональности. Труд по самообслуживанию и хозяйственно-бытовой, напротив, однообразный, повторяющийся изо дня в день. Эти виды труда требуют от ребят большего терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что дети гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по самообслуживанию в детском саду и дома. Наводя порядок в своем игровом хозяйстве дома, убирая за собой кровать, приводя в надлежащий вид обувь, одежду, вытирая пыль с мебели и пр., они должны понимать необходимость этого труда.

Задача педагогов, родителей - воспитывать у них положительно-эмоциональное отношение к любому виду труда и для этого создать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычки к труду, трудолюбие.

В связи с этим большое значение имеет формирование у детей одновременно трудовых умений и навыков, мотивов трудовой деятельности и правильного отношения к окружающим людям. Последние два момента наиболее значимы при воспитании у детей желания трудиться. Во-первых, потому, что ребенок, овладев навыками, может выполнить работу лишь из-за боязни наказания, под влиянием требований взрослого или: из желания удовлетворить свой сиюминутный интерес; воспитательная ценность такого труда чрезвычайно низка. И во-вторых, отношение детей к труду зависит от моральных побуждений, которыми они руководствуются.

На первый план здесь вступают не только трудовые умения и навыки, сколько отношение к человеку, который дает поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, ради которого он трудится. Таким образом мотивы морального и общественного характера - труд на пользу окружающих людей, заботливое отношение к близким и незнакомым, взрослым и сверстникам - очень важны для воспитания у детей положительно-эмоционального отношения к труду. Следовательно, дети, прежде всего должны уяснить цель трудовой деятельности.

Е.А.Климов считает, что развитие человека в дошкольном и школьном возрастах как потенциального субъекта труда существенно зависит от системы межличностных отношений, в которую он включен и за которые ответственно прежде всего взрослое поколение.

Многие педагоги и психологи неоднократно отмечали, что детский труд должен иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых - раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию у них чувства долга.

Как же следует организовать подобную работу?

Перед ее началом надо объяснить детям необходимость предложенного дела, показать потребность окружающих (дворника, няни, воспитателя) в их труде. Четко поставленная общественно значимая цель -например помочь взрослым привести в порядок участок - активизирует деятельность ребят, определяет из отношение к труду. Главным: для них станет не просто оказаться первыми и получить флажок, а хорошо добросовестно выполнить свою работу.

Неправильно думать, что детям 5-7 лет преждевременно говорить о высоких целях труда. Напротив, в старшем дошкольном возрасте, когда ребята воспринимают все непосредственно, когда они начинают осознавать общественную значимость труда российских людей, такие разговоры необходимы, но они должны быть доступными, понятными, сопровождаться наглядными примерами. Осознание детьми высоких, общественно значимых целей труда, эмоциональное увлечение ими является важнейшим стимулом к активному включению дошкольников в разные виды труда.

Взрослые органически должны связывать стремление детей к труду с непосредственной организацией трудовой деятельности, помогать им осознать взаимосвязь общественно ценного труда с трудом по самообслуживанию, необходимость овладения трудовыми навыками, а также помогать овладеть навыками ручного и хозяйственно-бытового труда.

В процессе трудового воспитания важно вовремя перейти от обучения трудовым навыкам к использованию приобретенных умений и навыков в повседневной жизни. Как писал В. А. Сухомлинский, приобретаемые детьми трудовые навыки нельзя считать конечной целью трудового воспитания. Они - необходимое условие достижения детьми общественно значимых трудовых целей, воспитания у детей желания трудиться.

4. Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник вос­принимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвер­диться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уро­вень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, - это на­учно организованная система воспитывающей детской жизни. Орга­низация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для фор­мирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нрав­ственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации лично­сти, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует про­явление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи.

Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.

Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считающие хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук,

постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до

6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его и выре­зает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть­ми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в

формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых

ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным за­дачам.

Важное значение имеет формирование у детей начал кол­лективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра­щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об­щим результатам труда и т. п. Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей.

5. Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых (конспект занятия).

Задачи

Обучающие:

1.Расширять знания детей о труде повара детского сада: повар заботится о здоровье детей, готовит им вкусные блюда, труд повара нелёгкий, но необходимый.

2.Закрепить знания о предметах посуды, кухонного оборудования, группировать их по назначению. Находить различия и сходства между предметами домашней утвари и детского сада.

3. Дать новые понятия о картофелечистке, электромясорубке (их внешние признаки и функции).

4.Закрепить умение детей ориентироваться по территории детского сада с помощью плана-карты, опознавательных знаков.

5.Способствовать развитию фразовой речи, умению грамотно строить предложения. Активизировать словарь детей: блюдо, картофель, металлическая, фарш, картофелечистка, электромясорубка.

Развивающие:

Способствовать развитию абстрактного мышления, зрительной ориентации, умению логически рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать чувство уважения к труду взрослых: повара. Знать его по имени отчеству, вызвать желание поблагодарить его: своими поделками, хорошим аппетитом. Воспитывать умение общаться со взрослыми. Закрепить правила культуры поведения.

Методы и приёмы:

Письмо с приглашением, опорные карточки, план-карта, опознавательные знаки, фото повара, вопросы.

Ход занятия

Восп. : Дети, нам пришло письмо, а от кого, сейчас узнаем.

(В конверте фотография повара, карточки-опоры, приглашение, план-карта).

Восп .: (показывает фотографию).

Вы узнаёте, кто это?

Дети : Наш повар, Нина Викторовна!

Восп. : Нина Викторовна прислала нам письмо (читает).

Текст: Дорогие дети! Приглашаю вас к нам в гости. Там ждёт вас много интересного. А чтобы вы быстрее и правильно нашли нас, посылаем план-карту.

Повар Нина Викторовна.

(воспитатель вынимает план-карту)

Восп .: Дети, в конверте Нина Викторовна ещё что-то прислала.

Посмотрим, что это? (маленькие помощники). (нож-нужен, чтобы резать лук...)

(показывает карточки с предметами)

Восп .: Эти маленькие помощники помогают Нине Викторовне готовить разные блюда . Назовите, какие блюда готовит нам Нина Викторовна?

Первое блюдо

Дети : суп… щи… борщ…

Второе блюдо

Дети : картофель – пюре с курицей… макароны с котлетой…

Третье блюдо

Дети : чай… компот…

Восп .: Теперь давайте посмотрим план – карту. Какая она необычная… (рассматривают план - карту коридора).

Восп. : Но прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним правила: идти спокойно, не бежать, не шуметь, т.к. в детском саду есть другие дети и взрослые и мы им можем мешать, по лестнице держаться за перила и т.д.

(Дети идут по плану-карте к кухне, обращая внимание на символы на дверях).

Дети пришли на кухню, стучатся.

Восп .: Можно войти? Здравствуйте!

Н.В.: Здравствуйте, дети!

Восп .: Дети, вы узнали? Это наш повар, Нина Викторовна – хозяйка кухни! Посмотрите, дети, какая большая кухня в детском саду, как здесь просторно, светло, чисто.

Восп .: Сколько здесь разного оборудования! А что стоит в самом центре. Это плита. Похожа она на плиту у вас дома? Почему она такая большая? Как вы думаете?

(Потому что нужно приготовить много еды, для всех детей

детского сада).

Н.В .: Дети, я пригласила вас на кухню посмотреть, как мы для вас готовим завтрак, обед, полдник. А помогают мне в этом мои помощники: Эмма Ильинична, Валентина Михайловна, Елена Викторовна.

Н.В .: Сегодня у нас на обед...

Дети, в чём готовят суп? (В кастрюле)

Восп .: Посмотрите, на плите стоит кастрюля. Какая она? (большая, металлическая). Почему? (Нужно приготовить много еды, поэтому она большая, металлическую посуду можно ставить на горячую плиту).

Н.В .: А на второе будут котлеты. Вы видели, как мама готовит котлеты? (Да). Что она делает сначала? (Прокручивает мясо в мясорубке). Годится нам такая мясорубка, как у вас дома? (Нет). Почему? (Она маленькая и мясо придётся прокручивать долго).

Н.В .: Да, поэтому у нас на кухне стоит такая большая мясорубка. Здесь не надо крутить ручку, мясорубка электрическая. Сейчас мы её включим, и вы посмотрите, как она быстро прокрутит мясо.

Восп .: Нина Викторовна, а мы знаем правила пользования электроприборами:

Детям нельзя включать электроприборы самим;

Нельзя тянуть за шнур, выключая электроприборы, держаться нужно только за вилку;

Нельзя включать электроприборы сырыми руками;

Нельзя оставлять электроприборы без присмотра.

Н.В .: Молодцы! Знаете правила. (Включить мясорубку).

Ну, вот теперь из этого прокрученного мяса (фарша) будем делать котлеты. Гарниром к котлетам сегодня будет картофельное пюре, и нам нужно будет начистить очень много картофеля. Если мы будем чистить его руками, то это будет очень долго и тяжело. Для этого у нас есть картофелечистка.

Восп. : Дети, повторите, как называется машина, которая сама чистит картофель.

(Повар показывает, как работает картофелечистка).

Н.В .: Её нужно подключить к электрическому току, заведётся мотор и картофелечистка заработает. (Рассмотреть очищенный картофель).

Н.В .: Ну, а на третье будет компот. Видите, на плите стоит большая кастрюля? В ней варится компот. А чтобы он был сладкий, что в него нужно положить? (Сахар).

Н.В .: Пока вы будете гулять, мы пожарим котлеты, сварив картофель и суп, и к обеду всё будет готово.

Восп .: Дети, сегодня вы познакомились с работой наших поваров. Как вы думаете, трудно работать поваром? (Да, работа трудная интересная, но очень нужная). Дети, а кто хотел бы из вас стать поваром?

Восп .: Дети, давайте поблагодарим Нину Викторовну, Эмму Ильиничну, Елену Викторовну за их тяжёлый труд, скажем им спасибо!

Мы хотим спеть для Вас нашу любимую песню - «Манная каша». Стася и Анюта прочитают для Вас стихотворение. А ещё мы приготовили для Вас подарки! (Дети дарят подарки)

Н.В .: Спасибо, дети за подарки. Ну, а самой большой радостью и благодарностью для нас будут ваши чистые тарелки. Это доставит нам большое удовольствие!

До свидания, дети!


Заключение

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.

Литература

1. Воспитание в труде. /Под ред. Буре Р. с. - М. , 1987. - 158 с.

2. Kpyлеxт М.В. Проблема целостного развития ребенка - дошкольника как субъекта трудовой деятельности: Учебное пособие к спецкурсу. - СПб.: Акцидент, 1995.

3. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

4. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. 96с.

ПЛАН

1. Понятие о труде как деятельности, его структура.

2. Виды профессий.

3. Предпосылки возникновения трудовой деятельности в раннем возрасте.

4. Психологические особенности трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте:

а) специфика труда детей дошкольного возраста;

б) компоненты труда дошкольников;

в) освоение новых видов и форм труда;

г) ознакомление с трудом взрослых и формирование интереса к нему;

д) влияние трудовой деятельности на психическое развитие ребёнка.

5. Бытовая деятельность дошкольника.

Понятие о труде как деятельности, его структура.

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создания материальных и духовных ценностей .

Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило бы своё существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность - специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание.

Благодаря труду человек построил:

Современное общество;

Создал предметы материальной и духовной культуры;

Преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития;

С трудом связано создание и совершенствование орудий труда, которые в свою очередь являются фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Трудовая деятельность является по своей природе общественной:

1. Производимый человек продукт может быть направлен не только для удовлетворения личных потребностей, но, главным образом, для нужд общества в целом.

2. По характеру - ни один человек не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца, а получает от общества в обмен на свой труд.

Действияв трудовой деятельности определяются не биологическими потребностями, а поставленной производственной целью и отношениями человека к другим людям в процессе осуществления этой цели. Решающей чертой труда является изготовление и применение орудий, т.е. использование воздействий одних вещей на другие.

Коллективная деятельность выделяет в вещах их объективные свойства. Она заставляет обмениваться информацией с другими людьми и закреплять эту информацию в особых коммуникативных действиях - речи. Она учит направлять свои действия идеальным целям и определять их общественным опытом. Трудовая деятельность является условием развития и формирования личности.

Виды профессий. Хороший компас в мире профессий предлагает психолог Е.А. Климов. В книге «Путь в профессию» он выделяет пять основных типов профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира.


1. Человек - природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы. Например, биолог, географ, геолог, математик, физик, химик, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством (полевод, животновод, пчеловод, лесовод, агроном, ветеринар и т.д.) и др. профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

2. Человек - техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием (профессия инженера, оператора, машиниста, слесари, швеи, шофёры и т.п., т.е. все технические профессии).

3. Человек - человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, их обслуживание и общение (политик, религия, педагогика , психология , медицина, право и т.п.).

4. Человек - знаковая система . В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем (имеют дело с условными знаками, кодами, формулами, языками и пр.). Связаны с обсчётом, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Например, лингвистика, языки математического программирования , способы географического представления результатов наблюдений и т.п.

5. Человек - художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда. Например, литература, музыка, театр, изобразительное искусство, т.е. творческие специальности (маляры, копировальщики рисунков, художники-оформители, живописцы и т.д.).

Предпосылки возникновения трудовой деятельности в раннем возрасте.

Источником трудовой деятельности преддошкольника являются: потребность выполнять совместно со взрослыми общую деятельность, действовать как взрослый (мыть посуду, стирать платочки). Однако, смыслтрудовых действий, их назначение ещё не всегда понятны ребёнку. Качество труда зачастую остаётся очень низким. Главное - ребёнок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудолюбия и уважение к любому труду взрослого.

Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности ребёнка и связаны с развитием самосознания, личности.

1. Овладение предметной деятельностью, первыми орудийными действиями .

Первые трудовые умения формируются благодаря возникновения устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Орудийность - главная характеристика труда. Ребёнка привлекает процесс использования орудия и, как правило, он не выделяет результата своих усилий. Часто не доводит начатое дело до конца. Установка на качество результата у него отсутствует. Цель оперирования с орудия труда скрыта в самих действиях: не подмести пол, а мести его;не вымыть посуду, а мыть её.

2. Отделение себя от своих действий и действий от предмета .

Во второй половине 3-го года жизни начинает складываться новообразование - «гордость за свои достижения». Теперь ребёнок выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Отделение действий от предмета и себя от своих действий (в связи с употреблением собственного имени) позволяет ребёнку уяснить способы употребления орудий и конечный результат своих действий.

3. Возникновение стремления к самостоятельности, первых направленных действий .

Действия с орудиями труда помогают ребёнку реализовать себя и проявить всё возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого появляется возможность сориентировать малыша на получение качественного результата и помочь ему понять общественную значимость труда: подмел пол, помог маме, поэтому она рада. Именно ориентация собственных действий и их результата на другого человека - предпосылка становления общественных мотивов труда.

4. Проявление произвольности в поведении .

Представление ребёнка о конечном результате (конец раннего детства) начинает руководить действием, планировать и контролировать его. В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое действие и его результат («Подмёл, помыл»). К концу 3- го года жизни с помощью речи ребенок начинает предварять своё действие («Буду подметать. Буду мыть.»).

5. Развитие зрительно - двигательной координации .

Наряду с результативными действиями (преобразование предметов) появляются предпосылки продуктивных действий (создание чего-то нового). Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде, например когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятельно получить новый продукт ребёнок ещё не может.

Психологические особенности трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте.

Трудовая деятельность формируется в процессе всех видов деятельности: игровой, продуктивной, учебной. В игровой деятельности ребенок воспроизводит труд взрослых, отношения в труде; приобретает представления о необходимости труда, об его общественной значимости, коллективном характере труда. В продуктивных видах деятельности учится ставить цели, затрачивает усилия для получения результата. Учебная деятельность способствует пониманию общественной значимости труда, учит планировать деятельность, достигать результата, дети знакомятся с трудом взрослых.

Детский труд значительно отличается от труда взрослых. Взрослый труд - получение объективно значимого продукта, осязаемого, детский труд имеет большое значение для психического развития самого ребёнка. Своеобразие трудовой деятельности дошкольника проявляется в том, что он связан с игрой, не имеет общественно-значимого результата, служит средством для развития личности.

Взаимосвязь труда детей с игрой заключается в общем источнике - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности; происходит освоение сферы социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. Различия проявляются в следующем: в игре ребенок действует в воображаемом плане, не возможность получения конкретного результата. Труд же предполагает получения осязаемого продукта, ребенок может устанавливать более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослого, чем в игре.

Чем младше ребёнок, тем быстрее их труд превращается в игру (особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте). Это происходит чаще всего, когда поручение непосильно для ребёнка, ребёнок не понимает, что от него требуют, не знает, как нужно выполнять, взрослый не контролирует деятельность ребёнка. Старшие дошкольники (6 лет) уже осознают различия: в игре выделяют игрушки или предметы-заместители; выполняя роли, понимают, что эта деятельность для удовольствия; в трудовой же деятельности уже могут выделять орудия труда, выполняют ряд трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы было чисто, порядок надо навести»), осознают полезную направленность труда, считают, что это важная работа.

На протяжении всего дошкольного возраста связь игры и труда сохраняется , т.к. необходимо изготовить атрибуты для игровых действий (например, вертушки); продукты детского труда помогают создать воображаемую ситуацию (например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру). Благодаря игре дети постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений, через игру улучшается качество работы, стремление довести её до конца, формируется положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам (например, уборка снега с веранды).

Таким образом, преемственность между трудом и игрой заключается в том, что ребёнок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых, происходит первый эмоциональный этап профессионального самоопределения, т.е. знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, появляются первые профессиональные предпочтения , намечаются профессиональные интересы.

По данным исследований (А.Н. Белоус) старшие дошкольники знают от 4 до 15 профессий; выбор профессии обусловлен половыми различиями: мальчики - вождение различных видов транспорта, сельхозмашин, строительство (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности; девочки - профессии воспитателя, учителя, медсестра, врач, парикмахер, музыкальный работник, продавец.

Сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда многих профессий; описывают процесс труда; выделяют качества, необходимые людям разных специальностей («капитан должен быть смелым и мужественным»); постигает смысл профессиональной деятельности; понимает необходимость каждой профессии (С. Михалков «А что у вас?» - «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»); складывается уважительное отношение к труду взрослых.

Таким образом, знание о труде взрослых выступает как центральное звено представлений о социальной действительности.

Основными направлениями развития трудовой деятельности дошкольника являются: усложнение компонентов трудовой деятельности, освоение новых видов и форм труда.

Компоненты труда дошкольников.

На протяжении дошкольного возраста идёт совершенствование следующих компонентов трудовой деятельности дошкольника: целеполагания; планирования; мотивов труда; трудовых навыков и умений; социально-психологической готовности к совместной трудовой деятельности; самоконтроля и самооценки результатов труда; основ культуры труда.

Целеполагание . В младшем дошкольном возрасте цели определяются удовлетворением собственных потребностей. В 2-4 года действия подчиняются цели, если эта цель ребёнком чувственно воспринимается, а задание понятно. В 3-4 года дети отказываются убирать игрушки, т.к. хорошо не понимают, что от них требуется. Поэтому в работе с малышами необходимо пояснение: сначала конкретно: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке»; затем более обобщённо: «Наведи порядок в игрушечном уголке». Старшие дошкольники принимают и ставят цель на основе сформированных представлений; действуют по словесной инструкции взрослых, которая предполагает выполнение сложных действий на протяжении длительного времени; цели становятся более устойчивыми; опираются на оценку ребёнком своих реальных возможностей и умений.

Планирование с вязано с выделением условий, средств и способов достижения цели.Это позволяет значительно повысить качество работы. Старшие дошкольники планируют как свою (собственную), так и совместную трудовую деятельность: определяют план работы; находят общее мнение по поводу способов достижения цели. Значение коллективного планирования заключается в возникновении стремления к самоконтролю; дети самостоятельно совершенствуют приёмов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана; повышается чувство ответственности. В итоге - высокое качество полученного результата трудовой деятельности.

Мотивы труда . В младшем дошкольном возрасте преобладают интересребёнка к самому процессу или его оборудованию, а также игровыемотивы. Мотивыпоощрения и порицания проявляются на протяжении всего дошкольного возраста. Чаще всего они появляются, если ребенок не понимает смысла труда, в результате не формируется потребность трудиться («Чтобы мама не ругала»; «Чтобы мама похвалила»; «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают»), а также при выполнении требований взрослых («Тружусь, потому что мама сказала»). Эти две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер и свидетельствуют об ошибках в трудовом воспитаниидетей.

Особое значение в формировании трудовой деятельности имеют общественные мотивы труда, которые появляются достаточно рано. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте дети еще не осознают их, но руководствуются ими, то старший дошкольник видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»).

На протяжении дошкольного возраста идёт усложнение трудовых навыков и умений: становятся более точными, быстрыми, координированными; трудовые задания обычно выполняет долго, не всегда качественно, т.к. ограниченность возможностей ребёнка, особенно его психического развития (ломается веник, бьётся посуда). Поэтому нужно давать посильные задания, научить правильно обращаться с орудиями и предметами труда.

Критериями оценки трудовой деятельности являются достижение результата и его качество. От качества зависит отношение к другим людям и их труду. Следовательно, качество станет основным критерием в оценке действий своих и сверстников (чисто вымыл стульчики, значит, хорошо потрудился).

Самоконтроль и самооценка результатов труда зависит от успешности достижения цели. В 3-4 года ребенок не замечает ошибок в своей работе, считает её хорошей, независимо от достигнутого результата, однако критически относится к труду сверстников. В 5-7 лет дети стараются правильно оценить свою работу; замечают не все ошибки, а только грубые; их интересует качество труда; обращаются к взрослым о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Освоение новых видов и форм труда.

Выделяют следующие виды труда дошкольников :

1. Труд по самообслуживанию (зарождается уже в раннем возрасте). Сначала направлен на себя (причесался, вымыл руки), затем - на другого, что является предпосылкой для становления бытового труда.

2. Бытовой труд . Объектом преобразования являются предметы, включённые в бытовой процесс (посуда, одежда, обувь). Важную роль играют внешние атрибуты: фартук, пылесос, веник, щётка и т.д. (привлекают очень ребёнка). Результатбудет интересен, если взрослый формирует потребность поддерживать порядок, труд организован эстетически привлекательно, постоянно указывать на возможность и значимость такого труда для других людей формировать общественные мотивы.

Основными направлениями бытового труда являются: организация собственной бытовой деятельности (почистить одежду, чтобы она не портилась; приятно, когда выглядишь аккуратно; расставил красиво столовые приборы - приятно обедать), а также на облегчение труда другого человека (помог маме постирать бельё, чтобы она меньше устала).

3. Труд в природе . Объектами здесь будут являться растения и животные (слабее самого ребёнка, поэтому их благополучие зависит от ребёнка в определённой мере: забыл полить цветок - засох; не поил щенка - страдает от жажды). Таким образом, у ребёнка формируется ответственностьза тех, кто беззащитнее ребёнка (ребёнок ощущает себя большим, взрослым, сильным, испытывает яркие положительные эмоции, ощущает причастность к природе).

4. Ручной труд - требует сложных действий (умение пользоваться иглой, мотком и пр.). Осваивает данный вид труда ребенок примерно с 5 лет. Своеобразие - труд приобретает собственный продуктивный характер. Ребенок создает замысел, воплощает его и получает новый продукт (вышивка, поделка). Основными мотивами ручного труда в дошкольном возрасте могут быть следующие: игровые (атрибуты для игры), общественные (порадовать малышей, сделать приятное маме), эстетические (создать что-то красивое, украсить свой быт). В результате складывается позиция созидателя.

Таким образом, в освоении разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции: возрастает самостоятельность ребенка в пределах сформированных у него умений и постепенно ребенок включается в совместную со взрослыми жизнь, выполняет вместе с ними обычные повседневные обязанности.

Формы организации детей зависят не столько от возраста, сколько от уровня развития трудовых умений детей и содержания трудовых заданий.

Выделяют следующие формы организации трудовой деятельности дошкольника :

1. Совместный со взрослыми труд (наиболее распространен в раннем и младшем дошкольном возрасте). Взрослый учит трудовым умениям, контролирует процесс труда, показывает последовательность действий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь с полученным результатом.

2. Поручение. Взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выделяет конечный результат, способы достижения цели. Ребенок может выполнить поручение, если трудовые действия ему хорошо знакомы.

3. Обязанность возникает тогда, если ребенок понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержаниеопределяет взрослый, затем ребенок сам выбирает условия, средства и пути достижения результата, организует и контролирует процесс труда. Это возможно лишь в постоянно повторяющихся трудовых процессах и в привычных условиях.

4. Труд по собственной инициативе - как проявление наиболее высокого уровня самостоятельности. Ребенок не только сам организует труд, но замечает, когда необходимо потрудиться.

Совместный труд со сверстниками.

Этапы становления:

1. Общее место или предмет труда (дети моют стульчики). Это еще не совместная деятельность, т.к. одни дети активно действуют, а другие им активно подражают.

2. Сообщение друг другу о своих намерениях, мотивах, целях.

Дети оценивают свою работу, но не ее результаты. Готовый результат обсуждается только с точки зрения количества или принадлежности исполнителя («Это я вымыл»).

3. Руководствование правилами организации совместного труда (только в 5-6 лет):

Уточняется общая цель;

Раскрывается ее содержание;

Определяют участников;

Договариваются о плане действий;

Распределение обязанностей;

Помощь сверстников в процессе достижения цели;

Уступают часть материала в интересах дела;

Стремление к качественному результату, осознавая его ценность и важность как общего труда.

Высокий уровень организации совместного труда достигается, если он регулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется организатор , с которым все считаются (обращаются с вопросами, подчиняются требованиям:

Распределяет материал;

Дает оценку результатам труда;

Указывает на ошибки и небрежность в работе;

Служит посредником между детьми и взрослыми, когда требуется вмешательство педагога.

Организатор должен обладать такими личностными качествами как инициативность, обладание коммуникативными и организаторскими навыками, знание технической и мотивационных стороны трудовой деятельности.

Выбор партнеров проходит на основе симпатий. Учитывается:

Наличие трудовых умений и навыков;

Качественное и аккуратное выполнение трудовых действий;

Положительная оценка свойств личности как самими детьми, так и взрослым.

Дошкольный возраст - период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому необходимо приучать детей к труду.

Задача для взрослых - организовать труд так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Необходимо:

1. Поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых.

2. Предоставлять возможность проявить свою самостоятельность.

3. Научить техническим умениям и навыкам.

4. Дать понятие общественной значимости труда, важность для других людей.

5. Помочь усвоить правила, которые помогут ребенку организовать собственную работу.

Следовательно, при правильной организации трудовой деятельности у старших дошкольников складываются:

Привычка к регулярному труду;

Потребность трудиться по собственному желанию;

Проявляется инициатива и творчество;

Положительные эмоции;

Понимание общественной значимости результатов труда;

Помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека.

Особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:

1. Складываются общественные мотивы труда.

2. Расширяются и усложняются трудовые умения и навыки.

3. Формируется целеполагание, планирование и самоконтроль.

4. Расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнить формы трудовой деятельности.

5. Складывается совместный со сверстниками труду.

6. Появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие.

7. Формируется представление о труде взрослых.