Конспект занятия по проведению продуктивных видов деятельности. Продуктивная деятельность дошкольников

Желание творить - возникает у детей самостоятельно
и отличается чрезвычайной искренностью.
Мы, взрослые, должны помочь ребенку
развить способности, которые
помогут ему стать личностью.

В связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) к дошкольному образованию важным и значимым стало переосмысление нами, педагогами-практиками, содержания и форм работы с дошкольниками.
Развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания и взята мною за основу моей деятельности. Решить ее возможно в дошкольном возрасте через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», в интеграции с другими образовательными областями, т.к. различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, которая проводится как (НОД) непосредственно образовательная деятельность по САНПин 2 раза в месяц, а этого недостаточно для развития творческих способностей. Поэтому возникла необходимость создать такую систему занятий продуктивной деятельностью, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно - творческие способности.
Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка.
Работа начиналась с диагностики и наряду с полученными результатами, выявили качественную характеристику уровней выполнения задания и выделили уровни:
низкий уровень : не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
средний уровень : проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.
высокий уровень : испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Проанализировав данные, пришла к выводу : для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию совместной продуктивной деятельности по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с различными материалами.
Исходя из вывода, была поставлена цель.
Цель: создание педагогических условий для развития творческих способностей в совместной продуктивной деятельности детей и взрослых (аппликации).
Исходя из этой цели, мною выдвинуты следующие задачи:
Образовательные задачи:

  • знакомство с различной фактурой бумаги, тканей, ниток и обучение детей экспериментировать с ними;
  • умение передавать особенности форм и строения предметов, использования и сочетания цветовых оттенков;
  • формирование и закрепление технических умений и навыков;
Развивающие задачи:
  • развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, обзорное мышление, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
  • воспитание интереса к продуктивной деятельности;
  • воспитание духовно-нравственных качеств, чувство коллективизма и эстетического вкуса;
  • воспитание самостоятельности и инициативы, а также желание творить и радоваться полученному результату.
В основу работы легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
  1. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  2. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
  3. Принцип дифференциации, учета индивидуальности Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности. В своём исследовании я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности.

Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания стали основой моей педагогической работы.
Для успешного развития творческих способностей необходимы условия :
Комплексное и системное использование методов и приемов. Это наглядные - показ педагога, пример, помощь, наблюдение, рассматривание; словесные - объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок; практические - самостоятельное и совместное выполнение работы)
Мотивация задания - существенное условие творческой активности ребенка, что включает в себя использование на занятиях презентаций, алгоритмов последовательности выполнения работы.
Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Здесь можно сказать о том порой небрежном отношении к продуктам детской деятельности, когда детские работы убираются подальше, выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Мы должны практически использовать продукты их деятельности (оформление детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, на занятиях продуктов детского творчества, подарки родным и близким и т. д.)
Материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей.
Весь образовательный процесс по развитию творческих способностей в продуктивной деятельности (аппликации) состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, делится на три этапа:
1 этап (подготовительный) - знакомство со свойствами материалов;
На первом этапе дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань, пряжа, листья и т.д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.
2 этап (основной) - обучение приемам изготовления, изготовление поделок;
На втором этапе дети знакомятся с цветовым оформлением , что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на ребенка, увлекая его красочностью, яркостью. Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание.
На этом же этапе дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание и т.д.), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т.д.) Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У детей совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой и сюжетом.
Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления.
Перечислим способы аппликации, которые могут применять на занятии дети:

  • Аппликация из вырезанных частей предмета (составляется предмет из деталей и наклеивается на бумагу) («Человечки», «Скворечник», «Собака лохматая»)
  • Аппликация из вырезанных силуэтов предметов (составляется композиция из одного или нескольких предметов и наклеивается на лист бумаги) («Машины», «Кошка игривая»)
  • Декоративная аппликация из вырезанных полос и геометрических фигур («Скатерть», «Дом»)
  • Обрывная аппликация (маленькие круги, треугольники, круги, квадраты или маленькие обрывные кусочки цветной бумаги наклеиваются внутри контура) («Цыпленок», «Бабочка»)
  • Обрывание по контуру (цветная бумага обрывается по намеченному контуру для передачи фактуры предмета) («Ваза с цветами», «Белые березы»)
  • Скатывание салфеток (бумага рвется на маленькие кусочки, каждый кусочек мнется и скатывается в комочек) («Сирень», «Белый медведь»)
  • Накладная аппликация (одинаковые по форме, но разные по размеру детали наклеиваются друг на друга, начиная от самой большой и заканчивая самой маленькой) («Фиалки», «Астры»)
  • Аппликация из ваты (вата выкладывается тонким слоем на бархатную бумагу или приклеивается) («Баран», «Снежный лес»)
  • Аппликация из пряжи, ниток (нитки выкладываются на бархатную бумагу или приклеиваются) («Маленькие человечки», «Дерево», «Гусеница» и т.д.)
  • Аппликация из засушенных листьев (листья раскладываются и составляются в задуманный предмет, наклеиваются на картон) («Грибы в лесу», «Бабочка» и т.д.)
  • Фреска (клей равномерно наноситься на поверхность и засыпается крупой, песком и т.д.) («Снегопад», «Морское царство»)
  • Коллаж (сочетание в работе разнообразных материалов) («Дары осени», «Зимний пейзаж»)
  • Симметричная аппликация (вырезание объектов, имеющих симметричное строение - складывание бумаги пополам, держим за сгиб и вырезаем лишь половину изображения) («Бабочка», «Ваза», «Мамочка» и т.д.)
  • Ленточная аппликация позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или соединенных между собой) («Хоровод», «Гирлянда»)
  • Силуэтная аппликация (доступна детям, хорошо владеющими ножницами, могут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру) («Рыбка золотая»)

3 этап (заключительный) - рефлексия, оценка своих работ
Для развития творческих способностей у детей были использованы разные формы работы :

  • НОД (индивидуальные и коллективные)
  • Участие в конкурсах
  • Тематические выставки

Очень важно, чтобы предъявляемые взрослыми творческие задания были приняты ребенком. Поэтому все эти условия необходимо создавать не только в ДОУ, но и в семье.
Для помощи родителям и педагогам в развитии творчества у детей тоже были использованы разные формы работы:

  • Оформлены папки - передвижки
  • Проведены консультации
  • Родительские собрания по темам
  • Показаны мастер - классы
  • Оформлены выставки работ детей и взрослых
  • Предложены презентации по темам
  • Организованы конкурсы поделок, рисунков и аппликаций

Оценив результат работы , направленной на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по продуктивной деятельности-аппликации, можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

  • Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
  • Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом и со сверстниками.
  • Дошкольники старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции.
  • Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.
  • Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Результаты диагностики развития творческих способностей детей (по методике Т.Г.Казаковой) свидетельствуют о положительной динамике: 2014 год -высокий уровень- 4 детей (23.5 %); средний уровень - 9 детей (53 %); низкий уровень - 4 детей(23.5 %); 2015 год - высокий уровень - 8 детей (47%); средний уровень - 9 детей (53%); низкий уровень- 0%.
Таким образом, развивая творческие способности ребёнка в совместной продуктивной деятельности-аппликации, мы способствуем успешной самореализации ребёнка при последующем переходе в школу и в будущей взрослой жизни.
Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида № 2125
Конспект занятия по методике
продуктивной деятельности (аппликация) в старшей группе ОНР
на тему « Одежда»
Выполнила:
Воспитатель Чопурова Гюльчин Илгар кызы
Москва 2013
Программные задачи:
Образовательные: Продолжать учить украшать одежду дополнительными деталями. Способствовать созданию дизайна одежды разной по размеру, форме, цвету, использовать полученные знания и умения в создании художественного образа, используя приемы аппликации.
Технические: Продолжать учить детей аккуратно пользоваться клеем, выполнять предварительно набросок раскладывая детали.
Развивающие: Развивать мелкую моторику руки, художественное творчество.
Воспитательные: Воспитывать эстетический вкус.
Материал: демонстрационный и раздаточный (куклы в платьях, выкройки платьев из картона разного цвета, клей, узоры (цветы, дельфин, заяц) тряпочки, клеенки)
Развивающая среда: презентация на тему «Одежда»
Ход занятия:
Вводная часть.
Звенит колокольчик. Под звон колокольчика предлагаю детям собираться в круг. Ребята, посмотрите, нам принесли письмо (внутри письма выкройки платье). Скажите мне, догадались ли вы, откуда это письмо? (нет). Это письмо пришло из «Дома Модельеров».
Основная часть:
А вы знаете, кто там работает? (модельер). Кто такой модельер? (специалист по изготовлению моделей одежды, дизайнер одежды, создатель образцов). Молодцы!
Сейчас я достану письмо из конверта и прочитаю, что же там написано: «Уважаемые дети, из детского сада № 2125. Мы знаем, что у вас скоро, в мае, ожидается выпускной бал. Все вы хотите быть красивыми и нарядными. Но у нас, в это время года, всегда очень много работы, и мы не успеваем придумать и разработать всем костюмы. Поэтому, мы предлагаем вам придумать новую коллекцию костюмов к выпускному балу, а мы по вашим разработанным моделям сошьем вам наряды. Вам необходимо отправиться в дизайн-студию и взять выкройки платьев. Вам необходимо украсить свой наряд».
Ребята, сейчас мы с вами отправимся в магазин, где находятся работы дизайнеров. Я с детьми отправляюсь в магазин. На витринах куклы в разных платьях. Вот мы и в магазине. Взгляните на витрину. Витрина – это такое место в магазине, куда выставляют самые красивые и модные товары, чтобы их было хорошо видно. Обратите внимание, чем же отличаются платья друг от друга? (узором, фасоном, отделками и материал, из которого они сшиты).
Ребята, посмотрите, здесь представлена небольшая коллекция тканей. Это ситец. Что из него можно сшить? (рубашку, кофту, юбку) Правильно! Это шерсть. Что шьют из шерсти? (платья, костюмы). Это драп- эта ткань для пальто. А это шелк и органза – эти ткани используют для нарядной одежды.
Ребята, теперь нам надо отправиться в студию и подобрать узоры для праздничной одежды. Дети идут обычным шагом. Вот мы и пришли в Дизайн-студию. Но двери закрыты. Смотрите, на полу перед дверьми лежит конверт. И на нем написано: «Хочешь открыть дверь, отгадай загадки» Отгадаем загадки? (Да)
1. Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной. (Игла с ниткой).
2. В комнате у бабушки-
Верная лошадка.
Сколько б ни пахала
А на пашне-гладко.
Как бы не спешила,
А стоит как башня.
Но зато под нею
Быстро едет пашня. (Швейная машинка)
3. Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину я тяну. (Иголка)
4.У меня они все разные:
Ситцевые и атласные,
И для дома, и для сада,
Для театра, и парада,
Для зимы есть и для лета
Так во что же я одета?...(платье)
С загадками справились, вот и двери открылись. Ребята, посмотрите вокруг, на столах лежат выкройки платье. Эти выкройки оставили нам дизайнеры. Подойти к столам и возьмите ту выкройку платьев, которую вы будете украшать. Каждый ребенок подходит к столам и берет выкройку (выкройки разного цвета). Ребята, а в чем отличие каждой выкройки? (правильно они разные по фасону и цвету).
Ребята, сели за столы. Итак, вы теперь все модельеры-дизайнеры. Вы не забыли, что вас просили сделать? (украсить наряд). У вас на столе разные детали, которые вы можете использовать при украшении своего платья (кружочки, квадратики, сердечки, воротнички, оборки). Ребята, сначала узор надо разложить, чтобы убедиться, что получилось красиво, а потом только наклеивать. В ходе занятия оказываю детям помощь советом, подсказом. После того как дети закончили, предлагаю детям поиграть.
Ребята, пока наши работы подсыхают, мы с вами поиграем. Я назову четыре слова, из этих четырех слов вам надо выбрать лишнее и объяснить, почему это слово ты выбрал.
Кофта, рубашка, свитер, брюки.
Плащ, пальто, куртка, сарафан.
Сарафан, шорты, шуба, футболка.
Платье, сапоги, туфли, тапочки.
Шуба, валенки, шарф, туфли.
Ботинки, колготки, сапоги, валенки.
Молодцы! Ребята, а теперь возьмите свои наряды и встаньте на ковер. Я собираю детей, и прошу их встать в линию. Сейчас мы с вами будет показывать ваши модели и рассказывать из какого материала ваши платья и чем украшено. Дети показывают свои работы под музыку. Ребята, вы молодцы! У вас получились прекрасные наряды. А теперь все наши модели мы отправим в «Дизайн студию».


Приложенные файлы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУКТИВНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА «СКАЗОЧНЫЕ ДОМИКИ»

ЦЕЛЬ:
*Учить детей сооружать постройку из настольного конструктора в соответствии с размерами игрушки.
*Закреплять умение отбирать нужные для постройки детали, устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга
*Формировать умение употреблять слова, обозначающие пространственные отношения: справа – слева, впереди – сзади, ближе – дальше.
*Воспитывать стремление выполнять постройку красиво, развивать интерес к их качеству, память, творческую инициативу и самостоятельность у детей.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:
На каждого ребенка на столе набор деталей для основной постройки, набор деталей для украшения и обыгрывания.

СОДЕРЖАНИЕ:
-Ребята, вы любите сказки? Сейчас с вами вспомним, где жили герои русских народных сказок? /Избушка, теремок, домик, рукавичка/.
Показ иллюстраций сказочных домиков.
-Посмотрите на мой домик, в нем живет Машенька. Что можно о нем сказать? /Красивый, одноэтажный, разноцветный, есть окно и дверь/. – Из каких деталей сделан домик? /Стены из панелей, крыша из деталей треугольной формы/. Но в сказочной стране много жителей и все они желают жить в своих домиках. Поэтому я вам предлагаю построить домики для наших сказочных игрушек. Согласны? С чего начнем строить? /Пол, стены, крыша/. Из каких деталей будем строить стены? Покажите, из каких деталей будет крыша у вашего домика? Чтобы постройка ваша была прочной, панели надо вставлять в пазы аккуратно, не торопясь. Вокруг домика можно сделать полянку, вашим игрушкам приятно будет жить и играть.
А сейчас подготовим наши пальчики: «Тук – тук молотком, зайка строит новый дом. Крыша такая, вот какая; окна большие, вот какие. Зайка строит целый день, зайке строить дом не лень. Позовет он в дом гостей, будет зайке веселей!»
В ходе самостоятельной работы детей, воспитатель следит за развитием конструктивного замысла, уточнять расположение окон и дверей, цвет деталей, размер домика.

ИТОГ: отметить, что все постройки красивые, прочные, аккуратные. Что вы можете рассказать о своем домике, кто у вас в нем живет?
*** Зайку выгнала лиса, ну и что, ерунда! Вместо лубяной избушки – смастерили дом резной. Двухэтажный он, большой. Позовет к себе гостей, будет зайке веселей!
***И мой домик так хорош, мимо не пройдешь! Рядом клумба – там цветы, моей лисичке для души!
***Как здорово с лошадкой в домике играть, Причешу я шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик, И верхом поеду в гости!
***Меж деревьев теремок, он не заперт на замок. Заходи, кому охота и живи тут без забот!

После занятия ребята обыгрывали свои постройки, используя игрушки.

Анна Рудык
Конспект проведения продуктивной деятельности в старшей группе. Рисование сюжетное

Тема : «Бабочки»

Программное содержание :

1. Продолжать учить работать над композицией сюжетного рисунка – равномерно располагать предметы по всему листу относительно друг друга с учетом их величины – (бабочки, летающие в разных направлениях) .

2. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности , закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.

3. Обращать внимание на передачу в изображении не только основных свойств предметов (форма, величина, цвет, но и характерных деталей, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположения относительно друг друга.

4. Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

5. Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

6. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.

Оборудование :

Дети : альбомные листы, акварель, простые карандаши, восковые мелки, трафареты бабочек, кисточки, баночки с водой

Педагог : мольберт, трафарет бабочки, простой карандаш

Ход работы

Я : Дети, попробуйте отгадать загадку :

Дотронуться хотела я руками

До самого красивого цветка.

А он, взмахнув своими лепестками,

Вспорхнул и улетел под облака!

Д : Бабочка

Я : Молодцы! Какие умные ребята! Сегодня мы будем рисовать красивых бабочек . Вспомните, каких вы видели бабочек. Чем и как питаются бабочки?

Д : питаются нектаром цветов с помощью своего хоботка

Я : а в какое время года мы можем их увидеть?

Д : летом

Я : А кто знает, каким цветом бабочки?

Д : разноцветные

Я : сколько крылышек у них?

Я : а еще у нее есть длинное туловище и голова, а сколько же лапок?

Я : на голове у нее есть пара усиков.

Я : у меня есть трафареты бабочек разной формы, вот я возьму один трафарет и обведу его карандашом на своем листе. А теперь вы возьмите понравившийся вам трафарет и так же обведите его карандашом. Затем нужно нарисовать вторую бабочку . А после мы будем раскрашивать их восковыми мелками, а чтобы они были у нас не на пустом листе, мы будем красить по всему листу голубой краской, так как бабочки у нас будут летать в небе. Будем вспоминать лето! Давайте приступим! Постараемся нарисовать очень красивых бабочек.

Дети рисуют. Я контролирую их, помогаю, даю советы, указания, хвалю, индивидуально подхожу к тем детям, у которых возникли трудности, слежу за дисциплиной

Я : какие красивые и разноцветные у вас получились бабочки! Посмотрите на своих бабочек и давайте вспомним, что есть у нее. Пара крылышек, туловище, голова, 6 лапок, и пара усиков. Проверьте , всё ли вы нарисовали своим бабочкам ? Ничего не забыли? А теперь уносим сушить рисунки, выливаем за собой водичку, убираем на место краски, не забудьте промыть кисточки и убрать их в коробку.

А теперь все подойдите ко мне. Давайте посмотрим, какие получились бабочки у всех. Очень красивые бабочки!

Публикации по теме:

Тема: Рисование мыльной пеной. «Раскрась планету». Цель: Познакомить детей с новой технологией изобразительного творчества.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Цель: Изготовление символа года - ОБЕЗЬЯНКИ. Задачи: 1. Учить выполнять.

«Священное озеро-Байкал» Цель: Продолжать знакомить детей с приёмом лепки- цветовой растяжкой (вода). Учить определять границы растяжки.

Конспект совместной продуктивной деятельности педагога и детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию Тема: «Роспись петуха".

Цель: пробуждать воображение и желание включаться в творческую деятельность; развивать эстетический вкус, эмоциональное восприятие окружающего;.

Задачи: научить передавать сюжет доступными графическими средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами: выделение.

Конспект занятия по конструированию

«Мой дом»

(из нетрадиционного материала)

Цель: учить делать выкройку и последовательно выполнять оклеивание коробок цветной бумагой, дополнять поделку аппликативным изображением окон, создавать коллективную постройку, воспитывать любовь к семье, дому, родному городу, развивать воображение.

Материалы и оборудование: коробочки, клейкая пленка, трафареты прямоугольной формы для вырезывания окон, фотографии города, макеты деревьев, машинки, макеты уличных знаков.

Словарь : боковые грани, трафарет.

Предварительная работа: рассматривание тематического альбома «Наш город», целевые прогулки и экскурсии по улицам Димитровграда.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Дети, на прошлом занятии вы сделали замечательный домик для Гнома. Он передает привет и слова благодарности, потому что дом для него очень важен, так же как для любого человека. Дом - это место, где вместе живут близкие люди, где тебя всегда ждут, где тебе всегда рады.

Показывает фотографии с видами города.

Воспитатель: Посмотрите - это наш город, может быть, кто-нибудь узнает свой дом? (ответы детей). Вам нравится наш город? Вы хотите, чтобы он был еще лучше? Что для этого можно сделать? (ответы детей). Димитровград был бы еще красивее, если дома были разноцветными. Давайте пофантазируем и сделаем дома в нашем городе разных цветов. Конечно, каждый будет делать свой дом.

На столах лежат различные материалы. Догадайтесь, из чего вы будем делать дома. Правильно, из коробочек. Их нужно обклеить разноцветной пленкой. Вы уже выполняли это задание, обклеивая коробочку для поделки автобуса. Давайте вспомним, что для этого нужно сделать.

Клейкую пленку кладем цветной стороной к крышке стола. Коробочку кладем сначала одной гранью от края листа, и обводим карандашом, затем поворачиваем на другую грань от уже очерченной линии и опять обводим, затем третий и четвертый раз. Вырезаем выкройку по очерченным линиям. После этого обводим боковые грани и вырезаем. Затем нужно снять прикрывающую клейкий слой бумагу и аккуратно наклеить на коробочку, если останется лишняя бумага ее нужно загнуть. После этого наклеиваем боковые грани. В доме обязательно должны быть окна. Для того, чтобы у вас получились одинаковые окна их нужно обвести по трафарету, вырезать и ровно наклеить.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и приступить к работе. По ходу выполнения задания педагог дает советы и указания. После окончания работы воспитатель предлагает детям принести поделки на один стол. Дети расставляют дома по форме улиц, дополняют улицу игрушечными деревьями, машинками - создают макет города.

Воспитатель: Вот какой Димитровград стал красивый. Ровные улицы, разноцветные дома. Сережа, покажи свой дом, а где твои окна?

Дети показывают свои дома, рассказывают о них. Воспитатель предлагает внести макет города в игровой уголок и поиграть в свободное время.

Конспект занятия

«Оформление книжек по мотивам сказок Э.Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов на основе произведения Л.Н. Толстого «Три медведя»; учить отличать выразительные средства, используемые художниками иллюстраторами для передачи характера образов, замечать различие в творческой манере каждого художника,

2. Учить детей использовать знакомые приемы рисования для передачи в рисунках выразительных, образов.

3. Вызвать интерес детей к оформительской работе.

Предварительная работа: знакомство с произведениями художников - иллюстраторов, чтение сказок Э.Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка», «Трое из Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Про Веру и Анфису», выкладывание на фланелеграфе эпизодов сказок в свободное время, драматизация сказок, иллюстрирование сказки Э.Успенского «Чебурашка - Лыжник» (презентация)

Материалы к занятию: Книги, сказка «Три медведя» с иллюстрациями Ю.Васнецова, иллюстрации к сказке «Три медведя» художников-иллюстраторов Тони Вульф, Марина Малкус, В.Белоусов, В.Лосин, компьютерная графика, мелки восковые, карандаши цветные, листы бумаги и обложки для изготовления книжек, сказка Э.Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка».

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуете ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку книг,в нашу игровую библиотеку.

Сегодня в нашей библиотеке открывается выставка посвященная творчеству художников- иллюстраторов. Посмотрите сколько здесь книг. У каждой книги есть обложка. Открываем книгу и видим титульный лист, на титульном листе указаны имя автора книги и имя художника иллюстратора.

В: Дети видимо кто - то стучит в дверь, откроем?

Дети: Да.

В: Да! Это же наш друг, Чебурашка.

Чебурашка: Ой, туда ли я попал?

Воспитатель: А куда тебе, Чебурашка, нужно?

Ч: Мне нужно в библиотеку.

В: Ты и попал в библиотеку. Сегодня в нашей игровой библиотеке организована выставка посвященная художникам- иллюстраторам.

Ч: А кто это такие художники-иллюстраторы?

В: Ребята, давайте расскажем Чебурашке, кого называют художниками - иллюстраторами.

Д: Это художники, которые делают книги красочными, то есть их рисуют

Ч: А каких художников - иллюстраторов вы знаете?

Д: Рачев, Васнецов. Лебедев, Чарушин, Коровин, Сутеев.

В: Чебурашка, а что тебе нужно в библиотеке?

Ч: Я хотел вернуть прочитанные книги.

В: Ребята давайте посмотрим какие книги читал Чебурашка (воспитатель берет у него книги, поочередно выставляет их на стенд).

В: Какая прекрасная книга и называется она …Как ребята?

Д: «Три медведя»

В: А кто написал эту книгу?

Д: Лев Толстой

В: А кто нарисовал иллюстрации к этой книге?

Д: Ю.Васнецов

В: Почему вы думаете, что книгу иллюстрировал Ю.Васнецов?

Д: Рисунки украшены точками, волнистыми линиями, колечками

В: Да, ребята, вы правильно ответили. А ведь одну и ту же книгу могут иллюстрировать разные художники. Вот например, посмотрите, как эту же сказку оформили и другие художники (показать иллюстрации к сказке художников: Тони Вульф, Марина Малкус, В.Белоусов, В.Лосин, компьютерная графика.

В: Вам понравились иллюстрации?

Д: Да

Ч: Вот,здорово! Значит и вы ребята можете стать художниками и писателями. Я буду очень рад, если вы сделаете мне подарок своими руками.

В: А давайте ребята сделаем для нашего друга книжку с нашими иллюстрациями и пригласим Чебурашку на выставку.

(Да. Мы согласны)

В: А с тобой, Чебурашка мы прощаемся.

Ч: Спасибо, ребята, мне пора домой, меня давно ждет Крокодил Гена. До свиданья.

В: Ребята, вначале, давайте создадим свое издательство. А как же мы его назовем?

Д: Ромашка

В: Отлично. Издательство «Ромашка». Теперь нам пора покинуть библиотеку и отправиться в наше издательство. Но по пути мы немного поиграем:

Физкультминутка:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

В: Отдохнули. Теперь приступим к работе. Давайте сделаем Чебурашке сюрприз. Помните мы с вами читали сказки Э.Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка».

В: Кто может их назвать?

Д: «Грибы для Чебурашки», «Летающий Гена», «Проказы Шапокляк», «Чебурашка-лыжник»

В: А к одной из них даже делали иллюстрации вместе со мной.

К какой сказке, кто вспомнит?

Д: «Чебурашка - лыжник»

В: Вот и давайте сделаем иллюстрации к остальным сказкам. Я думаю, наш друг будет очень рад.

В: Приступаем к работе

(дети сидят за столами по 4 человека. У каждого стола задание: сделать иллюстрации к одной из сказок, предварительно заготовить книжки - малышки и обложки)

В: Что бы ваша книга получилась интересной нужно решить какие сказки мы будем иллюстрировать, и кто какой, эпизод будет иллюстрировать, (обговаривается сказка, герои сказки, их характер, т.к. объем работы очень большой). Еще раз обдумайте, какими вы изобразите героев, размер картинки и расположение ее на листе бумаги и тогда начинайте рисовать.

Дети рисуют под музыку. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь при затруднениях в использовании художественных средств; напоминает по необходимости, показывает на своем листе способы изображения; дает общие указания по расположению на листе - сначала главных героев потом окружение. Обращает внимание на осанку и ориентир на время. На протяжении работы детей напоминать, что они художники-иллюстраторы.

Всеобщее поощрение творчества детей. Когда работа закончена склеить листочки книжки и обложку. И организовать выставку (см. презентация).

Литература:

  1. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение» .-М.1995 г.

Конспект занятия по рисованию "Наши добрые сказки"

Программное содержание :

Учить изображать один из эпизодов сказки, продумывать и передавать расположение основных персонажей, их характерные особенности, показать место и время действия.

Закреплять знания о свойствах цвета (теплый, холодный).

Учить использовать цвет как средство передачи настроения.

Продолжать учить узнавать и отображать в работе эмоциональные состояния.

Закреплять умение пользоваться акварелью.

Воспитывать эмоционально-эстетические чувства.

Ход занятия:

1. Воспитатель:

Вот волшебный сундучок,

В нем серебряный клубок.

Кто клубочек тот возьмет,

Прямо в сказку попадет!

2. Воспитатель предлагает детям попасть в страну сказок. Там выросли два цветка. Какой из них цветок добра, а какой - цветок зла? Красный - цветок добра, потому что красный - теплый цвет. Синий - цветок зла, потому что синий цвет - холодный.

3. Воспитатель предлагает детям рассмотреть героев сказок и поселить их к нужному цветку (Красная Шапочка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Айболит, Буратино).

4. Воспитатель предлагает проделать такое же упражнение с моделями эмоций, объяснить, почему данная модель соответствует какому-либо цветку.

5. Воспитатель предлагает детям нарисовать добрые сказки для малышей. Какие краски можно использовать для рисования таких сказок? (теплые тона) В процессе работы воспитатель подходит индивидуально к каждому ребенку.

6. Итог занятия.

Конспект занятия по рельефной лепке

«Вылепи своё имя»

Задачи : Закрепить представление детей о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и лепить (моделировать) разными способами; предложить передать конфигурацию знакомых букв пластическими средствами (по замыслу); ориентироваться на поиск разных вариантов оформления.

Предварительная работа . Знакомство с азбукой. Рассматривание букв разной конфигурации, в разной стилистике.

Материалы, инструменты, оборудование . Пластилин, стеки, карточки для прикрепления лепных букв. Карточки азбуки или буквы из кассы букв и слогов для выбора детьми.

Воспитатель читает детям рассказ Г.Лагздынь «Про девочку Олю и про алфавит»

Затем воспитатель предлагает детям слепить своё имя. Дети выбирают разные буквы алфавита (например из кассы букв и слогов или на записках, заранее подготовленных воспитателем) и карточки одного размера, но разного цвета для прикрепления букв.

Дети лепят своё имя, выбирая стиль лепки по своему усмотрению.

В конце занятия дети переносят свои карточки на свободный стол.

Дети выбирают наиболее понравившиеся им работы, объясняя свой выбор.

Конспект занятия

Рисование по замыслу «Мы едем,едем, едем в далёкие края…»

(оформление коллективного альбома)

Задачи: Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о поездках и путешествиях. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты и пейзажи (по выбору) как вид за окном во время путешествия. Развивать творческое воображение, способности к композиции.

Предварительная работа. Беседа о поездках и путешествиях. Подготовка альбома с семейными фотографиями. Оформление обложки для коллективного альбома «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»

Предварительная работа.

Воспитатель читает детям стихотворение В.Набокова «Как часто, как часто я в поезде скором»

Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Мы едем, едем, едем…»; краски, цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя обложка и основа для будущего альбома «Страна, где мы живём».

Перед занятием дети рассматривают альбом с семейными и групповыми фотографиями о разных поездках и путешествиях.

Вначале занятия воспитатель читает детям стихотворение Г.Р.Лагздынь «Мы едем в далёкие края»:

Колёса весело стучат:

Везут, везут, везут ребят:

«Тук-тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук».

Куда, куда, куда везут?

Где ветры вольные поют,

Где бесконечная тайга,

Где комары и где снега,

Где реки, горы на пути,

Где без дороги не пройти!

Туда, туда, туда, туда,

Где строят люди города,

Туда, куда уходит вдаль

Теперь стальная магистраль.

А куда вы ездили? С кем? На чём? Что делали в дороге? Где были? Что видели? Какие интересные случаи произошли? (Высказывания детей) .

Давайте мы с вами нарисуем, как мы путешествовали или просто ездили куда - нибудь на трамвае, автобусе, машине, велосипеде и что видели по дороге. Каждый нарисует свою картину. А потом из этих картинок мы вместе составим альбом «Мы едем, едем, едем…» и напишем в нём свои рассказы - вы будете рассказывать, а я запишу.

Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сделает по-своему, не договорившись друг с другом о величине и размещении листов-страничек.

Дети выбирают материал для рисования по своему желанию - цветные карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо (на ушко. Чтобы у каждого ребёнка возник свой замысел и не для подражания) спрашивает, кто из детей какой сюжет или пейзаж выбрал для своего рисунка.

Дети рисуют по замыслу. Воспитатель уточняет представления детей о том, что в сюжете образы так или иначе связаны между собой: по смыслу, по размещению в пространстве, по пропорциям, по динамике и т.д. Воспитатель в это время завершает оформление обложки(пишет название «Мы едем, едем, едем…») и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает помочь - нарисовать дорогу, солнышко, деревья, цветы, бабочки и пр.

Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки.

После занятия.

Оформление альбома «Мы едем, едем, едем…» и составление рассказов о загородных прогулках и путешествиях. Рассматривание семейных фотографий. Беседа о праве ребёнка на отдых.

Конспект занятия по аппликации

«Птица Счастья»

Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.

Задачи:

Учить детей соотносить реальные и сказочные образы.

На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.

Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам.

Развивать зрительный контроль действия рук.

Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Материал и оборудование:

Выставка работ на тему «Сказочные птицы» выполненные разными способами. Аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса» и т. п. Цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна», П. П. Ершова «Конек-Горбунок» и др. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением птиц. Занятие по лепке на тему «Сказочная птица», рисование птиц.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята. Сегодня занятие по аппликации начинается необычно. Я приглашаю вас на сказочную поляну, где собрались самые разные птицы, изготовленные взрослыми и детьми разными способами. Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на поляне? Назовите их. А тех птиц, которых не назвали, где можно встретить? (ответы детей). Конечно в сказке. Поэтому их и называют - сказочные птицы.

Чем отличаются сказочные птицы от обычных?

А что у них общего?

Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему? (ответы детей).

На нашей поляне много птиц, настоящих и сказочных, но нет одной - Птицы Счастья. Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите. (ответы детей).

Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья».

(Дети проходят и садятся за столы).

Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.). Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста - его мы сделаем потом.

Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания).

Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо - это шея. Шея переходит в голову (маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура.

(дети самостоятельно вырезают силуэт птицы).

Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот-вот сойдет с листа и упорхнет.

Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы - все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет.

(самостоятельная творческая деятельность детей).

Организация выставки.

Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.

(рассматривание и анализ детских работ).

Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме - все самое хорошее. Вы можете подарить ее тому, кому захотите. Не случайно поется в одной замечательной песне:

Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам,

Пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким -

Когда ты счастлив сам,

Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем?

(ответы детей)

Конспект занятия по ручному труду

«Избушка для зверей»

Задачи:

Продолжать учить простейшим навыкам работы с бумагой, умение преобразовывать квадрат в трубочку. Развитие глазомера. Умение воспринимать инструкцию. Представление о базовых формах и геометрических понятиях. Составление проектов и коллективных работ композиционного плана.

Повышать интерес к занятиям с бумагой через игру. Воспитывать сочувствие к героям сказки, доброжелательное отношение, желание помочь героям сказки.

Закрепить знание детей о правах ребёнка на жильё.

Оборудование:

Игрушки настольного театра к сказке «Заюшкина избушка», квадраты из бумаги розового и голубого цвета 10х10 см, клей, карандаши, кисточки для клея.

Ход занятия

Вводная часть.

Воспитатель. Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

Пришла весна, красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала! Сидит зайчик на пенечке и горько плачет

Воспитатель:Ребята, что это за сказка?

Дети. «Заюшкина избушка»

Воспитатель: А какое право нарушила лиса?

/Ответы детей/

Воспитатель. Ребята, а кто же поможет зайчику вернуть домик?

/Ответы детей./

Воспитатель. Правильно ребята. Зайчику помогали и собаки, и волк, и медведь, и петух. Выгнали лисичку из домика зайчика.

И лисичке теперь опять негде жить. А давайте ребята поможем лисичке и сделаем ей домик из бревен. И тогда она больше не будет выгонять зайчика из его домика.

Основная часть.

Воспитатель. Бревнышки мы будем делать из квадратного листа бумаги. Для этого нам нужно закрутить лист бумаги на карандаш, закрепить клеем. Затем снять с карандаша и получилось бревнышко. После того как мы наделаем достаточное количество бревен будем мастерить дом, наклеивая бревнышко на бревнышко вот так (показ воспитателя).

Но прежде чем приступить к работе, нам нужно разогреть пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Загибаются и разгибаются пальцы попеременно на правой и левой руках, круговые движения кистями рук, встряхивание ими.

Дети самостоятельно выполняют задание, клеят трубочки, наклеивают одну на другую.

Воспитатель. Ребята, давайте дадим нашим домикам подсохнуть и поиграем в игру «Покажи животного»

/Дети имитируют движения животного по требованию воспитателя/

Воспитатель. А теперь давайте продолжим и приклеим окна и крышу.

/Дети выполняют задание/

Итог занятия.

Воспитатель. Ребята посмотрите, сколько мы с вами домиков построили. Теперь не только лисичка в домике будет жить, но и другие герои этой сказки.