«Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики рук

«Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество».

Слайд 1 Большое значение для детей играет развитие мелкой моторики. Она способствует развитию речи и мышлению

Слайд 2 Главной задачей является развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; Формировать умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности;

создать педагогические условия для развития речи и мышление у детей через развитие мелкой моторики путем приобщения ребенка к художественному творчеству; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности; ручной труд, лепка, конструирование, аппликация, рисование.

Слайд 3. А так же на развитие мелкой моторики влияют: пальчиковые игры, гимнастика, пальчиковые упражнения, театр на кончиках пальцев, непосредственно образовательная деятельность, особенно художественное творчество. Поэтому мною был разработан цикл комплексных нетрадиционных занятий рисование на макаронах.

Слайд 4. Вы обращали внимание на то, какие красивые и разнообразные по форме макаронные изделия лежат на прилавках магазинов?

Каких только мелких и достаточно крупных скульптурных деталей не увидишь в расфасованных пакетиках. Кажется, что они сделаны не из теста, а вылеплены из белой глины или ровного полупрозрачного пластика.

Так и хочется не только сварить из них вкусное блюдо, но и создать нечто оригинальное для декора, ведь ажурные кружочки, изящные ракушки, словно поднятые с морского дна, как будто специально сделаны для того, чтобы выложить из них орнаментальные композиции.

Для детского творчества продаются специальные наборы из пластика и других материалов (дети могут делать из них бусы, браслеты, мозаики и многие другие вещи).

Но зачем покупать специальные наборы, если есть макароны? Современное производство предлагает огромный выбор макаронных изделий.

Слайд 5 . Они все отличаются по форме: звездочки, спиральки, бантики и колечки! Из них можно сделать огромное количество поделок.

На первом этапе я познакомила детей с различными видами макаронных изделий. И каково же было их удивление, когда я предложила им макароны не сварить, а изготовить из них красивые, необычные аппликации.

Слайд 6. Я предлагаю вашему вниманию ряд идей, воодушевившись которыми мои воспитанники не только весело проводят время, но и наслаждаться результатами своего творчества!

Слайд 7. Начали с простого. Изготовили шубку для барашка, а затем усложнили работу, превратив их в небольшие сюжеты.

Слайд8. Все работы были сделаны из мелкой и крупной вермишели, клея ПВА, гуаши. Если ребёнок ещё мал, то взрослый поочередно рисует элементы клеем ПВА. Например, салют, травку, кораблик, а ребенок насыпает на клей вермишель (это хорошо способствует развитию мелкой моторики). После того, как работа высохла, можно ее начать раскрашивать гуашью.

Слайд 9 - 16. Дети с большим увлечением участвуют в изготовлении аппликации и в оживлении картины яркими красками и с большим интересом ждут следующих занятий. После цикла проведённых занятий я обратила внимание на то, что дети стали аккуратными, усидчивыми, самостоятельно подбирают цвета, высказывают свои мнения и предложения.

Ещё у нас пропала проблема с приобретением подарков, ведь такую красоту не стыдно подарить своим родным и близким

А в дальнейшем я планирую создать в группе мини- музей «Макаронных изделий» и совместить его с выставкой детских работ. Слайд 17

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект « Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» СП- «Детский сад № 1 «Одуванчик» С. Большая Глушица Выполнила: Акимова Н.В.

Цель: Развитие речи и мышления у детей через развитие мелкой моторики рук посредствам приобщения детей к художественному творчеству.

Задачи проекта: формировать представления о художественном творчестве в виде творческой деятельности людей; развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности; воспитывать интерес к художественному творчеству; способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения. создать педагогические условия для развития речи у детей через формирование мелкой моторики рук путем приобщения ребенка к художественному творчеству; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Пальчиковые игры Пальчиковая гимнастика Пальчиковые упражнения РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ театр занятия аппликация лепка конструирование ручной труд рисование тканевый пальчиковый кукольный настольный

«Виды макаронных изделий»

Мастерим из вермишелек Все работы были сделаны из мелкой и крупной вермишели, клея ПВА, гуаши. Пусть взрослый поочередно рисует элементы клеем ПВА. Например, салют, волну, кораблик, а ребенок насыпает на клей вермишель (это хорошо способствует развитию мелкой моторики). После того, как работа высохла, можно ее начать раскрашивать гуашью.

Барашек Это простые поделки и вы можете подключать к ним даже самых маленьких детей. В 2-3 года ребенок уже с удовольствием поучаствует в изготовлении аппликации. Кроме того, изготовление поделки из макаронин – это хорошая пальчиковая гимнастика. Вы же знаете, что развитие мелкой моторики помогает развитию головного мозга?

Фото рамка Кроме того, изготовление поделки из макаронин – это хорошая пальчиковая гимнастика

Фото рамка Кроме того, изготовление поделки из макаронин – это хорошая пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики помогает развитию головного мозга.

зима Все работы были выполнены детьми средней группы «Цветик - семицветик.

































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Если вы не хотите проблем с письмом у первоклассника, или задержки речи у старшего дошкольника, начинать соответствующие развивающие занятия надо как можно раньше. Проводить такие занятия надо регулярно, в системе, без давления и принуждения.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В своей работе я использую различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
  8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков, гаек и т. п. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  9. Всасывание и выдавливание воды при помощи пипетки, паралона, трубочек, тряпочек и т.п. развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов и др.
  12. Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, чеканка и т. д.
  13. Переборка круп, пуговиц, бусин и т.п. Например, насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
  14. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, конструктором.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Но, как правило, занятия в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изо материалов и традиционным способам передачи полученной информации.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должен носить эмоциональный, творческий характер. И педагог должен создать для этого все условия: прежде всего, обеспечивать эмоционально-образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений средствам их выразительного решения. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.

Наверное, каждый мог бы привести примеры ярких дарований маленьких детей, восхищавшие и поражавшие взрослых. В дошкольном и даже младшем школьном возрасте творческие проявления детей достаточно заметны и интересны. Поэтому необходимо в дошкольном возрасте расширять опыт ребенка для создания прочных основ его творчества.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и желанием передать их в своей работе, но и тем, как он владеет средствами изображения.

Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

В качестве примера я представляю презентацию к уроку “Макаронная фантазия”, в которой дети выбирали в качестве материала для аппликации макаронные изделия. В качестве альтернативы для тех же работ можно использовать различные материалы: природные материалы, семена, мелкие пуговицы, паетки, бисер, крупа, опилки и т.п.

Замятина Тамара Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Ручеёк"
Населённый пункт: г.Сорск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник художественного творчества Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник
Дата публикации: 09.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник

Введение.
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования» Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста (Н. М. Аксарина, А. С. Галанов, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Павлова и др.) считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка
.
В XX веке такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, М. Н. Щелованов, пришли к заключению, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д. Б. Эльконин). В результате изучения различных авторских методик развития детей и психологических особенностей детей 3-4 лет, построила систему работы по проблеме развития мелкой моторики детей младшего возраста через нетрадиционные техники в аппликации
.

Актуальность.
Важность темы заключается в том, что именноразвитие мелкой моторики
у
детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторикиразвиваются память, мышление, внимание, речь, а также словарный запас.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
. Весь процесс нашей с детьми совместной работы по развитию мелкоймоторикирук представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды. Я убедилась, для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо соблюдать ряд
требований
: Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам; Последовательность – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностейдетей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. Для эффективности работы соблюдаю следующие
принципы:
- Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает? ", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются? " и т. д. - Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме. - Принцип обратной связи. По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа
позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки. Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, используюразнообразные приемы: Пальчиковая гимнастика; показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и. т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок; Обрывание разной бумаги (салфеток, газетной, картона) Сминание, сжатие пальцами комочков из бумаги; Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.) Шнуровка на различных предметах; Сматывание шерстяной пряжи в клубки; Застегивание пуговиц, молний, крючков; Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой; Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн". Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.) Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал. - различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешек, косточек тот фруктов, семечек овощей и фруктов и т. д. - емкости (стаканчики, ведёрки, формочки для песка) для перебирания, перемешивания, пересыпания различных круп --- мозаика (крупная, мелкая) ; -бусы и пуговицы разной величины (для нанизывания) ; - различные виды застежек (молнии, кнопки, крючки, липучки, пуговицы, пряжки, бантики, шнурки) ; - пипетки для всасывания воды.
Цель и задачи педагогической деятельности.

Цель моей работы
: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Для достижения цели я выделила следующие
задачи
: Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей. Формировать координацию движений. Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости. Способствовать развитию творческих способностей. Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
Ведущая педагогическая идея.
В истории развития человечества роль руки исключительно велика. Она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие реакций многих мышечных групп. Ручная умелость (моторика рук) является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребенка. Ведущая педагогическая идея моего опыта основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка, направленной, именно, на развитие мелкой моторики. Чтобы воплотить мою идею необходимо: -внедрение новых педагогических технологий в работе; -создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми, сопереживание, сочувствие; -творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии, - постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира; - каждое занятие должно быть результативным.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.
Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактической цели.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, нетрадиционной техники в аппликации способствуют развитию мелкой моторики у детей. Использую следующие методы: Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить работу, под непосредственным руководством, Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить
материал
: - различные игровые упражнения; - обыгрывание той или иной ситуации; - использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; - решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев. Учитывая возраст и индивидуальные способности детей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными среди названных нетрадиционных техник аппликации на данном этапе оказались: объемная аппликация из салфеток и аппликация из природного материала.
Аппликация из салфеток
: Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается
оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликациии получают удовлетворение от готовой работы.
Аппликация

из природного материала
: Способствует развитию мелкой моторикиудетей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются: арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек и т. д. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности. С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста можно порекомендовать аппликацию из ватных дисков. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Выводы на перспективу:
Я считаю, что развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста произойдёт быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного
возраста через аппликационную деятельность даст позитивный результат: дети всё более уверенно станут работать в знакомых техниках; более точно воспроизведут движения пальцами рук, станут более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобретут осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Развитие творческих способностей

и мелкой моторики рук детей в процессе художественного труда

Ульянова С.В.,

воспитатель логопедической группы МБДОУ№ 9 «Чебурашка», Южно-Сахалинск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития творчества детей и мелкой моторики рук через разные виды художественного труда.

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания развитию способностей у наших детей. В связи с этими возникла проблема освоения творческой деятельности детей. Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества - это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания - самовоспитание, в основе сознания - самосознание. И все эти «само», конечно, немыслимы без творческой активности, которые развивают чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Художественный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованная художественная деятельность в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Художественный труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен найти выход. Так, постепенно и последовательно, вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.

В процессе художественного труда дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка.

Мастерство рук - это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел. Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная цель - заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи; должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).

Формируя у детей трудолюбие, умение ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели, при этом учитывая особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваются такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициатива. В процессе работы внимание детей направлено на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.

Работая в данном направлении, я ставлю перед собой следующие задачи:

1. развитие творческих и конструктивных способностей с учетом индивидуальных возможностей ребенка;

2. развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции, развития мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей,

3.развитие мелкой моторики рук и координации движений;

4. воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.

6. Расширение знаний детей и родителей о разных видах ручного труда

7. Активизация родительского интереса к творчеству, привлечение к совместной деятельности с детьми ручным трудом, участие в выставках и конкурсах.

Использование тематического принципа построения процесса работы позволяет варьировать его в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться. Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма работы помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество тем, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить работу из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели - развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами.

В течении нескольких лет я уделяю большое внимание ручному труду, используя работу с бросовым материалом, нитками, крупой, тестом, природным материалом и папье-маше.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетический вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить

ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Важно иметь в группе большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Данная система работы предусматривает наличие в развивающей среде группы места для ручного труда, создание выставочного стенда для демонстрации результатов деятельности детей, использование сделанных игрушек и поделок в театральной и игровой деятельности.

Таким образом, в процессе художественного труда ребёнок вооружается умениями и навыками, развивает интеллектуальную и творческую активность, учится планировать свою деятельность, осуществлять задуманное, конструировать поделки, вносить изменения в процесс изготовления, технологию. У детей формируется умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы, возникает желание преобразовывать окружающий мир по законам красоты.

Итак, художественный труд является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, что в полной мере подтверждает практическая деятельность и не теряющие своей актуальности слова скульптора Родена (1840-1917гг.): «...Мир будет счастлив только тогда, когда каждый будет находить радость в своём труде».

Литература

Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В.Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2001 - с.34.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика - Синтез, 2005;

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 -7лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2008;

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1972.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984