Поддержка инициативы детей в разных видах деятельности. Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников

Н. А. Модель

Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 3

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016

О личности XXI в. мы говорим как о человеке конкурентоспособном, креативном, высоконравственном, культурном, обладающем лидерскими качествами.

Поэтому все чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Конфуций – древний мыслитель и философ Китая, живший до нашей эры, – в свое время указывал на важность самостоятельного действия. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму». Эта цитата актуальна и в наши дни.

Современные педагогические подходы к развитию дошкольников и подготовке к школе позволяют организовать работу, направленную на всестороннее развитие и создание предметно-развивающей среды.

В данной книге отражены различные подходы по интеграции образовательных областей через использование нетрадиционных техник на игровых сеансах с дошкольниками.

Позвольте выразить искреннюю благодарность и признательность тем людям, без которых эта книга не состоялась бы: моему супругу Всеволоду за терпение и поддержку; директору ШРР «Азбука» Татьяне Васильковой за вдохновение; генеральному директору издательства «ТЦ Сфера» Татьяне Владиславовне Цветковой и редактору книги Дмитрию Пронину за профессионализм; моим друзьям и коллегам за помощь.

Введение

Книга, которую вы держите в руках, состоит из трех частей, включающих в себя деятельностный подход, т. е. познание окружающего мира через реализацию образовательных областей, являющихся неотъемлемой частью образовательной программы.

Образовательные области, обеспечивающие разностороннее развитие дошкольников, выбраны в трех книгах совершенно произвольно. Поскольку ведущими видами детской деятельности являются игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская и другие, независимо от выбранных областей, представлены различные формы работы с дошкольниками.

Исследования педагогов и психологов говорят о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети достигают определенного уровня самостоятельности и инициативности через различные виды деятельности. У них начинают формироваться навыки самообучения («Я сделаю сам!»).

Как показывает практика, инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.

В первой книге были даны примеры реализации форм работы с образовательными областями «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Вторая книга описывает формы работы с детьми, направленные на реализацию речевого и познавательного развития.

Данная книга раскрывает формы работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Одна из задач этой области – формирование интереса к окружающему миру и потребности к самовыражению.

Это направление предполагает приобщение дошкольников к культуре и искусству, развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса, а также ознакомление с различными видами творческой деятельности, художественными и музыкальными произведениями и объединяет традиционные виды продуктивной деятельности и т. д.

В книге по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представлены формы работы с нетрадиционными техниками:

– манкография;

– ватопластика;

– киригами;

– экологическое моделирование;

– бумагопластика;

– творческая деятельность через экскурсии в Музей космонавтики и Дом-музей К. И. Чуковского;

– рисование мыльными пузырями;

– мыльный конструктор.

В развитии художественно-эстетической деятельности формируется общая культура дошкольников.

Интеграция всех областей обеспечивает целостное восприятие окружающего мира.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности

Для творчества можно использовать все, что находится под рукой в комнате и даже на кухне, то, что можно найти на прогулке на улице. Поэтому нет смысла перечислять эти материалы.

Некоторые педагоги, говоря о творческом развитии детей, часто имеют в виду деятельность, связанную с лепкой, рисованием и аппликацией. Если вы думаете так же, попробуем разуверить вас в этом. Творчество – прежде всего оригинальность, стремление к познанию, креативность, неординарность, самостоятельность, нестандартное мышление. Научные эксперименты, кулинарные шоу, кукольная игра, театр, ролевые игры – все это творчество! Даже прогулка – творчество! Ведь сколько всего интересного вокруг: осенние листья клена – зеленые, желтые, багряные; деревья с причудливыми изгибами ветвей; а пни с их годичными кольцами? Все это маленькие радости вокруг нас, их нужно только видеть и научить детей замечать прекрасное.

Творческий подход к задачам любой образовательной области обеспечит их успешное решение. Исследования детских психологов и педагогов показывают, что дети, занимающиеся творчеством, выделяются оригинальностью мышления, любознательностью, интересуются инновациями, изобретениями, создают собственную базу творческих идей. Это признаки успешной и гармоничной личности. Творчество все чаще называют ключом к успеху.

Творчество – понятие очень емкое и универсальное и все-таки есть определения, отражающие суть этого понятия:

– деятельность, которая приводит к созданию нового;

– открытия, генерация идей, способность находить новые решения, отличные от уже существующих;

– умение самостоятельно, без страха быть непонятым, без шаблонов передать «движение собственной мысли»;

– победы и рекорды, оригинальность, что-то необыкновенное и неординарное!

Что несет в себе творческое развитие?

Постепенно, шаг за шагом творчество помогает развитию:

– воображения, фантазии, мелкой моторики (подготовка руки к письму, работа с тестом и пластилином);

– ловкости пальцев (умение держать ножницы (приложение 1), рвать бумагу для аппликации (приложение 2));

лидерских качеств (умение сделать выбор, принять решение);

– уверенности в своих силах (приложение 3);

– гибкости ума, мышления и любознательности;

– умения обрабатывать полученную информацию и самостоятельно применять ее в деятельности;

– социально-коммуникативных качеств.

С чего начать?

Наверное, с создания творческой атмосферы. Не нужно прятать в шкафчики и складывать на полки то, что может пригодиться ребенку для творческого самовыражения. Наоборот, пусть все лежит в доступных и открытых местах: на столе, полу, подоконнике. Пусть будут доступны для детей листы бумаги, краски, мелки, крупа, кисточки, клей, карандаши…

Говоря о творческом развитии, надо заметить, что развитию самостоятельности и инициативности способствует применение нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне интересно»), развивают воображение и любознательность («хочу знать»), развивают творческие способности, моторику («я сделал»). В общем, творчество – это интересно! А нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому что детям интересно все неизвестное.

Современные педагоги и родители часто используют для детей раннего и дошкольного возраста рисование в стиле Дж. Поллока. Отметим, что Поллок не стал использовать мольберт, а процесс рисования свел к самому простому приему. Его методика – рисование способом разбрызгивания краски на большом ватмане, холсте, использование песка или каких-нибудь других предметов.

Для детей можно использовать ненужные обои и даже белую ткань, например простыню. Суть: краска капает, разбрызгивается сверху (без касания кистью бумаги) или просто разбрызгивается по поверхности. Естественно, лучше делать это на улице. Пятна краски растекаются, создают причудливые узоры. Нужно заполнить (закапать) все полотно. Как говорят, картины Поллока были просто гигантскими!

Из воспоминаний фотографа Х. Намута: «Влажный забрызганный холст застилал весь пол… Стояла полная тишина… Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял черную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива… Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: “Вот и все”».

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива - активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу

Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы является так же условием, необходимым для создания социальной ситуации развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие детской самостоятельности и инициативы

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.

Наиболее типичные ответы:

  • это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;
  • способность рассчитывать только на свои силы;
  • независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество;
  • умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;
  • умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень - когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень-ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

2) Продуктивные виды деятельности.

Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация) .

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность.

Самоорганизация - деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идет о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.) .

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

5) Метод «проектов» .

Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

6) Развитие коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырех блоков:

1. развиваем умение сотрудничать;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

В ежедневных занятиях необходимо ставить следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах, учить ребенка смело высказывать свои суждения.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

  • формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
  • предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

Таким образом, для поддержки детской самостоятельности и инициативы необходимо:

  1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
  3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
  5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
  7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
  8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

б) посещали уроки первого класса детьми подготовительной группы;

в) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;

д) проявляют способность к волевым условиям;

е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

1. САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ БЫТОВОЙ ТРУД.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Я стараюсь предоставить детям больше самостоятельности в трудов ой деятельности, привлека ю их к участию в планировании работы. В большинстве случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой. Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждаем, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.
Так, к коллективной уборке групповой комнаты готовимся накануне, намечаем, что будем делать, и готовим все необходимое. Дети любят этот труд, так как работать в коллективе им веселее и работа лучше спорится. Все знают, что по окончании работы сами же будут ее анализировать, причем оценка будет дана не только качеству, но и отношению каждого к труду. Каждый старается трудиться добросовестно, чтобы не краснеть перед товарищами, которые могут осудить плохую работу.

Еще пример. После беседы о работе врача выяснилось, что для игры в «больницу» у детей нет некоторых атрибутов. А так как они любили эту игру, то решили изготовить их самостоятельно. Стали думать, что из чего и как можно сделать. Дружно обсудили все и принялись за работу. После этого дети сами не раз объединялись для изготовления атрибутов к другим играм.

Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому мы организуем целевые прогулки, экскурсии, во время которых имеем возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети видели работу строителей, дворников, наблюдали за работой школьников, сажавших деревья. Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, давали пищу для разговоров, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде.

2. ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ ).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации продуктивной деятельности на занятиях я всегда стараюсь мотивировать достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определяю значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, дежурство по детскому саду и т.п.), выражаю личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Часто даю задания, которые дети выполняют небольшими группами. Дети уже знают, что кто-то один из них будет ответственным за качество выполнения задания и что они сами должны выбрать ответственного. Каждый раз ответственным предлагается выбрать другого члена группы - так, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступа ет то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности.

Например недавно ребята нашей группы изготовили поделки для малышей, выполнив задание, дети сами отнесли игрушки малышам и организовывали там игру. Радость детей младшей группы послужила серьезным стимулом для последующей самостоятельной деятельности, способствовала усилению эмоционального предвосхищения результатов своей работы.

Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашей группе был оборудован "Уголок творчества", который создан по принципу доступности и мобильности. В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, манка, песок, трубочки для раздувания, цветная бумага, тонированная бумага, бумага для граттажа, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). В режимные моменты также стараюсь предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Например, по теме "Космос" в совместной деятельности были изготовлены листы для граттажа, на которых затем процарапывались сюжеты о космосе. По теме "Осень" дети рисовали осенний пейзаж, используя нетрадиционную технику "монотипия", дети рисовали рисунок на одной стороне поверхности и отпечатывали на другую, после этого они дополняли рисунок различными элементами. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.

3. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Формирование коммуникативной самостоятельности , на мой взгляд, должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением к ак к совместным играм (дидактически м, подвижным, сюжетно-ролевы м, театрализованны м), так и ко всевозможным мероприятиям. Во время свободной деятельности я стараюсь максимально дать свободу выбора детям различных средств, с которыми работаем в это время. Но особенно увлекательной для детей моей группы стала театрализованная деятельность. Перед театрализованной постановкой совместно с детьми мы изготавливаем атрибуты для спектакля. Дети самостоятельно, хоть и под моим руководством, изготавливают отдельные предметы одежды героев, самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления.

В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «мини-музей», «театральная сцена», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети отдают предпочтение уголку ряженья, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты, репетируют содержание инсценировки. Результатом этой игры становится коллективное представление для сверстников группы.

Театральные зоны нашей группы оснащены книгами, театральными масками, элементами костюмов, наборами кукол, разнообразными видами театров, атрибутами и декорациями.

По моему убеждению, коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество , способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

4. САМООРГАНИЗАЦИЯ - деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активно й самостоятельной деятельности детей . В нашей группе создан а особ ая предметно-развивающ ая сред а, позволяющ ая свободно использовать ее компоненты, легко ее менять или дополнять в зависимости от собственных задач.

Предметно-развивающая среда организ ована нами таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

Например, для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой со браны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки», игры-головоломки, танграммы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др.

В уголках книги литература по разнообразным темам расставлена в алфавитном

порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в папках-уголках (сказки –символ –колобок, природоведческая литература –елочка, познавательная –знак вопроса, книги, принесенные из дома –домик и т. д.)

В групп е располагаются разнообразные схемы, пиктограммы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п.

По моему мнению, среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий. Для этого нами используются разнообразные предметы-заместители, обладающие , как я считаю, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал , фотографии по сюжетно-ролевым играм , многофункциональные макеты, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры , ввиду недостающего атрибута.

В заключении хочу сказать, что стимулируя развитие самостоятельности, каждый раз стараюсь раскрывать перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.

Таким образом, самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

Литература:

1. Т.И. Бабаева г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».

2. «Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте» М. издательство «Институт практической психологии» Воронеж. 1998. стр 256.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Н. А. Модель
Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 3

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016

© Модель Н. А., текст, 2016

От автора

О личности XXI в. мы говорим как о человеке конкурентоспособном, креативном, высоконравственном, культурном, обладающем лидерскими качествами.

Поэтому все чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Конфуций – древний мыслитель и философ Китая, живший до нашей эры, – в свое время указывал на важность самостоятельного действия. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму». Эта цитата актуальна и в наши дни.

Современные педагогические подходы к развитию дошкольников и подготовке к школе позволяют организовать работу, направленную на всестороннее развитие и создание предметно-развивающей среды.

В данной книге отражены различные подходы по интеграции образовательных областей через использование нетрадиционных техник на игровых сеансах с дошкольниками.

Позвольте выразить искреннюю благодарность и признательность тем людям, без которых эта книга не состоялась бы: моему супругу Всеволоду за терпение и поддержку; директору ШРР «Азбука» Татьяне Васильковой за вдохновение; генеральному директору издательства «ТЦ Сфера» Татьяне Владиславовне Цветковой и редактору книги Дмитрию Пронину за профессионализм; моим друзьям и коллегам за помощь.

Введение

Книга, которую вы держите в руках, состоит из трех частей, включающих в себя деятельностный подход, т. е. познание окружающего мира через реализацию образовательных областей, являющихся неотъемлемой частью образовательной программы.

Образовательные области, обеспечивающие разностороннее развитие дошкольников, выбраны в трех книгах совершенно произвольно. Поскольку ведущими видами детской деятельности являются игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская и другие, независимо от выбранных областей, представлены различные формы работы с дошкольниками.

Исследования педагогов и психологов говорят о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети достигают определенного уровня самостоятельности и инициативности через различные виды деятельности. У них начинают формироваться навыки самообучения («Я сделаю сам!»).

Как показывает практика, инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.

В первой книге были даны примеры реализации форм работы с образовательными областями «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Вторая книга описывает формы работы с детьми, направленные на реализацию речевого и познавательного развития.

Данная книга раскрывает формы работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Одна из задач этой области – формирование интереса к окружающему миру и потребности к самовыражению.

Это направление предполагает приобщение дошкольников к культуре и искусству, развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса, а также ознакомление с различными видами творческой деятельности, художественными и музыкальными произведениями и объединяет традиционные виды продуктивной деятельности и т. д.

В книге по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представлены формы работы с нетрадиционными техниками:

– манкография;

– ватопластика;

– киригами;

– экологическое моделирование;

– бумагопластика;

– творческая деятельность через экскурсии в Музей космонавтики и Дом-музей К. И. Чуковского;

– рисование мыльными пузырями;

– мыльный конструктор.

В развитии художественно-эстетической деятельности формируется общая культура дошкольников.

Интеграция всех областей обеспечивает целостное восприятие окружающего мира.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности

Для творчества можно использовать все, что находится под рукой в комнате и даже на кухне, то, что можно найти на прогулке на улице. Поэтому нет смысла перечислять эти материалы.

Некоторые педагоги, говоря о творческом развитии детей, часто имеют в виду деятельность, связанную с лепкой, рисованием и аппликацией. Если вы думаете так же, попробуем разуверить вас в этом. Творчество – прежде всего оригинальность, стремление к познанию, креативность, неординарность, самостоятельность, нестандартное мышление. Научные эксперименты, кулинарные шоу, кукольная игра, театр, ролевые игры – все это творчество! Даже прогулка – творчество! Ведь сколько всего интересного вокруг: осенние листья клена – зеленые, желтые, багряные; деревья с причудливыми изгибами ветвей; а пни с их годичными кольцами? Все это маленькие радости вокруг нас, их нужно только видеть и научить детей замечать прекрасное.

Творческий подход к задачам любой образовательной области обеспечит их успешное решение. Исследования детских психологов и педагогов показывают, что дети, занимающиеся творчеством, выделяются оригинальностью мышления, любознательностью, интересуются инновациями, изобретениями, создают собственную базу творческих идей. Это признаки успешной и гармоничной личности. Творчество все чаще называют ключом к успеху.

Творчество – понятие очень емкое и универсальное и все-таки есть определения, отражающие суть этого понятия:

– деятельность, которая приводит к созданию нового;

– открытия, генерация идей, способность находить новые решения, отличные от уже существующих;

– умение самостоятельно, без страха быть непонятым, без шаблонов передать «движение собственной мысли»;

– победы и рекорды, оригинальность, что-то необыкновенное и неординарное!

Что несет в себе творческое развитие?

Постепенно, шаг за шагом творчество помогает развитию:

– воображения, фантазии, мелкой моторики (подготовка руки к письму, работа с тестом и пластилином);

– ловкости пальцев (умение держать ножницы (приложение 1), рвать бумагу для аппликации (приложение 2));

– лидерских качеств (умение сделать выбор, принять решение);

– уверенности в своих силах (приложение 3);

– гибкости ума, мышления и любознательности;

– умения обрабатывать полученную информацию и самостоятельно применять ее в деятельности;

– социально-коммуникативных качеств.

С чего начать?

Наверное, с создания творческой атмосферы. Не нужно прятать в шкафчики и складывать на полки то, что может пригодиться ребенку для творческого самовыражения. Наоборот, пусть все лежит в доступных и открытых местах: на столе, полу, подоконнике. Пусть будут доступны для детей листы бумаги, краски, мелки, крупа, кисточки, клей, карандаши…

Говоря о творческом развитии, надо заметить, что развитию самостоятельности и инициативности способствует применение нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне интересно»), развивают воображение и любознательность («хочу знать»), развивают творческие способности, моторику («я сделал»). В общем, творчество – это интересно! А нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому что детям интересно все неизвестное.

Современные педагоги и родители часто используют для детей раннего и дошкольного возраста рисование в стиле Дж. Поллока. Отметим, что Поллок не стал использовать мольберт, а процесс рисования свел к самому простому приему. Его методика – рисование способом разбрызгивания краски на большом ватмане, холсте, использование песка или каких-нибудь других предметов.

Для детей можно использовать ненужные обои и даже белую ткань, например простыню. Суть: краска капает, разбрызгивается сверху (без касания кистью бумаги) или просто разбрызгивается по поверхности. Естественно, лучше делать это на улице. Пятна краски растекаются, создают причудливые узоры. Нужно заполнить (закапать) все полотно. Как говорят, картины Поллока были просто гигантскими!

Из воспоминаний фотографа Х. Намута: «Влажный забрызганный холст застилал весь пол… Стояла полная тишина… Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял черную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива… Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: “Вот и все”».

И этот стиль очень полюбился детям. Наверное потому, что было очень правильно кем-то замечено: это – живопись действия. Кстати, в этой манере писали Пабло Пикассо и Василий Кандинский.

Маленькие советы тем, кто «рискнет» рисовать с детьми методом Поллока

Во-первых, не забывайте, что подобные игры развивают моторику и творческие способности, умение владеть собственным телом (ведь можно рисовать не только руками).

Самый простой способ для рисования методом Поллока – накрыть используемую поверхность, например, клеенкой или пленкой, можно использовать старую ткань.

Вместо традиционной краски используйте водорастворимые и легкосмываемые краски для творчества.

Если есть возможность, лучше проводите подобные игры на улице.

Используйте фартуки или одежду, которую не жалко будет выбросить.

Нехитрая подготовка и восторг ребенка вам обеспечен!

Давайте попробуем найти необычное в обычном и обычное в необычном искусстве. Например, искусство эбру. В современном мире появилась новая техника рисования, очень похожая на абстракции, называемая «эбру». Это целое направление в искусстве. В технике эбру рисуют картины на воде, с переносом их на бумагу или ткань. Поэтому мир абстракций – первая ступенька для начинающих «эбристов».

Волшебный мир абстракций, или Просто эбру


«Что такое эбру?» -
Спросила мама у меня.
«Эбру? Это зебра», -
Придумала быстро я.
Мама удивилась
И сказала мне:
«Нет, дочурка, эбру -
Рисованье на воде!»
Удивилась теперь я:
«Рисовать на воде нельзя!
Как же зебру рисовать?
Где же краски такие взять?
И рисунок на воде, где?»
Загуститель, краски и бумага
Появились на столе.
Стала мама рисовать
Гребнем по воде.
И я кисточкой водила смело -
Получилась королева!
Ах, как было весело!
Шедевр на стену повесили!
Теперь могу сказать везде,
Что эбру – не зебра,
Это – рисование на воде!

Эбру… Какое мягкое, необычное, будоражещее воображение, слово. Совсем недавно мы не знали, что это такое. А сегодня даже малыши могут сказать, что эбру – это рисование специальными красками на воде. Некоторые дошкольники уже попробовали рисовать в этой технике в детских садах, детских центрах, а самые креативные и талантливые педагоги освоили технику традиционного турецкого изобразительного искусства живописи на воде с последующим переносом изображения на бумагу или ткань. Интересно, что специальные краски не растворяются в воде, а растекаются по ее поверхности, не смешиваясь между собой. Краски как бы накладываются одна на другую, образуя причудливые формы.

Рисовать на воде совсем не сложно. Правда, чтобы добиться сюжетного рисунка, нужно долго учиться. А вот получить разноцветную абстракцию и даже причудливые пейзажи, подобие цветов, животных под силу всем.

Эбру – рисование уникальное. «Танцующими красками» рисовать могут дети даже от 3 лет. Это позитивный заряд, положительные эмоции и масса приятных впечатлений!

Искусство рисования на воде дает возможность детям окунуться в интересный мир творчества. И не получиться рисунок не может. Все смогут нарисовать оригинальную и интересную картину.

Искусство эбру безгранично и неповторимо. Невозможно нарисовать два одинаковых рисунка. Сочетание красок могут меняться каждую секунду.

Самое интересное, что мастера эбру используют специальные словосочетания, характеризующие движения красок, которые они применяют при рисовании: облака и ветер, фейерверк, шаль соловья и др. Правда, красивые слова и словосочетания? Так и хочется взять в руки кисточку, краски, налить воду в лоток и рисовать… Но, торопиться нельзя. Нужно подготовиться.

Чтобы сделать рисунок в технике эбру, нужно купить набор специальных красок, загуститель для воды, лоток, в который будет наливаться «волшебная вода». Чтобы ее приготовить нужно растворить загуститель в воде, следуя инструкции, немного подождать, налить ее в специальный лоток и можно приступать к творчеству. Загуститель можно приготовить, растворив 3 ч. л. в 1 л теплой воды или купить уже готовый раствор. А чтобы порошок загустителя растворился полностью, нужно оставить его на 10–12 ч. Раствор похож на белый кисель без запаха. Вообще, как пишут производители, краски и загустители для эбру не токсичны и совершенно безопасны. Готовый раствор при температуре от 4 до 10 °C можно хранить 2 месяца.

Рисуют на воде при помощи различных инструментов (рис. 1–4).

Что нужно? Гребни, шилья, кисти. Можно использовать зубочистки, шпажки, кисточки и даже пластмассовую вилочку. Лоток можно заменить на контейнер или пластмассовую тарелочку.

Начинаем творить!

Как делать?

На основу – «волшебную воду» – наносим несколько капель краски и формируем рисунок при помощи инструментов. Несколько слоев разноцветной краски образуют интересный фон. Можно пользоваться методом набрызга при помощи кисточки. Как только вы понимаете, что достигли какого-то результата и насладились переливом красок, берете листок акварельной бумаги и осторожно кладете на воду (рис. 5). Через несколько секунд поднимаете его за уголок, кладете на ровную поверхность стола, любуетесь шедевром и ждете полного высыхания (рис. 6).


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Какие сложности при рисовании эбру могут возникнуть с дошкольниками?

Необходимо рассказать, что такое поверхность воды. Провести эксперимент с водой. Рассказать, какие предметы в воде тонут, какие плавают. Почему это происходит. Рассказать о свойствах воды.

«Волшебную воду» приготовить вместе с детьми, чтобы они понимали, что налили в лоток для рисования не простую воду, а растворили в ней специальный загуститель. Вода стала как желе. Она же не простая, а волшебная!

Дать детям возможность потренироваться перед процессом рисования эбру, попробовать порисовать кисточкой на поверхности простой воды. Научить детей не топить кисточку, а нежно водить ею по поверхности.

Приготовить влажные салфетки на тот случай, если кто-то испачкает руки.

А самое интересное начинается уже после того, когда высохнут листы. Абстракция превращается в разноцветные капли, которыми можно украсить интерьер комнаты. Шедевры эбру можно превратить в необычный эбру-зоопарк, космические дали, причудливый аквариум с рыбками…

Каждый рисунок эбру – маленькая игра, чудесный мир фантазии и воображения, неповторимый и волшебный, который дарит детям радость и положительные эмоции, изумление и удивление, ведь ребенок видит результат и с удовольствием признает себя мастером. Самое замечательное в рисовании на воде – развитие воображения. Мотивы, получившиеся в результате смешивания красок после высыхания, можно дорисовать.

Тандем опытно-экспериментальной деятельности (в данном случае – опыты с водой) и детского дизайна (эбру) является решением одной из проблем формирования интегративных качеств дошкольников. Дизайн-технология эбру в сочетании с опытами и экспериментами (с водой) задействует несколько типов деятельности дошкольников: проектную, изобретательскую, художественно-конструктивную и др.

Детский дизайн в форме рисования на воде – доступное, интересное и необычное средство творческого развития, новый вид деятельности в дошкольном развитии, и его внедрение в дошкольное образование диктует сама жизнь.

Современное дошкольное образование стремится к формированию дизайн-культуры, что помогает каждому ребенку, независимо от возраста раскрыть творческий потенциал, развить нестандартное мышление, пространственное воображение, творческие способности. Слово «дизайн» определяется как «замысел, задумка», но картины в технике эбру предсказать невозможно. Каждая картина индивидуальна и неповторима. А при непосредственной помощи педагогов простая абстракция превращается в детскую выставку. Маленькие авторы гордятся своими картинами, ведь, работая в технике эбру, они делают множество открытий и видят продукт – свою неповторимую картину!

А вот такое «эбру-дерево» выросло у детей, занимающихся в студии раннего и дошкольного развития у педагога ШРР «Азбука» Ю. Лобовиковой (рис. 7).


Рис. 7


Ведущий педагог ШРР «Азбука» И. В. Агапова путешествовала с детьми по странам, где живут вот такие фантастические «эбру-птицы» (рис. 8). А еще дети делали опыты с водой и узнали много нового о ней.


Рис. 8


В «эбру-зоопарке» у педагога ШРР «Азбука» О. Ю. Новичковой побывали малыши и их родители.

Необычный «эбру-аквариум» педагога по изодеятельности Школы раннего развития «Азбука» С. Н. Басовой и ее воспитанников долго радовал детей и их родителей в Красногорске.

Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками
Мастер-класс «Эбру» и свойства воды

Представленный материал поможет уточнить и закрепить знания детей о свойствах воды, научить использовать картинки-схемы или модели при обобщении результатов опытов, развить мыслительную активность, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.

Цель: привитие интереса к исследовательской деятельности, ознакомление с искусством эбру через нетрадиционные техники творчества.

Задачи:

– развивать познавательный интерес через опытно-экспериментальную деятельность, учить работать с картинками-схемами;

– уметь работать в парах, делать вместе вывод;

– повторить правила безопасности при проведении опытов;

– развивать самостоятельность, умение договариваться.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, чтение сказок о воде, беседы о пользе воды.

Активизация словаря: лаборатория, прозрачный, форма, отражение, бесцветная, эбру, загуститель.

* * *

Педагог. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Кто может сказать, что такое лаборатория?

Дети. Это место, где ученые проводят опыты.

Педагог. Давайте сегодня превратимся ученых и будем проводить опыты. У меня есть волшебная палочка (сегодня все волшебное), которая и превратит вас в ученых.


Раз, два, повернись,
В ученого превратись!

Дети надевают шапочки ученых.

Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. За лабораторные столы нужно сесть по двое. Выбирайте себе места.

На столах стоят предметы, накрытые салфеткой.

Вы готовы? А теперь снимите салфетки и посмотрите, что же стоит у вас на столе?

Дети перечисляют.

Предметы на столе есть, а с чем же мы будем проводить опыты? Как вы думаете? Попробуйте отгадать загадку.


Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без… (воды).

Правильно.

На доску вывешиваются схемы или картинки «Вода течет, разливается».

Дети. Вода.

Педагог. Она что делает?

Дети. Льется, растекается.

Педагог. Сегодня мы будем продолжать опыты с водой. Давайте вспомним правила безопасности в лаборатории: аккуратно пользоваться емкостью с водой. Если что-то разлил – вытри салфеткой. Поддерживай порядок на столе. Когда работаешь в паре, не перебивай соседа. Умей слушать. Помогайте друг другу, советуйтесь.


Опыт 1. Вода жидкая, может течь

Педагог. Перелейте воду из одной емкости в другую. Вода льется? Почему?

Вывод: вода жидкая, она льется, течет.


Опыт 2. Вода не имеет формы

У детей посуда разной формы.

Педагог. Ребята, кто знает, какой формы мяч?

Дети. Круглой.

Педагог. А кубик?

Дети. Квадратной.

Педагог. А вода какой формы?

Дети отвечают.

Давайте это проверим и сделаем вывод, какой формы вода.

Дети рассматривают и сравнивают емкости разной формы.

Сравните форму воды в своем стакане с формой водой у соседа.

Если перелить воду в разную посуду, вода примет ее форму.

Педагог показывает это.

Что вы можете сказать о форме воды?

Выводы. Вода – это жидкость. Ее можно наливать в посуду разной формы. Вода принимает форму емкости, в которую она налита. Это значит, что вода не имеет формы.


Опыт 3. Вода – растворитель

Педагог. Возьмите ложечку и очень осторожно насыпьте в один стакан с водой соль (или сахар), а в другой – столько же глины (или измельченного мела). Помешайте воду.

Что вы заметили? Какой вывод можно сделать?

Вода растворила соль (сахар), а мел (глина) осели на дно. Это значит, что вода – растворитель. Но, как мы увидели, не все вещества в ней растворяются.

Дети бросают в воду монетки, бумажки. Делают вывод.

Вывод. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.


Опыт 4. У воды нет запаха

Педагог. Скажите, когда мы можем почувствовать запах?

Дети. Когда бабушка печет пирог, мама пользуется духами, идет дым, ароматно пахнут цветы.

Педагог. Понюхайте воду. Она чем-то пахнет? Есть ли у нее запах?

Педагог просит кого-то из детей помочь ей выжать апельсиновый сок в стакан с водой.

А теперь понюхайте воду.

Вывод. Вода не имеет запаха, но она может менять запах.


Опыт 5. Отражение в воде

Педагог. Что такое отражение? Где его можно увидеть?

Дети. В зеркале, оконном стекле, окне машины.

Педагог. Вы знаете, что в старину, очень давно, когда не было зеркал и стекол, люди смотрели на себя, наклонившись над ведром или бочкой с водой. Кто знает почему?

Вывод. Предметы отражаются в воде.


Опыт 6. У воды нет вкуса

Педагог. Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль какая? А лимон?

Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать ее соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде, значит, вода не имеет вкуса.

Растворим в воде сахар (лимонный сок), попробуем воду? Какой стала вода?

Вывод. Вода не имеет вкуса, но может менять его.


Опыт 7. Вода прозрачная

Педагог. Ребята, что значит прозрачный? Попробуйте найти вокруг себя прозрачный предмет.

Докажите, что вода, стоящая перед вами в стакане, прозрачная. Не знаете как? Перед вами два стакана: с водой и молоком, пуговицы (камешки, монетки). Молоко какое?

Дети. Белое.

Педагог. Положите в оба стакана камешки. В каком стакане они видны, а в каком нет?

Можно в оба стакана положить трубочки или чайные ложки.

Как вы думаете, почему в стакане с молоком камешек не виден, а в стакане с водой виден?

Значит, вода прозрачная. А когда она бывает мутная?

Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Какого цвета вода?

Дети. Бесцветная.

Педагог. Как вы узнали?

Дети. В результате опыта.

Педагог. Я приготовила для вас разноцветные полоски. С их помощью тоже можно определить цвет воды.

Дети берут полоски и прикладывают к стакану с водой. Сравнивают.

Мы можем сказать, что вода красная? Синяя? Желтая? Белая? Почему?

Дети. Цвет воды не совпадает с цветом полосок.

Педагог. Так какого же цвета вода?

Вывод. Вода бесцветна.


Опыт 8. Цветная вода

Педагог. Вода бесцветна, но посмотрите, я вам показываю воду зеленую, фиолетовую. Как я это сделала? Какого цвета вода у вас в стаканчике?

Дети. Прозрачная.

Вывод. Цвет воды зависит от того, какую краску добавили в воду.

Вода легко окрашивается в любой цвет. Скажите, а можно что-либо нарисовать на воде красками? Попробуйте? Не получается? Почему?

Дети. Краски растворяются.

Педагог. Но оказывается, что рисовать на воде можно. Правда, эта водичка чуть-чуть волшебная. Посмотрите, какие красивые картины можно рисовать на воде и переносить рисунок на бумагу. Это древнее искусство называется эбру. Попробуем?

Дети рисуют в технике эбру.

Ребята, сегодня мы узнали о свойствах воды. Чтобы закрепить наши знания, повторим и заполним клип-карту «Свойства воды».

Что запомнилось вам больше всего?

Дети отвечают.

Молодцы, благодарю вас за работу. У вас все получилось.

А подумайте, пожалуйста, что будет с водой, если ее поставить на сильный мороз или в холодильник? Что будет со льдом, если его поставить на плиту?

О том, какая бывает вода, мы поговорим на следующем занятии.