Наглядная консультация для родителей по конструированию. Консультация для родителей "конструирование в жизни ребенка"

«Конструирование из строительного материала»

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Известно, что ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии большое внимание уделяют детскому конструированию.

Ребенок в процессе конструирования познаёт свойства деталей (дерево, железо, пластмасса), возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом ребёнок как дизайнер творит, сочиняет, экспериентирует.

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

На занятиях в детском саду детям очень часто предлагалось конструирование из счетных палочек, геометрических фигур. При этом совмещать конструирование можно с любым занятием(развитие речи – домик, окружающий мир – птицы, математика- счет и изучение геометрических фигур). Детям очень нравится фантазировать, при этом они сами планируют свою деятельность.

Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться.

1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку.

2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов,

иначе самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется на примитивном уровне.

3. Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать.

4. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.

5. При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.

Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать:

мелкую моторику;

пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;

воображение;

творческие способности;

узнать много нового;

совершенствовать элементарные технические умения;

активизировать словарь.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

Консультация для воспитателей.

Подготовила воспитатель:

Гарипова А.И.

КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует логическое мышление.

Материал для конструирования в детском саду

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Конструирование из бумаги – более сложный вид конструирования, требующий умения пользоваться ножницами и клеем. Этот вид конструирования появляется только в средней группе.

Конструирование из природных материалов – это создание композиций из желудей, шишек, бересты. Природные материалы также вводятся только в средней группе, потому что у детей младшего возраста нет необходимых навыков работы с этими материалами.

Занятия по конструированию в детском саду.

Конструирование для самых маленьких начинается с освоения элементарных навыков: выложить из пластин дорожку, построить башню из нескольких кубиков. Затем детей обучают комбинировать детали конструктора (соорудить стульчик, диван, используя кубики и пластины) и показывают различные способы использования уже знакомых деталей (из пластин можно не только выложить дорожку, но и построить забор, установив их вертикально).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

Консультация для воспитателей.

Подготовила воспитатель:

Гарипова А.И.

КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует логическое мышление.

Материал для конструирования в детском саду

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Конструирование из бумаги – более сложный вид конструирования, требующий умения пользоваться ножницами и клеем. Этот вид конструирования появляется только в средней группе.

Конструирование из природных материалов – это создание композиций из желудей, шишек, бересты. Природные материалы также вводятся только в средней группе, потому что у детей младшего возраста нет необходимых навыков работы с этими материалами.

Занятия по конструированию в детском саду.

Конструирование для самых маленьких начинается с освоения элементарных навыков: выложить из пластин дорожку, построить башню из нескольких кубиков. Затем детей обучают комбинировать детали конструктора (соорудить стульчик, диван, используя кубики и пластины) и показывают различные способы использования уже знакомых деталей (из пластин можно не только выложить дорожку, но и построить забор, установив их вертикально).

Следующий этап обучения конструированию в детском саду – строительство перекрытий, начиная от простенькой скамеечки или кровати и заканчивая строительством моста. В младшей группе, используя полученные навыки, дети конструируют разнообразные домики. Причем задача постоянно усложняется за счет добавления деталей (окон, дверей, дымохода), которое достигается при помощи подстановки элементов конструктора (например, подставляем к стенке домика пластину, и получается дверь).

Начиная со средней группы, могут использоваться более сложные виды конструкторов, позволяющие конструировать подвижные объекты, к примеру, подъемный кран или экскаватор. Также применяются конструкторы с более сложным типом крепления деталей – креплениям на винтах, возможно использование и магнитных конструкторов. Конкретный набор материалов для занятий по конструированию зависит от возможностей детского сада.

Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду, проводятся в игровой форме, то есть дети выполняют то или иное задание не потому, что это интересно само по себе, а для реализации какого-то игрового момента. То есть малыши конструируют кроватку, чтобы потом положить на нее куклу, строят мост через речку, чтобы потом под мостом проплыл кораблик и т.д.

Другой важной составляющей занятий по конструированию является обучение ребенка мыслить самостоятельно и находить пути решения поставленных задач. После того как дети освоят тот или иной прием конструирования, им обязательно будет предложено выполнить самостоятельное задание. К примеру, если дети научились строить из кубиков башню, то на заключительном занятии по этой теме воспитатель сам построит такую башню и предложит детям соорудить башню повыше, чем та, что получилась у него.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

В основе системы знаний и конструктивно – технических умений лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствует объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу.

В процессе конструирования по образцу у детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.

В процессе конструирования по по условиям, формируются обобщённые способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким (4-5) условиям старшие дошкольники овладевают умением строить собственную деятельность достаточно сложной структуры.

Всё это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу - они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находить способы её создания.

Разработан новый тип задач – преобразование образца в соответствии с заданными условиями – является важным связующим звеном между конструированием по образцу и конструированием по условиям. Одновременно эти задачи являются эффективным средством активизации поисковой деятельности ребёнка и развития образного мышления.

Виды конструирования в детском саду

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

конструирование из строительных материалов;

конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

конструирование из природного материала.

Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте, дети замораживают покрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Существует разная техника работы с бумагой:

Сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

Такую технику конструирования как сминание и разрывание бумаги, можно давать в три – четыре года.

Задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей:

1. Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования.

2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают.

Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют. Усвоить правильные названия материалов в их геометрических или технических определениях: в игровых строительных наборах - кубики, пластины (квадратные, прямоугольные, узкие, широкие и т. д.), арки, бруски, цилиндры и т. д. Различать их по величине и по устойчивости. Усвоить правильные названия инструментов: молоток или киянка (деревянный молоток), гаечный ключ, отвертка, гвозди, винты, правильно пользоваться ими и знать их назначение.

Дети должны хорошо знать природные материалы (кору сосны, шишки ели и сосны, семена клена и т. д.).

Определять фактуру бумаги (ватман, глянцевая цветная, писчая), знать тонкий картон, проволоку в изоляционной обмотке и т. д. Знать их свойства и возможности использования. Дети должны уметь пользоваться клейстером, канцелярским и столярным клеем при склеивании различных материалов.

3. Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.

4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.

5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен.

Научить понимать, что целью занятий конструированием является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. е. формировать у детей умение учиться, готовность к обучению в школе.

6. Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе.

Основные приемы обучения конструированию

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.

Программа занятий конструированием с детьми от одного года до двух лет

Продолжается воспитание целенаправленных действий, умения играть. Обогащается сенсорный опыт детей: действуя со строительными материалами, они приобретают элементарные представления о форме, величине предметов, учатся ориентировке в пространстве.

Дети учатся узнавать 3-4 детали строительного набора (кирпичики, кубики, пластины, трехгранные призмы), уметь накладывать их друг на друга, ставить рядом, воспроизводить действия, показанные воспитателем.

То, что дети делают из кубиков и кирпичиков, еще нельзя назвать постройкой. Кубик кладется на кубик, и это сооружение называется башней, 3-4 кирпичика, поставленные рядом на узкую грань,- заборчик. Важно, что они учатся понимать задание и выполнять его, целенаправленно действовать и получать результат.

Для того чтобы научить детей этого возраста игровым действиям, нужно по нескольку раз повторять одно и то же движение. Количество используемых деталей каждым ребенком может доходить до 4-5.

На занятиях, когда дети впервые делают постройку, воспитатель занимается отдельно с каждым ребенком. По мере усвоения действий можно группировать детей для занятия по 4-6, а к концу года - по 8-10 человек.

Основным приемом обучения детей полутора лет -

показ образца и приемов действий, сопровождаемый пояснением взрослого, словесная инструкция, относящаяся к действиям, знакомым детям.

Первая младшая группа

К трем годам дети уже могут назвать, что будут строить, способны к большей самостоятельности, могут выполнять те или иные действия без помощи взрослых, изменяя ход знакомых событий, выражая этим свое отношение к ним.

Программа конструктивной деятельности предусматривает в этой группе только конструирование из строительного материала . У детей воспитывается устойчивый интерес к строительным играм и занятиям. Они конструируют постройки из кубиков, кирпичиков, пластин, призм (трехгранных). Учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола (стоит, лежит, расположен короткой или длинной стороной к ребенку), понимать, что устойчивость зависит от положения (наиболее устойчивы кирпичики и пластины, когда лежат на широкой стороне).

Дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).

Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:

Размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд),

Накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка),

Замыкает пространство (загородка, забор, домик),

Делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Следует стремиться к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными способами: кроватку можно сделать из двух кубиков и двух кирпичиков или из трех кирпичиков (больших и маленьких для большой и маленькой кукол), домик строят из кубика и трехгранной призмы или из трех кирпичиков и призмы, в таком домике уже может поселиться матрешка.

Постройки детей могут отличаться по цвету. Такой подход развивает у ребенка умение легко находить нужные детали для самостоятельной работы.

На занятиях воспитатель организует детей в группы по 4-6, 6-8 человек. Через 1-2 месяца количество одновременно занимающихся детей увеличивается до 10-12, во второй половине года можно проводить занятия со всей группой.

Желательно, чтобы разные по форме детали, были окрашены в различные цвета (кубики - в красные, кирпичики - в желтые и т. д.). Следует обращать внимание детей на гармонию цветов в постройке (стены домика желтые, крыша зеленая; все кубики, составляющие сиденье дивана, красные, кирпичики для спинки желтые и т. п.).

Так, в процессе занятий дети учатся различать постройки по величине, форме, видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены. Ребенок называет цвет деталей, выполняя постройку с учетом ее цветового решения, чтобы каждая основная часть имела один цвет (у стола крышка одного цвета, ножки другого и т. д.).

Важно, чтобы каждый ребенок усвоил последовательность выполнения построек. Необходимо воспитывать у детей устойчивый интерес к играм и постройкам, для чего на занятии воспитатель показывает, как можно играть, предлагает детям образные игрушки, которые помогают найти новое содержание игры, развить ее сюжет.

У детей 2-3 лет следует поощрять их желание играть и строить вместе, воспитатель должен ненавязчиво помогать им в этом. Прежде всего нужно учить ребят уважать работу товарищей, помогать друг другу.

Вторая младшая группа.

Для конструктивной деятельности детей этого возраста характерна непосредственная связь ее с игрой: в только что построенный трамвай сажают кукол, трамвай едет по линии, его движение ребенок сопровождает соответствующими звуками.

Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности, что требует создания условий для удовлетворения этой потребности детей.

Ребенка все больше интересует деятельность взрослых, сверстников, в связи с чем появляются более устойчивые формы совместной игры, в процессе которой формируются умения играть вместе, оказывать помощь друг другу, обращаться к товарищу за помощью, радоваться успеху друг друга. Правда, совместные игры еще неустойчивы, кратковременны, требуют определенного руководства со стороны воспитателя.

Программа конструирования в этой группе несколько усложняется.

Основной материал для конструирования - строительный. Наборы его пополняются новой деталью - бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины), в каком положении он наиболее устойчив: когда стоит вертикально или лежит. Дети усваивают название, пользуются им в игре, учатся различать большие и маленькие бруски.

У детей закрепляются конструктивные навыки, которые они приобрели в первой младшей группе:

Располагают кирпичики, пластины на плоскости в 1-2 ряда (дорога для машин, трамвайная или железнодорожная линия),

Расставляют их вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг от друга либо плотно приставляют друг к другу (загородка для птиц или животных, забор для садика и др.).

Закрепляется умение делать несложные перекрытия - одно- и двухъярусные (ворота, вышка для голубей, домик). Причем уделяется внимание предварительному обследованию общего вида образца, а затем выделяются основные части.

Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании занятий и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед занятием.

Средняя группа.

Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение.

Опыт конструирования, полученный детьми раньше, дал им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх.

В процессе конструирования детей учат следующим техническим умениям:

замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки (для большой куклы - большую кроватку, для маленькой - маленькую, для пешеходов через речку - низкий мост, если по речке плавают теплоходы - высокий и т. п.), соразмерять постройки между собой (стол и стул, кровать и стул и т. д.). Отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения.

Дети усваивают в процессе обучения, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани устойчив; тоже устойчивы кирпичик и пластина, положенные на широкую грань, брусок, положенный на любую длинную боковую грань. Кирпичик и пластина, поставленные вертикально между кубиками или призмами, приобретают большую устойчивость.

Детей знакомят с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок. Важно, чтобы дети усвоили принцип замены, а во время исполнения постройки надо направлять их на самостоятельное решение таких задач: «Подумай, чем можно заменить кубики, если их не хватает». Это задание полезно выполнить на занятии, когда дети знакомятся с бруском. Сравнив его с другими деталями и определив его особенности, предложить догадаться, из каких деталей можно составить брусок, и самому ребенку показать, как это сделать. Для сооружения постройки преднамеренно дать меньше, чем нужно, брусков и больше кубиков, чтобы перед ребенком встала задача замены брусков кубиками.

Таким же примерно образом дети знакомятся с отношением между другими деталями: из двух кирпичиков или из двух пластин можно получить брусок и т. д.

Дети продолжают обучаться конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу в игре. Когда дети строят что-либо по образцу, они учатся его анализировать, обследовать (общий вид, основные части, детали, их пространственное расположение). Определяется также последовательность процесса выполнения постройки.

В средней группе следует обучать детей строить вместе. У каждого должен быть самостоятельный объект стройки: один строит гараж, другой - мост, предварительно договорившись, кто что будет строить. А затем уже дети вместе достраивают то, что нужно для игры (дорогу или что-то другое).

В средней группе примерно во втором квартале учебного года вводится новый вид занятий - конструирование из бумаги, коробок, катушек и других материалов. Дети обучаются некоторым операциям с бумагой: сгибать лист пополам, добиваясь совпадения при сгибе сторон и углов, приклеивать мелкие части (окна, дверь, трубу и т. п.) к основной форме.

Задача состоит в том, чтобы первые навыки, которые приобретают дети, были усвоены, чтобы в работе с бумагой и клейстером они стремились как можно точнее, тщательнее выполнить задание. Детскими игрушками из бумаги можно дополнить постройки из строительного материала, например, гирляндами флажков украсить катера. Домики, грузовики, автобусы использовать в различных сюжетных играх.

Старшая группа.

Игры детей старшей группы становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний, которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых. Действительность в играх детей отражается значительно полнее. В определении замысла и развитии сюжета появляется большая самостоятельность.

Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко. Воспитатель помогает детям правильно и точно излагать мысли.

Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.

У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться :

Сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы,

Делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии.

На занятиях конструированием из строительного материала продолжают работу по обучению детей некоторым техническим навыкам:

Соединять несколько плоскостей в одну большую,

Связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий,

Делать постройки прочными.

Ребята должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые - квадратные и т. д.

Ребята должны комплексные постройки (детский сад с участком, зоопарк, вокзал, колхоз, пионерский лагерь и т. д.) выполнять коллективно.

В старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию. На первых занятиях дети в основном строят по готовому и полуготовому образцу. Например, здания одно-, двухэтажные, с квадратным и прямоугольным основанием, простой и более сложной конструкции. В результате формируются обобщенные способы конструирования, что позволяет перейти к заданию по условиям: построить дом для 2-3 кукол, двухэтажное здание с широкими витринами на первом этаже и т. д.

Необходимо, чтобы в игре дети использовали навыки изобразительной деятельности, которые они приобрели (лепка, рисование, аппликация). Так, при создании зоопарка дети сооружают из строительного материала клетки для животных, самих животных лепят, затем раскрашивают, делают из природного материала зеленые насаждения. Выполняя задание коллективно, ребята учатся согласованно и дружно работать.

Продолжают мастерить игрушки из природного материала.

В уголке изобразительной деятельности должны быть альбомы с фотографиями поделок из природного материала. Они необходимы для того, чтобы вызвать у детей интерес к самостоятельному изготовлению игрушек.

Любые изделия, которые изготавливают дети, должны находить применение в их играх.

Подготовительная к школе группа

Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. Стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность.

Дети этой группы, как и всех других групп, занятия конструированием тесно связывают с игрой.

Дети должны знать, что для успешной работы необходимо:

Четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;

Иметь хорошие технические навыки;

Видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой. Здесь детям предлагаются тема и условия, которым должна отвечать игрушка, постройка. И в этой группе занятия конструированием тесно связаны с игрой. Нередко у детей возникает желание переделать игрушки, постройки или изготовить новые.

В подготовительной к школе группе ребята уже знают, что существуют жилые и общественные здания (школы, театры, детские сады, больницы, вокзалы), у всех зданий независимо от назначения обязательно есть фундамент, стены, крыша, окна, двери. Жилые здания, школы, больницы и т. д. могут быть разными и по величине, и по архитектуре. Поэтому при сооружении их дети строят не вообще дома, а здания конкретного назначения, например вокзал, театр, магазин и т. д., соответственно оформляя их архитектурно (у магазина - витрины, у театра - фронтон, красивый фасад с колоннами и т. д.).

В подготовительной к школе группе на занятиях конструированием из бумаги и дополнительного материала детям необходимо освоить следующие способы работы: складывать квадратный лист бумаги в 16 маленьких квадратиков, затем сделать выкройки кубика, бруска, таких же по форме коробочек, а уж потом выполнить из них игрушки;

делить лист бумаги по диагонали;

чертить круг с помощью шнурка и карандаша;

делать игрушки, складывая лист бумаги в разных направлениях;

готовить бумажные формы, которыми дети пользуются как деталями для изготовления объемных игрушек (автомашин, елочных игрушек и т. д.).

Дети 6-7 лет могут изготовить игрушки из картона, отдельные части которых делаются подвижными (зайчик шевелит ушами, Петрушка машет руками, двигает ногами и т. д.). Для таких игрушек заготавливают шаблоны из плотного картона. Дети обводят их на картоне тонким карандашом, вырезывают, раскрашивают, а затем соединяют части с помощью ниток или проволоки. Продолжается обучение комплексным постройкам, которые дети выполняют коллективно. Это - детский сад с участком, пионерский лагерь, на территории его дети строят мачту с флагом, палатки, площадку для игры в волейбол и т. д.

У детей проявляется особый интерес к технике, который следует поддерживать. Для игры давать всевозможные «Конструкторы», из которых они сами сделают различные образцы самолетов, автомашин с подвижными колесами. При этом ребята овладевают приемами работы с гаечным ключом, киянкой, гайками.

В подготовительной к школе группе дети продолжают делать игрушки из природного материала: коры деревьев, шишек сосны и ели, ореховой скорлупы, желудей, обверток кукурузных початков, птичьих перьев, репейника и т. д.

Старшие дошкольники уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой. Здесь детям предлагаются тема и условия, которым должна отвечать игрушка, постройка, например, выполнить из природного материала зверушек, которые бы свободно разместились в клетках зоопарка, сделанного из строительного материала; из круга, разрезанного по радиусу, изготовить игрушку, у которой конус будет основной частью.

Обучение детей коллективному труду - одна из важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого педагог предлагает ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе.

Особое внимание следует уделить воспитанию организованности в работе, трудолюбию. Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы.

Итоговое занятие по конструированию

в 1 младшей группе

Тема: «Домики для зверюшек»

Цель: Формировать умение добиваться определённых результатов, побуждать к обследованию строительных материалов - закреплять название, форму, величину, различать цвет. Закрепить навыки конструирования. Воспитывать желание помочь сказочным героям.

Материалы: По количеству детей - настольный строительный материал: пластмассовый и деревянный набор, лего, бумажный конструктор, ковролин 20/20 и ленточки к нему, карточка для игр с пуговицами. Разваленный домик, «дорожка», «речка», «дощечки» для мостика, «лужа», «ямка». На ковролине – деревья, птички, зверюшки, солнышко. Д/И «Дождик капает».

Ход занятия.

1. Воспитатель:

Все садитесь рядом,

Поиграем ладом.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Стоит в поле теремок

(вместе): Он не низок, ни высок

2. - Теремок развалился, ребята, посмотрите: его сломали. А давайте мы вместе построим домик: вы мне подавайте детали, а я соберу теремок.

(Совместная работа)

Ребята, вот он - домик. Из чего мы его построили? (из Лего)

Из каких частей состоит дом? (Стены, крыша, окно, дверь)

А кто жил в теремочке? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-попрыгайчик, Лисичка-сестричка, Волк-серый бочок)

А кто развалил теремок?(Мишка-косолапый)

Ребята, Мишка-косолапый совсем не хотел разрушать дом – он просто не влез. Почему не смог он влезть? (Он большой)

А домик этот какой? (Маленький)

А куда разбежались все зверюшки? (В лес)

3. - А давайте пойдём в лес и отыщем зверюшек.

Ой – а здесь – речка! Чтобы попасть в лес, нам нужно перебраться через речку. А для этого мы построим мостик. Из чего мы будем строить мостик? (из Кирпичиков)

(Раскладывание кирпичиков)

Через мостик перейти

Надо нам, ребята.

В дальний лес мы пойдём,

Там звери и зверята!

(Физминутка)

По ровненькой дорожке , (Ходьба с высоким подниманием колен)

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки , (Шагом)

Шагают наши ножки,

Через лужу – прыг . (Перепрыгивание)

Через лужу – прыг.

Через ямку – скок . (Перепрыгивание)

Через ямку – скок.

Бух – упали! (Сели на ковер)

Куда же мы попали?

Шли мы, шли –

И в лес пришли

(Обратить внимание на ковролин)

5. Работа на ковролине

Посмотрите, что растёт в лесу ? (деревья, ёлочки)

А что так ярко светит ? (Солнышко)

Вот они – наши зверюшки (на ковролине). Мы их нашли.

Поздоровайтесь, ребята. (Здравствуйте, зверюшки)

А вот и тучи, и дождик пошёл

(Рисование на ковролине – Д/И «Дождик»)

Чтобы наши зверюшки не промокли, мы построим им жилище, где они будут жить.

Мы построим не один домик, а много домов: для каждого – свой.

6. Индивидуальная работа за столом

- …, из чего ты построишь дом? (из лего).

- …, а ты? (из пластмассового строительного материала).

- …, из чего ты хочешь построить дом? (из деревянного строительного материала).

- …, из чего ты будешь строить дом? (из бумаги)

- …, из чего ты соорудишь дом? (из пуговиц)

- …, ты из чего? (из полосок-липучек)

7. Воспитатель:

- …, это что? (Крыша)

Какого цвета у тебя крыша? (Красного)

- …, как называется эта форма? (Кирпичик)

Сколько кубиков тебе понадобилось? (Два)

- …, у тебя дом какой? (деревянный, маленький)

А у – какой? (Большой)

- …, из чего сделан домик? (Из бумаги)

Какая эта фигура? (треугольник, квадрат)

- …, пуговицы какого цвета?()

Какой они форы? (Круглые)

- …, крыша твоего дома какого цвета? (Красного)

А что это? (Окно) Какого цвета оно?

8. Обыгрывание

Ребята, как вы думаете, кого мы поселим в домик, который построил Максим? (Мишку) Почему? (Он – самый большой)

Какой домик самый маленький? Кого мы туда поселим? (Мышку)

Лягушку-квакушку в какой дом поселим?

Волк-серый бочок где будет жить?

Куда хотите поселить зайчика? Лисичку-сестричку?

(Дети отцепляют животных из настенного ковролина и распределяют животных по домам)

9. Итог занятия

Мы поселили всех зверюшек в домики. Им там хорошо. Будут они жить дружно, ходить друг к другу в гости.

Они очень обрадовались и поблагодарили вас за ваше старание. Спасибо, молодцы. И приготовили лесные угощения – орешки.

Мы тоже поблагодарим их за угощения – скажем «спасибо!»


Конструирование - один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Конструирование в детском саду»

Одной из основных особенностей строительно-конструктивной игры является то, что в её основе лежат конструктивные умения и способности.

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр.

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций.

Взаимосвязь конструирования и игры:

Важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими.

Ранний возраст: конструирование слито с игрой.

Младший дошкольный возраст: строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. (Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость строить корабль.)

Старший дошкольный возраст: строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная игра. (Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.)

Творческий характер игры определяет:

  • наличие игрового замысла,
  • его свободное развитие,
  • вариативность решения созидательной задачи,
  • интерес детей к процессу деятельности,
  • наличие воображаемой ситуации.

Между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия:

  • в сюжетно-ролевой игре отражаются, прежде всего, разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми;
  • в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество.

Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т. д.

Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания (использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу и т. п.). В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов и форм конструирования, которым должны овладеть дети:

Виды детского конструирования:

1) Из строительного материала.

2) Из бумаги.

3) Из природного материала.

4) Из бросового материала.

5) Из деталей конструкторов.

6) Из крупно - габаритных модулей.

Формы организации обучения конструированию:

1) Конструирование по образцу.

2) Конструирование по теме (подводит ребёнка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы её ограничены темой).

3) Конструирование по замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребёнок решает все задачи самостоятельно).

4) Конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определённые параметры (вид строительного материала, цвет, размер, количество), исходя из которых ребёнок должен самостоятельно выполнить постройку).

5) Конструирование по модели (вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия) – ребёнок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.

6) Конструирование по чертежам и схемам.

Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность, в которой дети отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними.

Воспитательное и развивающее влияние

строительно-конструктивных игр на ребёнка

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребёнка:

  • творчества,
  • конструктивного мышления,
  • пространственного воображения,
  • фантазии,
  • создавать различные модели,
  • знаний цвета, величины, формы.

В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство.

В процессе строительно-конструктивных игр взрослый учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя её в целом, осуществляют анализ и синтез постройки.

Строительные игры способствуют формированию положительных взаимоотношений между сверстниками. Строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, умения доводить начатое дело до конца; видеть результат коллективного труда, его пользу.

Строительно-конструктивные игры – это возможность овладеть точным словарём (обогащается речь), выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх - вниз, длинный - короткий и т. п.

В строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.

Таким образом, строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребёнка-дошкольника.

Условия для игр со строительными материалами

Для строительно-конструктивных игр должны быть созданы специальные условия: наличие необходимого строительного материала.

Различаются следующие виды строительного материала:

  • природный (песок, снег);
  • подсобный (доски, ящики, коробки и др.);
  • специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Лего»; мозаика:
  • геометрическая,
  • круговая,
  • мелкая

Необходимо обеспечить время в режиме дня и место для данных игр.

Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, устойчивым, соответствовать возрасту детей.

  • Мелкий строительный материал и конструкторы лучше хранить в шкафу или на стеллаже доступно для детей.
  • Крупный строительный материал располагается вдали от столов, т. к. строительные игры требуют большего пространства, так как дети часто объединяются в группы по несколько человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки.

Обычно для хранения строительного материала отводится постоянное место – строительный уголок. Детали складываются аккуратно, устойчиво, с целью соблюдения техники безопасности. Дети младшего возраста берут материал и укладывают его после игры с помощью взрослого, а старшие дошкольники все это делают самостоятельно. Детей нужно обязательно познакомить с порядком хранения строительного материала, требовать аккуратного с ним обращения и бережного отношения к постройкам. Для обыгрывания построек необходимо создавать условия, подобрав мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т. д.). Важным условием для строительно-конструктивных игр является их тема .

Например:

во второй младшей группе (3-4 года) – ворота, дорожки, грузовая машина, мебель для кукол, домики, башенки, гараж, поезд, загородки для животных, птиц и т. д.;

в средней группе (4-5 лет) – двухэтажные дома, пароход, горка со скатом, гараж для двух машин, мост, железная дорога и поезд и т. д.;

в старшей группе (5-6 лет) – самолёт, разные автомобили, улица, детский сад, зоопарк, пароходы разные, мосты пешеходный и автомобильный и т. д.;

в подготовительной группе (6-7лет) - сказочные домики, речной и железнодорожный вокзалы, театр, многоэтажные дома, самолёты разные, метро, теремок по сказке и т. д.

со строительным материалом

Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причём эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е. А. Флерина, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребёнка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.

Основные умения дети приобретают:

  • в процессе обучения на занятиях по конструированию;
  • в совместной деятельности со взрослым;
  • а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры.

Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель использует различные приёмы:

  • по образцу
  • по схеме
  • по замыслу

В младших группах дети строят по образцу. Взрослый строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

По схеме: сначала проводим анализ схемы, выбор материала.

Выполнение постройки:

Параллельно Поочерёдно

По одной схеме создаётся с поочерёдным выкладыванием деталей.

Взрослый выполняет свою работу и ребёнок свою.

По замыслу: обсуждается тема, материал, характеристики постройки (размер, цвет, материал). Ребёнок выполняет постройку по замыслу. Если взрослый сам что-то строит для детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать нужные детали, подать материал и т. д.

Дети 3-4 лет уже могут играть рядом , поэтому задача взрослого учить играть, не мешая друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.

Руководство строительно-конструктивными играми

с природным материалом

Для строительно-конструктивных игр в дошкольных учреждениях можно использовать природный материал: снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т. п.

Строительно-конструктивные игры из природного материала развивают у детей творчество, конструктивное мышление, художественный вкус.

Способы чувственного познания, умение выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в игре. Однако без специально организованного обучения игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Природные свойства материалов ребёнок познает чувственным путём.

Дети очень любят игры с песком. Песок – недолговечный строительный материал. Дети с увлечением строят из песка замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т. д. Но как только песок высыхает – созданные постройки рассыпаются. Поэтому песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном состоянии. Маленькие дети с удовольствием осваивают приём формовки из песка, используя специальные формочки, совочки, маленькие ведерки, игрушки с подставкой или на палочке, чтобы воткнуть в песок. Взрослый, обогащая сенсорный опыт детей, учит правильно называть признаки и свойства песка.

В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом. Младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Самый простой приём – лепка, если снег липкий. Можно вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т. п. В присутствии детей можно слепить снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих веточек, сучков. Играя, малыши усвоят представления о свойствах снега и способах игры с ним.

Интересно познакомить и с приёмами строительства из утрамбованного снега, собранного в течение длительного времени в одном месте. Это великолепный материал для снежных кирпичей, из которых можно делать разнообразную снежную скульптуру и архитектурные постройки. В дошкольных учреждениях для развлечений детей широко распространены снежные горки, в строительстве которых они принимают активное участие.

Прекрасный материал для строительно-конструктивных игр – камешки, шишки, палочки, листья. Можно учить детей выкладывать узоры из камешков на песке, из листьев. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет. Эти игры очень полезны для развития пространственной ориентировки. Из шишек можно делать различные образы (человечков, зверюшек).

Таким образом, для развития и расширения содержания строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение конструктивным умениям в специально-организованной, в совместной и в самостоятельной деятельностях. Строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста способствуют развитию сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю.


Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

  1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка . Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
  2. Конструирование также способствует развитию образного мышления : ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
  3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
  4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
  5. 5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
  6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 - 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

К 3 - 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.

Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские» названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.

К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо. Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.

К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание детей к архитектурным и художественным достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты, башни, маяки).


После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.

Егорчева Наталья Валерьевна, воспитатель
МБДОУ д/с №53 «Елочка», г. Тамбов

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта, пространства. Дети что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в разных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мысленных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения) . Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития. И помогает ему в этом замечательные игрушки, специально для этого придуманные и сделанные, такие, как прекрасный конструктор ЛЕГО. Одной из основных задач обучения конструированию детей дошкольного возраста является формирование у них необходимых технических умений и навыков работы с объемным деревянным строительным материалом, а также конструктором ЛЕГО и др.

Играя с конструктором, малыш учится обдумывать и создавать схему будущей постройки, подбирать детали с учетом возможностей их использования, придумывать оформление, приемы изготовления, познает основы графической грамоты, учится пользоваться схемами и чертежами, техническими рисунками. Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.

Но одни игрушки, как бы они ни были хороши, не могут принести такой пользы, которую можно от них получить. Для того чтобы возникла совместная деятельность детей, необходимо целенаправленное руководство взрослого. Таким организатором может быть не только воспитатель, но и родитель.

Участие в совместных играх с детьми дает взрослым возможность понять интересы и раскрыть способности своего ребенка, научиться устанавливать с ним доверительные отношения. Кроме того, материал знаком взрослым еще с детства, они знают его возможности, работа с деталями конструктора им тоже интересна. Учитесь и учите. Подарите себе и ребенку минуты радости. Игры должны быть очень эмоциональными, используйте стихотворения - речевки, какие вам больше нравятся и подходят, не забывайте хвалить ребенка.

Каждый ребенок рождается со способностями, которые можно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.

Литература:

Петрова, И. Него - конструирование. Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3~7 лет [Текст]// Дошкольное воспитание. -2007. -№ 10.