Еще раз о пенсиях. Что надо знать будущим и нынешним пенсионерам

Это будет экономическая катастрофа

Вчера впервые официально правительство на своем заседании обсудило проблему повышения пенсионного возраста. До выборов тема поднималась не раз, но президент и правительство всегда говорили «не время», «не стоит спешить», «аккуратно» и т. п. Впрочем, как «официально»? Правительства-то еще нет…

Но тут вдруг как с цепи сорвались - торопятся, бояться не успеть. Медведев прямо в своей первой речи в качестве выдвинутого кандидата в премьер-министры обещает в кратчайший срок внести пенсионную реформу в Думу. А теперь торопится сделать текст, хотя правительство еще не назначено, министров нет, какое уж обсуждение столь важной и касающейся каждого в нашей стране проблемы… В пятницу, завтра президент грозится утвердить состав кабинета министров, но они собрались за день до этого. Прямо заговорщики какие-то!

Почему неспешность сменилась почти лихорадочной спешкой?

Очень правительство хочет успеть принять закон еще на весенней сессии - до конца июля 2018 и ввести его в действие в 2019, чтобы в бюджет-2019 уже заложить полученную экономию.

В этом весь смысл нового медведевского пенсионного закона - отнять у людей деньги. У тех кому исполняется/исполнится 60 ⁄ 55 лет (мужчины/женщины). Отнять их пенсию. Задержать ее выплаты на время, в перспективе - на 5 лет.

Возражения есть:

- Моральн ые: после 4 лет падения реальных доходов населения у людей вновь отбирают деньги.

- Демографическ ие: срок жизни мужчины в стране - 66,5 года. Он будет 40 лет работать на пенсию и получать ее 18 месяцев. Продолжительность здоровой жизни в стране - 63,5 года (данные ВОЗ, причем это средние данные, для мужчин - явно намного ниже), как можно повышать пенсионный возраст до 65? Какая уж тут демографическая необходимость? Чистое жульничество.

- Этическ ие: важнейший закон, касающийся всех и каждого правительство хочет протащить по ускоренной процедуре, без особых обсуждений,

Но остановимся на макроэкономике .

Повышение возраста выхода на пенсию - это даже не ошибка, это катастрофа. Они там, в правительстве, не понимают, что отнимая у людей деньги они тормозят потребительский спрос в стране, а значит тормозят экономический рост. Рубят сук, на котором сидят. И так нет роста, они наносят по нему еще один удар.

При спаде никаких пенсионных проблем решить нельзя даже за счет повышения возраста выхода не пенсию. Только при росте. Реальный (а не приписанный Росстатом, как сейчас) рост ВВП хотя бы на 1,5-2% в год с запасом перекроет все возможные негативные демографические тренды. А уж рост на 4% (как обещано - выше среднемирового) вообще позволяет забыть о них раз и навсегда и больше не возвращаться к этой проблеме лет еще этак 20.

Когда вы слышите, что повышение пенсионного возраста неизбежно - вас обманывают, когда начинают приводить демографические аргументы - они жульничают. Типичный прием иллюзиониста: отвлекают ваше внимание разговорами о демографии, а сами другой рукой вынимают из вашего кармана деньги. Следите за руками!

Лукавство демографических аргументов за повышение пенсионного возраста

Демографический аргумент 1

Повысилась продолжительность жизни - надо повышать и пенсионный возраст.

В чем лукавство?

Продолжительность жизни в 2017 году по Росстату составила 72,7 года. Это всего на 3 года выше, чем в середине 60-х годов - более полувека назад (данные Росстата). Тогда никто не ставил вопроса о повышении пенсионного возраста… И тогда СССР входил в 5-ку стран с самой высокой продолжительностью жизни. Сейчас - Россия еле-еле попадает в сотню. Мир за эти полвека ушел далеко вперед, а мы только-только выкарабкались из ямы.

Повышение продолжительности жизни произошло не за счет роста реального срока дожития стариков, а за счет сокращения младенческой смертности. Младенческой, а не старческой. С ростом продолжительности жизни старики на пенсии не стали жить намного дольше, как может подумать неискушенный читатель.

Демографический аргумент 2

Происходит старение населения. На 1 работающего слишком много стариков, он не вытянет такой ноши.

В чем лукавство?

1. Никаких радикальных изменений тут не ожидается.
По среднему прогнозу Росстата в 2018 году на 100 работающих приходится 79 неработающих (46 стариков и 33 ребенка). Через 20 лет, в 2036, демнагрузка вырастет до 85 неработающих (т. е. всего на 8% за 18 лет!). Число стариков вырастет на 22% - до 55, зато число детей сократится на 12% - до 29. Если никаких резких изменений тут не ожидается, то зачем нужны резкие изменения в пенсионном законодательстве?

2. Считать надо не возраста, а фактически работающее и неработающее население.
И тогда мы увидим поразительную картину: демографическое сокращение людей в рабочих возрастах в России с лихвой перекрывается ростом числа работающих пенсионеров. Так было все нулевые и десятые годы. Число работников вопреки демографии не падает. Проблемы просто нет. Она - высосана из пальца.

Еще раз: все рассуждения о том, что повышение пенсионного возраста неизбежность, - это вранье. Демографические аргументы не выдерживают критики ни с какой стороны. Это решение - всего лишь еще одна возможность для правительства залезть к нам в карман и не платить нам пенсии.

Детали новой пенсионной реформы

Возраст выхода не пенсию:

Сейчас 60 ⁄ 55 лет (мужчины/женщины)
Минфин : 65 ⁄ 63
Минтруд : 65 ⁄ 60

Кстати, вот отношение людей к этой идее: Опрос HeadHunter, опубликованный неделю назад:

6% согласны повысить (в основном 63/60),
53% - не менять,
35% - понизить (54/50).

За снижение возраста высказались вовсе не те, кому скоро получать пенсию, а молодые (18-25 лет). 51% их так считают. Не потому что хотят поскорее на пенсию, а потому, что старшие поколения занимают трудовые места, в т.ч. высокооплачиваемые. А из старшего поколения, которое уже подумывает о пенсии (старше 45 лет), за снижение возраста высказалось только 17%, а 71% - за то, чтобы оставить все без изменений.

Понятно, как к этой идее относятся люди. И почему Медведев стал таким решительным только после выборов. Ему нет дела до 147 млн человек, живущих в стране, у него только 1 избиратель. Который, очевидно, и поручил ему провернуть эту грязную работенку. Вопреки очевидному мнению людей. Именно сейчас - в надежде, что до следующих выборов «пар» будет выпущен. Нет! Путин и Медведев навсегда останутся людьми, которые отобрали у людей пенсии.

Скорость повышения пенсионного возраста:

минфин : на год каждые полгода - формула: 1/0,5
минтруд : на год каждый год - 1 ⁄ 1
Матвиенко (глава СовФеда): на полгода каждый год - 0,5/1

Ну, вы понимаете, что между вариантами минфина и минтруда никаких различий нет: это фактически разовое повышение возраста на 5 (8) лет. Никакой мягкости, аккуратности и т. п. Конечно, это чрезмерно жесткая позиция, она не пройдет. В нее явно заложен отступной маневр. В ходе обсуждения в Думе правительство отступит на заранее подготовленные позиции - повышение на полгода в год (уже нечаянно озвученные Матвиенко). А что? Заодно и «ЕдРо», возглавляемое Медедевым, очки наберет: ведь вот как эффективно борется за права людей…

Не забывайте, на подходе еще реформа накопительной пенсионной системы, разработанная минфином и ЦБР. Она заключается в том, что все сегодняшние отчисления на накопительную пенсию окончательно заберут в бюджет, а на новую накопительную систему введут новые начисления - поверх уже имеющихся… И как водится у наперсточников, снова отвлекут внимание от сути разговорами о «пенсионном капитале» и т. п.

Правительство после замены индексации пенсий разовой компенсацией (январь 2017) решило, что дурить пенсионеров (и работающих по поводу их пенсии) можно бесконечно и в любых масштабах и после выборов совсем потеряло всякий стыд

Повышение пенсий, увеличение соцвыплат и пособий... Какие ещё изменения ждут россиян в ближайшее время?

Пенсионерам - прибавка...

В этом году правительство вернулось к обычному порядку индексации страховых пенсий (по старости, инвалидности, потере кормильца и др.) - их повысят 1 февраля строго по уровню инфляции по итогам предыдущего года. По расчётам Росстата, инфляция в 2016 г. была 5,4%, а значит, именно на эту цифру и вырастет доход российских пенсионеров. Понятно, что пенсии у всех разные и у каждого прибавка в рублях будет иметь свой показатель. В среднем же, по данным Минтруда РФ, размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров увеличится на 703 руб. - с 13 152 до 13 855 руб.

«Индексация коснётся больше 31,4 млн неработающих пенсионеров. Работающие будут получать пенсию с учётом пропущенных индексаций после завершения своей трудовой деятельности», - пояснил «АиФ» Станислав Дегтярёв, пресс-секретарь Пенсионного фонда РФ . К примеру, если пенсионер перестанет работать летом этого года, пенсию ему прибавят сразу на 9,4% (4% индексация в 2016 г. + 5,4% индексация в 2017 г.). Мало того, если вдруг осенью он вновь захочет вернуться на работу, по закону индексацию ему никто не срежет - он так и будет продолжать получать повышенную пенсию.

...и ещё одна

На днях из правительства пришла ещё одна хорошая новость. Оказывается, индексаций страховых пенсий в этом году будет не одна, а две - 1 февраля и 1 апреля.

«Минтруд готовит ещё один нормативный акт правитель­ства, потому что с 1 апреля этого года мы должны доиндексировать ещё раз пенсии в соответ­ствии с законом о бюджете РФ», - сообщила Ольга Голодец в конце января на совещании Дмитрия Медведева с вице-премьерами.

Дело в том, что расходы в бюджете Пенсионного фонда РФ на индексацию с 1 февраля 2017 г. фиксированной выплаты к страховой пенсии были предусмотрены исходя из прогнозной инфляции в 5,8%, а в реальности вышло 5,4%. (Напоминаем - страховая пенсия состоит из фиксированной выплаты в размере примерно 5 тыс. руб. и накопленных человеком пенсионных баллов. - Ред.) «В связи с этим Правительство РФ вправе принять решение о дополнительном увеличении с 1 апреля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии», - уточняется в пояснительной записке к документам. Речь идёт о том, чтобы 1 апреля увеличить фиксированную выплату на 0,38% , что приведёт к общему повышению страховых пенсий. Понятно, что индексация 1 апреля будет не столь ощутимой, как 1 февраля, но даже небольшая прибавка пенсионерам точно не помешает.

«Что касается дальнейшего повышения пенсий в течение 2017 г., то с 1 апреля также пройдёт индексация социальных пенсий, а в августе произойдёт традиционный перерасчёт страховых пенсий работающих пенсионеров, - рассказывает Станислав Дегтярёв. - При этом в течение 2017 г. минимальный уровень пенсионного обеспечения пенсионеров будет по-прежнему не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где он живёт». Социальную доплату до уровня прожиточного минимума выплачивает региональный или федеральный бюджет, и обращаться за ней пенсионерам не надо - Пенсионный фонд начисляет её автоматически.

Кстати, к 1 февраля должна закончиться выдача единовременной выплаты в 5 тыс. руб. для всех пенсионеров (гражданских, военных и др.), проживающих на территории России. Поэтому, если вдруг вы не получили эти деньги, обращайтесь в Пенсионный фонд и выясняйте, в чём проблема.

Соцвыплаты увеличат

1 февраля повышение пенсий ожидает не только гражданских пенсионеров. Как сообщили «АиФ» в Комитете по обороне Госдумы РФ, в федеральном бюджете РФ на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг. размер денежного довольствия военнослужащим, учитываемого при исчислении военной пенсии, с 1 февраля 2017 г. предлагается установить в размере 72,23%. Это позволит увеличить реальный размер военных пенсий на 4%.

«С 1 февраля 2017 г. на 5,4% также будут проиндексированы многие социальные пособия - ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) инвалидам, ветеранам, чернобыльцам, пособия при рождении детей, по уходу за детьми, другие виды социальной поддержки. Необходимые финансовые средства для этого в бюджете предусмотрены», - сообщила Мария Исянова, советник министра труда и социальной защиты РФ.

Социальные пособия сильно разнятся (есть ежемесячные выплаты в размере почти 60 тыс. руб., а есть - 600-800 руб.), по­этому их точные цифры с учётом новой индексации стоит узнать на сайтах Пенсионного фонда (ЕДВ для инвалидов, ветеранов и др.) и Фонда социального страхования (детские и материнские пособия). Единственная выплата, которая в этом году не будет проиндексирована, - материн­ский капитал. Его размер останется прежним - 453 тыс. руб.

Паспорта - в МФЦ

Ещё одно изменение ожидает россиян с 1 февраля: теперь во всех многофункциональных центрах (МФЦ) можно будет получить российский и заграничный паспорта, а автолюбители смогут обменять свои водительские права. В МФЦ даже можно будет оформить загранпаспорт нового поколения. Их обязан будет выдавать хотя бы один центр в городе и районе с населением более ста тысяч человек. Это касается и городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Получив «письма счастья» от Пенсионного фонда РФ (ПФР), наиболее въедливые россияне подсчитали, что указанные суммы гораздо меньше тех, что перечислили с их зарплат на будущие пенсии. Где остальное?

У многих из тех, кто скрупулёзно подсчитал свои соц­взносы, со счетов «пропало» до 20 тыс. руб. за год. Если столько же списывается с каждого работающего, то деньги получаются немалые. Звучат обвинения в адрес ПФР в том, что он тратит их на собственные нужды.

Официально отсутствие всей суммы на счетах объясняют тем, что медленно обрабатывается информация и «всё будет, но позже». В пресс-службе ПФР «АиФ » возможную недостачу пояснили так:

Из 26% (сейчас в пенсионных письмах отражены отчисления за 2010 г., когда от зарплаты перечисляли именно столько) 16% «фиксируются» на счёте: 10% - как страховая часть пенсии, 6% - как накопительная. Оставшиеся 10% идут на финансирование базового размера пенсии нынешних пенсионеров.

ОТЧИСЛЕНИЯ С НАШЕЙ ЗАРПЛАТЫ НА БУДУЩУЮ ПЕНСИЮ
Тариф пенсионных взносов Взимается с базы заработка до (тыс. руб./год) Максимальный обязательный взнос на пенсионный счёт (тыс. руб./год) Средняя пенсия (тыс. руб./год)
2010 г. 20% 415 83 93,6
2011 г. 26% 463 120,4 102
2012 г. 22% 512** 112,6** 112,8 (прогноз)
*Некоторые организации имеют право платить за своих работников льготный тариф: 8 - 20,8% от зарплаты.
**Плюс 10% с суммы сверх этого базового заработка.
С 2012 г. работодатель обязан будет платить страховые взносы и за иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ (т. е. за официально трудоустроенных гастарбайтеров).
Подготовлено «АиФ » по данным ПФР

Тем временем каждый год в бюджете ПФР (он утверждается отдельно от бюджета страны!) всё больше средств не хватает на текущую выплату пенсий . Руководство фонда говорит, что дыра образовалась из-за снижения взносов с зарплат. Хотя на протяжении многих лет Счётная палата, проверяя работу ПФР, упрекает фонд в том, что он должен искать резервы внутри себя и так и не научился зарабатывать. Зато научился тратить...

Сергей Степашин, глава Счётной палаты , как-то заметил:

Если вы приедете в любое место, вы увидите два самых красивых здания в затрапезном городе. Это Сбербанк и Пенсионный фонд. Ну вообще, надо скромнее быть .

Едва ли не ежегодно выявляются нарушения в финансировании строительства шикарных зданий фонда (так, в 2011 г. Счётная палата предъявила претензии к отделению ПФР в Ставрополье). Тем не менее в бюджет ПФР на следующие 3 года закладывается по 3 млрд руб. на новое строительстве. По 100 млн руб. ежегодно выделяют на субсидии для покупки жилья сотрудникам фонда. Можно сказать, что это «копейки» в масштабах всего бюджета и хорошо, что ПФР так заботится о своих работниках... Но кто защитит интересы пенсионеров, которые находятся на грани выживания?!

Несмотря на все эти побочные расходы, сокращение трат на собственные нужды как мера борьбы с дефицитом ПФР даже не обсуждается .

Много тратится на доставку пенсий. Эти расходы в несколько раз больше, чем принятые международные нормы, - пояснила нам Оксана Дмитриева, экс-министр труда и соцразвития РФ . - Пенсионный фонд сейчас сам собирает соцсборы, хотя эту функцию могли бы исполнять налоговые органы - это сократило бы раздувающийся аппарат ПФР.

Возможно, чиновникам стоило бы больше думать об эффективной работе пенсионной системы, а не о собственном быте?

Страны, в которых планируется/предлагается повысить пенсионный возраст

Пенсионный возраст будет повышаться:

Австралия: до 65 лет у женщин к 2014 г.
Австрия: до 65 у женщин в 2024-2033 гг.
Великобритания: до 65 у женщин в 2010-2020 гг.
Венгрия: до 65 у мужчин к 2018 г. и у женщин к 2020 г.
Германия: до 67 в 2012-2029 гг.
Греция: намечено повышение среднего пенсионного возраста до 63 лет к 2015 г. (сейчас 61)
Дания: до 67 после 2017 г.
Италия: до 62 лету женщин с 2012 г., до 66 с 2018 г., у мужчин -сразу до 66лет с 2012г.
Нидерланды: до 67 лет (план.)
Словакия: до 62 у женщин к 2014 г.
США: до 67 лет поэтапно
Франция: до 62 в течение 8 лет
Юж. Корея: до 65 к 2033 г.

Россия :
Как ранее заявил премьер-министр Владимир Путин, «мы не планируем, во всяком случае в ближайшее обозримое время, поднимать пенсионный возраст»
.

Очень много эмоций, и очень мало фактического материала.

Попробую немного изменить соотношение эмоций и фактов в пользу фактов. Из-за его обилия разделю его на несколько частей.

Часть первая. Дырка в кармане.

Посчитаем денежки в пенсионном фонде.

Год Страховые взносы, трлн (*) Накопительные взносы Итого Выплачено пенсий Дефицит (**)
2010 1,9 0,36 2,26 3,7 1,44
2011 2,44 0,42 2,8 4,1 1,28
2012 2,56 0,44 3,0 1,5
2013 2,94 0,52 3,46 5,25 1,79
2014 3,7 0,08 3,8 5,4 1,63
2015 3,9 3,9 6,2 2,34
2016 4,1 4,1 6,4 2,3
2017 4,5 4,5 7,2 2,69

* - данные округлены

** - расчёт

Источник - пфр.

Как видим, дефицит средств для выплат пенсий - свыше трети. Покрытие этого дефицита осуществляется за счёт бюджета.

Тут возникает определённая проблема: часть выплат бюджет обязался финансировать изначально, это относится к государственным пенсионерам, социальным пенсионерам. Часть обязательств возникла по ходу дела: доплата к социальной пенсии до минимального уровня жизни , компенсации выпадающих доходов ПФР из-за изменений законодательства. кроме того, ПФР платит деньги не только пенсионерам.

Вот так выглядит разблюдовка за один из годов:

В 2016 году средства федерального бюджета, переданные бюджету ПФР на перечисленные направления, увеличились на 41,6 млрд рублей и составили 1 272 млрд рублей (37,9% всего трансферта).

Наибольшая часть средств была выделена на выплату пенсий по государственному обеспечению (393,6 млрд рублей), ежемесячную денежную выплату (356,7 млрд рублей), предоставление материнского капитала (346,9 млрд рублей).

Средства федерального бюджета так же направлялись на повышение страховых пенсий, что включает в себя валоризацию пенсий по старости и индексацию стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты, а также на финансирование льгот, предоставляемых государством ряду категорий граждан и страхователей по обязательному пенсионному страхованию.

К таким льготам, в частности, относятся досрочный выход на пенсию и включение в стаж социально значимых периодов жизни. Для организаций и предпринимателей льготы предусматривают пониженные тарифы по уплате страховых взносов, в связи с чем средства федерального бюджета направляются на обеспечение выпадающих доходов Пенсионного фонда .

Всего на финансирование указанных направлений из федерального бюджета было выделено 2 069,6 млрд рублей (61,7% всего трансферта). Наибольший объем средств поступил на валоризацию страховых пенсий (676,9 млрд рублей), компенсацию пониженных тарифов страховых взносов (392 млрд рублей), выплату пенсий, назначенных досрочно (307 млрд рублей), индексацию стоимости пенсионного балла (225,5 млрд рублей).

В целом размер переданных Пенсионному фонду средств из федерального бюджета составил в 2016 году 3 355,3 млрд рублей, или 44% всех доходов Фонда.

Свести всю эту важную, но разнородную информацию воедино не представляется возможным.

Поэтому я предлагаю взглянуть на вопрос трансферов с точки зрения правительства, где ПФР представляется единым получателем:

Год Трансфер в ПФР, млрд Из него на мат.капитал Всего расходов фед.бюджета % трансфера в расходах, %
2010 2640 99 10117 26,1
2011 2400 174 10926 22
2012 2800 208 12895 21,7
2013 2840 241 13343 21,3
2014 2410 301 14832 16,2
2015 3100 329 15620 19,8
2016 3355 347 16416 20,4
2017 3677 330 16420 22,4

Источник - Минфин

Как видим, заморозка пенсий действительно привела к снижению расходов бюджета на трансферты в пенсионный фонд, но этот эффект оказался временным.

Здесь есть ещё один негативный момент.

До 2014 года пенсионная система Рф строилась по гибридной схеме, включавшей как накопительную, так и распределительную часть. В 2014 году от накопительной системы отказались (она осталась сугубо добровольной), но систему это не спасло. А накоплений в ПФР, то есть хотя бы небольшой подушки, не осталось.

Как видим, ПФР представляет собой стремительно расширяющуюся дыру в государственном кармане.

А теперь посчитаем тех, кто пенсии получает.

Часть вторая: семеро с ложкой

Количество пенсионеров растёт.

Пенсионный фонд даёт вот такие данные:

За 7 лет число пенсионеров выросло на 3,8 млн, или на 9.6%.

Но и это ещё не всё. За прошедшие годы выросла и продолжительность жизни людей пенсионного возраста . Вот какие данные приводит Росстат:

За 11 лет ОПЖ мужчин-пенсионеров выросла на 2,82 года, или на ~21%, женщин-пенсионеров - на 2,95 лет, или на ~13%.

То есть не только увеличилось число пенсионеров, но и увеличилась продолжительность их жизни.

Дай им всем Бог здоровья и ещё более долгой жизни, конечно.

С точки зрения ПФР, однако, этот фактор есть дополнительная финансовая нагрузка. А с финансами у него и так не ахти.

На развитие ситуации надо взглянуть ещё в одном разрезе.

Часть 2.5: А сколько с сошкой?

Самым простым способом оценки является соотношение количества людей трудоспособного возраста к количеству людей. По данным Росстата, получается такая картина:

В 1959 соотношение "трудоспособные / пенсионеры" составляло 5 к 1, в 1970-е - ~4 к 1, с конца 80-х и по 2008 - 3 к 1. Затем это соотношение стало стремительно приближаться к 2 к 1.

Демографический прогноз до 2035 года говорит, что это соотношение к 2036 году изменится до 55-58% (людей пенсионного возраста в % от людей трудоспособного возраста).

С учётом того, далеко не все люди трудоспособного возраста работают и перечисляют страховые взносы в ПФР, каждому работающему придётся кормить как минимум одного пенсионера.

Если взять более подробные данные прогноза и посчитать это соотношение для новых параметров выхода на пенсию (мужчины - с 65, женщины - с 63 лет), то соотношение станет равным 35-38%. Оно примерно соответствует концу 00-х и представляется вполне допустимым с точки зрения фискальной нагрузки.

Всё вышеперечисленное выглядит довольно сильной аргументацией в пользу пенсионной реформы . Однако у населения есть свои весомые аргументы.

Часть 3: жить будем плохо, зато недолго

Выше я уже приводил данные по возрасту дожития на пенсии. Он, конечно, растёт. Однако в сравнении с другими странами он выглядит достаточно бледно, А после проведения пенсионной реформы (без учета падения смертности) будет выглядеть ещё хуже. Получается примерно такая картина:

Для мужчин:

Страна (п.в) Возраст дожития

Вероятность дожить до пенсии в 30

Австралия (65) 20,1 89,60%
США (65) 18,1 81,80%
Германия (65) 18,1 86,10%
Египет (60) 15,5 81,10%
Россия (60) 16,1 72,70%
Россия (65) 13,3 62,70%
Бразилия (65) 16,2 77,20%

Источник - ВОЗ.

В настоящий момент, возраст дожития мужчин на пенсии не дотягивает даже до бразильского, немного опережая египетский. С поднятием пенсионного возраста, возраст дожития станет совсем уж мизерным.

Более того, вероятность 30-летнему человеку дожить до пенсии, и без того не слишком большая, снижается ещё на 10%, достигая ужасающих 63%. Каждый третий до пенсии просто не доживёт.

Методика расчёта:

Смотрим параметр ix - number of persons left alive at age x, т.е. количество доживших из 100000 до возраста начала диапазона, при неизменных коэффициентах смертности на указанный год.

Берём значение диапазона 30-34, для мужчин РФ оно равно 95797,85, и на начало того диапазона, для которого хотим посчитать вероятность. Для возраста 60 это число 69670,91, ля возраста 65: 60084,27. Соотношение этих чисел и даёт искомую вероятность.

Для женщин

У женщин ситуация сильно лучше. На текущий момент, и вероятность дожить до пенсии, и возраст дожития - одни из самых высоких в мире. Однако после реформы эти соотношения существенно изменится, и станет ниже среднего, хотя и останется в абсолютных величинах довольно высоким.

Выводы.

Пенсионная реформа носит вынужденный характер. Её проведение позволит несколько стабилизировать плачевную ситуацию с финансами ПФР.

При этом, для мужской части населения эта реформа носит крайне жестокий характер: по нынешней ситуации. до пенсии будут доживать далеко не все. а та часть, что доживёт, будут к тому моменту дряхлыми стариками.

Увеличение пенсионного возраста для женщин при этом выглядит намного менее болезненным.