Естественное родительство. Знакомимся с окружающим миром

Ваш малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает понимать, что чувствует мама и что – он сам.

Не секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»…

Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг!

Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же.

Ребенку 10 месяцев

  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ребенку 11 месяцев

  • К 11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
  • Дайте малышу коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее, показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку. Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть.
  • Может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо.
  • Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  • Способен делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
  • Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
  • Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
  • Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
  • К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» - падение, «фа» - шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.

Ребенку 12 месяцев

На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…

Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.

Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.

Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.

Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.

Кризис первого года

Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.

И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.

Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих (или наших) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.

Приметами кризиса первого года являются:

Проблемы второго полугодия

  • постоянное вредное для себя поведение;
  • безостановочный онанизм;
  • неумение имитировать звуки и жесты;
  • общая апатия;
  • отсутствие любимых игрушек и занятий;
  • постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту!

У вашего малыша круглая дата – десять месяцев. Он теперь многое понимает и умеет. Вы начали замечать появление индивидуальности у крохи. Теперь он стремится к самостоятельности, проявляет характер: активно двигается и лепечет или напротив, так сосредоточенно занимается чем-то, что вы не решаетесь помешать. И действительно, ребенок в 10 месяцев, пытаясь подражать вам, уже настойчив в достижении своих целей и возмущается, если кто-то препятствует ему.

Что нового в физическом развитии в 10 месяцев?

Малыш на столько активен, что прибавка в весе начинает уменьшаться по сравнению с предыдущими периодами в его жизни. За десятый месяц кроха прибавляет в весе до 300 – 450 г, а в росте около 1 – 1.5 см. В 10 месяцев ребенок имеет массу тела 8.5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 71 – 74 см (± 3 см).


Что умеет малыш к концу 10-го месяца

  1. Ребенок поднимается на ножки и стоит без опоры. Если взять его за одну ручку, то делает попытки передвигаться. Некоторые малыши могут пройтись вдоль стенки.
  2. Может сесть без поддержки из положения стоя.
  3. Хорошо берет и держит предметы обеими руками: держит двумя ручками чашку, одной – ложку. Полностью освоил щипковое хватание (двумя пальчиками). Временами ребенок предпочитает какую-то одну руку. Не следует отучать малыша пользоваться той рукой, которую он предпочитает.
  4. Многие дети уже хорошо . Координация движений все время развивается, и ребенок может доползти уже куда угодно, поэтому родителям следует принять все меры безопасности.
  5. Ребенка в 10 месяцев нужно научить слезать с дивана: поворачиваться попой к краю и спускать ножки.
  6. Копирует движения взрослых. Открывает и закрывает шкафчики, выдвигает ящики в комоде.
  7. Может катать мячик туда, куда вы ему покажете и ползти за ним. Катает машинку.
  8. Кроха в десять месяцев способен манипулировать несколькими предметами сразу. Умеет при помощи одной вещи достать другую: спихнуть палочкой мячик со стола.
  9. Когда малыш стоит в кроватке и держится за перила, то может подпрыгивать и приседать, ходить по периметру кроватки.
  10. К этому возрасту у крохи может вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если зубов пока нет, то не стоит переживать – подождите до года.

Что нового в психическом развитии

  1. Ребенок в 10 месяцев понимает уже многое, что вы говорите. Он повторяет за вами простые слова и показывает пальчиком на называемые предметы.
  2. Дети в этом возрасте начинаю понимать шутки.
  3. Кроха в десять месяцев пытается подражать и делать, как взрослые: качает куклу, подносит к уху телефон, берет ложечку и тянет в рот.
  4. В общении малыш использует простые жесты: машет ручкой на прощание, обнимает, протягивает ручки.
  5. Теперь ребенок может выполнять несложные требования и понимает запреты или похвалу.
  6. Сознательно разбрасывает и кидает предметы, рушит пирамидку.
  7. Интересуется другими детьми, тянет к ним ручки, пытается потрогать.
  8. Ищет спрятанный предмет, помнит где находятся убранный раннее вещи, где лежат его игрушки.
  9. Малыш сознательно сжимает и разжимает пальчики. Если раньше забрать у него было что-то трудно, то теперь можно попросить, и кроха вам отдаст этот предмет. Моторика продолжает развиваться, но основные функции малыш уже усвоил: он крепко держится за спинку кроватки, когда встает и ловко разжимает пальчики, когда что-то кидает.

Тест на развитие малыша в 10 месяцев:

  • В десять месяцев ребенок должен уметь самостоятельно сидеть, вставать у опоры, ползти за игрушкой, брать предмет двумя пальчиками.
  • Малыш должен произносить слоги или короткие слова, понимать значение нескольких слов. В среднем ребенок в 10 месяцев должен пытаться повторять за взрослым около 8 слов. «Речь» малыша должна быть эмоционально окрашена, а не монотонна.
  • Младенец должен уметь привлекать к себе внимание голосом, лепетом или используя жесты: помахать рукой «пока-пока», покачать головкой «нет».
  • Кроха должен выполнять простейшие просьбы: «дай», «возьми».

Как кормить малыша в 10 месяцев?

Питание ребенка днем уже полностью заменено на обычные продукты. Время прикорма постепенно отходит, и малыш переводится на общий стол. Грудное молоко и смесь вы даете после и перед сном, а также после кормлений вместо сока или воды: 30 – 50 г. В сутки ребенок в 10 месяцев должен получать 600 – 700 г молочных продуктов, поэтому для первого и последнего кормления вполне хватит грудного молока или смеси. За одно кормление малыш съедает от 200 до 250 мл.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Теперь ребенок нуждается в большом количестве витаминов, минералов, белков и жиров, поэтому питание крохи должно быть легкоусвояемым и сбалансированным. Пища должна быть сварена, лучше на пару, жареное давать не следует. Если у крохи есть зубки, то стимулируйте у него жевание: давайте маленькие кусочки вареных овощей (картофель) или мягкие фрукты (банан, персик). Пюре можно уже измельчать не на блендере, а разминать вилкой. Продолжайте вводить новые продукты.

Режим – сон и бодрствование

Примерно до года – полутора лет режим у детей не меняется: ночью они спят до 10 часов, а днем — два раза по 1.5 – 2 часа. Биоритмы индивидуальны у каждого ребенка: кто-то рано ложится и рано встает, а кто-то любит попозже. Соответственно и дневной сон у этих детей будет в разное время. Родителям важно приучать кроху к режиму сна и питания, тогда ребенок не переутомится и будет есть с аппетитом.

Как помочь малышу развиваться

  • Несмотря на то, что ваш малыш ползает или даже пытается ходить, продолжайте носить его на руках. Такая тактика воспитания еще называется холдингом (от английского слова «hold» – держать, удерживать). Посвящайте этому хотя бы 1 час в день, берите карапуза на ручки и носите с собой везде, разговаривая с ним. Садите себе на колени, смотрите друг другу в глаза, улыбайтесь, обнимайте кроху и говорите, что любите его. Прижимайте малыша к себе и пойте песни. Не страшно, если у вас нет голоса и слуха, главное, чтобы ваше пение было окрашено позитивными и ласковыми эмоциями. Ученые утверждают, что пение не только способствует психическому здоровью ребенка, а также стимулирует речевые навыки. Очень хорошо, если холдинг будет осуществлять не только мама, а также отец.
  • Разговаривайте с ребенком, так, словно он все понимает. Отвечайте, на его лепет, поддерживайте диалог. При этом старайтесь не употреблять слишком сложных слов и длинных предложений, не разговаривайте чересчур быстро. Говорите конкретно, например: «это лежит кубик», «кубик синего цвета». Не употребляйте пока местоимения (особенно личные), малышу еще трудно понять их значение, говорите так: «Коля, возьми кубик. Теперь у Коленьки есть кубик».
  • Развивайте у малыша чувство юмора, дети в 10 месяцев уже понимают шутки.
  • Не забывайте, что любую игру малыш воспринимает как реальность. Ребенка в этом возрасте очень легко расстроить, забрав и спрятав игрушку, всего лишь с целью игры.
  • Предоставьте ребенку простор для ползания, но помните, что теперь он будет этим пользоваться, чтобы достать то, что хочет. Следите за чистотой в доме, уберите все опасные предметы повыше – обеспечьте крохе полную безопасность. Объясняйте ребенку, что есть вещи, которые нельзя трогать, потому что они опасны: в розетке – ток, чайник – горячий.
  • Научите малыша показывать на себе части тела. Можно это делать, сидя друг против друга или перед зеркалом.
  • Позволяйте крохе кидать игрушку столько, сколько он пожелает. Не ругайте его за это. Заведите для малыша специальную коробку, в которую можно кидать игрушки и предложите ему заняться этим. Коробку можно ставить то слева, то справа от ребенка, чтобы он пытался бросать обеими руками по очереди.
  • Уже можно начинать проводить с ребенком занятия рисованием и лепкой. Пока малышу будет достаточно 1 – 2 маленьких фломастеров, одной баночки пальчиковых красок и небольшого кусочка пластилина. Не заваливайте пока ребенка целыми наборами, скорее всего, все это полетит в разные стороны. Пусть кроха поймет для начала, что с этим делать. Покажите ему, как нужно рисовать, раскрашивать, слепить шарик или колбаску.
  • Не давайте малышу сразу много игрушек: 2 – 3 вполне достаточно. Периодически меняйте их.
  • Каждый день отводите какое-то время для чтения. Купите ребенку несколько книжек, странички в которых он сможет переворачивать сам. Теперь, когда малыш уже понимает некоторые слова или даже сам произносит, нужно читать ему короткие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Организуйте для малыша книжную полочку, до которой он сможет сам дотянуться и взять книжку.
  • Продолжайте развивать моторику ребенка:
    • Насыпьте на поднос или в миску макароны, горох или фасоль, пусть малыш покопается в них ручками, порисует пальчиком на подносе с мукой.
    • Поиграйте в веселую игру с прищепками: прицепите их на рукава и на штанишки малыша, ему будет забавно отцеплять их от себя.
    • Дайте ребенку листы цветной бумаги, пусть он рвет ее на кусочки. Из обрывков бумаги сделайте малышу «салют».

Приведено с некоторыми сокращениями

В этом возрасте необходимо обеспечить условия положительного эмоционального состояния, активного поведения ребенка во время самостоятельной деятельности. Поддерживать интерес ко всему окружающему и обогащать новыми впечатлениями. Особое внимание должно быть обращено на развитие ведущих линий, а именно: развивать у детей дальнейшее понимание речи, формировать «первичное обобщение» знакомых слов в речи взрослого. Продолжать развивать способность подражать слогам и простейшим действиям с игрушками. Формировать первые осмысленные слова. Усложнять самостоятельную деятельность - обучать новым действиям с игрушками и создавать условия закрепления и овладения действиями и движениями в самостоятельной деятельности. Развивать самостоятельную ходьбу.
Перевести ребенка на режим с двумя отрезками дневного сна и обеспечить большую активность в процессе кормления, для чего обучить детей жевать протертую пищу и пить самостоятельно из чашки.
Режим дня . В этом возрасте детей переводят на режим дня с двукратным дневным сном. В этом режиме дня длительность отрезков бодрствования колеблется от 2 1/2 до 3 1/2 ч. Длительность первого отрезка дневного сна увеличивается до 2 1/2 ч, второй раз дети спят 2- 1 1/2 ч. Ночной сон длится 11 ч. Кормят детей 4-5 раз в сутки. Если ребенок сам ночью не просыпается, не следует будить его для того, чтобы накормить, так как этим нарушается ночной сон, что отражается на его здоровье. Когда детей переводят на режим с двукратным дневным сном, соблюдать одинаковые перерывы между кормлениями не удается. Интервал в приеме пищи между первым и вторым кормлением, а также между вторым и третьим достигает 4 1/2 ч. Такой длительности промежутки между кормлениями допустимы потому, что в этот отрезок времени дети не только бодрствуют, но и спят. Перерыв между третьим и четвертым кормлением, когда дети только бодрствуют, сокращается до 3-3 1/2 ч.
В этом возрасте уже уменьшается значение пищевой доминанты и ребенок может некоторое время подождать, поэтому дети, посещающие ясли или ясли-сад, завтрак (первое кормление) могут получать в учреждении. Однако интервал между пробуждением после ночного сна и завтраком должен быть не более 30-45 мин, так как более длительное «ожидание» еще трудно для детей данного возраста. Если ребенка приходится поднимать рано из-за дальности расстояния от дома до детского учреждения, то после пробуждения дома следует дать ему молоко или кефир с печеньем, а по приходе в ясли или ясли-сад накормить последним и уложить спать первым.
Детей этого возраста обедом и полдником кормят тут же после сна. Завтрак дети получают по мере прихода в детское учреждение.
Игры-занятия индивидуальные и групповые в детских учреждениях проводятся во все отрезки бодрствования.
До перевода ребенка на этот режим необходимо в течение нескольких дней проверять длительность и характер каждого отрезка его бодрствования и сна. Участковая детская сестра во время патронажа на дому должна объяснить родителям, что режим дня с 2-разовым дневным сном значительно труднее, так как увеличивается длительность отрезков бодрствования. Нужно стараться, чтобы ребенок, особенно легко возбудимый или ослабленный, как можно дольше спал днем 3 раза.

Кормление, укладывание на сон и гигиенический уход

До 9-10-месячного возраста ребенок осваивает все основные пищевые умения, в этом возрасте следует их закреплять и усложнять поведение ребенка во время процесса кормления. В 10-11 мес он должен сам брать со стола чашку, держать ее и пить самостоятельно; откусывать хлеб, чередуя жевание его с жидкой пищей. Для хорошего аппетита и правильной обработки пиши важно своевременное воспитание этих умений. В этом возрасте надо давать детям различные каши, пюре из разных овощей, провернутое мясо, протертые ягоды, фрукты и др.
Нередки случаи, когда матери кормят ребенка до 1 года только жидкой кашей и молоком из соски, объясняя это тем, что он не любит и не ест другую пищу. На аппетит ребенка в данном случае повлиял неправильный способ кормления и этим объясняется его отказ от еды. Начав посещать в этом возрасте детское учреждение, ребенок отказывается от другой пиши. Его начинают кормить насильно, закрепляют тем самым отрицательное отношение к еде, и еще более усложняется процесс адаптации.
В некоторых детских учреждениях, стремясь привлечь ребенка к активности, в 10-11 мес дают в руку ложку для самостоятельной еды полугустой пищи. Ложка вместо укрепления аппетита отвлекает его от процесса питания. У ребенка этого возраста еще недостаточно развита координация движений рук для того, чтобы самостоятельно съесть полагающуюся ему пищу из ложки. После нескольких попыток самостоятельных движений ребенок устает, перестает есть, а начинает играть ложкой и тем самым отвлекается от процесса кормления. В то же самое время он отказывается от того, чтобы его докармливали, так как ложка и действия с нею занимают его. Ложку для самостоятельной еды следует давать ребенку только в начале 2-го года.
Детей, начинающих и научившихся самостоятельно ходить, желательно кормить за низким столом с приставленными креслицами. Ребенка к столу следует вести за руку, используя этот момент для развития ходьбы.
В детском учреждении детей до 1-го года за одним столом кормит не более двух детей сестра-воспитательница, за другим - няня. Во время кормления следует следить за тем, чтобы ребенок хорошо прожевывал пищу. Для этого давать каждому ребенку по 2-3 ложки пищи. В промежутках побуждать откусывать и жевать хлеб.
Во время купания для того, чтобы закрепить у ребенка положительное отношение и отвлечь его от неприятных ощущений (обычно дети не любят, когда им моют голову мылом), хорошо дать для игры гигиеническую игрушку.
Внимательно наблюдать за поведением ребенка и закреплять навык опрятности. Когда у него возникает потребность в мочеиспускании и дефекации, нужно следить за ребенком (иногда дети начинают «кряхтеть» и смотрят на взрослого) и сажать его на горшок. Следует делать это спокойно, не спеша, чтобы не затормозить у ребенка возникшую потребность. Ни в коем случае не следует сажать на горшок, если ребенок уже мокрый.
Все гигиенические процедуры, укладывание и процесс кормления для выработки соответствующих умений и навыков и развития движений и подготовительных этапов речи надо сопровождать речью взрослых.
Во время кормления, одевания и умывания на слова «дай», «подними» (головку, ножку), «пей», «ложись», «спи», «садись», «откуси хлеб» и т. п. вызывать ответные движения ребенка: поднимать голову, протягивать при одевании ручки, ножки, при умывании подставлять ручки под струю воды, садиться, ложиться, вставать и т. д. Вызывать ребенка на подражание облегченных слов, связанных с данным процессом: чтобы при виде пищи ребенок сказал «дай-дай», «сейчас кушать будем „ам-ам"»; при укладывании: «Олечка будет спать - „баю-баю"»; «Сейчас Вовочка будет купаться: „куп-куп"». В этом возрасте надо вырабатывать у ребенка положительное отношение к хорошему и красивому. Для этого соответствующей интонацией и мимикой подчеркивать положительное отношение к чистой одежде, красивому бантику «ах, какой бантик красивый»; похвалить ребенка, если во время высаживания у него был положительный результат, и другой интонацией подчеркивать отрицательное отношение к грязному и неприятному.

Организация бодрствования

Дети этого возраста проводят бодрствование на полу в отгороженной части комнаты, где расположены пособия для развития движений детей и действий с предметами. В конце года, когда ребенок овладеет самостоятельной ходьбой, желательно на некоторое время выпускать его ходить по всей комнате. К началу бодрствования игрушки должны быть расположены таким образом, чтобы они своим внешним видом побуждали ребенка к различным действиям. Особенно это важно при воспитании в детском учреждении, так как дети встают после сна не все сразу и часть бодрствования проводят без участия сестры-воспитательницы.
Игрушки должны содействовать дальнейшему сенсорному развитию, возникновению элементарных действий с предметами. Этим целям служат разнообразные сюжетные игрушки различной формы, величины, окраски и материала, отвечающие гигиеническим требованиям.
Детям старше 9 мес, кроме указанных игрушек, следует добавить коробки с крышками для открывания и закрывания, стержни со свободно надевающимися кольцами для снимания и надевания, вкладные чашечки, куклы с тряпочками, машину, собаку, кошку, крупные полые кубики и другие игрушки, чтобы дети могли производить с ними действия, которым обучили их взрослые. Для развития обобщения давать 2-3 игрушки, имеющие одно название, но различные по внешнему виду, например 2-3 куклы, 2 кошки, 2-3 петушка разного материала, величины и окраски.
Для самостоятельной деятельности детей нужно подбирать только такие игрушки, с которыми дети уже научились производить какие-либо действия или которые они могут сами освоить в процессе самостоятельной практики. В противном случае дети начинают их сосать или разбрасывать. Например, с мелкими кубиками, пирамидками, скамеечкой и грибочками дети не умеют играть без участия взрослого. Неправильное использование игрушек может закрепиться на длительное время. Если взрослые заметили, что ребенок перестал играть игрушками на протяжении одного отрезка бодрствования, следует на некоторое время их убрать и заменить другими.
В этом возрасте следует усложнять действия ребенка с предметами. Ребенка можно научить выполнять по речевой инструкции и показу действия, требующие большей координации рук и неподсказанные свойствами предметов. Так, у 10-11-месячного ребенка не может без обучения взрослого появиться, например, умение надеть кольцо на стержень или положить кубик на кубик - этому его должен научить взрослый.
Ребенка 10-11 месяцев можно также научить выполнять несложные действия с сюжетными игрушками, которые не подсказываются их свойствами, например «покорми кису», «покачай лялю» и т. п.
К концу 1-го года у детей во время самостоятельной деятельности возникают такие «игры», как кормление кошечки или собачки, «укладывание» куклы и др., которые являются воспроизведением действий, разученных взрослыми. Таким образом, умения, которым учит ребенка взрослый, обогащают его деятельность. Надо создавать условия самостоятельной деятельности ребенка и чередовать его с общением со взрослым. Каждый момент общения должен быть использован в целях развития речи, укрепления эмоционального контакта и развития движений и действий ребенка. Разговаривая с ребенком несложными фразами, подчеркивать интонацией наиболее значимые слова, повторять их, делать паузы, чтобы ребенок имел возможность выполнить сказанное ему, и, если он не понимает, «подсказать» жестом, а затем только выполнить то, что ребенок не понял.
Для расширения понимания названия различных игрушек и предметов следует привлекать внимание к ним, называть и одновременно проделывать с ними какие-либо интересные действия. Называть все, на что ребенок смотрит: «Олечка, собачка - ав-ав, как собачка лает „ав-ав"». Такие приемы взрослых не только расширяют понимание названия предметов, игрушек и людей, но и повышают интерес ребенка ко всему окружающему. Следует привлекать внимание ребенка к действиям взрослых и детей; к движениям машины, животных; к различным звукам и др.
В 10-11 мес надо начинать формировать «первичное» обобщение некоторых слов в речи взрослого. Первые «слова обобщения» также формируются в результате специального обучения. Для этого в семье во время бодрствования, а в детском учреждении и во время специальных игр-занятий показывать и называть предметы и игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но различные по внешним качествам, и просить проделать с ним какое-либо действие. Например, показывать куклу: резиновую, целлулоидную, большую, маленькую и называть и просить принести. «Катенька, принеси лялю». «А еще где ляля, принеси». Если ребенок не понимает вопрос, показать - «посмотри, вон ляля, принеси». Если в этом случае ребенок не понимает обращения, надо дать куклу ребенку, говоря: «Вот ляля, Катенька, дай лялю тете Вале», протянуть руку за куклой. «Ну, теперь принеси еще лялю». Просить ребенка (примерно 11-месячного возраста) «покажи, где у куклы глазки», «а где у тети Вали глазки».
Точно так же очень многие моменты должны использоваться для развития подражания звукам, слогам и формирования у ребенка осмысленных слов. «Как ляля у нас ходит топ-топ-топ»,- говорит сестра-воспитательница ребенку, который «водит» куклу, приподнимая и опуская ее над столом. «Топ-топ» - повторяет он, продолжая «водить» куклу. При этом речь взрослого всегда должна быть образцом и в отношении интонации и громкости. Можно считать, что ребенок усвоил слово, если он определенным звукам придает определенное значение, например при виде кошки произносит «кс-кс», при виде собаки - «ав-ав».
Чаще всего звукоподражание и слова возникают, когда ребенок видит человека или игрушку, которую при показе часто называли или когда ребенок на что-либо заинтересованно смотрит, а взрослые в это время произносят слово - обозначение, доступное для подражания. Для того чтобы облегчить подражание и способствовать развитию артикуляционного аппарата, при обращении к детям следует употреблять упрощенные слова, которые ребенок может легко воспроизвести. Эти облегченные слова должны всегда употребляться наряду с правильным названием, тогда в дальнейшем ребенок легче перейдет к пользованию правильным обозначением. Например, показывая машину, надо говорить: «машина би-би», а не только «би-би», или «собачка ав-ав», а не просто «ав-ав».
В детском учреждении развитие речи детей, помимо повседневной жизни, должно систематически проводиться на занятиях. Занятия по развитию понимания и активной речи занимают центральное место в воспитании ребенка этого возраста.
Многими движениями в этом возрасте дети овладевают во время самостоятельной деятельности. Для этого в семье и в детском учреждении нужно создавать условия для свободы и разнообразия движений. Однако для своевременного их развития и правильной последовательности в детском учреждении следует проводить с детьми специальные детские игры -занятия, а в семье помогать ребенку овладеть различными движениями.
Самостоятельной ходьбе ребенка следует учить. С 10-11 мес водить с поддержкой за обе руки, затем ставить и, отойдя на небольшое расстояние, ласково подзывать его к себе или показывать интересную игрушку.
Во время обучения ребенка ходьбе нельзя водить ребенка за одну руку. Неправильная поза может вызвать искривление позвоночника.
Не рекомендуется также для овладения самостоятельной ходьбой, использовать каталки, «омские ходунки» 1 и вожжи. Ребенок вынужден приноравливать темп движений к быстроте движения каталки. Во время ходьбы с этим пособием центр тяжести тела приходится на руки ребенка, его активность направлена на движение каталки, а не на координацию движения ног. Что касается вожжей и «омских ходунков», то при использовании их ребенок двигает ногами, пассивно следуя за движением пособия, а сам активно не участвует в овладении данным умением. Вожжи могут быть использованы только в тех случаях, когда ребенок уже научится ходить самостоятельно.
В детских учреждениях в каждый отрезок бодрствования, кроме общения, с каждым ребенком проводятся различные виды индивидуальных игр-занятий.

Примерный перечень индивидуальных игр-занятий с детьми в возрасте от 9-10 мес до 1 года

1. Развивать понимание речи взрослого. Увеличить количество названий предметов, игрушек, окружающих людей и действий с предметами; научить находить названную игрушку среди 3-4 игрушек, название которых ребенок знает, например куклу, кошку,- собаку, лошадку, машину и др.; учить выполнять одно и то же действие с разными предметами: кормить собачку, кошку или водить куклу, мишку, катать машину, тележку и т. п. По словесной инструкции взрослого отыскивать и находить знакомые предметы (куклу, мяч, машину, ведро и др.), давать их другому ребенку и взрослому.
2. Развивать первичное «обобщение» названий предметов - по просьбе взрослого давать игрушки одного названия, отличающиеся по внешнему виду, например, собачку плюшевую, пластмассовую, резиновую и др.
3. Вызывать звукоподражание и учить говорить первые слова (да, на, мама, баба, бах, би-би, дядя, га-га и т. п.).
4. Обучать новым действиям с предметами по показу и словесной инструкции, а затем только по слову взрослого, например, укладывать куклу спать; кукла танцует; кормить кошку; снимать и надевать свободно снимающиеся кольца на стержень; открывать и закрывать- матрешку; втыкать грибочки, кегли, палочки в отверстия скамеечки и вынимать их и т. д.
5. Развивать умение ходить. Учить ходить вначале с поддержкой за обе руки, а затем без поддержки.
Игры-занятия с группой детей распределяются по дням недели. Проводятся они в 1, 2 и 3 отрезки бодрствования и повторяются в течение недели 2-3 раза.

Примерный перечень игр-занятий с группой детей в возрасте от 9-10 мес до 1 года

1. Показы с целью развития понимания речи и ознакомления с окружающим, например, показа плавающих игрушек, сюжетных игрушек, расположенных в разных местах (отыскивание знакомой игрушки на вопрос «где?»); показа живых животных, например, кормление котенка, щенка, кролика и др.
2. Показы с целью развития понимания речи и подражания звукам и действиям.
3. Игры-занятия по развитию движений: игра в мяч, разбрасывание, шариков.
4. Проводить музыкальные занятия. Развивать устойчивость слухового внимания; вызывать подражание слышимому; побуждать детей к движениям и элементарным действиям под песню и показу взрослого.
5. Игры-развлечения.
Таким образом, если воспитание детей организовано правильно, то они нормально развиваются, спокойны и активны. К 1-му году они осваивают основные крупные движения. Много двигаются, ходят, влезают на невысокий диванчик, горку и подлезают под различные предметы. У детей повышается интерес ко всему окружающему. Их интересуют новые игрушки, движения взрослых и других детей. Понимают обращенную к ним элементарную речь; по словесной инструкции выполняют разученные с ними движения и простые действия с игрушками, знают названия игрушек и предметов, с которыми часто играют, поворачиваются, когда их зовут, и знают имена нескольких окружающих взрослых и детей.
Дети начинают более тонко дифференцировать интонацию голоса и мелодию музыки и по-разному реагируют на них. В ответ на обращение взрослых и во время самостоятельной деятельности лепечут, повторяют за взрослым различные звуки, произносят около 10 простых слов. Звуками они привлекают к себе внимание.
Во время самостоятельной деятельности дети производят некоторые разученные целенаправленные действия с предметами: вынимают и вкладывают, открывают и закрывают, снимают и надевают (свободно снимающиеся кольца), качают куклу, «кормят» игрушечных собачку, кошку и т. п. Некоторое время могут играть самостоятельно.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Игры и занятия с детьми в возрасте от 9-10 месяцев до 1 года

К концу первого года жизни происходят большие сдвиги в развитии речи детей. Ребенок теперь воспринимает окружающую действительность не только при помощи непосредственных ощущений, но и через слово, которое является “сигналом сигнала” (И.П. Павлов).



Это становится возможным потому, что в работе головного мозга появляются новые функции отвлечения и обобщения. Так, слово “Ляля” начинает обозначать любую куклу, слово “ав-ав” - любую собаку. Для того чтобы развивать понимание ребенком речи взрослого, надо увеличивать количество понимаемых им слов и предложений. Так, например, следует научить ребенка по слову выполнять определенные движения (сядь, встань) и производить ряд различных действий с предметами (ставить один кубик на другой, снимать и надевать кольцо на палочку - “поставь”, “сними”, “надень”).

Для появления активной речи, т.е. первых слов, необходимо продолжать побуждать ребенка к произношению и повторению за взрослыми разнообразных звуков и слогов, формировать из них первые слова (из слогов “ма-ма-ма” - слово “мама” и т.д.).

В этом возрастном периоде следует усложнять задания, связанные с целевыми действиями с предметами, например предлагать ребенку, чтобы он вкладывал мелкие предметы в большой, открывал-закрывал матрешку и др.

К 12 месяцам ребенок зачастую уже может самостоятельно ходить, но и здесь необходимо всячески побуждать его делать шаг за шагом. Для своевременного общего развития малыша надо использовать каждую бытовую ситуацию и, кроме этого, проводить специальные занятия.

Взрослый ставит перед собой следующие задачи: познакомить ребенка с окружающим миром, развить у него понимание речи (от звукоподражания к первым осмысленным словам), развить целевые действия с предметами, научить ребенка самостоятельной ходьбе.

Дальнейшее развитие понимания речи. Знакомство с окружающим миром. Звукоподражание и образование первых слов

Показ игрушки (кошки)

Цель. Вызвать звукоподражание “кс-кс” и образовать осмысленное слово “киса”.

Для занятия используется игрушечная кошка. На дальнейших занятиях проводятся показы куклы и других игрушек (петушка, собаки, зайца и др.).

Ход занятия. Мама садится перед малышом на детский стул на расстоянии вытянутой руки. Она показывает ребенку игрушечную кошку, держа ее в руках, и при этом говорит: “Киса, вот какая киса - кс-кс-киса”. Она говорит выразительно, подчеркивая слово “киса”, гладит ее, а затем прячет. “Где киса? Нет кисы. Позови кису - кс-кс-кс, сделай ручками так” (показывает). Малыш подражает. Мама снова показывает кошку: “Вот киса”.

При повторных занятиях надо показывать разных игрушечных кошек. Эти занятия желательно проводить после того, как дети наблюдали живую кошку.

Кто в домике живет?

Цель.

Для занятия используются три сюжетные игрушки: собачка, кошка и петушок, а также строительный материал или игрушечный домик.

Ход занятия. Ребенок сидит на диване. Перед диваном низкий стол. Мама строит на столе дом из строительного материала или использует готовый домик. Она обращается к малышу: “Смотри, кто в домик пошел? Киса пошла в дом. Мяу, мяу, мяу, киса. Ушла киса, нет кисы. Ав-ав-ав. Прибежала собачка, тоже пошла в дом. Ушла собачка, нет собачки. Ку-ка-ре-ку. Петушок пришел. Петя. Петушок тоже в дом ушел, нет Пети-петушка. Давай позовем всех зверюшек: кису позовем, собачку позовем и Петю-петушка позовем. Будем кису звать: кс-кс-кс, сделай ручкой так” (показывает).

Мама снова показывает кошку. “Смотри, киса пришла, какая хорошая киса (дает малышу погладить). Теперь собачку позовем: “Ав-ав-ав, иди к нам, собачка”. Малыш делает жест рукой. “Пришла собачка”.Таким образом, ребенок зовет всех зверей. Когда малыш усвоит названия животных и начнет звать их не только жестами, но и словами, можно заменять их другими игрушками, изображающими зверюшек.

Занятие с мешочком

Цель. Закрепить у детей произношение слов “киса”, “ав-ав” и “Петя”.

Для занятия используются игрушки в ярком мешочке (кошка, собачка, петушок).

Ход занятия. Мама говорит: “Какой красивый мешочек у меня. Посмотрим, что в нем?” Вынимает кошку: “Кто это? Киса. Мяу-мяу. Погладь кису”. Мама прячет кошку, затем показывает ее снова и ставит на стол. Затем вынимает собачку, петушка и таким же образом о них говорит. Наконец, ребенку дается игрушка, чтобы он положил ее в мешочек.

Прятанье и нахождение игрушки

Цель. Добиться, чтобы ребенок понимал название игрушек и называл их.

Для занятия используются 3 сюжетные игрушки (лошадка, собачка, мишка).

Ход занятия. Мама показывает малышу игрушки. “Вот лошадка - погладь лошадку, собачка - ав-ав-ав, а это мишка - ррр, вот какой мишка идет: топ-топ-топ”.

На виду у ребенка прячет одну из игрушек (а на следующем занятии все три): “Нет лошадки, где лошадка?” Берет за руку малыша и идет с ним к месту, где спрятана лошадка.

На следующем занятии ребенок сам ползком или придерживаясь за какую-либо опору передвигается и находит спрятанные игрушки. Если ребенок принес не ту игрушку, то мама говорит с соответствующей интонацией: “Нет, это не лошадка, это мишка; положи мишку, принеси мне лошадку”. Если ребенок приносит предложенную игрушку, хвалит его: “Так, молодец, Юрочка, это лошадка”.

Дальнейшее развитие целевых действий с предметами

Катание шариков

Цель. Научить вкладывать шарики в отверстия дидактического ящика.

Для занятия используется ящик с отверстием, покатым дном и лунками для выкатывания шариков, а также цветные шарики.

Ход занятия. Мама показывает малышу, как шарик вложить в отверстие. Дает малышу шарик и его рукой опускает в отверстие ящика. Когда шарик выкатывается, еще раз вкладывает его в отверстие рукой ребенка. После этого ребенок сам будет брать шарик и вкладывать его в отверстие.

Нанизывание колец на палочку. Палочка с кольцами

Цель. Научить ребенка надевать кольца на стержень и снимать их; выполнять эти действия по словам: “Сними кольцо”, “Надень кольцо”.

Для занятия используется палочка с закругленным концом (диаметр - 2 см, длина - 10 см), укрепленная на подставке. Кольца с широким просветом.

Ход занятия. Мама рукой ребенка надевает колечки на стержень, сопровождая движения словами: “Надень колечко. Так. Еще колечко надень. Так”. Затем снимает его рукой колечко. “Сними колечко. Так. Еще сними. Так”. В результате занятий ребенок сам начинает выполнять эти действия по слову взрослого: “Надень”, “Сними”.

Матрешки

Цель. Научить открывать и закрывать матрешку и понимать слова “открой”, “закрой”.

Для занятия используются матрешки средних размеров без вкладышей.

Ход занятия. Ребенок сидит за столом. Мама дает ему матрешку, а другую берет себе. Открывает матрешку, привлекает малыша и помогает ему, если он не может сам открыть и закрыть. Иногда делает это вместе с ребенком, накладывая свои руки поверх его рук. “Это - матрешка, открой матрешку, вот так. Юра, закрой матрешку. Так, хорошо, молодец”. Гладит ребенка по голове.

После матрешек можно дать малышу открывать и закрывать другие предметы, например бочонки, коробочки, кастрюльки с крышками. Тогда малыш усвоит название действий “открой” и “закрой”.

Перекладывание кубиков

Цель. Научить вынимать кубики (или кирпичики) из ящика или ведерка и складывать их на столе, а затем класть обратно.

Ход занятия. Мама и ребенок за столом. Каждый получает кубики в коробке или ведерке.

Мама вынимает кубики, медленно кладет их на стол и предлагает малышу сделать так же. “Юрочка, вынь кубики, вот так”. Затем мама показывает, как уложить кубики обратно в коробку. “Положи кубики сюда, вот так, молодец”. Ребенок подражает маме.

Такие игрушки даются для самостоятельной игры, как только ребенок овладеет умением выполнять данные действия.

Развитие движений

Первые шаги

Цель. Научить ребенка ходить без поддержки (делать первые шаги).

Ход занятия. Мама подзывает к себе стоящего ребенка, протягивает к нему руки. При попытке ребенка сделать первые шаги она подхватывает его. Поворачивает лицом к другому взрослому, который жестами зовет ребенка к себе.

“Догоню-догоню”

Цель. Стимуляция ходьбы.

Ход занятия. Мама делает быстрые мелкие шаги на месте, весело приговаривая: “Догоню-догоню-догоню”. Ребенок обычно смеется и пытается отползти или сделать несколько шагов, отдаляясь от мамы.

Собирание рассыпанных колец

Цель. Развивать ходьбу и учить выполнять действия по слову взрослого: “Принеси”, “надень”.

Для занятия берутся кольца (10-12 штук) и тонкая палка длиной 1 м.

Ход занятия. Ребенок стоит около мамы, которая держит руками концы палки с нанизанными кольцами. Мама говорит нараспев знакомое стихотворение. Проговорив последние слова, она выдергивает палку, и все кольца рассыпаются по комнате.

Ребенок, переступая, приближается к кольцам, собирает их, подносит маме и нанизывает на палку.

Текст песенки:

Ты, колечко, покружись, покружись,

Нашей Маше покажись, покажись.

Покружись и так и так.

Не поймать тебя никак.

Аналогично для выполнения действий “принеси”, “дай”, “положи” можно рассыпать по комнате мячики или шарики, сопровождая свои действия песенкой:

Вот я брошу шарики высоко, высоко.

Разлетятся шарики далеко, далеко.

Маша к шарикам подойдет, подойдет,

Скляренко Элина Олеговна

Представляем Вам комплекс упражнений для массажа и гимнастики вашего малыша от 10 месяцев до 1 года!

    Не обязательно придерживаться определенной последовательности упражнений, лучше всего руководствоваться своей интуицией и выполнять движения в согласии с ребенком.

    Массаж можно начинать с любой удобной для малыша позы – на животике, или спинке.

    Любой массаж начинается с поглаживания, чтобы ребенок расслабился.

В возрасте 10 месяцев – 1год малыш хорошо понимает речь взрослого человека и может выполнять несложные просьбы. В этом возрасте уже хорошо развиты согласованные движения, которые готовят малыша к самостоятельной ходьбе.

Комплекс для возраста от 10 месяцев до 1 года включает:

    Сгибание и разгибание ручек, “скользящие шаги”, круговые и прямые движения ручками с кольцами, повороты на спинку и животик, наклоны туловища, приседание, мостик.

Массаж остается тем же, что и во 2 и 3 комплексах. В курс массажа обязательно входит: поглаживание, растирание и разминание, похлопывания, или вибрации.

Напоминаем, что:

    Массаж проводится от периферии к центру, по ходу крово - и лимфотока!

    Любой массаж начинается и заканчивается с поглаживания.

    Сопровождайте массаж ласковым общением с малышом.

    Занятия с малышом длятся до 30 минут.

    Все упражнения выполняем 10 - 12 раз.

Массаж и упражнения для развития вашего малыша остается, как и в 1-2-3 комплексах.

Вводим новые упражнения для малыша

"Бокс в положении сидя или стоя"

Это знакомое для вас упражнение. Усложните это упражнение, посадив или поставив малыша. Вложите в ручки колечки и просите кроху: “Давай, согнем ручку, давай разогнем ручку”. Сгибайте и разгибайте руки ребенка.

Это упражнение укрепляет мышцы –сгибатели и разгибатели рук, а так же мышцы пояса верхних конечностей.

“Самостоятельное поднимание выпрямленных ног”

Это очень важное упражнение! Малыш лежит на спине ногами к краю стола. Вы держите в руках палочку на высоте его выпрямленных ног и просите достать ножками до палочки. Малыш должен сам приподнять ножки и прикоснуться ими к палочке 3-4 раза.

В начале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут.

“Наклоны вперед”

Малыш стоит спинкой к вам. Прижмите его спину к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот - для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите: “Давай достанем игрушку!”, побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая, а затем выпрямиться.

Это упражнение развивает координацию мышц туловища, укрепляют их, особенно мышцы спины и живота.

“Приседания - “сели-встали”!”

Если ващ малыш уже хорошо стоит без опоры, то возьмите его за ручки и побуждайте присесть на корточки, разводя колени в стороны, а затем встать, приговаривая: “Сядем-встанем!”. Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки.

Это упражнение укрепляет мышцы туловища, ног, рук и пояса верхних конечностей. Повторяйте его 3-5 раз.

“Учимся ходить”

Если ваш малыш еще не ходит самостоятельно, учите его. Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спинкой к себе. Поддерживайте его за плечи или под мышки. Скажите: “А ну ка, давай, походим! и пройдите с ним короткое расстояние.

“Мостик”

Это активное упражнение полезно для спинки малыша. Оно укрепляет мышцы шеи, затылка, туловища и ног.

Малыш лежит на спинке ногами к краю стола. Согните его ножки до прямого угла, затем правую ладонь подведите под спинку в поясничной части и легкими движениями прогибайте малыша вперед. Малыш активно приподнимает туловище, слегка опираясь на головку и стопы. Упражнение повторяйте 1-2 раза.