Фз о трудовых пенсиях в рф. Важен ли трудовой стаж? Порядок начисления пенсии в РФ

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил .

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

"1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:";


Работа правительства РФ над внесением изменений в пенсионное законодательство завершена и все новшества которые предстоит внедрить с января 2019 года отражены в новом федеральном законе №350-ФЗ от 03.10.2018 г. Преобразование в сфере пенсионного обеспечения, к слову сказать, третье масштабное за минувшие тридцать лет, несет существенные перемены касаемо возрастного ценза по выходу на пенсию, а также величины выплачиваемых пособий.

Суть реформ

Для российских граждан новый законопроект повысит возраст, в котором они смогут уйти на заслуженный отдых, изменит размер ежемесячного содержания. Подробно реформы изложены на официальном портале kremlin.ru, ресурсе ПФР, кратко их смысл заключается в следующем:

  • уйти на пенсию женщины смогут с 60 лет, мужчины - с 65, но поправки вводятся пошагово;
  • повысят на пять лет возраст северян-пенсионеров;
  • изменится возраст для начисления компенсации по потере кормильца;
  • раньше обычного на два года смогут получить пенсию женщины, которые проработали тридцать семь лет, мужчины, у которых стаж сорок два года;
  • страховая часть накоплений в ПФ будет индексироваться больше, чем инфляция;
  • для сотрудников бюджетной сферы на пять лет увеличат пенсионный возраст, который исчисляется из стажа работы по специальности (в эту категорию попадут педагоги, медицинские, творческие работники);
  • многодетные матери получат право получать регулярные выплаты после 15 лет страхового стажа, будет учитываться количество детей;
  • граждане России, которые выходят на пенсию в 2019 - 2020 гг, смогут оформить бумаги на 6 месяцев раньше срока, установленного ФЗ;
  • на 25% увеличат содержание сельским пенсионерам, которые проработали больше тридцати лет.

Правительство сохраняет льготы, которые действуют сейчас, на весь переходный период. Для работодателей, которые отказываются принять на работу сотрудников предпенсионного возраста или попытаются их уволить, предусмотрено наказание вплоть до уголовной ответственности.

Что такое «переходный период»

Правительство понимает, что любые изменения лучше делать постепенно. Поэтому, новое пенсионное законодательство с 2019 года вступает в силу, но полностью на осуществление реформы дано 5 лет. Это значит, что возраст потенциальных пенсионеров будет повышаться каждый год, а не изменится сразу. Пример расчета в таблице:

Получается, что в 60 лет выйдут на пенсию женщины, которые родились после 1968 года. Мужчины - после 1963 года.

Кого изменения не коснутся

Пенсионное законодательство, которое начинает действовать с 1 января 2019, не имеет отношения к нескольким категориям граждан:

  • работающих в опасных или вредных условиях, подтвержденных оценкой условий труда, за которых работодатели оплачивают повышенные взносы по профессиональным вредностям;
  • досрочно оформляющих пенсию по состоянию здоровья или социальным причинам;
  • пострадавших от техногенных катастроф или действия радиации;
  • инвалидов, лиц их опекающих;
  • летно-испытательного состава, который занимался испытаниями космической, авиационной, парашютно-десантной техники.

Для них порядок выхода на заслуженный отдых сохранится как в старом законодательстве.

Индексация выплат

По заявлению правительства РФ, реформа пенсионного законодательства с 2019 года проводится, чтобы увеличить размер ежемесячного содержания. Так планируется, что для пенсионеров, которые находятся на заслуженном отдыхе и не подрабатывают, ежемесячная выплата возрастет на тысячу рублей.

Аналогичную индексацию планирую проводить и для работающих пенсионеров, но, по словам Д.А.Медведева, пока денег на это нет. Пересчет не проводился с 2016 года.

Заслуженный отдых для военнослужащих

Новое пенсионное законодательство с 2019 года, внесенные последние правки, меняет возраст выхода на отдых и платежи для людей в погонах. В эту категорию попали военные, работники МВД и УИН, сотрудники МЧС и ФСБ. Для всех перечисленных категорий выслуга увеличена на пять лет (с 20 до 25). Изменились размеры денежного довольствия, с которого насчитывают пенсии. Считается, что 2020 г. выплаты пенсионерам повысят на 6,3%, а средние будут превышать 20 000 рублей.

Что будет с «северянами»

На Крайний Север люди ехали зарабатывать деньги, пенсию, жить постоянно там - удовольствие сомнительное. Хотя большую часть льгот правительство сохранило, изменения все же будут: выйти на заслуженный отдых по возрасту смогут женщины после 55 и мужчины после 60. Для льготников (инвалиды, работники вредных производств и прочее) условия сохраняются прежними. Кроме того, новый ФЗ закон оставляет право досрочно стать пенсионерами за:

  • женщинами, которым исполнилось 50, при этом они родили не меньше двух детей, прожили на Севере больше 15 лет, проработали не меньше 20 лет;
  • коренными жительницами районов Крайнего Севера старше 45 со стажем от 20 лет;
  • пятидесятилетними мужчинами, которые постоянно живут на Севере, работают не менее 25 лет.

Считается, что новая программа уменьшит отток трудоспособных граждан с Крайнего Севера.

Право досрочного выхода на пенсию

Принятый законопроект с поправками, рекомендуемыми В. В. Путиным, четко определяет категории получателей пенсий, которых не затронут внедренные новшества. Так же документом закреплены некоторые категории занятых, а также лица, которые по медицинским показаниям или по социальному положению получают право выхода на пенсию раньше общепринятого срока.

Возрастные рамки выхода на пенсию остаются прежними для следующих граждан:

  • россияне уже вышедшие на пенсию;
  • работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями, если работодатель исправно отчислял взносы в казну (шахтеры, сотрудники горячих цехов);
  • занятые в горных работах, на рудниках;
  • спасатели-профессионалы;
  • женщины, трудящиеся на тяжелых работах (текстильная промышленность, лесозаготовки);
  • пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
  • летчики-испытатели.

Так же законодатели пересмотрели порядок назначения досрочного пособия. По новому закону раньше общепринятого возраста оставить место работы с 1 января 2019 года смогут:

  • граждане с длительным трудовым стажем (42 и 37 лет);
  • многодетные матери, имеющие более трех детей;
  • мать или отец (опекун) ребенка- инвалида (сохраняются прежние нормы);
  • инвалиды: войны, 1 группы, по зрению.

С детальным списком льготных категорий и тонкостями расчета возраста выхода на пенсию, а их не мало, можно ознакомиться на сайте Пенсионного фонда.

Для сведения! Уволиться с работы по причине выхода на пенсию наработав стаж, установленный новым законодательством, можно будет не ранее чем при достижении женщинами 55 лет, а мужчинам 60 лет.

Новый порядок выхода на пенсию учителей, медиков

Изменения не затронули трудовой стаж преподавателей и медработников. В зависимости от сферы деятельности гражданам этих профессий необходимо отработать, как и прежде, от 25 до 30 лет. Однако возраст выхода на пенсию будет увеличен на 5 лет. Установление нового возрастного ценза пройдет так же с применением переходного периода.

Размер пенсионных выплат вырастет

Масштабные реформирования не ограничиваются изменением критериев возраста выхода на пенсию. Еще одним, но более приятным для населения новшеством, станет обновленный принцип индексации пенсий. Ранее повышение размера пособия по выходу на заслуженный отдых проводилось ежегодно один раз на величину инфляции. С нового года добавка будет ощутимо большей, но периодичность остается прежней – раз в 12 месяцев. Сумма, на которую увеличится пособие, будет рассчитана путем умножения базовой пенсии на процент индексации, индивидуально для каждого пенсионера. Таким образом у кого-то прибавка будет больше, а у кого-то меньше.

Новым законодательством распланировано повышение выплат вплоть до 2024 года. На ближайшие несколько лет озвучены следующие планы индексации:

  • 2019 г – 7,05%;
  • 2020 г – 6,6%;
  • 2021 г – 6,3%.

При среднем размере пенсии в 14414 рублей доплата в 2019 году составит около 1 тысячи рублей. Пенсионеры получат увеличенные выплаты уже в январе 2019 года.

Индексация пенсий коснется только неработающих пенсионеров. Для пожилых граждан, не оставляющих трудовую деятельность, как и прежде, действует программа «заморозки индексации» с 2016 года. Но правительство позаботилось и об этой категории граждан – как только пенсионер прекратит трудовую деятельность его пенсионная выплата будет пересчитана с учетом всех пропущенных индексаций.

Трудовая пенсия — это важнейший элемент социального обеспечения, действующий в РФ. Поэтому его регламентирует целое пенсионное законодательство, состоящее из разных законных, подзаконных актов. Входит сюда и государственный Закон ФЗ 173 указывающим, что такое трудовая пенсия, его последняя редакция, изменения к ней. Но этот некогда обширный российский документ (дата вступления в силу 2001 год, декабрь), сила которого распространялась на большинство вопросов в сфере, сейчас является тенью самого себя.

Так как с 2015 г. действует Закон РФ №400-ФЗ, который указал, что ФЗ 173, его последняя редакция больше не используется, то есть трудовая пенсия, все отношения, связанные с ней, регулируется другими законами, но за исключением норм, указывающих порядок исчисления таких выплат.

173 ФЗ о трудовых пенсиях в Российской Федерации – основные положения

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Основания возникновения и правила реализации прав граждан на выплаты в связи с утратой способности осуществлять профессиональную деятельность регламентируются ФЗ-173 от 17.12.2001 г. Рассмотрим далее некоторые положения этого нормативного акта.

Ключевые понятия

В тексте нормативного акта "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " используются следующие термины:


Субъекты права

Нормативный акт "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " определяет конкретных лиц, имеющих возможность получать выплаты. Возможностью получать могут воспользоваться:

  1. Граждане, застрахованные в установленном порядке. При этом должны соблюдаться условия, предусмотренные нормами.
  2. Нетрудоспособные родственники застрахованных лиц в случаях, установленных ст. 9 ФЗ № 173.
  3. Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, постоянно проживающие на территории страны. Исключение составляют случаи, предусмотренные в международном договоре или внутреннем законодательстве РФ.

Выбор выплаты

173-ФЗ (с изменениями) предусматривает следующие виды компенсаций:

  1. По старости.
  2. По инвалидности.
  3. Из-за потери кормильца.

Первые две выплаты могут содержать накопительную, страховую и базовую части. В пенсию, назначаемую из-за кормильца, включаются только два последних элемента. Порядок формирования накопительного элемента выплат по инвалидности и старости в настоящее время подвергнут корректировкам. Субъекты, которые по тем или иным причинам не имеют права получать пенсию, могут рассчитывать на социальную компенсацию. Она устанавливается в особом порядке. Правила и условия предоставления выплат социального характера регулируются в ФЗ "О пенсионном гособеспечении".

Финансирование

173-ФЗ (последняя редакция ) определяет, что в случае внесения корректировок в установленный порядок назначения выплат, требующих увеличения затрат, должны быть определены конкретные источники и правила компенсирования дополнительных расходов. В соответствии с этим, принимаются нормативные акты о внесении исправлений в положения о бюджетной системе. Формирование накопительного компонента осуществляется при наличии достаточных средств, учтенных в специальном разделе лицевого (индивидуального) счета застрахованного гражданина.

Элементы стажа

Закон 173-ФЗ устанавливает, что для расчета используются периоды рабочей либо иной профессиональной деятельности, которая осуществлялась на территории страны гражданами, застрахованными в установленном порядке. При этом в течение этих временных промежутков должны производиться отчисления в ПФР. Нормативный акт "О трудовых пенсиях в РФ " (173-ФЗ) допускает включение в стаж периодов осуществления деятельности за пределами страны. Это разрешается в случаях, предусмотренных нормативными актами или международными соглашениями, либо если за все соответствующие временные промежутки осуществлялись отчисления в ПФР.

Прочие периоды

Закон "О трудовых пенсиях" определяет, что наравне с рабочей или другой деятельностью, выполнявшейся на территории страны, засчитываются:


Указанные периоды будут засчитываться в стаж, если перед или после них субъект осуществлял рабочую или иную профессиональную деятельность, определенную в ст. 10 рассматриваемого нормативного акта. При этом не будет иметь значения ее продолжительность.

Расчет

Нормативный акт "О трудовых (173-ФЗ) устанавливает порядок определения размера страховой части выплат по старости. Он рассчитывается по формуле:

СЧ = ПК/Т, в которой:

  • страховая часть - СЧ;
  • величина расчетного капитала застрахованного гражданина, учтенная на дату, с которой ему назначается компенсация, - ПК;
  • число месяцев предполагаемого периода выплат, используемого для определения размера пенсии, - Т.

Последний показатель составляет 228 мес. (19 лет). Дополнительно нормативный акт "О трудовых пенсиях в РФ" (173-ФЗ ) устанавливает, что величина страховой части выплат по старости граждан не может быть меньше СЧ компенсации по инвалидности, если они получали ее не меньше 10-ти лет. В расчет принимается размер, установленный на дату, когда отчисления были прекращены.

Выплаты субъектам, выезжающим в другое государство на ПМЖ

Нормативный акт "О трудовых пенсиях в РФ" (173-ФЗ) допускает выплату по желанию гражданина, покидающего территорию страны, суммы, назначенной ему в установленном порядке, за полгода вперед. Дополнительно предусматривается еще несколько возможностей. В частности, субъект, который покидает страну, вправе написать заявление, в соответствии с которым отчисления будут осуществляться на имя доверенного лица, находящегося в России. Кроме этого, гражданин, уезжающий в другое государство на ПМЖ, может получать выплату на свой счет в отечественном или зарубежном банке. Отчисления могут совершаться как в рублях, так и в инвалюте. В последнем случае пересчет осуществляется по курсу ЦБ, действующему на дату выполнения операции. Закон "О трудовых пенсиях " допускает совершение переводов за границу начиная с месяца, который следует за периодом отъезда в другую страну. Но при этом выплаты должны совершаться не ранее дня, до которого была получена пенсия в рублях.

Правила перевода назначенных сумм гражданам, выехавшим или выезжающим на ПМЖ за границу, определяются правительством РФ. В случае возвращения субъектов обратно, производится отчисление выплат, неполученных за время пребывания в другой стране. Однако граждане могут получить пенсию не более чем за 3 года, предшествовавшие дате обращения в уполномоченные органы с соответствующим заявлением.