Хансик — один из четырех главных праздников. Корейцы Узбекистана: Родительский день (фото) Поминальные дни у корейцев в году

Пятого апреля сотни тысяч этнических корейцев, проживающих в странах СНГ, традиционно отметили день поминовения усопших, или, как его нередко называют по русской аналогии, родительский день. В этой связи десятки тысяч узбекистанских граждан корейской национальности с раннего утра устремились на кладбища во всех регионах республики. Больше всего корейских кладбищ в Ташкентской области, где жило и живет поныне большинство корейцев Узбекистана . Одно из них расположено в небольшом городке Той-Тепа, километрах в двадцати от Ташкента.

В одной машине с нами ехал туда подвижный коренастый кореец с узбекской женой и пятилетней дочкой, которую звали Покиза, что в переводе с узбекского означает «Чистая». Общался он с ними только по-узбекски, поскольку русского языка они почти не знали. Он был уже изрядно навеселе, и пояснил, что с шести утра объезжает могилы многочисленных родственников, покоящихся на кладбищах Ташкента и Ташобласти: «В старых Сергелях есть отдельное корейское кладбище, вот мы сейчас оттуда. Рядом еврейское - заброшенное, неухоженное. Евреи ведь все уехали. Много корейских кладбищ по дороге в Той-Тепу – в Карасу, в других поселках».

Перед той-тепинским кладбищем, занимая обе обочины дороги, стояла длинная череда машин. Корейцы, как правило, люди не бедные. Купив цветы, они направлялись к могилам близких.

Само христианское кладбище Той-Тепы, как и вообще большинство кладбищ в Узбекистане, не национальное, а конфессиональное, общее для всех немусульман этого города. Здесь лежат и русские, и немцы, и корейцы, формально считающиеся христианами, и цыгане, и евреи, которые ввиду своей малочисленности отдельных кладбищ, как правило, не имеют. Могилы ушедших в мир иной людей разных вер раскиданы по территории погоста то вперемежку друг с другом, то занимая отдельные участки.

Поминовение покойных родственников по корейскому обычаю начинается рано. Считается желательным, чтобы до обеда оно уже завершилось. Вереницы людей пробирались по тропинкам между оградами надгробий, затем людской ручеек растекался по корейским участкам кладбища: посетители чистили и приводили в порядок могилы, возлагали цветы. Покончив с уборкой, они накрывали скатерть и раскладывали угощение, затем становились лицом к изголовью могилы и совершали три глубоких «поясных» поклона, после чего усаживались и принимались за трапезу.

День поминовения усопших, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

Обычай отмечать 5 апреля День поминовения усопших пришел в Корею из Китая , где он называется Цинмин – «Праздник чистого света» и почитается как главный весенний праздник. Однако большинство корейцев стран СНГ не имеют об этом ни малейшего понятия. Происхождение и смысл ритуалов родительского дня не могут объяснить даже старики.

День поминовения усопших, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

«Просто это передается испокон веков, из поколения в поколение», - поясняют они. Но первичный смысл многого давно утрачен. Большинство не знает, почему родительский день, день поминовения усопших предков отмечается именно 5 апреля (на 105-е сутки после зимнего солнцестояния). «Вообще-то родительский день бывает три раза в году – весной, летом и осенью. Мы называем эти дни «завтрак», «обед» и «ужин», - попыталась объяснить суть обычая пожилая кореянка. – Но 5 апреля – это главный день, когда все должны обязательно придти на кладбище».

День поминовения усопших, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

Согласно традиции все съедобные предметы должны быть целыми и обязательно в нечетном количестве – три яблока, пять яиц, семь блинчиков, но ни в коем случае не два и не четыре. Водка наливается в стакан тоже не одним махом, а три раза, в три наклона бутылки. Основным поминальным блюдом является вареная курица – тоже целая, не разрезанная. Горячее по правилам, которые опять-таки соблюдаются далеко не всеми, в этот день готовить не положено. Поэтому на корейском языке этот день имеет еще одно название – Хансик, день холодной пищи.

День поминовения усопших, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

Приготовив все, корейцы совершают поминальную трапезу. Принесенной водкой они окропляют изголовье могилы и ее окрестности – подношение духу земли за предоставление места и сохранение покоя умершего. Впрочем, многие искренне полагают, что смысл обряда заключается в символическом угощении покойника, чтобы он тоже таким образом приобщился к семейному обеду.

День поминовения усопших, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

Наблюдая за потоком прибывающих людей, я увидел старика с букетом цветов. Опираясь на палку, в сопровождении товарища, по виду узбека, он разыскивал какую-то могилу. «Ему уже 90 лет», - заявил его товарищ. «Не 90, а всего лишь 85», - поправил старик. «Он был наш бухгалтер», - пояснил его друг. «Он был вор», - самодовольно возразил тот. И оба засмеялись.

В 11-летнем возрасте Павел Петрович Пак пережил депортацию с Дальнего Востока. От той жизни, по его словам, у него остались разрозненные детские воспоминания – как где-то играл, купался. Но на Сталина, как оказалось, он зла не держит: «Ему сказали, что корейцы – это японские шпионы. Вот он нас и выслал. А мы наоборот были их врагами». Потом он был в трудовой армии, имеет награды. «Здесь было много других депортированных: крымские татары, турки, немцы, греки. Почти никого не осталось», - говорит он.

Павел Петрович Пак. Фото ИА «Фергана»

Стоит упомянуть, что первые корейцы в Узбекистане очутились еще до сталинской депортации. В 1920-е годы здесь, согласно переписи населения за 1926 год, проживало 36 корейцев. В 1924 году в Ташкенте был образован Туркестанский краевой союз корейских эмигрантов. Перебравшись сюда из России, члены этого союза образовали под Ташкентом небольшую сельскохозяйственную коммуну. В ее распоряжении было 109 десятин поливной земли. В 1931 году на базе подсобных хозяйств этой коммуны был организован колхоз «Октябрь», через два года переименованный в «Политотдел». (Эти и другие сведения я почерпнул из статьи Петра Кима «Корейцы Республики Узбекистан. История и современность»). В 1930-е годы в республике уже существовали и другие корейские колхозы, созданные за несколько лет до депортации остальных корейцев.

День поминовения усопших, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

Но основная масса корейцев оказалась в Средней Азии в результате их депортации с Дальнего Востока – привычного в те годы инструмента наказания народов, а также превентивной меры за возможное предательство с их стороны.

На российском Дальнем Востоке, в Приморье, корейцы стали появляться с 1860 года, когда после поражения Китая в третьей опиумной войне к Российской империи отошли обширные и малонаселенные территории по правому берегу Амура, в том числе 14-километровый участок границы с северной корейской провинцией Хамген Букдо, находившейся тогда в зависимости от китайских императоров. Вскоре корейцы, бегущие от голода и эпидемий, начали массово переселяться в Россию. С 1905 года приезжали и по политическим причинам - вследствие японской оккупации Кореи, а в 1910-м - ее аннексии. Туда перебрались целые корпуса разбитой корейской армии.

День поминовения усопших, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

К 1917 году в России проживало уже 90 тысяч корейцев. В Приморье они составляли примерно треть населения, причем в некоторых районах абсолютное большинство. Царская власть корейцев, как и китайцев, не жаловала, считая их «желтой опасностью», которая может заселить новый завоеванный край быстрее самих русских – со всеми вытекающими последствиями, но терпела. Во время гражданской войны корейцы, привлеченные лозунгами о социальной справедливости и национальном равноправии активно участвовали в ней на стороне красных.

А в 1937 году победившая советская власть выслала их в Среднюю Азию. 21 августа 1937 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКБ (б) издали постановление «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края». «В целях пресечения японского шпионажа» - говорилось в постановлении. Очевидно, руководство СССР сочло потенциально опасным присутствие крупной национальной общины, с зарубежными соплеменниками которой теоретически могла бы вестись война.

День поминовения усопших, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

За шесть месяцев из Приморья в Узбекистан принудительно были переселены 74,5 тысячи корейцев. В качестве административных переселенцев они были размещены на целинных землях Ташкентской области, в Голодной степи, в низовьях Амударьи и на берегах Аральского моря. Здесь были созданы пятьдесят корейских колхозов, 222 колхоза пополнены переселенцами. В Ташкентской области было 27 корейских колхозов, в Самаркандской – 9, Хорезмской – 3, Ферганской – 6, Каракалпакской АССР – 5.

Почти везде депортированным корейцам отводили безжизненные места – камышовые заросли, болота, пустые земли, так что начинать свою новую жизнь им пришлось буквально с нуля. Вокруг не было никаких строений, которых можно было бы переделать под жилье – приходилось рыть землянки. Первые годы для них были чрезвычайно тяжелыми.

День поминовения усопших, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

Но вскоре кропотливым и упорным трудом корейцы превратили степные и болотистые земли в благоустроенные поселки и богатые сельскохозяйственные угодья. Так в Узбекистане возникли знаменитые корейские колхозы «Политотдел», «Правда», «Ленинский путь», имени Ал-Хорезми, Свердлова, Сталина, Маркса, Энгельса, Микояна, Молотова, Димитрова, «Полярная звезда», «Северный маяк», «Заря коммунизма», «Новая жизнь», «Коммунизм», «Гигант» и многие другие. Своеобразным показателем самоотверженного труда корейцев стало количество Героев Социалистического труда. В «Полярной звезде» этого звания были удостоены 26 колхозников, в колхозе имени Димитрова – 22, Свердлова – 20, Микояна - 18, Буденного - 16, «Правде» - 12. Столь массового присвоения этой награды в истории советского сельского хозяйства до этого просто не было.

День поминовения усопших, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

Постепенно жизнь узбекистанских корейцев стала меняться. В 1970-1980 годы, обретя свободу передвижения, они стали переселяться в города, в первую очередь в Ташкент, на его южные массивы – Куйлюк и Сергели. Численность корейцев уже не возрастала столь быстрыми темпами – городские семьи предпочитали иметь не более двух-трех детей. В то же время корейские колхозы постепенно переставали быть преимущественно корейскими – туда переселялись узбеки из менее благополучных районов республики. Тем не менее, в конце 1980-х годов корейское население Узбекистана, согласно переписи, достигло уже 183 тысяч человек.

С развалом СССР и стремительным обрушением страны в нищету и беспросветную коррупцию многие из корейцев стали уезжать. Но далеко не все. «Русские поуезжали в Россию, а нам куда деваться? – задается вопросом женщина средних лет. – Многие из наших съездили на Дальний Восток, побыли там, вернулись, говорят, не хотим там жить – грязь по колено». «Хотя здесь тоже делать нечего», - невесело заметил ее спутник, стоявший рядом.

День поминовения усопших, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

Действительно, Южная Корея для них – чужая страна, ведь советские корейцы – выходцы с территории современной Северной Кореи и из Китая, говорят они на северо-восточном хангенском диалекте, отличном от диалекта Южной Кореи, да и обрусели почти все. Свой язык многие уже не знают, общаться предпочитают по-русски, ведь учились в русских школах, институтах, хотя многие свободно владеют и узбекским языком, особенно сельские жители, которые играли, учились и росли вместе с узбекскими сверстниками. Тем не менее они бережно хранят и язык, и обычаи – те, которые удается сохранить. С другой стороны, очевидно, что обещанное президентом Каримовым великое будущее откладывается, а вот то, что национализм набирает обороты, не вызывает сомнений. В Ташкенте переименованы улица имени Ким Пен Хва (ныне Янги Куйлюк) и, пару месяцев назад, улица Михаила Ана - полузащитника и капитана разбившейся команды «Пахтакора» (ныне проезд улицы Ифтихор). Словом, общая ситуация не внушает оптимизма.

…Примерно к двум часам дня ряды корейцев на той-тепинском кладбище столь поредели, что их стало меньше, чем снующих туда-сюда азиатских цыган-люли, которые слетаются на все мероприятия такого рода с огромными сумками и подбирают продукты, оставшиеся от трапез и ритуально разложенные на надгробиях. Но в этот раз на кладбище присутствовали не только персоязычные люли, но и русские цыгане – из тех, что занимаются гаданием, скупкой золота и прочими подобными делами.

Цыгане-люли, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

Судя по небритому изрядно поддавшему цыгану, корейская водка лилась не только на могилы. Он сидел в чапане на краю бетонного основания оградки и периодически задушевно затягивал то одну, то другую русско-цыганскую песню. «Вы не могли бы потише?» – шикали на него вежливые корейцы.

Миша. Фото ИА «Фергана»

Я разговорился с ним. Он поведал, что его зовут Миша, родился тут и никуда уезжать не собирается. Раньше работал на кирпичном заводе, а теперь нет. По его словам, в Той-Тепе обитает около пятидесяти русских цыган и есть даже «цыган-махалля», где все они компактно проживают.

Остается добавить, что 5 апреля – единственный день в году, когда узбекистанские корейцы собираются вместе и выясняется, что их немало. По данным Госкомстата, в 2002 году в республике насчитывалось 172 тысячи корейцев.

День поминовения усопших, кладбище в г.Той-Тепа Ташкентской области. Фото ИА «Фергана»

Несколько лет назад в одной из статей на «Фергане» приводились данные по расселению корейцев в Узбекистане. По сведениям автора, наиболее крупные корейские общины сосредоточены в Ташкенте - около шестидесяти тысяч, Ташкентской области – семьдесят тысяч, в Сырдарьинской области - одиннадцать тысяч, в Каракалпакстане - восемь тысяч, в Самаркандской области - шесть тысяч, в Хорезме - пять тысяч человек. Таким образом, несмотря на то, что многие эмигрировали, корейская диаспора Узбекистана до сих пор остается самой многочисленной среди всех других корейских общин постсоветских государств.

Алексей Волосевич

Хансик - древний праздник, один из четырёх самых главных праздников календарного цикла в Корее (наряду с Чусок, Солналь и праздником весны Тано), имеет исключительное значение для каждого корейца независимо от его места проживания и гражданства.

6 апреля по случаю проведения праздника Хансик - Дня поминовения предков - члены Ассоциации «Корейцы Киева» собрались в церкви пастора Ким на богослужение.
Почтить память предков пришли члены Ассоциации, чьи родные и близкие похоронены далеко за пределами Украины.

Родственники многих похоронены в России и Средней Азии: Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане.
У многих из собравшихся, в силу разных причин, не было возможности поехать на могилу предков, повидаться с родственниками.
Поэтому они собрались вместе, здесь в Киеве, чтобы помолиться за души усопших. После служения в церкви пастора Ким был накрыт жертвенный стол: за трапезой люди с любовью, улыбкой и благодарностью вспоминали своих родных.

В церкви было много людей разных возрастов, это говорит о том, что обычаи корейского народа не были и не будут забыты в третьем, пятом, восьмом и последующих поколениях корейцев, проживающих на территории Украины.
Каждый этнический кореец воспитан в лучших традициях своего древнего и мудрого народа, ему присуще чувство глубочайшего почтения, уважения к старшим и покорности своим родителям.
Молодые люди, глядя на старших, учатся у них чтить традиции своего народа и помнить о наследии, оставленном предыдущими поколениями.

Этнические корейцы, проживающие в Украине, могут уже и не помнить всех подробностей традиционного проведения поминального дня.
Культура страны, в которой родился, вырос и прожил человек, так или иначе вносит свои коррективы в образ жизни и верования людей.
Однако это не мешает им помнить и чтить своих предков, и каждый год в поминальный день приходить к усыпальницам своих родных и близких, выказывая им глубокое почтение, бесконечную признательность и любовь.

История
Хансик отмечается на 105-й день после зимнего солнцестояния. В этом году по григорианскому календарю празднование проходило 5 апреля.
По­корейски хансик означает «день холодной пищи». Традиция отмечать этот праздник пришла в Корею из Китая.
В этот день в доме нельзя разводить огонь. Поэтому в поминальный день полагается кушать только холодную пищу.
С этим обычаем и связано название праздника.
Традиционно в День холодной пищи люди посещали могилы родных, приводили их в порядок после зимы и совершали на могилах поминальный обряд, дабы почтить память предков.
Кроме того, в этот день полагалось готовить отбивные рисовые хлебцы с полынью (они входили и в состав жертвенной пищи).
В наши дни обряд, как правило, продолжают соблюдать. Однако, поскольку Хансик в Корее не является выходным днем, в последнее время связанные с ним обряды горожане стали все чаще проводить не в сам День холодной пищи, а в предшествующее празднику или же следующее непосредственно за ним воскресенье.
Эта дата для корейцев особая - день поминовения усопших, дань уважения душам предков.
В этот день, согласно традиции, корейцы всей семьей отправляются на кладбище, к могилам родных и близких.
Родственники усопших пропалывают сорную траву, убирают и подправляют могилу, сажают деревья, а затем совершают джеса - поминальный обряд.
Джеса - возложение пищи на могилу - это своего рода жертвоприношение предкам с целью задобрить и оказать почтение и внимание ушедшим членам семьи.
Согласно обычаю, непосредственно перед началом уборки могил совершается жертвоприношение Духу земли - хозяину могилы.
Самый старший из родственников наливает в рюмку водку (сочжу) и три раза выливает ее рядом с могилой.
Затем все совершают джǒль - поклон. Только после такой церемонии остальные члены семьи приступают к уборке могилы. Закончив уборку и чистку памятника, родные стелют скатерть, куда кладут еду и водку.
Каждый должен налить в рюмку водку, поклониться дважды в сторону памятника, а затем вылить водку у изголовья могилы. Пищу, принесенную с собой, должны попробовать все присутствующие.

У каждого народа есть свои обычаи и традиции, которые характеризуют этапы жизненного пути народа. И корейцы в этом случае не исключение. У корейцев выделяют четыре таких этапа, которые сохранились и среди корейцев Казахстана. Это так называемые «четыре стола». Праздники «четырех столов» - истинно семейные торжества. Первый и второй столы - святая обязанность родителей по отношению к детям; третий и четвертый, в свою очередь, возвращение долга родителям благодарными детьми. Первый стол - это первая годовщина жизни ребенка, второй - свадьба, третий - шестидесятилетие, четвертый - похороны и поминки. Если по каким-то либо причинам кореец не проводил торжество по одному случаю, накладывалось табу и на последующие празднества. Так, если ребенок умирал, не достигнув годовалого возраста и не получив в связи с этим «первого стола», то его следовало забыть, не справлять по нему поминки, не посещать его могилу.

Если у семейного юбиляра не было «свадебного стола», то накануне его 60-летия ему обязательно сначала справляли свадьбу, даже если у него к тому времени уже имелись дети и внуки.

Обычай «четырех столов» сплачивает корейскую семью, делает ее монолитной, дружной, способствуя сохранению национальных традиций.

Теперь попробуем описать все четыре стола по отдельности. «Первый стол» справляется тогда, когда малышу исполняется год, корейцы началом жизни ребенка считают первый год. Только с этого момента детеныш начинает по-настоящему считаться человеком. Каждому корейскому ребенку необходимо справить годину, это считается святой обязанностью родителей. Нет ни одной корейской семьи, где не отмечали бы эту дату.

Годины принято справлять пышно, как у других народов справляют свадьбы. Считается, что чем более богатым и многолюдным будет этот день, тем более полной и счастливой будет жизнь ребенка. Обычно принято накрывать стол для ребенка с утра, примерно с 10 до 12 часов. У корейцев существуют поверье, что девочкам надо накрывать стол пораньше, чтобы они не засиживались в старых девах, а мальчикам позже, чтобы они не женились рано. Перед тем,как ребенка подвести к столу, его одевают во все новое, обязательно купленное на деньги отца. Ребенка подводят к столику, на котором разложены различные предметы: деньги, ручка, тетрадь, книга, ножницы, нитки, в трех чашечках национальный хлеб «чальтэги», бобы, рис. Будущее ребенка определяют по тому, что он выберет в первую очередь. Как только ребенок схватит три первых предмета, его отводят от стола, что бы он не схватил другие предметы. Если ребенок выберет ручку, тетрадь или книгу - значит, будет способным, стремящимся к знаниям, образованным. Если ребенок выберет деньги - будет жить безбедно, в достатке; если нитки, то его ждет

долгая жизнь. Однако, если ребенок выберет рис или хлеб - это не предвещает ничего хорошего: будет хилым и слабым здоровьем, будет жить в бедности. Поэтому «плохие» предметы ставят на стол подальше от малыша. Гости, родственники обязательно дарят ребенку деньги. Веселье продолжается весь день.

«Второй стол»

Современные корейцы, как и их далекие предки, придают вступлению в брак исключительно большое значение. Это одно из четырех главных событий жизни, и, пожалуй, оно обставляется наиболее торжественно. Вступление в брак в сознании многих корейцев Казахстана и по сей день остается не столько личным делом двух молодых людей, сколько делом, касающимся их рода и семьи.

Браку обычно предшествует сватовство. Этот акт сопровождается определенными ритуалами. Так, сватами могут быть только старшие из рода жениха. Это могут быть сам отец, его старший брат, и только в крайнем случае, если таковых нет - мать жениха. При отсутствии родителей, сватами могут выступать старший брат жениха или старший зять - муж старшей сестры. Как правило, не имеют право сватать разведенные, вдовы, вдовцы, а также лица, состоящие в повторном браке. Получив согласие родителей невесты, стороны договариваются о проведении «ченчи» - помолвки, которая полностью финансируется женихом, но проводится в доме невесты. На «ченчи» родственники жениха как бы демонстрируют свои материальные возможности. Обязательным считается подношение родным невесты гуся - символа супружеской верности. На помолвке мать или старшая женщина из рода жениха, обязательно показывает всем присутствующим подарки для невесты. В подарок входят: отрез материала, нижнее белье.

«Третий стол»

О традиционном почитании корейцами старейших членов семьи напоминают и сегодня различные юбилейные торжества, устраиваемые взрослыми детьми в честь своих престарелых родителей. Но особенно значимым и обязательным является празднование детьми 61-летнего юбилея родителям, т.е. первого года нового века, определяемого 60-летним циклом. Обычно принято справлять этот юбилей в том случае, если в семье к тому времени все дети, достигшие совершеннолетия, обзавелись семьями, всем им были справлены свадьбы, нет какого-либо несчастья. В противном случае этот юбилей отодвигаетея и справляется уже в 2, 4, 6 лет, но обязательно, чтобы эта дата по-корейски была уже нечетной. Юбиляру шьют национальную одежду, в которой он должен быть первую половину праздника, а во второй половине можно и переодеться. Рядом с юбиляром должны сидеть супруг или супруга, друзья, родственники. Тамада представляет всем присутствующим детей юбиляра с их семьями. Каждый из поздравляющих детей наливает юбиляру стопку спиртного и подает ему только двумя руками. Затем поздравляющий со своими детьми, женой или мужем делают национальный поклон - «тер». Это особая национальная традиция, при которой нужно встать на колени, опершись руками в пол и низко опустить голову, демонстрируя почтение и послушание. У казахстанских корейцев принято делать «тер» один раз. После детей его поздравляют родственники, строго соблюдая иерархию. Только после соблюдения всех ритуалов гости приступают к трапезе Родственники и друзья обязательно стараются исполнить в честь юбиляра песни или сыграть что-либо на национальном инструменте. Дети и внуки задолго готовят своеобразный семейный концерт для юбиляра и очень радуются, если им удастся порадовать его.

Обычно принято дарить юбиляру деньги, и все присутствующие стремятся при этом не ударить в грязь лицом. Многие родители затем эти деньги делят между своими детьми.

«Четвертый стол»

Уход человека из жизни воспринимается как представителями других национальностей, так и корейцами как чрезвычайное, самое большое горе, морально обязывающее всех родственников и близких покойного к активному участию в церемонии похорон и поминовений. Оказание надлежащих почестей умершим близким рассматривается корейцами как важнейший долг всех взрослых членов семьи. Именно поэтому в корейских семьях похороны близких обставляются весьма торжественно, в соответствии с традиционным ритуалом.

После смерти кореец получает свой последний, «четвертый стол». Это последний долг детей перед своими родителям, выполнение которого связано со всякого рода особыми ритуалами и церемониями. Оставляя после себя детей, кореец тем самым выполняет самый священный долг на Земле, обеспечивая себе и всем усопшим предкам посмертные почести и благоденствия.

Сразу же после того, как человек испускает последний вздох и уходит в мир иной, с него надо снять предмет одежды - это может быть майка, рубашка, кофточка и пр. Взяв ее, нужно выйти на угол дома, здания, либо на балкон и стоя лицом к восходу солнца, держа в вытянутой руке вещь, снятую с покойника, трижды выкрикнуть его личное имя со словами: «тябико кадегао!». Этот обряд называется «хону пурунда» - вызов духа умершего.

Одевать умершего надо так же, как и живого: на него сначала надевают белье, затем костюм или платье, а потом верхнюю одежду.

Одежда обязательно должна быть из трех слоев. Старший ребенок наливает рюмку. Затем в чашку с водой накладывают в три приема сваренного риса «пап». После этого необходимо сделать три раза «тер». Водку сливают в отдельную чашку, куда потом будет сливаться остальная водка, налитая покойному другими родственниками. Близкие должны громко плакать и стенать. Гроб с телом покойного молено выносить только через один порог или через окно. Если порогов много, то на каждом пороге делают по три зарубки топором. На кладбище нельзя ездить молодым девушкам, детям и беременным женщинам, а их мужьям нельзя копать могилу, устанавливать ограду, памятник. Одежду покойного сжигают на кладбище. Обязательными поминальными блюдами, являются рисовая каша «пап», чашка с чистой водой, ложка, вилка, поминальные блины, жареная рыба, отварная свинина с салом, салаты, конфеты, фрукты, печенья, очищенные яйца. Затем совершается церемония «тер». На следующий день все близкие едут на кладбище и заново накрывают стол. Это считается первым годом поминовения. Потом этот обряд совершается в день смерти через 2 года. После этого считается, что траур снят.

Существуют только три дня, по которым можно ходить на кладбище. Постоянной датой является 5-6 апреля. Эти дни называют «ханзок». Идти на кладбище надо с утра. В эти дни можно трогать могилу, чистить, мыть и т.д. В остальное время года трогать могилу категорически запрещается. Другой родительский день приходится на 5 мая по корейскому календарю. День «тани». В этот день прикасаться к могиле тоже нельзя. Третий день поминок приходится на 15 августа по корейскому календарю и называется «чисоги».

У корейцев даже гроб готовится заранее, еще при жизни. Считается, что если у человека все будет заранее приготовлено, то он и проживет дольше.

Браку предшествует сватовство. Сватами могут быть только старшие из рода жениха - отец, его старший брат и только в крайнем случае, если таковых нет, мать жениха. Получив согласие родителей невесты, стороны договариваются о проведении ченчи - помолвки, края полностью финансируется женихом, но проводится в доме невесты. На яенчи приглашаются все ближайшие родственники и друзья жениха и невесты. Обязательным считается подношение родным невесты гуся – символа супружеской верности, особого "ударного" хлеба – чальтэги, приготовленного из специального сорта клейкого риса, а также белых рисовых лепешек – тимпени. 

Хансик родственники и близкие обязательно посещают кладбище. Они пропалывают сорные травы, убирают и подправляют могилу, сажают деревья. В этот день на могилу приносят еду и совершают деса - поминальный обряд. Считается, что возложение пищи на могилу - это своего рода жертвоприношение предкам с целью задобрить и оказать почтение и внимание бывшим членам семьи.
Неофициально день Хансик считается корейским родительским днем. Рекомендуется идти на кладбище с утра.
Корейцы два раза в год - во время Чусок и Хансик - обязательно посещают кладбище, чтобы помянуть умерших. Они берут с собой еду и водку. Вначале совершается жертвоприношение духу земли - хозяину могилы. Кто-то из старших родственников наливает в рюмку водку и три раза выливает ее рядом с могилой. Затем делают дел - поклон. Только после такой церемонии остальные члены семьи приступают к уборке могилы. Закончив уборку и чистку памятника, родные стелют скатерть, куда кладут еду и водку.
Каждый должен налить в рюмку водку, кланяться дважды, а затем водку выливать у изголовья могилы. Пищу, принесенную с собой, должны попробовать все присутствующие".

День холодной пищи (хансик ) отмечается на 105-й день после зимнего солнцестояния, и по григорианскому календарю приходится на 5-7 апреля. Вместе с Чусоком и Новым годом, а также с подзабытым сейчас праздником Тано (5-й день 5-й луны) День холодной пищи в старой Корее входил в число 4 самых главных праздников календарного цикла - "4 великих празднеств".
Традиция отмечать этот праздник пришла в Корею из Китая. В этот день в доме не полагается разводить огонь. Не является исключением и огонь в очаге, поэтому в этот день приходится есть только холодную пищу. С этим событием и связано название праздника. Традиционно День холодной пищи был днем, когда люди посещали могилы родных, приводили их в порядок после зимы и проводили на могилах жертвоприношение душам предков. Кроме того, в этот день полагалось изготовлять отбивные рисовые хлебцы с полынью (они входили и в состав жертвенной пищи). В наши дни этот обряд, как правило, продолжают соблюдать. Однако поскольку этот праздник не является выходным днем, то в последнее время связанные с ним обряды горожане стали все чаще проводить не в сам День холодной пищи, а в предшествующие празднику или же следующее непосредственно за ним воскресенье.

В Южной Корее очень много праздников, но при этом официальными нерабочими днями считаются только восемь из них. При этом самые важные и значимые корейские праздники – (корейский Новый год) и (праздник урожая) – не являются официально нерабочими днями. Также стоит отметить, что в случае, если праздник по календарю приходится на еженедельный выходной, то он не переносится на следующий день, а просто «сгорает».

Весна:

1 марта (нерабочий день) – Самиль (день независимости Кореи) . Отмечается освобождение страны от японской оккупации.

14 марта Белый день . Корейский аналог 8 марта, мужчины поздравляют женщин и дарят им подарки.

5 апреля (нерабочий день) – . В этот день корейцы (весьма успешно) занимаются восстановлением лесов в стране.


Восьмой день четвертого лунного месяца
(апрель – май) — День Рождения Будды . Яркими бумажными фонарями украшаются все буддистские храмы и монастыри. Иногда фонарями украшают даже улицы и дома.

5 мая (нерабочий день) – Детский день (день детей – Орини наль).

Лето:

6 июня (нерабочий день) – День памяти погибших за Родину . Проводится в память обо всех погибших на Корейской войне.

15 августа (нерабочий день) – День Освобождения . В отличие от Дня независимости (1 марта) – это уже чисто военный праздник, по духу очень похожий на День победы. Корейцы празднуют освобождение от японской оккупации.

Осень:

Пятнадцатый день восьмого лунного месяца (сентябрь-октябрь) — . Праздник урожая. Его название часто переводят как «День благодарения», что, в принципе, близко к его сути, однако к американскому празднику он, конечно, не имеет никакого отношения. Чусок принято проводить в кругу семьи, чтобы всем вместе почтить память предков. Для этого не требует совершать особенно сложных церемоний – духи предков просто приглашаются к торжественной трапезе.

3 октября (нерабочий день) – День основания Кореи . День основания государства, отмечаемый на горе Манисан в Канвондо.

Зима:

25 декабря (нерабочий день) – . В Корее , поэтому Рождество в Корее отмечается достаточно широко.