Игрушки, которые оглупляют, озлобляют и манипулируют детьми. Антиигрушки: во что играют наши дети? Барби и другие аналогичные куклы

— Я уже всех расстрелял. Чудище устало.

— Хорошо, вот возьми человека, попробуй вытащить все его внутренние органы, не разбудив.

Странный и жуткий диалог, не находите? Кто и о чем может так разговаривать? Всего лишь папа и сын, окруженные современными игрушками.

Антиигрушка: «дядя спит, а мы у него достанем внутренние органы пинцетом. Только аккуратно, иначе он проснется и начнет вибрировать». Неизвестно, кем скорее ребенок станет после такой игры — врачом или маньяком…

Современные детские магазины завалены жутковатыми игрушками, и родители, вместе с заботливыми родственниками, не думая о последствиях, покупают их любимым сыновьям, внучатам, племянникам…

Но плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, не функциональный предмет – это антиигрушка , формирующая искажённые ценности в душе ребенка.

Антиигрушка

В ряде западных стран к вопросу воспитания детей относятся довольно серьёзно (примерно как у нас в советское время), там есть люди, которые понимают, что ребенок – это будущий член данного общества. Например, в Америке выпускают журнал «New York Times» с бесплатными приложениями для детей и студентов. Эти приложения дарят молодым людям, зная, что, став самостоятельными, они останутся верными идеалам, заложенным « New York Times». Вот таким, или иным способом человек с детства привыкает к определенному «формату», и в дальнейшем ему сложно без него обходиться. В случае с журналом ничего страшного нет. По крайней мере, существуют издания для детей и подростков. А теперь попробуем заменить журнал жутким роботом с огромным огнеметом и устрашающим выражением лица. Какой «формат» тогда будет формироваться? Без чего ребенок не сможет в дальнейшем обходиться?

Посмотрите на классическую куклу «Барби». И прикиньте, откуда «растут ноги» у навязшего на зубах «формата» гламур? Да, вероятно, это привитая с детства мода, хронологически все сходится: многие из тех, кто играл в детстве в «Барби», повзрослев, стали сами копировать стиль «Барби». Сегодня девочки в восторге от куклы «Братц». Какие ценности она сформирует? А механический, скажем, заяц неестественным голосом поющий колыбельную песню?..

Антиигрушка опознаётся двумя путями: либо она очень реалистична, вследствие чего не несет творческого начала; либо, наоборот, максимально абстрактна, что приводит к утрате чувства реальности. Также она может просто выглядеть страшной и отталкивающей.

Сегодня в обществе доминирует потребительское отношение к жизни. Мы потребляем знания, чтобы сделать карьеру, мы потребляем одежду, чтобы показать свой статус. Той же логикой руководствуются и производители игрушек: например, чтобы девочка научилась быть красивой, ей следует «потреблять» пластмассовую голову (это не метафора – такие «усечённые» куклы действительно существует), на которой она освоит мастерство макияжа. Да уж, такую куклу не запеленаешь, не споёшь ей колыбельную… А себя девочка будет воспринимать в виде обрубка человека.

Покупка и выбор игрушки во многих семьях – прямая обязанность отца, который всегда на работе, а по праздникам балует ребенка подарками. И зачастую папы уверены, что чем игрушка «навороченней», тем она и лучше. Но это совсем не так, подобный подарок не позволит развиться фантазии. Для ребенка современная игрушка – детализированная, технологичная, максимально напичканная электроникой – не игра, а всего лишь потребление технически сложной игрушки. То есть ребенок не развивает фантазию, а осваивает и использует то, что может игрушка. В антиигрушке содержится идея обладания, а не радостного творческого процесса и познания мира. Массовые игрушки уничтожают индивидуальность: и Миша, и Коля, и Света… все играют в песочнице с «человеком-пауком» – никаких индивидуальных отношений с игрушкой у ребенка нет.

Задачи и грушки

Игрушка, будучи культурным явлением, закладывает в сознании ребёнка понятие о красоте. Логично, что это должно быть естественное, правильное, а не извращенное представление. Игрушка несет в себе и эстетическую функцию, для ребенка некоторые игрушки в определённые периоды воплощают образ совершенства. Также игрушка закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Как писал Кант: «Прекрасное - это символ морального добра».

Игрушка помогает бороться со многими детскими страхами или капризами: засыпать приятней с плюшевым мишкой, а темноту побороть с помощью деревянного меча.

Игрушка должна формировать нравственные понятия. Это легко, если у ребенка есть зверек, с которым он по-своему нянчиться, но вот если это пистолет из которого он должен расстреливать животное, то нравственность будет формироваться совершенно иными путями.

Если говорить об отдельных задачах конкретных игрушек, то это может быть знакомство с профессиями, с народами, странами, знакомство с определенными навыками (забивать гвозди, например) и многое другое. Каждую игрушку, каждый игрушечный набор следует внимательно осмотреть перед покупкой.

Центр игр ы и игру шки

О том, как правильно выбрать игрушку, какой она должна быть, мы поговорили с основателем и руководителем Центра игры и игрушки, профессором Смирновой Еленой Олеговной. В Центре изучают игрушки, то как они помогают или мешают развитию ребенка, ставят на проверенные игрушки знак «рекомендовано психологами», и в Центре есть свой музей с хорошими и плохими игрушками.

— Вы занимаетесь диагностикой современных игрушек и даже ставите свой знак качества, расскажите, как у вас организован процесс работы. Производители приходят к вам сами, или вы ходите по магазинам игрушек в поисках объектов для исследования?

— Всегда по-разному. Вначале, когда мы только открылись, около пяти лет назад, то в основном действительно приходилось много ходить по магазинам. Сейчас производители начинают уже сами обращаться. И хоть мы и стремимся к тому, чтобы производители консультировались с нами в момент разработки игрушки, этого, к сожалению, сейчас не происходит.

— Значит, если вы напишите нелестный отзыв об игрушки, то производитель вряд ли снимет ее с конвейера?

— Да, такого не случается. Для них это слишком затратное мероприятие. Но зато мы имеем возможность наклеить свой знак качества, являющийся для родителей гарантией того, что эта игрушка не нанесет вред ребенку.

— По каким же критериям вы оцениваете игрушку?

— Сначала игрушка проходит своего рода этический фильтр. Мы ее проверяем на отсутствие агрессивности, уродства, античеловеческих и антигуманных факторов. Затем мы смотрим, каким развивающим потенциалом обладает игрушка: развивает ли она ребёнка физически, интеллектуально, или духовно. При этом также важно, насколько легко с ней играть. В последнюю очередь мы проверяем ее операционные возможности — из какого материала она выполнена, удобно ли ее держать, играть, есть ли мелкие детали и многое другое. Вот этого в общих чертах должно хватить родителям при выборе игрушек.

Хорошая игрушка. Дерево — лучший материал для игрушек. Машины минималистичны, при этом выглядят эстетично.

— А что вы скажете про такие игрушки, как например, Шрек? Он выглядит не очень приятно, но ассоциируется у многих детей с положительным героем? То же и со «Смешариками», — выглядят они не особо эстетично?

— Сложно говорить, не видя игрушки. Я не знаю, какой материал, какое выражение лица. Что касается «смешариков», то они действительно есть приятные и не очень. Мы сейчас начинаем работать с ними. А вот Шрек… я не знаю, мне кажется, выглядит он не очень приятно.

А как ое должно быть выражение лица у игрушки?

— Знаете, первые игрушки, которые появились где-то в семнадцатом веке, были без лиц. Люди считали, что кукла с лицом может забирать энергию у человека. Сегодня мы допускаем игрушки с лицом, но оно должно быть нейтральным, без каких-либо ярких эмоций. Особенно нельзя допускать, чтобы у игрушки было злое или недовольное выражение лица.

— А если ребенок настойчиво требует антиигрушку, как поступить родителям?

— Вообще детей часто притягивают уродства, но это плохо, и родителям надо стараться их от этого отгородить, прививать хороший вкус, формировать привязанность к обаятельным игрушкам, дать им через игрушку понять, что такое человеческая теплота. Если ребенок требует плохую игрушку, такую как у соседского мальчика, то можно купить ему хорошую игрушку, и объяснить, почему она замечательная. Рассказать про нее историю, то есть сразу включить ребенка в игровую ситуацию.

— А плохие герои? Ребенок же не может использовать в игре только положительные образы?

— Да, отрицательный герой нужен. И к нему предъявляются те же требования. Только должно быть ясно, что он плохой: как правило, это создается за счет одежды, но никак не за счет злой гримасы.

— Пистолеты, автоматы и иное в принципе агрессивное оружие может стать хорошей игрушкой?

— Да, может, если это условный пистолет, а не реалистичная модель. Он не должен издавать никаких звуков, не должен светиться. Если это просто маркер оружия, то почему бы и нет? Мальчики чувствуют себя мужественно с оружием. Раньше делали хорошие игрушечные сабли, они были пластмассовые, разных цветов и совсем не острые, мальчики даже спали с такими саблями. Сегодняшнее детское оружие часто выглядит слишком угрожающим.

— А что касае тся кукол , т о ка кими о ни дол жны быть?

— Открытые, милые, они опять же не должны говорить и издавать вообще звуков. Чем меньше прорисовано их лицо и чем меньше оно выражает эмоций, тем большим сможет наделить ее ребенок. Но и, конечно, она должна быть прочной.

— Есть стереотипное мнение, что мальчики играют в машинки, а девочки в куклы, вы согласны с этим?

— Нет, абсолютно не согласна. Мальчикам тоже нужны куклы, но это должны быть либо куклы-мальчики, либо же такие, в которых пол не идентифицирован – надели платье, стала девочка, штанишки – мальчик. Таких кукол на рынке большой дефицит, к сожалению. А кукла нужна, чтобы учиться выстраивать отношения с ровесниками, кукла может стать мальчику другом, или он сможет с её помощью лучше увидеть себя. В конце концов, и в машинке он должен кого-то возить.

— Мы сейчас говорим о том, что на современном рынке игрушек качество оставляет желать лучшего, но, тем не менее, у вас в музее выставлены хорошие экспонаты. Где же родителям искать игрушки?

— Сегодня крупные заводы редко производят что-то хорошее, в основном это стало прерогативой маленьких фабрик, которые делают очень неплохие вещи. Например, нам очень нравится продукция завода «Весна». Хорошие игрушки можно искать на различных выставках и ярмарках – это, пожалуй, самый верный способ.

— Попробуйте создавать игрушки вместе с ребенком: они не обязательно должны быть высокохудожественными. Во многих детских студиях сегодня дошкольники лепят из глины, делают аппликации и прочее, там же они могут создавать игрушки. Старайтесь водить в такие студии ребёнка, или компенсировать это дома.

— Авторская игрушка в магазине, как правило, стоит достаточно дорого и является скорее декоративной. Но авторскую игрушку можно приобрести не только в магазине. Например, на «Ярмарке мастеров » можно, если конечно поискать, найти отличные и недорогие авторские игрушки, выставленные самими авторами.

— Искать игрушки можно и с помощью других Интернет-магазинов. Их много, и их нетрудно найти. Плюс в них тот, что там можно выбрать игрушку по производителю, по возрасту, а иногда и по материалу. Так что из огромного каталога всегда можно довольно быстро найти хорошую игрушку.

Опасные игрушки
1. Что такое «антиигрушка»?
Игрушка особым образом программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка, и что за программу она в себе несет . Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.

Русский художник Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958), в свое время посетивший богатые магазины игрушек в Германии, противопоставил умирающую европейскую игрушку и все виденное им игрушечное изобилие неказистым, на первый взгляд, но обладающим характером, кустарным изделиям Сергиево-Посадского района. Он писал: «…общество пользуется игрушкой, чтобы обуздать фантазию, непосредственность ребенка, еще не порабощённого машинами, для того чтобы привить ему те вкусы и наклонности, которые сделают его в будущем послушным орудием его целей и его законов». Именно в этом назначение и особенность «самых лучших и дорогих» антиигрушек сегодня. Подлинная игрушка – произведение искусства, она – штучный товар, а не вещь, которой дети пользуются, чтобы «играть во взрослых». Духовно-нравственный смысл игрушки представляет собой важнейшую ее характеристику.

Современные детские магазины завалены жутковатыми игрушками, и родители, не думая о последствиях, покупают их любимым сыновьям, внучатам, племянникам… Но плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, нефункциональный предмет – это антиигрушка, формирующая искажённые ценности в душе ребенка.

"Нынче в школе первый класс вроде института!"... И дело здесь не только в нагрузке, которую испытывают первоклассники. Во все школы сейчас нужно, также как и в институт, сдавать вступительные экзамены (точнее, проходить тестирование). Для многих родителей становится настоящим открытием, что их ребенок не только не способен справиться с элементарными заданиями вступительных тестов, но и мыслит иначе, чем эти задания предполагают. Детские психологи видят корень проблемы, в частности, в выборе игрушек. Распознавать полезные и вредные для развития ребенка куклы и машинки училась корреспондент "КоммерсантЪ - Деньги" Наталия Тютюненко вместе с психологом Верой Абраменковой.

Белая, пушистая, ужасная.

Ребенок моей знакомой, адекватный и «продвинутый» мальчик, не прошел тестирование в школе. Понятно, что в хорошее учебное заведение без определенных капиталовложений сегодня не попадешь. Но вышло совсем обидно: ребенок не смог собрать разрезанную на кусочки фигурку чайника. То, что это чайник, понял. А собрать не смог. Школьный психолог объяснила, что он, как и многие другие сегодняшние дети, мыслит слишком прямолинейно, не хватает фантазии. Если он усвоил алгоритм действий, то с задачей справляется, а вот шаг вправо, шаг влево от этого алгоритма - беда. Родители недоумевали: ведь развивающими игрушками, по общему мнению, они снабжали его сверх меры.

Другая знакомая, как раз детский психолог, недавно вернулась из детского супермаркета в расстроенных чувствах: «Там продают белых меховых лягушек! Я даже не поняла сначала, что это за зверь, но на ценнике указано: „Мягкая игрушка «Лягушка» для самых маленьких". То есть мало того, что ребенок наглотается ворса,- так еще и будет думать, что лягушки белые и покрыты шерстью! Какое представление об окружающем мире формируется?»

Бесспорно, хороших игрушек сегодня много, но от некоторых даже у далекого от психологии и педагогики человека ворс встает дыбом.

Школа начинающего маньяка.

На международной выставке в Нью-Йорке был представлен набор игрушек-инопланетян. В рекламном буклете написано: «Новые игрушки позволяют детишкам, любящим острые ощущения, игрушечными ножницами вспороть брюхо посланца внеземных цивилизаций и по очереди вытащить на свет его внутренности: селезенку, желудок, печень и т. д.».

Стилистику оставим на совести производителя, а вот, простите за тавтологию, внутреннее наполнение не может не вызвать пристального интереса психиатра. Просто какое-то пособие для юных Чикатило.

Педагоги считают, что изучать анатомию живых существ надо в школе, под руководством учителя и только в определенном возрасте, когда психика ребенка готова к восприятию такой информации.

Следующий пример связан с безумно дорогой куклой-младенцем. Эта кукла реагирует на движение живого существа и начинает плакать, требуя, чтобы ее «кормили», «поили», «укачивали». Этакий человекообразный тамагочи, о вреде которых уже не раз говорилось.

Конечно, затея понятна: воспитываем будущую маму. Но родители, купившие эту куклу своей пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены забрать ее из детской: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать», и полусонный ребенок рвался «укачивать младенца». Результат - невроз. И у ребенка, и у родителей.

Что же сегодня продают в магазинах игрушек? Давно вышедшая из детского возраста корреспондент «Денег» и Вера Абраменкова, доктор психологических наук, заместитель председателя ФЭС при Министерстве образования, отправились в один из обычных магазинов для детей, чтобы провести блицэкспертизу его ассортимента на предмет полезности, бесполезности или потенциального вреда. Мы не увидели конструкторов, равно как и мозаик, кубиков, азбук и т. п. Зато не меньше трети помещения занимали «победители вампиров», всяческие воины, «борцы с привидениями», присмотревшись к которым, корреспондент отпрянула к стеллажу с плюшевыми мишками. Нервную систему надо беречь, не дай бог, ночью приснятся.

Неестественный отбор.

Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно - ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить!

Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки - «ребенок хочет именно ее». Или - «я ему обещал, если он закончит четверть на пятерки (не будет больше драться и т. д.)». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. А потом мы будем удивляться, почему при таком количестве разных игрушек у нас чайники не собираются!

Еще один вариант - «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было? Когда я была маленькая, весь мой детский сад завидовал владелице привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби - куклы Синди - к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.

При перечислении критериев выбора игрушек мы не принимали во внимание педагогически подкованных родителей, которых, к счастью, тоже немало. По утверждению детских психологов, мамы и папы сегодня делятся на две категории: очень образованные, проштудировавшие тонны специальной литературы, и катастрофически безграмотные. Середины нет.

Типология.

Игрушки бывают мягкие, пластмассовые, фарфоровые, деревянные, резиновые, механические, электрифицированные, музыкальные, водоплавающие и т. д. и т. п.- это знают все.

Но игрушки могут быть еще и развивающими, обучающими, развлекающими, лечащими. Причем именно в таком порядке, а не общепринятом, когда на первом плане развлечение.

Но начнем с лечащего воздействия игрушек. Рассмотрим, например, деревянные разрисованные тематические доски и деревянные же фигурки, нарисованные художником-психологом, из которых на досках выкладываются истории. Неосознанно каждый ребенок выкладывает с их помощью свою внутреннюю проблему. У одного мальчика вся семья погибла при землетрясении. Сначала он выкладывал завал без выхода, а на третьем-четвертом сеансе работы с психологом этот выход появился. То есть ребенок проработал для себя самую проблемную ситуацию, перевел из внутренней во внешнюю и решил в игре.

Что американцу хорошо - то русскому смерть?

Сегодня выпуском игрушек в России занимается около 250 предприятий, порой даже вовсе не «игрушечного» профиля (вплоть до Санкт-Петербургского завода прецизионного станкостроения) . Но на рынке развивающих игрушек лидируют зарубежные производители. Конструкторы по сборке «людей-пауков» пользуются спросом у детей. И для того, чтобы выжить, магазины развивающей игрушки работают и с этой продукцией.

Вера Абраменкова: Кто-то подсчитал, что телепузики давали $2 млрд прибыли в год от продажи продукции с их изображениями (игрушки, журналы, сладости и пр.). В России объем таких продаж - около $100 млн в год. Все знают, что сначала был показан телесериал. Посмотрев сериал, ребенок просит (или требует) купить ему игрушечного героя, полотенце, мороженое с его изображениями... На эти деньги снимается следующий детский сериал. Вот только у нас никто не хочет задуматься, почему те же покемоны запрещены в ряде европейских стран?

Сегодня наибольшее количество правильных «развивалок» можно найти в сетях специализированных магазинов «Маленький гений», «Умный ребенок», «Умные игры». По словам сотрудников этих магазинов, российские производители наиболее сильны в изготовлении деревянных и в меньшей степени - пластмассовых изделий. При этом российская продукция превалирует в возрастной категории от двух до пяти лет (60 - 70% игрушек). В категориях до двух и после пяти лет доля отечественных игрушек составляет в лучшем случае 30%.

Наталия Тимошина, администратор одного из магазинов торговой сети «Маленький гений»: Среди зарубежных разработок встречаются безумно интересные, но, как правило, их рекламы по ТВ нет. Следовательно, их нет на прилавках обычных игрушечных магазинов. А если и есть, то лежат они в самом дальнем углу, так как их не спрашивают. Раз их не спрашивают, их не поставляют. Круг замкнулся. Кроме того, если родитель решит купить российскую мозаику или пирамидку, ему придется ее поискать. При этом отечественные игрушки, не уступая в качестве, дают возможность сэкономить. Например, зарубежная мозаика стоит 300-1000 руб., а российская - 150-400 руб. При этом наша дает новые возможности для творчества - другие цвета и игровое поле.

Российские конструкторы - отдельная тема. По словам Натальи Тимошиной, сегодня их достаточно много, разработки порой эстетичнее и полезнее, чем у зарубежных аналогов, но о них почти не знают. Показателен случай с придуманной в России игрой «Мастер-шар». Идея полуконструктора-полумозаики понравилась зарубежному производителю и была им выкуплена. (Причем на упаковке проставлены соответствующие реквизиты этого зарубежного производителя, а на вкладыше по-прежнему изобретателями и изготовителями значатся россияне. Вот такой казус.)

Отношение к развивающей игрушке в нашей стране неоднозначно. Часть психологов-«западников» считают, что в принципе ребенку нужно разрешать все. Если игрушка действительно «не та», то он отвергнет ее интуитивно. По этой логике большинство мам, контролирующих выбор ребенка, смело записываем в неврастенички. Другой подход более консервативен. Утверждается, что от отрицательного воздействия некоторых изделий ребенка нужно ограждать. Иначе можно развить совсем не то, что хотелось бы.

А приверженцы модной сегодня в России вальдорфской педагогики (ратующей за максимальное сопутствование природе ребенка) говорят, что наибольшую пользу ребенку приносят игрушки, сделанные из натуральных материалов: дерева, шерсти, соломы и т. д.

Они дают наибольший простор фантазии, не вредны для здоровья и приближают к природе. Но совсем лишать ребенка современных популярных игр все же не стоит.

Психологи-практики призывают придерживаться золотой середины: игрушки должны быть разными. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть покупные куклы, машинки и т. п.

Если вы будете ограничиваться самоделками, ребенок будет чувствовать себя дискомфортно. Кроме того, не так уж плохо, если в его арсенале будет один-два отрицательных героя, на которых он сможет выплеснуть негатив. Но слишком увлекаться такими игрушками тоже не дело.

Думайте сами, решайте сами.

Главное при выборе игрушки - просто подумать, что она собой представляет и какие качества может сформировать. И придерживаться определенных критериев. В случае с белой пушистой лягушкой были нарушены два: медицинский и психологический. Держать все требования в голове, конечно, сложно, но надо учитывать хотя бы самые важные.

С медико-экологическим критерием все понятно. Также важен педагогический аспект, то есть чему научит эта игрушка и что разовьет. Например, конструктор формирует усидчивость, пространственное мышление - замечательно.

Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, и требование психологии - в том, чтобы эти эмоции были позитивными. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.

И эстетическое требование - соответствие игрушки представлениям о красоте. Игрушка для ребенка - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо бы образы эти были соответствующими.

Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе - все тот же пыльный угол в детской комнате. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор).

Светлана Немцова, школьный психолог: часть надоевших, старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать».

А кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться - он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно.

Кстати, в том магазине, который мы инспектировали, нашлось всего несколько стоящих игрушек. Барабан, наборы для вышивания, пара настольных игр, несколько мягких игрушек и одна кукла.

Развивающие игры.

(наиболее популярные игрушки по версии сотрудников магазина «Маленький гений")

1. Кубики Никитина - «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб». Способствуют развитию пространственного мышления, творческих и умственных способностей ребенка, склонности к анализу и синтезу. Из кубиков, скрепленных между собой, ребенку предлагается выстраивать в пространстве заданные

геометрические фигуры (191-206 руб.).

2. Кубики Зайцева - пособие для обучения ребенка чтению с раннего возраста (1134 руб.).

3. Игры-шнуровки из дерева и вспененной резины. Развивают мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, пространственное мышление. Состоят из деталей с дырочками и шнурка (45-130 руб.).

4. Рамки-вкладыши Монтессори (Белоруссия) - планшеты и вкладыши разных форм и тематики («Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Дроби», «Алфавит», «Цифры» и пр.). Развивают мелкую моторику, наглядно-образное мышление; обучают распознавать предметы по контуру, ориентироваться на плоскости, обводить, заштриховывать (85-207 руб.).

5. Магнитный конструктор «Супермак» (Италия), 1600-5000 руб. в зависимости от количества элементов.

6. Конструктор «Такеши» - мягкие пластиковые трубочки разной длины и цвета и специальные крепления (315 руб.).

7. Мозаика (Россия), 85-320 руб.

8. Мозаика Кверчетти (Италия), 195-820 руб.

9. Игра-головоломка «Мастер-шар» (Россия) - объемная мозаика, состоящая из больших и маленьких выгнутых треугольников и специальных соединений (333 руб).

10. Конструктор «Электронный знаток» (Россия), 2040 руб.

Пункты 5-10 - игрушки для развития мелкой моторики, воображения, усидчивости, пространственного мышления.

Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.

Зачем нужна игра?

Во - первых, игра - это школа произвольного поведения (Д. Б. Эльконин). Попробуйте заставить ребенка стоять смирно - он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните: « Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три. Замри!» Ведь замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Во- вторых - школа морали в действии (А. Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

В- третьих, игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее.

Что такое игрушка?

Игра и игрушка, по мнению ученых,- важнейшие составляющие любой культуры. Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или интернет для взрослого. Спросите себя: какую информацию она несет? Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара - Солнца или Земли.

Иногда ребенок сам находит « игрушки»- предметы - функционеры, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая - нибудь коряга, камушек, ракушка, тряпочка и т. д. наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаясь, навести порядок в детском уголке или выворачиваем карманы детской одежды перед стиркой. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. Стоит задуматься: может быть, все же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?

Современная игрушка - что это?

Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле « разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов - психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать? Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой и агрессивной.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже триста лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. Игрушки покупаются, как сказал один папа пятерых детей, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен.

Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.

Игрушка полезна и вредна. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условие для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляя места для «домысливания сюжета».

Ребенок, окруженный киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть навсегда.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. Черепашки Ниндзя, трансформеры - роботы, Бетман, Человек - паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям. Семилетний мальчик - любитель подобных игрушек - ловил цыплят и мучил их на глазах четырех - пятилетних малышей, невзирая на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими «ужастиками», а любимой игрушкой у него был паук.

Есть известная психологическая методика - «несуществующее животное»: взрослому или ребенку предлагают нарисовать животное, которого на свете нет, дать ему имя и рассказать, где оно живет, что любит делать, чем питается. По характеру рисунка и рассказу специалист может определить уровень способностей человека, характер отношений с окружающим миром, такие черты, как открытость или тревожность, отзывчивость или агрессивность. Судите сами. В переводе « поке - мон»- карманный монстр.

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки - трансформеры: человек - машина, человек - чудовище, человек - робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Взрослые словно забыли, что игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем - игрушкой. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы смогли убедиться, может быть антиигрушкой.

Игрушек - море. Вот, например, добрые старые кубики со сказками, мозаика, пазл, строительный конструктор. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки.

Что можно сказать про мягкую игрушку? Самое главное ее назначение - дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или собачка способны «вылечить» ребенка от страхов и даже ночного энуреза.

Почему кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга, они навязывают определенный образ жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. В девочках силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, особенно это касается девочек четырехлетнего возраста. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды и развлечения. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей.

Кукла в этом возрасте должна акцентрировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.

Умная и добрая игрушка

Но не все так плохо. У нас есть хорошие и «умные» игрушки, вернее сказать, мудрые игрушки. Большинство из них не продается в обычных детских магазинах. Они изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках.

В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы « Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Конечно «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.

Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своих любимым куклам., а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.

А есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.

Навести порядок в детской комнате – задача не из лёгких! Особенно, если ребёнок ещё маленький и не любит помогать маме в вопросах уборки. Как и куда сложить игрушки, чтобы они всегда были на своих местах? Как приучить малыша наводить порядок в комнате собственными силами? Мы рассмотрели ряд идей, которые помогут разрешить эти вопросы!




Многие малыши любят прятать свои игрушки под кровать, в итоге там получается целая свалка машинок, роботов, котиков и других предметов. Не стоит за это ругать своё чадо или как-то противиться этому, можно сделать хранение под кроватью удобным и увлекательным. Для этого понадобятся выдвижные ящики на колёсиках. Они идут в комплекте со многими детскими кроватками или продаются отдельно в мебельных магазинах.



Пожалуй, это самые демократичные и удобные в использовании системы хранения. В текстильные корзины можно складывать самые обычные игрушки, от мелкого конструктора до габаритных мягких игрушек. Ребёнку удобно делать это самому без помощи мамы, а при желании он может передвигать корзины по комнате.



Этот вариант отлично подходит для тех, у кого несколько детей разного возраста. На нижнем уровне удобно расположить игрушки младшего ребёнка, а на высших – старшего. Так родители обезопасят себя и детей, ведь многие игрушки для старших совсем не подходят для игр самых маленьких.



Если в комнате не много места, то можно организовать хранение игрушек прямо на входной двери. Для этого можно использовать мягкий текстильный или полиэтиленовый органайзер с кармашками. Либо зацепить на крючки небольшие сумки или корзинки, и туда складывать игрушки.



Выдвигающиеся пластиковые контейнеры нередко можно встретить в хозяйственных магазинах. В них удобно хранить инструменты, всевозможные вещи, в том числе, и детские игрушки. Малыш с лёгкостью сможет складывать в них игрушки, главное, чтобы у контейнеров не было неприятного запаха пластмассы, если он есть, то такие контейнеры покупать нельзя.



Гибкие и яркие корзинки для хранения игрушек не сложно найти в специализированных детских магазинах. В такие органайзеры дети с удовольствием будут складывать свои игрушки.



Удобно, когда в детской есть мобильные системы хранения, которые удобно передвигать по комнате. Это значительно экономит время и делает уборку более приятной и продуктивной. Поэтому стоит обратить внимание на деревянные ящики, оснащённые колёсиками.



Сделать текстильные кармашки может любая мама, в этом нет большой сложности, и для этого не нужно быть швеёй или дизайнером. Зато малышу будет всегда приятно складывать самые любимые игрушки в «домики», которые сделала мама своими руками.



Металлические корзинки – классический вариант, который будет удобен и малышу, и маме. Они очень лёгкие и прозрачные, их не тяжело брать в руки и всегда видно, что лежит в такой корзинке.
Магнитные держатели пригодятся в детской мальчика, здесь всегда найдётся несколько десятков машинок и роботов, которые находятся в беспорядке. Собрать их быстро в одном месте можно при помощи небольших магнитных помощников.



Хранение детских игрушек – вечная и неисчерпаемая тема. Поэтому мы нашли ещё