Игры с малышами от 1 до 3 лет. Игры с малышами: от года до трех

Какие развивающие игры и игрушки лучше всего для детей от 1 года до 3 лет? Непростое это времечко – жизнь крохи от года до трех.

Дети в этот период не любят быть предоставленными сами себе. Они требуют внимания и активного участия родителей в своих играх. Не получится просто поставить перед ребенком корзину с кубиками – придется вместе собирать и комментировать.

Пирамидка

Одна из игрушек для ребенка до года, любовь к которой лишь закрепляется со временем. Демонстрируйте, как надевать детали на основание, сравнивайте круги по размеру – один больше, другой меньше.

Не требуйте правильности с первых минут, но постепенно усложняйте задачу. Ближе к трем совершите первые попытки обучения устному счету на примере красочных деталей.

Кубики и конструктор

Для начала подойдут и обычные кубики, но потом они могут быть успешно заменены на конструктор. Учите малыша правильно обращаться с деталями, показывайте, как строить башни и домики из разных элементов. Части конструктора можно сортировать по цветам и размеру.

Если ребенок раскидывает запчасти, вовлеките его в сказочное действо. Стройте, например, не просто башню, а Теремок. Заселите в него пальчиковых кукол – Мышку, Лисичку, Волка, расскажите их историю.

В любой игре нужен элемент театра и участие вашей фантазии. В деревянном поезде – Чух-Чух! – вы будете возить плюшевого мишку в гости к зайчику, а из кубиков строить домики для трех поросят.

Нанизывание и забивание

Что можно делать с деревянными предметами с отверстием?

Нанизывать крупные бусины на шнурки, всовывать их в углубления, забивать их молоточком в дырки или продавливать пальчиком, надевать разноцветные «бублики» на деревянные основания.

Сортер

Любая сортировка идет на пользу интеллекту малыша. Прикупите специальный ящик-сортировщик с отверстиями разной формы и яркими деталями к нему. Покажите малышу, как поместить внутрь круг, а как – квадрат. Проговаривайте названия фигур и их цвета.

Впрочем, для сортировки не обязательны покупные приспособления. Поищите в доме предметы трех разных цветов (желтый, красный, синий) – пластиковые ложки, крышечки, кубики, бусинки.

Смешайте и предложите крохе разложить их в три кучки по цветам. Красные вещи – на красную тарелку или лист картона, желтые – на желтую.

Постепенно усложняйте задание – увеличивайте количество цветов, вводите понятие оттенков (светло-синий, голубой).

Игры с пластилином и тестом

Размазывать пластилин, надавливать на готовые шарики, расплющивая их в аппетитные блинчики, раскатывать «колбаски» и скатывать «зернышки» – все это с радостью выполняют малыши и двух, и трех лет.

Пластилин удобнее размазывается и сцепляется между собой.

А соленое тесто для лепки, хоть и не такое клейкое, зато – безопасное, натуральное и прекрасно поддается детским ручкам.

Рисование

Уже в полтора года чаду можно предложить раскрасить большой лист ватмана пальчиковыми красками. Только выбирайте смываемые водой материалы и наденьте одежду, которую не жалко.

Рисование – дело отнюдь не чистое, зато крайне полезное и увлекательное.

Если ребенку не нравится орудовать пальчиками и ладошками, дайте ему губку, порезанную на квадраты-спонжики. Пускай макает их в тюбики и штампует разноцветные отпечатки.

Кроме красок вам понадобятся пастель, мелки, специальные фломастеры для крох, восковые карандаши и обычные, с толстым грифелем и удобным трехгранным захватом. В это время надо научить ребенка правильно держать в пальчиках карандаши.

В три года ребенок уже сможет закончить простой рисунок, предварительно нарисованный вами (домик без части крыши, зонтик без палочки). Также его заинтересуют покупные раскраски с толстыми контурами.

Аппликации и наклейки

Двухлетним крохам нравится наклеивать и отклеивать все, что под руку попадется. А ведь это отменное занятие на развитие мелкой моторики!

Можете самостоятельно подготовить материалы для занятий – кусочки ваты, рваную бумагу, схематичные рисунки животных, которым вы будете клеить бумажную гриву и ватный снег под ногами… Или же купите готовые альбомы-пособия, которые в несметных количествах нынче продаются.

Особенно хороши экземпляры с многоразовыми наклейками для начинающих, использующие простые формы и элементарные цвета. То есть вместо реальных зернышек курочке в миску нужно приклеить пять желтых кружков, а на яблоню – десять красных.

Игры с водой и песком

Возня в песке замечательно стимулирует детские пальчики, а также учит обращаться с ведром, лейкой, лопаткой, граблями, формами. Но на песочнице и ванной комнате общение малыша с водой не заканчивается.

Среди популярных развивающих игр для детей от года – переливание подкрашенной жидкости в сосуды разного объема и формы.

Все операции производятся на подносе, затем малыш протирает за собой тряпочкой.

Предложите ему сыграть в стирку. Возьмите платье у куколки и скажите, что Маша запачкалась, когда гуляла.

Налейте тазик подогретой воды и покажите малышу, как стирать белье. Затем выжмите вместе тряпочки и развесьте их на веревке, закрепляя прищепками. Любые операции с прищепками очень полезны.

Другие развивающие занятия для детей от года до трех

Для вдохновения обязательно прочитайте наши статьи про пальчиковые игры , а также про упражнения на развитие мелкой моторики – с пуговицами, бусинками, крупами, пинцетами, юлой.

Удачными приобретениями станут деревянные рамки-вкладыши (с формами, машинками и животными) и пазлы из 2 – 3 частей.

На улице и в поликлинике поищите с ребенком разные предметы. Большие и маленькие, круглые и красные, изображение птички и желтый цветочек.

Поиграйте в прятки: спрячьтесь за деревом, выгляните с улыбкой и криком «Ку-ку», предложите ребенку спрятаться.

Для прочих развивающих игр с детьми до 3 лет вам понадобится мягкая игрушка или кукла с четкими чертами лица. Спрашивайте, где у мишки глазки, ротик, носик, ушки, ручки, ножки. Пусть малыш покажет, а вы снова проговаривайте названия частей тела.

После этого занятия мишку можно покормить ложкой из тарелки, одеть в кофточку и штанишки, покатать на машинке и уложить спать.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 244

Дидактические игры с детьми раннего возраста

(от 1 до 3 лет)

Выполнила:

Белоногова Елена Михайловна

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Ульяновск, 2014

Аннотация

В методической разработке представлены развивающие дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет.

Забавные игры с мягкими пазлами развивают мелкую моторику, речь, внимание, мышление, восприятие у ребенка, развивают сенсорные чувства. Эти игры устанавливают и поддерживают между мамой и ребенком близкие, доверительные отношения, так как взрослый принимает непосредственное участие во всех играх детей. Игры помогают наладить более тесный контакт с окружающим миром.

Методическая разработка содержит описание игр, которые являются авторскими. Игры изготовлены своими руками.

Методическая разработка может быть использована родителями, воспитателями ясельных групп дошкольных учреждений, педагогами, работающими с детьми раннего возраста.

Введение

Тема раннего развития очень актуальна и требует самого серьезного отношения и внимания к ней со стороны родителей и педагогов.

Начинать развитие надо как можно раньше. По словам Б. П. Никитина «Первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы родителей дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырасти позже».

Дети раннего возраста - пытливые «исследователи», любопытные и энергичные. Они познают окружающий мир «играючи» и полны восторгов по поводу каждого своего нового «открытия».

Цель методической разработки – раскрыть содержание дидактических игр и показать их влияние на умственное развитие ребенка.

Дидактические игры являются необходимым и наиболее действенным методом воспитания и обучения детей раннего возраста, в частности в формировании у них высших психических функций, моторики пальцев и координированных движений рук, развития речи, сенсорных чувств, любознательности, устойчивого интереса и волевых черт характера.

Представленные в методической разработке игры опробованы на детях раннего возраста, посещающих семейный игровой центр «Вместе». Эти игры увлекают малышей. Их легко смогут сделать родители, педагоги из подручного материала.

Игры необходимо проводить под контролем взрослых, чтобы ребенок не смог нанести себе вред, засунув мелкие детали в нос, рот, уши.

Игры можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми раннего возраста.

Мягкие пазлы

Особый материал, из которого можно изготовить развивающие игры не ломается, не рвется, легко гнется, он безопасен.

Мягкий пазл совершенствует мелкую моторику; способствует развитию воображения; стимилирует творческую активность малыша.

Виноград

Оборудование: мягкий пазл «виноград» с большими и маленькими круглыми отверстиями, маленькие и большие круглые вкладыши.

Виноград

Виноград, виноград

Много ягодок подряд

Выросло на ветке –

Объеденье деткам.

Раздать детям индивидуальный материал для совместной работы с мамой.

Обратите внимание детей, что отверстия у винограда разные, большие и маленькие и вкладыши (ягодки) тоже большие и маленькие.

Большими и маленькими ягодками можно закрыть все отверстия.

Предложить детям вставить ягодки (кружки) в соответствующие по размеру отверстия.

Жираф

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, совершенствует мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Жираф» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши тех же размеров и формы, картина жирафа.

Обратите внимание детей на высокий рост жирафа и на пятна по всему телу.

Прочитайте стихотворение.

Это что за великан

Ростом как подъёмный кран?

Это голову задрав

Нас приветствует жираф

Раздайте детям мягкий пазл «Жираф» (отдельно решетку и кружки) и предложите вставить кружки (пятнышки) в соответствующее по размеру отверстия.

Какой красивый жираф получился и весь в пятнышках.

Пароход

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Пароход» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши тех же размеров и формы, игрушечный кораблик.

Покажите детям игрушечный кораблик и прочитайте стихотворение, сопровождая текст движениями.

Кораблик плыл по речке

В небо он пускал колечки;

Пых – пых, пых – пых

Пых – пых, пых – пых

Наш кораблик плывет

На волнах качается.

Вверх – вниз, вверх – вниз

На волнах качается.

Раздайте детям для игры по мягкому пазлу «Кораблик».

Обратите внимание детей на окна кораблика (большие и маленькие).

Предложите вставить кружки (окошки) в соответствующее по размеру отверстия.

Пряники и печенье

Цель: Учить детей соотносить предметы по форме (круг, квадрат), совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл с круглыми и квадратными отверстиями, вкладыши той же формы.

Маша гостей пригласила и напекла угощенье. Предложите малышам разложить пряники (кружочки) и печенье (квадраты) на поднос и подать гостям к чаю.

Яблонька

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Яблоня» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши той же величины, картина (рисунок) яблони с яблоками.

Яблоки бывают большие и маленькие, желтые, красные и зеленые.

Раздайте детям игру и предложите украсить яблоньку яблоками; вставить кружки (яблоки) в соответствующие по форме отверстия.

Домик

Цель: Учить детей соотносить предметы по форме (круг, квадрат); развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Домик» с круглыми и квадратными отверстиями разной величины; вкладыши под отверстия.

Прочитайте детям стихотворение.

Мы построим крепкий дом

Будем жить все вместе в нем

Дом из бревен, с окнами

Будет теплый, светлый он.

Предложите детям достроить дом, вставив кружки и квадраты в соответствующие отверстия.

Заключение

Возраст ребенка до 3 – х лет - самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком.

Надеюсь, что участие малышей в дидактических играх облегчит им дальнейшее обучение на занятиях в детском саду и подготовит к умственной работе, необходимой для систематического обучения в школе.

Играйте с малышом как можно чаще. Играйте с удовольствием!

В период с 2-х до 3-х лет игровая деятельность карапуза принципиально не меняется, в нее лишь добавляется разнообразие игровых и смысловых манипуляций и увеличение сюжетных линий (если это сюжетно-ролевая игра). Родители первое время должны участвовать в игровой деятельности своего малыша, направляя его, ставя посильные задачи, контролируя безопасность и время игры. Главное, о чем не стоит забывать взрослым при вступлении в игру, что вы полноценный участник этого процесса, полноправный партнер, может быть, чуть более понимающий суть происходящего. Главное действующее лицо в игре - ребенок.

Итак игры с малышами от 1 года до 3 лет. Игры с мячом являются вариантом спортивных игр. Они позволяют развивать координацию, наблюдательность, глазомер ребенка и другие необходимые функции. Пример 1-й игры. Для нее вам понадобится мячики различного диаметра и предмет, заменяющий или создающий наклонную плоскость, которая должна быть закреплена как следует одним концом. 2 коробки: в одной мячи для "скатывания", другая - для "пойманных" мячей. В игре участвуют от 2-х человек. Один из участников встает возле основания "горы", рядом с ним также стоит коробка, где находятся мячики для игры. 1-й участник игры кладет мячик на наклонную поверхность и скатывает его, 2-й участник ловит мяч и кладет в коробку, в которую складываются "пойманные" мячи. Для того, чтобы объяснить ребенку суть игры, к ней может быть привлечен еще один взрослый. Чтобы игра проходила весело, с задором и ритмично, можно читать следующий стишок:

Мячик, мячик, ты катись,

И в низинке очутись,

В ручки мы тебя берем,

И на горочку кладем.

Когда первый участник скатит все мячи с горки, к скатыванию приступает 2-й участник, и т.д. пока игра не будет логически завершена. Для этой игры нужно использовать небольшие мячи: от 3-8 см в диаметре.

Что дает нашему чуду музыкальная игра? Малыши очень любят различные музыкальные эксперименты, которые сопровождаются освоением различных звуков и к тому же являются прекрасным аккомпанементом в нахождении связи между его действиями и конечным результатом, а также содействуют общему развитию малыша.

Здесь вариации могут быть различными. В возрасте от полутора лет это могут быть игры с музыкальными инструментами и с музыкальными игрушками, которые сопровождаются словами взрослого: "барабан бум-бум, колокольчик динь-динь-динь", они способствуют концентрации внимания ребенка на извлекаемых звуках, а также развивают речь ребенка.

Для детей от 2-х лет можно организовать групповые игры. Это могут быть игры с колокольчиком или звенящим мячом. В игре должно участвовать от трех человек. Все они садятся в круг, взрослый достает детям мяч или другой выбранный им предмет и поет:

Кто к нам в гости пришел?

Мячик в гости пришел!

Мячик к деткам пришел,

Звонкий, яркий пришел,

А я мячик покачаю и (имя ребенка) отдам,

А (имя ребенка) мячик покачает и другому отдаст.

После того как все участники покачали мячик ведущему нужно рассказать о звуке, который прозвучал в данной игрушке или инструменте. Трехлетнему ребенку можно предложить более усложненное задание: разложить инструменты по похожему звучанию.

Для этого можно взять звенящие шары или бубны, по принципу звучания: дудочки, губные гармошки и свистки.

Используя ксилофон или металлофон, можно объяснить как ведут себя различные животные, погодные явления: как шумит ветер, шелестит трава, гремит гром.

Также можно использовать кукол для показательного музыкального выступления или танцев. Можно устроить балаган с участием петрушек, детей наверняка развеселит такая затея. Тут многое зависит от фантазии взрослого и его вовлеченности в процесс.

Здесь приведены далеко не все игры и занятия, которые мы можем проводить с нашими любимыми малышами как дома, так и в детской группе. В любом случае, тут все зависит от фантазии, находчивости и креативного подхода взрослого человека, его желания увлечь детей.

Подвижные игры для детей первой младшей группы ДОУ

Автор: Лашкова Оксана Евгеньевна, воспитатель чДОУ «детский сад №4» ОАО «РЖД», город Бологое Тверская обл.
Описание работы : Предлагаю Вам подборку подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста. Данный материал может использоваться воспитателями и родителями для проведения подвижных игр в групповой комнате, дома и на прогулке, с детьми от 1,5 до 3 лет. Этот материал направлен на формирование интереса у детей к игровой деятельности, на развитие таких качеств как, координация движений, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, внимание. Подвижные игры всесторонне развивают ребёнка и вызывают положительные эмоции от совершаемых действий.
Цель : Познакомить малышей с многообразием подвижных игр. Повышать двигательную активность и здоровье детей. Развивать внимание, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

Игра в жизни каждого ребёнка занимает значимое место. С малых лет, играя, ребёнок сначала учится манипулировать предметами, изучает их. С возрастом ищет их взаимосвязи. Играя у малыша, развивается не только моторика, но и мышление, воображение, фантазия. Играя, ребёнок выстраивает логические цепочки, думает, размышляет. Невозможно представить себе детство ребёнка без игры. Не зря подмечено, что как ребёнок ведёт себя в игре, таким образом, он будет вести себя и в социуме. Многими великими педагогами разработано и успешно внедрено в программы огромное количество игр. Я работаю с самыми маленькими, с малышами от года до трёх. И за долгие годы собрала картотеку игр, которую использую в своей работе. Это и подвижные и развивающие и дидактические.
Нельзя недооценивать пользу подвижных игр в жизни ребёнка. Во время активного движения активизируются обменные процессы в организме, кровообращение, дыхание. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, внимание и быстроту реакций, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. Предлагаю ознакомиться с немногими, но любимыми моими малышами подвижными играми, которые можно проводить как в групповой комнате, так и на прогулке. Надеюсь, кому то это пригодится в благородном деле, в воспитании и формировании нашего бесконечно прекрасного подрастающего поколения.

Подвижные игры для детей от 1,5 до 3 лет.

«Солнечные зайчики»

Задачи: повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает солнечные зайчики на стену и приговаривает:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

«Догони мяч»

Задачи: побуждать действовать по сигналу, совершенствовать бег в сочетании с действиями, получать удовольствие от совместных действий.
Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мяч» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину. Игра повторяется.

«Собери шарики»

Задачи: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.
Для игры подбираются шары (деревянные или пластмассовые), разные по цвету. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их и кладите обратно в корзину». Дети бегут за шариками и относят их в корзину.
При повторении игры воспитатель называет, кто какой шар принес: красный, желтый и так далее
Воспитатель следит, чтобы дети не сбивались в кучу, а бегали по всей площадке (каждый ребенок бежит в своем темпе).
Первое время игра проводиться с небольшой группой детей, постепенно количество играющих увеличивается.

«Догони меня»

Задачи: совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве.
«Догони меня», - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стене комнаты. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня», - и бежит в противоположную сторону, дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.
Игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.

«Кот и мыши»

Задачи: повышать двигательную активность; развивать имитационные движения; вызвать интерес и желание выполнять действия в соответствии с текстом.
Игра проводиться с небольшой группой детей в игровой комнате или на прогулке.
С помощью шнура огораживается место для мышек. Выбирается кошка. Она садиться на стульчик или пенек. Мышки сидят в норках.
Воспитатель говорит:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спить.
Мышки вылезают из «норок» и начинают бегать.
Через некоторое время воспитатель говорит:
Тише, мышки, не шумите,
Кошку вы не разбудите….
Это сигнал кошке; она слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спинку, громко произносит «мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки.
Игру можно повторять 3-4 раза, с другими кошками.


«Лохматый пёс»

Задачи:
Один из детей изображает пса; он ложиться на коврик, голову кладет на протянутые впереди руки.
Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.
Пес вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

«У медведя во бору»

Задачи: учить действовать по сигналу воспитателя, совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве
Один из детей изображает медведя; он сидит на стульчике, ручки под щечку сложив, притворившись спящим.
Остальные дети тихонько подходят к нему, наклоняясь, будто собирают грибы и ягоды, а воспитатель в это время говорит:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
На меня он все глядит.
А потом как зарычит.
И за нами побежит.
Медведь вскакивает, бежит за детьми. Дети разбегаются. Медведь гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, медведь опять садиться на стульчик. Игра повторяется с новым водящим.

«Цыплятки и кошка»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий, учить детей бегу в определённом направлении.

Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Считалочкой выбирается кошка. Кошка садиться на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате. Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в определенный угол комнаты – «дом», к курице-маме.
Воспитатель (курица) защищает цыплят, разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток»!

«Солнышко и дождик»

Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал, учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от совместных действий.
Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

«Раздувайся пузырь»

Задачи: побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; закреплять умение становиться в круг, постепенно расширяя его и сужая; развивать физическую активность.
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет: «Пузырь лопнул», - все дети опускают руки, хором говоря: «Хлоп» - и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг и игра возобновляется.

Задачи: учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми, побуждать к самостоятельным действиям.
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я буду паровоз, а вы - вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь.
Где спрятался колокольчик?»
Задачи: учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.


Дети стоят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит детям: «Послушайте, где звенит, и найди колокольчик». Когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем предлагает снова повернуться к стене. Няня опять звонит в колокольчик, спрятавшись уже в другом месте.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Задачи: учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст; вызывать чувство радости от активных действий.
Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

«Зайка беленький сидит»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.
На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,
Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

«Птички в гнёздышках»

Задачи: обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения с взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.
С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется, подпрыгнуть два раза.

«Гуси – гуси»

Задачи: совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вызывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совместных действий.

Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди говорят:
Взрослый: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га!
Взрослый: Есть хотите?
Дети: Да-да-да!
Взрослый: Идите ко мне!
Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш»
Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.

«Птички и автомобили»

Задачи: совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сигнал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет воспитатель. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу воспитателя «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки - это птички. На другой стороне размещается другая часть детей - это автомобили. Воспитатель говорит: «Птички летят!» - птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.

Крохотные карапузы – это не только любовь и радость всей нашей жизни, но и те, кто нуждается в нашем постоянном внимании. Уделять внимание подразумевает заниматься с малышами, развивать их и воспитывать. Детям первого года жизни чаще предлагаются занятия на физическое развитие. С взрослением деток становятся все более полезными и актуальными игры на развитие мышления, внимания и творчества.

Какие занятия выбрать для деток, которые уже отпраздновали свой первый большой день рождения? Этот сложный, но интересный период малыш встречает с широко раскрытыми глазами и готовностью к новым познаниям и открытиям. Найти хорошие и познавательные игры для детей в 1-2 года очень легко. Многие из игр передаются из поколения в поколение и порой чувствуются на уровне интуиции.

В 1-2 года объектом игры может стать любой яркий материал, крупы, краски – все, что найдется под рукой у любой мамы!

Основные направления для развития

Детям дошкольного возраста важно развивать следующие навыки:

Ранний дошкольный период можно разделить на три основных этапа: 1-1,5 года, 1,5-2 года и 2-3 года. Каждый из них имеет свои особенности, однако родителям очень важно постоянно развивать малыша, не пуская его воспитание на самотек. Разберем основные навыки, свойственные каждому отдельному этапу.

1-1,5 года

Дети учатся:

  • ходить и прыгать (с маминой помощью);
  • кидать мяч;
  • называть предметы;
  • подражать звукам животных, предметов;
  • различать цвета;
  • слушать, понимать и выполнять просьбы;
  • различать предметы по величине;
  • вести счет до 5;
  • манипулировать с игрушками (кормить куклу, варить обед, катать машинку, укачивать зайчика и т. д.);
  • подпевать простым песенкам, повторять потешки, стишки;
  • заниматься ручным трудом (клеить вырезанные детали, красить кисточкой по бумаге).


Доверять такому маленькому ребенку мелкие детали не стоит – пока что для него интересна игра с объемами, формами и цветами – мячиком, большими цветными кубиками, пирамидками

1,5-2 года

Детки учатся:

  • различать не только основные цвета, но и их оттенки;
  • понимать и выполнять многосложные просьбы («Возьми мишку, положи его в коляску и спой песенку»);
  • различать не только величину, но и форму предметов;
  • вести счет 1-10;
  • называть предметы полным словом («ложка» вместо «ка»);
  • подражать звукам животных, птиц, предметов;
  • манипулировать с игрушками (возить песок в машине, кормить зайку ложкой, строить башню из кубиков);
  • кидать мяч;
  • петь песенки и повторять стишки и потешки;
  • различать цифры и буквы (небольшую часть);
  • заниматься ручным трудом (с помощью взрослого клеить аппликацию, пользоваться карандашами и фломастерами, рисовать кистью).

Еще больше информации вы найдете в статье



Ребенок до двух лет обожает строительство из кубиков и крупного конструктора, в игры уже может вноситься сюжет, в них есть свои персонажи и истории

2-3 года

Самое время учить:

  • различать основные цвета, их оттенки, а также уметь смешивать краски, чтобы получить необходимый цвет (рекомендуем прочитать: );
  • вести счет до 10;
  • различать относительную величину (выше-ниже, дальше-ближе, большое-меньше), а также форму предметов (треугольный, круглый, квадратный);
  • складывать и вычитать простые числа на доступных примерах (к двум девочкам пришла еще одна девочка, теперь девочек три);
  • описывать происходящие события простыми предложениями;
  • понимать содержание сказки и отвечать на вопросы по прочитанному;
  • манипулировать с игрушками (строить из конструктора простые предметы, играть в сюжетно-ролевые игры);
  • учить наизусть стихи и песни;
  • знать, как пишутся буквы и цифры;
  • заниматься ручным трудом (делать аппликации, лепить из теста, пластилина, рисовать карандашами, фломастерами, красками, мастерить поделки из природного материала).


Когда возраст ребенка приближается к трехлетнему рубежу, можно активно включать в его программу развития творческие наывки – рисование, музыку (ксилофоны, детские музыкальные инструменты), лепку

Занятия от года

Рисование пальчиковыми красками

Рисование с детьми – новый и захватывающий процесс, который позволяет познавать необычное и развивать воображение. Деткам больше интересен сам процесс творчества, нежели полученный результат.

Для комфортной работы подготовьте рабочую зону: застелите стол клеенкой, приготовьте краски, воду, кисточку (при желании), салфетки. Малыши в этом возрасте крайне непоседливы, поэтому не стоит планировать раскрасить за раз больше одной картинки. На выбор ребенку давайте не больше трех цветов.

Прежде чем малыш начнет пробовать свои силы, покажите, как правильно обмакивать палец в краску. Сделайте это своей рукой, держа пальчик крохи, затем начните аккуратно раскрашивать картинку. Подбадривайте и хвалите малыша за успехи, так вы будете стимулировать в нем желание творить.



Пальчиковые краски – отличное развлечение для детей, которые по своей натуре являются кинестетиками, то есть любят все трогать и пробовать руками

Может, этот материал еще рановато использовать для годовалых крошек? Разумеется, сложные взрослые поделки деткам такого возраста еще недоступны, но пластилин – отличное средство для развития мелкой моторики, поэтому начинать можно уже сейчас. Лепка открывает перед ребенком огромный простор для творчества. Современный пластилин отличается от старых образцов, он более эластичный и совсем не липнет к рукам. Работать с таким материалом – сплошное удовольствие. Ребенку будет интересно добавлять детали к уже готовой картинке, которую можно нарисовать самим или купить заготовку.

На первых порах лепите небольшие шарики, которые малыш должен будет давить пальчиком на выбранном месте картинки. Рисунки должны быть с простыми сюжетами: добавить конфет в вазочку, покормить собачку или изобразить дождик из тучки. Научившись надавливать на шарик, чтобы его расплюснуть, ребенок может попробовать размазывать пластилин в разные стороны, чтобы получилась новая интересная картинка. Начать следует именно с простого действия – надавливания. Важные советы:

  • Шарики рекомендуется налепить заранее, чтобы ребенок не ждал «новой порции» работы, ведь ему сложно долго концентрироваться на чем-то одном.
  • Не оставляйте малыша без присмотра, а то он может попытаться попробовать пластилин на вкус.
  • После занятия уберите пластилин в недоступное для ребенка место.
  • В качестве альтернативы пластилину возьмите тесто, которое можно сделать самостоятельно из воды и муки.


Лепка из пластилина – очень интересное занятие, которое сможет объединить малышей и детишек постарше. Последние с удовольствием покажут братику или сестричке, как слепить что-то красивое

Чтение книг

Выбирайте простые и яркие книги, где много красивых картинок, привлекающих внимание. Сопровождайте свое чтение играми и озвучиванием. Например, проиграйте историю с помощью любимых игрушек или изобразите как квакает лягушка, и как прыгает зайчик. Дети любят читать одну и ту же книгу много раз -несмотря на то, что вам она уже надоела, читайте ее снова и снова, пока она интересна малышу.

«Школа семи гномов» – отличный дидактический комплекс для развития детей разных возрастов. Все наборы делятся по возрасту (от рождения и до самой школы). В каждом годовом комплексе 12 книжек, где вы найдете большое количество интересных заданий, которые разработаны специалистами по детской психологии и воспитанию, а значит будут полезны вашему малышу.

Игры с кубиками, пирамидками и сортерами

После 1 года дети с удовольствием играют с кубиками. Предложите ребенку самые простые действия: сделать башенку из двух-трех кубиков, постепенно увеличивая количество кубиков.

Используйте развивающие сортеры (кубики с отверстиями разной формы и фигурками, соответствующими форме этих отверстий). Простая на первый взгляд задача является очень сложной для ребенка, но очень хорошо развивает его мозг.

Пирамидка – одно из самых любимых занятий малыша в 1 годик. С помощью пирамидки ребенок освоит такие понятия как «больше-меньше» и научится составлять целую конструкцию из отдельных частей.

Активные игры с предметами

Такие игры в 1-2 года – самое лучшее решение. Для занятий выбирайте большие яркие предметы. Задания могут простыми и активными: собрать предметы в корзинку, бросить мячик, отвести куклу в детский сад. Занятия могут быть с развивающим уклоном: мама просит взять и принести какой-либо предмет. Все малыши обожают трогать, мять и пробовать предметы на вкус – дайте ему возможность реализовать свои желания. Предлагайте ребенку предметы с разной фактурой, поверхностью и формой. Давая очередную вещь ребенку, называйте ее характеристики (большая, твердая, теплая, пушистая и т. д.).



Пальчиковые игры не только интересны для ребенка, но еще и очень полезны. Они отлично развивают мелкую моторику и воображение

Продолжайте развивать мелкую моторику рук с помощью простых и интересных движений, сопровождающихся озвучкой. Не забывайте – чем больше вы будете разминать детские пальчики, тем больше вероятность, что ребенок скоро заговорит. При нежелании со стороны ребенка играть в подобные игры, можно просто делать ему полезный массаж пальчиков и ладошек или предложите для игры резиновый мячик с шипами.

Игры с предметами быта: одеждой, посудой

Большое количество игрушек в доме не исключает тяги маленьких деток к повседневным вещам. Они стремятся повторять взрослые действия и делать все как мама. Игры с посудой – любимая забава для детей. Здесь открывается большой простор для фантазии: ставить лоточки друг в друга, спрятать что-то в кастрюльку, перекладывать овощи из миски в кастрюлю.

Игры с сыпучими материалами

Годовалые дети очень любят такие занятия. Подобные упражнения стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики будут становиться все более ловкими и послушными. Для занятий выберите любые сыпучие материалы и крупы: рис, гречку, манку, пшено. Затем маме нужно высыпать тонким слоем на поднос крупу и показать, как можно рисовать этим материалом. Для работы желательно выбрать поднос с высокими бортиками, хотя и он не гарантирует отсутствие на полу рассыпанной крупы. Малышу наверняка захочется сначала изучить крупу – не препятствуйте такому знакомству.



Крупу и бобовые можно покрасить гипоаллергенными пищевыми красками, особенно хорошо для этого подходит рис. Можно также купить готовые цветные материалы для развития мелкой моторики

Все новое для деток младше 2 лет имеет очень большое значение. Им необходимо разобраться с новым материалом, попробовать его на ощупь и на вкус, перебрать в ладошке каждый вид крупы. Возможно, малышу будут интересны именно такие действия, а не процесс рисования – не торопите события, позвольте крохе на первом занятии просто познакомиться с необычным материалом.

В следующий раз можно попробовать показать выполнение простых рисунков (кругов, квадратов). Раз за разом ребенок будет пытаться нарисовать все новые и новые рисунки (зигзаги, волны, полоски). Такие занятия с крупами отлично подходят для развития мелкой моторики у малышей в возрасте 1,2 и 3 лет.

Подвижные игры

Подвижные игры развивают не только крупную моторику малыша, но и в целом благотворно влияют на все системы организма. Особенное внимание следует уделять речевому сопровождению занятий: «на», «сели», «встали» и т.д. – это помогает отрегулировать темп и дыхание малыша и, в целом, активизирует его. Двигательные упражнения можно делать как дома, так и во время прогулки на свежем воздухе, сочетая их с прыжками, приседаниями, бегом и простой ходьбой. Каждая игра повторяется около 3 раз в неделю. Предлагаем несколько вариантов.

С игрушками

Собираем шарики

  • Понадобятся два вида шариков – маленькие и побольше, и две коробки аналогичных размеров. Проговаривая величину сначала помогаем крохе: «большой шарик – в большую коробку, а маленький – в маленькую». Затем даем возможность малышу сделать это самостоятельно.
  • Начиная с 1 года 10 месяцев можно также начать проговаривать цвета шаров.


Сортировка шариков подходит как для годовасиков, так и для трехлетних ребят – с возрастом занятия усложняются

Ищем игрушку

  • Помещаем игрушку на видном месте, и вместе с карапузом отправляемся на поиски, поддерживая его под мышки или за руки.
  • Можно положить в угол комнаты 3-4 игрушки и попросить малыша взять именно ту вещь, которые вы назовете.
  • Прячем игрушку под покрывало так, чтобы была видна лишь ее часть: хвостик кошечки, волосы куклы.

Ползем к погремушке

  • Кладем погремушку на расстояние от 1 метра и просим малыша доползти до нее, затем помогаем ему встать, поднять погремушку и позвенеть ею.
  • Усложняем задачу – ребенок должен выполнить все действия самостоятельно. В следующий раз положите на пол 2 погремушки, взять их нужно обе.
  • В зависимости от возраста увеличиваем расстояние: 1-1,5 года – до 2 метров; 1,5-2 года – до 2-3 метров; 2-3 года – до 3-4 метров.

Без предметов

  • Паровозик (от 1,5 до 3 лет). Становимся впереди малыша, он – сзади, держась за вас. Начинаем двигаться вперед, подражая гудку паровоза. Усложняем задачу – меняемся местами; попеременно «регулируем» громкость гудка – то тихо, то громко.
  • Поездка на поезде. Вместе с малышом сидим на стульчиках, выполняем руками круговые движения, подражаем гудку «Ту-ту», притопываем ногами. По сигналу «Приехали!», «Остановка – лес/деревня» – бегаем по комнате и собираем «грибы/цветы».

Ощая продолжительность активных занятий в таблице:

Возраст Время
1 год и 2 мес. – 1 год и 3 мес. 8 – 10 минут
1 год и 3 мес. – 1 год и 6 мес. 10 – 12 минут
1 год и 6 мес. – 2 года и 6 мес. 12 – 15 минут
2 года и 6 мес. –3 года 15 – 20 минут