Индивидуальный подход. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям.

Интересные открытия и выводы по этому вопросу сделал Я. А. Коменский. В его педагогической системе чётко обозначались такие важные положения: весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, выявлять эти особенности надо путём систематических наблюдений.

Критически используя педагогическое наследие прошлого, выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.

При этом Н. К. Крупская считала особенно важным изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка она рассматривала как обязательное и необходимое условие его всестороннего развития.

Н.К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей, - писала Н.К. Крупская, - которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения… ». При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте. А.С. Макаренко подчёркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребёнка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или приём можно использовать по-разному, в зависимости от определённых условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причём каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогики проблемы индивидуального подхода к детям.

Индивидуальный подход в воспитании ребёнка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему.

Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребёнка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребёнка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность детей формирует у них упорство, настойчивость, сообразительность.

Таким образом, сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры – ориентир на положительные качества малыша. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка, а его осуществление возможно при определенных условиях.

  1. Условия и этапы осуществления индивиду ального подхода.

В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, её способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учёта отношения ребёнка к окружающим, его интересов.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребёнку с воспитанием и формированием коллектива.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребёнка.

Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребёнка.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребёнка, но и формировать качества личности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребёнка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своём труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребёнка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесённые ребёнком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно, дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребёнка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитанности детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учётом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребёнка создаёт условие для успешного учёта этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

  1. Индивидуальный подход к дошкольникам в процессе организации поручений, дежурства, коллективного труда.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени – одна из важнейших задач в сфере реформы школы. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти своё место в жизни.

Очень важно с малых лет прививать ребёнку глубокое уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося приносить своим трудом пользу людям, работать для блага общества. В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребёнка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качеств, отношении к учению, интересе к знаниям.

А.С. Макаренко допускал, что ребёнок может нерадиво относиться к трудовой деятельности, если он не здоров или ещё не овладел нужным навыком. «Большой же частью лень ребёнка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребёнка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет». Развитие интереса к труду – процесс медленный, оно требует надлежащего упорства и настойчивости, начиная с младшего дошкольного возраста.

Индивидуальные особенности ребёнка в процессе трудового воспитания в дошкольном возрасте проявляется в различной степени его самостоятельности, различном уровне умений и навыков самообслуживания, интерес к труду, а также в игре, на занятиях.

Правильная организация трудового воспитания ребёнка с самого раннего детства служит надёжной основой для его дальнейшего развития. Недооценка этого положения приводит к весьма печальному исходу, так как впоследствии, в старшем дошкольном возрасте, приходиться ребёнка перевоспитывать, а это процесс очень сложный.

В организации трудового воспитания детей младшего возраста, в подборе методов и наиболее эффективных приёмов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его надо с изучения индивидуальных особенностей всех детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. От этого зависит дифференцированный подход к детям: одним в самообслуживании требуется большая помощь другим - незначительная, а третьим можно предоставить возможность самим выполнять посильную работу. Очень важно знать эти особенности, так как завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в своих силах, у них угасает интерес к труду и в связи с перегрузкой даже возникает негативное отношение к любимому трудовому процессу.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребёнка, но и его нравственные качества - скромен ли он, дружелюбно ли относится к товарищам, готов ли помочь нуждающимся в этом. Трудовые навыки и трудолюбие ребёнка должны гармонически сочетаться с его отношением к коллективу, поэтому при оценке трудолюбия нужно учитывать не только добросовестное выполнение поручений, но и проявление с его стороны дружелюбия, помощи товарищам. Надо помнить что трудовое воспитание есть прежде всего нравственная проблема.

Трудиться не только для себя, но и для других - исключительно важная нравственная черта, которую нужно прививать постоянно, всеми средствами. Взаимопомощь воспитывает у детей доброжелательность, чувство коллективизма, уважения друг к другу. Детям, привыкшим трудиться только для себя, нужно давать поручения, которые имеют общественное значение: закрыть дверь, чтобы было всем тепло, поставить в вазу цветы, чтобы стало красиво и всем было приятно; при этом надо постоянно подчёркивать значения общественно полезных действий. Такой факт нельзя оставлять без внимания, так как взаимовыручка, взаимопомощь при выполнении детьми различных поручений и заданий является по существу начальной формой коллективного общественно полезного труда.

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.

На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Даже получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении связно выражать свои мысли.

В процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия, поэтому на занятиях в процессе общей работы с коллективом необходим к детям индивидуальный подход, это дает возможность всем детям овладеть программным материалом.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по- разному использует свои знания.

Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступления детей также следует подходить строго индивидуально, от этого зависит активность детей на занятии и его результативность.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети становятся активнее, общительнее. Таких детей воспитатель, прежде всего, должен расположить к

себе, ввести в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Хорошо использовать игровые приемы, они способствуют развитию активности, внимания, преодолению нерешительности и уверенности в своих возможностях.

Очень важен индивидуальный подход и детям, которые медленно соображают, нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.

Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям можно им предлагать повторить указания воспитателя, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Илья, Амир, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания на указаниях педагога, способствует их к запоминанию, предупреждает непродуманный ответ.

Если ребенок пассивный его полезно чаще вызывать на занятиях. Про этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.

Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять ошибки товарищей.

Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий продуктивного вида (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

Благодаря специфической форме их организации и методике проведения, возможности осуществления индивидуального подхода значительно расширяются: воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка понижен слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь нужно руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов, воспитатель должен держать всех детей в поле зрения, можно расставить их в форме буквы «П», в шахматном порядке и. т. д.

Дифференцированный индивидуальный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу.

Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.

Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.

На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Даже получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении связно выражать свои мысли.

В процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия, поэтому на занятиях в процессе общей работы с коллективом необходим к детям индивидуальный подход, это дает возможность всем детям овладеть программным материалом.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по- разному использует свои знания.

Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступления детей также следует подходить строго индивидуально, от этого зависит активность детей на занятии и его результативность.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети становятся активнее, общительнее. Таких детей воспитатель, прежде всего, должен расположить к

себе, ввести в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Хорошо использовать игровые приемы, они способствуют развитию активности, внимания, преодолению нерешительности и уверенности в своих возможностях.

Очень важен индивидуальный подход и детям, которые медленно соображают, нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.

Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям можно им предлагать повторить указания воспитателя, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Илья, Амир, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания на указаниях педагога, способствует их к запоминанию, предупреждает непродуманный ответ.

Если ребенок пассивный его полезно чаще вызывать на занятиях. Про этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.

Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять ошибки товарищей.

Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий продуктивного вида (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

Благодаря специфической форме их организации и методике проведения, возможности осуществления индивидуального подхода значительно расширяются: воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка понижен слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь нужно руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов, воспитатель должен держать всех детей в поле зрения, можно расставить их в форме буквы «П», в шахматном порядке и. т. д.

Дифференцированный индивидуальный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу.

Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.

Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.


Статья

Индивидуальный подход в воспитании детей

Алексеева Юлия Васильевна,
ГБДОУ детский сад №74
Калининского района Санкт-Петербурга

Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, т.е не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности.

Высшей ценность нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества. Проблемы индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

Уже в педагогической системе Я. А. Коменского - великого чешского педагога - чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по - настоящему действенный процесс воспитания.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребёнка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным обучением.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающем с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Индивидуальный подход - один из главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

Знание и понимание детей;

Любовь к детям;

Основательный теоретический баланс;

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребёнок - это субъект собственного развития. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.

При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:

Характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);

Уровень знаний и умений (осознанность, действенность) ;

Работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);

Уровень самостоятельности и активности;

Отношение к обучению;

Характер познавательных интересов;

Уровень волевого развития.

Индивидуальный подход позволяет разрешить основные противоречия процесса обучения между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения, делая более реальным личночтно-ориентированный подход к воспитанию детей.

Теоретический анализ исследований Т.И.Бабаевой, Л.С.Выгодского, Т.Н.Захаровой, Я.И.Ковальчук, Н.Н.Поддъякова, М.Г.Синяковой, Н.М.Шахмаева и др. позволяет выделить педагогические условия индивидуализации в обучении детей:

Учет вариативного содержания образовательной работы с детьми;

Особенности восприятия познавательного материала;

Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных детей и их групп;

Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы детей;

Составление развернутого плана занятия, включая задания разным группам и отдельным детям;

Осуществление оперативной обратной связи;

Соблюдение педагогического такта.

Пути реализации индивидуального подхода изучаются учеными в основном в обучении школьников и крайне редко - дошкольников. Значение и условия реализации индивидуального подхода в работе с дошкольниками речевом развитии раскрыты в исследовании Т.Н.Захаровой , физическом воспитании детей разных групп здоровья - М.Х.Спатаевой , в формировании полоролевой социализации мальчиков и девочек -О.И.Ивановой . В данных исследованиях выделены важные условия реализации индивидуального подхода к развитию детей дошкольного возраста. Осуществление индивидуального подхода требует разработки нового содержания, пересмотра методических приёмов работы с детьми. Его сущность состоит в том, что задачи обучения и развития дошкольников, решаются посредством педагогического воздействия на подгруппы детей и каждого ребёнка, объединённых общими особенностями развития. Кроме того, осуществление индивидуального подхода зависит от умения педагога диагностировать детей, отбирать содержание и приёмы организации разных видов деятельности и материальной среды, готовить дифференцировать дидактический материал, создавать условия для активной самостоятельной деятельности ребёнка.

Теоретический анализ исследовательской проблемы индивидуального подхода и условий его реализации позволяет выделить ряд положений, которые обеспечивают его реализацию в работе с дошкольниками:

Положения о взаимосвязи обучения и развития Л.С.Выгодского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др., согласно которым обучение идёт впереди развития, ориентированного на развитие ребёнка, определяет его, обучение, в свою очередь строится на основе уровня развития.

Развития ребёнка как субъекта деятельности. Ребёнок развивается, обучаясь и воспитываясь, овладевая разнообразными средствами и способами деятельности.

В развитии любых психических функций и свойств личности необходимо опираться на актуальный уровень развития ребёнка и ориентироваться на ближайший.

Эффективность развития ребёнка достигается, если педагогический процесс организуется на основе уровневой дифференциации. Переход ребёнка из одной группы в другую осуществляется с учётом индивидуальных темпов развития.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Работа с семьей - это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи.

Формы работы с родителями:

1. Посещение семьи ребенка. С целью выявления особенностей и причин формирования индивидуальных качеств детей.

2. Консультации о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

3. Индивидуальные беседы с родителями.

4. Совместный анализ педагога с родителем поступков ребенка, для выявления причины поступать именно так.

5. Оформление папок-передвижек “Особенности психофизического развития детей”, “Детские капризы и упрямство”, “Воспитание застенчивых детей” и т.п.

7. Групповые родительские собрания “Индивидуальный подход к детям в семье”, “Нравственное воспитание в семье” и т.д.

В работе с родителями педагогу отводится роль помощника родителей в познании детей с научной позиции, а не через призму суждений.

Таким образом, индивидуальный подход - важнейший принцип воспитания.

Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности.

Список литературы:

1. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М .: Карапуз, 2009, 288 с.

2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. - М.:Просвещение, 1981.

3. Захарова Т.Н. «Теория и методика дошкольного образования», автореферат, Екатеренбург

4. Спатаева М.Х. «К проблеме дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста второй и третьей групп здоровья»//Научные труды: Ежегодник./ М.Х.Спатаева, С.Г.Куртев. - Омск: СибГАФК, 2001. - С.148-151.

5. Т.В.Иванова. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Корифей ИТД, Волгоград с 96.

Индивидуальный подход - психолого–педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Индивидуальная форма – это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специи-ально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

В детском развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем детям определенного возраста, особенное отличает отдельного ребенка. Особенное еще называют индивидуальным, а ребенка с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в личностных особенностях, возникновение которых связано с тем, что каждый ребенок проходит свой собственный, особый путь развития, приобретая на нем различные типологические атрибуты высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств: ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера. Индивидуальными особенностями в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Стало быть, должны ли они учитываться в воспитании и обучении детей? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но среди специалистов на этот счет есть серьезные разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Окончивший начальную школу характеризуется одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности.

Отечественная педагогика стоит на тех позициях, что воспитание должно учитывать индивидуальные особенности детей и опираться на них.

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием ребенка, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить как можно более высокий уровень развития личности, создать самые благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого. В таком подходе нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные, дети с ярко выраженной задержкой развития, равно как и высокоодаренные.

Индивидуальный подход хорошо сочетается с идеями гуманизации воспитания ребенка – главной ценностью, со всеми его сильными и слабыми сторонами, преимуществами и недостатками, личностными особенностями. Педагог-гуманист строит свою воспитательную деятельность именно на таких позициях.

Однако, несмотря на всю важность, привлекательность и необходимость выполнения требований принципа учета индивидуальных особенностей учеников, реализовать его в условиях групповой (20–30 учеников) формы воспитания одному учителю очень трудно. Не всегда удается выполнить эти требования и в условиях так называемой малокомплектной школы.

Дети разные. Один, обидев товарища, переживает за свой поступок, понимает, что был несправедлив. Другой боится лишь того, чтобы его за это не наказали, ему не стыдно за свое поведение. Третий убежден, что его осуждают несправедливо, он всячески оправдывает свой поступок. Мы призываем воспитателя понять ребенка. И он понял: у каждого своя правда. Что дальше? А дальше – только объективность. Двух правд не бывает. Есть установленные нормы, которых следует придерживаться всем. И воспитатель в этих вопросах должен занимать принципиальную позицию. Гуманизм – не только доброта, но и объективность, справедливость.

Светлана Степаненко
Индивидуальный подход в воспитании ребёнка

Изучение особенностей ребёнка – первый этап индивидуального подхода

Индивидуальный подход в воспитании ребёнка должен основываться на знаниях анатомо физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей . Научно доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.

Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребёнка . Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т. д. Нельзя не отметить связи физического воспитания с эстетическим . Красивое тело, ловкие движения, правильная походка- всё это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания .

Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является индивидуальный подход в физическом воспитании . В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребёнку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно- гигиенических навыков, им прививается любовь к чистоте и порядку, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.

Решая задачи физического воспитания дошкольников , воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, принимать профилактические меры, соблюдать гигиенические требования при организации жизни детей и проведении занятий.

Приведём пример.

Юля болезненная девочка, имеет недостаточный вес, робкая, не проявляет инициативы. Ребёнок нуждается в постоянном внимании воспитателя и врача ; особенно надо следить за тем, чтобы она не переутомлялась при выполнении трудовых поручений. Девочке необходимо проводить процедуры закаливания

Ирасамая маленькая в группе; жизнерадостная, подвижная; у неё плохой сон из-за возбудимости. Эти особенности требуют привлечения её к спокойным занятиям.

У некоторых детей отмечается нарушение аппетита. Установить причину плохого аппетита необходимо. Однако чаще плохой аппетит является следствием неправильного режима питания. Здесь необходим тесный контакт с семьёй в организации питания. Необходимы специальные беседы врача и воспитателя с родителями .

Оправдывают себя такие приёмы подхода к детям с пониженным аппетитом : им дают уменьшенные порции, сажают за стол рядом с детьми с хорошим аппетитом, привлекают к участию в подготовке некоторых блюд, можно придумать обыденным блюдам сказочные названия, как «заячьи блины» «лисичкин суп» .

Дети старшей группы дошкольного возраста наиболее подвержены нарушению осанки. Причин может быть много : несоответствие мебели росту ребёнка ; отсутствие систематического контроля за позой во время занятий, игр и трудовой деятельности; слабое общее физическое развитие. Установление причины отклонений в осанке даёт возможность наметить профилактические меры : точнее подобрать мебель по росту детей, пометить специальным значком, чтобы малыш мог всегда найти его. Рассаживать детей за столами следует с учётом особенностей их зрения, слуха, роста, внимания; но через каждые два месяца детей крайних рядов меняют местами. Необходимо проводить с дошкольниками физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат.

У некоторых детей наблюдается плоскостопие. С детьми, страдающими плоскостопием, врач должен проводить корригирующую гимнастику, делать им массаж. Таким детям нужно носить ортопедическую обувь.

Во всех возрастных группах рекомендуется систематически проверять зрение у детей. Факты нарушения зрения можно предупредить : освещение в групповых комнатах должно быть достаточным, оборудовать уголки книг в светлых местах комнаты, если дети носят очки, воспитатель должен следить за тем, чтобы они не причиняли не-удобств (не перекашивались, не сползали) .

Е. А. Аркин подчёркивал важность «интимного контакта» при изучении ребёнка . Он отмечал, что часто за несносным поведением таится отсутствие «психических витаминов» неудовлетворённая потребность во внимании, ласке. Радостная обстановка, чуткое и внимательное отношение к детям поднимают их жизненный тонус, содействует укреплению их здоровья.

Вот пример. В детский сад поступил Вадик М. с родимым пятном на лице. И хотя он был общительный, развитой, дети не хотели с ним играть, становиться в пары. Тогда воспитатель стал привлекать внимание к его положительным поступкам, похвала его была всегда кстати, неназойливой. Вадику он поручал в чём-нибудь помочь товарищам. Дружелюбие мальчика расположило к нему детей, они перестали замечать его недостаток.

Роль индивидуального подхода в физическом воспитании детей приобретает особое значение, он выступает как необходимое условие для подготовки к успешному обучению.

Индивидуальный подход к детям на занятиях .

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое. На занятиях дети получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении выражать свои мысли, словесно оформлять накопленные впечатления и наблюдения. Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребёнка , которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества при усвоении нового материала.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе , молчаливые - застенчивые, замкнутые, робкие- дети выявляют такие качества, которые за ними раньше не замечались. Прежде всего они теряют молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой активностью. Для преодоления их молчаливости воспитатель должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они хорошо уже усвоили, и постепенно переходит к новому, более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приёмы, которые способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей.

Очень важен индивидуальный подход к детям , которые медленно соображают. В своё время на таких детей обратил внимание Н. А. Добролюбов в работе «Ученики с медленным пониманием» . Он утверждал, что нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. В индивидуальном подходе к таким детям следует соблюдать терпение, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность .

Постоянного внимания требуют очень подвижные дети, непоседы. Их следует посадить поближе. При рассаживании необходимо учитывать дружеские взаимоотношения детей.

Занятия по развитию речи.

При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непрерывно обнаруживает особенности их речевого развития : образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.

На занятиях по родному языку педагог должен учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуальные проявления , обусловленные особенностями их темперамента, характера и отражающиеся в их поведении. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно учавствующих в занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем заметны дети, безразличные к занятиям, пассивные. Обычно и речь у них плохо развита.

Активность некоторых детей на занятиях объясняется тем, что предлагаемая им умственная нагрузка, вопросы и задания слишком лёгкие. В результате дети привыкают несерьёзно относиться к занятиям. Они готовы отвечать на любой вопрос, не выслушав его до конца, не любят размышлять и обосновывать свои ответы. Но если требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. К таким детям обязательно нужен особый подход . Их надо настойчиво учить обдумывать свои ответы.

Приведу пример. Витя был активен : он отвечал на любой вопрос, даже не дослушав его. Чтобы приучить мальчика к сдержанности, приучить его думать и терпеливо вслушиваться в ответы детей, воспитатель решил некоторое время его не спрашивать. Но Витя при ответах товарищей бросал иронические реплики. Тогда воспитатель стал предлагать Вите поправить отвечавшего, дать более верный ответ, по его мнению. Витя часто говорил невпопад, проявляя полную беспомощность, неумение последовательно рассуждать. Это поколебало самоуверенность мальчика. Но ещё долго пришлось вести с ним индивидуальную работу по развитию внимания, преодолению самоуверенности.

Пассивность детей на занятиях объясняется различными причинами : физической ослабленностью, застенчивостью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье . Пассивных детей полезно чаще вызывать на занятиях. При этом воспитатель должен заставлять их за-думаться над своим ответом, приучать размышлять.

Постоянное доброжелательное отношение со стороны воспитателя и сверстников и поощрение за малейший успех, подбадривание – таким должен быть подход к пассивным и робким детям.

Все дети нуждаются в дифференцированном подходе в процессе занятий по развитию речи. Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия , надо запланировать индивидуальную работу : наметить, кого из детей спросить, кому дать лёгкое или трудное задание. Очень важно для планирования дальнейшей работы со всей группой и с отдельными детьми проанализировать замеченные в ходе занятий индивидуальные проявления воспитанников , применявшиеся приёмы индивидуального подхода к ним и отметить всё то, что можно будет использовать впоследствии.

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. На этих занятиях у детей интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к абстрагированию, формируется лаконичность и точность речи. Задача воспитателя детского сада- включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счётных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Для этого он прежде всего должен хорошо знать индивидуальные особенности детей , уровень их математического развития и степень понимания нового материала.

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике даёт возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развивать интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе. Педагог может условно, в целях удобства планирования и организации занятий разделить их на несколько подгрупп. К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать его, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования. Активность должна сочетаться с культурой поведения и с воспитанием скромности . Бывает, что ребёнок всегда готов к ответу, но эту готовность он проявляет очень назойливо : размахивает поднятой рукой, выкрикивает : «Я скажу» , он старается оповестить всех о том, что знает больше всех. Такие факты нельзя оставлять без внимания.

Ко второй подгруппе отнесём тех детей, активность которых внешне не про-является. Они не поднимают рук, но всегда внимательны, отвечают правильно. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач. Например, если воспитатель даст задачу и после решения её предложит придумывать другую задачу, то при ответе такой ребёнок в своей задаче изменит только названия предметов, условие же и ход её оставит без изменений. У этих детей рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания, укреплять уверенность в своих силах, давать дополнительные поручения в повседневном быту.

Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается внешняя, ложная активность. Покажу это на конкретном примере.

Ира часто поднимает руку, но при этом обязательно оглядывается на взрослых, присутствующих на занятиях. Ей очень хочется, чтобы на неё обратили внимание. Она заботится лишь о внешнем эффекте. Её ответы не всегда правильны, часто девочка вообще не может ответить на вопрос, потому что не слышала его. Ире не хватает той простоты и непосредственности, которые так приятны в детях

В подобных случаях педагог должен проводить одновременно работу по воспитанию у ребёнка скромности , сдержанности, и по воспитанию внимания . С отстающими необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия , широко используя наглядность (мелкий счётный материал, картинки) . На общих занятиях желательно давать таким детям более простые задания. Хорошо, если родители смогут позаниматься с ребёнком дома . Но поручать родителям эту работу можно в том случае, если воспитатель предварительно объяснит содержание работы, будет уверен, что проведут её методически правильно.

Иногда встречаются дети, которые не любят заниматься математикой, не могут самостоятельно решать задачи, даже затрудняются повторить их условие и ход решения. Между тем эти дети не являются умственно отсталыми, в их поведении замечается сообразительность - ждут подсказки, проявляя изобретательность в угадывании решения. Их пассивность на занятиях по математике вызвана педагогической запущенностью и отсутствием индивидуального подхода к ним . Упущения такого рода влекут за собой неровное поведение ребёнка , отрицательно влияют на формирование его личности. С такими детьми необходимо проводить дополнительные индивидуальные занятия . Большой интерес вызывают у ребят задания, связанные с практическими действиями : измерить ширину и длину групповой комнаты, узнать, сколько стаканов воды вмещает графин и т. д. Это очень хорошее средство воспитания у детей интереса к занятиям. Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребята систематически упражняются в навыках счёта в повседневной жизни, а не только на занятиях. Например, можно попросить детей помочь воспитателю навести порядок в шкафу с дидактическими пособиями и материалами и при этом дать задание : коробки поставить в стопки по пять или шесть и т. д.

Индивидуальный подход к детям должен быть заранее предусмотрен в плане, составленном на основе предыдущего занятия. И все достижения должны быть зафиксированы в дневнике и в журнале.

ЗАНЯТИЯ ПО ИЗБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. Правильное руководство эстетическим развитием детей может быть осуществлено только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей . Наряду с проведением фронтальных занятий необходимо использовать индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками , которые в этом нуждаются. Воспитатель не должен забывать , что «изобразительная деятельность осваивается дошкольниками по- разному. Одни приобретают навыки скорее, и работы их интереснее, другие не так свободно пользуются ими. Одни более полно и творчески проявляют себя в рисовании, другие – в лепке, третьи – в вырезании и т. д. Педагог должен активно помогать ребёнку , давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки».

Активизируя деятельность детей, не следует их опекать и приучать к механическому выполнению указаний воспитателя . Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подборка готовых материалов, которые направляют на выполнение трафаретных работ, похожих одно на другую, не развивают у них активности и творческой инициативы. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания.

Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим и природой. Указанные особенности занятий по изобразительной деятельности влияют на методику осуществления индивидуального подхода к детям , начиная с момента подготовки к занятию.

Готовясь к проведению экскурсии или прогулки, воспитатель заранее должен продумать, на что следует обратить внимание того или иного ребёнка . При этом полезно просмотреть записи в дневнике, а также рисунки детей, отметить в них то, что в дальнейшем следует развивать, и недостатки. Которые должны быть устранены. Рисунки детей по каждому занятию надо сохранять с указанием даты, темы занятия, программного содержания. Целесообразно после занятия проанализировать их : определить, кто из детей хорошо справился с заданием, кто хуже а кто совсем не справился. Такой анализ помогает наметить индивидуальный подход как в процессе подготовки к занятиям, так и на занятиях.

Если на занятиях по родному языку и математике воспитатель наряду с про-ведением фронтальной работы со всеми детьми может осуществить индивидуальный подход лишь к отдельным воспитанникам , то на занятиях по изобразительной деятельности эти возможности расширяются, благодаря специфической форме их организации и методике проведения : воспитатель в процессе занятия имеет возможность подойти к каждому ребёнку , посмотреть его работу, дать совет, помочь в овладении техническими навыками.

Пример осуществления индивидуального подхода на занятии по рисованию в средней группе. Дано задание нарисовать красками грузовую машину. В подготовительной беседе воспитатель задаёт детям вопрос : «Какие вы знаете автомашины?» . Среди детей замечается оживление, почти все поднимают руки. Дети называют разные марки машин. Только Ира и Коля не поднимают руки, хотя на лицах отражён интерес. Они внимательные и наблюдательные дети, но очень нерешительные. Они нуждаются в поддержке, в поощрении взрослого. Воспитатель спрашивает у Иры : «Ирочка, а ты какие видела машины?» . Ира тихо отвечает : «Мусорную» . Дети начинают смеяться, и Ира ещё больше смущается. Педагог же хвалит Иру за то, что она заметила полезную машину. Вызванный воспитателем Коля говорит , что он видел машину, которая подметает мусор, чтобы на улицах было чисто. После показа и пояснений как нужно рисовать машину, дети приступают к рисованию.

Часто в детских садах приходится видеть детей, которые медленно включаются в работу, из-за того, отвлекаются, с любопытством наблюдают за тем как другие рисуют или лепят. Эти дети нуждаются в напоминании, в развитии сосредоточенного внимания. Однако воспитатель не должен слишком опекать их. Лучше, если он будет приходить на помощь только в тех случаях, когда это необходимо, и не просто давать указания, но опираться при этом на опыт ребёнка . На его умения. Следует напоминать им о времени. Некоторые дети не успевают вовремя закончить, и каждый по- своему выражает своё огорчение. Иногда доходит до слёз. Как быть? В каждом отдельном случае следует подходить индивидуально . Если отставание связано с медлительностью ребёнка или с его старанием выполнить работу тщательно и аккуратно, то окончание работы после занятия поможет ребёнку овладеть навыками , обрести уверенность в себе. Если же невыполнение работы вызвано неорганизованностью ребёнка , пренебрежением к замечаниям воспитателя , то разрешать заканчивать её после занятия не следует.

Можно сделать вывод, что занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку , для развития у них не только художественных способностей но и внимания, настойчивости.

Индивидуальный подход в игровой деятельности.

Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями. Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. В играх, проводимых по заранее намеченному плану на основе программы, принимают участие все дети группы, но проявления их в игре далеко не одинаковы.

Во время проведения подвижной игры «Ловля обезьян» некоторые дети, выполняя роль обезьян, упрощают показанные охотниками движения, чтобы убежать скорее, чем те, кто выполняет движения добросовестно. Отдельные дети стараются стать в группе обезьян подальше от охотников, т. е. прячутся за спины товарищей, проявляя осторожность, стремление выбрать себе безопасное место. Во всех случаях дети не хотят попасться охотникам, но одни предпочитают выбрать лёгкие пути, другие находят удовольствие в том, чтобы одержать победу в трудном соревновании.

В сюжетно-ролевых, творческих играх обязательно выделяется группа организаторов. Это развитые и активные дети, это своего рода режиссёры, умеющие развернуть своё творчество и инициативу. При правильном индивидуальном подходе эти дети становятся активом, на который воспитатель может смело опираться в руководстве играми. Дети по-разному относятся к коллективным играм. Многие дети на приглашение выполнить несложную роль охотно откликаются, но самостоятельно организовать творческую игру не умеют. У них необходимо развивать инициативу, организаторские способности. Развивать чувство уверенности в себе. Следует обратить внимание на их общее развитие, пробудить интерес к окружающему, используя различные виды деятельности. Педагогу необходимо использовать все средства для вовлечения детей в активную творческую игровую деятельность. Игры с интересной, захватывающей тематикой обладают притягательной силой. Они привлекают робких и нерешительных детей, шумных и беспокойных, а инициативные дети находят в них возможности для проявления организаторских и творческих способностей.

«Приход» новой куклы в группу - радостное событие в жизни детей. Важно определить в групповой комнате место для кукол. Недопустимо прятать их в шкаф. Устройство кукольной комнаты – это уже начало игры. Воспитатель должен поощрять ласковое, заботливое отношение детей к кукле, со временем это перерастает в доброжелательность к окружающим.

Очень важен индивидуальный подход к старшим дошкольникам при распределении ролей в игре. Если ребёнку постоянно предоставлять только главные роли, то создадутся предпосылки для развития у него зазнайства и пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а только тех, кто безропотно ему подчиняется. Как же должен поступить педагог? Время от времени желание ребёнка нужно удовлетворять , но необходимо давать возможность и другим детям пробовать свои силы в той же роли, убеждая их, что они справятся со своими обязанностями в игре. Ребёнку активному , не получившему главной роли, найти привлекательное при выполнении и второстепенной роли.

Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации её зало-жены возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. Воспитатель , совместно с семьёй, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребёнка .