Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. Формы работы с родителями индивидуальные формы работы с родителями

Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей, поэтому воспитателю необходимо изучить каждого ребенка. В составлении характеристики, отражающей индивидуальные особенности деятельности и поведения дошкольника, воспитателю поможет беседа с родителями. При этом важно знать об особенностях поведения детей в раннем возрасте, так как в первые три года жизни индивидуальные особенности ребенка проявляются наиболее ярко. В беседе с родителями задаются вопросы о раннем периоде развития ребенка. Если в дошкольном возрасте отмечены негативные черты характера или индивидуальные особенности ребенка резко изменились, то, зная его развитие в раннем возрасте, легче понять причину этих изменений. Причиной могут быть и длительные болезни ребенка, и особенности воспитания в семье.

Примерные вопросы

1. Считаете ли вы своего ребенка очень подвижным или нет? Был ли он таким в раннем возрасте?
2. Легко ли ребенок в раннем возрасте входил в режим? Как реагировал на нарушение привычного режима (запоздавший обед, затянувшееся время бодрствования)? Каковы эти особенности в данное время?
3. Как засыпал ваш ребенок в раннем возрасте (быстро или медленно)? Спокойно ли он вел себя в кроватке, как происходил переход от сна к бодрствованию? Изменились ли эти особенности сейчас?
4. Как реагировал ваш ребенок в раннем возрасте и как реагирует сейчас на новые условия, незнакомых людей? Как он ведет себя в гостях, при посещении театра?
5. Быстро или нет ребенок осваивает правила поведения и охотно ли подчиняется им? Легко ли направить его поведение в нужном вам направлении?
6. Каким вы считаете своего ребенка (спокойным, малоэмоциональным или очень эмоциональным)? Как он выражает свое отношение к близким?
7. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх.)
8. Постарайтесь вспомнить особенности игр ребенка в раннем возрасте. Играл ли он долго в какие-либо игры? Удавалось ли вам быстро переключить его на режим? У ребенка появлялись привычные формы поведения, которые не совсем вас устраивали. Удавалось ли вам их изменить? Какими приемами при этом вы пользовались? Легко ли это давалось вам?
9. Отвлекается ли ребенок, если он выполняет какое-либо поручение? Легко ли его отвлечь? Что его может отвлечь? В течение какого времени ребенок может заниматься одним делом, несмотря на отвлекающие факторы?
10. Какие черты характера ребенка вам не нравятся? Что бывам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
Анализируя ответы родителей, воспитатель рассказывает об индивидуальных особенностях поведения и деятельности детей.

Сообщение воспитателя о психических особенностях детей

Уравновешенные, подвижные дети

Живые и эмоциональные дети почти всегда в хорошем настроении. Они всегда улыбаются. У них легко возникают чувства, которые быстро сменяют друг друга: бурно реагируя на недовольство взрослых, они плачут, но быстро отвлекаются, освобождаются от гнетущего настроения. Речь живая, быстрая, интонационно выразительная. Движения быстрые, точные. Дети легко изменяют темп движения: быстро переключаются от одних движений к другим. Засыпают такие дети быстро, сон у них глубокий. Переход от сна к бодрствованию происходит легко, они просыпаются веселыми и бодрыми.
Уравновешенные дети легко приспосабливаются к различным условиям. Новая обстановка и незнакомые люди их редко пугают: с незнакомыми они активно вступают в общение, не чувствуют скованности. Период адаптации к детскому саду у них очень незначительный (3-5 дней). Навыки у детей формируются быстро, изменение навыка происходит легко.
У подвижных детей широкий круг общения, много друзей. В деятельность они включаются легко и быстро, могут проявлять настойчивость, стремятся изменить способы работы. Но если работа однообразная или неинтересная, то такой ребенок может не довести ее до конца: его интересы и желания меняются очень быстро.
При недостаточном педагогическом воздействии активность и подвижность нервных процессов может привести к отсутствию настойчивости и усидчивости.
В коллективе сверстников такие дети часто бывают лидерами, но сверстники, характеризуя их, называют такую черту, как хитрость, а наблюдения показывают, что таким детям бывает свойственна завышенная самооценка. Она часто формируется в семье.

Возбудимые, неуравновешенные дети

Они очень эмоциональны, чувства их сильны, но неустойчивы. Возбудимые дети вспыльчивы, легко раздражаются. Когда они ложатся спать, то долго не могут успокоиться: сон их бывает беспокойным. Утром они просыпаются быстро, но если день начался с нежелания что-то делать, то плохое настроение сохраняется надолго. Речь у них быстрая, отрывистая, выразительная, движения резкие, иногда порывистые. В преодолении препятствий дети настойчивы, но нетерпеливы, невыдержанны, раздражительны, импульсивны.

В присутствии незнакомых людей такие дети могут быть очень возбужденными, ими трудно управлять. К детскому саду они при выкают быстро (5-10 дней). Такие дети общительны, хотя очень часто ссорятся со сверстниками.
Они энергичны, способны выполнить большой объем работы Увлеченность помогает им преодолевать значительные трудности, однако работают они урывками. Не умея рассчитывать свои силы, они внезапно прекращают что-либо делать. Силы их восстанавливаются быстро, и они включаются в другую деятельность.
Неуравновешенность детей часто приводит к таким чертам ха рактера, как упрямство, вспыльчивость.

Медлительные дети

Эти дети внешне мало эмоциональны. Они спокойны, уравновешенны, сдержанны. Однако чувства их глубоки, они могут испытывать сильные привязанности. При кажущейся необщительности такие дети имеют близких друзей, расставание с которыми долгое время переживают.
Перед сном они ведут себя спокойно, засыпают быстро или некоторое время тихо лежат с открытыми глазами. Просыпаются вялыми, долгое время после сна ходят сонными.
Речь их нетороплива, спокойна, с достаточным словарным запасом, но говорят они невыразительно, с паузами. Внимание детей устойчивое, возникает оно медленно, переключение на другое проходит неторопливо. Навыки формируются долго, но они устойчивы и изменяются с трудом. К новой обстановке дети привыкают медленно, в общении с незнакомыми людьми ведут себя скованно, молчат. Присущая ребенку медлительность проявляется и в деятельности. Какое-либо дело он может выполнять не отвлекаясь, хотя включиться в него не спешит. Длительную работу, требующую затраты сил, долгого напряжения, усидчивости, устойчивого внимания и терпения, такие дети выполняют без утомления, постоянно проверяя правильность своих действий. Темп работы предпочитают медленный, пользуются при этом проверенными способами и методами. Если они хотят чего-то добиться, то проявляют высокую активность, способны преодолевать препятствия.
На этих детей необходимо обращать особое внимание, так как их сдержанность и рассудительность легко спутать с равнодушием, безынициативностью, ленью. При недостаточных воспитательных воздействиях у медлительных детей могут развиться пассивность, узость интересов, слабость чувств.

Чувствительные, ранимые дети

Ранимые дети долго переживают неудачи и наказания. Настроение их неустойчиво. Слабость нервных процессов приводит к тому, что даже на незначительные воздействия взрослого (изменившийся тон голоса) они очень реагируют. Сильное воздействие взрослого вызывает у них или состояние запредельного торможения, или истерику.

Ранимые дети чувствительны к изменению режима, поэтому могут засыпать и просыпаться по-разному, в зависимости от внешних обстоятельств. В привычной обстановке они долго, неторопливо укладываются, быстро засыпают и просыпаются веселыми, бодрыми. Речь детей интонационно выразительна, хотя часто они говорят тихо, неуверенно. Внимание таких детей сосредоточенно лишь при отсутствии посторонних раздражителей. Переключаются они плохо, быстро утомляются. В привычной обстановке дети проявляют тонкую наблюдательность, излишне внимательны к мелочам. Движения их неуверенны, неточны или суетливы.
Навыки, привычные формы поведения у этих детей возникают достаточно быстро, но они неустойчивы и зависят от внешних обстоятельств. В привычной обстановке ребенок все делает правильно и тщательно.
В новых ситуациях они неуверенны, застенчивы, испытывают страх и поэтому проявляют работоспособность ниже своих возможностей. К детскому саду привыкают долго.
У детей этого типа есть важная положительная особенность - высокая чувствительность, которая необходима при воспитании таких ценных качеств характера, как доброта и отзывчивость.
При неправильных воспитательных воздействиях высокая впечатлительность и ранимость детей, слабость и невыносливость нервной системы могут развиться в замкнутость, стеснительность, склонность к внутренним переживаниям событий, которые этого не заслуживают.

Поведение детей при проведении игр бывает различным. Одни дети всегда выполняют правила игры, действуют точно по сигналу, в нужном темпе, проявляют достаточную выдержку.
Возбудимые дети проявляют нетерпеливость, несобранность, иногда излишнюю подвижность, торопливость. Часто они перебивают воспитателя возгласами, вопросами, начинают действовать раньше, чем этого требуют правила.
Медлительные дети спокойны, но не успевают действовать в требуемом темпе. Реакция на сигнал у них замедленная. Движения не всегда координированные. Иногда воспитатель специально обращается к ним для того, чтобы они начали движения.
Для выявления у детей инициативности и аккуратности можно предложить им выполнить аппликацию на квадрате «Украшение платочка».
Для осуществления этого замысла понадобится материал: квадратный лист бумаги 15X15 см и большой набор готовых форм для наклеивания.
При этом обращается внимание на умение ребенка создавать композицию узора, сочетать цвета, на его аккуратность при выполнении работы.
В ходе наблюдений за поведением воспитанников в группе выявляются эмоциональные особенности детей, своеобразие их речи и движений.
В период адаптации в детском саду, во время праздников, когда присутствуют гости, выявляются реакции ребенка на незнакомых людей, новую обстановку, обращается внимание на быстроту привыкания к ним, общительность, отмечается открытость, замкнутость или стеснительность ребенка. При этом выявляется способность дошкольника подчиняться правилам поведения, запечатлевается сформированность навыков, способность к их изменению.
Особенности речи (громкость, темп, выразительность, словарный запас) выявляются на занятиях по развитию речи (например, детям дается задание придумать рассказ «Как я однажды испугался»).
Благодаря наблюдениям за играми детей, их взаимоотношениями воспитатель может выявить общительность ребенка, его умение дружить, отметить особенности отношений со сверстниками.
На основе сведений, полученных от родителей, и результатов наблюдений за детьми в играх-занятиях воспитатель может составить характеристику, отражающую индивидуальные особенности каждого ребенка. Характеристики будут конкретными, полными, если отразят как положительные, так и отрицательные особенности поведения каждого воспитанника.

Принципы построения беседы с родителями

воспитанников центра.

Для социального педагога и специалистов центра общение с родителями неотъемлемая и не всегда лёгкая часть работы. А ведь эффективность коррекционной (реабилитационной) работы зависит, в числе прочего и от взаимодействия с семьей воспитанника. Поэтому очень важно правильно организовать индивидуальную работу с родителями.

Организация индивидуальной встречи с родителями:

    заранее договориться о времени встречи;

    помещение, чтобы никто не мешал;

    разговор лучше проводить в присутствии ребенка

Приглашая родителей для беседы важно использовать правильные формулировки. Например:

    Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребёнок мог бы быть успешнее. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.

    Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить трудности поведения вашего ребёнка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.

Не следует начинать разговор со следующих фраз:

1. У вашего ребёнка совсем плохие дела.

2. Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.

3. Вы задумайтесь, ведь ваш ребенок скоро вырастет и кем он станет.

4. Конечно, если ребёнком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.

5. Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…

6. Если вас не устраивает наша работа, ищите другой центр.

Построение беседы с родителями:

Похвалить ребенка, обязательно сказать, что-нибудь хорошее про ребенка.

Поблагодарите родителя за то, что пришёл (не важно, работает или сидит дома и является только после пятого приглашения).

Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями.

Расскажите о текущей ситуации ребёнка, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти.

Излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают.

Родителям говорить достоверную информацию про ребенка.

Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Поинтересуйтесь мнением собеседника, какой видится ситуация ему, и тут же спросите: «Как вы думаете, что можно сделать?» Обязательно выслушайте его до конца. Стараясь максимально приблизить собеседника к тому, в чём проблема и как её можно решить.

В разговоре уместны следующие высказывания:

Я понимаю. Что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. Наверное, что-то получается, что-то нет? (полувопрос)

Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает. - Это же ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем вы.

В разговоре не стоит употреблять такие выражения, как:

Для выявления затруднений родителей в воспитании детей можно проводить опросы следующего плана:

1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?

2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?

3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?

4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на наших встречах?

Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их.

План беседы с родителями на тему: «Ребенок тоже человек»

1. Описание ребенкаВероника М.

Возраст 11, пол - женский, класс – 5»А».

Состав семьи: отец, мать, 5 детей.

Основная проблема: Вероника – четвертый ребенок в семье. Родители ее постоянно обвиняют в том, что она не успевает в школе, по сравнению со старшими детьми. Иногда, применяют методы жестокого обращения с ребенком. Уничижают права и достоинство ребенка. Как следствие, пропуски школьных уроков.

2. Инициатива встречи.

При обращении родителей в социально-реабилитационный центр «Мечта» за помощью в устройстве детей на время летних каникул, было выявлено жестокое обращение с ребенком Вероникой М. Родители были приглашены для консультации с социальным педагогом.

3 . Установление контакта с родителем через приветствие и представления себя, краткого описания процесса консультирования и сообщение принципа конфиденциальности. Так же были отмечены творческие успехи ребенка.

Родителю была представлена возможность выговориться: «Расскажите, пожалуйста, что вас беспокоит в поведении ребенка?» Во время слушания были применены техники паузы, пассивного слушания с вербальными компонентами, расспрашивание, парафраз и обобщение.

По завершении рассказа родителей, им был задан вопрос «что вы чувствуете, когда сейчас рассказываете мне об этом?» и, таким образом, были легализованы чувства и переживания клиента (тревожность, беспокойство за отношения с дочерью, опасение снижения успеваемости дочери, страх возможной конфронтации дочери с одноклассниками и т.п.).

4. Знакомство родителей с правами и обязанностями ребенка: какие права имеет ребенок в школе и дома; причины нарушений прав ребенка. Объяснить родителям актуальность обсуждаемой проблемы.

5. Обсуждение с родителями возможных путей выхода из трудных жизненных ситуаций - анализ предложенных ситуаций по теме собрания. При рассматривании предложенных ситуаций родители должны дать не просто решение, а мотивировать его, привести примеры из жизни.

6. Тестирование родителей «Вы и ваш ребенок». Самоанализ родителей – какой я воспитатель? Подготовка советов психолога Дэвида Льюиса «Об уважительном отношении родителей к своему ребёнку».

7. Вручение памяток родителям «Памятка родителям от ребенка», «Зоны родительской истины».

Лариса Котова
Педагогические беседы и тематические консультации для родителей

Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей . Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами : на родительском собрании , консультации , при посещении семьи.

Цели беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя . Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно, а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы, он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе , связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно, так как обстановка беседы должна располагать к откровенности.

Если инициатор беседы – педагог , он заранее продумывает : с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям . Договариваясь о времени беседы , педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ.

Педагогическая беседа с членами семей воспитанников, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером, должна отвечать определенным требованиям.

1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована. При проведении небольшого мониторинга, отмечая все беседы с тем или иным родственником воспитанника в течение недели, вы можете обнаружить, что одни из них общаются с педагогом часто , а другие практически не общаются.

2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.

3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.

4. Беседа должна информировать родителей о жизни детей в детском саду, а также передавать каждому из родителей позитивную информацию о его ребенке, укреплять веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы , не связанные с развитием и здоровьем детей.

5. Следует избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке.

Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогом вообще . Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей .

6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя .

7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не может подобрать адекватные меры воздействия к сыну или дочери). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов , чтобы таким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.

8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка, предоставляя родителю весь возможный спектр педагогических средств с объективной оценкой их положительных и отрицательных эффектов при их использовании в сложившейся ситуации.

9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.

Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию , отвечая на вопросы родителей , педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год) . Продолжительность консультации может составлять 30-40 мин. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей в группе , взаимоотношениями родителей и детей , беседами с разными членами семьи.

Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты воспитания и обучения их ребенка, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации необходимо поддерживать атмосферу открытого обсуждения, предоставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просить сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию атмосферы доверия могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Педагог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученных сведений.

Консультации должны отвечать ряду требований.

1. Педагог должен проявить искреннюю заинтересованность в развитии ребенка.

3. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое , расширять их педагогические знания .

4. Педагог должен умело использовать приемы пассивного и активного слушания, убеждающего воздействия.

5. Нельзя пытаться мимоходом разрешать сложные вопросы воспитания ребенка. Лучше пригласить родителей для серьезного разговора в другое время, когда педагог , подготовившись, сможет дать исчерпывающий ответ.

6. Прежде чем что-то посоветовать родителям , необходимо постараться тщательно изучить вопрос : почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов учреждения. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога , то консультацию должен провести соответствующий специалист.

Примерные темы бесед и консультаций с родителями .

Подготовительной к школе группе (6-7 лет)

1. Экспериментирование как способ исследования окружающего.

2. Лидеры и аутсайдеры.

3. Формирование экологического сознания ребенка через общение с природой.

4. Интеллектуальные возможности ребенка 6-7 лет.

5. Особенности формирования здорового образа жизни у старшего дошкольника.

6. Как руководить трудовой деятельностью ребенка?

7. Патриотическое воспитание начинается в семье.

8. Книга и ребенок.

9. Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.

10. Произвольность ребенка и способы ее развития.

11. Способы организации домашнего театра.

12. Формирование правильной осанки ребенка.

13. Сюжетосложение или как развить творческое воображение?

14. Слагаемые готовности к школьному обучению.

15. Нравственные нормы в жизни «подготовишки» .

16. Игра + рисование (как освоить разные техники изображения) .

17. Кризис 7 лет : признаки и тактика поведения родителей .

18. Игра как средство подготовки к школе.

19. Место музыки в жизни ребенка.

20. О работоспособности детей 6-7 лет.

21. Воспитание усидчивости у детей.

22. Воспитание ответственности у старших дошкольников.

Конспект беседы с родителями по теме «Вечные ценности: о родительской любви».

Описание материала: в данном конспекте просветительской беседы по теме «Вечные ценности: о родительской любви» раскрываются взаимоотношения родителей с детьми и советы по воспитанию детей. Материал будет полезен воспитателям в детских садах для проведения бесед с родителями, а также классным руководителям в школе на классных часах или собраниях.

Конспект беседы с родителями по теме «Вечные ценности : о родительской любви» в детских садах и школах.
Цель: помочь родителям в их нелегком труде – воспитании детей.
В основе любых достойных человеческих отношений лежит любовь. Например, любовь к Родине рождает патриотизм, уважение к своим предкам, любовь к ближним - сострадание и доброту, порядочность, любовь к избраннику - целомудрие и преданность, любовь к детям - жертвенность и ответственность.
Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребенка и дать ему физиологическую жизнь, еще нужно суметь открыть для него путь к любви, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник истинного счастья и духовного характера человека.
Строить родительскую любовь необходимо на понимании и уважении личности ребенка, желании посмотреть, понять и оценить мир его глазами.
Только тогда можно найти общий язык и обойти противоречия между двумя поколениями - взрослых и детей. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- это и есть условия истинной родительской любви.
Помимо понимания и уважения к себе как личности дети должны видеть перед собой и личный пример их родителей. Они повторяют все то, что их окружает в семье и если перед их глазами есть образец любви, то и они впоследствии будут строить свои чувства по отношению к окружающим людям на основе добра и любви. Если ребенок не научится с детства любви в семье своих родителей и не привыкнет искать счастье во взаимопонимании, это может привести к его поиску в дурных и злых влечениях. Особая роль здесь отводится самому дорогому человеку – это маме. Она является центром любви в семье, примером и образцом для подражания. Но у нее порой не хватает времени заниматься в должной степени своим чадом, особенно в сегодняшнем мире. Слишком много на ней лежит обязанностей: домашнее хозяйство, работа, а если муж не является единомышленником в общем деле воспитания, то ребенок фактически лишен правильного понимания любви и воспитания этого высокого чувства.
Что для взрослых кажется мелочью и недостойным внимания, для детей имеет огромное значение. Например, на вопрос, « Какими вы бы хотели видеть своих родителей?» можно услышать в ответ - внимательными или менее легкомысленными. Расскажу такой пример: «Когда мама обещает забрать дочку из детского сада в три часа дня, та ее ждет все время у окошка. Но 3 часа проходит, а мама не забирает домой и только к 5 часам приходит, да еще не сама, а бабушка. Девочка обижается и считает поступок легкомысленным. Травма в душе ребенка может остаться на долгие годы, ведь дети - ранимые и очень чувствительные существа на земле. Этот случай как раз иллюстрирует необходимость более бережного и внимательного отношения к ребенку, уважения в нем личности с самого раннего детства и ответственности перед ним. Не исключено, что такие эпизоды могут положить началу недоверия и глубокой трещине в отношениях между ней и дочерью. Чему удивляться, если в 16 лет она будет гулять по ночам, огорчать и расстраивать свою мать. В родителях ребенок должен видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга, единомышленника и наставника в жизни. Дети очень остро чувствуют неискренность, с ними надо разговаривать на равных. Многие стараются криком добиться нужного результата, но в ответ получают совсем другое отношение. Доводить информацию до ребенка нужно спокойным, ровным голосом, объясняя, а не ругая. Стоит постараться вникнуть в проблему, понять, убедить и простить.
Учиться любви надо самим родителям и учить этому своих детей. И суждено им делать это всю жизнь, изо дня в день. Главное - набираться мудрости, быть искренним и жертвенным. Иначе страшные последствия не только для них самих, но и для общества в целом может принести слепое и эгоистическое родительское чувство. И наоборот, какие блага и радости для всех окружающих способна подарить мудрая родительская любовь, взрастившая в человеке лучшие духовные качества и раскрывшая в нем удивительную способность любить!
Участвуйте в жизни ребенка, он в этом нуждается. Слишком много в жизни соблазнов для неокрепшего сознания и при не вполне определенных жизненных ценностях. Для выработки правильного отношения к этим соблазнам необходима ваша поддержка.
Исходя из выше изложенного, можно дать несколько советов родителям:
1. Как можно чаще проявляйте живую заинтересованность делами и чувствами своих детей, чтобы они постоянно видели от вас поддержку и заботу.
2. Говорите им, что вы их очень любите.
3. Больше времени проводите с ними, когда возможно, читайте книги, гуляйте вместе на природе, занимайтесь спортом.
4. Убедите, что вы всегда сможете понять и поддержать их в трудную минуту.
5. Не подавляйте творческую активность своим авторитетом, а наоборот помогайте развивать ее. Пусть они почувствуют себя личностями.
6. Откажитесь от практики постоянных запретов. Это вызывает желание сделать наоборот.
7. И учитесь слушать и слышать.
Следуя этим советам, я думаю можно добиться хороших результатов в вопросах воспитания детей. Они в свою очередь передадут знания и умения, приобретенные от родителей своему будущему потомству.
Все мы в ответе за будущее наших детей и всего человеческого общества.

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогиче¬ской беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу;оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Бесе¬да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа¬гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре¬миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре¬зультате беседы родители должны получить новые знания по во¬просам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приво¬дить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекоменду¬ется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Вос¬питателю следует подобрать рекомендации, подходящие для дан¬ной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ре¬бенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характе¬ристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, кото¬рые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Напри¬мер: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.
Алгоритм ведения беседы с родителями
Предварительный этап - создание усло¬вий для эффективной беседы.
Необходимо оборудовать специальное место (отдельное помещение или специально отгороженное пространство). Мебель лучше располагать так, чтобы соблюдался принцип "на равных", "глаза в глаза": два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга); желательно неяркое освещение. Также там должны быть вешалка и зеркало.
Предварительная договоренность о встрече
Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради ребенка; аудио - видеозаписи наблюдений его деятельности.
Технология (правила) ведения беседы.
1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку.
Встретить родителя, проводить в комнату предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, вы¬сказать свое мнение о погоде и т.д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: "Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?"
В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.
В ходе разговора нужно обязательно учи¬тывать культурные, национальные особен¬ности человека, его образовательный уро¬вень.
2. Беседа.
Во время беседы педагог сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором беседы является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.
Для лучшего понимания собеседника ре¬комендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.

Полезно научиться использовать положи¬тельные "открытые" жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе лю¬дей и сделает вас привлекательным для них.
Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия - вхождение в душев¬ный мир другого человека), что помогает объективнее оценить ситуацию и разобрать¬ся в ней.
В ходе беседы используется простой, до¬ступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов.
Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем пере-живании, осмыслить сказанное.
Если вы "правильно" слушаете собесед¬ника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам "продви-гается" в решении своей проблемы.
При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и "обозначить" его чувства.
В основе этих навыков общения лежат гу¬манистические принципы: уважение к лич¬ности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.
Во время диалога применяется техноло¬гия обратной связи (повторение и обобще¬ние сказанного). Это дает возможность че¬ловеку понять, как его воспринимает собе¬седник. При этом используются следующие вводные фразы:
- Правильно ли я Вас понял?
- Если я ошибусь, Вы меня поправьте.
У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует та¬кое сопротивление, он отмечает это: "Вам трудно принять... Вам не хочется согласить¬ся..." Таким образом педагог отказывается от стремления переориентировать собесед¬ника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту.
Не следует бояться отрицательного отно¬шения родителей к результатам беседы. Главное - вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.
Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.
3. Окончание беседы.
Заканчивая разговор, можно сделать ком¬плимент собеседнику: "Вы умеете разби¬раться в ситуации", дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать не¬обходимую литературу, пригласить пона¬блюдать за ребенком в детском саду ("Мас¬терская добрых дел", открытые занятия). Желательно договориться о повторной встрече.
Если беседа затягивается, можно посмот¬реть на часы и остановить разговор фразой: "А вот этот момент требует особого внима¬ния. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спаси¬бо, что пришли". После этого встать и прово-дить собеседника до дверей.

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Петровский).
1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил.
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех».
3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Вопросы для анализа после проведения беседы с родителями

1. Какова цель встречи с точки зрения её педагогической значимости для родителей
2. Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы её проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр.
3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?
4. С какими трудностями вы столкнулись во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогало или мешало вам с ними справляться?
5. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринуждённость и пр.)