История венецианского карнавала: от Сатурналий до современности. Как проходят карнавалы в Венеции? Описание, даты, костюмы, отзывы туристов

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , - писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carnevale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили "карнавал" следующим образом: carrus navelis - "потешная колесница, корабль праздничных процессий" и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.


Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже - в древние римские Сатурналии - ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.


Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали "отрываться" в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно "приросла" к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

"Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


П. Лонго. В игорном доме.


П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.


«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.


Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы "браво" бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:"Баста!" В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.


Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца - свободен, нет - его ждет веселая смерть "на миру".

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными "гроздьями свешивались" с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах - ридотто - играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью...

И кругом маски, маски, маски... Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев - буата - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. К белой "личине" - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными "раками-медведями", пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.

А странное название "баута" - вымышленное чудовище, сродни нашим "буке" и "бяке".

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто - "гражданин" - простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально "едва торчащем" из воды.


Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани - парча, атлас, муар, изысканные благовония.


У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта - "смуглянка" - самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица - мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название - "Отрада мужей". Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина - это уже другая песня, другая история. Дель арте - комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне - венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор - юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла - умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин - глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете - Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр - комедия масок - дар Венеции театральному искусству.

К. Гоцци

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец - Карло Гольдони.

И вся эта компания - Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор - по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней.Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две - "19 век" и "Объединение Италии". Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы - 100-метровой колокольни собора святого Марка "слетает" Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски...


Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.


Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала - дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.

История карнавала уходит в глубокую древность — его предками принято считать древнеримские Сатурналии — время, когда праздник стирал строгие различия между сословиями, увлекая всех в пучину наслаждения жизнью. Именно тогда появилась традиция прятать лица под масками, чтобы люди могли вести себя так, как хочется, оставив на время нормы общественной морали. По одной из версий, оттуда пошло само название праздника — от латинского carrus-navalis, «колесница-корабль». Впрочем, большинство придерживается мнения, что слово «карнавал» пошло от сочетания слов «carne-vale», что дословно можно перевести как «прощай мясо», — ведь позднее праздник стал проводиться за семь недель до Пасхи (середина февраля — начало марта), чтобы дать возможность всласть повеселиться перед Великим Постом. В каждой стране существуют свои традиции для этого времени, но всех неизменно объединяет дух радости и шумной свободы.

Венеция — город масок

Самый знаменитый карнавал Европы проходит в Венеции. Наивысшего расцвета этот праздник достиг в эпоху Ренессанса. Десять дней перед Великим Постом были посвящены безудержному веселью и свободе нравов — не совершить грехопадения в это время считаюсь у венецианцев дурным тоном. Маски и карнавальные костюмы скрывали своих владельцев и позволяли им вести себя как заблагорассудится. Карнавал традиционно начинается сошествием ангела — акробат спускается вниз на канате с колокольни на площадь Сан-Марко и разбрасывает конфетти. Затем проводится «Парад Марий» — из двенадцати юных венецианок выбирают самую-самую. Традиционные костюмы и маски — едва ли не обязательный атрибут праздника. Но если на улице вы еще можете обойтись без этого, то попасть на балы, которые во множестве проводятся в это время, «в гражданском» невозможно. Самые популярные костюмы — персонажи «комедии дель арте», хотя строгих канонов здесь нет. Каждый выбирает то, что ему по душе. Стоимость костюма может быть самой непредсказуемой — иногда она исчисляется тысячами евро. Впрочем, к празднику допускаются все желающие, вне зависимости от сложности костюма. Последнее время венецианский карнавал посвящают выбранной теме — например, это может быть Восток (2004) или «999 лет карнавалов и праздников в Венеции» (1999). Заканчивается праздник традиционным сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко, там же, где все начинаюсь.

Рио — король карнавала

Карнавал — это европейская традиция, но вот уже много лет заслуженную пальму первенства удерживает бразильский Рио-де-Жанейро. Праздник принесли в XVII веке португальские переселенцы, но довольно скоро он стал общенародным достоянием и приобрел латиноамериканский колорит, в котором причудливо смешались европейские, африканские и индейские традиции. Народные гуляния носили весьма масштабный характер, люди пели, танцевали, бросая друг в друга всякой всячиной — яйцами, гипсовыми шариками, фасолью и мешочками с водой и прочими жидкостями. Новая страница в истории карнавала началась в XX веке, когда в 1917 году была написана первая самба, давшая название одноименному зажигательному танцу. Сейчас парад школ самбы — центральное событие праздника, проходящее по специально построенной для этот улице длиной 700 метров — самба-дрому. Участие в нем могут принимать только четырнадцать школ, добившихся места в Высшей Лиге. Праздник длится четыре дня и начинается с символической передачи ключей королю карнавала Момо, которого выбирают среди самых упитанных жителей города. К празднику начинают готовиться задолго до назначенной даты (она зависит от дня наступления Пасхи), и никакие причины не могут заставить бразильцев экономить на костюмах и декорациях. Впрочем, цель у всех одна — произвести как можно более сильное впечатление на зрителей и жюри. Состязания между школами длятся две ночи, и выдержать их могут только самые выносливые — это касается и участников шествия, и зрителей. Причудливые и яркие костюмы обязательны, хотя в жарком климате предпочитают минимум одежды и максимум блеска. Здешний карнавал считается самым ярким и искрометным.

На Канары!

Тенерифе — самый большой остров канарского архипелага. Именно здесь проходит второй по масштабности карнавальный праздник после бразильского. Сюда он пришел вместе с испанцами и с удовольствием празднуется до сих пор. В 1997 году здешний карнавал был занесен в «Книгу рекордов Гиннесса» — одновременно 240 000 человек всю ночь танцевали на улицах столицы Санта-Крус-де-Тенерифе.

Все начинается с выборов Карнавальной королевы и Младшей карнавальной королевы, и в последующие десять дней жизнь на улице превращается в бесконечное соревнование между танцорами, музыкантами и различными карнавальными группами. Причем остаться сторонним наблюдателем практически невозможно! «Гвоздь программы» — парад под названием «Coso», который начинается во вторник днем. Заканчивается же все комичными «похоронами сардины» — под причитания безутешных плакальщиц (в роди которых обычно выступают усатые мужчины) огромную рыбу из папье-маше предают огню. А после традиционно наступает первый день поста.

В колониальном стиле

Североамериканский континент славен карнавалом в Новом Орлеане. Праздник имеет французские корни и сочетает изысканность и фривольность. Называется он так же, как и в Париже, — Mardi Gras («Жирный вторник). «Разминка» перед большим торжеством начинается с 6 января и постепенно подходит к кульминации, приходящейся на все те же две недели перед Великим Постом. Самым красочным событием становится Парад Бахуса. С кортежей бросают бисер и алюминиевые медальоны, которые пользуются большой популярностью у зрителей. Места на парад занимают порой с самого раннего утра. Самым скандальным эпизодом считают парад во Французском квартале. Здесь объектом добычи у зрителей являются пластиковые бусы и кокосовые орехи. Ради того, чтобы привлечь к себе внимание кидающего, женщины смело обнажают грудь или задирают майки. Однако в любом другом квартале за это можно угодить в полицию, несмотря на карнавал. Самую большую выгоду из этого времени извлекают рестораны — Новый Орлеан знаменит своей кухней, весьма почитаемой гурманами.

Пятое время года

Основательные немцы для карнавала выделили «пятое время года». Официально оно начинается 11 ноября в 11.11 утра (в этом месяце начинает свою работу Праздничный комитет по организации карнавала, а само действо проходит, как и положено, за неделю до Великого Поста). Такой набор цифр объясняется тем, что одиннадцать считается числом дурака, а стало быть, для веселья очень подходит. За статус немецкой карнавальной столицы издавна борются Кельн и Дюссельдорф. Оба города имеют целый набор праздничных традиции и каждый год за семь недель до Пасхи стараются перещеголять друг друга. Открывает праздник «бабий четверг» — в этот день женщины берут штурмом ратушу и становятся хозяйками города. Следующие два дня проходят относительно мирно — за посиделками и пивом, а вот в субботу проходит Парад Духов — любой желающий может нарядиться духом или призраком и принять в нем участие. В воскресенье детский день, — все делается только для них. В понедельник, в обязательные 11.11. наступает кульминация праздника — большой парад, главными персонажами которого становятся неизменные Принц, Дева и Крестьянин. Зрителю же важно занять «бойкое» место — во время шествия в толпу градом летят всякие сласти. Праздник кончается во вторник сожжением традиционного чучела, чтобы к первой среде поста жизнь вошла в обычное русло.

Неторопливая Швейцария

Швейцария — единственная страна, где карнавал начинается позже всех — в первую неделю великого поста. Карнавал длится ровно три дня, с 4.00 понедельника до 4.00 четверга. И в основном он мало чем отличается от праздника у соседей. Есть главный парад, есть бродячие оркестрики, выступающие на улицах и в кабачках, есть множество конфетти. Разве что внимания достойны «клики» — специальные карнавальные банды, которые играют главную роль в праздновании и при встрече друг с другом на ночной улице начинают соревноваться, кто сильнее сфальшивит старинный марш (умение играть на флейте или барабане для каждого члена шайки обязательно). Но, как и везде, карнавал здесь — повод для веселья в ожидании скорой весны. А значит — начала новой, и обязательно счастливой, страницы в жизни.

Расположенная в северной части Италии, Венеция иностранцам известна, прежде всего, благодаря своим, уходящим под воду улицам. Но не только прогулки на гондолах могут заинтересовать путешественников: любители событийного туризма вправе рассчитывать на ежегодные развлекательные мероприятия, проводимые в этом северном городе. Речь, конечно же, идёт об одном из известнейших костюмированных действий — венецианском карнавале.

История праздника

История венецианского карнавала уходит своими корнями в далёкое прошлое: каждый год в период зимнего солнцестояния после уборки урожая древние римляне устраивали массовые гуляния в честь бога Сатурна, именуемые Сатурналиями. Именно тогда и возникло само понятие карнавальной маски. Дело в том, что во время массовых празднований рабы сидели за одни столом со своими хозяевами и, дабы сословные предрассудки не портили веселье, лица пирующих скрывались под масками.

Как появилось само название «карнавал», доподлинно определить, пока не удалось. Одной из популярнейших версий является заявление католической церкви о связи слова «карнавал» с латинским «carne vale», что дословно переводится «прощание с мясом». Пытаясь приспособить дохристианское празднование к новому вероисповеданию, католическая церковь использовала его для подготовки к самому строгому и длинному в году посту перед Пасхальным воскресеньем. Первое письменное упоминание о венецианском карнавале датируется 1094 годом, а уже в 1296 году Сенат республики Венеция объявил последний день перед Великим постом официальным праздником.

Праздничные карнавальные веяния от венецианцев «подхватили» жители других городов и стран. Главными же атрибутами любого карнавального действия являлись маски и костюмы, основным назначением которых было скрыть социальные отличия. Среди самих же жителей Венеции венецианские карнавальные маски стали настолько популярны, что их носили не только в карнавальные, а и обычные дни. Причём нередко лица скрывали для совершения весьма неблаговидных поступков, таких, как воровство. Из-за этого ношение карнавальных масок в Венеции вне действия было запрещено католической церковью. А в 1608 году был выдан декрет, по которому, нарушившие указ, мужчины приговаривались к штрафу и двум годам тюрьмы, а женщин публично секли розгами на городской площади.

Венецианский карнавал стал настоящей отдушиной для итальянцев, живших под жестоким гнётом религиозных запретов, а поэтому ничего постыдного и недозволенного для человека в костюме и маске просто не существовало. Практически до конца XVIII века карнавал оставался ярчайшим событием общественной жизни венецианцев, но потом интерес к нему угас. Своё продолжение история венецианского карнавала нашла лишь во второй половине XX века.

Традиционным символом ежегодного карнавального действия, проходящего в Венеции, является маска. В быту маски венецианского карнавала были очень популярными: к их помощи прибегали, как во время романтических свиданий, так и для действий, связанных с нарушением закона.

Кожа, бархат и папье-маше являются главными материалами, служащими для изготовления венецианских масок. Самые первые карнавальные маски имели непритязательный дизайн и носили практичный характер. А вот современные маски венецианского карнавала – настоящее произведение искусства. Их разукрашивают вручную при помощи сусального золота и грунта, украшая перьями и драгоценными камнями. Большинство венецианских карнавальных масок являются персонажами комедии дель арте – уличного представления очень популярного среди жителей Италии.

Одной из популярнейших масок была баута: её надевали не только бедняки, а и те богачи, которые хотели «сходить в народ», сохранив инкогнито. Немного жутковатый дизайн не только менял голос обладателя, а и позволял кушать, не снимая маски.

Полумаска Коломбина украшается перьями, золотом, хрусталём и серебром. Легенда её появления сообщает о красавице актрисе, не пожелавшей скрывать свою красоту. Для неё и была изготовлена маска, закрывающая лишь часть лица.

Весьма интересная история предшествовала появлению маски венецианского карнавала кот. Хотя котов в тонущем городе было немного, к ним относились с большим уважением. Один китаец приехал в Италию абсолютно без денег, но с котом. Несмотря на свой достаточно преклонный возраст, животное умудрилось переловить всех крыс и мышей во дворце. Дож был настолько рад, что осыпал китайца золотом, чтобы кот остался в Венеции. Решив, что за неописуемой красоты шелка заплатят больше, чем за дряхлого кота, китаец вернулся в Италию с новым товаром. Привезённые купцом, ткани привели дожа в такой восторг, что он без малейших раздумий распрощался с самым ценным, что у него тогда было. Таким вот образом кот вернулся на родину.

Венецианский карнавал сегодня

Примерно полмиллиона туристов из разных уголков планеты ежегодно съезжаются на венецианский карнавал. Праздник, посвящённый освобождению девушек, похищенных пиратами из Истрии, Festa delle Marie открывает действие. Представления в стилистике комедии дель арте показывают на площади, после чего на зрителей сыплются тонны конфетти. И только потом начинается шествие. Уличные концерты, фейерверки, театральные представления, дворцовые балы маскарады – это то немногое, чем радует венецианский карнавал. Костюмы венецианцев, олицетворяющие популярных персонажей итальянской комедии, – Пьеро, Коломбину, Арлекина, Панталоне – на несколько дней становятся своеобразной эмблемой Венеции. Карнавал сегодня – это попытка отобразить фривольную, бесшабашную и феерически весёлую атмосферу древнеримских Сатурналий.

В 1996 году известный на весь мир кутюрье Пьер Карден лично написал гимн Венецианского карнавала, а отличительной чертой карнавальных постановок последних лет является участие в них художника из России Михаила Шемякина. Костюмы многих представителей элиты разных стран пошиты по его эскизам. А вот менее притязательные путешественники предпочитают изготавливать эксклюзивные венецианские маски своими руками. Это не только намного дешевле в финансовом отношении, но и позволяет обычному туристу почувствовать свою причастность к столь древнему и великому действу под названием венецианский карнавал.{jcomments on}

Жизнь кипит ручьем, везде смех и радость, красочные наряды и музыка! Это не мир фантазий - это реалии! Венецианский карнавал - это гениальное, грандиозное, непревзойденное событие в Италии, которое славится на весь мир! Этот бал-маскарад является самым старинным из всех карнавалов мира! Каждый год он проводится в Венеции, и сюда съезжаются люди со всех стран, со всех уголков мира!

По традиции он проводится ежегодно две недели подряд! Но действие происходит не в одно и то же время. Все регулируется церковью. Открытие зависит от начала католического Великого поста, а заканчивается самый старинный бал мира в среду первой недели поста. На самом деле история карнавала очень долгая! Первое упоминание об этом действии относится к 1094 году, а его корни ведут еще к массовым античным гуляньям!

В то время после сбора урожая праздновали день Сатурна. В честь такого события даже рабам разрешалось находиться за одним большим столом вместе со знатными особами, а для того чтобы предрассудки не портили всеобщего веселья, все надевали маски. После все изменилось. Теперь этот праздник устраивался для того, чтобы христиане подготовились к Великому посту: наелись, повеселились и отдохнули! И опять же, чтобы не было предрассудков, все продолжали надевать маски и яркие красочные костюмы, дабы скрыть свою личность. В XVIII столетии Венецианский карнавал достиг своего наивысшего расцвета. В то время сюда съезжались знатные особы со всех уголков, а также простой народ! Карнавальные костюмы были настоящими шедеврами: сшитые по последней моде из дорогих тканей с множеством драгоценностей! Главными действующими лицами в тот момент были герои-комедианты. С этого же времени и начали модники и модницы носить полумаски, которые стали символом карнавала. Следует сказать, что каждая маска была подобрана в соответствии с личными качествами героя, поэтому у каждого была своя личная. В связи с революцией, с ХХ века запретили проводить такие карнавалы. Но уже в 1979 году с позволения вето было снято. И сейчас Венецианский карнавал достигает своего рассвета!

Современность

В настоящие дни Венеция во время маскарада превращается в город, который пестрит нарядами и яркими цветами! Здесь собирается множество туристов и желающих почувствовать дух старины! Все эти эмоции стоят того, чтобы посетить Венецианский карнавал, даты которого постоянно меняются. Венеция прекрасна в любое время года, но во время маскарада она становится непревзойденной! Здесь можно прочувствовать всю историю, дух прошлого, насладиться феерической и романтической обстановкой, присоединиться к толпе, принять участие в костюмированном шествии! К примеру, Венецианский карнавал 2013 года стартовал 12 февраля и собрал более полумиллиона человек! Конкурсы масок, акции, много анимации, спектакли и представления, «Парад Марий», «Полет ангела», «Праздник на воде», музыкальные шоу - вот что увидели те, кто его посетил! Не отказывайте себе в удовольствии! Приезжайте в Венецию и наслаждайтесь красочной и яркой жизнью!

Иногда так хочется остаться неузнанным, спрятать лицо под маской, отбросить все предубеждения и подвергнуться эмоциям. Венецианский карнавал , который ежегодно проходит в , дает нам такую ​​возможность. Грандиозное феерическое действо превращает в своеобразную театральную постановку, в которой каждый играет свою роль. Ежегодно сюда съезжается полмиллиона туристов в поисках свободы, драйва и магии. Две недели настоящей сказки, множество приятных впечатлений и бесценных воспоминаний.

Из истории венецианского карнавала

Неотъемлемая часть знаменитого города на воде-Венецианский карнавал . Его история уходит в древность и берет свое начало от знаменитых древнеримских сатурналий, языческих праздников, которые проходили ежегодно в дни зимнего солнцестояния в честь сбора урожая. В эти дни все гуляли и веселились. Снимались любые запреты и предубеждения, даже рабы развлекались на равных со своими хозяевами. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди надевали маски. Эту давнюю традицию стали использовать и венецианцы, придав ей особую изысканность.


С распространением христианства священники приурочили карнавал в Венеции к зимнему посту перед Пасхой. В 1094 году дож Витале Фалиеро занес название «Венецианский карнавал» в официальные документы, а с 1296-го праздник стал публичным.

Наибольшую известность в Европе карнавал приобрел в XVIII веке. Тогда во время карнавала разрешалось почти все. В водовороте празднования запрещенные проявления страсти и мелкие погрешности становились доступными. Богачи в азарте тратили бешеные деньги в игорных домах, некоторые супружеские пары, не стесняясь, изменяли своим мужьям и женам. Графы становились шутами, слуги — королями, короли — бедняками, а воспитанные и вежливые принцессы — соблазнительными куртизанками. Все было легко и просто, ведь лицо прикрывала маска. Во время карнавала их носили почти все, даже в церкви и дома. Однако, такие откровенные празднования длились недолго. В конце века, в 1797 году, после захвата Италии французскими войсками, Наполеон отменил Венецианский карнавал . Его возродили не так давно, только в 1980 году.

Современность

В настоящее время карнавал в Венеции имеет тематический характер. Десять лет назад он был посвящен Феллини, а еще проходил карнавал «Путешествия и путешественники», «Восток и его культура» и т.д. В 2014 году тема карнавала была – «Волшебный мир природы», празднование проходило с 15 февраля по 4 марта 2014 года.

Празднование венецианского фестиваля на площади Сан-Марко.

Среди развлечений: парады, музыкальные и театральные представления, постановки комедий дель арте, конкурсы, балы, выступления лучших творческих коллективов Италии, фокусников, жонглеров, мимов, клоунов и акробатов, турниры, старинные игры и, конечно же, яркие фейерверки.


По традиции карнавал начинается из старинного праздника «Festa delle Marie», приуроченного освобождению венецианских девушек, похищенных Истрийском пиратами. В первый же день происходит театрализованное маскарадное шествие, которое стартует от дворца Сан-Пьетро и проходит по всему городу. В полдень с колокольни Сан-Марко спускается ангел в виде красивой девушки в белоснежном платье (по традиции), тогда карнавал считается открытым.



16 февраля проходит лодочная процессия по Гранд-каналу, а возле церкви San Giacomo dell"Orio представители итальянских компаний угощают всех традиционными венецианскими сладостями и напитками.

Празднуют в Венеции не только на площадях и улицах города, но и в роскошных палаццо, где устраивают королевские карнавальные балы. Подобные торжества проходят и в Palazzo Pisani Moretta и Casino of Venice, однако, чтобы попасть внутрь, надо обязательно надеть костюм, маску и заранее позаботиться о приглашении.



Венецианские маски и костюмы

Главным атрибутом Венецианского карнавала всегда были и остаются маски. Однако, это не просто аксессуар, закрывающий лицо, а целое произведение искусства. Венецианские маски отличаются большой изысканностью и мастерством исполнения. Тайны их изготовления передавались из поколения в поколение, сохраняя основные традиции и впитывая веяния современности.
Сначала маски делали из кожи, ткани или с помощью оригинальной техники папье-маше. Сегодня их продолжают изготавливать вручную, украшая бижутерией, стразами, перьями, драгоценностями, серебром и золотом.
В позднем Средневековье в Венеции маски приобрели такую ​​популярность, что их стали носить и в будние дни, часто пользовались ими во время совершения преступлений. Это побудило Церковь выдать запрет на ношение масок. Разрешалось одевать их только во время празднования.

Традиционным мужским костюмом для карнавала был черный широкий плащ (tabarro) в сочетании с шелковой накидкой (bauta), треугольной шляпой (tricorno) и белой маской.

С XVIII века благодаря большой популярности праздника в Европе и подвигам известного авантюриста-искусителя Джакомо Казановы костюмы для карнавала стали разнообразнее и ярче.

Впоследствии на масках начали отражать образы главных героев итальянской комедии — Панталоне, Пьеро, Коломбины и Арлекина. Сегодня выбор масок просто поражает. Знатоки выделяют основные виды венецианских карнавальных масок .


Маска Баута (итал. Bauta) — белая маска, прикрывающая все лицо, с вырезами для глаз, четким выступлением для носа и надбровные дугами, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица.

Маска Моррета (итал. Moretta) имеет овальную форму, полностью закрывающую лицо. Часто ее делают из черного бархата, с отверстиями для глаз, но без вырезов для губ. Маска была актуальна среди женщин. Ее надевали на время карнавала и на тайные свидания.

Ларва (итал. Larva) — самая распространенная маска овальной формы на все лицо, преимущественно белого цвета, может иметь небольшое отверстие для рта.

«Врач чумы» (Медико делла песто, итал. Medico Della Peste) — одна из самых известных и самых ужасных масок, с длинным загнутым носом, подобным клюву. Придумал ее французский врач Шарль де Лорме для защиты от бактерий. В период эпидемии чумы такую ​​маску надевали врачи, посещая пациентов. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., которые должны были защищать от заражения болезнью.

Маска Гатто (Gatto) — маска в виде кота, закрывает лицо к середине.

Полностью не прикрывает лицо, оставляя губы открытыми. Часто украшена золотом, серебром, хрусталем и перьями. Сначала маска была частью образа актрисы Коломбины в комедии дель арте. По легенде, женщина была такой красивой, что не пожелала скрывать все лицо, поэтому именно для нее создали эту маску. Впоследствии она стала очень популярной, потому что в ней было удобно есть и целоваться.