Как быстро вспомнить то, что забыл: совет нейропсихологов. Как быстро вспомнить то, что вам нужно

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Советы школьникам

1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.

1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.

2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: "Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?"

3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.

1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.

2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.

1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.

4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.

В подготовке материала использованы источники: www.econet.ru и www.m24.ru

Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


iStock

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника"

Наверняка у каждого случалось, что только что удерживаемые в руках ключи куда-то исчезали, а в пределах небольшой комнаты внезапно терялась книга, или из шкафа мистическим образом пропадали любимые туфли, ожидавшие своего сезона. Как найти потерянную вещь в таких обстоятельствах? Можно ли облегчить собственные поиски, и в чем причина подобных недоразумений?

Как найти пропавшую вещь?

Рациональный подход в серьезных делах - наиболее выигрышная тактика. Поэтому в поисках пропавшей вещи главное правило: отпустить панику и обдумать ситуацию трезво. Нужно максимально ясно проанализировать последние моменты, когда Вы видели или держали в руках искомый предмет. Какие обстоятельства сопровождали этот миг? Что делали Вы? Что происходило вокруг?

Если вещь пропала в пределах дома, можно облегченно выдохнуть: рано или поздно найти ее удастся, хотя порой чем скорее, тем лучше. В поисках можно руководствоваться несколькими принципами. Осматривать предполагаемые зоны местонахождения предмета, согласно его принадлежности к ним, или, напротив, возложить надежды на интуицию. Например, расслабиться и подумать, куда можно было чисто механически, не контролируя себя, положить эту вещь. Чаще всего именно такие спонтанные действия и ведут к тому, что впоследствии предмет теряется, а память не желает объяснять, где именно это произошло и как.

Вся проблема в том, что человек привык совершать несколько действий одновременно. Пока мозг обрабатывает основную задачу, например, разговор по телефону, руки что-то перекладывают с места на место бездумно. Побочные действия не отслеживаются сознанием, и в итоге редко запечатлеваются в памяти. И чтобы выудить их из глубин подсознания, приходится вновь совершать отвлекающий маневр.

Если же Ваша вещь пропала вне дома, вероятность ее нахождения значительно снижается. Особенно это касается ценных предметов: бумажников, ключей и т.д. Даже если чужой человек случайно увидит их, нет гарантии в том, что честно признается и отдаст. Однако попробовать стоит. Результативнее всего в этом отношении посты в социальных сетях, которые все друзья и знакомые могут перенести себе на страницу (сделать перепост), вследствие чего их увидит большее количество людей.

В тексте необходимо указывать хотя бы примерное место и время потери. Если населенный пункт небольшой, можно даже дать объявление по радио. Также рекомендовано повесить объявление в предполагаемом месте потери. Вдобавок, в социальных сетях набирают популярность «столы находок»: сообщества, в которых публикуют сообщения о потерях и находках. Возможно, у Вашего города тоже есть подобное.

Как дома найти потерянную вещь?


Самый простой способ, который помогает в поиске пропажи, конечно же, генеральная уборка. Правда, стоит отметить, что проводить ее нужно ровно в той части квартиры, где ожидается нахождение предмета, поскольку иначе поиски затянутся на несколько дней. Тем более что для мелких элементов может потребоваться тщательный пересмотр каждого уголка, всех сложенных в общую кучу бумаг и пр. кропотливые и длительные действия. Однако и это не всегда работает. Как быть в такой ситуации?

Психологи советуют ослаблять внимание с поставленной задачи, если слишком долго мысли о ней крутятся в подсознании. Это понижает шансы на успешное завершение дела, ведь везде нужны перерывы. А если брать в рассмотрение энергетическое поле каждого предмета, то после длительного воздействия на него силой мысли оно начинает отражать все посылы, вследствие чего обнаружить пропажу становится просто невозможно.

Поэтому во время поисков обязательно требуется делать передышку, отвлекаться на полчаса или час. В этом состоянии, когда Вы не озабочены вопросом местонахождения конкретного предмета, легче всего внезапно поймать нужную мысль, которая и подскажет, в каком направлении осуществлять поиски.

6 способов поиска вещи, которую забыл, куда положил

Случается, что никакие аналитические рассуждения в поиске определенного предмета не помогают. В таких ситуациях и с версией о шалостях Домового согласиться несложно. Его ли рук дело, или же нет - а несколько старых методов поиска лишними не станут. Вдруг искомое вправду найдется?

  1. Если и вправду буянит Домовой, его требуется задобрить: поставить на порог стакан молока с медом, положить любую булочку или ватрушку, кусочек кекса или др. сладость. Согласно древним верованиям, этот дух очень любит мучные и кондитерские изделия, особенно если они домашнего приготовления. На крайний случай подойдет даже сахар-рафинад или сливочное масло. После чего необходимо хлопнуть в ладоши, оглядываясь, и предложить Домовому поиграть вещью, но потом обязательно вернуть ее хозяевам.
  2. Возможно, безобидный домашний дух не имеет отношения к пропаже. Тогда можно попробовать следующие способы: к ножке стула, которым Вы чаще всего пользуетесь, привязать личное полотенце или носовой платок, сделав для этого ровно 1 узел. Затем требуется отвлечься на любое др. дело: хоть уборку затеять, хоть просто фильм включить. Важно ослабить свое внимание, и после некоторого перерыва вновь приняться за поиски. Они должны оказаться уже более удачными. Того же эффекта можно добиться, если поставить вверх дном на стол стакан или чашку, которая у Вас активнее всего в ходу.
  3. Нельзя исключить вероятность того, что вещь потерялась в определенном «пространственном кармане» Вашего дома. Тогда для ее нахождения может потребоваться немного больше усилий, нежели в предыдущих случаях. Например, в магазине приобретается фиолетовая свеча без какого-либо декора, вечером ставится на стол перед собой и зажигается. Смотря на ее пламя, нужно визуализировать образ потерянной вещи: либо она «позовет» сама, либо свеча подскажет направление, в котором следует искать. Ориентироваться стоит на то, по какой стороне стекает оплавившийся воск.
  4. Похожий на предыдущий метод тоже предполагает взаимодействие с огнем: в медную чашу ссыпаются сломанные сухие веточки полыни, лаванды и пустырника. Затем травы смачиваются спиртом и поджигаются. Совершая обход по квартире с чашей в руке, окуривая дымом все углы и стены, нужно представлять потерю как можно четче, мысленно призывая ее. Если вещь не откликнется, стоит пойти в ту сторону, куда потянется дым. Также можно взять в руки клубок и с ним обходить дом, постоянно прокручивая нить в пальцах и ощущая, как она продляется в сторону потерянной вещи.
  5. Достаточно действенным считается поиск с маятником. Для этого можно воспользоваться и готовым прибором, и соорудить его самостоятельно, подвесив на мягкую нитку любой некрупный груз. Как и в предыдущих вариантах, удерживая маятник за верхний конец, нужно обходить с ним квартиру, мысленно окликая пропажу. Там, где груз начнет активно вращаться, высока вероятность обнаружить искомое.
  6. Последний метод потребует выждать некоторое время, за которое вещь должна сама отозваться на энергетические импульсы с Вашей стороны. Нужн о взять нитку, длина которой равна Вашему росту, после чего сложить ее в 10 раз, и завязать на ней узлы в количестве 3-х шт. на равном расстоянии друг от друга. Делать это нужно вечером, поскольку нитка убирается под подушку, на которой Вы спите. А утром следует возобновить поиски, полагаясь на полученную ночью информацию.

И если никакой из способов, рассмотренных выше, не сумел Вам помочь в поиске потерянной вещи, отпустите ее от себя. Вероятно, нечто свыше решило, что этот предмет Вам действительно не нужен. Ведь все в жизни происходит только по правильному сценарию, даже если в конкретный момент кажется, что данное событие - негативное.

Мнемоническая техника "Как быстро вспомнить"

Название . Мнемоническая техника "Как быстро вспомнить"

Предназначение .

Техника является одним из действенных способов относительно быстро вспомнить забытую информацию (слово, название чего-то, чьё-то имя, номер телефона, название географического объекта, дата и т.п.).

Человеческая память - далеко не компьютерная. Нет гарантированных способов быстро вспомнить какую-то важную информацию, которую вы точно знаете, но временно забыли. В подобных случаях невозможность вспомнить что-то вызывается так называемой сшибкой информации, когда несколько похожих кусков данных одинаково претендуют на роль "истинного воспоминания". Важно здесь то, что чем важнее, чем значимее быстро и точно вспомнить нужное, тем это сложнее сделать.

Тут уместна такая модель. Представьте, что в картонную коробку с небольшим отверстием насыпали много гвоздей. Коробку закрыли, и теперь ваша задача - вытряхнуть через отверстие ровно один гвоздь. Если вы будете трясти коробку усердно и энергично, то или вообще ни одного гвоздя не выпадет, или же выпадет сразу много гвоздей, но вам-то нужен только один. Для этого уместна лишь одна тактика - медленно встряхивать коробку, пока не выпадет один гвоздь.

Суть этой техники состоит в следующем. Предположим, что вы забыли номер телефона своего знакомого. Вы его не раз уже воспроизводили в своей памяти, вы точно его знаете, но пока вспомнить не можете. Скажите себе примерно следующее: "Мне важно вспомнить номер телефона Иван Иваныча. Рано или поздно я его всё равно вспомню. Как только я его вспомню, номер сам собой проявится в моём сознании. Сейчас я на пять минут успокаиваюсь и не буду думать про номер". После этого на самом деле не думайте про номер, не напрягайте память. Если не получилось вспомнить - через пять минут повторите установку.

1. Мнемоническая техника "Как быстро вспомнить" [Электронный ресурс] // А. Я.. 16.05.2012..html (16.05.2012).

Случалось ли вам положить ключи от квартиры на «самое видное место», а потом сутки искать их по всем закоулкам? Или же приготовить завтрак, упаковать его в красивую коробочку и… благополучно оставить на столе?
«Проклятая забывчивость совсем замучила, и ничего с этим не поделаешь…», – скажете вы. И ошибетесь. Специалисты полагают, что память прекрасно поддается «дрессировке».

Наш консультант
Юрий Машек, врач-психотерапевт
городской психоневрологической больницы № 2, заведующий Центром психотерапии и медицинской психологии, кандидат медицинских наук

«Чем лучше память, тем выше интеллект человека и тем медленнее наступает старость»

«Памяти мы обязаны всем, что имеем, кто мы есть. Наши идеи и представления – это ее работа. Наши повседневные восприятия, мышление и движения мы черпаем из ее источника. Память собирает бесчисленные явления нашего существования в единое целое. Подобно нашим телам, которые разлетелись бы в пыль, если бы составляющие их атомы не держались вместе благодаря притяжению материи, наше сознание разбилось бы на столько же фрагментов, сколько мы прожили секунд, если бы не связывающая и объединяющая сила памяти». Так говорил об уникальной способности головного мозга профессор-физиолог Эвальд Геринг.

Где живет память?
Люди давным-давно начали интересоваться, в какой именно части тела «записываются» прожитые нами дни. Древние ученые высказывали предположение, что этот своеобразный архив находится в печени. Потом эту версию навсегда отбросили и утвердились в мысли, что секрет кроется в голове. К примеру, древнегреческий мудрец Сократ полагал, что в человеческом мозге существует восковая табличка, на которой при запоминании появлялся след, как будто кто-то поставил печать. Чуть позже появилась еще одна версия: память «оседает» в костях черепа, откуда ее можно извлечь с помощью специальных приспособлений.

Только в ХХ веке ученые, занимающиеся «поисками» местожительства памяти, вплотную приблизились к разгадке тайны. Они пришли к выводу, что каждому виду памяти природа отвела определенное место. Во время Отечественной войны ученый Александр Лурия, наблюдая за ранеными, заключил, что кратковременная память хранится в коре головного мозга, а долговременная – в гипокампе (так называется участок в его середине).

Когда «включается» память?
Некоторые ученые считают, что память человека начинает работать через 20 недель после зачатия, и подтверждают свое мнение результатами исследований. Во время них плоду в материнской утробе посылался звуковой сигнал, а УЗИ-аппарат фиксировал реакцию ребенка на шум. В ответ на сигнал малыш начинал едва заметно двигаться, но после пятого раза реагировать на звук переставал. Когда ученые повторяли сигнал через 10 минут и даже через день, ребенок без труда узнавал знакомый звук.

Так возникла теория, что человек в состоянии вспомнить то, что с ним творилось в мамином животе. Но теория теорией, а что же на практике? Большинство людей припоминают (фрагментами) свое детство с 3-7 лет, а некоторые даже раньше. Например, Лев Толстой утверждал, что помнит, как мать кормила его грудью.

Память: виды и подвиды
Как мы уже сказали, память бывает кратковременная (или оперативная), и долговременная . Первая быстро хватает информацию, но долго ее не удерживает: та либо выветривается, либо перемещается в «отдел» долговременной памяти, где храниться всю жизнь. Кстати, это замечательное свойство нашей памяти может в нужный момент спасти нам жизнь. Известно, что в моменты смертельной опасности за считанные секунды перед глазами проходит вся жизнь человека. Люди науки полагают, что таким образом память дает нам отыскать в своем опыте подобную ситуацию, чтобы выжить.

Ну а для тех, кто умеет обращаться со своей памятью, совсем не проблема вытянуть из нее нужную информацию, какой бы «древней» она не была. Память можно разделить не только по принципу времени, но и по содержанию. Она может быть образной (зрительной), словесно-логической (слуховой), эмоциональной и кинестетической (движение, запах, вкус). Чаще всего у человека ведущим является какой-нибудь один вид, но бывают и комбинации: образно-эмоциональная память, образно-кинестетическая.

Что влияет на память?
Легко запоминается то, что вызвало неподдельный интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств: в состоянии эмоционального подъема в памяти иногда всплывают вещи, казалось бы, давным-давно забытые. Хотя порой сильные переживания могут сыграть злую шутку, «выбив» из головы нужные сведения. Очень важна мотивация. Человек, которому в повседневной жизни не удается запомнить даже пару иностранных слов, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, запросто выучивает язык.

Враги памяти
Плохие привычки:
курение, алкоголь, которые могут вызывать нечто похожее на временный паралич нервных клеток.
Травмы головы. Любые повреждения головного мозга (инсульт, сотрясения) могут сказаться на состоянии памяти. Если страдает кора мозга – нарушается кратковременная память, если серое вещество – долговременная.
Самогипноз или провалы в памяти
Это состояние знакомо многим: припомните, бывало ли, что вы, спеша на встречу, положили на самое видное место самую нужную вещь – и, хлоп, перед выходом протянули руку, чтобы ее взять – а ее там нет! И сколько ни кружи по квартире, сколько не ищи – все бесполезно. Так одна моя знакомая, спрятав перед отпуском заначку – 200 гривен – вот уже два года не может ее найти. Такое состояние специалисты называют самогипнозом. Временное отключение из реальности происходит из-за переизбытка информации, когда мозг защищает сам себя от перегрузок.

Феномен «дежавю»
Кто из нас не переживал это странное чувство «это со мной уже было»?.. Состояние дежавю. Некоторые психологи объясняют его появление влиянием «коллективного бессознательного». Информация, которой владели наши предки, не исчезает бесследно, а «переходит» к нам на подсознательном уровне. Иными словами, благодаря генетической памяти мы можем «вспомнить» то, что было с другими людьми, жившими до нас. О коллективной памяти заговорили после эксперимента над крысами. Нескольких представителей семейства грызунов пугали ярким светом, и их потомство с рождения боялось ярких лампочек, получив в наследство эмоции родителей.

Во всем нужна сноровка, старанье, тренировка…
Общепринятое мнение о том, что клетки мозга – нейроны – не делятся и постепенно отмирают, не соответствует действительности. Результаты современных исследований говорят о том, что нейроны не только делятся, но и возраст человека для их деления совсем не помеха. Возрастное же ослабление памяти связано с нарушением контактов между нейронами. А контакты можно тренировать, и пример тому - актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и которые и в старости справляются с длиннейшими текстами. Доказано, что у людей умственного труда память не слабеет вообще. Еще один факт: профессиональная память с возрастом страдает очень мало, поскольку человек использует ее изо дня в день.

А жалобы пожилых людей на плохую память связаны с тем, что по окончании активной работы они перестали ею полноценно пользоваться, и навык ее напрягать постепенно угас.

Как же можно тренировать память? Способов много. Например, римские ораторы при запоминании текста развешивали его тезисы на ветках деревьев, а во время выступления представляли себе, как они бродят от дерева к дереву и собирают листочки с записями. Этот принцип можно использовать и в современной жизни. Например, вы отправляетесь в магазин и сознательно, тренируя память, не составляете список покупок. Как его запомнить? Нужно мысленно развесить таблички с названиями продуктов на домашнюю мебель. Мысленно чертим на столе – «молоко», на кресле – «сыр», на диване – «сметана», на журнальном столике – «спички». А когда наступает ответственный момент покупки, просто представляешь себя дома, ходишь и мысленно читаешь таблички. Суть здесь в том, что связываешь то, что надо запомнить, с тем, что и так хорошо помнишь.

Еще один прием: отделение главного от второстепенного. Чтобы этому научиться, можно поиграть в простую игру: целый день внимательно наблюдайте за всем окружающим, выделяйте главные события, а вечером постарайтесь восстановить их в памяти.

Для тренировки памяти хорошо помогают: решение кроссвордов, учеба (в США стало модным учиться после выхода на пенсию: интересно, что бабушки и дедушки запоминают пройденный материал не хуже, чем молодежь), заучивание стихов. Исследования показали, что, выучив наизусть поэму А.С.Пушкина «Граф Нулин», вы увеличите объем своей памяти на 30 %. Но не нужно пытаться усилием воли заставить себя выучить целую поэму за один присест. Намного продуктивнее каждый день запоминать несколько строчек.

Интересно:
Возможности памяти огромные. Например, Александр Македонский помнил имена всех своих воинов, а их насчитывалось тысячи тысяч. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарт, единожды услышав многостраничное музыкальное произведение, мог записать его до последней ноты. Известен случай, когда он воспроизвел по памяти «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), а ведь Ватикан хранил ее в большом секрете. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Наш современник Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного продукта. Отсюда вывод: хочешь быть великим – развивай память.

Меню для памяти
Ученые заметили, что у пчеловодов память намного лучше, чем у людей других профессий. Стали искать причину – и оказалось, что во всем «виновато» маточковое молочко, которым пчелы выкармливают главную пчелу-королеву.

Внимание!
Специалисты полагают, что диеты, особенно те, в основе которых стоит принцип длительного однобокого питания, отнюдь не способствуют быстрой работе памяти.

Впечатление, повторение и ассоциация
Средний человек использует не больше десятой доли врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. Этих законов всего три – впечатление, повторение и ассоциация.

Впечатление.
Зрительное впечатление самое прочное, поскольку нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности пунктов своего выступления, когда читал их вслух, тогда он стал использовать рисунки. Не последнюю роль играют и запахи, которые помогают «фиксировать» в памяти нужные моменты.

Повторение.
Многие монахи цитируют на память огромные части из Библии. Они добиваются этого путем постоянных повторений.

Ассоциации.
Основной принцип науки эйдетики, изучающей развитие памяти, гласит: чтобы запомнить, нужно подключить воображение. Например, «записать» в памяти ничем не связанные слова «жираф», «очки», «вертолет» и «зима» можно, представив себе такую картину: жираф в очках летит на вертолете, а вокруг зима. Таким способом можно запомнить очень много слов. И не только слов, но и дат, имен и фамилий, исторических событий.

Интересно:
Специалисты считают, что самый лучший способ запомнить большой объем информации (студентам во время сессии) состоит из пяти стадий:
1. Предосмотр (быстро пробежаться глазами по тексту).
2. Разделить материал на части и к каждой поставить вопрос.
3. Внимательно прочесть и ответить на вопросы.
4. Пересказать.
5. Проверить себя.

Мини-тренинг
Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.
Поиграйте в игру: на каждую букву алфавита придумайте слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь – главное быстрота.
Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее.
Назовите двадцать мужских имен и столько же женских.

На заметку
Центр психотерапии и медицинской психологии: тел. 543-90-46

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога Центра детской и семейной психологии журнала «Мир семьи» Ларису ШКЛОВЦОВУ

---
Еще недавно я помнила события 10-летней давности в подробностях, запахах, цветах, а теперь с каждым годом воспоминания становятся все более расплывчатыми. Почему?
Это не значит, что сведения исчезают, просто каждодневный поток информации вытесняет какие-то детали в закрома долговременной памяти. Наша память сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации, архивируя «старые» впечатления и сведения.

--
В каком возрасте человек лучше всего запоминает?
Как выяснили ученые, в 19 лет. Но это не значит, что потом возможности памяти постепенно уменьшаются. Специалисты считают, что память можно «накачать» точно так же, как мускулы.

--
У меня прекрасная память на лица, даты, особенно самые значимые в жизни. События всплывают в ярких картинках и образах. А вот пересказать «близко к тексту» что было, например, на родительском собрании, я не могу, остается только «картинка», общее впечатление. А вот муж – моя полная противоположность: мелочи он не помнит, лица новых людей вообще забывает. Зато прекрасно помнит всю последовательность событий, разговоры, фразы, выводы. Почему так происходит?
В психологии есть такой термин – модальность человека. Это способность воспринимать окружающий мир при помощи ведущих анализаторов - наших органов чувств. Поэтому существует разные виды памяти: зрительная, слуховая и кинестетическая. У некоторых людей несколько ведущих модальностей. Кроме того, психологи различают эмоциональную и словесно-логическую память. Первым видом памяти наделены чувствительные люди с тонкой душевной организацией, а второй вид присущ людям с аналитическим мышлением.

ТАТЬЯНА БИЛЕНКО
Журнал "Мир семьи" март 2006 года