Как делают полушерстяную ткань. Камвольные ткани

Шерстяные ткани имеют ряд преимуществ перед другими тканями, так они обладают высокой упругостью и малой сминаемостью, хорошей формоустойчивостью и высокими теплозащитными свойствами. При этом имеют большой срок носки. Шерстяные ткани незаменимы для пошива пальто, костюмов и форменной одежды. Могут использоваться для блузок и платьев, так как обладают хорошими гигиеническими свойствами.

Ассортимент шерстяных тканей

Ассортимент шерстяных тканей необыкновенно разнообразен и обширен, так как для производства используются различные виды шерсти: тонкая, полутонкая, полугрубая и грубая овечья, козья, верблюжья шерсть . Может использоваться вторичная (восстановленная) шерсть, обраты и угары шерстяного производства, х/б пряжа, химические волокна и нити.

Из шерсти тонкорунных овец изготовляют наиболее дорогие плательные и костюмные гребенные ткани . Самая лучшая шерсть от овец-мериносов, поставляется в основном Австралией. Овцы цигейской, куйбышевской пород дают более жесткую и упругую шерсть, которая идет для производства костюмных и пальтовых тканей.

Ангорские и кашмирские козы дают очень мягкую, блестящую, с красивой извитостью шерсть. Козий пух вместе с мериносовой шерстью используется для выработки тонких сукон и трикотажа. Верблюжью шерсть чаще всего используют для выработки одеял и трикотажных изделий.

Шерстяные ткани в зависимости от вида шерсти и структуры пряжи , используемой в ткачестве, и способа выработки подразделяются на камвольные (гребенные) и суконные (тонкосуконные и грубосуконные).

Камвольные (гребенные) ткани вырабатываются из гребенной пряжи, состоящей из длинной тонкой, полутонкой или полугрубой шерсти. Камвольные ткани имеют гладкую поверхность, открытый рисунок переплетения. Это наиболее легкие и тонкие шерстяные ткани. Их используют для изготовления блузок, платьев, костюмов, реже пальто.

В ассортимент гребенных костюмных тканей входит высококачественная чистошерстяная классическая ткань бостон. По типу бостона вырабатывается полушерстяная ткань шевиот. Большим разнообразным ассортиментом представлена группа костюмных тканей трико.

Тонкосуконные ткани вырабатывают из пушистой аппаратной пряжи, получаемой из короткой тонкой, полутонкой и полугрубой шерсти. Тонкосуконные ткани мягкие, пористые, они имеют более высокие теплозащитные свойства, чем камвольные. Тонкосуконные ткани вырабатывают полотняным, саржевым, комбинированным, двухлицевым и двухслойным переплетениями.

Большинство тонкосуконных тканей подвергается небольшой валке, в результате чего на их поверхности появляется небольшой ворс, через который хорошо просматривается ткацкий рисунок.

Тонкосуконными вырабатывают шевиоты и трико . В отличии от камвольных они характеризуются пушистой застилистой поверхностью, несколько скрывающей рисунок переплетения, так как вырабатывают их из аппаратной пряжи и подвергают умеренной валке.

Тонкосуконные ткани для платьев и костюмов часто вырабатывают камвольноподобными. Их не подвергают ворсованию, переплетение в этом случае открыто и хорошо видно. Но поверхность менее гладкая, чем у аналогичных камвольных тканей.

Тонкосуконные сукна — однослойные сильно уваленные ткани, войлокообразный застил полностью закрывает ткацкое переплетение.
Драпы — плотные и тяжелые ткани полутора- или двухслойного переплетения с сильной увалкой и разворсованой лицевой поверхностью. Характеризуются высокими ветро- и теплозащитными свойствами.

Грубосуконные ткани вырабатывают из более толстой аппаратной пряжи, состоящей из грубой короткой шерсти, содержащей ость. В отличии от тонкосуконных тканей они жесткие и колючие. Эти ткани при изготовлении получают сильную увалку, закрывающую рисунок переплетения. Используются для пошива мужских пальто и форменной одежды.

По волокнистому составу ткани могут быть чистошерстяные (содержание шерсти от 100% до 90%) и полушерстяные (с содержанием шерсти от 20 до 90%).

Чистошерстяные ткан и содержат 100% шерсти или имеют в своем составе до 10% других волокон, вводимых для придания определенного внешнего эффекта (блеска, налета седины, цветных просновок). Чистошерстяные ткани имеют хорошие теплозащитные свойства, высокую упругость, малую сминаемость, хорошую драпируемость, хорошо поддаются формованию при ВТО, но недостаточно устойчивы к истиранию, склонны к усадке. Поэтому современные ткани часто производят из смеси шерстяных и химических волокон.

Полушерстяные ткани содержат от 20% до 90% волокон шерсти. Введение синтетических волокон повышает прочность и износостойкость тканей, уменьшает усадку, но такие ткани хуже сутюживаются, быстрее загрязняются и лоснятся, при выполнении строчек может происходить стягивание ткани. Кроме того, введение любого синтетического волокна приводит к снижению гигроскопичности ткани.

Полушерстяные ткани могут быть многокомпонентными, т.е. к шерсти добавляется не одно, а несколько видов волокон, например: шерсть + лавсан + вискоза или шерсть + капрон + вискоза.

Введение дополнительных волокон осуществляется путем смешивания с шерстью, прикручивания, в качестве нитей одной из систем или комбинированным способом.

При смешивании волокна, имеющие гладкую поверхность, слабо закреплены в структуре ткани, поэтому, такие ткани подвержены пиллингу. Прикручивание к шерстяной пряжи вводят капроновых и лавсановых нитей дает возможность устранить пиллеобразование и улучшить внешний вид ткани.

В качестве одной из систем нитей (основы или утка) используют чаще всего х/б пряжу или объемную пряжу или текстурированные нити. При этом обеспечивается выход на лицевую поверхность более качественной пряжи или нитей.

В многокомпонентных тканях применяют как смешивание, так и прикручивание (например, смешанная вискозно-шерстяная пряжа скручивается с капроновой комплексной нитью).

Для шерстяных тканей используют нити различной структуры: одиночную пряжу, крученную в два, реже в три сложения; пряжу креповой крутки; фасонные и текстурированные нити; меланжевую пряжу и т.д. Одиночная пряжа придает тканям мягкость, застилистость. Крученые нити дают возможность получить более упругие, устойчивые к деформации ткани. Для тканей, выработанных с применением текстурированных нитей. характерна высокая устойчивость к смятию. Ткани из фасонной пряжи имеют оригинальную внешнюю поверхность. При использовании пряжи креповой крутки получают ткани с интересной креповой фактурой.

Использование х/б пряжи снижает стоимость тканей, увеличивает их прочность при растяжении, но при этом ухудшается внешний вид тканей, а также повышается их сминаемость и усадка.
Введение полиамидных волокон (капрона) улучшает механические свойства, но повышает жесткость и склонность к пиллеобразованию, поэтому его вводят в небольших количествах (8-10%). Введение такого небольшого количества капрона позволяет повысить устойчивость ткани к истиранию в 2-3 раза.
Вложение полиэфирных (ПЭ) волокон , например, лавсана, также улучшает механические свойства, но в меньшей степени огрубляет ткань. Добавление ПЭ волокон сообщает тканям такие ценные свойства. как несминаемость, стойкость к истиранию, способность сохранять заутюженные складки. Изделия из тканей с содержанием ПЭ волокон не требуют частого глажения, благодаря малому влагопоглощению чистка их как в мокром, так и в сухом состоянии очень проста. При вложении в смесь ПЭ волокон в количестве до 30% общей массы ткань по внешнему виду, мягкости и туше почти не отличается от чистошерстяной. Увеличение содержания (до 60%) приводит к появлению блеска и повышению жесткости.

В шерстяной промышленности зарекомендовала себя классическая смесь из 55% ПЭ волокна и 45% шерсти, которая также улучшает свойства при носке, стабильность форм, несминаемость и повышает комфорт. Эта смесь используется для костюмных тканей, брюк, юбок и плательных тканей. При вложении 50% ПЭ волокна к шерсти прочность пряжи увеличивается вдвое, а долговечность — более чем в 4 раза.

Все более широко применяются нитроновые волокна . Такие ткани имеют более шерстоподобный вид и в меньшей степени подвержены пиллингу, чем ткани с использованием капроновых или лавсановых волокон. Высокая объемность и шерстистость нитронового волокна позволят использовать его для выработки платьевых и пальтовых тканей. Наиболее необходимым является применение нитрона в рыхлых малоплотных тканях. Однако использование нитронового волокна снижает устойчивость к истиранию на 10-12 %. Для повышения износоустойчивости тканей с нитроном в смесь вводят небольшое количество капронового волокна (до 10%).

При использовании вискозного волокна получают недорогие шерстяные ткани достаточно прочные, с хорошим внешним видом. При добавлении вискозного волокна к грубой и полугрубой шерсти свойства тканей улучшаются, они становятся мягче, пластичнее, приятнее на ощупь, облагораживаются внешне, окрашиваются в более сочные тона. В результате смешения вискозного волокна с тонкой и полутонкой шерстью свойства тканей ухудшаются: они теряют мягкость, эластичность, упругость, огрубляется блеск, увеличивается сминаемость. Большое значение имеет количество вводимого вискозного волокна. При введении вискозного волокна в количестве большем 50% ткани имеют повышенную усадку, сминаемость, малую износостойкость. Кроме того, вискозные штапельные волокна неустойчивы к действию микроорганизмов и водно-щелочных обработок. Для повышения износоустойчивости в смесь вводят небольшое количество капронового или полиэфирного волокна. Введение вискозного волокна позволяет получать недорогие шерстяные ткани с хорошими гигиеническими свойствами и приятным внешним видом, что очень важно для детских изделий.

Эксплуатационные свойства чистошерстяных тканей

Шерстные ткани мало загрязняются и почти не мнутся. Иногда шерстяную одежду достаточно повесить на плечики, чтобы исчезли мятые складки.
Из шерстяных тканей быстро выветриваются запахи пота, еды, дыма.
Поверхность шерстяных тканей отталкивает капельки воды, но впитывает влагу в виде пара. Поэтому шерстяные вещи медленно сохнут. Во влажных условиях на изделии может исчезнуть эффект ВТО.
Шерстяные ткани хорошо сохраняют тепло. В процессе носки легко сваливаются, за счет чего становятся еще более теплыми и ветронепроницаемыми.
Стирают шерстяные вещи только вручную порошками предназначенными для шерсти. Максимальная температура воды при стирке 30?С. При стирке вещь нельзя тереть и выкручивать. Аппретированную шерсть можно стирать в машине при 30?С в режиме для шерсти.
Шерстяные вещи нельзя сушить в сушильном устройстве, на радиаторах отопления и на солнце.
Утюжить шерсть нужно с увлажнением в режиме «шерсть».
При эксплуатации изделий на участках, подвергающихся наибольшему трению и давлению (например: на локтях), появляется блеск. На некоторое время блеск можно устранить или уменьшить отпариванием с последующей чисткой жесткой щеткой или щеткой с поваренной солью и речным песком.

Технологические свойства шерстяных тканей

В пошиве камвольные ткани сложны. Плотные ткани трудно поддаются сутюживанию и оттягиванию прорубаются при пошиве и осыпаются. Ткани малой плотности растяжимы, поэтому возможны перекосы при настиле. Гладкая поверхность гребенных тканей требует тщательного выполнения всех операций, т.к. все погрешности будут заметны в изделии.

Тонкосуконные ткан и хорошо настилаются, благодаря шероховатой поверхности не смещаются в настиле и легко поддаются резанию. В большинстве случаев легко сутюживаются и оттягиваются, не прорубаются при пошиве. Исключение составляют сильно увалянные сукна и сукна со значительным вложением синтетических волокон. Суконные ткани не осыпаются по срезам, что значительно упрощает их обработку.
Разреженные ткани имеют повышенную растяжимость, затрудняющую их настил и пошив, при ВТО могут давать значительную усадку.

Грубосуконные ткани трудно поддаются формованию при ВТО.

Ворсовые ткани требуют особого внимания при раскрое, необходимо следить за тем, чтобы во всех деталях ворс имел одно направление. ВТО рекомендуется проводить на кардоленте.

Из какой ткани шьют форменную одежду для Министерства обороны и Министерства Внутренних Дел Российской Федерации? Что надевают сотрудники ОАО «Российские железные дороги»? Из какого материала шьют костюмы и школьную форму. Как делают шерстяную пряжу? Как ткут шерстяную ткань?

Ответы на эти вопросы нам даст Брянский камвольный комбинат, который специализируется на выпуске камвольных тканей.

Камвольное прядение (от нем. kammwolle - чесаная, гребенная шерсть) - гребенное прядение шерсти. По своей выработке, строению и внешнему виду камвольные ткани существенно отличаются от суконных. Камвольные ткани вырабатываются из длинной, малоизвитой шерсти, подвергающейся в прядении гребенному прочесу. Камвольная пряжа значительно тоньше суконной пряжи, она непушиста и применяется обычно скрученной в два конца. Поверхность камвольных тканей, в отличие от суконных, открыта, совершенно гладка или слегка ворсиста, причем переплетение нитей рельефно проступает на поверхности материала, войлокообразный слой от валки, как это было у сукон и драпов, отсутствует. По сырьевому составу камвольные ткани могут быть чисто шерстяными, полушерстяными, когда наряду с шерстяной применяется хлопчатобумажная пряжа, и смешанными, когда при составлении смески к шерсти добавляются другие волокна (обычно коротковолокнистый искусственный шелк).

Камвольное производство (производство шерстяных тканей) начинается с подготовки сырья. Сырье на комбинат поступает в тюках.

02.

Шерсть в тюках уже промыта и очищена.

03.

Сортировщицам необходимо вручную разобрать тюки шерсти и не допустить попадания бракованной шерсти в производственный процесс.

04.

Это памятка для сортировщиков. Такую шерсть откладывают в сторону.

05.

Так выглядит будущий костюм:)

06.

Разрыхлительно-очистительная машина. Шерсть в ней в прямом смысле летит клочьями!

07.

Мы разбираем производство полушерстяных тканей. Для их производства нам понадобится не только шерсть, но и синтетическое волокно. Например, лавсан. Сортировщики также разбирают тюки с синтетическим волокном и загружают его, но уже в другую разрыхлительную машину.

08.

Разрыхленное и очищенное сырье (шерсть и синтетическое волокно) по трубам поступает в соседний цех.

09.

Настало время прочесать шерсть на кардочесальной машине, освободиться от волокон менее пяти сантиметров в длину и загрязнений. Также распутаем волокна шерсти и распределим их на параллельные пряди.

10.

Не пугайтесь. На фото прочесываем синтетическое волокно.

11.

12.

Прочесанные параллельные волокна в виде мотка рыхлой ленты - топс первого чесания.

13.

Следующий этап производства. Топс первого чесания опять прочешем и уплотним. Получим моток топса второго чесания.

14.

15.

16.

При производстве шерстяной пряжи должны быть созданы особые условия. Влажность воздуха должна быть 75-90%. Установленные под потолком разбрызгиватели, создают необходимый уровень влажности воздуха.

17.

Топс второго чесания готов.

18.

Готовые топсы.

19.

Ну чтож. Шерстяные волокна прочесаны, очищены от грязи, уложены параллельными прядями и уплотнены. Идем дальше.

20.

Снова прочесываем шерстяные волокна, освобождаем от остатков загрязнения и еще больше уплотняем.

21.

Практически в два раза уплотненное волокно укладываем кругами в большие цилиндрические емкости.

22.

23.

Исходная шерсть светлая, но для производства разноцветной шерстяной пряжи нам потребуется шерсть разных цветов. На следующем этапе мы красим, промываем и сушим шерсть и синтетическое волокно.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Окрашенные шерстяные или синтетические волокна поступают на ровничную машину, где еще раз прочесываются и укладываются в тонкую и еще более плотную ленту - ровницу. Именно на этом этапе встречаются шерстяные и синтетические волокна, которые до этого момента шли разными путями.

33.

34.

35.

Моток ровницы.

36.

Еще одна ровничная машина, но работает с волокнами другого цвета.

37.

38.

Ровница, которая затем отправится на прядильную машину.

39.

40.

Прядильная машина, на которой ровница растягивается и плотно скручивается. Так рождается шерстяная нить. Шерстяная нить (шерстяная пряжа) наматывается на шпулю.

41.

Оператор прядильной машины.

42.

А это шпули с шерстяной пряжей.

43.

Запарная установка с запарной камерой. В этой штуке запаривают пряжу на шпулях, чтобы она не скручивалась при перемотке на бобины.

44.

Перемоточная машина. Перематывает шерстяную пряжу со шпули на бобины.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

Временный склад.

51.

52.

53.

Если рассмотреть поверхность ткани с лицевой стороны в лупу, то видно, как отдельные нити, идущие вдоль куска - основы - переплетаются с нитями поперечного направления - утком. Нити основы идут параллельно друг другу вдоль всего куска ткани. Поэтому, прежде чем основная пряжа поступит на ткацкий станок, необходимо уложить рядами ее длинные нити. Для этого их наматывают параллельно на общий валик - навой. При этом нити основы должны быть сильно натянуты, чтобы в процессе ткачества они плотно переплетались с уточными нитями. Делают это на сновальной машине.

54.

55.

56.

57.

Ткацкие станки. Воздух необходимо увлажнять.

58.

59.

60.

61.

62.

Участок отделочного производства камвольных тканей. Здесь производят крашение тканей, сушку, декатирование и проч.

63.

64.

В дальних уголках комбината можно наблюдать и такую картину.

65.

Товаробраковочный цех. Готовую ткань тщательно проверяют на наличие разрывов и инородных включений. Разрывы штопают, включения удаляют.

66.

67.

68.

Кто работал?
Кто устал?
Час обеденный настал!

69.

Брянский камвольный комбинат поставляет ткань для пошива форменной одежды для министерств и ведомств. Конкурс на поставку проводится 2 раза в год и контракт на поставку ткани заключается всего на полгода. Руководство комбината озабочено столь кратким сроком контракта и хочет увеличить его до трех лет. При увеличении срока контракта на поставку тканей, руководство комбината считает, что можно будет уверенно прогнозировать дальнейшее развитие комбината, расширение и обновление парка станков и обучение персонала, расширение производства.

70.

А здесь представлены образцы форменной одежды, изготовленной из ткани Брянского камвольного комбината.

71.

72.

Образцы школьной формы.

73.

74.

Покидаем комбинат.

75.

Вот так мы познакомились с камвольным производством на Брянском камвольном комбинате.

76.

Шерсть – один из древнейших видов сырья для производства текстиля различного назначения, а также вязаных изделий. Шерстяная ткань – это материал, полученный при ткачестве волокон животного происхождения, а именно – волосяного покрова разных животных. То есть шерсть – это не только сами ворсинки, но также материя, которую из них получают. Натуральный шерстяной стоит очень дорого, но при этом пользуется большим спросом. Причина тому – прекрасные свойства шерсти. Но сегодня гораздо большее распространение получили ткани полушерстяные, с добавкой других волокон, которые стоят несколько дешевле.

Виды сырья

Шерсть для производства тканей получают не только от овец, как считает большинство. Хотя овечья, безусловно, самая популярная и доступная.

Сырьем для шерстяного текстиля могут служить следующие виды шерсти.

  • Овечья (тонкорунная мериносовая, шерсть ягнят или более грубые шетланд и шевиот) – теплая, износостойкая, прочная.
  • – волокна, получаемые от гималайских коз. Один из самых дорогих видов шерсти.
  • Верблюжья – упругая и легкая, обычно используется в сочетании с овечьей для пальтовых материй. Более дорогой ее вариант – собираемая вручную викунья (для производства очень дорогих костюмных материалов).
  • Мохер – вырабатывается из волосяного покрова ангорских коз, живущих в Южной Африке, США, Турции. Ткань получается весьма деликатная, требующая особого ухода.
  • Ангора – волокна, вырабатываемые из шерсти ангорских кроликов. Ткань из них очень мягкая, приятная на ощупь, тоже одна из дорогих.
  • Альпака (лама, сури) – шерсть ламы. По своим характеристикам значительно теплее кашемира или мериноса, используется в производстве дорогой одежды.

Все эти разновидности имеют разную плотность, ворсистость, вес, поэтому из них получают шерстяные ткани разных характеристик и назначения. И, само собой, разных ценовых категорий.

На цену, кстати, значительное влияние оказывают примеси других волокон, в особенности синтетических, которые значительно уменьшают усадку и сминаемость, продлевают срок службы вещей, облегчают уход за ними. В таком случае речь идет уже .

К чистошерстяным относятся материалы, в которых может присутствовать до 10% других натуральных или искусственных волокон (но не синтетики).



По методу прядения ткани из шерстяного сырья делятся на три основные группы.

  1. Камвольные – из полутонкой или полугрубой крученой пряжи. Полушерстяные камвольные ткани – самые тонкие и самые распространенные для пошива костюмов.
  2. Тонкосуконные – из тонкой пряжи аппаратного производства. По структуре такие материалы ворсистые, разной степени уваливания. Из них получают шерстяные .
  3. Грубосуконные – из грубой аппаратной пряжи. Соответственно, и ткани получаются грубые, толстые и плотные. Используют их для пошива неформальных пиджаков, верхней одежды военнослужащих.

Естественно, и технические характеристики, такие как плотность, мягкость, толщина, прочность, у всех этих разновидностей существенно отличаются.

Шерстяные изделия прекрасно впитывают посторонние запахи. Поэтому ароматы парфюма на них будут держаться очень долго. Однако по этой же причине вещи из таких материй не стоит носить курильщикам: стойкое «амбре» сигаретного дыма будет сопровождать их постоянно.


Свойства шерстяного текстиля

В каждом конкретном случае ткани, изготовленные из шерстяного сырья, будут различаться не только способом прядения и толщиной нитей, но и видом переплетения, плотностью, степенью уваливания, процентом и видом синтетических или искусственных добавок.

Но в целом, если говорить обо всех шерстяных тканях, можно назвать несколько общих для них свойств.

  • Очень низкая теплопроводность. То есть максимальная теплозащита. Трудно найти другой натуральный эквивалент с такой степенью сохранения человеческого тепла.
  • Прочность и долговечность. За них отвечают крученые нити, используемые при ткачестве.
  • Гигроскопичность. Шерсть прекрасно пропускает воздух и впитывает пары человеческого тела.
  • Грязеустойчивость. Это природное свойство натуральной шерсти.
  • Малая сминаемость, за что отвечает специальная крутка нитей. Кстати, чтобы привести в опрятный вид примятое изделие из таких материалов, его достаточно на некоторое время повесить на плечиках во влажном помещении.

Если вещи все же потребуется глажка, лучше воспользоваться отпаривателем вместо утюга. Либо утюжить с изнанки, сильно не надавливая, – сильным давлением на поверхность ткани можно «загладить» ее выразительную фактуру безвозвратно!



Конечно, как и у любого текстиля, у шерстяного имеется парочка не совсем привлекательных характеристик.

  • Шерсть впитывает влагу из окружающей среды. Пройдя в шерстяном пальто по туману, можно обнаружить себя в промокшей верхней одежде.
  • При намокании в воде (во время стирки) материал способен сильно вытягиваться, что требует особой деликатности.
  • В зависимости от волокнистого состава может вызывать аллергические реакции.
  • Шерстяные ткани, особенно с большим процентом синтетических примесей, могут накапливать статическое электричество (искрить и «бить током»).


Основные виды шерстяных материй, их применение

Как и в случае с большинством текстильных материалов, шерсть – это название типа волокон, а не самой ткани. Текстиль же, выпускаемый в большом ассортименте, имеет множество различных названий. Применение всех этих видов различно. Их используют для пошива изделий разнообразного назначения: от верхней одежды до постельного белья.

  • Репс – довольно плотная костюмная материя соответствующего переплетения.
  • Габардин – тоже плотная, но при этом легкая водоотталкивающая ткань для пошива плащей, летних пальто.
  • Букле – с поверхностью в виде «узелков».
  • Джерси – разновидность трикотажных полотен, подходит для пошива платьев и другой одежды.
  • Велюр – полотно с равномерным плотным ворсом. Используется для изготовления мебельной обивки, пошива пиджаков, жакетов, нарядных платьев.
  • Байка – тонкая материя с начесом с одной стороны для пошива демисезонных пальто или тонких одеял.
  • Сукно – тяжелая и очень плотная, довольно грубая материя для пошива верхней одежды.
  • Фланель – тонкая, с двухсторонним начесом. Из нее шьют теплую детскую одежду и постельное белье.
  • Твид – мягкая . Из нее изготавливают жакеты и демисезонные пальто.
  • Шотландка – шерстяной клетчатый материал, используемый для пошива женских костюмов и платьев, мужских рубашек.
  • – тяжелый, плотный материал пальтовой группы.
  • Кашемир – плотная красивая материя для производства верхней одежды, палантинов, пиджаков, шарфов. Очень качественная и дорогая.
  • Фетр – материал, получаемый способом валяния шерсти. Из него изготавливают не только одежду, но и обувь, мягкие игрушки.


Как ухаживать за изделиями из шерсти?

Логично предположить, что пальто, костюмы и жакеты не стоит стирать в машине, лучше сдать в химчистку. Юбки, брюки, платья можно стирать в деликатном режиме, не отжимая руками. Сушить такие вещи предпочтительнее, разложив в горизонтальном положении. Более конкретные рекомендации можно найти на ярлыках одежды.

Шерстяные ткани – это огромный ассортимент различного текстиля, пользующегося неизменным спросом у потребителей. Главное достоинство таких материалов – сохранение тепла. А главный недостаток – необходимость бережного ухода. Но эти усилия сторицей окупятся ощущениями, которые дарят шерстяные изделия.

Камвольные (гребенные) ткани имеют гладкую лицевую поверхность с ясно выраженным рисунком ткацкого переплетения. Их вырабатывают из пряжи гребенного прядения однониточной, крученой или фасонной. Благодаря использованию крученой в два сложения пряжи для основы и утка повышается прочность и формоустойчивость костюмных тканей, их поверхность приобретает чистоту. Большинство платьевых тканей вырабатывают из однониточной пряжи по основе и утку. При выработке камвольных тканей применяют самые разнообразные переплетения: полотняное, саржевое, комбинированное, мелкоузорчатое, крупноузорчатое и другие, но особенно широко - саржевое и комбинированное. В зависимости от соотношения нитей основы и утка камвольные ткани подразделяют на равноплотные и неравноплотные. У равноплотных показатели плотности основы и утка близки между собой, а у неравноплотных преобладают нити основы. Свойства и внешний вид тканей этих типов различны. Так, равноплотные ткани сравнительно чувствительны к растяжению, мягкие, легко поддаются влажно-тепловой обработке. Неравноплотные ткани жестковатые, их трудно обрабатывать при пошиве.

Камвольным тканям с синтетическими волокнами необходимые свойства придают в процессе некоторых дополнительных операций: термостабилизации, обработки мягчителями, антистатическими и «грязеотталкивающими» препаратами. Термостабилизация придает камвольным тканям с лавсаном безусадочность и формоустойчивость при эксплуатации, предупреждает образование заломов и складок при отделке. Свойства тканей с лавсаном без термостабилизации или при ее нарушении нестабильны, что отражается на размерах изделия при эксплуатации. Так, при глаженье такой ткани лавсановое волокно переходит в равновесное состояние, а это вызывает усадку ткани. Кроме того, из-за неодинакового внутреннего напряжения отдельных волокон в ткани с лавсаном может произойти неравномерная усадка, на ткани появляются морщины, образуются трудно удаляемые заутюженные складки.

Уменьшение толщины достигается за счет прикрутки к шерстяной пряже капроновых или лавсановых нитей. Капроновые нити, используемые вприкрутку, должны быть по общему удлинению и составным долям деформации близки к шерстяной пряже. В противном случае при многократных нагружениях в крученой нити могут накапливаться пластические (остаточные) деформации, что приводит к разлохмачиванию нитей в ткани, изменению внешнего вида и преждевременному износу изделий. Следует также иметь в виду, что при прикрутке синтетических нитей к шерстяной пряже ткани получаются несколько жесткими. Представляет интерес использование однониточной пряжи в утке из синтетических волокон для костюмных и платьевых тканей. В этом случае чистошерстяная пряжа (основа) придает ткани большую мягкость, приятный внешний вид, а уточная из химических волокон - подвижность и повышенные прочностные свойства.

По назначению камвольные шерстяные ткани подразделяют на платьевые, костюмные и пальтовые.

Платьевые ткани. Ткани этой подгруппы очень разнообразны по волокнистому составу, переплетениям, внешнему оформлению, характеризуются меньшей массой и малой плотностью по сравнению с костюмными. По волокнистому составу различают ткани чистошерстяные и полушерстяные из смесовой пряжи или с химическими нитями вприкрутку. Применяют однониточную пряжу 22,2-41,6 Текс (№ 24 до № 45) как обычной крутки, так и повышенной (креповой), а также крученую № 24/2-85/2. Кроме того, используют чистошерстяную или смесовую пряжу крученую, с нитями искусственного (№ 28/60 НВис) или синтетического волокна (№ 45/150 НК). Масса 1 м 2 тканей платьевой группы колеблется от 160 до 300 г; ткани массой 160-230 г относят к платьевым, а ткани массой 230-300 г - к платьево-костюмным. Эти ткани вырабатывают полотняным, саржевым, мелко- и крупноузорчатым переплетениями. Платьевые ткани преимущественно равноплотные. Эти ткани в основном гладкокрашеные, но бывают меланжевые, пестротканые (в полоску, разномасштабную клетку, с рельефными рубчиками) и реже - набивные. Гладкокрашеные платьевые ткани должны быть окрашены прочными и особо прочными красителями в сочные и яркие тона.

Ассортимент платьевых тканей за последние годы значительно обновился. Благодаря использованию химических волокон улучшились некоторые свойства этих тканей, снизилась их себестоимость, уменьшилась масса 1 м 2 , появились ткани новых интересных структур. Платьевые ткани из смесовой пряжи - шерсть и вискозное короткое волокно, а также шерсть, вискозное и капроновое короткое волокно - составляют более половины общего объема по количеству; содержание шерсти в них не менее 30-40 %. Из двухкомпонентных тканей с синтетическими волокнами наибольший удельный вес в ассортименте занимают ткани с нитроном, причем пряжа, как правило, содержит равное количество шерсти и нитрона. Эти ткани шерстистые и мягкие на ощупь, имеют хорошие структуру и колористическое оформление. Однако некоторые гладкокрашеные ткани, окрашенные полотном, могут иметь неровную окраску; поэтому их лучше выпускать меланжевыми. Для тканей из камвольной пряжи с большим содержанием нитрона характерны сильный блеск, сухость, жесткость (особенно для тканей полотняного переплетения). В последнее время платьевые ткани с лавсаном почти не вырабатывают, так как на изделиях в процессе эксплуатации образуется пиллинг.

Масса 1 м 2 платьевых тканей снизилась за счет использования в смесках синтетических волокон, получения более равномерной смески и более тонкой пряжи. Так, платьевая ткань «Орбита» арт. 21462 имеет высокую плотность на основе - 436 нитей и по утку - 297, а масса 1 м 2 ее равна 180 г. Эта ткань выработана по основе и утку из пряжи 11,7 ТексЧ3 (№ 85/2). Заметим, что вырабатывать платьевые ткани меньшей массой нецелесообразно.

Чистошерстяные платьевые ткани в основном получают креповым переплетением (крепы) и из пряжи креповой крутки (около 40 %), жаккардовым переплетением, гладкокрашеными (25 %), а остальные - саржевым и полотняным переплетениями, гладкокрашеными. К креповым относятся такие ткани, как, например, креп 2 арт. 11113, ткань платьевая арт. 1175, ткань платьевая «Нежность» арт. 1185. Новыми в ассортименте являются ткани типа «креп-гранита», вырабатываемые с утком тройного кручения, благодаря чему ткани мало сминаются и имеют большую массу.

Полушерстяные платьевые ткани выпускают в широком ассортименте. Их можно подразделить на ткани с малым содержанием шерстяного волокна - 20-30 %, средним - 30-70 и большим - 70-80 %. Из полушерстяных тканей шьют платья для повседневной носки, юбки, брюки (как для взрослых, так и для детей). Ткани оформлены по-разному благодаря использованию разных химических волокон, пряжи, нитей и переплетений. Например, ткань «Муза» вырабатывают из шерстяной пряжи разной толщины (номеров), что создает эффект «сжатой» ткани. Интересна ткань «Белоснежка» из крученой пряжи, имеющей небольшую крутку; она мягкая, пушистая, с цветными просновками, образующими клетки. Хороший внешний вид имеют ткани с высокообъемной нитроновой пряжей, они характеризуются мягкостью, шерстистостью, отсутствием блеска, наполненностью при небольшой массе 1м 2 . Платьевые ткани могут вырабатываться вприкрутку с профилированными капроновыми нитями, а также с металлизированными нитями (меганитом и пластилексом), что придает им приятный мерцающий блеск.

Ассортимент платьевых полушерстяных тканей можно подразделить на ткани саржевого, мелкоузорчатого и полотняного переплетений. Ткани саржевого переплетения вырабатывают в широком ассортименте под разными названиями, например кашемир (арт. 21018), ткань платьевая «Первоклассница» (арт. 2104), ткань платьевая «Школьная» (арт. 2187) и др. Это ткани простого саржевого переплетения, с относительной плотностью 55-65 %, массой 1 м 2 160-230 г.

Креповые полушерстяные ткани изготовляют из пряжи повышенной крутки (собственно креповые) или мелкоузорчатым переплетением. Собственно креповые ткани более эластичные, растяжимые, обладают хорошей драпирующей способностью, ткани мелкоузорчатого переплетения - более стойкие при растяжении, с шероховатой поверхностью. Часто эти ткани вырабатывают из крученой пряжи вприкрутку с искусственными или синтетическими нитями. Креповые ткани используют для пошива платьев и в качестве костюмно-платьевых. Мелкоузорчатые ткани выпускают многих артикулов, для них используют в основном меланжевую пряжу. Благодаря мелкоузорчатому переплетению недостатки этой пряжи (неровнота по толщине, меланжевому перекруту) менее заметны в ткани, чем при полотняном или саржевом переплетении. Много платьевых креповых тканей вырабатывают с нитроновым коротким волокном, используют крученую и некрученую пряжу с содержанием нитрона от 30 до 55 %. Помимо двухкомпонентных тканей с нитроном, вырабатывают трехкомпонентную пряжу с вискозным волокном и иногда четырехкомпонентную (с вискозным и капроновым коротким волокном). При введении в смеску пряжи шерсти и нитрона вискозного волокна ткань приобретает мягкость. Капроновые волокна в смеске с нитроном повышают устойчивость этих тканей к истиранию.

Большинство платьевых шерстяных тканей с большим содержанием шерсти (50-70 %) изготовляют в смеске с вискозным коротким волокном. Обычно это гладкокрашеные ткани (гамма цветов очень широкая), выработанные главным (полотняным, саржевым) или мелкоузорчатым (комбинированным) переплетениями.

Костюмные ткани. Они занимают наибольший удельный вес (около 70 %) среди камвольных тканей. Ассортимент костюмных камвольных тканей включает около 400 артикулов. Для выработки костюмных тканей применяют гребенную крученую пряжу чистошерстяную или смесовую толщиной 41,7 ТексЧ2- 15,7 ТексЧ2 (№ 24/2-64/2). Крученая пряжа обусловливает хорошие прочностные свойства, формоустойчивость при многократных нагрузках, меньшую сминаемость изделий из этих тканей. Для придания некоторым костюмным тканям определенного эффекта применяют вприкрутку искусственные и синтетические нити, для украшения их - профилированные синтетические волокна и металлизированные нити.

Костюмные ткани отличаются от платьевых большей плотностью (относительная плотность 65-100 %) и массой 1 м 2 - 200-300 г. Ткани массой 1 м 2 200-250 г считаются легкими, 250-300 г - средними, а более 300 г - тяжелыми. Ширина тканей 142-152 см. Для костюмных тканей широко используют саржевое, комбинированное, мелкоузорчатое и реже полотняное и диагоналевое переплетения. По отделке эти ткани могут быть гладкокрашеными, меланжевыми, но в основном они пестротканые (особенно полушерстяные, смесовые с синтетическими волокнами). Чистошерстяные костюмные ткани вырабатывают из тонкой (мериносовой 70-го и 64-го качества, I и II длины) и полутонкой шерсти, это наиболее высококачественные камвольные костюмные ткани. Ткани высокой добротности должны быть выработаны из однородной по качеству, ровной, гладкой, прочной пряжи без ткацких дефектов, равномерно сотканы, чисто отделаны, ровно окрашены прочными и особо прочными красителями. Они должны иметь мягкую складку, сочную окраску и хороший рисунок, усадка их не должна превышать 2-3 %. Костюмные ткани должны быть плотными, недряблыми, устойчивыми при растяжении, упругими, но не жесткими.

В зависимости от применяемой пряжи и волокнистого состава костюмные чистошерстяные камвольные ткани можно подразделить на две группы: из тонкой пряжи и полутонкой. К наиболее дорогим тканям высшей добротности следует отнести ткани из тонкой шерсти и крученой пряжи 15,7 тексЧ2 - 22,2 ТексЧ2 (№ 64/2-45/2). Наибольшей износостойкостью и добротностью в этой группе обладают ткани массой 1 м 2 280-330 г. Для получения костюмного материала такой массы относительная плотность равноплотных тканей по основе и утку должна быть не менее 100-110 %, а неравноплотных - 130-70, 140-70 % и др. Масса 1 м 2 большинства костюмных чистошерстяных и полушерстяных тканей, предназначенных для пошива изделий мужского ассортимента, должна быть в пределах 300 г ± 30 г. Изделия из тканей с такой массой длительное время сохраняют формоустойчивость, внешний вид, износостойкость и другие полезные свойства. К типовым тканям в этой группе относятся: гладкокрашеные крепы (креп 64 арт. 1212, креп 48 арт. 1233, креп костюмный арт. 1245 и др.), ткани типа трико (трико «Ударник» арт. 1338, ткань костюмная «Руслан» арт. 13140 и др.) В ассортимент этой группы входят также ткани полутораслойных структур, со светло-теневым эффектом, который достигается сложным переплетением и подбором различных круток пряжи.

Крепы костюмные чистошерстяные вырабатываются из пряжи креповой крутки, поэтому имеют характерный креповый эффект. Они черные гладкокрашеные, с высокой относительной плотностью, хорошей внешней отделкой, малой сминаемостью и хорошей драпируемостью. Трико - наиболее массовая костюмная ткань с ткацкими или цветными пестроткаными рисунками (полоски, клетка скрытая и заметная и др.) на лицевой поверхности. Трико часто вырабатывают комбинированным переплетением из меланжевой пряжи или пряжи мулине, поэтому оно отличается по внешнему виду от гладкокрашеных тканей.

К высококачественным чистошерстяным тканям, вырабатываемым из полутонкой крученой пряжи 31 ТексЧ2-25 ТексЧ2 (№ 32/2-40/2), относятся бостон арт. 1203, ткань костюмная «Октябрь» арт. 13109 и др.

Бостон - чистошерстяная гладкокрашеная ткань саржевого переплетения (саржа 2/2), с массой 1 м 2 320-340 г. Это равноплотная ткань, в основе и утке имеет крученую пряжу, характеризуется высокой износостойкостью, хорошо обрабатывается при пошиве. Используют ее в основном для пошива форменной одежды, а также костюмов мужских и женских, женских зимних пальто.

Основная масса чистошерстяных костюмных тканей имеет оформление пестротканое (70 %) и меланжевое или изготовлена из пряжи мулине (15 %), остальные - гладкокрашеные. Чистошерстяные ткани должны выгодно отличаться от полушерстяных за счет применения новых видов переплетений (например, диагоналевых), сочетания сложных сдержанных цветов пряжи, выработанной из более тонкой шерсти с введением тонких просновок, создания мелких классических рисунков. По торговому прейскуранту чистошерстяные и полушерстяные камвольные костюмные ткани входят в две подгруппы: костюмные гладкокрашеные и костюмные пестротканые и фасонные.

Полушерстяные костюмные ткани вырабатывают с различными хи-мическими волокнами. Содержание в них шерстяного волокна колеблется в широких пределах - от 25 до 70 %, поэтому эксплуатациионные свойства полушерстяных и смешанных тканей далеко не одинаковы. Большое количество тканей в группе костюмных гладкокрашеных вырабатывают с вискозным коротким волокном. Типовые гладкокрашеные полушерстяные ткани - шевиот, креп костюмный, диагональ, трико костюмное.

Шевиот, так же как и бостон, вырабатывают саржевым переплетением, окрашивают преимущественно в темные тона полотном или в волокне. Ткань характеризуется большей жесткостью, чем бостон. Поверхность ее с заметной ворсистостью, что достигается применением пушистой пряжи или же повышенной увалкой при наличии в утке пряжи невысокой крутки. Камвольные шевиоты различаются в основном волокнистым составом.

Диагонали - неравноплотные ткани диагоналевого переплетения, гладкокрашеные, плотные, из крученой пряжи, относятся к группе тяжелых (масса 1 м 2 - 400-500 г), характеризуются высокой износостойкостью. Используются для форменной одежды, а также для костюмов и пальто (редко).

В ассортименте костюмных тканей с синтетическими волокнами в настоящее время преобладают ткани с вложением волокна лавсан (более 50 % общего объема всех тканей). Ткани с лавсаном и изделия из них пользуются спросом благодаря красивому внешнему виду, прочности в носке. Эти ткани в основном пестротканые в мелкую и среднюю клетку; колористическому оформлению их уделяется большое внимание. Большинство тканей с лавсаном вырабатывают из крученой меланжевой пряжи 22,2 ТексЧ2 (№ 45/2) из смеси 45-60 % шерсти и 40-55 % лавсана, с относительным коэффициентом наполнения 0,9-0,98. Коэффициенты вторичной крутки, применяемые в настоящее время, для этих тканей несколько занижены - 90-95 и одинаковы для тканей гладкокрашеных и из пряжи типа мулине. За рубежом чистошерстяную и полушерстяную (смесовую) пряжу вырабатывают с коэффициентом крутки 100-120 и мулинированную 150-170, что способствует улучшению качества костюмных тканей. Одним из недостатков многих тканей с лавсаном является небольшая масса 1 м 2 - 200-230 г, так как при неправильном подборе приклада (подкладка, бортовка) изделия из этих тканей быстро теряют форму. Ткани с такой массой не рекомендуется использовать для пошива костюмов, эксплуатируемых в осенне-зимний период. Необходимо наряду с облегченными тканями, используемыми для пошива легких летних костюмов, вырабатывать ткани более плотные, с большей массой 1 м 2 .

Большинство костюмных трико вырабатывают из камвольной крученой пряжи 22,2 Текс (№ 45/2) в основе и утке. Пряжа состоит из смески тонкой (мериносовой) шерсти (36 %) и короткого лавсанового волокна (64 %). Структура тканей равноплотная с некоторым преобладанием нитей основы. Трико на ощупь несколько жестковато, что следует отнести за счет вложения большого количества синтетического волокна. Для выработки пряжи применяют окрашенные в разные цвета волокна, при смешивании их в разных соотношениях получают меланжевую пряжу от светлого до темного цвета. Полученную пряжу скручивают, а при ткачестве чередуют разноокрашенные крученые нити, в результате получают пестротканый эффект. Ткани имеют небольшую усадку (до 1,5 %), что необходимо учитывать при пошиве костюмов, хорошо держат складки и мало сминаются. Масса 1 м 2 этих тканей от 210 до 250 г.

Костюмные ткани с лавсаном могут быть выработаны и с добавлением третьего компонента - вискозного волокна.

Ткань костюмная - по основе и утку из крученой лавсаношерстяной пряжи и крашеных вискозных нитей 22,2Ч2 или 16,7Ч2 Текс (№ 45/60) и крученой лавсаношерстяной пряжи 22,2 ТексЧ2 (№ 45/2), нити чередуются при сновке и ткачестве в соотношении 1:1. Общее содержание шерсти в ткани 30 %, лавсана - 55 и вискозного волокна - 16 %. В этих костюмных тканях вискозные нити, используемые в качестве просновки и окрашенные в разные цвета, скручены с полушерстяной пряжей. Ткани выработаны с некоторым преобладанием основы, мелкоузорным переплетением. Они нарядные за счет разноокрашенных просновок, мягкие, с приятным туше, могут иметь мелкую, среднюю и крупную клетку как светлых, так и темных тонов.

Вырабатывают также костюмные ткани с лавсаном с большой плотностью и массой (250-280 г). В основном эти ткани из крученой пряжи 22,2 ТексЧ2 (№ 45/2), которая содержит 55 % шерсти и 45 % лавсанового короткого волокна.

Кроме костюмных тканей с лавсаном, изготовляют костюмные ткани с нитроновым коротким волокном. Для увеличения устойчивости тканей к истиранию в смеску пряжи добавляют иногда 10-12 % капронового волокна. Следует отметить, что все костюмные ткани с большим содержанием нитрона недостаточно устойчивы к истиранию, поэтому двухкомпонентные ткани, содержащие большое количество нитрона, нецелесообразно использовать в качестве костюмных.

КАМВОЛЬНЫЕ ТКАНИ КАМВОЛЬНЫЕ ТКАНИ (гребенные ткани ) - шерстяные и полушерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного (камвольного) способа прядения. При этом способе прядения употребляется длинное шерстяное волокно, однородное по толщине, и применяется многократное прочёсывание (параллелизация) волокон гребнями при подготовке их к прядению. Гребенным прядением вырабатывается тонкая, гладкая, равномерная по толщине шерстяная и полушерстяная пряжа, идущая на изготовление высококачественных гладких и тонких тканей. По сравнению с другими видами шерстяных тканей, камвольные ткани отличаются небольшим весом и повышенной прочностью. Они меньше пылятся вследствие гладкости пряжи, а это облегчает сухую чистку изделий. Камвольные ткани плотны и упруги. Изделия из них дольше носятся и хорошо сохраняют первоначальный внешний вид и приданную им форму.
Недостаток камвольных тканей в том, что они лоснятся (приобретают сильный блеск) в местах, подвергающихся большому трению, и легко осыпаются в местах разрыва (т. е. одиночные нити легко отделяются), особенно в тканях из полугрубых волокон. Поэтому разорванное место необходимо сразу же починить. Из камвольных тканей шьют мужские и женские костюмы, весенне-летние пальто, а также платья и детскую одежду.
Полушерстяные камвольные ткани вырабатываются из полушерстяной гребенной пряжи (смесь шерстяного волокна со штапельным вискозным волокном), из полушерстяных нитей (нить шерстяной или полушерстяной пряжи скручена с нитью хлопчатобумажной пряжи) или из смеси шерстяных и хлопчатобумажных нитей (хлопчатобумажные нити в основе, шерстяные в утке или наоборот). По внешнему виду полушерстяные ткани почти не отличаются от шерстяных.
Камвольные ткани для платьев: крепы, кашемиры, габардины, фай, шотландки. Костюмные: гладкокрашеные крепы, бостоны, фланели, шевиоты и саржи, трико костюмное и брючное - «люкс», «ударник», «метро», «Москва», «летнее» и др. Ткани для пальто: габардины и коверкоты.
При загрязнении камвольные ткани рекомендуется отдавать в химическую чистку.

Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. - М.: Большая Советская Энциклопедия . Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976 .

Смотреть что такое "КАМВОЛЬНЫЕ ТКАНИ" в других словарях:

    Камвольные ткани - тонкие шерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного прядения. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) … Энциклопедия моды и одежды

    Шерстяные ткани - Сообразно с делением шерстопрядения на кардное (суконное) и камвольное (гребенное), изготовление Ш. тканей распадается на выработку сукноподобных (ворсованных) и на изготовление гладких (безворсных) тканей. Первая группа производства с давних пор …

    Ткани, вырабатываемые из шерстяной пряжи, а полушерстяные в смеси с хлопком, штапельным вискозным волокном, капроном или в комбинации с хлопчатобумажными или шёлковыми нитями. Шерстяные ткани подразделяются на гребенные (см. Камвольные ткани) и… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    Классические ткани - ткани, длительное время вырабатываемые без изменений, пользующиеся постоянным спросом у населения; имеют традиционные названия. К К. Т. относятся: ситец, бязь, миткаль, маркизет, сатин и др. хлопчатобумажные ткани; льняные полотна;… … Энциклопедия моды и одежды

    Шерсть* Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Шерсть - (сельскохоз.) Ш. в общежитии называется связное собрание тонких, мягких, извитых волокон. В таком смысле говорится как о растительной, так и животной Ш. Ниже будет рассмотрена только животная Ш. и главным образом Ш. овечья. Под Ш. овцы понимают… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Википедия

    Шерстяная ткань - текстильная ткань, выработанная из чистошерстяной пряжи или в сочетании ее с др. волокнами. При раскопках поселений древних людей во всех обитаемых частях света находили остатки шерстяных тканей. Кустарное производство шерстяной ткани сукон… … Энциклопедия моды и одежды