Как наказывать ребенка: важные правила для родителей. Допустимо ли физическое наказание

Как бы сильно родители ни любили своих детей, иногда им приходится прибегать к наказаниям. Ведь потакая ребенку, вы рискуете воспитать безответственного подростка, который будет считать, что ему все дозволено. Главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Как конструктивно наказывать ребенка?

10 правил для родителей

  1. Будьте последовательны. Применяйте одни и те же дисциплинарные воздействия на ребенка, когда он ведет себя неправильно. Не стоит произвольно изменять правила поведения или наказание без четкого на то основания. Не игнорируйте проступки детей, даже если вам трудно что-то с ними сделать.
  2. Определите четкие границы. Дайте ребенку представление о том, как можно себя вести, а как – нельзя, с самого раннего возраста путем установления четких границ дозволенного.
  3. Соотносите наказание с проступком. Маленькие шалости или впервые совершенный проступок заслуживают лишь предупреждения, а вот преднамеренное неуважение или агрессивное поведение потребуют уже серьезной реакции. Имейте в виду, что дети не идеальны и учатся на ошибках, однако они должны понимать, что их плохое поведение недопустимо.
  4. Не наказывайте долго. Ребенок потеряет связь между проступком и запретом на просмотр телевизора, если тот будет длиться две недели. Наказание должно быть кратковременным, но эффективным.
  5. Будьте спокойны. Если вы постоянно злитесь и поднимаете голос на детей так часто, что это уже стало обычным явлением, ваш гнев уже не будет на них действовать. Получается, что вам нужно будет кричать еще громче, чтобы они вас заметили.
  6. Выступите единым фронтом с супругом. Согласуйте с мужем/женой общие правила поведения и наказания для детей. Ребенок быстро понимает, что один из родителей может его простить, и начинает манипулировать им. Отсутствие согласия может вызвать проблемы не только с отпрыском, но и в ваших отношениях с супругом.
  7. Будьте положительным образцом для подражания. Никогда не забывайте, что дети учатся, глядя на вас. Сделайте усилие, чтобы быть вежливыми, трудолюбивыми, честными, и, возможно, причин для наказания станет меньше.
  8. Не забывайте поощрять за хорошее поведение. Дисциплинарное воздействие – лишь часть воспитательного процесса. Помимо наказания за проступки тратьте время на то, чтобы вознаградить такое хорошее поведение, как доброта, терпение, аккуратность, трудолюбие.
  9. Рассказывайте о своих ожиданиях. Важно, чтобы ребенок знал, что вы считаете хорошим и плохим поведением, а также понимал, какими будут последствия за нарушение правил. Если он уже достаточно взрослый, то может сам выбрать награду за хорошее поведение, если это уместно.
  10. Учитывайте возраст и темперамент ребенка. Нет двух совершенно одинаковых детей. Поэтому нельзя воздействовать одними и теми же дисциплинарными методами на трехлетнего и семилетнего ребенка. Если у вас подрастает маленький меланхолик, то угрозы могут нанести вред его психологическому здоровью.

Способы конструктивного и лояльного наказания

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Допустимо ли физическое наказание?

Пожалуй, ни одна тема в вопросах воспитания ребенка не вызывает столь бурного обсуждения, как физическое наказание. Против него в один голос выступают многие педагоги и психологи, считая, что порка только рождает в ребенке страх и обиду на взрослых. Чтобы избежать шлепков и тумаков, дети становятся изворотливыми и учатся лгать.

Правда, следует разграничивать планомерное избиение детей офицерским ремнем с пряжкой и реакцией взрослых на опасное поведение ребенка. Наверняка вы могли наблюдать, как насмерть перепуганная мама шлепает своего малыша, который выбежал на оживленную трассу и чуть не попал под колеса машины. В таких экстремальных случаях физическое воздействие обычно не вредит ребенку, так как не несет в себе унижение.

Процесс воспитания достаточно сложный, поскольку должен происходить ежедневно, а его успех зависит от последовательности и целенаправленности действий у взрослых. Но как бы родители ни старались с самого рождения объяснить ребенку правила и нормы поведения в социуме, всё равно наступает момент, когда он их нарушает, после чего обязательно следует наказание. Вот тут и возникает у взрослых проблема, поскольку не каждый из них знает, как наказывать ребенка за непослушание правильно, чтобы этот процесс был эффективным, и малыш в будущем не поступал так же. Это более серьезная проблема, чем кажется на первый взгляд.

Как можно наказать ребенка при непослушании

В первую очередь нужно уяснить, что существует четкий запрет в процессе воспитания, который ни в коем случае нельзя нарушать - физические наказания недопустимы! Независимо от того, что сделал ваш ребенок, применять к нему силу ни в коем случае нельзя. Даже если дети становятся слишком упрямым, все свои действия совершают намеренно, при этом никакие уговоры не действуют, всё равно нужно искать иные способы наказания, нужно найти те слова или действия, которые смогут повлиять на поведение ребенка. Лучше изучить специальную литературу, которая подскажет, как правильно наказывать детей за непослушание.

Пресекать неправильные действия и поступки ребенка нужно сразу после того как вы их заметили. Перед наказанием нужно быть абсолютно уверенным в том, что конкретный плохой поступок совершил именно ваш ребенок, и ваши действия будут правомерными, поскольку иначе наказание будет иметь обратный эффект. И тогда вы станете думать о том, за непослушание, постоянно.

Всегда нужно ли наказывать детей за непослушание

Иногда родители путают намеренные капризы с капризами по причине недомогания, голода или жажды, и очень часто малыши ведут себя так после болезни, поскольку чувствуют слабость. Выражаться это может следующим образом: во время обеда они хотят спать, а вовремя дневного сна чувствуют прилив сил. В таком случае наказывать ребенка нельзя, потому что изменение режима дня является ненамеренным. Поэтому сначала нужно выяснить, чего они добиваются, перед тем как наказывать детей за непослушание. Комаровский говорит: нужно объяснить малышам, что их капризы только расстраивают родителей.

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Психологи утверждают, что наказание ребенка в возрасте до двух с половиной лет не несет за собой никакого смысла. Ребенок не осознает, что он совершил но будет думать, что родители внезапно перестали его любить, потому что запрещают играть в обычные игры, в которые он до этого играл. Да, ребенок понимает, что эта игрушка сломана или стена испачкана, но он не понимает того, что делать этого нельзя и не чувствует вину за собой, поэтому родителям рекомендуется не наказывать ребенка до этого возраста. Не нужно думать, как наказывать детей за непослушание, нужно лишь каждый раз ребенку объяснять последствия его поведения, например, что тарелка может разбиться, если выкинуть ее, игрушка может сломаться и играть с ней ребенок больше не сможет.

В этом возрасте эффективным будет собственный пример. Родители могут показать, какие поступки будут радовать близких людей, а какие огорчат их.

Только при достижении возраста 2,5-3 года ребенок потихоньку начинает самостоятельно управлять своими поступками и поведением. Но это не значит, что нужно сразу пускаться во все тяжкие и наказывать малыша. И в указанном возрасте это нужно делать правильно. В первую очередь, нужно успокоиться. Ни в коем случае нельзя кричать. Постарайтесь рассказывать малышу причину того, почему он не прав, строго, но спокойно. Буквально через год ребенок уже сможет самостоятельно отличать хорошие поступки от плохих. В том случае, если вы правильно его наказывали, он будет бояться вашего гнева, и сам во всем будет признаваться. Вот почему нужно знать, как наказывать детей за непослушание.

Помните также и про особенность трехлетних детей идти наперекор своим родителям не потому, что они хотят насолить вам, а потому что начинают чувствовать свою независимость и пытаются показать это.

Как правильно наказать трехлетнего ребенка

При выборе в этом возрасте учитывайте тот факт, насколько вы владеете своими эмоциями в данный момент, можете ли вы выслушать своего малыша, можете ли достаточно уделять ему времени для разбора ситуации.

При достижении трех лет ребенок начинает активно интересоваться окружающим миром. Если раньше ему для этого достаточно было просто пощупать что-то, то сейчас этот интерес более глобальный, и главным вопросом становится «Почему?». Он еще не способен понять, почему нельзя рисовать карандашами на обоях или дергать кота за хвост.

Правила наказания детей в возрасте от 6 до 10 лет

В этом возрасте ребята уже понимают и знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Однако при определенных обстоятельствах у ребенка может возникать желание бунтовать, как бы заявляя о своих правах. Способы того, как наказать ребенка 8 лет за непослушание, должны быть такими же, как и для детей младшего возраста, однако появляются и новые принципы:

  1. Перед тем как наказать ребенка за непослушание (9 лет - это тот возраст, когда наказания уже должны быть), нужно убедиться, что нет свидетелей, поскольку их наличие будет унижать ребенка, что приведет к еще большему упорству.
  2. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, результатом этого будет не хорошее поведение, а неуверенность в себе и своих силах.
  3. У ребенка должны быть определенные обязанности в школе и дома, однако они не должны быть наказаниями, например, нельзя наказывать его уборкой или уроками.
  4. Линию поведения всегда нужно держать до конца, например, если вы решили с малышом не разговаривать, то нужно поддерживать такое поведение до тех пор, пока ребенок не поймет, в чём он виноват, в противном случае он решит, что вы всегда будете идти на уступки, и от проступков избавиться не удастся.
  5. Не используйте частицу «не», старайтесь объяснять то, что нужно делать, а не запрещать, например, «Нельзя есть с немытыми руками» лучше заменить на фразу «Перед едой нужно мыть руки». Так ребенок будет понимать, что ему не запрещают что-либо делать, а говорят, как лучше поступать.
  6. Наказывать нужно даже за мелкие проступки. Помните, что если после небольших нарушений порядка ребенок останется безнаказанным, то они с каждым разом будут всё крупнее и крупнее, и остановить непоседу уже не получится.

Общие правила наказания

Есть определенные правила наказания, соблюдение которых поможет достичь желаемого эффекта и не испортить отношения с ребенком. Они не зависят от возраста малыша.

Первое правило заключается в том, что срывать злобу на ребенке нельзя. Независимо от величины проступка, наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно будет иметь достаточную силу. При срыве злобы любое наказание становится несправедливым, ребенок это обязательно почувствует. Такие наказания он не считает серьезными, просто испугается вашего крика, может заплакать, но будет уверенным в том, что вы не правы, а значит, и свое поведение не изменит.

Наказание в обязательном порядке должно соответствовать поступку. Оно не должно быть слишком мягким или чересчур серьезным. Для этого нужно тщательно проанализировать ситуацию, к тому же рекомендуется учитывать многие факторы, например, повторное наказание за аналогичный проступок должно быть суровее предыдущего. Если же ребенок понял свою вину, искренне раскаивается, то наказание может быть условным.

В том случае, если воспитанием ребенка занимаются сразу несколько членов семьи, все они должны придерживаться единственного мнения по поводу наказания. Например, если наказывает папа, а мама постоянно жалеет, то ребенок будет понимать, что всегда сможет уйти от наказания. Поэтому перед этим родителям лучше посоветоваться и прийти к единому мнению.

Наказание - это способ продемонстрировать ребенку последствия его плохих поступков. Оно не должно быть направлено на устрашение малыша, он должен осознать, что так поступать нельзя. Иногда не нужно постоянно думать, как наказать ребенка за непослушание (10 лет - при достижении этого возраста человек может четко осознавать причинно-следственные связи, а значит, и наказание будет эффективным), а лучше выяснить причины такого поведения.

Что будет, если детей не наказывать?

Многие современные родители считают, что счастливое детство ребенка связано с отсутствием наказания. Они живут в надежде, что ребенок перерастет свое плохое поведение, с возрастом всё поймёт. Такого мнения был и американский педиатр Он считал, что дети требуют уважения, признания естественных потребностей, и считал наказание насилием над психикой. С ребенка, таким образом, ответственность полностью снималась. Однако такая методика воспитания ведет к тому, что родители идут на поводу у собственного ребенка. Да, самому малышу так спокойнее жить сейчас, в мире, где за все отвечает мама, но по мере взросления такому ребенку становится гораздо сложнее адаптироваться в социуме.

Основная цель наказания

Правильное наказание позволяет сформировать у ребенка представление о границах дозволенного, избежать эгоистического, неуважительного отношения к другим людям, а также поможет ребенку научиться организовывать себя. Отсутствие наказания приведет к тому, что родители в течение определенного времени просто будут накапливать в себе раздражение, негативные эмоции, которые рано или поздно всё равно выльются в наказание. С большой вероятностью это будет именно применение силы, что для ребенка станет трагедией.

Если ребенка не наказывать, он не будет чувствовать заботу о себе, поскольку он вполне вероятно будет считать, что родителям всё равно, что он делает. Снисходительность родителей не приводит к изменению поведения, а только к конфликтам. Поэтому в жизни ребенка обязательно должны быть определенные правила, ограничения и запреты.

Если наказаний слишком много

В равной степени отсутствие наказания и их излишнее количество не приводит к желаемому результату. В той семье, где ребенка наказывают слишком часто, есть два пути развития личности. Либо он вырастает запуганным, тревожным, несамостоятельным, он не понимает, что можно делать, а что нельзя. Либо же ребенок может не соблюдать нормы, бунтовать, в результате чего наблюдается И первый, и второй вариант - это пример личности с психологической травмой. К ребенку, которого часто наказывают, с трудом удастся родителям найти подход, в результате будут возникать трудности с принятием ответственности, самооценкой, реализацией себя как личности.

Хорошее поведение ребенка следует поощрять, а плохое – наказывать. Родители таким способом учат юного человека различать добро и зло, формируют его систему ценностей. Но любые инструменты воспитания должны быть выбраны с умом. Некоторые формы наказаний дают неплохие результаты, когда другие калечат детскую психику и превращают малыша в замкнутого боязливого человека с заниженной самооценкой.

Шаг 1: Обосновать и объяснить

Нельзя ставить ребенка в угол просто так. Если он разозлился и разбил тарелку, перевернул кашу на новый свитер или порезал на лоскуты папины брюки, взрослые могут и должны наказать виновника, но перед этим следует объяснить, почему ему запрещены мультфильмы или компьютер.

Психологи рекомендуют сначала выдохнуть, посчитать до десяти, а лучше – двадцати, чтобы успокоить гнев. Маленькие дети ничего не делают «назло». Любой проступок – это попытка понять, где заканчиваются границы дозволенного, и начинаются запретные земли. Наказывая, родители показывают ребенку эту самую черту, он усваивает информацию и старается больше так не делать, но если получил достаточно весомых аргументов.

Разговаривать с провинившимся малышом следует строго, но без криков. Ругать не за эмоции, которые он испытывает, а только за плохие поступки. Например, ребенок разозлился и кинул чашку с водой на пол. Она разбилась, оставив огромную лужу на паркете. Маме обидно и досадно, хочется ударить малыша по заднице, чтобы проучить, или накричать, чтобы выплеснуть негатив. Вместо этого нужно сделать несколько глубоких вдохов, посмотреть на ребенка и сказать: «Ты имеешь право обижаться (злиться), но в нашем доме не принято бить посуду (разбрасывать игрушки). Я тебя наказываю не за твои чувства, а за плохой поступок».

Шаг 2: Эффективные способы

Одним из лучших признан метод «проступок – последствия». Ребенок подрался на детской площадке? Мама сразу уводит его домой, и в этот день он больше не выходит на улицу. Опрокинул кастрюлю с кашей или супом? Ребенок получает тряпку и убирает за собой, а потом моет пол. Дети школьного возраста способны самостоятельно зашить порванную рубашку или брюки. Пускай все будет не идеально, но виновник усвоит одно из главных правил: последствия плохого поведения или шалостей ему придется устранять самостоятельно.

Конечно, такой метод не напоминает наказание в классическом понимании, но работает он гораздо эффективнее шлепков и криков. Ребенок научится отвечать за свои действия и в следующий раз подумает о возможных последствиях.

Шаг 3: Своевременное наказание

Родители должны реагировать сразу, а не спустя несколько дней. Если ребенок провинился во вторник, нет смысла наказывать его в воскресенье и не брать с собой на пикник. Родителям следует действовать по строгой схеме:

  • узнали, что чадо набезобразничал;
  • отругали и наказали в соответствии с проступком;
  • простили и забыли.

Нельзя ежедневно припоминать дочери или сыну, что он подрался с соседским мальчишкой. Обычно дети быстро усваивают такие правила, а если это случилось во второй раз, значит, у виновника есть серьезная причина для такого поступка. В подобных случаях нужно не наказывать, а узнавать повод и решать проблему с помощью доверительных бесед.

Шаг 4: Время подумать

Ребенок, простоявший в углу, просто устанет, но вряд ли сделает выводы. Психологи рекомендуют использовать метод «Тайм-аута». Детей следует посадить на стул или диван, но убрать подальше конфеты, игрушки, телефон и другие вещи для развлечений. Провинившийся малыш должен остаться наедине со своими мыслями. Мама обязательно озвучивает причину, по которой ребенок наказан, и слова или действия, с помощью которых он может извиниться.

Обычно малыши достаточно подвижны, поэтому им быстро надоедает сидеть на одном месте. Достаточно 3 минут, чтобы виновник осознал, что действительно поступил плохо. Некоторые мамы для наглядности используют песочные часы, которые ставят перед ребенком. Детям кажется, что проходит целая вечность, поэтому они стараются вести себя хорошо, чтобы больше не попадать на стул.

Прием работает с малышами от 2 до 5–6 лет. Главная задача мамы, которая только начинает осваивать технику «Тайм-аута» – проследить, чтобы ребенок оставался на месте. Капризные и чрезмерно активные дети спрыгивают, пытаются взять игрушку или телефон, но родители должны быть строгими и настойчивыми. Если ребенок встал с места, его возвращают обратно на стул и обнуляют «счетчик». Ему оставалась минута? Теперь придется сидеть еще три, и так до тех пор, пока ребенок не перестанет сопротивляться.

Совет: Виновника можно усадить на стул или кресло и придерживать, чтобы он не убегал. Кричать или распускать руки не советуют, подобные методы только пугают ребенка. Родители должны быть настойчивыми и непреклонными, чтобы малыш понял, что с ним не играют, а наказывают за плохие поступки.

Шаг 5: Молчание

Маленькие дети очень привязаны к маме и папе, жаждут их постоянного внимания и общения. Психологи рекомендуют использовать метод игнорирования вместо физического наказания. Родители двухлетнего малыша после беспричинной истерики или выходки должны отказываться играть с ним и заниматься своими делами. Каждый раз, когда ребенок будет подходить, следует объяснять, почему мама или папа не хочет почитать ему или включить мультфильм.

Детям 3–4 лет рекомендуют объяснять не только причину, но и способ, как загладить свою вину. С пятилетними малышами и школьниками работает другая методика. Родители говорят только раз, в чем он виноват, и что следует извиниться. Дальше они молчат и игнорируют его. Разговаривать с ребенком можно, когда он попросит прощения и пообещает больше так не поступать.

Совет: Необходимо внимательно следить за реакцией малыша и не забывать, что детская психика очень ранима. Если ребенку действительно стыдно, он достаточно наказан. Игнорирование должно длиться не больше суток. Нельзя превращать метод воспитания в причину для многодневного бойкота.

Шаг 6: Привилегии и шуточные наказания

У современных детей есть мобильные телефоны, компьютеры, планшеты и прочие вещи, с которыми они практически не расстаются. Ребенок провинился? Специально нарушил мамин запрет? Никаких мультиков на три дня. Брокколи на ужин вместо пирожного. Интернет появится, когда будет исправлена двойка.

Родители должны сказать точную дату, когда закончится наказание, и сдержать слово. Психологи рекомендуют не растягивать запрет на недели или месяцы. У ребенка отсутствие планшета ассоциируется с плохим поступком только первые 2–4 дня. Дальше он начинает думать, что родители просто его не любят, поэтому издеваются.

У малышей, которые разбрасывают кубики и не хотят убирать, ломают машинки или рвут книги, нужно забирать игрушки. Желательно ставить на верхние полки, чтобы ребенок видел зайчиков и кукол, но не мог дотянуться. Маме рекомендуют не обращать внимания на истерики, игнорировать слезы и крики. Спокойным и строгим голосом повторять, что ребенок получит игрушки, когда пообещает их убирать. Если он снова их разбросает и оставит, то мама их заберет.

За некоторые мелкие провинности советуют наказывать в шуточной форме. Ребенок пробежался в грязных ботинках по вымытому полу? Пускай возвращается к порогу, приседает десять раз и повторяет: «Больше не буду мусорить». А дальше маме следует вручить ему тряпку и заставить убрать за собой.

Детей, которые не хотят мыть руки или относить грязную посуду в раковину, можно заставить нарисовать соответствующие плакаты. Картинки после развешивают на видных местах, и они будут служить напоминанием.

Запрещенные приемы

Родителям советуют не применять дедовские способы, как ремень, стояние на гречке и прочие неэффективные «прелести». Побои занижают самооценку детей, делают их нервными и боязливыми. Другие, наоборот, учатся решать все проблемы кулаками: бьют слабых одноклассников, младших братьев и сестер, а после могут поднять руку и на отца или мать.

Нельзя пугать детей злыми милиционерами, медсестрами или интернатами. Когда мама не сдерживает обещание, ребенок перестает ей верить. Она больше не авторитет для ребенка, поэтому слушаться ее не обязательно.

Нельзя лишать детей еды, шантажировать или запугивать. Наказание следует чередовать с похвалой за хорошие поступки, чтобы ребенок видел разницу и мог сделать собственные выводы.

Воспитание полноценной и самостоятельной личности – дело трудоемкое и хлопотное. Родителям не обойтись без наказаний, но чтобы их стало меньше, нужно контролировать не только ребенка, но и самих себя.

Видео: как правильно вести себя с непослушным ребенком

Как часто Вам хочется взять и отшлепать ребенка?

Чем старше он становится, тем больше провинностей за ним водится. Мы знаем, что бить детей нельзя ни в коем случае, но вот наказывать, порой, хочется по двадцать раз на день.

Известный психиатр Джеймс Добсон написал свою книгу «Непослушный ребенок» для тех родителей, которым действительно небезразлична судьба их детей.

Доктор Д. Добсон сформулировал шесть основных принципов, которые помогут ответить на родительские вопросы о наказании своего непоседы.

Установите границы - и лишь потом требуйте их соблюдения

Сами для себя определите, чего Вы хотите, и чего - нет. Объясните ребенку, что в его поведении приемлемо, а что нет. Говорите доступно, чтобы он точно понял все правильно. Только, если обе стороны будут знать границы, которые нельзя пересекать, наказание будет восприниматься как акт справедливости. Если же Вы не установили правила, не нужно требовать их исполнения.

Уверенно и решительно отвечайте на вызывающее поведение

Если ребенок демонстративно не хочет слушаться родителей, идет на конфликт, будьте к нему готовы. Знайте, что беспомощность взрослого лишит его в детских глазах .

Например, однажды ударив маму и увидев, что нет никаких негативных последствий, потому что мама не знала, как на это реагировать, ребенок и дальше будет бить её. Но помните, что с возрастом дети становятся всё сильнее и, если ничего не предпринимать, агрессивнее.

Научитесь отличать своеволие от детской безответственности

Нельзя наказывать ребенка за непреднамеренный проступок. Если он просто забыл выполнить просьбу, а то и вовсе её не понял, не нужно наказаний. Нельзя предъявлять одинаковые требования к памяти и интеллекту ребенка и взрослого человека.

Детская безответственность встречается довольно часто: вспомните хотя бы, как мама просила помыть посуду после себя, а Вы так торопились к друзьям, что забывали. Это не злостное непослушание, и поэтому требует от родителей более терпеливого отношения.

Когда конфликт исчерпан, утешьте ребенка

Дети всегда тяжело переносят наказание. Они чувствуют себя и виновными, и растерянными, и брошенными. Обязательно помиритесь с ребенком после того, как срок наказания истек. Обнимите его, приласкайте, погладьте, скажите, что очень сильно любите его и Вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните, почему он был наказан, и как нужно поступать в следующий раз.

Не требуйте от ребенка невозможного

Вы должны быть на 100% уверены, что ребенок сможет исполнить то, что от него требуют. за сломанную игрушку, которую Вы подарили. В этом случае наказание может привести к внутреннему конфликту ребенка. А мы ведь заботимся о психике любимого малыша?

Во всех действиях руководствуйтесь любовью

Не спешите наказывать ребенка. Для начала разберитесь в ситуации, и при этом постарайтесь оставаться спокойным (да, мы знаем, что вы злитесь, и хотите прикрикнуть на маленького разбойника, но нельзя). Помните о том, что в любом воспитательном процессе неизбежны конфликты, промахи и ошибки .

Мерилом здоровых отношений с детишками были и остаются забота, теплота и любовь. И лишь они смогут оправдать необходимость проявлений строгости и дисциплины.

Евгения Пархоменко, психолог: «Не забывайте не только наказывать детей за плохое поведение, но и хвалить их. По личным наблюдениям, около 40% детей 6-7 лет не могут вспомнить ни одной ситуации, когда бы мамы их хвалили, еще 40% требуется время, чтобы ответить на вопрос, и их рассказ довольно короткий. Всего 20% детей говорят, что их хвалят часто. При этом первые 40% детей не уверены в себе, агрессивны или, наоборот, замкнуты. А те 20% деток, которых и наказывают, и хвалить не забывают, уверены в собственных силах и с адекватной самооценкой».

Данные принципы сокращают область применения наказания (не так ли?), они закладывают в основание его ответственность за будущее ребенка и большую любовь к нему.

Помните о том, что, наказывая ребенка, нельзя оскорблять и унижать его, помните, что вы хотите вырастить гармоничного человека, которым сможете гордиться!

Одни мамы и папы применяют физическое воздействие, другие подолгу игнорируют своих отпрысков или ставят их в угол, третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые вообще оставляют серьёзные проступки без последствий.

Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей? Многие психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, однако они должны учитывать его возраст и тяжесть проступка.

Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если . Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

  1. Соблюдайте последовательность . Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
  2. Учитывайте тяжесть проступка . Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
  3. Ограничивайте длительность наказания . Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
  4. Действуйте спокойно . Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
  5. Согласуйте решение с супругом . Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
  6. Демонстрируйте позитивный пример . Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
  7. Учитывайте особенности ребёнка . Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
  8. Наказывайте ребёнка наедине . Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
  9. Разработайте ритуал примирения . Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему . Это нужно знать всем родителям!

Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий . Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого . Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Тайм-аут . Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение . Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  5. Игнорирование . Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  6. Получение негативного опыта . В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  7. Ограничение общения с ровесниками . В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  8. Наделение обязанностями . В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  1. Унижение . Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью . Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок . Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание . Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания . Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание . Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры. Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.

Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

  1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
  2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
  3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
  4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
  5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
  6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
  7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.

Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.