Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр по правовому воспитанию дошкольников. Правовое воспитание в ДОУ – формируем у детей гражданскую позицию

Игра: «Поступаем правильно»

Цели
Материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по правовому воспитанию в детском саду

Игра: «Поступаем правильно»

Цели : дать детям понятие о плохих и хороших поступках и уметь анализировать их; развивать у детей вежливость и предупредительность.
Материал : парные картинки. Каждая пара картинок посвящена одной теме. Но одна из картинок изображает плохой поступок, а вторая – хороший. Всего используется от 10 до 20 пар.
Воспитатель разъясняет детям, какие поступки можно назвать хорошими, а какие плохими, после чего предлагает привести примеры хороших и плохих поступков. Затем воспитатель раздаёт каждому игроку по две карточки. Карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого- найти пару к обеим картинкам. Важно проследить, чтобы дети работали аккуратно, обращались друг к другу вежливо.
Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его, жестоко наказывать

Игра: «Позови ласково»

Цели
Дети называют своих сверстников по имени с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например: Ванечка, Машенька, Олечка.
Каждый человек имеет право владеть имуществом, и никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи.

Игра: «Попроси вежливо».

Цели : воспитывать вежливость, уважительное, доброе отношение друг к другу.
Учить детей правильно вести себя со сверстниками, вежливо обращаться, если ребёнок хочет поиграть с чужой игрушкой.
«Дай Миша мне, пожалуйста, машину поиграть, а я тебе дам свою машину», и т. п.
У каждого человека есть право иметь собственное мнение и говорить то, что он думает.

Игра: «Сказка по кругу»

Один ребёнок начинает сказку, а остальные по очереди придумывают продолжение.

Игра: «Сказки наизнанку»

Кукольный или настольный театр по известной сказке. Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая, и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.
Все люди имеют право собираться вместе и организовывать группы. Никто не может заставить человека вступить в такой союз, если он этого не хочет.

Игра: «Найди себе пару»

Дети двигаются под музыку. На полу лежат обручи, когда музыка заканчивается, дети делятся по два человека и занимают место в обруче. Нужно, чтобы детей было чётное количество, чтобы никто не остался без пары.

Игра «Назови одним словом»

Цель. Р азвитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать.

Ход игры. Воспитатель называет несколько слов, а дети классифицируют группу.

Лена, Наташа, Оля. Света – имена девочек.

Коля, Игорь, Миша, Олег – имена мальчиков.

Иванов, Петров, Кузнецов – фамилии.

Ивановна, Сергеевна, Васильевна – отчества.

Мама, папа, брат, сестра – семья.

Игра «Я имею право …»

Цель: дать правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и т.д.)

Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право …» (шаблон выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

Игра «Я не должен …»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Развивать коммуникативную

компетентность.

Оборудование: серия сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.

Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен …» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми. Между человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

Игра «Когда я стану взрослым»

Цель: учить называть «взрослые» имена людей; развивать речь.

Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Таня – Татьяна). В игре можно использовать мяч.

Игра «Назови полным именем»

Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве. Развивать коммуникативную компетентность. Воспитывать уважительное отношение к именам людей.

Ход игры. Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.) В игре можно использовать мяч.

Игра «Назови по-другому»

Цель. Развивать коммуникативную компетентность, мышление. Учить обращаться к сверстникам, по-разному называя его имя.

Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому. Например,

Оля – Ольга, Оленька, Олюшка, Лёля.

Екатерина – Катя, Катюша, Катенька.

Елена – Лена, Леночка.

Тема, Темочка – Артем.

Лёша, Лёшенька – Алексей.

Тимошка – Тимофей.

Ваня, Ванечка, Ванюшка – Иван.

Маша, Маня, Марья, Маруся – Мария.


Игра «Назови ласково»

Цель игры: Познакомить детей с ласковыми именами.
Ход игры: Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка, В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.

Игра « Руки вверх»

Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Воспитатель раскручивает водящего на месте и подводит к какому-нибудь ребёнку. Водящий должен догадаться, кто перед ним, ощупывая руками его одежду, волосы, лицо. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.

Игра с мячом «Кому, какой дом»

Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.
Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.

Медведю – берлога
Белке – дупло
Волку – логово
Птице – гнездо
Пчеле – улей
Человеку – дом И т. д.

Игра «Я живу на…»

Цель игры: закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».

Игра « На одну букву»

Цель игры: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что знают это потому, что есть у детей право на образование, и они им пользуются.
Ход игры: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)

Игра «Назови виды спорта»

Цель игры: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

Игра «Спасатели»

Цель игры: Закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.
Ход игры: 1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад. 2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад. 3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами. 4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.
Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.

Игра «Я умею»

Цель игры: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.
Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.

Игра - пантомима «Помогаю взрослым»

Цель игры: закрепить с детьми понятие обязанности.
Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать « их товарищ.

Игра «Моих родителей зовут…»

Цель игры: Закрепляем знания имени и отчества родителей.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

Игра «Поводырь»

Цель игры: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведёт его, рассказываю, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдём его». Затем ведущий и ведомый меняются ролями.

Дидактические игры

«По правовому воспитанию дошкольников»


Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества. И начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и незакомплексована. Предложенные дидактические игры направлены на формирование у дошкольников правовых знаний, накопления социального опыта, обучении способам разрешения конфликтов и споров в позитивном русле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по правовому воспитанию

Цель:

Формировать правовые знания;

Способствовать формированию чувства самоценности;

Помочь ребенку в накоплении социального опыта;

Обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.

Игры, способствующие формированию правовых знаний

«Я имею право...»

Цель: формировать правовые знания детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).

Ход игры

Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Я не должен...»

Цель: учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ход игры

Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи

«Скорая помощь»

Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.

Материал: игрушечная машина «Скорой помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты - на каждого участника игры.

Ход игры

На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей». Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».

«Если возник пожар»

Цель: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры

Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар тому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.

Воспитатель.

Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар -

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный ...(передает шар ребенку)

Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)

Воспитатель.

Раз, два, три, четыре -

У кого пожар...?

Ребенок. В квартире. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил ...?

Ребенок. Утюг. (Передает шар.)

Воспитатель.

Красный отблеск пробегает.

Кто со спичками...?

Ребенок. Играет. (Передает шар.)

Воспитатель.

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над...?

Ребенок. Газом. (Передает шар.)

Воспитатель.

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег...?

Ребенок. Листву. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым увидел - не зевай и пожарных...

Ребенок. Вызывай. (Передает шар.)

Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - ...!

Ребенок. Ноль один.

«Помогите! Полиция!»

Цель: сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в полицию.

Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы полиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства полиции.

Ход игры

Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова полиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства полиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.

Игры, направленные на формирование чувства собственной безопасности

«Если чужой стучится в дверь»

Игровой тренинг

Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

- почтальон принес срочную телеграмму;

Слесарь пришел ремонтировать кран;

Милиционер пришел проверить сигнализацию;

Медсестра принесла лекарство для бабушки;

Мамина подруга пришла в гости;

Соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

Женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал: картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ДПС.

Ход занятия

Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

«Купание в море»

Цель: предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.

Материал: игрушки (разложены на полу) - на каждую пару детей. Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».

Ход занятия

Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений. «Войдя в воду», они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой - ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, что опускать лицо в воду можно только закрыв рот. Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой».

Дети в парах меняются ролями.

«Съедобный грибок положи в кузовок»

Цель: закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

Материал: набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.

Ход игры

Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями». Дети собирают в корзину только «съедобные грибы».

По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.

Игры, формирующие умение оценивать других с позиции доброжелательности

«Снежная королева»

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Дети рассказывают, что в этой сказке было" зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям! Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

«Угадай, кто это»

Цель: учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.

Ход игры

Воспитатель выбирает одного ребенка рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка - «отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг

И ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, трое детей внутри круга танцуют.

Рассказчик и «отгадка» занимают места на ульях, угадавший становится рассказчиком.

«Комплименты»

Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу; дать представление об индивидуальных особенностях людей, их внешних и внутренних различиях; привлекать застенчивых детей к общению; пробуждать желание рассказывать о товарище.

Ход игры

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Один ребенок, глядя в глаза соседу, должен сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий в ответ кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит свой комплимент соседу. Упражнение проводится по кругу. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему подобрать комплимент.

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

«Колобок»

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи.

Ход игры

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч - «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!».

После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.

Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал: повязка на глаза - по количеству пар детей. Предметы - «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры

В комнате разложены и расставлены предметы - «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра-упражнение

Цель: продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры

Каждое упражнение выполняется 2-3 минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

Вытяните руки вперед, найдите руки соседа - «ваши руки ссорятся». Опустите руки.

Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

«Нарисуй узор»

Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал: бумажный шаблон варежки -на каждого ребенка. Набор карандашей - на каждую пару.

Ход игры

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

«Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества.

Ход игры

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

«Цветик-семицветик»

Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого; поощрять желание заботиться о других.

Материал: цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старым людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

«Приятные воспоминания»

Цель: формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга.

После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.

«Помоги себе сам»

Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры Воспитатель предлагает:

Медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;

«занять делом» ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать;

«занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);

«Добрые эльфы»

Цель: формировать положительное отношение к другим людям; развивать социальные чувства.

Ход игры

Воспитатель садится на ковер, рассаживает детей вокруг себя и начинает рассказывать.

Воспитатель. Когда-то, давным-давно, люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям, нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами изобразим древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнит роли тружеников, а те, кто по левую – эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.


Организуя работу по вопросам правового воспитания я, в первую очередь, опираюсь на такие виды деятельности как игровая и художественно-продуктивная. Игра предназначена детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по правовому воспитанию»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка № 7 Дзержинского района Волгограда»

400137, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 36

ИНН/КПП 3443905565 / 344301001, ОГРН 1023402981030

Тел. 31-61-93, 53-69-39 (факс)

Дидактические игры

«НАШИ ПРАВА»,

«ЧИТАЕМ СКАЗКУ -УЧИМ ПРАВО»

(подготовительная к школе группа)

Разработала воспитатель

Земкова Наталья Геннадьевна

Волгоград

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.

Организуя работу по вопросам правового воспитания я, в первую очередь, опираюсь на такие виды деятельности как игровая и художественно-продуктивная, Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:

– права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;

– права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;

– права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.

Предлагается 2 игры на освоение детьми правовых знаний.

Дидактическая игра «НАШИ ПРАВА»

Эта игра дает возможность углубить знания детей о своих правах на труд, на отдых, игру, учебу через предметные и сюжетные картинки.

Материал: * маленькие карточки с различными предметами,

отражающими труд, отдых, игру, учебу;

* сюжетные картинки, отражающие права детей на труд,

отдых, игру, учебу.

Играть могут от 2 до 4 человек. Проводит игру воспитатель.

I вариант:

Маленькие карточки раздаются детям. Воспитатель уточняет знания детей о правах через сюжетные картинки, затем спрашивает, у кого карточка подходит к той или иной сюжетной картинке (картинки лежат перед детьми). Дети по очереди кладут свои карточки рядом с сюжетной картинкой (или на сюжетную картинку).Например: сюжетная картинка «Дети трудятся» - рядом выкладываются маленькие карточки: ведро, совок, лейка, молоток и т.д. Выигрывает тот, кто первый выложит все свои карточки.

II вариант:

Перед детьми на столе лежат маленькие карточки.

Дети договариваются, кто на какую тему собирает карточки, затем находят сюжетные картинки и кладут их к своим карточкам. Воспитатель закрепляет знания детей прав на труд, отдых, игру, учебу. Выигрывает тот, кто быстрее сориентировался в сюжетных картинках и правильно назвал права.



Дидактическая игра «ЧИТАЕМ СКАЗКУ - УЧИМ ПРАВО»

Игра знакомит детей с основами прав и свобод с подачей материалов в легкой интересной форме через сказочных героев, помогает детям найти ответы на вопросы:

    Что люди могут делать и чего не могут?

    Что они обязаны делать и что не обязаны?

    На что они имеют право, а на что не имеют?

Правила игры:

На картинках нарисованы ситуации из жизни сказочных героев. Дети рассматривают картинку, затем воспитатель читает вопрос и варианты ответов. Ребенок должен выбрать правильный ответ.





1. Нарушение каких прав изобразил художник?

а). право на владение личным имуществом

б) право на свободу

в) право на неприкосновенность жилища

г) право на жизнь

2. Кто нарушил эти права?

3. Найди на рисунке то, что досталось в наследство старшему сыну, среднему, младшему.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.

    Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР,2007

    МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

    МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».

    Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Цель: дать повод малышам задуматься над тем, что не все дети имеют родителей.

Задачи:

  1. Научить видеть социальную несправедливость в ситуациях со сказочными героями, вносить предложения по улучшению или исправлению ситуации.
  2. Закрепить понятие «сирота».
  3. Развивать чувство сопереживания к детям, у которых нет родителей.

Материал: иллюстрации сказок «Три поросенка», «Золушка», «Дикие лебеди», «Белоснежка» и другие.

Правила игры: игроки должны объяснить детям о правах, какие права детей были нарушены.

Ход игры:

1 вариант.

Могут играть в игру 2 и более детей.

Взрослый читает отрывок сказки, а дети-игроки называют сказку, находят соответствующую иллюстрацию и объясняют другим детям о правах, какие права детей были нарушены.

Игра заканчивается, когда все картинки будут рассмотрены, а также объяснены.

Дидактическая игра «Пусть знает каждый ребенок, что у него есть разные права»

Цель: закрепить знания детей о правах на любовь и заботу, отдых и досуг, полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

Материал: кубик с иллюстрациями изображения правами ребенка.

Правила игры: игроки должны объяснить права ребенка, которые изображены на картинке.

Ход игры:

Дети становятся в круг. По сигналу воспитателя дети начинают передавать кубик в руки друг другу.

Когда звучит сигнал, ребенок, который получает кубик, рассматривает свою картинку и рассказывает о праве ребенка, которое на нем изображено.

Игра продолжается до тех пор, пока все иллюстрации будут рассмотрены.

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Цель: закрепить знания детей о больших правах маленького ребенка. Учить детей понимать свои возможности при выполнении отдельных правил, прав.

Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Воспитывать желание стараться быть справедливым.

Материал: красные и зеленые кружочки с изображением лица детей, разноцветные лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на хорошую жизнь или нарушение их.

Правила игры: игроки должны вокруг зеленого кружочка выложить лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного кружочка выложить лепестки с изображением нарушения права ребенка.

Ход игры:

В игре могут принимать участие двое и больше детей.

1 вариант.

На столе посередине кладут 2 кружочка (зеленый и красный), а лепестки на столе выкладывают изображением к столу.

Дети по очереди выбирают лепесток, рассматривают его, объясняют: право ребенка защищается или нарушается.

Если на лепестке изображена картинка с защитой прав ребенка, ее выкладывают вокруг зеленого кружочка, а если права ребенка нарушаются, то вокруг красно кружочка.

Игра заканчивается, когда оба цветка будут составлены.

2 вариант.

Одному ребенку предлагается сложить цветок, на лепестках которого находятся картинки с изображением защиты прав ребенка, второму ребенку – с изображениями нарушения прав ребенка.

Выигрывает тот игрок, который первый составит цветок.

Дидактическая игра «Цепочка прав ребенка»

Цель: закрепить знания детей о правах маленького ребенка. Совершенствовать навыки чтения. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, зрительное восприятие.

Материал: части «цепочки»: на одних – графическое изображение прав ребенка, на других – словесное объяснение графических изображений.

Правила игры: за словесным объяснением прав ребенка, малыши подбирают картинки с графическим изображением, объясняя их содержание, образуя цепочку. И наоборот.

Ход игры:

1 вариант

Воспитатель или ребенок зачитывают словесное объяснение прав ребенка на одной части цепочки. Дети находят соответствующее графическое изображение, соединяют шнурком, и рассказывают о праве ребенка, которое на нем изображено.

2 вариант:

Дети отбирают для себя части с графическим изображением прав ребенка и с или самостоятельно находят соответствующее словесное объяснение. И соединяют шнурком.

Побеждает тот, кто быстрее соединит цепочку.

Дидактическая игра «Мы – будущие первоклассники»

Цель: добиться осознания собственного статуса и места в обществе старших детей в детском саду.

Подвести детей к выводу о том, что они старшие воспитанники в детском саду.

Формировать умение мотивировать свое отношение к роли будущего школьника.

Учить перечислять те действия, которые усвоены хорошо, адекватно оценивать свои умения.

Материал: шесть рисунков, изображающих различные виды мотивации будущего школьника; шесть конвертов с небольшим рассказом, в котором каждый из мотивов выступает как личная позиция одного из персонажей; кубик с изображением кружков от 1 до 6.

Правила игры: игрок должен объяснить свою точку зрения изображения на рисунке.

Ход игры:

В игре могут принимать участие от 2-х до 6-ти детей.

Перед началом игры на столе выкладываются картинки с изображением различных видов мотивации будущего школьника и шесть конвертов с небольшими рассказами.

С помощью считалки определяют, какой ребенок первым начнет игру.

Ребенок бросает кубик с кружочками и называет число, которое соответствует количеству кружочков на кубике, потом находит конверт с такой же цифрой.

Взрослый достает из конверта рассказ и читает его, а перед игроком выкладывается карточка с такой же цифрой. Ребенок рассматривает ее и объясняет свою точку зрения другим детям о правах.

Когда все рисунки-карточки будут рассмотрены, игра заканчивается.

Побеждает тот игрок, который правильно и досконально объяснит свою точку зрения.

Действующие лица: Ведущий, доктор Пипеткин, Великан, Дядя Степа - взрослые; Чебурашка, крокодил Гена, кукла Галя, Cолнечные Зайчики, Мальчик-с-Пальчик с братьями - дети старших групп.

Под «Утро» Э. Грига дети парами (среди них дети, исполняющие роли Cолнечных зайчиков) вбегают в зал и становятся по кругу.

Ведущий (В.). Ребята, вы, конечно, узнали музыку, которая прозвучала. Сам композитор написал о ней так: «Это настроение утренней природы, где …при первом же форте солнце прорывается сквозь облака». Солнце восходит, и его сияющим лучам радуется все живое. Мы слышим, как флейты подражают щебету птиц, как светло и умиротворенно звучит мелодия утра.

1-й ребенок.

Утро лучиком проснулось,

Приоткрылись глазки.

Все на свете потянулось,

Улыбнулось лаской.

2-й ребенок.

Это солнышко-колоколнышко.

Протяни свои ладошки,

И оно тебе подарит

Солнышка немножко.

3-й ребенок.

Солнышкины дети

Заглянули в дом.

Мы их приглашаем,

Мы привет им шлем!

Дети стоят парами по кругу напротив друг друга.

1. Хей, хей! - машут друг другу рукой.

Привет тебе! - оба партнера переходят вправо.

Хей, хей! - приветствуют нового друга.

Привет тебе! - опять двигаются вправо.

С четвертым партнером исполняют припев с движениями, которые придумывают и выучивают заранее, поют: «Дып, дып, ды-пи-ду, ды-пи-ду, о ды-пи-ду».

2. Носу - легко прикасаются к носу друг друга.

Ушкам - одновременно прикасаются к мочкам ушей партнера.

Привет-привет! - двигаются вправо (повторить 2 раза).

Припев.

3. Спинке - легко похлопывают партнера по спинке.

Привет-привет! - двигаются вправо (повторить 2 раза).

Щечкам - легко касаются щек партнера.

Привет-привет! - двигаются вправо (повторить 2 раза).

Припев.

Варианты движений в припеве: ладушки, касания боковой частью ступни, покачивание спинами, «вертушка», боковой галоп в двух кругах.

Раздается стук в дверь, и входит Чебурашка.

Чебурашка. Здравствуйте, я по объявлению.

Чебурашка протягивает объявление ведущему, тот читает: «Каждый, кто хочет иметь друга, пусть приходит к нам. Ребята из детского сада №…»

Снова раздается стук, и входят крокодил Гена и кукла Галя.

Крокодил Гена. Здравствуйте!

Кукла Галя. Мы по объявлению.

Чебурашка. Это я по объявлению.

Кукла Галя . Кто вы такой? Как вас зовут?

Чебурашка. Не знаю.

1-й Солнечный Зайчик. Но ведь каждый ребенок имеет право на имя!

Разыгрывается отрывок из повести-сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Кукла Галя. А вы, случайно, не медвежонок?

Чебурашка. Может быть, я медвежонок.

Крокодил Гена. Нет, он даже ни капельки не медвежонок. У медведей глаза маленькие, а у него вон какие здоровые!

Кукла Галя (задумавшись). Так, может быть, он щенок!

Чебурашка. А щенки лазают по деревьям?

Крокодил Гена. Нет, не лазают. Они больше лают.

Чебурашка. Как?

Крокодил Гена. Вот так: ав-ав!

Чебурашка. Нет, я так не умею. Значит, я не щенок.

Кукла Галя. А я знаю, кто вы такой. Вы, наверное, леопард.

Чебурашка. Наверное, я леопард.

Крокодил Гена и кукла Галя опасливо отодвигаются от Чебурашки.

Кукла Галя. Давайте посмотрим в словаре, там все слова объясняются, на любую букву.

Чебурашка берет большую толстую книгу, на которой написано «Словарь».

Чебурашка. А на какую букву будем смотреть?

Кукла Галя. На букву «РР-РР-РЫ», потому что леопарды рррычат.

Крокодил Гена. И на букву «К», потому что леопарды к…кусаются.

Чебурашка. Но я не рычу и не кусаюсь. Значит, я не леопард. Скажите, а если вы так и не узнаете, кто я такой, вы не станете со мной дружить?

Крокодил Гена. Почему? Если вы окажетесь хорошим товарищем, мы будем рады подружиться с вами. Правильно?

В. Конечно. Будем очень рады.

Чебурашка (высоко подпрыгнув). Ура! Ура!

Кукла Галя. Ребята, а вы, случайно, не знаете, как его зовут?

Дети отвечают, что Чебурашка. Дети стоят в шахматном порядке парами, мальчики за девочками.

1. Чебурашку мы в кино

Много раз видали.

Дети выполняют наклоны в разные стороны, мальчик выглядывает из-за спины девочки, оба партнера поочередно закладывают ладонь то правой, то левой руки за ухо.

Чебурашку мы давно

В гости поджидали.

Поочередное выставление ног на пятку в разные стороны.

тра-ля-ля-ля, ля, ля.

Пружинка в стороны.

Чебурашку мы давно

В гости поджидали.

Кружатся парами.

2. Чебурашка в детский сад

В двери к нам стучится,

Чтобы в праздник у ребят

Польке научиться.

Бегут парами по кругу.

Припев: Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

тра-ля-ля-ля, ля, ля.

Чтобы в праздник у ребят польке научиться.

Повторяют движения первого припева.

3. Чебурашка, веселей

Ножками притопни.

Четыре тройных притопа в стороны, стоя в паре лицом друг к другу.

А теперь кружись быстрей

и в ладошки хлопни.

Кружатся по одному.

По три хлопка справа и слева.

Припев: Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

тра-ля-ля-ля, ля, ля.

Пружинка в стороны.

А теперь кружись быстрей и в ладошки хлопни.

Кружатся парами, по три хлопка справа и слева.

В. Чебурашка, а у тебя есть семья?

Чебурашка. А что такое семья?

2-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на любящую и заботливую семью.

В. Мы тебе песенкой расскажем, что такое семья.

1. Что такое семья?

Папа, мама и я,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья…

Ну а как же бабушки?

Ну а как же дедушки?

2. Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья.

Ну а как же дяди?

Ну а как же тети?

3. Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий,

Тетя Аня, тетя Таня.

Дядя Вова, Дядя Ваня,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья…

А братишек и сестренок

Всех двоюродных назвать –

Чебурашка. Нет, у меня нет семьи.

В. А где же ты живешь?

Чебурашка. Я живу в телефонной будке.

3-й Солнечный Зайчик. Но ведь каждый ребенок имеет право на жилье!

В. Чебурашка, ребята расскажут тебе о своем доме.

Дети читают стихотворение В. Степанова «В новом доме я живу».

1-й ребенок.

Раз - этаж,

Два - этаж,

Десять раз по дважды

Достает до неба наш

Дом многоэтажный.

2-й ребенок.

Раз - окно,

Два - окно,

В каждом светит солнце,

Словно с нами заодно

Новый дом смеется.

3-й ребенок.

В новом доме я живу -

В гости всех друзей зову!

4-й ребенок.

Приходите,

Прибегайте -

Раз, два, три, четыре, пять!

Приезжайте,

Прилетайте -

Будем петь и танцевать!

Действующие лица инсценировки: Папа, Мама, Бабуся, Ребенок.

У Папы шляпа и большой галстук, у Мамы шляпка, бусы, сумочка, у Бабуси платок, у Ребенка на руках игрушечная кошка.

Все действующие лица выстраиваются перед нарядным столиком, сервированным игрушечной посудой, со стульчиками.

1. Самый лучший в мире дом -

Дом, в котором мы живем.

Поют все действующие лица.

Папа. Папа.

Мама. Мама.

Бабуся. И бабуся.

Ребенок. Я и наша кошка Муся.

Поют по ролям.

Проигрыш. Все рассаживаются за столом, «пьют» из чашек.

2. Каждым утром за столом

Молоко мы дружно пьем.

Поют все, сидя за столом.

Папа, мама и бабуся,

Я и наша кошка Муся.

Поют по ролям.

Проигрыш. Выходят из-за стола, становятся в шеренгу боком к зрителям Папа, Мама, Бабуся, Ребенок напротив них, он отдает кошку Бабусе.

3. Ребенок.

Я шагаю в детский сад,

Провожает весь отряд:

Папа, мама и бабуся.

Поют по ролям.

А за ними кошка Муся.

Поют все.

Проигрыш. Ребенок уходит, все машут на прощанье.

В. Каждый день ребята из своего дома приходят в другой добрый дом - детский сад. Здесь много игрушек и разных игр.

4-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на игру!

В. Давайте пригласим Чебурашку жить в нашем детском саду и сейчас построим ему дом.

Игра-эстафета «Кто быстрее построит дом для Чебурашки».

В эстафете соревнуются две команды, которые строят дом из крупного строительного материала. Вместе с детьми в игре участвуют Чебурашка, крокодил Гена и кукла Галя.

Чебурашка. Я осень рад! Штроили мы, штроили и наконец поштроили! Да ждравствуют мы! Ура!

В. Ах, Чебурашка, как же ты говоришь, совсем неправильно!

Давайте научим Чебурашку говорить привильно.

Игра «Язычок».

Речевая игра «Мышка».

Текст игры произносить ритмично.

Мышка сушек насушила (трут ладошку о ладошку).

Шу-шу-шу, шу-шу-шу (шелестят разноцветными султанчиками из гофрированной бумаги).

Мышка мышек пригласила (руки сжаты в кулачок, «подзывают» то левым, то правым указательным пальчиком).

Шур-шур-шур, шур-шур-шур (встряхивают мешочки с орехами).

Мышки сушки кушать стали (трут кулачком о кулачок).

Хрум-хрум-хрум, хрум-хрум-хрум (коробочки спичечные или пластмассовые от «киндерсюрпризов» с наполнителем).

Зубы сразу же сломали (стучат кулачками).

Зум-зум-зум, зум-зум-зум (маракасы из бутылочек из-под йогурта с наполнителем из круп, фасоли, гороха).

Мышки в норке тихо сели (стучат указательными пальчиками друг о друга).

В щелки на кота смотрели (смотрят сквозь раздвинутые пальцы).

Тсс-с (прикладывают палец к губам).

Мышка, мышка, берегись (грозят пальчиком)!

Мы кота прогоним (ритмично топают).

Брысь (громкий хлопок).

Дети убегают на свои места.

Можно придумать на занятиях вместе с детьми свою модель игры.

В. В детском саду дети не только играют, но и развиваются.

1-й ребенок.

Здесь нас учат дежурить, трудиться,

Думать, строить, лепить, веселиться.

5-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на всестороннее и полноценное развитие.

В. Каждый день ребята начинают с зарядки.

Чебурашка. Я совсем не умею делать зарядку.

В. Мы научим тебя.

Смотрит солнышко украдкой

(руки к плечам, вверх, к плечам, вниз),

Смотрит небо и листва

(движения повторить),

Как мы делаем зарядку

(наклоны в стороны).

Раз, два, раз, два

(две пружинки)!

Раз и два! И все в порядке

(руки к плечам, вверх, к плечам, вниз)!

Будет дождик - не беда

(движения повторить)!

Тот, кто делает зарядку

(наклоны в стороны),

Не болеет никогда

(две пружинки)!

Раз, два! Раз, два

(ритмичные шаги на месте)!

Чебурашка. Апчхи! Апчхи!

В. Но если все-таки кто-нибудь заболеет, на помощь придут…

Дети. Врачи.

6-й Солнечный Зайчик. Потому что каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь!

Ведущий по телефону вызывает врача. Приходит доктор Пипеткин.

Доктор Пипеткин. Здравствуйте! Где больной? Дышите, не дышите. Что ж, будем лечить Чебурашку. А вы, ребята, мне помогайте.

От болезней и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Доктор Пипеткин. Какие музыкальные у вас дети!

В. Мы не сразу и не вдруг развиваем детям слух.

Приготовились, детишки,

Инструменты в руки взять!

Будем вальс мы исполнять.

Доктор Пипеткин.

В искусстве музыкальном

Вы преуспели, без сомненья.

Желаю крепкого здоровья,

Хорошего желаю настроенья!

А мне пора к больному, до свиданья.

Доктор Пипеткин уходит.

В. Ребята развиваются в детском саду, а в сентябре они пойдут учиться в школу.

7-й Солнечный Зайчик. Потому что каждый ребенок имеет право на образование!

В. А образование после детского сада продолжается в школе.

С криками о помощи вбегают Мальчик-с-Пальчик и его братья.

В. Успокойтесь, пожалуйста, и расскажите, кто вы и что с вами случилось.

Мальчик-с-Пальчик.

Я всем известный Мальчик,

Я ростом ровно с пальчик.

Это мои братья. За нами гонится Великан, он скоро будет здесь!

В. Не волнуйтесь, мы что-нибудь придумаем, чтобы помочь вам.

8-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения!

В. Как же нам справиться с Великаном?

Дети предлагают свои варианты, кто-нибудь предлагает вызвать милицию.

Входит Дядя Степа.

Дядя Степа.

Все милицию зовут,

А она уж тут как тут!

В. Здравствуйте, Дядя Степа.

Дядя Степа.

Разрешите представиться.

Милиционер Степанов,

Гроза для хулиганов.

В. Дядей Степою гордится

Вся милиция столицы.

Дядя Степа.

Я скажу вам по секрету,

Что в милиции служу,

Потому что службу эту

Очень важной нахожу!

В. Уважаемый Дядя Степа, задержите, пожалуйста, Великана, он гонится за Мальчиком-с-Пальчик и его братьями.

Забегает Великан.

Великан. Где эти гадкие мальчишки?! О, да тут много мальчишек и девчонок, хватит мне на завтрак, обед и ужин.

Дядя Степа (обращается к Великану). Вы задержаны за жестокое обращение с детьми.

Дядя Степа уводит Великана.

Мальчик-с-Пальчик благодарит детей.

Кукла Галя. Уважаемые граждане!

Крокодил Гена. Уважаемые гражданки!

Чебурашка. Уважаемые гражданятки!

Кукла Галя. Сейчас вам Чебурашка скажет речь.

Чебурашка. Ну что я могу сказать? Мы, маленькие дети, счастливей всех на свете, потому что у нас есть права.

В. Так давайте устроим большой хоровод,

Каждый пусть улыбнется, и каждый споет.

На вступление к танцу дети образуют два концентрических круга.

Танец «Два притопа, три прихлопа» (С. Насауленко, «Колокольчик»).

1. Мы, маленькие дети,

Счастливей всех на свете.

Мы весело живем,

Танцуем и поем!

Дети идут противоходом, останавливаются, дети внешнего круга поворачиваются лицом в круг, дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга.

Припев:

Два притопа, три прихлопа

(выполняют движения по тексту),

А потом наоборот

(дети двух кругов топающим шагом поворачиваются спиной друг к другу):

Три прихлопа, два притопа

(выполняют движения по тексту)

И круженье - поворот

(кружась, возвращаются в исходное положение танца).

2. Мы не сидим на месте,

Танцуем дружно вместе.

Мы повторим 100 раз,

Смотрите все на нас.

Повторить движения первого куплета.

Припев.

3. Мы ходим, как козлята

(идут в кругах противоходом, высоко поднимая колени и сделав «рожки», к концу строки дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга),

Играем, как щенята

(«играют лапками» в парах),

Как лягушата - прыг

(две пружинки в стороны, пальцы растопырены, на прыжке присесть)

И как мышата - шмыг

(«лапки» перед грудью, покружиться вокруг себя, присесть).

Припев.

1-й ребенок.

По солнышку ромашек, по небу незабудок

Шагает детство наше, простое, словно чудо.

2-й ребенок.

У детства есть защита: права имеют дети.

Пусть их не нарушает никто на всей планете!

Ведущий приглашает на выставку детских работ.