Картотека (старшая группа) на тему: Картотека театрализованных игр. Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну Театралию

Для подтверждения теоретического изложения приведём материалы, полученные на преддипломной практике в период с 26.01.05. по 22.02.05. в ДОУ № 108, в старшей группе.

Практическая работа по теме выпускной квалификационной работы осуществлялась в соответствии с программой «Арт-фантазия», описанной выше. План работы по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста строился в соответствии с основными разделами программы:

Театральная игра.

Культура и техника речи.

Основы театральной культуры.

Работа над спектаклем.

Деление программы «Арт-фантазия» на разделы, ориентируясь на психологические особенности возраста, весьма условно, поскольку не всегда возможно определить границы перехода от одного к другому.

Существуют общие для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления.

Театральная игра.

Общеразвивающие игры.

Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребёнка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Решая все эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в театрализованные занятия, не только готовят ребёнка к художественной деятельности, но и способствует более быстрой и лёгкой адаптации детей в школьных условиях, и создают предпосылки для успешной учёбы в начальных классах - в первую очередь за счёт актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению (приложение № 1).

Проводя коллективные развивающие игры, мне приходилось создавать весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными, почти во всех играх мы делили детей на несколько команд или на исполнителей и зрителей. Причем роль ведущего во многих играх выполнялась ребёнком.

Специальные театральные игры.

Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы, как мы их условно назвали, специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел -- отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолета, мамино платье -- в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то, выходя на сцену перед зрителями, дети как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем.

Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача -- сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Мы знакомили детей со сценическим действием с помощью упражнений и этюдов, построенных на материале хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего, это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он это делает, например, когда поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Сделать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. «Вы по опыту знаете, -- говорил К.С. Станиславский, -- что такое для актера голый, гладкий, пустынный пол сцены, как трудно на нем сосредоточиться, найти себя даже в маленьком упражнении или простом этюде». Для того чтобы дети действовали естественно и целенаправленно, им необходимо было найти или придумать ответы на наши вопросы: почему, для чего, зачем он это делает? Помогают развить эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т. е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами)

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Когда это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, мы предлагали детям искать на ковре потерянную бусинку, которая действительно там находилась. А затем предлагали искать воображаемую бусинку.

Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры (приложение № 2).

Также мы предлагали детям следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь нести ведро с водой или песком, подметать пол, есть яблоко, вышивать, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте, укачивать куклу и т.п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами или поднос с посудой, искать иголку, бусинку или деталь от маленькой машинки.

Нафантазировав к определенным действиям предлагаемые обстоятельства, дети переходят к разыгрыванию этюдов. Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд -- это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причем предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться детьми в этюд по ходу исполнения.

Для этюдов мы предлагали темы близкие и понятные детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания», «Покупка театрального билета» и т.п.).

Сочиняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, кто, зачем?

Также мы предлагали детям придумать этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Те же способности, а также логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого из органов чувств заставляет действовать по-разному. Различно поведение человека смотрящего и слушающего, пробующего на вкус и чувствующего запах. Кроме того, по-разному будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущегося пирога. Дети и самостоятельно и с нашей помощью придумывали место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывали свои этюды.

Следующий этап -- это сочинение этюдов по сказкам. Дети выбирали эпизод из сказки и сочиняли по нему этюд. Например: «Колобок и лиса», «Красная шапочка у бабушки», «Дюймовочка -- невеста Жука», «Возвращение медведей» (сказка «Три медведя»).

Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, мы перешли к импровизационным играм-драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Дети делились на 2-- 3 творческие группы и получали задание сыграть сначала одну и ту же, а в дальнейшем -- разные сказки. Участники мини-спектакля должны были самостоятельно распределить роли, уточнить развитие сюжета и нафантазировать предлагаемые обстоятельства. Мы поощряли попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить творческое воображение и фантазию, помогая вопросами, например: какой герой? (Ленивый или трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный.)

Работа над этюдами и играми-импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров.

Культура и техника речи.

Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи помогают детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), учат точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представить то, о чем говорится, расширяют словарный запас, делают их речь ярче и образнее.

Для многих детей, с которыми мы работали, характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

В старшем дошкольном возрасте еще неокончательно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Речевые упражнения и игры мы включали в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми (приложение № 3).

Прежде всего, мы учили детей делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленных задач на занятии акцент делался то на дыхание (упражнения «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики », «Колыбельная »), то на артикуляцию (игры «Летний день», «В зоопарке», «В лесу»), то на дикцию (упражнения «Дрессированные собачки», «Птичий двор»), то на интонацию (игра «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка) или высоту звучания («Самолет», «Чудо-лесенка»).

Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов.

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки -- это веселая словесная игра, которую мы предлагали детям в различных вариантах: «испорченный телефон», «змейка с воротцами», «ручной мяч» и т. д. (приложение № 4).

Разучивали скороговорки с детьми коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно убыстряли темп. Также проговаривали скороговорки преувеличенно четко, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Для активизации речевого аппарата предлагали детям произносить скороговорки беззвучно, энергично шевеля губами.

Разученные скороговорки, особенно диалогические, мы использовали в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц («Небылицы», «Встретились два друга», «Ярмарка»).

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезны на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников мы старались научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, мы не просто просили детей произнести фразу, например, жалобно или восхищенно, а поощряли у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», мы стремились к тому, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Например, предлагали произносить выученную детьми скороговорку, выделяя в ней разные слова: «Гравер Гаврила выгравировал гравюру». «Гравер Гаврила выгравировал гравюру» и т.д. после таких упражнений детям было легче выделять главные (ключевые) слова в более крупных стихотворных текстах.

Так же работая над культурой и техникой речи детей, в свою работу мы включали творческие игры со словами («Волшебная корзинка», «Вкусные слова», «Вопрос - ответ»). Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Основы театральной культуры.

Как правило, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1--2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз. Основной задачей по ознакомлению детей с основами театральной культуры является знакомство детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.

Реализация этой задачи носила практический характер, т.е. происходила во время театральных игр, упражнений, работы над этюдами, посещения театра в форме диалога в виде вопросов и ответов. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас (приложение № 5).

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре по темам:

Особенности театрального искусства,

Виды театрального искусства,

Рождение спектакля,

Театр снаружи и изнутри,

Культура поведения в театре. (приложение № 6).

Работа над спектаклем.

В вечернее время мы проводили с детьми кружковую работу, целью которой являлась подготовка к показу спектакля по мотивам сказок Г. Х. Андерсена «Сказочные сны» (приложение № 7).

Создание спектакля с детьми -- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы старались соблюдать несколько основных правил:

1) не перегружать детей;

2) не навязывать своего мнения;

3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

В результате этого дети ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с желанием и радостью.

Всю работу с дошкольниками над спектаклем мы разделили на девять основных этапов:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и

реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Для того чтобы пробудить интерес у детей к предстоящей работе, первая встреча детей с пьесой была эмоционально насыщенна: рассказ сказок вошедших в основу сценария, показ художественных иллюстраций в книгах, прослушивание музыкальных произведений, используемых в будущем спектакле, просмотр художественных фильмов по мотивам сказок. Всё это помогло почувствовать атмосферу сказочных событий, расширить кругозор детей, активизировать познавательный интерес.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. После прочтения детям сценария дети пересказывали каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывали им названия. Например: «Возвращение принца», «Встреча с принцессой», «Путешествие принца» и т.д.

Третий этап -- это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов были самые активные дети, но постепенно мы стремились, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Использовали упражнения с куклами, в которых дети импровизировали поступки и диалоги героев. В таких упражнениях детям мешал сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняло свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя нашу поддержку, они стали действовать более естественно и уверенно, а их речь стала разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап -- знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизировали движения под музыку, самостоятельно отмечали наиболее удачные находки. Затем они двигались, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учились создавать эскизы декораций и костюмов, делали рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап -- это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторялся разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучал много раз, это позволило детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяли отдельные эпизоды. В этот период уточнялись предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркивались мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, оценивали, у кого это получается естественнее и правдивее.

Мы со своей стороны, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, наметили по 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.

Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» -- или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Мы не предлагали детям заранее придуманные мизансцены и старались не устанавливать линию поведения каждого персонажа, они возникали по инициативе детей, опирались на их творческое воображение и корректировались нами. Разные составы исполнителей предлагали свои варианты, и наиболее удачные мизансцены мы закрепляли для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, мы выявляли речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой -- очень быстро, эмоционально, третий -- медленно, уверенно, четвертый -- сварливо, пятый -- сердито и т.д.

Седьмой этап -- репетиция отдельных картин в разных составах. На этом этапе работы мы следили за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Мы учили детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение мы с теми детьми, которые в данный момент не были заняты в репетиции, отмечали и поощряли.

Восьмой этап -- самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь мы стали использовать подготовленные для спектакля декорации, бутафорию и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогали в создании образа.

Репетиции проходили с музыкальным сопровождением, в этом момент происходило уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закреплялись обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

Девятый этап -- премьера спектакля -- является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями стали педагоги, которые, очень строго, но объективно оценили выступление детей.

Премьера -- это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре.

Отвечая на наши вопросы, что было хорошо, а что -- нет, дети учились оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечали выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Мы, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старались указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Наверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера. Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога -- раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»

Тема: «Путешествие в страну сказок и фантазии»

Цель: Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев, отражать некоторые игровые действия, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жест, движение, интонацию, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Задачи:

Обучающие: Создать условия для обучения правильному подбору слов при описании характера и внешности героя сказки. Уметь составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке.

Развивающие: Создать условия для развития познавательного интереса и желания участвовать в театрализации. Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию воображение, образное мышление. Развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные: Создать условия для воспитания эмоционально- положительного отношения детей к театрализованной деятельности, дружеского отношения между собой. Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку.

Предварительная работа:

  • чтение и анализ сказки Ш. Перро «Красная шапочка»
  • упражнения на развитие интонационной выразительности
  • обыгрывание и распределение ролей
  • работа над сценической речью; (ритм, темп, дыхание, четкость произношения, координация движений в соответствии с музыкой)

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие» , «Социально- коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Материалы и оборудование:

  • макет дерева
  • воздушные шары с прикрепленными на них записками- заданиями
  • костюмы героев сказки
  • декорации; стол, игрушечная посуда, угощение -пироги
  • музыкальное сопровождение
  • игра «Волшебные превращения»
  • презентация «Эмоции»
  • ноутбук
  • интерактивная доска

1. Организационный момент:

(Дети проходят под песню «Улыбка» заходят в зал, становятся полукругом)

ФОНОГРАММА №1

Воспитатель:

Ребята обратите внимание сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними, а мне скажите вы любите сказки (ответы)

Я тоже их очень люблю. Какие сказки вы знаете (Кот в сапогах, Гуси- лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Волк и семеро козлят, Три поросёнка, Красная шапочка)

А кто из вас хотел- бы сыграть роль в постановке какой- нибудь сказки (Ответы детей) .

Как называются люди, которые играют в театральных постановках? (Актёры)

Для того, чтобы стать хорошим актёром нужно много знать и уметь. И сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебную страну «Сказок и фантазии» , в которой живут знания и умения, которыми должны обладать актёры.

Как вы думаете, почему эта страна так называется?

(Там играют и поют, там все мечты сбываются)

Да, вы правильно думаете, а еще в этой стране много забавных, интересных игр. Чтобы попасть в эту страну, нужно взять с собой фантазию, воображение и произнести волшебные слова:

(Дети отворачиваются к гостям и произносят слова)

Топни, хлопни

Вокруг себя обернись

в волшебной стране окажись!

ФОНОГРАММА №2

(Дети открывают глаза - звучит музыка, появляется чудо- дерево)

2. Основная часть:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались в волшебной стране. Обратите внимание, как тут красиво. Смотрите какое- то дерево перед нами появилось (Показывает на макет дерева с прикреплёнными воздушными шарами)

Это дерево не простое, это чудо- дерево! На нём растут волшебные плоды (показывает на воздушные шары) На верхушке дерева плод с сюрпризом. А добраться до него очень не просто. Надо сначала собрать все плоды, которые растут внизу. Все плоды с секретом- с интересным заданием. И если мы их выполним, станем настоящими актёрами.

Начнём. Срываем первый плод

Задание: «Покажи мимикой и жестами» .

Актёры умеют изображать мимикой и жестами различные действия.

Воспитатель:

И сейчас, я попрошу вас изобразить настроение, которое вы услышите в стихотворении,

А вы, настроение попробуйте показать

(воспитатель читает стихотворения, дети с помощью мимики и жестов изображают настроение)

Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.

Ой-ой-ой! Как мне страшно!
Ой-ой-ой! Как ужасно!
Я боюсь, боюсь, боюсь,
Лучше я притаюсь!

Какой чудесный день!
Работать мне не лень!
Со мной мои друзья
И песенка моя!

Вы всё правильно показали. А какое настроение вы показывали?

Воспитатель:

А теперь ребята, покажите жестами следующие действия «иди сюда» , «тихо» , «не балуйся» , «до свидания» , «я думаю» .

Дети изображают жестами действия.

Воспитатель:

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились! А значит мы можем подойти к чудо- дереву. Посмотрите на чудо- дереве ещё есть плоды с заданиями. Давайте сорвём второй плод.

Задание: «Произнеси чистоговорку»

Вы знаете, ещё актеры должны четко и быстро проговаривать слова.

А для чего актёрам следует правильно выговаривать слова?

… Чтобы было понятно)

А теперь послушайте чистоговорку:

«От топота копыт, пыль по полю лежит» .

Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить. (заучиваем чистоговорку)

А теперь я предлагаю произнести чистоговорку с заданием.

1. Произнести всем вместе с разной силой голоса: медленно и быстро.

Молодцы ребята, все постарались! Ребята скажите, вам было легко или сложно выполнять эти задания? (ответы детей)

Да, трудно было выполнять задание, но мы справились.

Воспитатель:

Предлагаю вам сорвать третий плод.

Задание: «Волшебные превращения»

Мы с вами будем изображать лесных животных. А какие животные живут в лесу? Как еще называют лесных животных? (дикие животные) . Слушайте внимательно музыку, и вы догадаетесь, какое животное вам нужно изобразить.

ВКЛЮЧИТЬ БЕЗ ЗВУКА МИНУСОВКИ ЖИВОТНЫХ №3, 4, 5.

(Звучит музыка. Дети имитируют движения медведя, волка, лисы)

Вы правильно все изобразили животных. Я даже поверила, что попала в настоящий лес. И с этим заданием вы тоже справились.

Предлагаю вам сорвать четвёртый плод. Давайте посмотрим. Что же за задание в нём?

Задание: «Живой оркестр»

Ребята, как вы думаете какие звуки могут издавать наши руки и ноги (Топать, хлопать,

Правильно. И я вам, сейчас предлагаю изобразить «Живой оркестр» . Сначала мы определим, кто будет хлопать в ладоши, кто будет хлопать по коленкам. Кто будет топать ногами.

(Воспитатель распределяет детей)

Воспитатель: Приготовились, как только зазвучит музыка начинаем выполнять движения

ФОНОГРАММА№6 «Живой оркестр»

Молодцы! Какой замечательный у нас с вами получился «Живой оркестр»

Оказывается, все эти задания были разминкой перед самым главным заданием.

Срываем последний плод.

Задание: «Покажи сказку» .

Отгадаем какую? Слушайте загадку!

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое
А ну подскажите. Как зовут ее?

(Красная шапочка)

Покажем драматизацию сказки про

«Красную шапочку на новый лад» .

Ребята, а что значит на новый лад?

(другие персонажи, меняется сюжет)

Кто хочет сыграть роль Красной шапочки? А кто сыграет роль волка, белочки. Лягушки? Ну вот, роли мы определили, актёры пойдут в гримерную переодеваться

А остальных ребят я приглашаю в наш уголок театра, проходите занимайте места.

ФОНОГРАММА№7

Инсценировка сказки:

«Красная шапочка на новый лад» (Звучит фонограмма музыки начало сказки)

Сказочница:

Лес дремучий сладко спит
На холмах подушки,
Домик маленький стоит
На его опушке.

В доме девочка живет, и поверьте,

Что прелестнее её, нет на целом свете.

(Заходит красная шапочка с коляской и катает её, мама идёт к столу накрывает.)

Красная шапочка: Баю, баю, баюшок
Ляжет дочка на пушок
На пуховую кровать
Будет дочка крепко спать.

Мама:

Доченька, иди сюда моя родная
Садись чайку попьём.

Садятся за стол пить чай.

Мама: Доченька, наша бабушка

Очень по тебе заскучала

Надо к бабушке пойти

Пирожков ей отнести

Красная шапочка:

Хорошо мамочка, к бабушке схожу и гостинцы отнесу.

Встаёт, идёт к своей куколке и говорит ей.

Тут тихонько посиди

И меня здесь подожди

Мне надо к бабушке сходить

Дорогую навестить.

Возвращается к маме, берёт у неё корзинку с пирожками.

Мама: Вот, доченька возьми и бабушке отнеси,

В дороге будь осторожна.

Красная шапочка: Хорошо, мамочка, не волнуйся.

(Мама садится, а красная шапочка уходит.)

ФОНОГРАММА№8

(Выходит волк.)

Волк: Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

До чего она глупа

Сейчас её поймаю и сильно напугаю

Ох, зачесались руки я весь чешусь от скуки!

ФОНОГРАММА№9

(Играет музыка входят белочки.)

(Уходит, выходит красная шапочка а навстречу ей белочки.)

Красная шапочка:

Ой, мои хорошие, здравствуйте, белочки

Как у вас тут дела?

Белочки: Хорошо мы живём и орешки всё грызём!

С ветки на ветку прыгаем

За порядком в лесу смотрим

Грибочки и ягоды собираем,

На зиму сушим!

Красная шапочка: Молодцы мои подружки белочки,

Вы - настоящие лесные хозяюшки

Рада встрече я была

А теперь идти пора.

(Уходит, выходит волк и идёт за красной шапочкой, белочки не пускают.)

Белочки:

Ах проказник, вон ступай

Красную шапочку не пугай

Мы тебя злодея знаем

Шишками закидаем!

Кидают в волка шишками и убегают.

Волк: Ой-ой-ой, как больно мне

Попала шишка по спине

Лучше сяду на пенёк

Отдохну один денёк

Шишки, раны подлечу

И девчонку проглочу.

ФОНОГРАММА№9

(Под музыку выпригивают лягушата)

Лягушки: Волка будем мы лечить

Микстурой горькою поить

Мухомором смажем шишки,

Злому серому волчишке

Лучше ты не болей,

Заведи себе друзей!

Волк: Уходите вы отсюда

Кабы не было вам худо р-р-р!

(Лягушата убегают)

Волк: Потерял я сон, покой

Я же волк я – очень злой!

Девчонку я поймаю и очень напугаю!

А вот кажется и она!

(Появляется красная шапочка волк крадётся за ней, подходят к домику бабушки.)

Бабушка: Внучка, моя милая рада видеть я тебя

Вижу здесь ты не одна

С собой друга привела?

(Красная шапочка оглядывается видит волка и говорит «ой» )

Проходите за ограду видеть вас я очень рада

Да за стол присядьте с нами

Ешьте пироги с грибами.

Садятся за стол все, едят,

потом волк встает и выходит на серединуи одновременно говорит слова:

Волк: Вот обида, вот досада

Съесть обеих? Нет, не надо!

Меня в гости пригласили

Пирогами угостили

Стыдно, стыдно мне друзья

Больше так не буду я!

(Выходит бабушка и красная шапочка и становятся рядом с волком.)

Будем мы теперь дружить

С другом веселее жить!

(Выходят артисты кланяются, зрители хлопают)

Рефлексия:

Молодцы актёры, А вам зрители понравилась сказка?

Как поступил волк?

Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну «Сказок и фантазии» Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова

(Дети произносят волшебные слова

Хлопни, топни

Вокруг себя обернись

в детском саду окажись!

Вот мы и вернулись в детский сад!

Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в волшебной стране)

Какую сказку мы драматизировали?

Сложно вам было быть артистами?

(Проговаривать чистоговорку. Играть роль в сказке. Изображать животных)

Конспекты занятий по театрализованной деятельности в старшей группе

Задачи:

  • вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
  • закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр, драмтеатр, гапит); - знакомить с театральной куклой на гапите, обучать элементарным навыкам управления куклой;
  • воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;
  • активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов - понятий (кукловод, гапит, актёр).

Словарь: драматический театр, кукольный, гапит, театральнаяальная маска, режиссёр.

Материал: ширма, куклы на гапите 10 шт., магнитофон, аудиокассеты, театральные маски на палочке 15 шт. (грустные и весёлые), бутафория (подарки для кукол).

Ход занятия

1 часть.

(дети входят под музыку в группу)

Здравствуйте, дорогие ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг и давайте посмотрим друг на друга.

Думаю, пришла пора нам с вами познакомиться.

Я знаю игру, которая так и называется “Познакомимся”. Поиграем? Мы будем хлопать с вами в ладоши и называть своё имя. Так я узнаю, как зовут вас, а вы узнаете моё имя. Свои хлопки мы будем передавать друг другу, вот так! Ну, начинаем?

Я вам очень рада! Мы все сдружились, Вместе собрались.

И Наталья Михайловна здесь! И... Танечка здесь!

Вот мы и познакомились! А теперь проходите на стульчики, усаживайтесь поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься. А давайте отменим наше занятие и просто совершим маленькие волшебные превращения?!

Ну, что согласны? Вот и замечательно!

Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).

А вы любите сказки?

А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?

А где их можно увидеть? (в театре).

Ребята, а в нашем городе есть театры?

Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный)

Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди)

А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)

Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.

А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь? Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а - котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.

Этюд: “Котята”.

Ах, какие вы молодцы, настоящие котята!

А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговички стали таять! Сначала подтаяла голова, потом - руки, потом - туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.

Этюд: “Снеговики”.

Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!

2 часть.

Ну, а теперь вы можете присесть на стульчики, отдохнуть и посмотреть, что я для вас приготовила. (достаю маски 2 шт., весёлую и грустную)

Что это, ребята? (маски)

Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.

Они одинаковые или разные? (разные)

Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)

Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг.

Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски

Ой, вас совсем не узнать!

Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением.

Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска!)

Если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!

А ты, маска, какая? (Я грустная маска!)

Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. Задорно и весело! “Здравствуй, грустная маска!”

А теперь грустные маски. Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!”

А можно я поприветствую вас?

“Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) - Я правильно передала голосом настроение маски?

Почему не правильно?

Какие, ребята, вы молодцы! Вас за масками не возможно бьшо узнать!

3 часть.

Ребята, мы с вами поговорили о драматическом театре и даже сами побывали актёрами, но совсем забыли о другом театре, каком? (кукольном)

Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?

Конечно, куклы!

А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме?

Помогают люди.

А как называют людей, которыми управляют куклами?

Их называют - КУКЛОВОДЫ! Повторите и запомните это слово, потому что сегодня вы его будете слышать часто.

А всё потому, что я для вас приготовила сюрприз!

Мы сегодня сами будем кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? Тогда встречайте!

Эти куклы выступают на ширме, называются они - куклы на гапите.

Что такое гапит? Это палочка, на которую надета кукла, палочка называется - Г АПИТ. от этого и название - куклы на гапите!

Сегодня я научу вас управлять этими куклами, ведь вы будете кукловоды.

Кукла на гапите появляется постепенно, как-будто поднимается вверх по ступенькам. Сначала появляется голова, потом - плечи, затем кукла видна до пояса, и когда она доходит до середины ширмы - то видна вся кукла. Кукла движется по краю ширмы, а не по воздуху. Когда кукла говорит, то она слегка покачивается, а если на ширме две куклы - То та кукла, которая слушает - стоит не подвижно, чтобы зрители понимали, какая из кукол говорит. И ещё, кукловод, который говорит за свою куклу, часто меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?

Ребята, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре?

Но для начала я вам открою один секрет. И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия - режиссёр. Режиссёр - это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.

Ребята, разрешите мне побыть в нашем кукольном театре режиссёром, можно?

Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью кукол на гапите, для наших зрителей кукольный спектакль - сказку “День рождения Машеньки”. Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать, да не забудьте правила вождения куклы.

Сейчас каждый из вас может подойти и выбрать себе куклу, которая вам понравилась. Кто выбрал куклу, проходите, садитесь на стульчики и познакомьтесь с ней.

У кого из кукловодов оказалась наша именинница? Подойди, пожалуйста, покажись всем, какая ты сегодня нарядная наша кукла!

Это - Машенька, у неё сегодня день рождения и она будет встречать гостей. Ваши куклы - её гости. И когда я буду называть героев сказки, то кукловод будет проходить за ширму и помогать своей кукле ожить, ведь вы... (кукловоды)

Ой, ребята, совсем забыла, а когда собираются на день рождения, то что готовят для именинника? (подарки, поздравления - красивые, нежные слова). А именинник приглашает всех гостей. Вы можете помочь вашей кукле выбрать подарок для именинницы. Посмотрите сколько их!

Вот теперь, когда всё готово, кукловоды ожидают своего выхода на сцену!

Сказка “День рождения Машеньки”

Жила - была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки!

И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления.

Сначала к Машеньке пришёл Котик! (котик постепенно появляется на ширме)

Подошёл к ней и говорит: “Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (котик слегка покачивается, а Маша стоит не подвижно)

Девочка была очень рада приходу Котика и его подарку и говорит: “Спасибо, котик, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”.

Котик прошёл и уселся на стульчик. А в это время по тропинке бежал вприпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе... ”

Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!” Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с котиком.

Только Зайка уселся, как все услышали песенку, её напевал Лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке.

Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок!”

Подарил Машеньке подарок и совсем было собрался уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисёнок, оставайся на праздник!”

Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел на стульчик рядом с Зайчиком. и тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой. А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с Котиком. И тут все увидели, что к Маше с поздравлениями идут Волчонок и Петушок. Петушок шёл впереди и звонко кукарекал, а Волчонок шеё за ним и всё думал, как он будет поздравлять Машу.

Подошли они к имениннице и говорят: “Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем... Вот подарки от нас!”

Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!” Волчонок прошёл и уселся рядом с Мишуткой, а Петушок - рядом м Лисёнком, потому что они были друзья и всегда играли вместе.

Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней в гости торопится Козочка.

Она была нарядная и весёлая. Козочка тоже несла Маше подарок.

Подошла она к девочке и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!”

Машенька сказала: “Спасибо большое, проходи, пожалуйста!”

Козочка с удовольствием прошла и села рядом с Петушком.

Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала свою подружку Дашеньку. И тут она увидела, что по тропинке торопливо идёт Дашенька, а с ней Мышонок. Когда Дашенька и Мышонок подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”

Даша и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша встала в середину круга, и они стали водить хоровод!

Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете выйти из-за ширмы и поклониться зрителям, а зрители вам поаплодируют за великолепную игру!

Кукол, ребята, давайте поставим на место, я думаю, они очень волновались во время выступления и им, как и вам стоит отдохнуть.

Ну, что, ребята, понравились вам наши превращения?

В каких театрах мы с вами побывали?

Кем мы были в театре?

В кого мы превращались, когда были актёрами драматического театра?

А в кукольном театре кем мы были?

С какими куклами познакомились?

Чему мы с вами научились? (превращениям, кукловождению)

А кто помогает актёрам в театре? (режиссёр)

Мне очень понравилось у вас в гостях, я очень рада была с вами познакомиться. И на память я хотела бы вам подарить от наших ребят, настольную игру, которая называется “Буратино”. Спасибо, ребята, за работу!

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
  2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Проектирование предметно-развивающей среды:

  1. Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.
  2. Особенности его эмоционально – личностного развития.
  3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
  4. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
  5. Возрастные и полоролевые особенности.
Тема занятия
Форма
Цель Месяц Дополнения
1. Беседа – диалог: “Мы идем в театр”

2. Игра: “Попробуем измениться”

3. “Рифмованные движения”
(2 недели)

1. Активизировать творческие проявления детей.
2. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового.

1. Развивать способность понимать собеседника.
2. Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.

1. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия.
2. Развивать умение передавать эмоциональное состояние.

Сентябрь Театральная зона детского сада

Музыкальное сопровождение

1. Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем”

2. “Словесное комментирование”

3. Кукольный спектакль: “Непослушная Маша”

4. Игрушки, народные игры и забавы

1. Учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость).
2. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

1. Учить доводить до детей замысел сказки.
2. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду.
2. Продолжать учить видеть детей в сказке добро и зло, переживать вместе с героями.
3. Активизировать в речи детей образные выражения.

1. Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей.
2. Расширять кругозор в историко –
географическом развитии детей.
3. Воспитывать патриотические чувства, способность к развитию артистических данных.
4. Учить передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности.

Октябрь

Чтение сказки “Зайка – зазнайка”

Педагоги,
музыкальный руководитель

Игрушки из дерева, глины, соломы, тряпичные куклы, современные игрушки.
Картотека народных
игр.

1. “Театральные профессии”
(2 недели)

2. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”

3. Теневой театр: “Птицы улетают”

1. Уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки.
2. Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.
3. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.

1. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.
2. Учить передавать ритмизацией движения героя.

1. Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой.
2. Самостоятельно обыгрывать.

Ноябрь Картинки с профессиями

Педагоги, родители, дети

1. Психогимнастика

2. Драматизация
сказки: “Теремок”

3. Изготовление масок и костюмов по сказке: “Рукавичка”

4. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”

1. Учить детей угадывать по
выразительному исполнению
сказочных героев (злой принц,
Аленушка) их эмоциональные
состояния.
2. Развивать умение переключаться
с одного образа на другой.

1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам.
2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
3. Формировать дружеские взаимоотношения.

1. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке.
2. Развивать творчество, фантазию, выдумку.
3. Воспитывать уважение к старшим.

1. Расширять кругозор детей.
2. Закреплять знания о различных театральных профессиях.
3. Развивать у детей память.

Декабрь

Театральная зона, костюмы, маски

Кроссворд

1. Посещение новогодних представлений в драмтеатре
(2 недели)

2. Оформление фотоальбома:
“Наш театр”

1. Развивать у детей интерес к сценическому мастерству.
2. Активизировать познавательный интерес к театру.
3. Воспитывать у детей “зрительскую культуру”.
4. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

1. Продолжать учить детей обобщать накопленный опыт, развитие дружеских взаимоотношений.
2. Отвечать на вопросы полным предложением, четко проговаривая все звуки в словах.

Январь Родители, дети
1. Чтение скороговорок

2. Чайнворды,
головоломки по теме: “Театр”

3. Просмотр видеокассеты по сказке: “Двенадцать месяцев”

4. Рисование по сказке “Двенадцать месяцев”.
Оформление творческой выставки

1. Занятие: “Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем”

2. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки”

3. Настольный театр по сказке: “Бобовое зернышко”
(2 недели)

1. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок.
2.Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

1. Продолжать учить детей разгадывать головоломки на тему о театре, театральных жанрах, средствах художественной выразительности на определенную букву: р, к, а.
2. Развивать стимул для активного общения между педагогами и детьми.

1. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев.
2. Продолжать учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.
3. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

1. Упражнять детей в создании сюжета по данному произведению, в передачи взаимосвязи между создаваемыми образами.
2. Развивать фантазию, творчество.

1. Создать положительный эмоциональный настрой.
2.Упражнять детей в подборе рифм к словам.
3. Закрепить понятие “рифма”.
4. Поощрять совместное стихосложение.

1. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок.
2. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния.

1. Привлечь детей и родителей к изготовлению героев из пластилина, папье-маше, ткани.
2. Совершенствовать умение драматизировать сказку.

Февраль

Чайнворды, головоломки

Видеосалон доу

Педагоги, дети,
родители

Картинки по сказкам

1. Игра: “Угадай по музыке”

2. Занятие: “Друг всегда придет на помощь”

3. Музыкальная сказка для родителей: “Айболит и воробей”
(2недели)

1. Психогимнастика

2. Занятие – викторина: “Мы любим сказки”

3. “Сказочная
мастерская”.
Изготовление книжек – малышек по сказкам.
(2 недели)

1. Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции.
2. Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии.
3. Продолжать сюжет по музыкальной композиции.

1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.
2. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.
3. Закреплять умение логично излагать свои мысли.

1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке.
2. Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.
3. Развивать умение выразительно передавать образы персонажей сказки.

1. Продолжать учить детей определять по ритмическому рисунку проблемные ситуации.
2. Развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций.

1. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев.
2. Учить реализовывать свой творческий потенциал.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1. Развивать художественно – творческие способности детей.
2. Учить создавать художественный образ, сюжет по сказкам, самостоятельно делать наброски, эскизы.
3. Упражнять в рисовании по мотивам народных сказок.

Апрель Музыкальный зал

Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта

Педагоги, дети

Картинки,
маски, сказочные герои

Родители, дети,
педагоги

Предположительные результаты детей:

  1. Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  2. Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  3. Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
  4. Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
  5. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

Джусь Светлана Николаевна

Город (населенный пункт):

ЯНАО, г. Ноябрьск

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «МАЛЬВИНА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Конспект НОД

в старшей группе «Мы актёры»

Заместитель заведующего: Джусь С.Н.

Ноябрьск 2016 г.

Конспект НОД по театрализованной деятельности

в старшей группе «Мы актёры».

Программное содержание:

Формировать знания детей об окружающей действительности: расширять представления детей о театральных профессиях.

Работать над выразительностью исполнения, учить владеть телом, мимикой, жестом используя в своей работе этюды на испонительность.

Развивать творческую фантазию, умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять неповторимость.

Продолжать развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные качества.

Формировать сотрудничество и умение взаимодействовать в коллективе.

Материал:

Маски изготовленные своими руками (Медведя, зайца, поросёнка, козы, лягушки, косынка для Алёнушки и Машеньки, курочки), маски котят по количеству детей, зеркала, перчатки, пирог.

Предварительная работа:

Знакомство со стихотворением "Котята и перчатки".

Изготовление масок в свободной игровой деятельности.

Разучивание слов котят в стихотворении в индивидуальной работе с детьми.

Связь с образовательными областями:

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Дети вместе с воспитателем входят в зал, здороваются.

Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в театр. Но сначала мы с вами должны решить, в какой театр пойдём. Какие театры вы знаете?

Ответы детей: (драматический, кукольный, театр оперы и балета)

Я предлагаю сегодня побывать в драматическом театре. Давайте вспомним, чем он отличается от остальных видов театра. Обычно мы посещаем театр как зрители, но сегодня я предлагаю вам побывать там, в роли актёров. Согласны?

Итак, закрывайте глаза. 1.2.1.2. Начинается игра.

Сегодня мы оказались в драматическом театре. Ребята, но попали мы в зрительный зал, а сцена закрыта. Присаживайтесь на стульчики и давайте разберёмся почему так случилось:

Как вы думаете, чтобы быть актёром нужно учиться, или любой человек может прийти в театр и работать в нём. А что нам надо знать и уметь чтобы стать актёрами.

Да, ребята, актёр должен, правильно дышать, четко говорить, красиво двигаться, и многое другое. И только тогда, когда он научится всем премудростям театрального искусства, актёр может выйти на сцену.

Все мы с вами знаем, сто Театр - это волшебная страна, в которой все актёры настоящие волшебники. Они могут превратиться и в любого сказочного персонажа, в любое животное, иногда если нужно, то и в любой предмет. И намсегодня нужно это доказать.

Воспитатель достаёт разные маски и перевоплощаясь в героев сказки, произносит разные фразы из сказок.

Братец Иванушка, не пей из копытца, козлёночком станешь. (Алёнушка)

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк,

Где ты ходишь глупый волк,

Старый волк, страшный волк. (Поросёнок)

Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала. (Заяц)

Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

Козлятушки – ребятушки

Отопритесь, отомкнитесь,

Ваша мать пришла

Молока принесла

Бежит молочко по вымечку,

С вымечка по копыточку,

С копыточка во сыру землю. (Коза)

Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места? (Медведь)

Колобок, колобок, я тебя съем. (Волк)

Кто, кто в теремочке живёт, кто в не высоком живёт? (Лягушка)

Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое. (Курица)

Высоко сижу, далеко гляжу, всё вижу!

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке! (Машенька)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку! (Лиса)

У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи - я никого не боюсь.

Ловись, рыбка, и малá, и великá!

Ловись, рыбка, и малá, и великá!

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Вот так, ребята, актёр превращается в того кого захочет. Ну что, будем учиться актёрскому мастерству, не передумали?

Представим, что здесь рабочее место актёров.

Итак, для начала потренируемся в правильном дыхании. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.

Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актеры. Сядьте все прямо, выпрямите спину.

Дыхательная гимнастика:

1. Свечка, греем ладошки.

2. «Дворники у машины» -щ-щ-щ.

«Комар» -з-з-з ищем комара, нашли, прихлопнули.

3. А сейчас немного попоём, продолжаем тренировать дыхание. Звуки произносим ровно, не кричим. (Аааа – ооо – ууу – иии – ээээ - ыыы).

Артикуляционная гимнастика:

Над дыханием мы поработали, сейчас надо сделать гимнастику для щёк, губ, языка. Как вы думаете, для чего нужна такая гимнастика? Да, для того чтобы разогрелись мышцы и актёр мог чётко, правильно и красиво говорить.

1. «Пузырь» «Пятачок»..

2. «Лошадка», «Маляр»

3. «Зевающая пантера», «Удивлённый бегемот».

Сейчас мы готовы красиво и громко говорить, но оказывается, актёру ещё не обойтись без жестов и мимики. Что такое жесты ?

Это телодвижения, без слов. Представьте, что вы разучились говорить.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

"Иди сюда", "уходи", "привет", "до свидания", "тихо", "нельзя", "думаю", "нет", "да".

Молодцы. Вам теперь понятно, что такое жесты? Саша, что это, повтори ещё раз. А сейчас давайте разберём что же такое мимика ?

- Мимика - это эмоции, которые мы можем показать на наших лицах.

Я буду называть разное настроение, а вы, попробуйте его показать мимикой и жестами.

Покажите: (радость, удивление, спокойствие)- картинки; (горе, страх, восторг)- ситуации; (ужас, счастье гнев)- индивидуальный показ.

Молодцы!

А сейчас, звучит музыка вальса, все мы превратимся в дам, и кавалеров, дамы одеты в бальные платья, кавалеры во фраки (длинные пиджаки). Вставайте будем танцевать. Но вот на бале появилась королева. (выбирается из взрослых)

Ваше величество присаживайтесь на трон. И теперь каждый из вас представится королеве (дети представляются). Ребята, обратите внимание, я смотрю в глаза королеве, не опускаю голову, говорю громко, чётко.

Ребята, присаживайтесь на свои места.

Вот сейчас мы с вами превратились уже в настоящих актёров, научились дышать, приготовили мышцы щёк, губ и языка, чтобы правильно и чётко говорить, научились показывать своё настроение при помощи мимики, общаться жестами, посылать свой голос в зал, и смотреть на зрителя. Но если актёр не узнает, что он будет показывать и не выучит тест, то, как он будет выступать? Именно поэтому я вам прочитаю уже знакомую песенку и расскажу, кого мы с вами сейчас будем изображать.

Итак, слушайте: английская песенка (воспитатель читает стихотворение и по ходу комментирует действия героев)

«Потеряли котятки на дороге перчатки…».
Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:

Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!

Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!

Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога! (английская песенка)

Как вы думаете, что делали котята на дороге?

Как котята дрались, умывались, баловались?

Ребята, как котята плакали, когда прибежали к маме?

Катя как бы ты сказала, если бы была котёнком. Изобрази (Ответы 2-3 детей)
- А какая кошка в этом стихотворении?

Как вы думаете, мама улыбалась, когда котята сообщили, что потеряли перчатки?

Как котята радовались? Серёжа скажи радостно. (2 ребёнка изображают)

А когда котята нашли перчатки, мама обрадовалась?

Я предлагаю роль мамы отдать Даше, я уверенна, из неё получится замечательная мама - кошка. А все остальные будут непослушные, маленькие котятки.

А сейчас, пора превратиться в котят, выбирайте маски и подходите ко мне, я нарисую вам усики.

Под весёлую музыку дети одевают маски, воспитатель рисует усики и носик детям.

Ну вот, мы и превратились в артистов. Мы с вами познакомились со всеми премудростями актёрского мастерства и пришло наконец время открыть сцену. Итак, вот наша сцена. (воспитатель вместе с детьми взявшись за руки входят на сцену, разворачиваются) а вот и зрители. Уважаемые зрители попрошу поприветствовать начинающих артистов, а вас уважаемые артисты поприветствовать зрителей, поклонитесь. Исполняется впервые инсценировка английской песенки «Котятки и перчатки».

Воспитатель читает стихотворение по ходу, которого дети и воспитатель изображают все действия.

Инсценировка английской песенки «Потеряли котятки на дороге перчатки…»

В конце инсценировки воспитатель показывает детям пирог.

Аплодисменты. Поклон детей.

Ну, вот и побывали мы с вами в театре, а сейчас пора возвращаемся в детский сад. Закрываем глазки. Раз, два, раз, два вот и закончилась игра.

Ребята, вам понравилось быть актёрами? И вы мне тоже очень, очень понравились, а сейчас я приглашаю вас всех пить чай с пирогом.