ККонспект НОД в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность» (экспериментирование с водой и воздухом). НОД по экспериментированию в старшей группе «Эксперименты на кухне

Назарова Надежда Софроновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-д/с " Туллукчаан"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г.Вилюйск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе " Волшебная Вода"
Дата публикации: 06.02.2017
Раздел: дошкольное образование


Надежда Софроновна НАЗАРОВА, МБДОУ ЦРР-д/с « Туллукчаан» г. Вилюйск
Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе «

Волшебная Вода»
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие. Программное содержание: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой. Задачи: Познакомить детей со свойствами воды; Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы. Активизировать словарь Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде. Материал: Глобус, апельсиновый сок, молоко,лук, лимон, пластиковые стаканчики (большие и маленькие), одноразовые ложки, соль, сахар, лимонная кислота, разноцветные пуговицы, льдинки, растительное масло, блестки, кипяченая вода, сосуды, колбы, щипучие таблетки, халаты и колпаки для всех участников, ноутбук.
Ход НОД:
Воспитатель:- Здравствуйте,ребята, сегодня мы с вами будем самыми настоящими исследователями и я вас приглашаю в научную лабораторию. Но сначала, давайте поздороваемся с нашими гостями, они будут нашими наблюдателями.(здороваются) - Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: - Это глобус. Воспитатель. - Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего? Дети: - Синего, голубого. Воспитатель: - Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода? Дети: - Животным, растениям, человеку. Воспитатель: - Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды? Дети:- Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается. Воспитатель: - Молодцы. Совершенно верно. Вода необходима всему живому на земле. (звук входящего сообщения) Воспитатель: - Ребята к нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим,о чем же там говорится. Включается монитор, на котором появляется Золотая Рыбка. Золотая Рыбка: Здравствуйте, ребята! В нашей сказочной стране исчезла вода! Мы,жители сказочной страны, просим помочь вернуть воду. Злая волшебница спрятала воду под четырьмя замками. Воспитатель: -Ребята,давайте поможем Золотой Рыбке и ее друзьям из сказочной страны. Нам нужно открыть все 4 замка, за которыми злая волшебница закрыла воду. Для этого нам необходимо узнать четыре свойства воды. Приглашаю вас отправиться в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
Дети: - Проводят опыты. Воспитатель: - А чтобы всё получилось даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения: 1. Внимательно слушать руководителя. 2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу. 3. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод. А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом. 1. Воспитатель: - Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете аппетитный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт. Для этого вам нужно закрыть глаза и угадать « запах» воды. Воспитатель по очереди подносит стаканы с апельсиновым соком, с луком, с лимоном и водой. Дети должны назвать, что они понюхали. Воспитатель: Как вы догадались, что в этом стакане воды (у воды нет запаха). Правильно, мы сделали вывод: у воды нет запаха! А вот и ключик с таким символом. (Прикрепляет знак на магнитную доску) 2. Воспитатель: - Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый) - А конфета? (сладкая) - Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок. Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина). - А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса). - Так есть ли вкус у воды? (Нет). Воспитатель:- Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Посмотрите, у вас на столе в тарелочках: соль, сахар и лимонная кислота, а теперь то, что у вас на тарелочке высыпаем в свои стаканы и перемешиваем. Вода поменяла цвет? (Нет). А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Саша? Почему? - Как вы думаете, от чего зависит вкус воды?
Дети: - от того, что в нее добавили (варианты ответов детей) Воспитатель:- Все верно, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили, а сама по себе она не имеет вкуса. Находят ключ с подходящим символом и прикрепляют на магнитную доску. 3.Воспитатель: - Прежде чем приступить к следующему опыту, который поможет открыть третий замочек, давайте поиграем: (Капли первые упали, пауков перепугали). Дождик прошёл и получились лужи. А что будет с лужами на морозе? Дети: -Лужи превратятся в лёд, застынут. Воспитатель:- Посмотрите внимательно: перед вами на столе на тарелочках – лёд. Возьмите его в руки. Какой лёд? Дети:- Лёд холодный. Воспитатель: -Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лёд? Дети: -лёд твердый,скользкий…(Варианты ответов) Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему. Воспитатель: - Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается? Дети:- В воду. Воспитатель: -Значит, лед – это тоже вода. Она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд. Таким образом, мы разгадали ещё одно свойство воды и нашли еще один ключ с символом. 4.Воспитатель: Нам осталось узнать ещё одно свойство воды и найти ещё один ключик с символом. Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко? (Белого) -А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.
- Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет). Почему? (ответы детей). Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? (да). Почему? (Потому что вода – прозрачная). -Совершенно верно, вода прозрачная (находят ключ с подходящим символом и прикрепляют на магнитную доску) Под волшебную музыку входит Золотая рыбка. Воспитатель с детьми вручают ей 4 ключа с символами. Золотая Рыбка: - Спасибо, ребята, что помогли отыскать ключи,теперь я смогу открыть ими все 4 замка, заколдованных злой волшебницей и вернуть воду в сказочную страну. (Прощается и уходит). Воспитатель: - Молодцы,ребята, своими знаниями вы помогли Золотой Рыбке найти 4 ключа и освободить воду. А теперь,скажите, какой праздник приближается? Дети: - Новый Год! Воспитатель: - А какой же Новый Год без фокусов. Я вам сейчас покажу фокус, вы тоже можете его повторить дома. Но обязательное правило в том, что делать этот фокус разрешается только в присутствии взрослых, потому что в нем используются щипучие таблетки, а также блестки, растительное масло и вода, о которой мы все уже знаем. Итак,начинаю! АБРАКАДАБРА СИМ САЛАБИМ!!! Воспитатель наливает в посуду воду, растительное масло, затем засыпает горсть щипучих таблеток. Рефлексия. Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы. Сегодня вы как настоящие юные исследователи проводили опыты и смогли узнать 4 свойства воды, давайте их повторим: 1.Вода не имеет запаха. 2. Вода не имеет вкуса. 3. Вода может иметь твердое состояние в морозе. 4. Вода прозрачная.
В знак того, что вы стали самыми настоящими исследователями,я хочу вам вручить медали и присвоить звание « Юный профессор» Детям вручаются медали и раздаются сладости.

Конспект НОД по освоению ОО «Познание» с элементами экспериментирования. «Мыльные забавы» в старшей группе

Подготовила воспитатель Пустобаева Надежда Александровна, воспитатель МБДОУ «Калининский детский сад».

Цель – Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.

Обогащать и активизировать словарь по теме.

Развивающие: Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к собственным открытиям через экспериментальную деятельность.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,

    Просмотр презентации «Тайна мыльных пузырей»,

    Проведение опытов с водой и мылом.

Словарь: мыльные пузыри, прозрачная (мутная) вода. мыло: пенится, скользкое, глицерин, раствор.

Методические приёмы: отгадывание загадки, беседа с обследованием объекта, игра «У кого больше пенная гора?», физминутка «Мыло и мыльные пузыри», экспериментирование.

Материалы и оборудование : презентация, колпачки клоуна, пустые флакончики мыльных пузырей, кусочки мыла в коробочке, стаканы, ложки, коктейльные трубочки (на каждого ребенка), красивая коробочка, емкости с водой (4 штуки), мыльницы (4 штуки), стаканы, обручи (4 штуки), подносы, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Орг. Момент.

Воспитатель: Ребята поздороваемся с гостями. Дети занимают места в зрительном зале.

(Под веселую музыку в зал вбегает Клоун)

Клоун: Всем привет!!! Я - веселый клоун Клепа, хочу с вами

познакомиться. Вы не против? Ну тогда раз, два, три - свое имя

(дети называют одновременно свои имена)

Клоун: Мне очень приятно!

Рад приветствовать я вас, настроенье высший класс!
Улыбнитесь поскорей, сегодня праздник пузырей!

А теперь, глаза закрываем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас!

Основная часть.

(Звучит песня «Шоу мыльных пузырей»)

Клоун:

Приглашаю на арену я друзей,

Наших замечательных детей.

Прошу, флаконы вы берите поскорей,
Кто же больше напускает пузырей!

Клоун: Внимание! Внимание! А сейчас объявляю номер нашей программы «Запуск мыльных пузырей»!

Пузыри у всех разные, разноцветные, прекрасные!
Если дунуть посильней, будет много пузырей
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать!

(Дети открывают флакончики и пробуют запустить мыльные пузыри, но ничего не получается, флакончики оказываются пустыми).

Проблема.

Клоун:

НО…. У нас с вами нет пузырей … Что же делать? Как нам быть, где
пузыри добыть? Как вы, ребята думаете?

(озвучиваются предложения решения проблемы)

Какие разные предложения, спасибо.

А я вот еще что придумал! У меня есть умная книга, «Книга превращений», где собраны рецепты изобретения мыльных пузырей. Давайте и мы сегодня будем изобретателями, а книга поможет нам. И так, книга открывается, превращения начинаются!
(звучит волшебная сказочная музыка, Клоун ходит по залу, думает).
Клоун: Ура! Я все понял!!! Приступаем к эк-спе-ри-ментированию!

(Дети подходят к столу, где находятся материалы к опыту № 1)

Клоун: (обращая внимание на коробку)

Посмотрите, ребята, какая красивая коробка, что же в ней находится?

(пытается открыть коробку).

Что такое, коробка не открывается.

Да здесь же этикетка с надписью: «Чтоб содержимое узнать, загадку нужно отгадать».

Загадка

Клоун: Что же это?

Дети: Мыло

Клоун: Молодцы, правильно отгадали загадку.

Коробка открывается, содержимое вручается.

(Дети берут по кусочку мыла.)

Клоун: Положите мыло в мыльницы.

Клоун: А теперь обратите внимание на страницу книги превращений. На ней изображена схема рецепта приготовления мыльных пузырей из твердого кусочка мыла. Нам необходима ванночка с чистой водой, кусочек твердого мыла. А знак вопроса говорит, должны узнать, что в результате у нас получится.

Клоун: Но сначала скажите, что нужно помнить при работе с мылом?

Дети: Не трогать руками глаза, не брать в рот.

Клоун: Так приступим же, друзья! Предлагаю вам разделиться на пары.

Посмотрите, что находится в ванночках?

Дети: Вода.

Клоун: Опустите, пожалуйста, кончики пальчиков в воду, какая она?

Дети: Теплая, мокрая…

Клоун: Что еще вы можете сказать о воде?

Дети: Прозрачная, не имеет запаха.

Клоун: Возьмите мыло, опустите его в воду и размыльте.

Какое стало мыло?

Дети: Скользкое.

Клоун: Что произошло с водой?

Дети: Вода стала мутной, появился запах.

Клоун: Значит, при смешивании с мылом вода становится мутной, не прозрачной, появляется запах.

Клоун: Положите мыло в мыльницы и вытираем руки салфетками.

Клоун: Возьмите трубочки и опустите трубочку в ванночку с раствором. Давайте подуем и посмотрим, что у нас получится. Пить эту воду нельзя.

(Дети экспериментируют с трубочками)

Клоун: Какие пузыри у вас получились?

Дети: Большие, маленькие, прозрачные.

Клоун: Когда много мыльных пузырей, что получается?

Дети: Пена.

Клоун: Молодцы, правильно. А сейчас положите ваши трубочки.

Клоун: Предлагаю провести соревнование «У кого получится самая большая пенная гора?». По моему сигналу дружно трубочки берем, опускаем в ванночки и дуем. Вы готовы, друзья?

Игра «Самая большая пенная гора?»

Клоун: Раз, два, три, большая пенная гора расти!

(Клоун хвалит всех детей.)

Клоун: Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра. Положите трубочки.

А теперь возьмите крышечку от флакончика и опустите ее в ванночку с раствором, достаньте ее и подуйте. Получаются у вас мыльные пузыри?

Дети: Да.

Клоун: Значит, мы с вами по схеме из книги превращений приготовили раствор для мыльных пузырей с помощью воды и твердого мыла.

Клоун: Закрыли флакончики.

Клоун: Ребята, вспомните, как пузырьки пены держались друг за друга, какие они были дружные. А мы с вами дружные? Давайте покажем зрителям, какие мы дружные и поиграем в игру.

(Клоун берет обручи и с детьми выходит на середину арены).

Физминутка: Игра «Мыло и мыльные пузыри»

Клоун: Вот пузырьки летают и микробы убивают.

Представьте, что вы мыльные пузыри. Посмотрите на обручи - это «домики для мыльных пузырей». (Клоун раскладывает обручи). Послушайте правила игры. Пока звучит музыка, вы свободно двигаетесь по арене. Как только музыка остановилась, вы должны занять любой домик. Домик предназначен только для одного мыльного пузыря. А кому домика не хватило - значит, мыльный пузырь лопнул. Вы готовы? Начинаем!

Игра проводиться2-3 раза.

(Дети подходят к столу, где находятся материалы к опыту №2).

Клоун: Ребята, в книге превращений есть еще один очень интересный способ приготовления мыльных пузырей, вам хочется попробовать его сделать?

Дети: Да.

Клоун: Возьмите, пожалуйста, свои флакончики и снова вернемся к странице из книги превращений, на ней изображена схема приготовления мыльных пузырей. (Внимание на экран). Нам необходимо жидкое мыло, глицерин и вода. Давайте попробуем приготовить раствор для мыльных пузырей по этой схеме. (Дети садятся за стол № 2, выполняют работу, опираясь на схему).

Клоун: Раствор для пузырей подготовили, но ему нужно несколько минут постоять. А пока наши пузыри настаиваются, выходите и мы с вами поиграем в мою любимую игру «На что похож мыльный пузырь». (Дети строятся по краям арены).
- Я буду задавать вопросы, если вы согласны, то хлопайте, а если нет, то топайте. Будьте внимательны! Ну что ж пробуем?!
- Мыльный пузырь похож на апельсин?
-А на мандарин?
-А на яблоки в саду?
- А на рыбки в пруду?
-А на мячик надувной?
- И на шар земной?
-Он похож на телефон?
- А на металлофон?
-А на солнышко в небе?
-А на колесо на велосипеде?
-А на дом?
- А на снежный ком?

Клоун: Замечательно отвечали на вопросы. Предлагаю вернуться к нашему раствору. (Дети возвращаются к столу № 2)

Клоун: Наш раствор готов. Теперь с помощью воронки перельем его во флакончики. Флакончики закрываем. (Дети выполняют задание)

(Звучит песня «Шоу мыльных пузырей»)
Клоун: Внимание! Внимание! Запуск мыльных пузырей!

(Дети под светомузыку устраивают мыльное шоу)
Клоун:

Увлекательное дело – Шоу мыльных пузырей!
Я пузырик разглядел – ни окошек, ни дверей,
Как же радуга тогда забирается туда?

Раз, два, три! Раз, два, три!
Я пускаю пузыри: мыльные, воздушные, ветерку послушные!

Рефлексия

Клоун: Молодцы, ребята! Здорово! Отличные получились у нас пузыри! А это значит, что вы, ребята, замечательные изобретатели! Сами научились и научите других.

Клоун: Давайте вспомним, как мы с вами готовили раствор для мыльных пузырей.

(Дети отвечают).

Итог

Клоун: Молодцы, ребята, вы сегодня были настоящими изобретателями.

А вам хочется продолжения праздника?

Дети: Да!

Клоун: И мы продолжим праздник без сомнения, но только с друзьями в группе. Пусть наши воздушные пузыри летят как можно дальше, выше и радуют всех. Пойдемте, расскажем всем о нашем изобретении и о
веселом празднике. До Новых встреч, друзья!

(Дети под музыку уходят в группу).

Конспект открытого НОД по экспериментированию в старшей группе «Клуб юных исследователей»

Цели и задачи:

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и
особенностями.
- Формировать умение классифицировать камни по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность.

Закрепить умения пользоваться увеличительными приборами при проведении опытов и экспериментов.

Поддерживать интерес детей к опытнической работе.
- Развивать речь и мышление детей, сенсорные ощущения; творческих способностей, с использованием природного материала (камней).
- Обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: шершавый, гладкий, неровный, угловатый, округлый, блестящий, матовый, твердый, прочный, тяжелый.
- Воспитывать бережное отношение к неживой природе

Материалы: Выставка камней и поделок из них, фотографии камней и поделок, магниты, магнитная доска, лупы, кусочки пластилина, пипетки, стаканы с водой, деревянные палочки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, готовые работы ребят из камней в рамках, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, звукозапись «шум моря», музыкальное сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ученый: Приглашаю всех на очередное заседание нашего клуба «Юных исследователей» (звучит музыка, ребята присаживаются за ).

Каждый живущий в мире предмет

Хранит в себе тайну, имеет секрет.

В каменный мир приглашаю войти

Дорогу к разгадкам секретов найти!

Ребята, мы с вами изучили предметы и явления неживой природы. Скажите, пожалуйста, что такое неживая природа?

Ответ ребенка: Неживая природа это все что не двигается, не питается, не дышит, не размножается.

Это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том же состоянии. Предметы, относящиеся к миру неживой природы, имеют ещё один характерный признак – они не нуждаются в питании, никогда не испытывают жажды, не дышат.

Давайте взглянем на наш плакат. Назовите предметы и явления неживой природы.

Ответы детей: Это солнце, космос, планеты, луна, вода, камни, горы, огонь, воздух, небо, снег, газ, гроза, молния, ветер, радуга, почва, дождь и т. д.

Ну что ж, ребята, нас сегодня интересует предмет неживой природы - это камни.

Ребята, а вы хотите узнать про них больше? Для этого, я предлагаю пройти вам в наш экспериментариум, где мы будем проводить эксперименты и опыты с нашими камнями.

(Дети подходят к первому столу)

Опыт № 1. Определение, размера формы и цвета.

Покажите мне самый большой камень и самый маленький.

Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому(10 камней).

Все ли камни одинакового размера?

(Дети: камни бывают разного размера, от самых больших, до самых маленьких)

Определите форму камней.

Возьмите разные камни в руки и скажите, пожалуйста, какую форму они имеют?

(Дети: круглая, овальная, плоская, с острыми углами, с неровными краями)

А теперь выложите камни по цвету, от самого светлого к самому темному.

Все ли камни одинакового цвета?

(Дети: камни разные по цвету)

Проделаем еще один опыт. Попробуем смочить наш камень водой. Возьмем пипетку и капнем на него несколько капель воды, посмотрим, что же поменялось?

(дети: Камень поменял цвет. Когда камень сухой, он был более светлый, матовый. Сырой – становится блестящим, ярким и темнее).

Вывод: камни бывают разными по размеру, форме и цвету.

(дети подходят ко второму столу)

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальцы. Погладьте камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (Дети: У моря)

— Прежде чем ответить на еще один вопрос послушайте вот эту запись. (включаю музыку «шум моря с перекатыванием волной камней»)

Почему у этих камней нет острых углов?

(Дети: Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, обтачиваются края, камешек становится гладким и округлым.)

Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

(дети подходят к третьему столу)

Опыт № 3. Определение твёрдости.

Возьмите камень в руку и сожмите его крепко-крепко. Ну, что, изменил он форму? (нет)

— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

— Что произошло с пластилином? Почему?

— А с камнем? Почему?

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень твёрдый, прочный.

(дети подходят к четвертому столу)

Опыт № 4. Определение температуры.

Наша кожа может быстро определять температуру.

— Ребята, возьмите камень и быстренько приложите его к щеке. Что вы чувствуете? Он холодный или теплый?

(Дети: холодный)

Скажите, пожалуйста, а камень бывает теплым, горячим или только холодным?

(Версии детей)

— Как можно согреть холодный камень?

(Дети: на солнце)

Проводим опыт. Дети греют камень в ладони, затем подносят к щеке поверхность теплого камня.

Где мы можем встретить теплые, горячие камни?

(дети: на каменном пляже, в бане на печке)

Вывод: камни имеют разную температуру, они могут нагреваться и охлаждаться.

(дети подходят к пятому столу)

Опыт № 5. Плавучесть и растворимость в воде.

Сейчас мы узнаем, может ли камень плавать в воде.

Сначала возьмите по одной маленькой деревянной

палочке и поместите её в сосуд с водой. Кто скажет

мне что произошло? Почему деревянная палочка не

утонула, а плавает?

(Дети: версии…….)

— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают.

(Дети: камень утонул, потому что он тяжелее воды)

Еще один вопрос. Растворяется ли камень в воде? Для этого мы возьмем палочку и попробуем размешать камни в воде. Что мы видим? Помутнела ли вода?

(Дети: камень не растворяется в воде)

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые. Камни в воде не растворяются.

(дети подходят к шестому столу)

Опыт № 6. Рассматривание камней через лупу.

— Как называется этот прибор?

(Дети: Лупа.)

— Для чего же он нужен?

(Дети: Увеличивать изображение, рассматривать поверхности.)

— Чтобы лучше увидеть поверхность камня посмотрим на него через лупу.

— Что интересного вы увидели?

(Дети: трещинки, ямочки, углубления, рытвинки, узоры, точки, полоски, неровности, сколы.)

Вывод: камни имеют разную поверхность и свой природный узор.

(дети подходят к седьмому столу)

Опыт № 7. Камни издают звуки. Физкультминутка.

Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

Следующий опыт у нас будет необычным, мы возьмем по два камешка и встанем вкруг. Под музыку попробуем ими постучать, повторяя за мной движения и заодно немного отдохнем.

Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 8. Рисование на камнях.

А теперь, ребята, присаживайтесь за наш круглый стол.

Мы многое узнали о видах и свойствах камней. Камни очень полезный и необходимый материал при строительстве зданий, крепостей, дорог. Их используют мастера ювелирных украшений, украшают сады с растениями, делают поделки, рисуют на них, и украшают ими свои дома. Мы с вами в группе очень много делали поделок из камней, рисовали ими, выкладывая по контуру своего рисунка, расписывали камешки. На последнем занятии мы с вами подготовили заготовки, приклеили клеем наши камни на основу, и нужно было подождать, чтоб клей подсох и камни не сдвигались с места для росписи красками. Сегодня мы закончим нашу работу.

Включаю МУЗЫКУ.

(ребята расписывают свои работы).

Ребята, выходите, пожалуйста, из–за стола, возьмите свои работы.

(Дети читают стихи)


В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге, не нужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий в ладошке лежать.

Тяжелый, большой одному не поднять,

В шахте лежит глубоко, далеко

Машинам добыть их порой нелегко.

Мы камни считали, камнями играли

И даже поделки из них выполняли

Еще по камням босиком мы ходили

На камнях рисунки мелком выводили.

Морские, речные мы камни собрали

Коллекцию в группе дружно создали.

Камень нам в жизни всегда пригодится,

Камнем, ребята, нам нужно гордиться!

А теперь, ребята, подарите нашим гостям ваши каменные рисунки. Спасибо за внимание! До свидания.


Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность.

Цель: Прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи по образовательным областям:

«Познание»

Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы;

«Социализация»

Умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

«Безопасность»

Закрепить правила безопасности при проведении опытов

«Коммуникация»

Развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре.

Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение делать выводы, умение читать схемы

Предварительная работа: чтение стихотворений о воде, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов), наблюдение за водой в аквариуме, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы), предшествующее занятие по ознакомлению свойств воды.

Активизировать словарный запас: прозрачная, бесцветная, жидкая, жидкость, без запаха.

Оборудование: звуки в записи, магнитная доска с изображением схемы свойств воды

Материалы: белые халаты, символы свойств воды на доске, салфетки, для каждого ребенка: три пластиковых стакана, с водой, молоком, пустой; камушки, по кусочку лимона на блюдце.

Ход занятия: 1 часть

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем? Вы должны отгадать:

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В лужи, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Воспитатель: - Правильно, это вода. Сегодня мы с вами поговорим о воде, узнаем много нового, а так же повторим то, что знаем.

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим

Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.

Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)

Посмотрите, ребята, это схема свойств воды, результаты наших опытов мы будем отмечать вот такими символами. На доске: три схемы (вода прозрачная, вода жидкая, чистая вода не имеет запаха).

2 часть Экспериментальная

Опыт 1. «Вода прозрачная» (на определение прозрачности и цвета воды).

Воспитатель: - Ребята, перед вами стоят 2 стакана. Скажите что в них налито? (Молоко и вода.)

Положите в оба стакана камушек. Сравните их, что заметили? В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой – виден?

Вывод. Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ прозрачности воды)

Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

Опыт 2. «Вода жидкая, она льется»

Воспитатель: - ребята, вернемся в нашу лабораторию и продолжим наши опыты с водой, чтобы узнать еще одно интересное свойство воды. Перед Вами два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая). Правильно вода жидкая, ее можно перелить, разлить, вода имеет свойство растекаться, поэтому воду называют – жидкостью. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее можно переливать из стакана в стакан, её называют жидкостью.

Отметим результат нашего опыта.

Опыт 3. "У воды нет запаха"

Воспитатель: - Мы с Вами уже выяснили, что вода не имеет цвета, что вода жидкая, а теперь попробуем выяснить, имеет ли чистая вода запах. Перед вами один стакан с чистой водой, понюхайте чистую воду, чем пахнет чистая вода? А теперь, в другой стакан с водой положите кусочек лимона, понюхайте и почувствуйте запах, чем пахнет вода с лимоном (лимоном). Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Вывод: чистая вода не имеет запаха, вода может пахнуть лишь, тем, что в нее положили.

Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ)

Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы. В спокойном состоянии вода отражает предметы. Чистая вода не имеет запаха. Воду можно перелить, разлить потому что она жидкая, а еще воду называют жидкостью.

Релаксация «Ходят капельки по кругу»

Закрыли глазки. Представим, Я мама Тучка, а вы детки – Капельки, и нам пора отправляться в путь. Капельки наши прыгают, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе. Встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой - пребольшой океан перестраиваются. Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Сейчас я сосчитаю до 3 и вы откроете глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Воспитатель: молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила смайлики, но они разные. Посмотрите все.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость)

Если вам сегодня было легко на занятии, вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика.

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности на тему:
«Учимся показывать фокусы»

Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность
Задачи :
1. Расширить представление детей о свойствах различных материалов (воды, бумаги, магнита);
2. Развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей;
3. Развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий;
4. Развивать связную, диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением, согласовывая слова в роде и падеже;
5. Поощрять детей за умение высказывать и отстаивать свое мнение.

Предварительная работа:

1. Эксперементирование в группе (получение новых цветов и оттенков, путем смешивания красок; скручивание в трубочку узких полосок бумаги с помощью карандаша; определение материалов обладающих наибольшими впитывающими свойствами (вытирание лужи – бумагой, ватой, тканью, губкой); выявление способности магнита – притягивать некоторые предметы) ;
2. Разучивание физкультурной минутки;
3. Изготовление подарков гостям;
4. Обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.

Оборудование:

стол накрытый клеенкой,
шапочки фокусников,
волшебная палочка,
пластиковые бутылки с водой,
гуашь,
кисть,
таз с водой,
бумажные цветы,
стаканчик с цветной водой,
салфетка,
степлер,
карандаш,
металлические ключи,
лист картона с магнитом,
скотч,
предметы из различных материалов.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям погулять по осеннему лесу.
Мы в лесу осеннем целый день гуляли (шагают по кругу, друг за другом)
Любовались травкой (наклоняясь трогают травку)
Воздухом дышали (машут на себя руками)
Под ногами листьями выслана земля (идут на носочках, руки на поясе)
Идем на носочках, ступаем слегка
Вот деревья встали у нас на пути (бег змейкой)
Обежать их надо или обойти
Тучка невеличка
Дождь принесла нам (дети перемещаются свободно по группе)
Побежим под дерево
Спрячемся мы там (один ребенок встает посередине, на корточках дети вокруг него).

Воспитатель: Ребята недавно мы с вами говорили о профессиях.
Давайте вспомним, кто такой фокусник? (Человек, который показывает фокусы)
А где можно увидеть фокусы? (В цирке)
А вы умеете показывать фокусы?
Хотите я научу вас некоторым детским фокусам.
Вы научитесь и покажите их родителям. (Дети садятся за столы)
Давайте наденем волшебные шапочки.
А что у меня в руках? (Волшебная палочка)
Я буду главным фокусником, а вы моими помощниками.
Ваша задача посмотреть фокус и отгадать его секрет.

Фокус №1: «Разноцветная вода»

На подносе в ряд 4 пластиковые бутылки наполненные водой.
Воспитатель: Вот простая вода, какого цвета она? (вода прозрачная)
Воспитатель подзывает двух детей, которые после произнесения волшебных слов: «БЫЛА ВОДИЧКА ПРОСТОЙ, СТАНЬ ВОДИЧКА ЦВЕТНОЙ», после взмаха волшебной палочки, начинают активно взбалтывать воду в бутылках.
После чего вода окрашивается в разные цвета: синий, красный, желтый.
воспитатель: Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета?(дети высказываются)
Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и стала цветной.
Воспитатель проверяет предположения детей на практике. (Кисточкой кладет густую краску под крышку бутылки. Завинчивает и встряхивает ее)

Фокус №2: «Живые цветы»

Воспитатель показывает детям цветок сделанный из бумаги.
Воспитатель: Как называется этот цветок? (Кувшинка)
Воспитатель: Где он растет? (На озере, на пруду)
Воспитатель ставит на стол таз с водой.
Воспитатель: Возьмите по кувшинке, которые вы сами сделали и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «ЭЙ, ЦВЕТОЧКИ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ! ЛЕПЕСТОЧКИ РАСКРЫВАЙТЕСЬ!»
Дети наблюдают за раскрытием лепестков.
Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?
Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения)
Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.
Воспитатель подзывает одного ребенка проверить предположение на практике. (В стакан с окрашенной водой он опускает салфетку, которая быстро впитывает в себя воду.)

Физкультминутка «Цветок»

Наши чудные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают
Тихо засыпают

Дети сидят на корточках. Соединив ладони перед грудью. Начинают медленно вставать, раскрывают руки над головой, раскачиваются и медленно принимают исходное положение.

Фокус № 3: «Послушный ключик»

Воспитатель показывает детям лист картона, подзывает одного помощника, просит его взять ключик и прикрепить к листу картона, куда воспитатель покажет волшебной палочкой (ключик падает на стол)
Воспитатель: Вот какой непослушный ключик. Наверно, нужно нарисовать крючок. Маркером рисует крючок и произносит волшебное заклинание: «КЛЮЧИК, КЛЮЧИК НЕ ЛЕНИСЬ И К КРЮЧКУ ПРИКРЕПИСЬ!»
Помощник с легкостью прикрепляет ключ к нарисованному крючку.
Воспитатель: В чем же секрет этого фокуса? (дети высказываются)
Необходимо подвести детей к правильному ответу: с задней стороны листа прикреплен магнит, который и притягивает к себе металлический ключ.
Воспитатель вместе с детьми проверяет предположения на практике и показывает взаимодействие магнита с различными предметами (дерево, стекло, металл, резина)
Воспитатель: Ребята, вам понравились фокусы?.Вы сможете показать их самостоятельно?
ТИХО ШАПОЧКИ СНИМИТЕ И НА МЕСТО ПОЛОЖИТЕ
Чтобы быть фокусником нужно быть очень внимательным. Сейчас посмотрим, какие вы внимательные.
Воспитатель вешает на доску 2 картинки

Игра «Найди отличие»

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Они одинаковые? (Дети находят отличия, воспитатель прикрепляет их к картинке)
Воспитатель: Ребята, сегодня вы справились со всеми моими заданиями: открыли секреты фокусов и нашли отличия на картинках.Вам было интересно? Надеюсь нашим гостям тоже!
Чтобы жизнь была прекрасной
Чтобы день стал веселей
Преподносим, Вам подарки
Принимайте их скорей

Дети дарят гостям медальоны с кувшинками сделанные своими руками
Спасибо за внимание!