Когда научился читать учеба в школе. Правильное обучение чтению ребенка-дошкольника

Перед родителями старших поколений такой вопрос стоял не остро. Ну, научился дошкольник читать как-то с бабушкой или старшей сестрой, и слава богу, а нет - так получит букварик и будет учиться читать с учителем в первом классе целых полгода. В наше время всеобщего ускорения все развивается быстрее, дети умеют включать компьютер раньше, чем говорить, и при поступлении в школу обязательным является умение читать хотя бы по слогам. В ином случае маленькому ученику будет тяжело угнаться за сверстниками и это может быть одним из первых конфликтов со школой.

Нет единого возрастного критерия для начала обучения. Все строго индивидуально и зависит от общего развития ребенка. Специалисты в области педагогики называют средний возраст, когда дети готовы к началу обучения чтению 4,5-5 лет, но, немало деток успешно учатся читать и в 2-3 года. Общее, на что стоит обратить внимание родителей – это восприятие ребенка окружающего мира в целом.

Итак, первостепенно обращаем внимание на то, как ваш сын или дочь умеет говорить, слышать, различать звуки и передавать их, умеет ли он связно описать событие, как ориентируется в пространстве –«верх-низ, право -лево», не требуется ли ему помощь логопеда. Дело в том, что, отделы мозга, отвечающие за различные процессы, развиваются поочередно. И если начать развивать функцию, которая еще не созрела, можно получить дополнительные проблемы в виде гиперактивности, чрезмерной возбудимости и т.д.

Ни в коем случае нельзя малыша заставлять обучаться. Называть буквы и составлять слова должно быть для маленького ученика увлекательной игрой. Хорошо, даже просто необходимо, с младенческого возраста окружать ребенка книгами. Если яркие, с красивыми картинками книжки станут любимыми игрушками, а чтение сказки или стишка кем-то из взрослых – любимым занятием, то и желание самому научится понимать эти волшебные буквы, станет для ребенка ближе.

Что нужно помнить родителям. Во-первых, не пытайтесь начинать обучение в целях создать гения, что бы хвастаться перед знакомыми «самым умным ребенком», во-вторых, больше читайте с ребенком, учите стишки, развивайте речь, память, моторику, фонетику. Обучающих методик есть множество, поэтому ознакомьтесь сначала с предлагаемыми методами, выберите, что более подходит вам и вашему малышу и начинайте регулярные занятия.

Если вы готовитесь вести ребенка в детский сад, узнайте, как там обстоит дело с развивающими занятиями. Сейчас во многих садиках опытные воспитатели успешно проводят занятия с детками по самым различным методикам, но если вы, по каким-то причинам решили заниматься сами, то в первую очередь, организуйте себя. Ваше обучение будет успешным только в том случае, если оно будет регулярным, если вы будете терпеливы и последовательны.

Вопрос о том, нужно ли ребенка учить читать до школы, актуален, как никогда. Конечно, педагоги не могут заставить родителей самостоятельно заниматься обучением малыша буквам, слогам, а затем навыкам связывать их в слова. Но подумайте сами, насколько проще будет ребенку в школе, если он освоил хотя бы азы азбуки! Конечно, при домашнем обучении чтению давить на дошкольника ни в коем случае нельзя, лучше всего заинтересовать его, превратить процесс в игру.

Чтение – это мощный двигатель развития речи, пополнения словарного запаса. К сожалению, его роль сегодня часто недооценивают, ставя в раздел скучных, но необходимых навыков. Многие мамы жалуются на то, что их ребенка нельзя заставить сесть за книгу даже из-под палки. «Как нам повлиять на ребенка?» - спрашивают они учителя.

В этой статье представлены советы родителям, как начинать учить ребенка читать правильно, не вызывая отторжения и прививая любовь к хорошей литературе.

Нужно ли родителям учить ребенка читать до школы?

Привить ребенку любовь к книгам при обучении чтению в домашних условиях можно только через личный интерес. Взрослые, родители, скажите, как давно вы сами садились отдохнуть не с фильмом, а с хорошей книгой? Подайте пример, читайте сами, и тогда вопрос о том, надо ли учить детей читать, отпадет сам собой.

С другой стороны, если вы читали с ребенком всегда, практически с его рождения, выбирая соответствующие возрасту книги, то проблем с переходом на самостоятельное чтение будет меньше в разы.

Чтобы учить ребенка читать до школы, не нужно навязывать ему этот процесс. Ни в коем случае не преподносите чтение как наказание. Не заставляйте зубрить алфавит или сочетание слогов. Чтобы выучить буквы, достаточно дополнить развивающий интерьер детской комнаты: развесить на стенах буквы и «звуковички», придумать и нарисовать вместе с ребенком историю для каждой буквы.

Используя даже самую простую методику обучения чтению дошкольника в домашних условиях, не обязательно стремиться к идеальному исполнению. Пусть инициатива в рисовании, конструировании и в выдумывании забавных историй о буквах принадлежит ребенку.

Чтобы ненавязчиво обучать ребенку чтению, как советуют педагоги, буквы можно нарисовать, слепить, собрать из конструктора или магнитов. Со временем у буквы появятся соседи, с которыми буква образует слог. Лучше всего наглядное оформление страны «Читальни» совмещать с этапами обучения чтению по букварю.

Как обучать ребенка чтению и расширять словарный запас

Что такое словарный запас ребенка? Это знание основных логических групп, таких как «одежда», «еда», «транспорт», «инструменты» и др. Словарный запас предполагает не просто знание определенного слова, но его использование в правильной форме и в нужном контексте.

Хороший словарный запас облегчает процесс правильного обучения ребенка чтению. Для его развития приобретайте картинки с группами слов. Соорудите магнитную доску или купите готовую. Играйтев игры типа «Лев», «Эрудит» или «Угадай букву». Разыгрывайте театральные представления о слове, о группе слов.

Чтобы учить детей читать правильно, как предполагают азбучные правила, не забывайте про разницу между буквами и звуками. Нарисуйте несколько «звуковичков». Гласный - кругляшок на красных ножках. Согласный - кругляшок в шляпке. Прикрепите их на стенде, расклейте над рабочим столом ребенка.

Кстати, для обогащения словарного запаса педагоги советуют использовать в детской комнате магнитную доску. Выучив букву, составив с ней слоги и слова, вы можете вывесить вместе с ребенком на магнитной поверхности изображения предметов, в названии которых фигурирует буква. Экспозицию на доске можно менять от занятия к занятию, а можно продолжать, оформляя областями, пока ребенок не усвоит значения слов, их групповую принадлежность.

Помните, что организация домашней подготовки к школе проходит играючи, в комфортных для малыша условиях. Рассадите кукол в ряд, установите таймер, скажите, что куклы очень хотят услышать сказку. Записывайте его «чтение» на диктофон.

Как правильно учить ребенка читать, и какие лучше покупать книги (с видео)

Заинтересовать ребенка чтением можно, если взрослые тоже любят читать. В развивающем пространстве детской комнаты обязательно нужно выделить место для книжек. Для малышей располагайте эти полки пониже. Можно приобрести силиконовые полочки, которые повторяют те силуэты, которые интересны дизайнеру: у таких полок нет опасных углов и выступов, которых так боятся все родители.

Не забывайте про освещение. Чтение должно идти только на пользу воображению, мышлению и здоровью. Не допускайте, чтобы ребенок читал в полумраке или лежа.

Еще многие не знают, как правильно выбирать литературу, какие книги можно давать детям, а от каких нужно отказаться.

Но не увлекайтесь. «Азбук в стихах» сегодня предлагается огромный выбор. Какие же книги покупать? Лучше перед покупкой открыть книгу и почитать пару страниц. Если там настоящие стихи, а не рифмованные описания бессмысленного - берите. А если при прочтении чувствуется фальшь и «сюсюканье» - отложите книгу прочь.

Самая распространенная ошибка многих современных детских писателей и поэтов - это отношение к детям как к глупым несмышленышам. Ребенок пусть еще маленький, но уже полноценный человек. Он гораздо быстрее разгадывает в литературе фальшь и неестественность.

Заставить ребенка читать из-под палки не получится. Вернее, результат будет, но его ценность будет невелика. Если человека, не обязательно ребенка, все время заставлять заниматься тем, что, с одной стороны, не понятно, а с другой - кажется сложным, то он возненавидит это занятие. Не заставляйте ребенка учиться! Не отбивайте у него охоту к познанию!

Родители любят сетовать на то, что ребенок не хочет читать вообще, что в доме столько книг, а за чтение приходится «загонять со скандалом». Что же делать, как учить ребенка читать без принуждения? Вот несколько советов:

  • Во-первых , вспомнить, как давно вы сами читали интересную книгу. Как давно вы рассказывали ребенку о том, что прочли, советовали ему интересную литературу? Как давно вы разговаривали о книгах вообще? Не в контексте «садись читать, в школе спросят», а в ситуации: «сынок, а ты читал это или это? Помню, в детстве мне очень нравилось…»
  • Во-вторых , многие взрослые любят «упрощать». Зачем читать что-то серьезное, если вокруг серьезная жизнь? Зачем вообще читать, если каждый вечер хочется забыть о проведенном рабочем дне? Видя такое отношение родителей к книгам, ребенок впитывает его как губка. Особенно если для домашнего чтения ему предлагается стандартная «литература для детей» из учебника.
  • В-третьих , взрослый обязан прочитать то, что предлагает ребенку! Не просто купить книгу, ориентируясь по аннотации, но составить свое представление о литературе, которую читает ребенок. Нельзя заинтересовать ребенка чтением, когда сам «разучился» читать!

Все родители должны твердо усвоить, что важно не только знать, как лучше учить ребенка читать, но и как сформировать у ребенка хороший литературный вкус.

Все дети любят приключения. Они с удовольствием читают книги о таких же ребятах, об их жизни, переживаниях и победах. Они верят в добро, в дружбу и не готовы прощать предательства. Младший школьник - это маленький человек, который получает представление об окружающем мире из того, что прочтет, что скажут близкие люди, что увидит вокруг.

Вот исходя из этих особенностей и стоит подбирать литературу для правильного обучения чтению своего ребенка. Ну и, конечно, необходимо доверять своей памяти. Все, что вы читали, когда были в возрасте своего малыша, может понравиться и ему тоже.

К слову, книгу можно не только купить, но и сделать самим. Чтобы повысить интерес ребенка к чтению, предложите ему вместе написать собственную книгу. Можно использовать готовые сюжеты, а можно включить фантазию и предложить ребенку создать уникальный сюжет.

А теперь посмотрите видео «Учим ребенка читать», где показаны азы методики обучения чтению:

Мирное урегулирование

Мария Вишнякова , детский психолог, vk.com/family.harmony:

«Вопрос достаточно серьезный, ведь в зависимости от ответа последствия будут диаметрально противоположными. Начнем с того, что реакция ребенка на конфликтные ситуации во многом определяет уровень его социальной адаптации. Наше общество в целом весьма агрессивно. Н все дети и не все взрослые отличаются добродушием и демократичностью, и рано или поздно ребенку придется с этим столкнуться. Только вот как он будет действовать в не самых приятных обстоятельствах? «Дать сдачи», то есть оказать физический или словесный отпор обидчику, по сути, означает ответить агрессией на агрессию. Но если взрослые в большинстве случаев отдают предпочтение словесной перепалке, то дошколята спешат тут же затеять драку. Все потому, что у них слабо развита такая черта, как произвольность психики – способность сознательно менять и контролировать свои реакции на окружающую действительность. Это и есть одна из главных причин, по которой лучше не поощрять ребенка давать физический отпор, к тому же он вряд ли сумеет рассчитать свою силу и может сильно поранить задиру.
Что же делать, если вашего ребенка обижают? Все зависит от того, каковы исходные обстоятельства и кто агрессор. Если мы имеем дело с детской площадкой, где вашего двухлетку бьет лопаткой по голове его ровесник, то лучше обходить драчуна стороной. Объяснить малышам, почему обидчик не прав и почему драться нехорошо, не получится. Причинно-следственные связи пока не поддаются их пониманию. Если же вашего ребенка систематически обижают в детском саду, то в первую очередь стоит выяснить, кто это делает, почему и куда в эти моменты смотрит воспитатель. Вы должны помнить, что, пока вас нет рядом, за безопас­ность­­ ребенка отвечают педагоги. Они и должны разрешать конфликтные ситуации непосредственно на месте. А ребенку отдельно стоит объяснить, что люди вокруг разные: кто-то умеет объяснять свои желания и чувства словами, а кто-то нет, поэтому он вынужден драться и толкаться. Последних лучше обходить стороной, не играть с ними, а если они сами подходят, то нужно сообщить им твердым голосом: «Я не хочу с тобой играть. Ты дерешься (или обзываешься)!» Если это не помогает, то стоит попросить помощи у воспитателя. Обратите внимание, что такую стратегию нельзя назвать ябедничеством, о чем часто тревожатся многие папы. Ведь сначала мы настаиваем на разговоре с обидчиком напрямую, а не поощряем ребенка действовать у того за спиной. Но если задира его не услышал, выбора не остается: нужно обращаться к старшим.

Если ни попытки воспитателя, ни беседы с родителями драчуна ситуацию не улучшают, стоит задуматься о смене детского сада, какими бы сложностями это ни грозило, ведь на повестке дня – психическое здоровье вашего ребенка.

Параллельно важно привить дошколенку самую выигрышную стратегию поведения: всегда говорить другим людям, включая детей, о своих чувствах. Обидчику можно и нужно обозначить вслух: «Мне больно! Прекрати меня бить!», «Мне обидно, ты разрушил моего снеговика!», «Я злюсь на тебя, ты сломал мою игрушку!». Защищать свои границы означает в первую очередь уметь о них сообщать. Ребенок учится этому в семье. Если вы дома общаетесь по такому принципу, он автоматически усвоит полезный урок. Также очень полезно проигрывать с малышом сложные ситуации в игре или рассказывать терапевтические сказки, где описываются всевозможные конфликты и даются мирные способы их разрешения. Такие сюжеты можно сочинять самим, максимально приблизив их к ситуации, с которой столкнулся ваш ребенок. Все, что кроха проигрывает вместе с вами, он словно проживает сам, получая таким образом новый опыт. Когда в запасе у него будут разные варианты поведения в конфликтной ситуации, драка окажется последним пунктом в этом списке. А со временем он начнет понимать, что далеко не всегда проблема в нем или в его поведении.
Если вашего сына или дочь обижают в начальной школе, то ваша линия поведения должна быть такой же, как и в детском саду, но есть и некоторые нюансы. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы провести с ним мягкий разговор по душам. Ваша цель – вместе выяснить в ходе беседы, когда это началось и по какой причине ему дали обидное прозвище. И обязательно предложите своему чаду вспомнить, какой поступок он совершил накануне. Сделать так необходимо, чтобы дать ему возможность осознать: дразнилки редко рождаются на пустом месте. Однако при этом вы должны всегда оставаться на стороне ребенка. И будет хорошо, если именно вы научите его разным «отвечалкам», которые существуют в любой детской субкультуре. Например: «Кто обзывается, сам так и называется», «От такого же слышу». Совсем иначе придется действовать в том случае, если вашего ребенка обижают ребята из старших классов. Лучше вмешаться сразу. Сначала необходимо поговорить с учителями, потом с родителями обидчиков, если потребуется. Дома папа может показать сыну эффективные приемы самозащиты. Это мальчика только закалит и придаст ему мужественности. Если у вас дочь, вы должны незамедлительно дать понять обидчикам, что девочка находится под вашей защитой и что с ней так вести себя нельзя».

Адекватная реакция ­

Евгений Идзиковский , семейный психолог:

«Ребенка целесообразно все-таки обучать так, чтобы его представления о мире совпадали с реальностью, какой бы она ни была. Собственно, именно поэтому дочерей и сыновей мы учим разным вещам. «Дай сдачи!» – формулировка правильная, но только для мальчика. Она приучает парня защищать свои границы. Знаю, многие воспитатели и учителя со мной не согласятся, ведь они часто просят родителей не учить ребенка давать сдачи. Но это глупо. Любое поведение, которое в принципе соответствует сложившимся обстоятельствам, нормально. Ненормально другое: продавать ему идею, что он должен терпеть и сдерживаться в те моменты, когда другие этого не делают.

честный бой

Всех детей, независимо от пола, с самого начала важно учить не бить никого по лицу и по голове. Но нужно также понимать, что оценивать силу собственного удара и его последствия мальчики и девочки начинают ближе к 14–16 годам. В этом возрасте полезно объяснять подростку, какие точки на человеческом теле наиболее уязвимы, какие приемы разрешены, а какие должны остаться под запретом, если угрозы для жизни нет. А сыновьям примерно с 12 лет стоит объяснить, почему разъяренных девушек нужно «блокировать» и «удерживать», а не бить в ответ.

Когда вы учите чему-то ребенка, полезно не забывать, что это ваш ребенок, и его здоровье и психика для вас важнее, чем здоровье и психика других детей. Решите для себя, чего вы хотите: чтобы ваш сын в опасной ситуации растерялся и не знал, что делать? А так может случиться, если вы последуете советам педагога и будете учить его сдерживать свою агрессию и не вступать в драку. Или будет лучше, если он подерется с кем-то, его попросят так не делать больше, а он ответит: «Ну, не знаю, не знаю»? Самое социально адекватное поведение какое только возможно, если его емко писать в одной фразе: действуй по ситуации. Подразумевается, что пока конфликт словесный, защищай себя словесно, а если тебя ударили – не стой сложа руки, ведь это просто опасно. Безусловно, важно учить детей не оскорблять людей без причины и не бить никого первым просто так. Но жестких ограничений ребенку давать не нужно. В жизни вполне может возникнуть ситуация, когда физическая агрессия будет адекватным ответом на нефизическую агрессию. Ребенок, конечно, сам идеальный путь не выберет, но пока он этого делать не умеет, не стоит загонять его в жесткие рамки. Иначе он усвоит однобокую модель поведения и не научится гибкости, которая важна для принятия единственно верного решения в экстремальной ситуации. Некоторые психологи советуют учить детей так: «Первым не бей!», но это как раз ограничивающая фраза, я бы не стал ее употреблять. Ставить рамки не следует сразу по нескольким причинам. Во-первых, подавлять эмоции вредно. Мы биологически так устроены, чтобы свои эмоции проявлять, особенно гнев, злость и агрессию. В ситуации, когда ребенок не может дать сдачи, когда его заставляют прогибаться, он чувствует себя униженным и оскорб­ленным. Но сделать ничего не может. Как бы он ни поступил, он все равно проиграет: если сдержится, будет чувствовать себя паршиво, если ударит – его отчитают. Такую ситуацию безвыходности каждый мальчик переживает очень тяжело. Возможно, именно поэтому современные папы, которые сами в детстве прошли через похожие испытания, учат своих детей давать сдачи. То есть учат их вести себя адекватно. Во-вторых, если некоторым детям постоянно запрещать драться, может случиться так, что в какой-то момент они взорвутся, схватят стул и проломят сверстнику голову. Кстати, такие случаи далеко не редки. Лучше, когда конфликт все-таки не доходит до точки кипения. Просто не нагнетайте обстановку. В обычной детской драке до перелома дойти очень тяжело. Дошколята и даже школьники начальных и средних классов сильно ударить не могут, у них масса тела слишком маленькая. Так что если ваш ребенок даст кому-то сдачи, ничего страшного не произойдет. Плохо будет тому, кто напал. И в этом случае у меня нет большой жалости к обидчику. Абсолютно естественно, когда человек ощущает на себе последствия собственного поведения. В следующий раз, может быть, больше так делать не будет. Кстати, если по заслугам получит девочка, для нее это будет еще полезнее. В тот момент, когда девочка начинает драться, она перестает быть девочкой и становится агрессором. И ее надо ударить. Это просто нормально. Еще не стоит забывать, что, если мальчика будут постоянно атаковать задиристые девочки, а его будут принуждать терпеть эти издевательства, это может негативно повлиять на его сексуальную ориентацию. Вам это надо?

с ранних лет девочек необходимо учить уважать чужую физическую силу. пусть риск оказаться в нокауте за словесные оскорбления у девушки и невелик, дамы всех возрастов должны четко понимать: джентльменов провоцировать не стоит. Все же, вероятность встретиться с мужчиной, которого социальные рамки не смущают, существует всегда.

Разница между мальчиками и девочками существует, но в другой плоскости. Если девочки дерутся между собой, это одно дело. Здесь работают те же установки, что и для мальчиков: дать сдачу подружке – это правильно, потому что так ты защищаешь свои границы. А вот с мальчиками лучше не связываться. По той причине, что девочка физический конфликт не выиграет. И бессмысленно обучать ее тому, в чем она не преуспеет. Да, пока дети маленькие, теоретически силы равны, но если вы приучите дочь драться с мальчиками, рано или поздно для нее это закончится плохо. Если же конфликт затянулся и девочку систематически обижают сверстники, лучше приучить ее не бить в ответ, а решать вопрос социальным способом: рассказать о проблеме взрослым. Кстати, мальчику о такой тактике поведения тоже нужно поведать. Конечно, нужно учить детей договариваться и решать конфликты самостоятельно, но если не получается, они должны обратиться за помощью к старшим».

12664

любой нормально развивающийся ребенок именно в дошкольный период начинает проявлять интерес к буквам () и к процессу чтения и письма () и задача родителей поддержать и удовлетворить этот интерес.

другой вопрос, как это сделать? существует множество методик - , динамические , развивающая и т.д. все эти методики подробно описаны и доступны для изучения.

традиционным методом обучения был и остается звуко-буквенный метод (или как его еще называют – звуковой), при котором мы видим буквы, соотносим их со звуками и складываем в слоги, а затем в слова. по этому методу, ребенку, как вы понимаете, сначала нужно выучить буквы (не обязательно все), а затем научиться прочитывать их в слогах и словах.

изучаем буквы и звуки

к 2-4 годам дети начинают интересоваться буквами. буквы для ребенка - это абстрактные, ни с чем не связанные значки. и чтобы ребенок смог их запомнить, он должен иметь возможность играть с ними, чувствовать их, слышать и видеть. поэтому знакомство с буквами должно происходить в непроизвольной форме: раскрашиваем буквы, соединяем их по точкам, пишем мелом на асфальте, палочкой на песке; лепим буквы из пластилина, выкладываем из пуговиц, шнурка или счетных палочек; сворачиваем из проволоки, находим на магнитной доске; обводим по трафаретам; запоминаем по азбуке, узнаем большие буквы в ; показываем буквы на уличных вывесках и т.д.

развесьте буквы по всей квартире! периодически просите ребенка отыскать ту или иную букву или, наоборот, назвать показываемую вами букву.

таким неосознанным образом к четырем-пяти годам большинство детей знают уже 10-15 наиболее употребляемых букв (а, о, у, и, н, м, г, п, в, д, т, р и др.). только следует называть не буквы [эм] или [бэ], а звуки [м], [б]. т.е. когда мы говорим буква «м» или «б», мы все же имеем в виду звук [м] или [б]. это связано с тем, что ребенку потом будет трудно понять, как из звуков [дэ] [о] [эм] получается слово «дом».

мало кто из родителей, обучая своего ребенка чтению, объясняет ему, чем отличаются буквы (это то, что мы пишем и видим) от звуков (то, что произносим и слышим), как узнать гласные («поются») и согласные звуки, какие бывают согласные звуки (твердые, мягкие, звонкие, глухие), сколько звуков в слове, а сколько букв и т.д. и все же, не зная всех этих понятий, дети начинают читать! значит, изучение гласных и согласных никакого отношения к чтению не имеет. поэтому не стоит «загружать» детей звуко-буквенным анализом. с этим им еще предстоит столкнуться в первом классе. однако учить выделять последовательность звуков в словах - надо. иначе ребенок не сможет понять структуру слова и будет испытывать трудности при записи слов.

к 5 годам большинство детей начинают проявлять интерес к чтению, например, пытаются читать вывески на магазинах или делают вид, будто читают книгу. в таком случае можно попробовать начать учить ребенка читать. но будьте осторожны: обучение чтению – довольно однотипное и монотонное занятие, и дети часто теряют к нему интерес. поэтому все должно происходить в игре. в помощь родителю и ребенку желательно выбрать подходящее интересное, грамотно составленное, обучающее пособие.

выбор пособия

это довольно не просто - выбрать среди множества , азбук, рабочих тетрадей, книг с наклейками, настольных игр, которые призваны научить ребенка читать, именно то, что нужно вам и вашему ребенку!

при выборе пособия обратите внимание на следующие критерии:

Задания в пособии должны располагаться по принципу «от простого к сложному»: сначала чтение слогов, коротких слов, длинных слов и, наконец, предложений.

Подача материала - в игровой форме: яркая и эмоционально насыщенная. но в то же время есть «что почитать» - ведь для совершенствования навыка чтения нужны систематические тренировки.

Материал в пособии должен способствовать расширению словарного запаса, развитию познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения), речи.

Иллюстрации должны быть выполнены в спокойной цветовой гамме, не отвлекающие от чтения и не подсказывающие названия слов. с этой целью слова могут располагаться вверху страницы, а все предметные картинки к этим словам - внизу.

Шрифт должен быть крупный, постепенно уменьшающийся; на первых этапах слова разделены на слоги.

содержание занятия

занятие должно состоять не только из чтения слогов, слов или предложений. необходима смена видов деятельности: почитали, написали буквы или слова, что-то закрасили, полепили, выполнили задание на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), подвигались и т. д.

время занятия

выбирайте подходящий момент для обучения. ребенок должен быть в хорошем настроении и не уставшим. помните, чтением с ребенком 4-5 лет надо заниматься не более 5 минут, 5-6 летним – 10 минут, 6-7 летним – 15 минут. как только вы заметите, что ребенок отвлекается, прекратите занятие, даже если еще не прошло отведенное время.

поддерживайте ребенка

для ребенка важно внимание к его деятельности. он будет с большим удовольствием заниматься, если вы будите принимать непосредственное участие в его занятиях и будете радоваться его успехам. в конце занятия обязательно похвалите ребенка за его «работу», отметьте достижения. не бойтесь перехвалить! хвалите и хвалите.

давайте навыку чтения закрепиться

бывает, что ребенок научится читать слоги, но никак не может соединить их в слова. наберитесь терпения: значит, ребенок еще морально «не готов», всему свое время. также полезно делать однодневные перерывы в занятиях, а после 3-4 недель даже недельные перерывы! это позволит материалу лучше усвоиться. и вы увидите, что после отдыха ребенок начнет читать значительно лучше.

воспитывайте читателя

обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы. каждодневное чтение приобщает ребенка к книгам, показывает, как это интересно и полезно - уметь читать.

и наконец, самое главное: как же правильно начать обучать ребенка чтению?

обучение чтению ведется по следующему сценарию «от слогов к текстам»:

чтение слогов с первой гласной а, о, у, ы, э, и (обратные слоги) (аг, аб и т.д.). ребенку нужно назвать буквы в слоге по порядку «а, м» - «ам». для этого ребенок тянет первую букву, пока не сможет присоединить к ней вторую букву: ааааааааам.

на первых порах вторая буква в слогах должна быть фиксированной: ас, ос, ус. ребенок будет уже готов к тому, что вторая буква всегда с. далее усложняем упражнения: делаем в слогах фиксированной первую букву, например: аб, ав, ан.

примеры слов: ус, он, ам, уж, ав, ох, ах и т.п.

чтение слогов-слияний с гласными а, о, у, ы, э, и.

для начала можно играть в игру «угадай слог». вы спрашиваете ребенка: «какой слог получится, если соединить «б» и «а» (ба), «в» и «о» (во)?» на следующем этапе показываете на слог и пропеваете с ребенком хором слоги с одной фиксированной гласной (га, ба, ма и т.д., потом го, бо, мо). затем ребенку нужно самому учиться прочитывать слог: «тянуть» первый согласный звук и, когда он увидит гласную, с которой он соединяется, прочитать слог. постепенно ребенок научится видеть сразу две буквы. но если ваш ребенок все же читает не по слогам ма, а по буквам м а - ма – не переживайте. просто навык еще не закрепился. через пару недель он перейдет на слоговое чтение.

примеры слов: на, му, но, пи.

простые для чтения трехбуквенные и четырехбуквенные слова.

на этом этапе важно научить ребенка читать примыкающую букву в слогах типа ро-т. ребенок читает первый слог, запоминает его и проговаривает оставшуюся букву. трудность может заключаться в том, что ребенок будет читать не [т], а [тэ] – мягко поправляйте его. при чтении слогов типа и-ра, ка-ша нужно прочитать первый слог, запомнить его, прочитать второй, запомнить, а затем соединить в единое слово. если при чтении ребенок встречает букву и не помнит, как она называется – предложите обратиться к азбуке или сами напомните ему. в такой забывчивости нет ничего страшного: постепенно ребенок запомнит все буквы. предлагайте ребенку читать одни и те же слова по несколько раз. ведь дети любят делать то, что они уже умеют.

пример слов: кот, ира, сук, зуб, рак, оса, мыло, коза, губы.

чтение слов с обратными слогами (ут-ро, ок-но и т.д.) .

примеры слов: овца, утка, изба, игла.

чтение слогов-слияний с йотированными гласными е, е, ю, я.

примеры слов: ме, бе, мя-у.

чтение обратных слогов с йотированными гласными е, е, ю, я.

ребенок называет первую букву, которая в данном случае будет состоять из двух звуков [йэ] [йо] [йу] [йа] и примыкает согласную.

примеры слов: еж, ем, юг, ян.

сложные для чтения слова.

особую трудность вызывают слова типа с-то, г-рад. ребенку нужно назвать примыкающую букву, а затем оставшийся слог.

примеры слов: слон, стол, волк, хлеб, спал, парта.

чтение длинных слов (кар-тош-ка).

слова читаются по слогам.

примеры слов: молоко, машина, восток, телефон.

чтение адаптированных предложений.

если ребенок читает неправильно окончание слова или немного коверкает прочитанное, но, тем не менее, понимает смысл – не исправляйте его неточности. это будет расстраивать чтеца. главное, чтобы он понял, о чем прочитал. а погрешности уйдут сами собой.

чтение коротких адаптированных текстов.

адаптированные тексты - это небольшие, простые для восприятия произведения. детям должно быть интересно читать такие рассказы, они должны затрагивать эмоциональный мир ребенка. на начальных этапах сами прочитывайте ребенку произведение, а если оно длинное, то прочитывайте только его начало. это поспособствует заинтересованности ребенка. затем предложите малышу самому прочитать текст. после прочтения произведения задайте несколько вопросов по тексту.

после обсуждения текста предложите прочитать еще раз. вряд ли ребенок сможет пересказать прочитанный текст. он еще для этого слишком медленно читает. чтобы не отбить охоту к чтению – не заставляйте ребенка читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты.

начинаем писать

на протяжении всего процесса овладения навыком чтения необходимо учить ребенка написанию слов, так как это помогает устранить затруднения при обучении чтению. нужно научить ребенка выделять в слове последовательно каждый звук. для этого полезно проводить игры «какая первая буква в слове», «какая последняя», «какая буква идет после д или стоит перед к» и т.д. затем нужно учить ребенка делить слова на слоги, выделять в слоге каждый звук и обозначать его буквой.

все дети развиваются по-разному. одни к поступлению в первый класс научатся читать только слоги, другие - слова, третьи - предложения. бегло, выразительно читать и при этом понимать и усваивать прочитанное - это конечный результат, которого дети достигают, уже обучаясь в школе. но так даже лучше - иначе ребенку будет слишком просто в первом классе, и он утратит интерес к учебе.

Материал к занятию.

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение А чков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.