Конспект познавательного занятия в младшей группе «Маша варежку надела. Потешки для одевания и пеленания

Всегда радуюсь, когда в сообщество приходит неожиданный отклик, который так и просится в нашу рубрику "По следам старых постов". Вот и на этот раз пришел комментарий к посту трехлетней давности о книге воспоминаний А.Соколовского . Александр Соколовский - сын известной поэтессы Нины Саконской и сам детский писатель.
Представьте, что значит вдруг прочитать: "Надо же, их ещё помнят:) Соколовский и Саконская - мои родственники, правда, не по прямой - моя прабабушка Мария Павловна является родной сестрой Нины Саконской. Ей-то поэтесса и посвятила своё знаменитое стихотворение «Где мой пальчик?»:
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!

Здесь Саша Соколовский чуть младше, а на обороте - автограф Нины Павловны:

Попробую расшифровать надпись:
"Дорогим сестричкам Муре, Леле, Муре. Наш Леленька 2 лет 1 месяца. Уши торчат по вине фотографа (оговорка папаши, кот. боится, что вы не найдете сына красавцем). На этой карточке по-моему он очень похож выражением лица и меньше похож чертами.
Ваша Тоня
(Настоящее имя Нины Саконской - Антонина. - Прим .)
Сентябрь 27 г.
Москва".

И еще один снимок - из последних фотографий Нины Павловны Саконской:

А теперь история семьи.

"Это - Александра Герасимовна, урождённая Маклыгина. Это ей поэтесса Саконская, дочь, посвятила проникновенные стихи:
От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим ее
Как хорошего друга
За то, что у нас
С нею все сообща,
За то, что когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим ее и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою —
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце свое.
И просто за то,
Что она наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим ее.
Что касается истории семьи… как и у всех - было всяко-разно…
Александра Герасимовна Маклыгина родом из Красноярского края. Говорят, что по матери у неё - немецкие корни. В семье было ещё несколько сестер. И был достаток. Поэтому, когда к юной Александре посватался… какой-то неблагонадёжный элемент, сосланный в Сибирь по политической статье, семья была в шоке. Когда-то Павел Александрович Грушников работал в одесской газете и недвусмысленно симпатизировал революционерам. В конце 19 века ничего хорошего из этой симпатии не вышло: Павла объявили в розыск. По этой причине он менял свою фамилию, пытаясь замести следы. Остановившись на фамилии Грушман (дело-то происходило в Одессе) он, вероятно, потерял бдительность и попал в руки стражей порядка.
Несмотря на своё незавидное положение, Павел сумел убедить родственников любимой девушки, сказав, что собирается отправиться в Баку, чтобы заняться серьезным делом - на рубеже веков в этом городе расцветала нефтяная отрасль. Антонина Павловна (в будущем Нина Саконская - прим. ) , старшая из шести детей, родилась в 1896 году ещё в Красноярском крае. Но позже семья всё же переехала в Баку. Павел Александрович, обладая, как выяснилось, недюжими способностями, вскоре преуспел в нефтяной сфере, разбогател и стал владельцем двух нефтяных компаний (со слов моей, ныне здравствующей, бабушки - внучки Павла). Пытаясь это как-то проверить, я нашла в инете «Протокол Общего собрания членов Общества "Детская больница", состоявшегося в пятницу 27 марта 1915г. в зале Городской Думы г. Баку». В этом любопытном документе говорится, что присутствовавшие 22 члена Общества - это уважаемые или весьма состоятельные люди города Баку, желающие оказать меценатскую помощь и построить на свои средства детскую больницу. В 1915г. в Общество входили 124 чел., из них 14 - почетных, 35 - пожизненных и 75 - действительных членов. Например, всем известный Нобель оказался в этом списке пожизненным членом. А наш П. А. Грушман - действительным.
В семье было пять дочек: Мария, Антонина, Оля, Нюра, Валя и сын Сергей. Все дети получили прекрасное домашнее образование: знали несколько европейских языков, пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах. Семья вообще была очень музыкальна: сам Павел Александрович был самородком - не зная нотной грамоты, он мог играть на всех музыкальных инструментах, которые ему попадались. И прекрасно пел! Неудивительно, что четверо из его детей выбрали музыкальную стезю. В том числе и поэтесса Н. Саконская, его дочь. (Позже музыкальное образование очень пригодилось ей в военную пору, когда в эвакуации она давала уроки музыки и тем спасла себя и своего сына от голода).
…Но вот грянула революция… И всю семью из собственного двухэтажного особняка в центре Баку новая власть выгнала на улицу. А нефтекомпании Павла Александровича национализировала. В то же, примерно, время в возрасте 45 лет умирает его жена - Александра Герасимовна. Павел Александрович от всех потрясений теряет рассудок. И новая власть ему подыграла - бывшего нефтяного магната, а ныне жалкого умалишенного схватили на улице, отправили в дом для душевнобольных и вскоре просто сгноили там. Со слов его дочери, незадолго до смерти он пел перед заключенными свои любимые песни, и пел, как всегда, прекрасно!... Эта история ещё долго будоражила обитателей больницы.
…Дети остаются одни. Без крова и хлеба. Но, чудесным образом, детей спасает их же прислуга - кухарка. Семья была добра к ней, и эта женщина в трудную минуту протянула руку помощи. Она перевезла детей к себе в подвал, в котором обитала сама, а спустя время открыла в Баку столовую с домашней кухней - сестры Грушман быстро выучились готовить и вовсю помогали своей спасительнице.
Позже сестры разъехались кто куда (а об их брате - отдельная история, тоже интересная, но как-нибудь в другой раз). И вот однажды (уже, думаю, в начале тридцатых годов)… Однажды этих сестер приглашают в НКВД! Что случилось? Молодые женщины шли, не чуя ног от страха. Оказывается, незадолго до революции любящий папа застраховал всех своих детей, для чего в английском банке открыл на каждого счет. И теперь английская сторона искала тех людей, кому они должны выплатить проценты. И, о чудо, эту валюту сестры действительно получали какое-то время и тратили в торгсинах. Покупали, в основном, еду, но и на одежду тоже оставалось.
Однако, страх за семью остался у каждой из сестёр на всю жизнь - моя прабабушка, будучи уже в преклонном возрасте, рассказала дочери и внучке историю семьи как она есть".

Марина Владимировна Хохлова
Конспект НОД в группе раннего возраста «Маша варежку надела»

«Маша варежку надела… »

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» .

Задачи :

Познакомить детей со стихотворением Н. Саконской «Где мой пальчик?» развивать память.

Используя малые фольклорные жанры, продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира – варежками , перчатками.

Вводя новые знания о цвете, материале, назначения предметов одежды, обогащать сенсорную культуру.

Речевое развитие.

Учить понимать речь педагога, побуждать детей отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.

Вызвать желание проговаривать отдельные слова и фразы.

Расширять словарный запас детей за счёт использования прилагательных, обозначающих цвет, материал, форму предметов.

Художественно – эстетическое развитие.

Закреплять умение рисовать пальцем, ритмично наносить узор.

Физическое развитие.

Формировать у детей потребности в двигательной активности.

Материал :

Корзина с разноцветными клубками шерстяных ниток, несколькими парами варежек разного цвета и узора, пара вязаных перчаток вырезанные из цветной бумаги заготовки в форме варежек , гуашь для рисования узоров (на каждого ребёнка, кисти и баночки с водой.

Словарная работа :

Нитка, клубок ниток, клубки, клубочек, смотать нитки в клубок, размотать, вязать, вязаные, спицы, крючок, варежки , перчатки, надевать , тёплые, мягкие, шерстяные.

Ход занятия:

Воспитатель (в костюме бабушки)

Игровая мотивация.

Я – бабушка. Ребятки посмотрите, что я принесла в корзинке. (Раздаёт клубки детям) . Это клубки ниток. (дети внимательно рассматривают) . Тимур, какого цвета у тебя клубок? А у тебя Даша? И т. д (ответы детей) . А можно ли покатать клубок? (катает клубок по столу) . Можно ребятки, потом что клубок круглый, у него нет уголков. (предлогает детям покатать.) На что похожи клубки? (Синий похож на мячик, красный на спелое яблоко, а жёлтый на солнышко.) В клубок смотаны нитки. (Разматывает и снова сматывает нитки. Дети пытаются повторить действие воспитателя.) Эти нитки шерстяные. А что можно связать из шерстяных ниток? (ответы детей) . Вы знаете, чем вяжут ваши мамы и бабушки? Правильно, спицами и крючком. Варежки обычно вяжут спицами это такие длинные тонкие палочки. Посмотрите, как я это буду делать. (Вяжет несколько рядов.) У меня получились вот такие варежки . (достает из корзины пару варежек и раскладывает на столе.) Ребятки, а зачем нам нужны варежки ? (ответы детей) .

Дидактическая игра «Найди пару» .

В моей корзине много варежек , и они все перепутались. (Показывает) . Найдите одинаковые по цвету и узору варежки и разложите их по парам. (Дети выполняют задание.) Потрогайте варежки , приложите их к щеке – они мягкие, связанные из шерстяных ниток, и значит они шерстяные. Наденьте их на ручки – они еще тёплые.

А теперь ребятки отгадайте загадку :

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (Ответы детей.)

Правильно ребятки, это пальцы в варежке .

Чтение стихотворения.

А теперь, послушайте стихотворение «Где мой пальчик?» :

Маша варежку надела

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла .

Поглядите-ка нашла!

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь? (Н. Саконская )

Беседа с детьми по содержанию произведения.

Как вы думаете, почему у Маши пропал пальчик? У вас такое бывает? (Ответы детей.) Что ещё надевают на ручки , чтобы они не мёрзли? (достает из корзины пару перчаток, показывает детям.) Правильно это перчатки. Перчатки по форме похожи на варежки ? Нет, потому что в перчатках есть отдельные «комнатки» для каждого пальчика.

Отгадывание загадок.

- Послушайте загадку :

Пять пальчиков – пять чуланчиков,

Каждому пальчику – свой чуланчик.

(ответы детей.) Правильно, это перчатки. Варежки и перчатки нам нужны, для того чтобы наши ручки не мерзли.

Пальчиковая гимнастика. «Моя Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я

Вот и вся моя семья!

Рисование «Красивые варежки » .

У наших кукол нет варежек , скоро зима у них могут замерзнуть ручки. Давайте мы поможем им и сделаем с вами красивые варежки . (Раздает детям бумажные заготовки. Дети рисуют узоры на варежках ).

Какие вы молодцы, я уверена, наши куколки будут довольны вашими работами.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми смотрят все работы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ОО «Познание» с детьми младшего дошкольного возраста «Кукла Маша идет к нам в гости» Цель: Систематизировать знания детей о правилах столового этикета. Программное содержание: Закрепить знание детей о элементарных правилах.

Конспект НОД по рисованию «В некотором царстве» в группе раннего возраста Тема: «В некотором царстве» Цель: учить детей рисовать по мотивам знакомых сказок Задачи: Учить детей создавать выразительный образ колобка.

Конспект НОД «Мебель» во второй группе раннего возраста НОД тема: Мебель. Возраст II группа раннего возраста Цель: - вызвать интерес к предметам ближайшего окружения-мебели. - способствовать появлению.

Конспект НОД в группе раннего возраста «Кошечка к нам пришла» Конспект НОД в группе раннего возраста на тему «Кошечка к нам пришла».

Конспект НОД в группе раннего возраста «Домашние животные и их детёныши» Конспект НОД в группе раннего возраста


Валя вырастет большая,
Будет в золоте ходить.
Всех мамок и нянек
Подарками дарить.
Старых старушек - обносочками,
Молодых молодушек - ленточками.

***

Даша варежку надела.
"Ой, куда я пальчик дела?"
Даша варежку сняла,
Посмотрите-ка, нашла!

***

Как по улочке
Из переулочка
Бежит серенький каток,
Отморозил коготок.
Шубка на нем
Заиндевела,
Брови и усы
Позакуржавели.
Не ходи, кот, босиком,
Ходи в валенках,
В рукавицах ходи,
В теплых варежках.

***

Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки – царапки.
На перинку,
На простынку,
Не на край – на серединку
Положили голыша,
Завернули крепыша!

***

Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
-Поглядите-ка нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?

***

Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.

***

Тетка Агашка,
Cшей мне рубашку!
Надо нарядиться -
Едем прокатиться!

***

У нас Ванечка один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.

***

Тушки-тутушки,
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки.

***

У нас в переулке сапожник живет,
Детишкам ботинки он чинит и шьет.
Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук-тук (произнося эти слова, постукивайте по ботинку ребенка)
С утра и до ночи он чинит ботинки,
Чтоб были как новые после починки.
Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук-тук (снова постучите по ботинку)

***

Мы с тобой пойдем гулять.
Будем с детками играть.
Чтобы Катенька моя
Не замерзла никогда.
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Кати на макушке.
А на шейку шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Катенькин любимый.
Станешь ты, как гномик,
Цветик мой, родной!
Посажу тебя в коляску,
И поведаю я сказку.

***

Раз, два, три, четыре, пять -
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

Маша варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь,
и найдёшь!
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?

Бежит серенький коток,
Заморозил коготок.
Не ходи, кот, босиком,
Ходи в валенках,
В теплых варежках.

А вот это - варежки
Для тебя и Ванюшки.
Носят варежки зимой,
Когда ветер ледяной.

Капутикян С.

Чтобы ручки не замерзли
Надо варежки надеть.
И тогда мороз не страшен!
Они ручки будут греть.
Вот тогда руками можно
И лопатку подержать,
И снежок слепить из снега,
И с друзьями поиграть!
Вот тогда за руку маму
Можно смело повести,
Чтобы мама не боялась.
Знала чтоб, куда идти.
Чтобы ручки не замерзли
Варежки надену я.
Пусть у ручек будет домик.
Ручки варежкам – друзья!

Потерялась варежка
Маленькая Варюшка
Потеряла варежку –
Варежку пуховую,
Совершенно новую.
Горько плачет Варюшка:
— Где же моя варежка,
Варежка зеленая,
Бабушкой дарёная?..
Что скажу я бабушке?..
Что скажу я маме?..
— Ах ты, Варя-Варюшка,
Вот же твоя варежка,
У тебя в кармане!

Ладонщиков Г.

Ветер вихри закручивал,
Вьюга выла, визжала…
Одинокая варежка
На дороге лежала.

Одинокая варежка
Вся промерзла, промокла,
Вместе с вьюгою варежка
Билась в двери и стекла.

Подберу-ка я варежку,
В тёплом доме согрею,
Положу её, стылую,
На свою батарею.

Напишу объявление
На листке, посерёдке,
Потерявшему варежку
Сообщу о находке.

Пусть читают прохожие
На столбе, возле парка,
Где висит объявление:
«Потерялась овчарка…»

Я надену рукавички —
Две весёлые сестрички…
Буду хлопать я в ладоши,
День морозный и хороший!

Пригоцкая С.

Бабу снежную лепила
Света в садике сама,
Только пальчики застыли,
Заморозила зима.

Подошел Андрей к сестричке,
Говорит серьёзно ей:
— Как наденешь рукавички,
Будет пальчикам теплей.

Света варежки надела,
Это сразу помогло:
Ручки Светины согрелись
Стало пальчикам тепло.

Парошин А.

Маленькая рукавичка,
Моих пальчиков сестричка,
На прогулку собирайся,
На ручонку одевайся.

Чупурова Н.

Чтобы ручки защитить
Нужно варежки носить.

Ох уж эти рукавички —
Непослушные сестрички!
Пропадают постоянно
С батареи, из кармана,
Только выпустишь из рук —
Исчезают как-то, вдруг!
Я хватаю их за спинки —
Пришиваю их к резинке!
— Доигрались, рукавички,
Непослушные сестрички —
Шерстяные, вязанные?!
Вы теперь наказанные!

Тетушка Ау

В варежках будет тепло и прелестно.
И сей ладошке просторно, не тесно.
Пошевелить может пальцами всяк.
Если их сжать, выйдет классный кулак.

Поделился шёрсткой
Пудель после стрижки
И связали варежки
Одному мальчишке.
Каждую он гладит
По кудрявой спинке
И гулять выводит
Только на резинке.

Симбирская Ю.

Чтобы ручки защитить
Нужно варежки носить.
Рукавицы сберегут маникюр и кожу
И от грязи защитят рукавицы тоже.

В окна стучится холодная вьюга,
Бабушка варежки вяжет для внука.

Тёплые, добрые руки у бабушки,
Добрые, тёплые выйдут и варежки.

Выбежит утром на улицу внук
И ощутит теплоту её рук.

Красильников Н.

Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы.
— Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте.

Мамы, папы и ребятки
Носят осенью перчатки,
Чтобы пальчики не стыли,
Ручки тепленькими были.

Зайка с белочкой играют
У высокой ели.
В небе звёзды исчезают,
Значит, быть метели.

Зайка варежки снимает,
Быстро белке надевает,
Вот какой мальчишка
Маленький зайчишка.

Волина В.

Маленькая рукавичка,
Моих пальчиков сестричка,
На прогулку собирайся,
На ручонку одевайся.

Подарила мне сестричка
В день рожденья рукавички.
Рады ручки: повезло.
Им теперь в мороз тепло!

Огланова О.

Ах, уютные, ах, весёлые…
Связала я варежки, милый, с узором!
Ах, тёплые, ах, пушистые.
Будет зима для тебя бархатистой!

Инка тебе варежка вязала,
А я нитку теплую держал,
Она молодость тихонько вспоминала,
А я руку нежно целовал.
Пусть движенье нитки невесомой
Бесконечной длится чередой, -
Сколько лет, дружочек, мы знакомы!
Сколько связано хорошего с тобой!

Это все- забыть мы можем разве?!
Дарим ВАРЕЖКИ совсем тебе не зря -
Пусть на улице на нашей будет праздник
Каждый год в начале декабря.
Чтоб ладошки в стужу согревались,
Никогда б не превращались в лед,
Чтобы нити дружбы не порвались
В суматохе будничных забот…

Инка тебе варежки вязала,
А я нитку тонкую держал.
Она что-то тихо вспоминала,
Пока я стихи тебе писал.

Как вязала бабушка
Варежки Сереже,
Чтоб играл он в ладушки
С царапучим Гошей.

Потому что Гоша
Варежки не носит,
Потому что Гоша –
Львенок Рыжий Хвостик.

Парфин П.

Чтобы нам в снежки играть,
А потом не захворать,
Дорогая бабушка
Нам связала варежки.

Голенко А.

Рукавички я забыла

На бульваре - снежный бой.
Здесь и я, само собой!

Ой, что было!
Ой, что было!
Столько было хохота!

Рукавички я забыла.
Вот что было плохо-то!

Попросила я у Лели
Запасные варежки,
Говорит: - Смеетесь, что ли,
Надо мной, товарищи?
Берегу их три недели,
Чтоб другие их надели?!

Вдруг девчонка, лет восьми,
Говорит: - Возьми, возьми. -
И снимает варежку
С вышивкой по краешку.
- Буду левой бить пока! -
Мне кричит издалека.

Снежный бой! Снежный бой!
Здесь и я, само собой!
Все в атаку! Напролом!
Из снежков метелица…

Хорошо, когда теплом
Кто-нибудь поделится.

Агния Барто

Подарю я бабушке
Голубые варежки.
Я из ниток шерстяных
Десять дней вязала их,
Пусть она их носит,
Руки не морозит.

Кудлачев В.

Не страшны зимою мне холода залетные,
У меня есть варежки, бабушкины, теплые.
Согревают руки мне, словно печки русские,
Никогда их не сменю на перчатки узкие.

Их вязала бабушка, шерсть, петляя спицами,
Украшала варежки яркими жар-птицами,
Чтобы было весело, чтобы было здорово,
Никого озябшего, а тем паче, хворого.

Времена военные, с ними зимы адские,
И вязала бабушка варежки солдатские.
До крови мозолями варежки испытаны,
Ратным потом-порохом все насквозь пропитаны.

От забот и возраста стали пряди седеньки,
Но тепло душевное в каждой мягкой петельке.
И для внучки варежки, как всегда, имеются,
В них зимою пальчики друг об дружку греются.

Незаметно вырасту, тоже стану бабушкой,
Буду внукам я вязать варежку за варежкой,
Чтоб росли здоровыми, сильными и добрыми,
Вот и варежки тогда снова станут модными.

Сусля

Пусть ладони согреют твои
эти варежки цвета метели,
друг мой милый, ты их прими
и носи до весенней капели…

Ты меня морозами
Не пугай, зима!
Мне связала бабушка
Варежки сама!
Вышила на варежках
Бабушка моя
Двух ушастых зайчиков,
Как просила я.
Я несу по улице
Зайчиков своих,
А снежинки весело
Падают на них.
Пусть мороз кусается,
Ветер дует зло —
В зайчиковых варежках
Всё равно тепло!

Мишакова М.

Помню: летят снежинки.
Выше меня сугробы.
Варежки… на резинке,
Не потерялись чтобы.
Так неудобно бегать
В тяжести ста одежек.
В валенках много снега,
Он мне мешает тоже.
Но я тащусь на горку
По ледяной тропинке.
Снежной покрылись коркой
Варежки на резинке.

По снежинкам за тобой.
У всех льдинок голос твой.
Звёзды тают на глазах.
Растворяясь в моих снах.

Припев:
Варежки твои, да варежки.

Варежки твои, да варежки
Снятся мне…

Мы весёлые, да грустные.
Чувствами сверкаем, будто бусами.
Ожерелье тебе выточу,
Нанизав алмазы слов на ниточку.
Мягкие сугробы шепотом.
Землю укрывают снежным лоскутом.
Мне же под худыми клёнами
Согревать тебя ладонями…

Припев:
Варежки твои, да варежки.
Помнишь как с тобой мы грелись рядышком.
Варежки твои, да варежки
Снятся мне…

Сколько слов тебе не сказанных.
Сколько тайн в тебе мною не разгаданных.
Варежки твои, да варежки
Снятся мне…

Копилка идей: Маша варежку надела!

Помните этот детский стишок? У многих детей такая вот игра "в прятки" - самая любимая зимой. Ведь без варежек и рукавичек невозможно представить себе ни одну прогулку. Кстати, а вы знаеете, в чем разница между рукавицами и варежками, откуда вообще к нам пришли эти названия? Давайте разбираться.

Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь, и найдёшь!
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?

С. Капутикян

В России "одежда" для рук - "рукавицы" - появилась в XIII веке, причем, носили ее только крестьяне. А все потому, что им надо было работать на морозе, закрывая руки от холода. А богатые люди обычно защищали руки длинными рукавали шуб и кафтанов.
Кстати, отсюда и появилась поговорка "Работать спустя рукава", то есть - никак.

Русские цари длинные рукава не носили - поэтому у них были были "перстатые рукавицы", или перчатки. Их перчатки обычно были на меху. А "перстатые" - потому что надевались на пальцы - перста, и потому что перстни и печатки носили поверх.

А вот о происхождении слова "варежки" филологи и ученые спорят. Одни говорят, что название происходит от словосочетания "варяжская рукавица". Так как именно из скандинавских стран к нам пришла традиция вязать варежки на спицах (кстати, до сих пор считается, что рукавицы - шьют, а варежки - вяжут).
И большинство орнаментов для варежек - тоже скандинавские, традиционные варяжские орнаменты, символизировавшие солнце, снег, лес, тотемных животных

Есть мнение, что слово "варежка" произошло от глагола "варити", "варовати", что значит "защищать". Еще одна версия происхождения - от глагола "вареги", то есть "варить", потому что в былые времена варежки сначала вязали из шерстяной пряжи, а потом проваривали в горячей воде (знакомая технология, не так ли?).

Названий у варежек было очень много: вязанки, плетенки, связни, рукавки – которые вязали; катанки, валянки – их валяли, как и валенки. Из меха шили – шубницы, мохнатки и мохнашки.

Постепенно мода изменилась, рукава стали короче, понадобилась защита для рук - варежки и рукавицы - ими стили пользоваться даже представители богатого сословия. Но их рукавицы очень сильно отличались от крестьянских - шились из парчи, бархата и сафьяна, украшались бисером, жемчугом, драгоценными камнями, а также золотым и серебряным шитьем.

Варежки раньше различались на мужские и женские. Мужские были простые, без украшений и вязались как правило без резинки, чтобы в них было комфортно работать, снимать и надевать, а если надо - можно было бы запросто скинуть с руки для перекура. Женские варежки были миниатюрнее и куда как наряднее - разноцветные, с узорами и с орнаментами, может и не так богато, но обязательно украшенные.

А вы знаете, что наши предки обычно носили несколько пар рукавиц одновременно: сначала - мягкие вязаные "исподочки", потом - меховые "мохнатки". А если нужно было работать - сверху надевали еще и кожаные рукавицы, холщовые или связанные из конского волоса.

В XIX веке в моду вошли накулачники – длинные узкие перчатки без пальцев. Их еще называли на иностранный манер - "митенки". Они были популярны среди молодежи из зажиточных семей. Их обычно вязали из белых или черных хлопковых ниток и носили по большим праздникам.

Вы наверное обратили внимание, как многое в искусстве создания варежек мы позаимствовали у наших предков. Остается и дальше развивать традиции и создавать новые. Тем более, что без варежек не обходится ни одна зима.

Фото. В Новогоднюю ночь посетило вдохновение.... И связались варежки "Метелица". Автор работы -