Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "в стране волшебства". Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Солнечная система

Конспект открытого занятия

по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита»

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Задачи:

Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.

Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает…).

Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

Дети и гости сидят на стульчиках

Уважаемые младшие сотрудники, сегодня к нам в научно-исследовательский институт им.Магнитолика пришли гости, чтобы посмотреть, чем занимается наш институт.

Давайте с ними поздороваемся!

Дети здороваются

Ребята, вчера поздно вечером к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

Ответы детей

Правильно, магнит!

Воспитатель достает из коробки магнит и показывает

Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.

А кто знает, что такое магнит?

Ответы детей

(Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)

Правильно!

А вы знаете, почему этот камень так называют?

Ответы детей

Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне

Легенда

(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Ответы детей

(Магнитная гора)

Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Ответы детей

(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)

Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас и наших гостей отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем на базе нашего института им.Магнитолика.

Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.

Опытно-экспериментальная часть

Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?

Ответы детей

(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)

Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

Опыт № 1

У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на розовую тарелочку, а те которые не притягивает – на синию.

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

Назовите, какие предметы притянул магнит.

Ответы детей

(Скрепки, монеты, гвоздики…)

- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

Ответы детей

(Из металла, железа)

А какие предметы не притянул магнит?

(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)

Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?

Ответы детей

(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…?

Ответы детей

(Потому что они металлические, железные)

Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.

Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт № 2

Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?

Ответы детей

Хорошо. Давайте проверим.

Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

На старт, внимание, марш!

Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.

Отчего так происходит?

Ответы детей

(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)

Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки (монетки) и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.

Опыт № 3

Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?

Ответы детей

Давайте проверим.

У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это затонувший корабль.

Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?

Ответы детей

Тогда давайте проверим.

Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Что мы видим?

Ответы детей

(Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх...)

Может магнит притягивать через преграду - стекло?

Ответы детей

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - стекло.

Опыт № 4

А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду.

Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку, монетку, кнопку и бросьте их в этот стакан, они будут играть роль различного мусора в пруду, а мы попробуем этот пруд очистить от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду.

Берите магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?

Ответы детей

(Предметы примагничиваются через воду…)

Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд!

Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.

Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет».

Воспитатель приглашает детей на ковер

Игра с мячом «Притянет - не притянет»

(Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).

Воспитатель предлагает детям вернуться к рабочим местам

Опыт № 5

Продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Дети повторяют опыт

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

Ребята, а вы знаете, что у магнита существует два полюса: северный и южный?

Ответы детей

Кто знает? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются?

Ответы детей

(Если полюса разные – притягиваются, если одинаковые – отталкиваются)

Хотите проверить. Тогда я сейчас подойду к каждому из вас, и вы приложите свой магнитик к каждой из сторон моего магнита и узнаете так ли это.

Воспитатель подходит к каждому, дети прикладывают магнитик

Итог опытно-экспериментальной деятельности

На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)

Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)

Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…; Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами).

Сколько полюсов у магнита?

(Два - северный и южный)

Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

Ответы детей

(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)

Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?

Ответы детей

(В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты)

Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает

Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе по ОММ

Образовательная область: Познание
Тема: «Чудо-яйцо»
Цель: вызвать желание самим провести несложный опыт, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
- развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
- развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
- воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Оборудование: на каждого ребенка: 2 яйца, салфетки; два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, блюдца, пластиковая бутылка, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши, картинки с изображением деда, бабки, курочки Рябы, цыпленка.

Ход занятия

1. Вводная
- Ребята, к нам пришли гости. Давайте подарим им свое тепло.
Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни делиться счастьем и добром! (дети рассаживаются по местам).
2. Основная часть
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
- Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку.
Жили – были,
Дед и баба когда-то,

С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла им не простое,
А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!
А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми. Бил дед не разбил, баба била не разбила.

Заплакала бабка: Ой, яйцо, яйцо
Как тебя разбить,
Как тебя разбить,
Как бы расщепить.
Бьем уже полдня
И полночи бьем
Сил у бабки нет,
Лучше спать пойду.

Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»
- Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? (рассуждение детей).
Опыт. У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что происходит? Яйцо утонуло.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает.
Вывод: яйцо поддерживают растворенные в воде частички соли. А теперь, мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо плавает посередине.
Вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. (на столах у детей: по два больших пластиковых стаканчика с водой,
стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо).
Отдохнула бабка и предлагает деду: «Давай сильнее постучим, и разобьем это яйцо».
- Давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
Эксперимент. Аккуратно, ложкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе, вырезают из нее очень красивые поделки).
Устал дед и пошел отдыхать, а бабка задумалась: « Что бы такого с этим яйцом сделать?» И решила приготовить деду сладость под названием безе. Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу.
Опыт. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.
Физкультминутка!
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (круговые движения тазом)
Ой, яичко уронила (покачали головой, наклонились)
Посмотрите – ка разбила. (показали)
Проснулся дед, наелся сладостей и плачет. Заболели зубы…

Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели! (чистить). Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами, если этого не делать.
Рассказ опыта: Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на несколько суток. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Яйцо стало скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …
И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить! А нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок! (показ рисунка цыпленка).
3. Интересный опыт.
На столе лежат два яйца, одно сырое, а другое вареное, как можно это определить? В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
4. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наша сказка об удивительном яйце? Вы узнали что – то новое?
Курочка Ряба принесла вам по яичку. Если вам понравилось наше занятие, то нарисуйте улыбающееся личико, а если нет, то личико, которое вы нарисуете, будет грустным.

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко»

с. Новобелокатай «детский сад

«Светлячок» с. Новобелокатай»

Конспект занятия

по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Электрические чудеса»

Выполнил: воспитатель1 категории

Елисеева С.В

Конспект занятия «Электрические чудеса»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно- экспериментальной деятельности.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить детей с достижением человечества - электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком;
  • познакомить с понятием «статическое электричество»
  • закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.

Развивающие:

  • способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
  • развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.

Оборудование и материалы:

  • материалы используемые для беседы : презентация на проекторе, иллюстрации с изображением Доброй Феи и предметов бытовой техники; фрагмент мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы. Школа безопасности», карточки-схемы с правилами безопасности;
  • материал для наблюдения и экспериментирования ; часы, батарейка, воздушные шары, лоскуты шерстяной ткани, пластиковые палочки, фигурки бабочек из бумаги, емкость с пенопластом, губка смоченная водой;
  • материалы для дидактических игр ; парные карточки с изображением предметов;
  • материал для обратной связи ; облачка, солнышки, схема человека.

Ход занятия

Приветствие. Организационный момент.

Воспитатель. Я принесла сегодня вас часы чтобы было удобно заниматься, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не работают. Не слышно, что бы они тикали, да и стрелки стоят на месте. Что же с ними такое?

Дети. Завод кончился, нет батарейки, батарейка села, и т.д.

Осматриваем часы выясняем что нет батарейки.

Воспитатель. Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах стали двигаться? Верно, когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся часы такают. Что же за сила скрывается в батарейки? Как вы думаете? (предложения детей.) Молодцы, это электричество. Что же такое электричество?

Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Послушаем что нам расскажет тетушка сова из научного дупла. (Просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из сериала «Уроки тетушки Совы»)

Воспитатель. Тетушка Сова рассказала о том, что электричество есть в каждом доме. Как вы думаете в зале где мы сейчас находимся есть электричество? (Розетки, выключатели, провода и т.д). Откуда электричество поступает в наш дом? (Предложения детей.) Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наш дом.

Про девушку эту я сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожаленью не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А ей на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится девушке дом убирать,

Но где пылесос что бы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины что моет посуду!

А надо еще приготовить обед.

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка - всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею.

Воспитатель. Вы догадались, о ком это стихотворение? (О Золушке ). Она трудится не покладая рук, а на бал приедут ее вредные сестры. Вы хотите, чтобы Золушка попала на бал? Сегодня Фея предлагает вам сделать золушке подарок. Если вы правильно называете отгадку, Фея дарит подарок Золушке. Дети отгадывают загадки, по мере отгадывания на экране появляются изображения предметов бытовой техники.

Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ"

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

Отгадка (ответ): Пылесос

Летом папа нам привез

В белом ящике мороз —

И теперь мороз сухой

У нас и летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.

Отгадка (ответ): Холодильник

Четыре синих солнца у бабушки на кухне,

Четыре синих солнца горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

Отгадка (ответ): Электроплита

Этот ящик очень любят,

Он умеет говорить,

И показывать он будет,

Только надобно включить.

Деткам он дарит мультфильмы,

Взрослым новости, кино,

Включат ящик Димки, Машки,

Сразу весело, смешно.

Отгадка (ответ): Телевизор

Воспитатель. Сколько подарков Золушке мы подарил! Как можно назвать предмеры, которые мы перечислили? (ответы детей) Это бытовая техника, или электрические приборы. Почему мы эти приборы называем электрическими? (ответы детей) Как вы думаете для чего нужна бытовая техника? (ответы детей)

Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку»

Для игры понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которое показывает, для чего эти предметы нужны человек. Детям нужно найти пару и объяснить свой выбор.

Раскладываются карточки, составляющие пару.

Волосы- фен.

Спящий человек - будильник.

Ночь - фонарь.

Чашка - электрический чайник.

Ковер - пылесос.

Фотография - фотоаппарат.

Платье - швейная машинка.

Воспитатель. Сейчас мы с вами отправимся в мою лабораторию где будем учеными и будем изучать электричество. Но не простое, а статическое. А попадём мы туда с вами с помощью этого провода. (Дети встают в круг говорят слова передавая по кругу за узелки провод.)

Физкультминутка.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам,

Чтоб работали приборы:

Холодильник, мониторы,

Кофемолка, пылесос.

Ток энергию принес.

Экспериментирование

Воспитатель. Электрический ток в проводах очень опасен, а вот статическое электричество не опасно. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать.

У меня есть шарики из пенопласта. Я попробую заставить их двигаться без помощи рук.

Опыт 1.

Натирается крышка пластиковой коробки шерстеным лоскутком. Накрывается коробка с шариками.

Воспитатель. Что происходит с шариками? (Они зашевелились) Почему они зашевелились? Когда мы натирали пластик шерстяным лоскутком, он зарядился статическим электричеством, поэтому шарики задвигались притянулись к пластику.

Попробуем другие предметы сделать «волшебными».

Опыт 2.

Показываю бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагаю детям взять пластмассовые палочки и прикоснутся к бабочкам. Что происходит? (Бабочки лежат спокойно.) Как вы думаете, что будет с бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством? (ответы детей) Предлагаю сделать эти палочки «волшебными» - электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.

Натираем вместе пластмассовые палочки. Медленно подносим их к бабочкам и потихоньку поднимаем их бабочки поднимаются в след за палочками потому что получили электрический заряд.

Воспитатель. Для следующего опыта понадобится воздушные шары на длинных нитках.

Опыт 3.

Натираю шар шерстяной материей, и пытаюсь нему приблизить второй шар. Шары разлетаются в разные стороны. Дав заряженных предмета отталкиваются друг от друга, поэтому шары отлетают. Далее один шар сбрызгивается водой. Шары притягиваются друг к другу, потому что вода сняла электрический заряд, и он стал притягиваться к тому который наэлектризованный.

Воспитатель. Предлагаю поиграть с мыльными пузырями.

Опыт 4.

На столе на подносе рассыпано соль и перец. Натираем шар подносим к подносу к шару притягивается более легкий перец, а соль остается. Вот так мы помогли золушке.

Итог

Воспитатель. О чем мы с вас говорили сегодня? Кому что запомнилось?

Ребята мне бы хотелось узнать понравилось вам это занятие или нет. У меня есть фигурка человека. Это - я. Сейчас моя фигурка «пойдет гулять». (Приклеить фигурку к магнитной доске) Если вам понравилось занятие, то над головой фигурки появится солнышко, а если не понравилось, то тучка. Так я узнаю кому понравились занятие, а кому - нет.

Дети прикрепляют над фигуркой солнышки и тучки. Благодарю детей за солнышки и, если появляются тучки выясняю почему дети ее прикрепили.

Благодарю детей прощаюсь с ними.

Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Солнечная система»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Подготовительная группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Познавательно- исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Солнечная система».

Цель: Расширение знаний детей о солнечной системе.

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

2.Уточнить представления о солнечной системе, о названии планет, их расположении. Формировать представление о Луне.

3. Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать.

4.Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования.

В группу входит звездочёт здоровается.

Звездочёт: Ребята, в нашей вселенной случилась беда, злой ураган перепутал все планеты, и наша планета может погибнуть. Надо срочно отправляться в космическое путешествие. Но взять с собой в полёт я могу только смелых и отважных ребят, которые всё знают. Среди вас есть такие?

Дети: Да.

Звездочёт: Это мы сейчас проверим. Готовы? Тогда на вопросы отвечайте, правильный ответ давайте.

1.На какой планете мы живём? (Ответы детей)

2.Какая звезда ближе всех находится к Земле? (Ответы детей)

3. Солнце -это шар или круг? (Ответы детей)

4. Что может солнце? (Ответы детей)

5.Куда исчезает солнце ночью? ? (Ответы детей)

Как это можно доказать?

Опыт 1: Дети берут глобус и электролампочку, Земля вращается вокруг своей оси, поворачивает Солнцу то одну сторону, то другую.

Вывод: Солнце посылает свои лучи на Землю- на Земле день, если Солнце не освещает Землю, на Земле -ночь.

6. Что можно увидеть на небе ночью? (Ответы детей)

7. Что такое Луна? (Ответы детей)

8. Почему Луна не падает на Землю.

Также интересное занятие по опытно-экспериментальная деятельности:

Опыт 2: Дети проделывают опыт. Мячик на резинке — это Луна, а ребёнок — это Земля. Ребёнок бросает мячик, резинка натягивается и возвращается на место. Вот так и Луна не может отойти далеко от Земли, сила притяжения возвращает её.

9. Что произойдёт со следами на Земле и на Луне?

Опыт 3:

Звездочёт: Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю посмотреть на макет поверхности Луны и Земли. Дети делают углубления на макетах (на песочке). на земные следы дуют через соломинку -следы исчезают, на Луне нет ветра, что будет с лунными следами?(Предположения детей)

Вывод: На Луне следы останутся навсегда.

Звездочёт: Молодцы ребята! Можно отправиться в путь. Приглашаю всех пройти на посадку. Всем занять свои места, начинаем обратный отчёт (все вместе считают 10;9;8;7;6;5;4;3;2;1 -СТАРТ)

Звучит музыка.

Звездочёт: Ракета вошла в зону невесомости, можно отстегнуть ремни и полетать по ракете (Свободная двигательная активность под музыку.)

Звездочёт: Внимание! Всем надеть скафандры, приготовиться к выходу в открытый космос.

Дети выходят в»открытый космос». На полу расстелено панно с прорисованными орбитами. Все рассматривают карту «Солнечной системы». Дети возвращают планеты на свои орбиты, проверяют, правильно ли выполнили задание Звездочёта и видят, что в некоторых созвездиях ураган перемешал звёзды. Ребята находят созвездия на карте и восстанавливают их.

Звездочёт: Что вам понравилось больше всего?

Дети: Ответы детей

Звездочёт: Молодцы ребята. Вы спасли нашу планету. Занимайте места в ракете. Мы возвращаемся в детский сад.