Лесгафт о физическом воспитании. Педагогические труды П

П. Ф. Лесгафт был первым из русских анатомов, который понял и подхватил идеи Н. И. Пирогова. Ощущая слабость теоретической разработки анатомии как биологической науки, он с большой силой устремился в эту область. Глубокое почитание Н. И. Пирогова как личности дополнялось высокой оценкой Н. И. Пирогова как ученого. Для П. Ф. Лесгафта Н. И. Пирогов "...везде является самостоятельным и оригинальным исследователем". Личные встречи между ними были кратковре-менны, однако П. Ф. Лесгафт всю жизнь помнил об этих встречах. Биографы Лесгафта указывают, что на его рабочем столе перед глазами был всегда портрет Н. И. Пирогова.

Среди трудов Н. И. Пирогова П. Ф. Лесгафт особенно ценил книгу "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций", которую называл классической и предлагал дорожить ею, так как ничего подобного после нее не было ни у нас в стране, ни за рубежом. Уже этот факт давал повод утверждать, что в анатомии сосудистой системы П. Ф. Лесгафт продолжал дело, начатое Н. И. Пироговым.

Выдающийся анатом - основоположник теоретической анатомии в России, замечательный педагог, зачинатель и теоретик физического образования, биолог-мыслитель и целеустремленный общественный деятель - вот далеко не полный перечень направлений, в сфере которых промчалась кипучая жизнь П. Ф. Лесгафта.

Петр Францевич Лесгафт родился в 1837 г. в Петербурге. В 1856 г. поступил учиться в Медико-хирургическую (Военно-медицинскую) академию, которую закончил в 1861 г. Работал ординатором госпиталя и приватным преподавателем анатомии в Медико-хирургической академии. В 1865 г. получил ученую степень доктора медицины на основании защиты диссертации "Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки..." В 1868 г. прибавил к ней еще степень доктора хирургии, которая была присуждена ему после представления анатомо-хирургической диссертации "Colotomia" (искусственный проход для кала) в левой поясничной области с анатомической точки зрения. Степень была присуждена без публичной защиты диссертации.

В том же году П. Ф. Лесгафт был избран заведующим кафедрой анатомии Казанского университета, но в 1871 г. отстранен от преподавания по решению царя Александра II. Основанием послужила статья П. Ф. Лесгафта в газете "С.- Петербургские ведомости" от 23 сентября 1871 г. с разоблачением злоупотреблений в Университете. С 1872 по 1893 г. П. Ф. Лесгафт проводил занятия с вольнослушательницами на курсах (1872 - 1874), был занят преподаванием анатомии в Медико-хирургической академии, чтением приват-доцентского курса в Петербургском университете (1875 - 1893). С 1893 г. его деятельность была сосредоточена в созданной им в Петербурге Биологической лаборатории. За подписание протеста против избиения студентов на демонстрации он подвергся репрессии, в 1902 г. был выслан из Петербурга.

Независимость суждений и непреклонная политическая позиция ученого были причиной огромных симпатий к нему в революционных кругах Петербурга. Когда в 1895 г. образовалось общество "Помощь в чтении больным и бедным", он встал в ряды его руководителей. Членами общества были сестра В. И. Ленина Анна Ильинична и ее муж М. Т. Елизаров. В 1905 г. с разрешения П. Ф. Лесгафта в помещениях руководимой им Биологической лаборатории заседал Совет рабочих депутатов, собиралось Правление профсоюза рабочих печатников. Осенью 1905 г. на одно из собраний прибыл В. И. Ленин. В условиях надежной конспирации он в 1905 - 1906 гг. еще много раз выступал в здании Биологической лаборатории, проводил совещания, встречался с революционерами. Обо всем этом не мог не знать П. Ф. Лесгафт - глава лаборатории.

Важным событием в жизни П. Ф. Лесгафта было изучение методов физического воспитания. В 1874 г. ему было поручено Управлением военно-учебными заведениями военного ведомства ознакомиться с занятиями гимнастикой в западноевропейских странах. Имелось в виду внедрение этого опыта в русские офицерские школы. Программа, предоставленная П. Ф. Лесгафтом после возвращения в Петербург, не была принята, тем не менее он серьезно увлекся проблемой физического воспитания, и это наложило отпечаток на его взгляды как морфолога. С 1877 до 1882 г. он проверял свои выводы в процессе преподавания на учебно-гимнастических курсах для офицеров. В 1905 г. он организовал на базе курсов руководителей физического воспитания так называемую Вольную Высшую школу, запрещенную правительством в 1907 г. П. Ф. Лесгафт умер в 1909 г. Выдающиеся достижения П. Ф. Лесгафта в анатомии оказались возможными благодаря его энциклопедической образованности. Он хорошо знал математику, изучал в течение 3 лет химию у проф. Н. Н. Зинина, имел глубокие познания в прикладной физике, в частности в теории сопротивления материалов. Самостоятельно овладел законами строительной техники. Его эрудиция по всем актуальным проблемам естествознания была поразительной.

Взлету мысли П. Ф. Лесгафта способствовала его философская вооруженность. Многое из сокровищницы достижений русской классической философии оплодотворяло и укрепляло его теоретическое кредо. Так, он исходил из того, что источником знаний и родоначальником мышления является чувственный опыт, без которого нет истинности знаний. В унисон с высказываниями А. И. Герцена, П. Ф. Лесгафт утверждал, что одни факты еще не составляют науки, нужна теория, в противном случае любая наука заходит в тупик. Обязательность связи науки с практикой, с жизнью признавалась им как само собой разумеющееся условие. Отсюда проистекали его врачебная деятельность, призыв исследовать анатомическое строение в прижизненных отношениях, его понимание роли физического воспитания.

С 1874 г. П. Ф. Лесгафт начинает печатать статьи по педагогике и физическому образованию. Было бы неправильным считать его интерес к физическому образованию случайным. Стремясь вырваться из рамок описательной анатомии, П. Ф. Лесгафт вынашивал идеи функциональной анатомии и искал сферы применения в практике своих теоретических положений. Глубокие знания анатомии помогли ему творчески анализировать влияние физических упражнений на организм. К оценке физического воспитания он пришел от анатомии. Как никто до него, он понял, что физическое воспитание должно быть организовано на строго научной почве. Эту научную основу П. Ф. Лесгафт увидел в анатомии и физиологии, которые позволяют наметить правильную программу физических упражнений и выяснить степень влияния этих упражнений на организм. Функция, по Лесгафту, определяет форму, и следовательно, совершенная форма (здоровый организм) находится в прямой зависимости от активного воздействия на нее упражнений.

П. Ф. Лесгафт из указанного положения делал практические выводы. Если обычные функции органов дополнить специальными упражнениями, если разработать комплекс разумных тренировочных нагрузок для лучшего развития органов, то можно добиться более совершенной формы. Следуя в этом направлении, П. Ф. Лесгафт впервые проложил мост между анатомией и физической культурой и создал научно обоснованную теорию физического воспитания людей.

Успехи Лесгафта в пропаганде и распространении физического образования в России общепризнаны и отмечены присвоением его имени старейшему институту физической культуры - Ленинградскому.

На заслугах П. Ф. Лесгафта в разработке научных основ физического воспитания следует остановиться подробнее. Отправным положением для него служил постулат Ламарка о роли упражнений (функций) в развитии организма. Увлечение Ламарком было присуще П. Ф. Лесгафту на протяжении всей его жизни. Гипноз идей великого французского ученого был значительным, несмотря на то, что Лесгафт брал из учения Ламарка только тот его раздел, в котором доказывалось воздействие функций на органогенез. Ни о какой передаче по наследству приобретенных признаков в трудах Лесгафта речи не идет.

Целенаправленные физические упражнения, как думал Лесгафт, могут быть привиты людям в процессе физического воспитания. Но физическое воспитание прерогатива тех, кто воспитывает, обучает. Задача же должна заключаться в реализации широкой программы физического совершенствования людей. Так Лесгафт пришел к девизу физического образования. Это понятие предложено им. Физическое воспитание рассматривалось Лесгафтом как часть физического образования, как его предпосылка.

Главными принципами физического образования были предложены следующие:

1. Принцип всесторонности, многоканальности физического образования.

2. Принцип взаимосвязи, взаимообогащения физического, умственного и нравственного воспитания как условие гармонического развития человека.

3. Принцип научности физического образования, предполагающий:

а) взаимообусловленность формы и функций;

б) признание возрастных, половых, конституцио нальных особенностей;

в) исключение прирожденной обреченности (предопределения) физического облика человека;

г) преодоление диктата наследственности.

Одна из главных заслуг П. Ф. Лесгафта - обоснование и разработка созданной им теоретической анатомии. В этой сфере творчества он выдвинулся в ряд ведущих ученых мира, таких, как Вильгельм Ру, Карл Гегенбауер. Главная задача анатомии, не переставал повторять П. Ф. Лесгафт, состоит в выяснении идеи, общего плана структурной организации тела человека. Решение этой задачи достигается, по его мнению, при выяснении связей всех органов, познании взаимодействия и раскрытия пространственных отношений. Такой подход мы назвали бы сейчас системным.

Практической и прикладной анатомии П. Ф. Лесгафт также уделял большое внимание. Он, в частности, показал особенности строения мочеполовой диафрагмы у мужчин и у женщин в связи с функциями опоры для органов и конструкций уретры и влагалища; выявил клетчаточные пространства промежности; объяснил механизм подвижности прямой кишки, который складывается из натягивающей функции продольных мышц стенки кишки и дилататорных сил мышцы, поднимающей задний проход. Исследование путей транспорта секрета слезной железы привело П. Ф. Лесгафта к открытию слезной мышцы как части круговой мышцы глаза. С его именем связано выделение поясничного треугольника на границе широких мышц живота и длинных мышц спины.

Этот треугольник представляет собой одно из слабых мест брюшной стенки и важный ориентир при оперативном доступе к почке.

П. Ф. Лесгафт доказал, что внутренняя архитектура костей перестраивается под воздействием функций активно, в то время как внешняя форма костей обусловлена влиянием на них сил тяги и давления; дал четкие определения простых и сложных суставов; научил умению читать по форме суставных поверхностей характер движений в суставах, а по движениям - прогнозировать с математической точностью тип сустава и тип мышц. Как полагает Ф. В. Судзиловский (1960), П. Ф. Лесгафта следует считать создателем общей и частной анатомии и биомеханики суставов. Уместно напомнить о том, что именно П. Ф. Лесгафт в 1897 г. первым приступил к изучению суставов у живых людей с помощью рентгеновских лучей [Букин Ю. В., 1953]. Из 131 опубликованных им работ большая часть была посвящена анатомии.

Вопросы ангиологии не переставали интересовать П. Ф. Лесгафта на протяжении всего его жизненного пути. В его знаменитой формуле - раздражитель, питание, рост, форма - на первом месте стоит значение функций, как внешних раздражителей. Эти раздражители возбуждают питание органов, которое зависит от строения сосудистой системы и определяет дальнейшее развитие органов. Отсюда следует, что П. Ф. Лесгафт отводил сосудистой системе очень большую роль. Влияние внешней среды он рассматривал как непрерывный поток раздражений, действующих на организм. Различие раздражителей приводит, по его мнению, к различию питания органов, а это обусловливает различия в росте, в силу чего и возникают механические условия, под влиянием которых части принимают определенную форму и строение. Даже если сделать поправку на известную переоценку П. Ф. Лесгафтом механических условий, нельзя не согласиться с ним в признании решающего значения питания тканей и органов для формообразовательных процессов в организме.

Как полагал П. Ф. Лесгафт, сосудистая система обладает всеми признаками для того, чтобы выполнить это свое назначение. Следовательно, дифференцировка тканей и образование органов находятся в зависимости от условий питания и определяются степенью развития сосудов. По П. Ф. Лесгафту, появление сосудов предшествует возникновению органа. Он, естественно, имеет в виду формирование дефинитивного органа. Эмбриональная закладка органа возникает одновременно с принадлежащими ей сосудами, поэтому об отрыве сосудистой системы от субстрата не может быть и речи.

Влияние сосудистой системы на ткани и органы П. Ф. Лесгафт понимал весьма широко. Близость или отдаленность сосудов, т. е. та или иная разница в питании, и создает, по его мнению, разные ткани, отличающиеся друг от друга своей активностью и разнообразием своих проявлений. Но на этом он не останавливался, а развивал свою мысль дальше.

Всякая форма органа, ткани, клетки, - учил П. Ф. Лесгафт, - является выражением их функций. В неразрывном единстве формы и функции могут быть выявлены взаимные влияния и связь изменений одного с изменениями другого. Ткани и органы не могут быть рассматриваемы в застывшем, стабильном состоянии, форма их непрерывно изменяется под влиянием функций и условий питания. Совершенно очевидны изменчивость и пластичность органов как с точки зрения их отправлений, так и с точки зрения их формы.

Из приведенного следует вывод о возможности воздействия на форму в желаемом направлении. Для этого надо овладеть законами развития формы и познать влияние упражнений на ее развитие. Характер упражнений может повлечь за собой изменение условий питания и перестройку формы, но и функции органа при этом будут существенно меняться.

Каждая ткань, каждый орган в своей жизнедеятельности тратит энергию на рост и на выполнение определенной работы. В процессе индивидуального развития встречаются периоды, когда преобладают функции роста, и периоды, когда обменные реакции подчинены активной деятельности. Однако во всех случаях сосудистая система должна удовлетворять потребности органов. П. Ф. Лесгафт убедительно показал, что органы не могут образовываться независимо от сосудов. Точно так же недостаточное кровоснабжение обрекает сформированный орган на неполноценную деятельность. И здесь автор прослеживает взаимную зависимость: выполняемая работа связана с количеством и качеством притекающей к органу крови, а строение сосудистого русла в свою очередь находится в соответствии с выполняемой работой по принципу: все, что упражняется - развивается, все, что бездействует - исчезает.

Обобщая накопленный материал и личные наблюдения, относящиеся к строению сосудистого русла человека, П. Ф. Лесгафт устанавливает ряд законов развития, топографии и архитектоники сосудов. Эти законы общеизвестны и вошли в современные руководства по общей анатомии. Так, П. Ф. Лесгафт утверждал, что сосуды развиваются в сторону наименьшего сопротивления. При этом артериальные стволы оказываются тем крупнее, чем больше область распространения ветвей данной артерии и чем выше уровень энергетических процессов органов, к которым артерия идет. Развитие венозных сплетений определяется количеством оттекающей крови, энергией деятельности сердца, мышечной системы и другими факторами. Венозные сплетения встречаются повсюду, где органы, меняющие свой объем, окружены костными стенками. Артерии располагаются таким образом, чтобы доставить питание органам ближайшим и кратчайшим путем. В связи с этим главные стволы артерий лежат на сгибательной поверхности (стороне) тела и конечностей. Стволы эти делятся соответственно делению костной основы и соединяются между собой на периферии дугообразно. В подвижных местах образуются обходные артериальные сети: чем больше дуга движений, тем резче выражены обходные сети.

Связь кровообращения с функцией органа демонстрируется на примере кровоснабжения мышц. Так, мышцы ловкие получают относительно большее количество сосудов, а мышцы сильные снабжаются кровью через артерии меньшего калибра.

На основании исследования своего ученика И. А. Никифорова П. Ф. Лесгафт доказал, что верхняя конечность в целом поставлена в лучшие условия кровообращения, чем нижняя.

П. Ф. Лесгафт дал одну из первых классификаций артериальных анастомозов и указал на их значение в обеспечении равномерного распределения крови. Его мысли относительно механизмов распределения крови были новыми для своего времени и плодотворными для последующей разработки. Установленные им принципы хода, ветвления, связей сосудов, их отношения к органам и к скелету кажутся в настоящее время само собой разумеющимися, но для того, чтобы это гениальное стало простым, нужен был труд выдающегося анатома.

Сравнительно мало внимания уделил П. Ф. Лесгафт лимфатической системе. Лимфатические узлы он называл железами. Относительно локализации узлов он высказывал обобщение, согласно которому узлы находятся во всех местах, где при наименьшем сжатии и давлении встречается рыхлая соединительная ткань и где имеются обильные кровеносные капилляры.

П. Ф. Лесгафт считал, что в жизнедеятельности всех органов и систем эффективная работа необходимо соотносится с рациональной конструкцией органа (наименьшая трата материала при наибольшем коэффициенте полезной деятельности). Только при гармоническом развитии всех органов организм человека может производить самую эффективную работу, затрачивая наименьшее количество энергии и материалов. Диалектическое единство противоречий при развитии суставов раскрыто П. Ф. Лесгафтом в законе, согласно которому кости соединяются таким образом, что при наименьшем объеме места соединения и крепости последнего достигаются наибольшее разнообразие и размах движений. Отчетливо определены им закономерности распределения мышц по отношению к скелету в соответствии с требованиями биомеханики. На примере типов конечностей у животных П. Ф. Лесгафт проверил правильность своих законов. Он был современником немецких анатомов Р. Фишера, X. Трипеля, занимавшихся исследованиями биомеханики движений человека и продолжавших традиции братьев В. и Э. Вебер (1836). Его предложения и выводы ценны для лечебной физкультуры и ортопедии до настоящего времени.

В крупной работе, посвященной архитектуре таза человека, П. Ф. Лесгафт рассмотрел элементы конструкции таза с точки зрения законов физики. Он выдвинул и обосновал понятие о тазовом своде, измерил его сопротивление, дал известные теперь анатомам и акушерам параметры таза, проследил их изменения. Практическое использование рентгеновских лучей для характеристики суставов и внутренних органов - бесспорная заслуга П. Ф. Лесгафта.

Несмотря на то что П. Ф. Лесгафт начал свою научную деятельность с анатомии и до конца дней не изменил этой первой привязанности, его общепризнанной славе послужил вклад в науку о воспитании молодого поколения. Но нельзя преуменьшить заслуг его в анатомии. После Н. И. Пирогова не было в нашей стране анатома, равного П. Ф. Лесгафту по уровню мышления, по числу открытий, по значению для истории отечественной и мировой анатомии. И тем не менее П. Ф. Лесгафт велик прежде всего, как "учитель жизни", как оригинальный теоретик воспитания. Убеждение в том, что человек становится человеком через воспитание определяло направление его полемики по педагогическим проблемам и обширную практическую деятельность. "Цель воспитания - писал П. Ф. Лесгафт, - развитие самодеятельности человека, сознательно относящегося к окружающей среде".

Требование сочетать меры умственного воспитания в школе с мерами физического воспитания приняло в середине XIX века весьма резкую форму. Увеличение учебной нагрузки и невнимание к вопросам школьной гигиены повело к тому, что у большей части школьников, по данным Зуленберга, Адамса и других врачей Западной Европы, оказались искривления позвоночника. У многих детей развивалась близорукость (Кон, Эрисман, Ройх).

Научный подход П. Ф. Лесгафта к решению проблемы воспитания молодого поколения выразился в том, что он провозгласил обязательность увязки программы физического образования с анатомо-физиологическими особенностями организма ребенка, сам разработал первые комплексы физических упражнений и приступил к проведению в жизнь широкой системы физического образования. При этом он не просто настаивал на применении физических упражнений в школе по принципу "упражняйте тело, сделайте его сильным и здоровым и оно станет молодым и разумным" (Ж. Ж. Руссо). Он ставил задачу всестороннего развития здорового человека. Для того чтобы человек рос здоровым, нужно было улучшить гигиенические условия в школе, обеспечить правильный режим дня школьника с чередованием умственных занятий, физических упражнений и игр. Забота о здоровье детей выдвигалась П. Ф. Лесгафтом на первый план, а стремление к физическому совершенствованию признавалось важной, сопутствующей задачей. Система всестороннего воспитания, по Лесгафту, это комплексная система, имеющая целью воспитать человека, гармонически развитого, физически здорового, духовно чистого, нравственно цельного. Являясь одновременно врачом, анатомом и педагогом, П. Ф. Лесгафт настолько глубокого раскрыл взаимодействие всех факторов, формирующих организм и личность человека, что его труды сохраняют свою жизненность и в настоящее время.

Заботы П. Ф. Лесгафта о здоровом потомстве проявились в конкретных делах. Сотрудничая с А. П. Доброславиным и Ф. Ф. Эрисманом, выдающимися русскими гигиенистами, в составе школьно-педагогической комиссии, он добивался не только внедрения и рационализации методов физического воспитания, но и осуществления многих общегигиенических требований: профилактических врачебных осмотров школьников, создания образцов одежды, однодневных прогулок и т. д. Что касается физических упражнений, то П. Ф. Лесгафт предусматривал постепенное наращивание нагрузок для развития мышечной силы и для более благоприятного роста. Физический труд, превышающий силы человека, всегда будет его истощать и неизменно расстроит его здоровье - указывал ученый. Поэтому работы, которые в школах приняты для детей, должны соответствовать их физическим возможностям.

Реализуя приципы физического воспитания, - указывал П. Ф. Лесгафт, - необходимо обращать внимание на постройку молодого организма в различных периодах его развития, чтобы действовать сознательно, без грубых ошибок, вредно влияющих на правильный ход развития организма. Естественно, что лучшей гарантией от ошибок будет соединение естественных наук с физическим воспитанием, ибо теорию телесных упражнений нельзя отделить от анатомии и физиологии. П. Ф. Лесгафт критикует постановку преподавания гимнастики за рубежом именно за то, что на занятиях будущих воспитателей из-за слабой анатомо-физиологической их подготовки никакого научного разбора механики движений не проводится. Однако влиять на молодой организм правильно и рационально можно лишь при условии, что педагог не только знает, но и понимает происходящие в организме изменения. В этом смысле для П. Ф. Лесгафта были совершенно неприемлемы взгляды известного физиолога Дюбуа-Раймона, который отрицал возможность применения теоретических данных анатомии и физиологии для обоснования гимнастических упражнений.

В учении П. Ф. Лесгафта впервые убедительно, с большой силой показано принципиальное отличие поведения человека как общественного существа от поведения животных. Это было сделано до того, как увидела свет работа Ф. Энгельса, содержавшая трудовую теорию антропогенеза. Зависимость человека от общебиологических факторов оттесняется в трудах П. Ф. Лесгафта на второй план по сравнению с зависимостью от социальных факторов (условия жизни и деятельности, питание, движение, труд, воспитание). Это достоинство учения крупнейшего русского естествоиспытателя и педагога еще не было подчеркнуто его биографами.

П. Ф. Лесгафт шел в авангарде борцов за женское медицинское образование. Еще в Казани (1870) он разрешил ученицам повивальных классов слушать лекции по анатомии вместе со студентами медицинского факультета, вопреки указаниям Министерства народного просвещения. Там же он допустил к исполнению обязанностей ассистента анатомического театра Е. С. Мужскову, ставшую первой женщиной анатомом в России.

После переезда в Петроград в 1872 г. П. Ф. Лесгафт приступил к систематическим занятиям по анатомии с группой женщин вольнослушательниц Военно-медицинской академии.

Он создал курсы воспитательниц и руководительниц физического образования в школе. Впервые в истории России женщины приобщались к физической культуре. Лесгафтовские курсы стали прототипом будущих физкультурных учебных заведений, получивших права гражданства и широкое распространение в СССР.

Страстно и настойчиво П. Ф. Лесгафт требовал, чтобы общество подумало о возможно широком народном образовании, о том, что человеку надо дать больше света. "Содействовать действительному образованию женщины составляет поэтому самую настоящую задачу всякого общества", - писал Лесгафт в 1889 г.

На курсы руководительниц физического образования тянулись дочери рабочих и крестьян. В 1898/99 гг. они составляли уже 25% от числа принятых. Правительство с раздражением отмечало демократическую направленность системы преподавания на курсах. Курсистки ("лесгафтички") именовались бомбистками. Полиция ждала только случая, чтобы закрыть эти курсы.

Намерения царского правительства наказать и нейтрализовать П. Ф. Лесгафта обернулись против самодержавия. Его имя сделалось символом бесстрашия в борьбе с произволом. На его лекции хлынула масса защитников правды, народолюбов. Он стал одним из популярных кумиров и учителей молодежи. Лекции по анатомии превращались в изложение целого научного миросозерцания. Так писали о нем его слушатели. Это был учитель высшего уровня, любимец студентов (В. Н. Фигнер).

О мировоззрении П. Ф. Лесгафта до настоящего времени ведутся споры. При этом, разумеется, никогда не ставилась под сомнение преданность его материализму. Оценка же его взглядов на развитие природы, на соотношение биологических и социальных факторов в формировании личности, чрезвычайно противоречива. И для этого несомненно имеются основания.

Для убежденного и воинствующего материализма П. Ф. Лесгафта защита материалистической науки была делом жизни. Устойчивость его взглядов на методологические принципы науки не уступает устойчивости его политической ориентации. Он вел борьбу против реакционной схоластики, тормозившей развитие положительной науки. К. А. Тимирязев (1904) считал такую борьбу самой общей и основной задачей ученых.

Несомненный познавательный интерес представляют общие философские высказывания П. Ф. Лесгафта по основным направлениям миропонимания. Он был одним из тех, кто очень широко раскрыл значение механической формы движения материи. За это ему был предъявлен упрек в механицизме. Однако современные представления о распространении этой формы движения подтверждают правоту П. Ф. Лесгафта. "Движение составляет необходимое условие всякого жизненного отправления", - писал Лесгафт. Нельзя не воздать должного гениальности этого обобщения.

Как известно, для сознательного материалиста обязательно не только познание материального мира, первичности материи и существования ее независимо от человека. Важно еще и то, как тот или иной ученый отвечает на вопрос о природе сознания. П. Ф. Лесгафт прочно стоял на позициях единства чувственного и логического в познании материи. Объективный мир, по Лесгафту, источник всех ощущений. Представление о явлениях внешнего мира это результат отражательной способности материальных снарядов нашего тела - органов чувств и мозга. В одной из своих работ он упрекает тех физиологов, которые "никак не могут допустить, чтобы ощущения были связаны с морфологическими изменениями и являлись бы продуктом таких изменений". Он выступает также против произвольного толкования результатов экспериментов в отрыве от закономерностей конструкции органа, т. е. субстрата.

Наиболее дискутабельна оценка отношения П. Ф. Лесгафта к учению Дарвина. Несомненно, упрек в недооценке дарвинизма вполне им заслужен, хотя он воздавал должное великому английскому естествоиспытателю и мыслителю. В 1889 г. П. Ф. Лесгафт писал: "Ж. Ламарк как и Ч. Дарвин значительно разработали вопрос о происхождении видов, причем они своими широкими обобщениями совершенно изменили способ изучения биологических данных и придали ему более научное направление, сведя изучение их от описания разрозненных фактов к выяснению причинной связи изменяемости форм и усовершенствования их организации".

В своих статьях П. Ф. Лесгафт показывал, что он предпочитает учение Ламарка учению Дарвина. Особенно отчетливо это видно в статьях "Об успехах биологии в XIX столетии" (1901) и "Памяти Жана Ламарка" (1909). Лесгафт не только приписывает Ламарку приоритет в открытии происхождения видов, которую Ч. Дарвин якобы только подтвердил, но и противопоставляет их взгляды на развитие природы. П. Ф. Лесгафт утверждал, что сам Ч. Дарвин враждебно относился к Ламарку и его учению. Но, как правильно подчеркнул К. А. Тимирязев, "один только трезвый дарвинизм уделяет ламаркизму принадлежащее ему по праву место в науке". Следует согласиться с Г. Г. Шахвердовым (1951) в том, что обвинение П. Ф. Лесгафта в антидарвинизме совершенно абсурдно. П. Ф. Лесгафт высоко ценил факты и обобщения Ч. Дарвина, но сурово критиковал его ошибки (идею борьбы за существование в обществе, недооценку внешней среды и др.). Одновременно должен быть отброшен упрек П. Ф. Лесгафту в принадлежности его к механоламаркистам. Ученый признавал Ламарка основоположником новой философии биологии, провозгласившим единственную научную теорию жизни - так называемую "механическую теорию жизни". Но он во многом преодолел недостатки ламаркизма, правильно оценил роль внешней среды, был свободен от подчинения телеологии, правильно понимал соотношение физического и психического.

Конечно, между взглядами Ламарка и взглядами П. Ф. Лесгафта много общего. Это относится не только к прогрессивным сторонам учения Ламарка. Одно то, что П. Ф. Лесгафт видит единомышленников Ламарка в лице Гельмгольца, Маха и Оствальда, служит подтверждением его философской непоследовательности. Известно, как беспощадно разоблачал В. И. Ленин знаменитого химика Оствальда, отдававшего дань идеализму своей агностической концепцией "энергитизма", крупнейшего естествоиспытателя Гельмгольца, склонявшегося в философских вопросах к кантианству, в особенности физика Маха. Между тем П. Ф. Лесгафт в рецензии на книгу Оствальда отмечал, что этот ученый "написал философию естественных наук", "выработал себе учение", которое оказалось применимым даже к выяснению "цели жизни и идеала человеческой деятельности".

Крупной заслугой П. Ф. Лесгафта является его вклад в полемическую борьбу против явного и замаскированного идеализма. Со всей силой квалифицированного анатома он преградил путь расистским теориям в антропологии.

Петр Францевич Лесгафт (1837 - 1909) родился и полу­чил образование в Петербурге. Свою научную и педагоги­ческую деятельность начал после окончания С.-Петербур­гской медико-хирургической академии, где он и остался работать, в 1865 г. защитил диссертацию на степень докто­ра медицины, а в 1868 г. стал доктором хирургии. В этом же году П.Ф. Лесгафт начинает работать в Казанском уни­верситете, но за критику реакционной части профессуры был уволен без права преподавания. Возвратясь в С.-Петер­бург начинает работать врачом в частной гимназии, где очень тщательно и с большим интересом изучает практиче­ский опыт гимнастических занятий. Свои знания в области анатомии и физиологии кладет в основу научной теории физического воспитания. В 1874 г. опубликовал первую работу «Основы естественной гимнастики», которая при­влекла внимание общественности и заинтересовала военное ведомство. Ему вновь разрешают педагогическую деятель­ность и он создает систему физической подготовки для учащихся военной гимназии. Лесгафт в течение двух лет изучал системы физического воспитания в западных стра­нах.

Свои выводы относительно физического воспитания в школе П.Ф. Лесгафт изложил в работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Приведем основные положения его теории.

1. Системы физического воспитания подчинены зако­номерностям физиологии. Параллельно с развитием физио­логии постоянно нужно пересматривать и развивать физи­ческие упражнения.

2. Физическое воспитание является необходимым сред­ством формирования гармонично развитого человека. Только гармонично развитый человек способен во всех об­ластях жизни на оптимальную производительность с наи­более экономичным использованием энергии и в наиболее короткий срок.

3. Гармоничное развитие основывается на единстве фи­зических и духовных сил человека и происходит при веду­щей роли сознания.

4. Обучение физическому воспитанию по существу яв­ляется частичной передачей учебного материала, накоп­ленного в ходе истории.

5. Нормального физического развития можно достичь только при научно обоснованной системе физического об­разования.

6. Учебный материал из системы физического образова­ния охватывает только виды движений, легко усваиваемые в школьном возрасте, такие, как ходьба, бег, прыжки, мета­ние, борьба, вольные упражнения, игры и туризм.

7. Физическое воспитание осуществляется в соответст­вии с общепедагогическими принципами, поэтому в ходе обучения большое внимание следует обращать на посте­пенность, последовательность, возрастные особенности че­ловека и принципы очередности.

П.Ф. Лесгафт отрицал пользу спортивных соревнований и упражнений на снарядах, принижал значение показатель­ных выступлений. Несмотря на эти недостатки, разработал


многие положения, которые имеют решающее значение в теории физического воспитания.

Классификация физических упражнений состояла из че­тырех разделов.

1. Простые упражнения (движения головой, туловищем, конечностями).

2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями (упражнения с палками, гирями, метанием деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазание).

3. Упражнения с изучением пространственных и вре­менных отношений (метания в цель, бег в заданном темпе, прыжки на расстояние).

4. Систематические упражнения в виде сложных дейст­вий (игры сложные и простые, плавание, бег на коньках и лыжах, фехтование, походы и экскурсии).

В педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта важное место занимала подготовка кадров физического воспита­ния. В 1877 - 1882 гг. он создает и возглавляет учебно-гим­настические курсы руководителей физической подготовки военных учебных заведений и армий. В 1896 г. по образцу этих курсов - Высшие курсы воспитательниц и руководи­телей физического образования. На базе этих курсов в 1918 г. был открыт институт физического образования име­ни П.Ф. Лесгафта.

Физическое воспитание - это учебный процесс, направленный на формирование физической культуры личности

В России основоположником научной системы физического воспитания, является Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909). Он рассматривал педагогические явления с позиций антропологизма. Антропологию понимал как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывает влияние среда и упражнения: «Всё, что упражняется - развивается и совершенствуется, что не упражняется – распадается».

Физическое воспитание

Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма (функциональная анатомия). В основе педагогической системы Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Учёный рассматривал физические упражнения, как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом Лесгафт постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания.

«Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения» - Лесгафт П.Ф.

Также как и Сеченов, Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Школа не может существовать без физического воспитания (физического образования). Физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями. При этом, используя термин «образование», Лесгафт понимал его шире, чем это делается сегодня. Образование сегодня – это формирование личности человека, а физическое образование – это целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Важная цель физического образования - умение управлять своими движениями, т.е. ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически.

4 группы физических упражнений

Лесгафт обращал большое внимание на содержание физического образования - использование упражнений и игр как метода познания. Лесгафт классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:

1. Простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний.

2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, лазании, борьбе и удержании равновесия.

3. Упражнения с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель.

4. Систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

Вся жизнь Петра Францевича Лесгафта, биолога, анатома, антрополога, педагога, врача, создателя научной системы физического воспитания, руководителя крупного научно-исследовательского учреждения, прогрессивного общественного деятеля, связана с Петербургом.

Здесь он родился,получил образование, начал самостоятельную трудовую жизнь. Здесь прославил свое имя как ученый и воспитатель, терпеливый и настойчивый ваятель свободной творческой личности.

Здесь в Петербурге, он и похоронен морозным декабрьским днем под бдительным надзором полиции, никогда не оставлявшей его своим вниманием.

Петр Францевич Лесгафт был по достоинству оценен своими современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий аналитический ум. Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда.

« не знаю что такое скука»,- сказал как-то Лесгафт. С таким же правом он мог сказать: «Я не знаю что такое покой», ибо вся его жизнь была решительным и каждодневным противодействием покою. К этому он призывал и своих учеников.

Среди многочисленных заслуг П. Ф. Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог- практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ - начале ХХ в. Многое в трудах Петра Францевича Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.

Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья « О физическом образовании в профессиональной школе и др. сохранили свою научную значимость.

Научная деятельность Петра Францевича Лесгафта

Научно-педагогическая деятельность П.Ф.Лексгафта началась в Петербургской медико-хирургической академии, где после ее окончания он исполнял обязанности ассистента и презектора. Здесь он защитил две диссертации: на степень доктора медицины (1865г) и на степень доктора хирургии (1868г.). После защиты второй диссертации Лесгафт стал заве5довать кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете, блестяще читал лекции, организовывал практические занятия и решительно выступал против консерватизма известной части профессуры и администрации.

За резкую критику существующих порядков в статье «Что творится в Казанском университете», опубликованную в одной из петербургских газет, Лесгафт был отстранен от педагогической деятельности. Посвятив себя врачебной деятельности, он обращается к физической культуре. В частном врачебном гимнастическом учреждении доктора А.Г. Берглинда он применяет физкультуру при лечении различных недугов. С 1874 г. Лесгафт начинает работать в Главном управлении военно-учебными заведениями, организует и сам проводит занятия по гимнастике во 2-ой Петербургской военной гимназии. В каникулярное время он выезжает в командировки для изучения подготовки учителей гимнастики в европейских странах. Обобщая личный педагогический опыт и материалы наблюдений, он пишет и публикует работы: «Основы естественной гимнастики» (1874г.), «Об отношении анатомии к физическому воспитанию»(1876г.) и «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы» (1877-1880гг.)

В 1887 г. Лесгафт по собственному желанию организует учебно-гимнастические курсы для подготовки учителей по гимнастике. В 80-е годы Лесгафт создает ряд значительных работ, где показывает единство физического и психического и раскрывает особенности физического развития и воспитания.

С 1886 г. П. Ф. Лесгафт - приват-доцент естественного факультета Петербургского университета. Он начинает курс лекций по анатомии, широко привлекая данные физиологии, психологии, антропологии и других наук. По свидетельствам очевидцев, лекции Лесгафта имели глубокое влияние на студентов, развивали мышление.

12 лет проработал П.Ф. Лесгафт в Петербургском университете и ушел из него, как из Казанского университета, протестуя против произвола и насилия. Это нашло отражение в следующих строках адреса, преподнесенного ему студентами: «…Вся Ваша жизнь и деятельность являются протестом против насилия в какой бы то ни было форме. И чем реже такие люди, тем они дороже. Мы видим в Вас не только нашего учителя, но лучшие идеалы, бескорыстного и благородного общественного деятеля»

Но даже активная педагогическая деятельность в университете не могла отвлечь Лесгафта от главных его устремлений - разработки своей системы физического образования и ее практического внедрения. Особое место среди работ 1887-1888 гг. занимают капитальные труды «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и «Семейное воспитание ребенка и его значение»

Последующие, 90-е годы характеризуются большой организаторской деятельностью П. Ф. Лесгафта – ученого и педагога. Он создает различные курсы по подготовке руководителей физического воспитания и образования, биологическую лабораторию – научный центр и учебную базу со специальным печатным органом, руководит организацией детских площадок, катков по линии «Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи», созданного по его инициативе.

При поддержке общества П.Ф. Лесгафт добился разрешения на открытие Курсов воспитательниц руководительниц физического образования (1896г.)

Научно-педагогическая и общественная деятельность Лесгафта, находившаяся под контролем царской полиции, затруднялась различного рода запрещениями. Так, в донесениях охранников отмечалось, что лекции и беседы Лесгафта « оказывают на слушательниц вредное влияние, вселяя в них революционные убеждения», и что многие слушательницы Лесгафта – «личности неблагонадежные».

Когда лее П. Ф. Лесгафт организовал сбор подписей под про­тестом по поводу избиения студентов-демонстрантов полицией и жандармерией, последовала его высылка из Петербурга как неблагонадежного (1901 г.). Однако, вернувшись через год из ссылки, Лесгафт продолжал активную общественно-педагогиче­скую деятельность на созданных им Курсах руководительниц физического образования. К чтению лекций привлекались про­грессивные ученые и общественные деятели: В. Л. Комаров, Е. В. Тарле, И. П. Павлов, Н. А. Морозов, А. А. Ухтомский, М. М. Ковалевский.

В документах охранки это получало соответствующую ин­терпретацию: «Сомнительное направление г. Лесгафта прояв­ляется, между прочим, в том, что г. Лесгафт за последние годы привлекает на свои курсы преподавателей, небезупречных в от­ношении политической благонадежности». Отмечается, что «бо­таник Комаров, удаленный за антиправительственный образ мыслей из разных учебных заведений, нашел себе пристанище на курсах Лесгафта» 1 (1904 г.). Даже временное закрытие Кур­сов руководительниц физического образования в 1905 г. в связи с участием слушательниц в событиях 9 января не только не из­менило общего направления деятельности Лесгафта, но и стиму­лировало ее расширение. Он принимает решение создать Выс­шие курсы по наукам биологическим, педагогическим и обще­ственным (открыты 21 декабря 1905 г.). Педагогическое отде­ление сохраняло направление и содержание Курсов руководи­тельниц физического образования. Свое новое учреждение Лесгафт неофициально называл «Вольной высшей школой».

16 февраля 1906 г. в помещении школы на собрании социал- демократических организаций Московско-Нарвского района с докладом выступал В. И. Ленин «О выборах в Государственную думу» и позднее - по вопросу об итогах IV (объединенного) съезда РСДРП *.

Агенты охранки докладывали: «На курсах Лесгафта 21 октября читались лекции исключи­тельно на тему о возможности добыть свободу в России лишь революционным путем» (1906 г.).

«... являются постоянным местом для противозаконных со­браний Курсы Лесгафта при С.-Петербургской Биологической лаборатории, где преступная деятельность революционеров при весьма сочувственном отношении к ней директора лаборатории Лесгафта ведется в широких размерах... произносятся речи с призывом к насильственному низвержению всего ныне сущест­вующего строя» (1906 г.)**

«... в ночь с 18 на 19 декабря 1907 г. был произведен обыск на курсах профессора Лесгафта, причем обнаружено до 50 пу­дов нелегальной литературы, частью уложенной в тюки для от­правки, а также один пуд типографского шрифта и валик для печатания»***. Вскоре курсы как один из центров революцион­ной агитации в столице были закрыты (17 июля 1907 г.).

В начале нового века публикуются статьи П. Ф. Лесгафта: «Физическое образование в школах», «К вопросу о физическом образовании в школах» (1902 г.); «Значение школы» (1907 г.) и др. Осуществляется второе издание первой части «Руковод­ства по физическому образованию детей школьного возраста» (1904 г.). В год своей смерти П. Ф. Лесгафт успел опубликовать 2-е издание второй части «Руководства». Скончался П. Ф. Лес­гафт 11 декабря 1909 г. в Египте. Похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге. Похороны носили ха­рактер политической демонстрации против самодержавно-поли­цейского режима. В них участвовали свыше 5000 человек. На ленте одного из многочисленных венков выделялась надпись: «Ты жил впереди нас: время твоих идеалов еще не пришло».

Мировоззренческие и научные концепции, идеи психофизио­логического единства человеческой природы и роли физического образования во всестороннем развитии человека, утверждаемые П. Ф. Лесгафтом, не стоят в стороне от основных тенденций рус­ской педагогики XIX в., отраженных в трудах А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского. Можно предполагать и влияние на П. Ф. Лесгафта трудов И. М. Сеченова и К. Д. Ушинского. Однако нельзя отказать ему в оригинальности и самобытности построения педагогических положений теории физического образования на основе анатомо­-физиологических данных.

Отметим, что и К. Д. Ушинский признавал значение этих на­учных дисциплин для правильного понимания вопросов физиче­ского воспитания. Он писал: «... правила физического воспита­ния необходимо должны быть выведены из глубокого и обшир­ного знания анатомии, физиологии, патологии, иначе они будут бесцветны, бесполезны...»

П. Ф. Лесгафт блестяще сочетал эти знания психологии и пе­дагогики при глубоком понимании сущности физического воспи­тания (его теории и методики).

Исследователь трудов Лесгафта профессор Г. Г. Шахвердов, возглавлявший кафедру педагогики Ленинградского института физкультуры им. П. Ф. Лесгафта, справедливо отмечал, что во всех областях научных знаний: в биологии, антропологии, ана­томии, физиологии, патологии, психологии, педагогике - он отрицал все мистические, метафизические, идеалистические тол­кования. Лесгафт стремился везде раскрыть реальные причинно- следственные связи изучаемых явлений и весьма преуспел в этом.

В «Руководстве» мы читаем: «Между умственным и физиче­ским развитием человека существует тесная связь, вполне вы­ясняющаяся при изучении человеческого организма и его от­правлений» и «тесная связь, существующая между непосредст­венными физическими и душевными проявлениями, с одной стороны, и внешним их выражением, с другой, ясно показывает необходимость гармонического и умственного развития в шко­ле».

История развития педагогической теории

В истории развития педагогической теории П. Ф. Лесгафту принадлежит особое место - как основоположнику отечествен­ной науки о физическом воспитании. Ему удалось создать ори­гинальную, стройную и развернутую систему физического обра­зования (воспитания). В этой системе одно из центральных мест занимает воспитание детей школьного возраста.

Свой капитальный труд о физическом воспитании он назы­вает «Руководство по физическому образованию детей школьно­го возраста».

Физическое образование рассматривается как системное ос­воение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков.

Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование чело­века, т. е. формирование его как личности, о чем совершенно определенно говорит Лесгафт: «...задачей школы считать вы­яснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мыш­ление и понятие об истине, когда образуется человек».

В трудах П. Ф. Лесгафта - касаются ли они анатомии и фи­зиологии, психологии и педагогики, гигиены и общей теории развития организма - человек всегда рассматривается как це­лостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соот­ветствующих им сторон воспитания.

П. Ф. Лесгафт не случайно подчеркивает необходимость да­вать «упражнения для того, чтобы приводить в соотношение вос­принимаемое глазом с ощущениями, связанными с движения­ми». Такие упражнения будут способствовать выработке уме­ний оценивать предстоящую работу и выполнять ее по слову, как рекомендовал Лесгафт. Физические упражнения могут играть существенную роль в развитии умственных и физических способ­ностей, повышать общий уровень готовности действовать умело и рационально. На современном уровне научного знания эти по­ложения ученого можно рассматривать как возможности совер­шенствования процесса управления человеком своими дейст­виями.

П. Ф. Лесгафтом были намечены пути реализации двух основ­ных, уже утвердившихся к тому времени в общей дидактике, принципиальных требований: сознательности и наглядности обу­чения применительно к условиям овладения физическими упраж­нениями.

Важно отметить, что П. Ф. Лесгафт проложил основной путь м решении таких методических вопросов теории физического вос­питания, как использование общих педагогических положений с учетом специфики конкретного вида деятельности, и др. С пози­ции единства умственного и физического воспитания решается Лесгафтом вопрос о единстве их методов. Анализ, синтез, срав­нение, характерные для умственного воспитания, являются основными при овладении двигательными действиями.

Впервые в методике обучения физическим упражнениям Лес­гафтом был поставлен вопрос о знании каждым занимающимся того, что он должен делать, зачем и как. Каждой педагогической задаче соответствует круг определенных упражнений, и на каж­дом этапе обучения определяются конкретные требования к действиям занимающихся.

Весьма своеобразными были позиции П. Ф. Лесгафта и в во­просе о наглядности обучения. В «Руководстве» он рекомендует следующее: «...со всеми требуемыми действиями необходимо зна­комить занимающихся непременно по слову, а не по показанно­му»; показ же должен уточнить и попрадить созданное словом представление. Таким образом, показ выступает как средство проверки учеником своих знаний, уточнения представлений, по­лученных ранее на основе восприятия объяснений учителя.

Не вызывает сомнений, что научно- педагогическое наследие П. Ф. Лесгафта далеко выходит за рамки только исторического значения и может рассматриваться как один из основных источников педагогической науки, содержащей идеи, богатство которых еще не полностью исчерпано.

Деятельность П. Ф. Лесгафта как основателя системы под­готовки кадров по физическому образованию началась с 1874 г., когда он был приглашен на работу в Главное управление воен­ных учебных заведений (ГУВУЗ). Эти учебные заведения испы­тывали острую потребность в учителях гимнастики. Лесгафту, уже известному в то время ученому, опубликовавшему работу «Основы естественной гимнастики», ГУВУЗ поручает ознако­миться с опытом подготовки учителей гимнастики за рубежом.

За два года (1875-1876) Лесгафт посетил ряд западноев­ропейских государств (26 городов) и изучал наиболее распро­страненные системы гимнастики и подготовки учителей этого профиля. Критический анализ этих систем обнаружил несостоя­тельность многих сложившихся теорий, и Лесгафт одновременно с разработкой собственной системы физического образования разрабатывает основы системы подготовки кадров, ее обеспечи­вающих.

Одно из главных ее положений - требование солидной педа­гогической подготовки. В связи с этим П. Ф. Лесгафт настаивал на понятии «педагогическая гимнастика», т. е. системе упражне­ний, решающей педагогические задачи. Для успешного их реше­ния, отмечает он, нужна общая теоретическая подготовка, фи­лософская, психологическая, физиологическая и т. п.

Говоря о теоретической подготовке, Лесгафт все время дела­ет упор на ее педагогическую направленность: «... врач может определить физическое развитие ученика, но он обыкновенно со­вершенно не знаком с отдельными упражнениями, а главное - с влиянием их на молодой организм». Преподаватель, пишет он, должен быть хорошо «знаком с физическими условиями того организма, который берется он воспитывать, чтобы он понимал влияние на организм тех упражнений, которые он применяет, и чтобы он имел такое педагогическое образование, которое руко­водило бы им при применении знакомого ему материала препо­давания к вполне известному ему молодому организму».

Анализируя труды П. Ф. Лесгафта, можно собрать полное профессионально-графическое описание той части педагогических кадров, которая связана со школой. Это описание будет адекватным современным представлениям о преподавателе физической культуры.

Для подготовки учителей «педагогической гимнастики» в военных гимназиях Лесгафт предлагал создать Центральный гимнастический институт. С требованиями широкой общеобразовательной и педагогической подготовки сочетались требования к оснащению такого учреждения гимнастический зал, оборудован­ный аппаратами, применяемыми при различных методах гимнастики;аудитория на 100 слушателей; помещение для практических антропологических занятий; химическая лаборатория; кабинет для физических аппаратов; место для бега, игр и упражнений в теплое время. Ставился вопрос и о статусе преподавателя гимнастики, равного другим преподавателям. Одновремен­но оговаривалась недопустимость к преподаванию лиц, знакомых только с технической стороной предмета.

В виде опыта в 1877 г. Лесгафтом были организованы двухгодичные учебно-гимнастические курсы при 2-й петербургской военной гимназии. Они просуществовали под его непосредствен­ным руководством до августа 1882 г. Эти курсы по своему про­филю, учебному плану, программам, организации учебного процесса, требованиям к учащимся соответствовали типу высшего учебного заведения. Подобных им не было еще в мировой практике.

П. Ф. Лесгафтом были разработаны учебные программы по всемдисциплинам, многие из которых он вел сам. Практически подготовка учителей гимнастики была постепенно изменена на подготовку «лиц, знакомых с физическим воспитанием вообще, в частности же с гимнастикой, как одним из средств физического в оспитания». Система подготовки учителей гимнастики - руководителей физического образования, разработанная Лесгафтом, способствовала распространению его идей в области физического воспитания и образования.

Система гимнастики П. Ф. Лесгафта, по данным Г. Г. Шахвердова, к началу XX в. применялась его учениками в 162 го­родах России. По образцу своих первых учебно-гимнастических курсов Лесгафт создавал последующие, совершенствуя систему подготовки кадров по физическому воспитанию. Курсы руководительниц физического образования после Великой Октябрьской революции были преобразованы в Государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта (1919 г.), который затем (в 1930 г.) стал называться Государственным институтом физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Прогрессивная общественная, научная, педагогическая дея­тельность П. Ф. Лесгафта позволяет отнести его к числу выдаю­щихся представителей отечественной науки и культуры.

Наталья Афанасьева
Педагогические труды П. Ф. Лесгафта для современного физического воспитания

Современное общество требует от педагогического сообщества воспитания гармоничной разносторонне развитой личности. Пути решения этой задачи показал более ста лет назад Петр Францевич Лесгафт . Биолог, анатом, антрополог, педагог Петр Францевич родился в Санкт-Петербурге в 1837 году. После получения семейного образования, в 1856 году поступил в Медико-хирургическую академию. Проработал некоторое время в хирургической клинике. После защиты диссертации на степень доктора хирургии начал педагогическую деятельность , продолжая свои исследовательские и теоретические изыскания.

Одной из первых им была доказана теория о единстве формы и функции. Он доказал, что «функцией, направленным упражнением» возможно воздействовать на развитие органов тела и всего организма. Исходя из этого, П. Ф. Лесгафт в основу всякого развития ставит – упражнение. «Всё, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется - распадается» - такова основная мысль о значении упражнения.

Этот великий педагог «упражнял» себя и своих учеников всю свою жизнь.

В основе педагогической системы П . Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Учёный рассматривает физические упражнения как средство не только физического , но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. В своей работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал : «Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно , иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения».

По определению П. Ф. Лесгафта образование – это воспитание и формирование личности человека. В тоже время, физическое воспитание – это целенаправленное формирование организма и личности под воздействием естественных и специально подобранных движений, физических упражнений . Эти движения и упражнения должны постоянно усложняться, становиться напряженнее, требовать от ребенка большей самостоятельности и проявления волевых усилий.

По мнению педагога , физическое развитие индивида невозможно без его духовного развития. В тоже время духовное развитие личности должно совершенствоваться физическим развитием организма . Гармоничное развитие, - писал он, - возможно только при соблюдении принципа постепенности и последовательности напряжений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Одной из частей созданной им общей теории физического образования является учебно-воспитательный процесс , важной целью которого он считал формирование и развитие умения сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично».

Лесгафт доказал значение таких методов как слово и показ для решения задач физического воспитания . Только осознание процесса действия позволяет быстро и эффективно освоить какое-либо движение или упражнение. От педагога требуется не только показ действия, но и краткое и точное объяснения способа и последовательности действия. Он должен быть физически умелым и обладать языковыми способностями.

Одним из средств разностороннего развития личности ребенка Лесгафт считал ежедневное применение подвижных игр. По утверждению П. Ф. Лесгафта , систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро, выполнять правила, ценить товарищество.

Федеральный государственный образовательный стандарт требует от педагогических коллективов тесного взаимодействия с родителями и законными представителями в вопросах воспитания , обучения и развития подрастающего поколения. Семья это первая и важнейшая составляющая комплекса мер по развитию, воспитанию и формированию личности. Эту мысль П. Ф. Лесгафт исследовал и доказал в конце девятнадцатого столетия. Результатом этой работы стал выход научного труда «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1906-11г. г.) . В данной работе исследовались такие составляющие развития личности ребенка, как : наследственность, среда, процесс воспитания . Он выделил и дал характеристику нескольких типов возрастного периода от 13 до 16 лет (период «возмужалости» , который во все времена считается трудным и формироваться начинает еще в раннем детстве : добродушный и честолюбивый, мягко забитый и злостно забитый, лицемерный и угнетенный. В связи с этим Лесгафт обозначал первый год жизни ребенка, в который формируется опорно-двигательный аппарат, как наиболее важный из всего периода детства. В основу теории дошкольного воспитания он положил следующие принципы : последовательность слова и дела, движение, гуманность.

Вклад ученого не ограничивается только развитием определенной научной теории, концепцией физического воспитания подрастающего поколения. Петр Францевич целенаправленно продвигал свои идеи в жизнь. Созданные им в 1896 году курсы для воспитательниц и руководительниц физического образования были востребованы и необходимы не только в период своего создания, но и позже. Не смотря ни на какие трудности учащихся , посещавших, эти курсы становилось все больше. Потребность в образовании все большего числа людей, привела к необходимости преобразования курсов в 1906году в Вольную высшую школу, которая в 1907 году насчитывала более двух тысяч слушателей.

Этот вклад П. Ф. Лесгафта был оценен всего через несколько лет после его смерти. Первый в истории новой России институт физической культуры был назван именем Петра Францевича. По сегодняшний день это самое востребованное, передовое учебное заведение в нашей стране.

На современном этапе развития педагогики идеи , теории, принципы и методы П. Ф. Лесгафта по-прежнему востребованы. Задачи физического воспитания подрастающего поколения расширяются и актуализируются. Технический прогресс с одной стороны принес человеку благополучие и свободу, но с другой сделал его физически слабым и незащищенным от различных внешних воздействий. Не смотря на прогресс в сфере медицинских технологий, сохранение и укрепление здоровья остается основной работой человека, которая требует от него напряжения сил и воли.

При написании статьи были использованы следующие источники :

1. Выдрин, В. М. История методология науки о физической культуре : учебно – методическое пособие/ В. М. Выдрин. – СПб.: СПбГУФК им. П. Ф. Лесгофта , 2006. – 151 с.

2. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б. Р. Голощапов – М.: Издательский центр «Академия» , 2001. – 312 с.

3. Кадыков, А. А. «Деятельность П. Ф. Лесгафта и его вклад в разработку отечественной системы физического воспитания ». /

Публикации по теме:

Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника «Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника». Автор. Демянко Татьяна Вячеславовна (методист).

Педагогические условия организации физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как правильное физическое воспитание и развитие детей – одна из ведущих.

Вашему вниманию я предлагаю несколько дидактических игр, сделанных своими руками, для физического развития детей дошкольников. [ Игра.