Льготная пенсия морякам. Льготная пенсия для моряков

Из 28 видов страховых пенсий по старости, назначаемых досрочно, 24 назначаются в связи с выполнением определенного вида деятельности. К одной из профессиональных категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжёлыми условиями труда, относятся работающие в плавсоставе судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

Отделение ПФР по г. Москве и Московской области выплачивает пенсии 2 663 гражданам, входящим в категорию плавсостава, из них 1 344 - в г. Москве и 1 319 - в Московской области.

В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» право на досрочную пенсию по старости предоставляется мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет в том случае, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.

Право на досрочную пенсию независимо от возраста предоставляется мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Плавсостав указанных судов приобретает право на льготное пенсионное обеспечение независимо от того, какие работы выполняет судно: перевозку грузов, пассажиров или добычу, обработку рыбы и морепродуктов и другие работы, а также независимо от наименования профессии работника, должности, того, к какой службе судна он относится. Для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда необходимо, чтоб работник был зачислен в плавающий состав, а судно, на котором он работает, не относилось к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Если в определённый период времени судно по различным причинам не выполняет работы (отстой, консервация, простой у причальной стенки в ожидании выхода в плавание и пр.), соответствующие его предназначению, то в любом случае такой период не засчитывается в специальный стаж и должен быть отражён в справке, подтверждающей льготный стаж. При обращении за назначением пенсии справку в обязательном порядке необходимо предоставить в Пенсионный фонд.

Период работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила полный год. Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работы включаются периоды по фактической продолжительности, т.е. в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

В некоторых случаях при выполнении ряда условий работники плавсостава могут иметь право на двойное снижение пенсионного возраста. Например, если у работника есть стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет, или в местностях, приравненных к ним, 20 лет и выработан необходимый стаж в плавсоставе, возраст, установленный для досрочного назначения страховой пенсии, уменьшается ещё на 5 лет.

Отделение ПФР по г. Москве и Московской области проводит заблаговременную работу с застрахованными лицами, выходящими на пенсию ближайшие 12 месяцев, в том числе и с гражданами, пенсия которым назначается досрочно. Заблаговременное предоставление документов дает возможность специалистам ПФР сформировать пенсионное (выплатное) дело, при необходимости запросить в архивах организаций необходимые справки (в случае их отсутствия) и назначить пенсию своевременно и в полном объеме.

Железнодорожный транспорт (подраздел 1 Списков N 1 и 2)

Морскойиречнойфлот(Список N 1,раздел ХХIподраздел 2,

Гражданская авиация (Список N 1, раздел XXI, подраздел 3)

Транспортная система России - большой и сложный экономический комплекс, размещенный на всей территории страны. В него входят: сухопутный транспорт (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный и трубопроводный.

В разделе ХХI Списка N 1 и разделе ХХ VIII Списка N 2 предусмотрены следующие виды транспорта: железнодорожный (метрополитен), морской и речной, воздушный (гражданская авиация).

Рассмотрим право на льготное пенсионное обеспечение работников каждого вида транспорта.

Железнодорожный транспорт (подраздел 1 Списков N 1 и 2)

Правом на пенсию в соответствии с подразделом 1 ХХI и ХХ VIII соответственно Списков N 1 и 2 пользуются работники системы железнодорожного транспорта, работающие в депо, на ремонтных заводах и других предприятиях и организациях, которые не участвуют непосредственно в организации перевозок и обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Так, правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1 (разд.Х ХI , подразд.1) пользуются бандажники, заливщики свинцово-оловянистых сплавов, пробивальщики-продувальщики труб, слесари по ремонту подвижного состава, занятые на ремонте цистерн из-под этиловой жидкости, а также на ремонте, заправке и смене клапанов цистерн.

Наряду со свинцово-оловянистыми сплавами применяются другие сплавы, в состав которых может входить свинец, содержание его, как правило, незначительно. Плавильщики подобных сплавов (например, бронзы) права на пенсионные льготы не имеют.

Рабочие, независимо от наименования профессии, занятые на внутренней очистке цистерн от нефтепродуктов и химических веществ, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1 (разд.Х ХIII "Общие профессии").

Пенсионные льготы слесарей по ремонту подвижного состава по Списку N 1 предоставляются, если они заняты ремонтом цистерн из-под этиловой жидкости или выполняют работы по заправке и смене клапанов цистерн, которые, как правило, производятся на промывочно-пропарочных станциях и пунктах технического обслуживания, пунктах подготовки цистерн к перевозкам до предварительной пропарки, очистки, вентиляции и дегазации. Работы по частичной очистке и пропарке цистерн, предшествующие ремонту, заправке и смене клапанов цистерн, не должны лишать слесарей по ремонту подвижного состава права на льготную пенсию по Списку N 1.

На шпалопропиточных предприятиях системы железнодорожного транспорта выполняются работы по пропитке шпал. Пенсионные льготы по Списку N 2 установлены пропитчикам пиломатериалов и изделий из древесины, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности. Нередко возникают вопросы о возможности назначения пенсии в связи с особыми условиями труда грузчикам, стропальщикам шпалопропиточных предприятий. Следует иметь в виду, что этим и другим рабочим, занятым транспортировкой, сортировкой, погрузкой на площадках отстоя, на складах хранения шпал, а также на участках, где производится их пропитка, пенсионные льготы не установлены.

На тепловозостроительных и тепловозоремонтных предприятиях производятся работы по испытанию дизелей и дизельгенераторов . Правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (разд.Х IV , подразд.12) пользуются рабочие, занятые на испытаниях тепловозных дизелей дизельгенераторов с газотурбинным наддувом мощностью 800 л.с. и более и числом оборотов турбины не менее 17 тыс. об/мин, а также на реостатных испытаниях тепловозов. Мастера, занятые на указанных работах (кроме реостатных испытаний тепловозов), также пользуются правом на пенсионные льготы в соответствии с данным разделом.

Работникам локомотивных бригад, а также работникам, непосредственно участвующим в организации перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пенсия в связи с особыми условиями труда назначается в соответствии с п." д " ст.12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272. К ним относятся работники служб пути, службы энергетики. Мужчинам пенсия назначается по достижении 50 лет, если они соответственно трудились не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет на работах, дающих право на пенсию в соответствии с указанным пунктом.

Круг работников железнодорожного транспорта и метрополитена, имеющих пенсионные льготы в соответствии с п." д " ст.12 Закона, содержит Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Морской и речной флот (Список N 1, раздел ХХI подраздел 2,

Список N 2 раздел ХХ VIII, подраздел 3)

Пенсионные льготы по Списку N 1 имеют рабочие двух профессий: котлочисты , занятые на судах чисткой котлов, и кочегары судов, работающих на твердом топливе. Указанным рабочим пенсия назначается независимо от того, на каких судах они работают, и являются ли они плавсоставом судна или нет.

В разд.Х ХVIII Списка N 2 предусмотрены работники морского и речного флота двух категорий: судов этих флотов и береговой состав. Пенсия по Списку N 2 назначается не всем членам плавсостава морского и речного флота, а только работникам машинной команды: кочегарам судов, работающих на жидком топливе, машинистам и мотористам всех наименований, механикам, электромеханикам. Этим работникам пенсионные льготы предоставляются, если они заняты на судах служебно-вспомогательного флота и судах портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения).

Необходимо помнить, что не все лица, находящиеся на борту судна, относятся к плавсоставу. Он утверждается на каждый тип судна судовладельцем. В его состав, как правило, входят лица, состоящие в штате экипажа судна. Лица, которые не состоят в штате экипажа судна, хотя и входят в список людей (судовая роль), находящихся на борту судна, не относятся к плавсоставу судна.

Вопрос о том, работа на каких судах дает плавсоставу право на льготное пенсионное обеспечение, в каждом конкретном случае решается судовладельцем или вышестоящей организацией. Основанием для выдачи справки может быть приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание судна или схема должностных окладов.

Льготные пенсии в соответствии с данным разделом предоставляются работникам морского и речного флота на судах, занимающихся перевозкой грузов и пассажиров. В зависимости от условий перевозок, районов обслуживания, протяженности линий, продолжительности поездок, видов предоставляемых услуг и других признаков пассажирские линии подразделяются на : транспортные, туристские, экскурсионно-прогулочные. Транспортные линии в свою очередь подразделяются на: транзитные, местные, пригородные, внутригородские и переправочные. На работников судов, занимающихся добычей рыбы и рыбопродуктов, разделы ХХI и ХХ VIII Списков N 1 и 2 не распространяются.

Как указывалось выше, пенсионные льготы по C писку N 2 предоставляются работникам машинной команды плавсостава судов морского и речного флота, указанным в разделе ХХVIII. При определении права на льготную пенсию работников этих судов имеет значение, к какой службе судна они относятся (судно-механической (машинная команда), радиотехнической, медико-санитарной, учебно-судовой, службе по добыче и переработке рыбы и другим).

Из берегового состава морского и речного флота пенсионные льготы установлены мотористам трюмным, взрывникам и малярам, занятым на окраске и ошкрябке судов в доках. Причем малярам пенсия по C писку N 2 назначается независимо от того, с какими красками и лаками они заняты.

Работники плавсостава морского и речного флота имеют право на пенсионные льготы не только по Списку N 2 (разд.Х ХVIII ), но и в соответствии с п."и" ст.12 Закона. Право на данную льготу приобретают не только работники машинной команды плавсостава судов морского и речного флота, но и плавсостав всех служб этих судов, а также плавсостав флота рыбной промышленности, осуществляющий добычу, переработку рыбы и другие работы, относящиеся к их ведению.

Право на пенсию в соответствии с п." и" ст.12 Закона имеют работники плавающего состава всех судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности независимо от вида их деятельности, кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения независимо от наименования их профессии и должности. При определении права на эти льготы возникают вопросы, связанные с отнесением их к плавсоставу тех судов, работы на которых дает право на пенсионные льготы.

Как указывалось выше, эти вопросы во всех случаях решает судовладелец либо вышестоящая организация. Вместе с тем, органам пенсионной службы следует знать следующее.

В соответствии с действующим ныне Кодексом торгового мореплавания СССР (ст.9) "под судном понимается самоходное и несамоходное плавучее сооружение", используемое судовладельцем для различных целей.

Суда, входящие в состав флота порта и выполняющие специфические функции, связанные с его деятельностью, относятся к судам портовым.

Инструктивным письмом Департамента морского транспорта и Совета профсоюза работников водного транспорта РФ от 27 июля 1992 г. N СМ-39/1223 судовладельцам рекомендовано своими приказами (распоряжениями) ежегодно определять перечень судов, постоянно работающих только на акватории порта.

Служебно-вспомогательные суда - это суда, выполняющие функции по обслуживанию и обеспечению эксплуатации судов, буксировке плавучих средств, дебаркадеров, судов других объектов, если эти работы не включались в план перевозок грузов, береговых сооружений и акваторий портов.

Служебно-разъездное судно не находится в коммерческой эксплуатации и используется в целях обеспечения служебной деятельности персонала судовладельца.

Суда пригородного сообщения связывают между собой портовые пункты, расположенные на территории, административно подчиненной городу (району), и используются для перевозки пассажиров и грузов между городом и прилегающими к нему пригородными населенными пунктами, расположенными на водных путях.

Судно внутригородского сообщения связывает между собой пункты, находящиеся в черте одного города, и используется для перевозки пассажиров.

Под плавсоставом понимается экипаж судна, состоящий из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава (уставы службы на судах Министерства речного флота РСФСР), обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров (Правила Российского Речного Регистра, уставы службы на судах морского флота РСФСР).

Медицинские работники, направляемые на суда морского, речного флота и флота рыбной промышленности и включаемые в штаты медико-санитарной службы этих судов, являются плавсоставом. На них распространяется действие Устава службы на указанных судах и условия оплаты труда плавсостава. Поэтому должности: врач-терапевт, врач-хирург, судовой врач, заведующий медпунктом и другой медицинский персонал, состоящий в штате судов, относится к плавающему составу.

Учебно-производственные суда не относятся к судам служебно-разъездным, служебно-вспомогательным, пригородного и внутригородского сообщения, поэтому вопрос о льготном пенсионном обеспечении плавсостава таких судов (морского речного флота) должен рассматриваться в соответствии с разделом Списка N 2 "Транспорт" и п." и" ст.12 Закона.

В составе морского и речного флота и флота рыбной промышленности имеются научно-исследовательские суда. Поскольку законодательство не предусматривает, какие конкретно работы должны выполнять суда, предусмотренные в данном разделе Списка N 2, плавсостав научно-исследовательских судов также может пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение как плавсостав судов морского и речного флота и флота рыбной промышленности.

При решении вопросов льготного пенсионного обеспечения подменных экипажей судов морского и речного флота, а также флота рыбной промышленности следует помнить, что плавсостав подменных экипажей указанных судов может пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 или согласно п." и" ст.12 Закона, если характер их работы и условия труда соответствуют характеру работы и условиям труда плавсостава, т.е. в тех случаях, когда после замены экипажа судно выходит в рейс для выполнения планового задания.

Направление подменного экипажа на очередное судно должно быть отражено в документах пароходства (управления, базы флота), приказах, распоряжениях, протоколах диспетчерского совещания и др.

Время работы подменных экипажей в составе ремонтных бригад, основной задачей которых является выполнение ремонтных работ (т.е. члены экипажа не зачисляются в экипаж судна для выполнения планового задания, а направляются на ремонт судна), в специальный трудовой стаж для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда не включается.

В специальный стаж включается время работы в составе плавсостава судов морского и речного флота, а также флота рыбной промышленности, занятых перевозкой пассажиров и грузов, добычей, переработкой рыбы и другими работами во время рейса.

Наряду с этими работами в специальный трудовой стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.

К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемом резерве и отгулах, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста (до 6 октября 1992 г.), периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).

К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна работает по своей специальности, и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.

Полностью отработанный навигационный период на водном транспорте засчитывается в соответствии со ст.94 Закона в двойном размере.

Гражданская авиация (Список N 1, раздел XXI, подраздел 3)

Подраздел 3 дополнительно включен в раздел XXI Списка N 1 постановлением Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. N 497.

Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку N 1 пользуются бортпроводники (без каких-либо условий). По ранее действовавшему законодательству требовалось в обязательном порядке подтверждение налета ими в год не менее 500 часов. Ныне этого требования нет, поэтому за период до 1992 г. бортпроводнику также не требуется подтверждения налета им в год не менее 500 часов.

Кроме бортпроводников, пенсионные льготы по Списку N 1 имеют работники диспетчерской службы: диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, старшие диспетчеры, руководители полетов. Всем им пенсия назначается, если они осуществляют непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов , в аэродромно-диспетчерских, районных вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, т.е. обслуживают регулярные авиарейсы гражданской авиации.

Правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются также руководители полетов, осуществляющие непосредственное управление воздушным движением в специализированных зонах с наибольшей интенсивностью и сложностью движения при проведении испытательных полетов в процессе опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.

Перечень таких зон управления воздушным движением утвержден Министерством промышленности РФ от 24 января 1992 г. (согласован с Минтрудом России 29 января 1992 г.). В него включены :

Зоны управления воздушным движением испытательных аэродромов (в том числе аэродромов совместного базирования), за исключением зон визуального контроля (зон старта).

Зоны управления воздушным движением авианесущих кораблей.

Зоны управления воздушным движением авиационных огневых и тактических полигонов.

Перечень разработан, исходя из требований Руководства по проведению испытательных полетов в авиационной промышленности.

В.Г.Белякин

Работникам плавсостава право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (выход на пенсию раньше на 5 лет) предоставляется в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ»О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) при условии, что они проработали определенный срок (мужчины не менее 12 лет 6 месяцев, женщины не менее 10 лет) на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно -работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.

Плавсостав указанных судов приобретает право на досрочное пенсионное обеспечение независимо от того, какие работы выполняются судном и непосредственно членом экипажа судна (плавсоставом). Это может быть перевозка грузов, пассажиров или добыча, обработка рыбы и морепродуктов, прием готовой продукции на промысле, ледокольные и рейдовые работы, а также другие работы не транспортного и рыбохозяйственного характера. Также не имеет значения наименование профессии и должности члена плавсостава судов, предусмотренных в подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Работникам, в т. ч. плавсоставу, проработавшим (мужчины не менее 25 лет и женщины не менее 20 лет) на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (Список таких судов утвержден постановлением Правительства РФ от 07.07.1992 № 467), в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Право указанных работников на досрочную трудовую пенсию по старости распространяется на всех работников независимо от наименования их профессии и должности, занятых на выполнении работ по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, а также осуществляющих прием готовой продукции на промысле. При этом не имеет значения характер работы конкретного работника. Не имеет значения также и тип судна, относящегося к морскому флоту рыбной промышленности.

Особенности работы на перечисленных судах обусловлены погодно-климатическими условиями и отдаленностью выполнения работ от берега: некоторые работники заняты на судах в период навигации (в основном, плавсостав судов речного флота, включая суда флота рыбной промышленности), другие выполняют работы на судах в течение длительных периодов без выходных и нерабочих праздничных дней отдыха, которые плавающий состав судов использует после завершения рейса (в основном, суда морского флота, включая суда флота рыбной промышленности).

Согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год. Продолжительность навигационного периода при этом не имеет значения, она зависит от природно-климатических условий региона и поэтому может быть разной.

Навигация – это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.

Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте не круглогодично, а в течение определенного периода времени.

В некоторых случаях по причинам, независящим от работника, начало навигации в районе проведения работ не совпадает с датой выхода судна в рейс, а окончание – с датой его фактического возвращения по завершении работ в порт приписки судна. В связи с тем что не все суда одновременно могут выйти в рейс, издаются приказы о вводе конкретных судов в эксплуатацию, в которых указываются разные даты их выхода в рейс, и приказы о подготовке судов к отстою или ремонту, в соответствии с которыми суда могут возвращаться в порт на несколько дней раньше закрытия навигации. Время нахождения судна в рейсе в течение такого периода следует рассматривать как полный навигационный период.

В тех случаях, когда работник не весь навигационный период отработал на судне, время его работы включается в стаж на соответствующих видах работ по фактической его продолжительности, независимо от причины, по которой работа начата не сначала навигационного периода или прекращена до его окончания. Работник плавсостава на 20 дней раньше закончил работу в навигационный период в связи с уходом в отпуск без сохранения заработной платы. В данном случае время его работы в навигацию не может рассматриваться как полный навигационный период. Этот период засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, по его фактической продолжительности.

В соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. постановлением Минтруда России от 20.02.1996 № 11, в рабочее время членов экипажа судна (плавсостава) входит время выполнения ими работ по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии в период выполнения рейсового задания с включением в него вспомогательных, подготовительных, ремонтных и других работ, обеспечивающих основные функции плавсостава, что согласуется с п. 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5. Согласно п. 5 указанного разъяснения в рабочее время (полный рабочий день) включается время выполнения вспомогательных, подготовительных, а у работников, выполняющих работы при помощи механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В него может включаться и время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Таким образом, в стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 и 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, можно включать время выполнения всех работ, выполняемых плавсоставом в период выполнения рейсового задания, включая время погрузочно-разгрузочных работ в порту, межрейсового технического обслуживания или ремонта судна, оплачиваемого резерва (дежурства) и выполнения плавсоставом других работ до выхода судна в рейс или после возвращения судна в порт его приписки, если эти работы связаны с обеспечением основных трудовых функций плавсостава, которые он выполняет во время рейса.

Вопрос о зачете в стаж работы, дающей право работникам плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности на досрочное пенсионное обеспечение, суммированных дней отдыха (отгулов) за неиспользованные выходные дни во время рейса судна и в некоторых случаях за переработанное время, может рассматриваться в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П и определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 261-О, которым разъясняется, что в трудовой стаж работников, имеющих особый характер работы (к ним относятся работники плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии про старости, включается как период работы, так и период тдыха. Из этого следует, что если в учетном периоде фактически отработанное количество часов плавсоставом указанных судов составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 91), то время межрейсового отдыха (время переработки и суммированные дни отдыха за неиспользованные выходные дни в период выполнения рейсового задания) не должно исключаться из общего календарного периода, образующего стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное пенсионное обеспечение.

По различным причинам суда морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) могут длительное время находиться в отстое, на консервации (для чего издается приказ судовладельца) или стоять у причальной стенки в ожидании выхода в плавание. Во всех случаях такие суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, поэтому их нельзя относить к судам, работа плавсостава которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, периоды нахождения судов морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) в отстое, на консервации, а также периоды длительного пребывания судна у причальной стенки в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-Ф З, не засчитываются.

Вот что "нарыл" в законодательстве о досрочной пенсии за работу на Крайнем Севере: Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, назначается досрочная трудовая пенсия по старости при условии достижения возраста мужчинами 55 лет и женщинами 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (РКС) либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (МКС). Страховой стаж должен составлять соответственно не менее 25 и 20 лет. При отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям используется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029. Стаж для начисления льготных пенсий. Период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется календарно. Работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего севера. Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих местностях. Если имела место работа в приравненных местностях, сначала ее необходимо также перевести в стаж работы в условиях Крайнего Севера (1 год работы в МКС = 9 месяцам работы в РКС). Специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере: Для лиц, работавших в районах Крайнего Севера: «Северный стаж»: мужчины - 15 лет, женщины - 15 лет. Страховой стаж: мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет. Возраст выхода на пенсию: мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет. Для лиц, работавших в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: «Северный стаж»: мужчины - 20 лет, женщины - 20 лет. Страховой стаж: мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет. Возраст выхода на пенсию: мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет. Для женщин, родивших двух и более детей, работавших в районах Крайнего Севера: «Северный стаж» - 12 лет; страховой стаж - 20 лет; возраст выхода на пенсию - 50 лет. Для женщин, родивших двух и более детей, работавших в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: «Северный стаж» - 17 лет; страховой стаж - 20 лет; возраст выхода на пенсию - 50 лет. Кроме того, для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 в приравненных к ним местностях, и работавшим во «вредных» условиях труда, имеющих требуемый страховой стаж, установлено право на дополнительное снижение пенсионного возраста. При соблюдении всех перечисленных условий возраст для досрочного назначения пенсии уменьшается еще на 5 лет. Причем не обязательно, чтобы «вредный стаж» был выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.

Право на досрочное назначение страховой пенсии имеют лица, работающие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

Под плавсоставом понимается персонал судна, который осуществляет трудовую деятельность по управлению судном и поддержанию его в надлежащем состоянии. Как следует из текста статьи, право на досрочную страховую пенсию предоставляется плавсоставу судов, которые выполняют работы, согласно их предназначению, за пределами акватории порта, то есть в значительном отдалении от берега в сложных погодных климатических условиях. Плавсостав судов, работающих в пределах акватории порта, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуется, так как работа плавсостава этих судов протекает в более благоприятных условиях и в другом режиме.

При определении права на досрочное пенсионное обеспечение по данному основанию имеет существенное значение, какие именно работы выполняются судами. Плавсоставу служебно-вспомогательных и разъездных судов, задачей которых является обслуживание и обеспечение других судов и деятельности персонала судовладельца, работающих как в акватории порта, так и за ее пределами, досрочное пенсионное обеспечение не установлено. Не имеет права на досрочное пенсионное обеспечение также плавсостав судов внутригородского и пригородного сообщения.

Право на досрочную страховую пенсию для лиц указанной категории устанавливается независимо от наименования профессии члена плавсостава. Для подтверждения указанной работы помимо записи в трудовой книжке нередко требуется уточняющая справка судовладельца, что данная должность относится к плавсоставу, а судно, на котором осуществлялась трудовая деятельность, не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Основанием для выдачи справки могут быть штатное расписание судов (штатная расстановка), технические спецификации (спецификации) судов, журналы учета личного состава предприятия-судовладельца, судовые журналы, табель учета рабочего времени и другие документы, из которых видно, что работник входит в плавсостав судна, которое относится к тем судам, работа на которых дает плавсоставу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Мужчины, имеющие стаж на указанных работах не менее 12 лет 6 месяцев и страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет;

Женщины, имеющие стаж на указанных работах не менее 10 лет и страховой стаж не менее 20 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет.