Любовь и разум. Сочинение на тему «Бывает ли любовь разумной

Итоговое сочинение

по тематическому направлению «Разум и чувство »

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.

Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые

происходят и случаются с нами, бывают самые разные.

Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой

ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и

третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и

чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая

произведения мировой художественной литературы, в том числе и

русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают

против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,

как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза

Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение -

вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и

ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный

человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

связи.

Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в

лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд

около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, ж ивёт

только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате

жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы.

Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила

князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа

долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без

любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль

Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым

взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания

дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и

неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём

близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:

Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.

Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал

ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю

отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа

должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы

произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,

что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт:

чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства

«человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой

разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.

Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть

разум, охлаждающий движение чувств».

Жизнь без любви невозможна. «Любовь - это сердце всего» - как близка мне эта мысль моего любимого поэта Владимира Маяковского. Не только он, но и многие русские и зарубежные писатели размышляли об этом чувстве. В русской классике любовью проверяли авторы своих героев: насколько они человечны, сильны, искренни. Любовь многолика: нежна и жестока, своевольна и ревнива, ранима и безжалостна. Но может ли это чувство быть разумным? На этот вопрос я ищу ответ на страницах любимых книг.

Вот, например, в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение» показано, что любовь может появиться совсем неожиданно. Писательница детально изображает перерождение неприязни, вражды, даже ненависти самое чистое и возвышенное чувство. В начале романа мистер Дарен и Элизабет Беннет, испытывая взаимную неприязнь, довольно нелестно отзываются друг о друге: «Что ж, она как будто мила. И всё же не настолько хороша, чтобы нарушить мой душевный покой». Дарен ведёт себя отчуждённо и высокомерно, он горд и не намерен проявлять дружеские чувства по отношению к Элизабет, которая также не смогла найти в новом знакомом того, что в дальнейшем станет смыслом её жизни. «Это было бы самым большим несчастьем: найти приятным человека, которого решила ненавидеть!» Джейн Остин проводит героев через тяжёлые испытания, и только после этого она снова переплетает их судьбы. На этот раз навсегда. В конце романа Элизабет восклицает: «Быть может, я не всегда любила его так, как сейчас. Но хорошая память при таких обстоятельствах непростительна». Я думаю, что эти слова и есть доказательство мысли, что любовь неразумна, можно любить вопреки рассудку, только сердцем.

Но, может быть, к такому выводу можно прийти, читая женский роман начала XIX века? А если обратиться к роману-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984»? В этой книге тоже есть история любви. Уинстон и Джулия полюбили друг друга вопреки всем правилам и законам. Любая их встреча считалась тяжким преступлением, да и само чувство приравнивалось к измене. Они совершали поступки, о которых другие боялись даже подумать. Словами своего персонажа Оруэлл утверждает: «Когда любишь кого-то, ты его любишь, и, если ничего больше не можешь ему дать, ты всё-таки даёшь ему любовь». Писатель рассуждает о любви как о чём-то самодостаточном, но при этом охватывающем всего человека и всю его жизнь. Любовь заставляет людей рисковать всем. не задумываться о последствиях, даже забывать о том, что час расплаты неизбежен. Любви не нужна посторонняя помощь, чтобы проникнуть в душу человека, она заставляет сердце биться чаще и запирает разум на замок. В романе «1984» любовь показана в виде всё разрушающего вихря, исцеляющего растерзанные несправедливостью мира души.

Ещё одним примером того, что любовь не может быть разумной, является трагическая судьба Евгения Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений привык жить, полагаясь лишь на рассудок, доверяя лишь практическому опыту. «Мы знаем физиологию глаза, - говорит он Аркадию Кирсанову, - откуда тут взяться таинственному взгляду?» Но когда на него обрушилась любовь к Анне Сергеевне Одинцовой, его убеждения поколебались под порывами страсти: «он с ужасом осознавал романтика в самом себе». В душе Базарова бушуют непримиримые противоречия, разум не может совладать с чувством. Базаров оказывается сломленным и впоследствии умирает. Перед смертью, прощаясь с Одинцовой, непримиримый нигилист говорит: «Дуньте на угасающую лампаду…» Это ли не доказательство того, что любовь побеждает всегда?

Возможно, когда я повзрослею, прочитаю ещё больше умных книг, влюблюсь по-настоящему, я стану думать по-другому. Но сейчас я убеждена в том, что любовь разумной быть не может.

Никогда это таинственное, великое, неукротимое, неосознанное чувство не будет подвластно воле разума.

Валерия Петрова, 11-Г класс, Академическая гимназия №56.

Сочинение на тему «Чего больше в любви: чувства или разума?»

Любовь принято считать вечным чувством и только если оно истинное и обоюдное, то обязательно приносит людям счастье. Но так ли это на самом деле? Так ли долго может жить любовь? Многие утверждают, она слепа, объясняя это тем, что когда человек влюблен, то он не замечает недостатков своей половинки, но когда этот туман развеивается, все становится на свои места и видно истинное обличие человека, которое уже не кажется таким идеальным, а скорее наоборот. Любовь можно связать только с чувствами, но никак не с разумом и это доказывает как и жизненный опыт, так и многие произведения, к которым относится «Ромео и Джульетта», написанный таинственным Шекспиром.

Трудно даже в одном предложении объединить слова «любовь» и «разум». А вот говорить о том, что разум является частью любви и вовсе, нет смысла. Дело в том, что влюбленный человек никогда не руководствуется разумом, он не замечает никого и ничего. Безусловно, в любви больше чувств.

Это можно подтвердить тем, что на протяжении многих лет влюбленные люди совершали поступки ради своей половинки, которые были лишены разума, но были полны самых нежных чувств. Они делали только то, что подсказывало им сердце, которое было переполнено любовью. Когда Джульетта решила умереть по той причине, что не могла из-за известного конфликта быть со своим любимым, то трудно сказать, что ее решение было полно разума. Если бы она этого не сделала, то, скорее всего, вышла бы замуж за человека, которого не любила. Но у нее бы родились дети, которых бы Джульетта любила больше жизни и собственно ради которых она бы жила. Ромео тоже сделал большую ошибку, когда умер ради своей любимой, ведь и у него могла сложиться судьба более удачно. Поэтому здесь можно сделать только один вывод, что в любви разума нет, но если бы он был, то человек мог бы принимать более правильные и взвешенные поступки.

Скорее всего, разум присутствует только в зрелых отношениях, где решения принимаются не только сердцем, но человек еще и думает прежде чем что-то предпринять. Это отсутствует в подростковом возрасте. В этот период юноши и девушки не привыкли думать перед тем, как что-то сделать. Они импульсивны и готовы сделать все ради любви. Поэтому они собственно и допускают там много ошибок. И только зрелый человек, за плечами которого находится опыт, пусть и не самый приятный, способен сначала подумать, к чему может привести импульсивный поступок.

Сегодня также многие считают, что браки, которые заключенные так сказать по расчету, являются более крепкими, чем союзы, в которых сошлись люди любившие друг друга. Именно так было много лет назад, когда родители сами искали своей дочери или сыну будущую пассию. И нельзя сказать, что такие браки были несчастными, скорее наоборот. Хоть сегодня человек самостоятельно принимает решение за кого ему выходить замуж или жениться, но не всегда к таким союзам приводит любовь, часто вместо нее выступает привязанность, а иногда и даже дружба. В Европе и вовсе люди стараются заключать свой брак в зрелом возрасте, делая это осознанно и правильно. Такое решение является верным, поскольку по статистике разводов там гораздо меньше, чем у нас. Как оказалось, любовь способна жить не так долго, как любое другое чувство. Это печально, но факт.

Мне кажется, что в любви абсолютно нет разума, а человек, которого переполняет это ощущение, не способен действовать и думать трезво. Конечно же, это чувство является желанным и прекрасным, но не всегда стоит поддаваться ему, иногда стоит подумать о будущем и руководствоваться не только сердцем, но и разумом.

Нужно разобраться, есть ли в нежных чувствах место здравому смыслу. Что вообще представляет собой любовь? Не исключено, что это просто безрассудное понятие, в котором разум является лишним.

Рассуждения о разумной любви

Любовь является сумасшедшим чувством, которое толкает людей на странные поступки. Влюбленный человек замечает, что его ум затуманился. Он больше не может размышлять здраво. Это чувство толкает людей на необдуманные поступки. Человек может совершать импульсивные поступки, а потом раздумывает о их правильности и необходимости. Разум говорит, что пора остановиться, но ты не в силах сопротивляться душевным порывам.

Многие писатели замечали, что разум и любовь редко уживаются. Именно ум помогает мыслить рационально, рассудительно, подключать логику, чтобы не совершить поступки, за которые потом придется жалеть. Узнать, как уживается любовь и ум можно со страниц любимых произведений.

Ум и чувства в литературе

Непростой сюжет представлен в повести «Гранатовый браслет». Главный герой был безответно влюблен. В его душе постоянно соперничали ум и чувства. Простой чиновник Желтков питал трепетные чувства к княгине Вере Шеиной. Лично признаться в любви главный герой не решался, ведь княгиня была замужем. Он писал ей письма, и этого ему было достаточно. В ее день рождения Желтков прислал Вере гранатовый браслет. Это был дорогой подарок, который княгиня принять не могла. Она рассказала обо всем мужу. Тот нашел тайного воздыхателя и настоятельно попросил прекратить эти знаки внимания.

Бедный влюбленный разбит. Эти письма были единственным смыслом его существования. Он совершает импульсивный поступок под влиянием эмоций. Желтков считал, что только смерть способна прекратить его муки. Главный герой совершил самоубийство. Данный пример показывает, какой сумасшедшей может быть любовь. Человек не в силе контролировать чувства, которые испытывает. И иногда это может привести к печальным последствиям.

Можно смело утверждать, что любовь и разум не имеют ничего общего. Чувства толкают человека на сумасшедшие поступки. Бывает абсолютно все равно, все мысли затуманенные. Иногда даже приходится пожертвовать жизнью. Любовь отключает любую логику и здравое мышление. Нужно постараться не всегда следовать разуму сердца. Иногда важно подключать разум.

Сочинение «Бывает ли любовь разумной?». (Вар 2)

Наверно каждый живущий на планете хотя бы раз в жизни спрашивал “Что же это за чувство – любовь?” “Подвластна ли она сердцу? Или все – таки рассудку?”.

Бесспорно, что мы – люди, отличаемся от животных тем, что нами движут не только инстинкты. Мы мыслим. Именно наш мозг помогает нам достигать таких высот в различных отраслях. Но, все же, я считаю, что любовь – это то, что не подчиняется разуму. Вы только подумайте, сколько поступков совершает человек, в чьем сердце живет это прекрасное чувство – любовь!\

Объяснить свое мнение я хотела бы на примере Владимира Маяковского. Согласитесь, что это очень сложно жить вместе со своей и любимой и с ее супругом. Не каждый бы пошел бы на такое. Конечно, Маяковским находился во власти неразумного чувство. Она делала его счастливым, но в то же время причиняло боль.

Говоря о любви нельзя не вспомнить, известную многим, Анну Каренину. Ведь героиня ради любви покидает свой дом. Она прекрасно осознает, что муж не позволить ей встречаться с ребенком, но чувства побеждают в этой битве. В дальнейшем Анне так и не удается найти выход из сложившейся ситуации, она не может решить, что важнее: быть рядом с сыном и участвовать в его жизни или поддаться голосу сердца. К сожалению, эта история заканчивается трагически.

Мне кажется, что многие из тех, в ком живет любовь знает как это, когда рассудок борется с сердцем. Нельзя однозначно сказать, правильно ли то, что нам подсказывает мозг.

И все – таки в мире много поступков, совершенных благодаря такому чувству, как любовь. Я думаю, что именно она помогла выиграть многие войны. Потому что люди знали, что их ждут любимые. Также они понимали, что должны победить вопреки всему, ради благополучной жизни своих избранниц.

Конечно же, любовь бывает разумной, тем более, если не забывать, хотя бы иногда, прислушиваться к голосу разума.

аргументы к сочинению

Итоговые сочинения по теме "Разум и чувства" на нашем сайте:

- Согласны ли вы с высказыванием М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

- Согласны ли вы с высказыванием Фирдоуси «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла»?

_____________________________________________________________________________________________

Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.
главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.
чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает:

И действительно, чувства девушки, были обмануты: Эраст, проигравшись в карты, чтобы как-то поправить своё материальное положение, женится на богатой вдове, а Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в озере.
В трагическом разладе разум и чувства главного героя

Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить.

восклицает Чацкий. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, видит, каковы его истинные цели. А это - продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Ради этого Молчалин не гнушается ни лицемерием, ни выслуживанием перед вышестоящими, ни подлостью. Именно такой подлостью с его стороны становятся ухаживания за дочерью начальника. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Но реальность оказалась суровее мечты. И вот Чацкий, при всём своём уме, хорошо разбираясь в людях, понимая, что Фамусов и его гости не поймут и не разделят ни его идей, ни мнений, ни поступков, не сдерживается и высказывается перед ними, так сказать, «мечет бисер перед свиньями». Разум героя не может сдержать переполняющие его эмоции. Всё поведение Чацкого так странно «фамусовскому обществу», что оно с облегчением принимает весть о сумасшествии героя.
мы так же наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь и получает Машу в законные жёны.
В другом произведении

теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:

так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.
младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт козаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной:

Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.
У другого героя

разум всегда берёт верх над эмоциями. Даже встретив на станции таинственную молодую незнакомку (и здесь Гоголь упоминает о двадцатилетнем юноше, который бы забыл всё на свете при виде такого юного и прелестного создания), Чичиков не поддаётся романтическим мыслям. Напротив, рассуждения его вполне практического характера (как говорит о нём Гоголь, он человек осмотрительно-охлаждённого характера): герой размышляет о том, кто может быть отец девушки и каковы его доходы, и что если дать за девушкой тысяч двести приданого, то из неё выйдет очень «лакомый кусочек».
чувства нередко берут верх над разумом. Она естественна, искренна, ничего не делает нарочно, пытаясь найти собственную выгоду в том или ином деле. Да, она «героиня сердца», но именно такой, по мнению Толстого, и должна быть настоящая женщина, именно за это он её любит, а вслед за ним и мы. В этом она противоположна и своей матери, и Соне, и маленькой княгине, и Элен Курагиной. Мы прощаем ей то, что она предаёт Андрея Болконского, вскружённая ухаживаниями Анатоля Курагина. Ведь мы видим, как искренне она потом раскаивается, осознавая, что это был порыв, минутное увлечение. Но именно этот случай меняет Наташу, заставляет её задуматься о вечных ценностях. В другой раз героиня без раздумий заставляет мать отдать раненым солдатам телеги, на которых должны были вывозиться вещи из их дома в Москве, ожидающей вторжения Наполеона. В этой «неразумности» героини и кроется, по Толстому, главный смысл её существа – доброго, сострадательного, любящего.
Дмитрий Гуров, мужчина средних лет, женатый, отдыхая в Ялте знакомится с молодой женщиной Анной Сергеевной, в которую неожиданно для себя влюбляется. Влюбляется впервые в жизни! Он обескуражен этим, но это чувство меняет героя. Он вдруг начинает замечать, как пошла и мелка жизнь вокруг него, как мелочны и эгоистичны люди. Внешняя жизнь Гурова (семья, работа в банке, обеды с друзьями в ресторанах, игра в карты в клубе) оказывается ненастоящей, а настоящая жизнь – это тайные встречи с Анной Сергеевной в гостинице, их любовь. Эти две жизни очень сложно примирить, но герои пока не в силах найти разумного решения проблемы, хотя им кажется, что оно вот-вот придёт и начнётся новое, прекрасное время.
Сердце главного героя

так же в разладе с его умом. Он любит двух женщин – свою законную жену Тоню и Ларису Антипову. Любит по-разному, но в равной степени сильно. Своё состояние он переживает как огромную трагедию: разрываясь между двумя семьями, герой никак не может найти решения, пока сама судьба не разводит его с женой Тоней.