Малыш в 6. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок

К 6 месяцам знакомство малыша с окружающим миром переходит на новый уровень. Кроху уже не пугают внешние факторы, скорее, они кажутся ему более интересными и увлекательными. Теперь можно не только созерцать, но и потрогать предметы, и даже их попробовать.

В развитии 6-месячного ребенка отмечаются серьезные физические сдвиги. Психика малыша стремительно развивается. Кроха почти каждый день демонстрирует новые навыки, радуя родителей и приводя окружающих в полный восторг своей сообразительностью и смекалкой.

Физические показатели развития

В 6 месяцев маленький человечек уже не кажется таким хрупким и крошечным, его без опаски можно держать на руках. Вес от рождения к 6 месяцам увеличивается в 2 раза.

Каждую неделю кроха прибавляет в весе примерно по 140 г. В этот период малыш стремительно растет, его рост больше изначального на 14-17 см. В нижеприведенной таблице обозначены средние физические параметры для 6 месяцев, согласно установленным российским характеристикам и параметрам Всемирной организации здравоохранения.

Физические показатели для ребенка в 6 месяцев

Важно: правильное физическое развитие малыша достигается при соблюдении режима питания и сна. Своевременное введение прикорма возмещает потребности маленького организма в питательных веществах. Знакомство с «взрослой» едой раскроет малышу массу новых ощущений и сделает прием пищи более интересным.
Показатели для ребенка
6 месяцев
Девочки Мальчики
Данные ВОЗ Данные российских педиатров
Данные ВОЗ Данные российских педиатров
Вес, кг 5,7 - 9,3 6,3 - 8,3 6,4 - 9,8 6,6 - 9,0
Рост, см 61,2 - 70,3 62,5 - 68,8 63,3 - 71,9 63,0 - 69,0
Окружность головы, см 39,6 - 44,8 40,9 - 45,8 42,0 - 45,5
Окружность груди, см 41,6 - 45,8 41,4 - 47,6


Двигательные навыки 6-месячного ребенка

Увлекательнейшее зрелище - наблюдать, на какие ухищрения идет маленькое создание, желая достать заинтересовавший его предмет.

Кроха уже в совершенстве умеет переворачиваться со спины на животик. Его нельзя даже на короткое время оставить одного, малыш может оказаться на краю и упасть. Именно к 6 месяцам можно наблюдать, как малыш учится ползать. Поначалу движения ручками и ножками выглядят хаотично и мало приближают кроху к заветной игрушке. Однако со временем малыш, собственным опытом выбирая наиболее эффективные движения, более осознанно приближается к цели.

Большинство малышей к 6 месяцам уже научились самостоятельно сидеть, однако некоторым еще требуется поддержка, например, мамина рука или подушка.

Безграничное любопытство толкает кроху встать на ножки. При этом он цепляется за все, что попадается под руку: перегородка кроватки, висящее полотенце, мамины руки или одежда. Теперь маленький человечек учится передвигаться не только горизонтально, но и в вертикальном положении.

Важно: не стоит принуждать малыша сидеть или стоять, полагая, что рано привитые физические навыки способствуют умственному развитию. Форсирование событий могут привести к деформации (искривлению) позвоночника.

Малыш прекрасно владеет своими пальчиками, может ухватить мелкий предмет, переложить его в другую ручку. Именно мелкие предметы и являются сферой особого интереса малыша. Следует убрать их из зоны доступа ребенка, так как малыш в этот период все тащит в рот. На это его толкает не только интерес, но и зудящие десна. В 6 месяцев у крох и начинают прорезываться первые зубки. Тактильные ощущения вызывают массу эмоций, поэтому малышу следует дать возможность на улице потрогать предметы (деревья, листья, растения) ручками, соблюдая при этом элементарную гигиену.

Кроха уже прекрасно различает мелкие детали, что дает толчок к эмоциональному развитию и познанию окружающего мира. При акцентировании внимания на игрушке или животном необходимо комментировать попавший в поле зрения малыша предмет. Такой подход способствует становлению речи и развитию мышления.

В плане физического развития 6-месячного ребенка большую роль играют гимнастика, массаж, а также популярные занятия фитболом. Малыша можно периодически сажать в «ходунки», предоставляя своей крохе самостоятельность в познании окружающей обстановки.

Эмоциональные навыки и социальная адаптация

С 6 месяцев практически все действия малыша сопровождаются различными звуками. Настоящее открытие для крохи - возможность изменить собственный голос, положив в рот пальчик или игрушку.

У крохи формируется речь: вместо бессвязных звуков появляются простейшие слова и слоги «ма-ма», «па-па», «дать». Взрослые с восторгом реагируют на первые слова крохи, всячески поддерживая и добиваясь повторения услышанного.

Ребенок становится более эмоционально развитым. Он может восторженно вскрикивать, плескаясь в ванночке во время купания, показывать заинтересованность в предмете, эмоционально реагировать на маму и, наоборот, показывать недовольство при появлении посторонних людей. У крохи появляется любимая игрушка. Одновременно малыш осознает эмоциональный настрой родителей. Он знает свое имя, прекрасно понимает, когда мамочка расположена поиграть с ним. Свои эмоции малыш выражает как голосом, так и гримасами и движениями ручек. Настрой взрослых он также определяет по мимике, жестам и интонации речи.

Одной из главных особенностей развития 6-месячного ребенка является его «обучаемость». Малыш просто обожает вместе с мамой хлопать в ладоши, повторяет за ней движения. В этот период ребенка легко научить простейшим играм: махать ручкой при слове «привет», «до свидания»; закрывать личико ладонями, как бы играя в прятки; под простые стишки совершать движения ручками. Подражание взрослым учит ребенка реагировать на те или иные факторы, создавая эмоционально-социальную основу для дальнейшей жизни.

Список навыков, приобретенных малышом к 6 месяцам, достаточно объемный. Одновременно с физическим происходит бурное эмоциональное развитие и наработка социальных навыков:

  • малыш прислушивается к голосу, любит слушать музыку, подпевая и пытаясь пританцовывать;
  • появляются навыки самостоятельного приема пищи (ребенок открывает ротик при кормлении с ложечки, учится держать ложку);
  • развивается наблюдательность за движущимися предметами;
  • появляется способность сравнивать различные предметы;
  • жизнь крохи становится эмоционально разнообразной (от приятного «хихиканья» до проявления страха и гнева);
  • появляются любимые вещи (игрушки, понравившиеся блюда).
6-месячный ребенок не только познает мир, но и пытается научиться с ним взаимодействовать. Знание необходимых для 6-месячного возраста навыков (физических и эмоциональных) позволяет создать полноценную основу для дальнейшего развития малыша.

Самостоятельные домашние наблюдения нужно проводить в определенных условиях, иначе результаты могут оказаться необъективными. Если ребенок голоден или устал, исследования лучше отложить. Что еще нужно учесть, чтобы верно оценить развитие ребенка в 6 месяцев? Подробный ответ на этот вопрос вы найдете в статье

Развитие ребенка в 6 месяцев. Положение «лежа на животе»

Положите малыша на живот. Развитие ребенка в 6 месяцев выражается в том, что он опирается на вытянутые ручки с полностью открытыми ладонями, практически не касаясь локтями подстилки. Тело малыша тоже вытянуто до поясничного отдела позвоночника, масса его приходится на руки и нижние отделы таза, а голова по отношению к подстилке находится под углом 45-90°.

Приподнимите сбоку подстилку с лежащим на ней на животе малышом до угла 45°. При таком боковом приподнимании он будет искать опору ручкой и ножкой, оказавшимися на стороне расположенной выше (реакция равновесия). Проделайте то же самое с другой стороны – эта способность должна быть одинаково выраженной с обеих сторон.

Переверните малыша на спину, вложите в его ручки свои большие пальцы, обхватив остальными пальцами кисти, и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. От более раннего возраста развитие ребенка в 6 месяцев отличается тем, что теперь он испытывает очевидную радость от нового положения тела, сразу ухватывается за ваши пальцы и пытается сам подтянуться вверх. Кроме того, некоторые могут уже настолько наклонять голову вперед, что подбородком касаются груди.

Посадив малыша, удерживайте его за плечи и наклоняйте верхнюю часть его тела по очереди вперед, назад и в обе стороны до угла 45° к вертикальной линии. И в положении сидя, и при выполнении наклонов во все стороны голова ребенка в 6 месяцев держится прямо, демонстрируя, так называемый, “хороший контроль головы”.

Поставьте малыша на ноги, поддерживая его подмышки двумя руками. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по выпрямленным в коленках ногам. Теперь на 1-2 секунды ему уже удается удерживать массу на стопах, иногда он . При этом тело и ножки малыша еще не образуют прямого силуэта, вы можете наблюдать наклон вперед верхней части туловища из-за небольшого сгибания в бедрах. Кроме того, в этом возрасте все еще можно заметить хватательное положение пальцев ног.

Положите малыша на спину или посадите к себе на колени, поддерживая за нижнюю часть живота. Проследите, чтобы он имел возможность свободно двигать руками. Предложите ребенку красный кубик (длина ребра 30 мм). При этом вы должны либо держать кубик большим и указательным пальцами, либо просто положить его на свою открытую ладонь. Чтобы привлечь внимание, можно этим кубиком постучать о другой, но нельзя вкладывать его в руку малыша. Развитие ребенка в 6 месяцев позволяет своевременно затормозить движение руки при касании предложенной игрушки и затем целенаправленно схватить ее. Однако, полугодовалый малыш все еще хватает предмет преимущественно одной рукой. Обратите внимание: ладонь при этом должна быть открыта и направлена вниз. Еще один важный момент: ребенок прижимает кубик к ладони всеми пальцами (и вытянутым большим пальцем) и удерживает несколько секунд. Если что-то не получилось, можно повторить попытки несколько раз.

После того как малыш схватил кубик, понаблюдайте, как он поступит с ним дальше. Развитие ребенка в 6 месяцев ярко выражается в том, что он теперь умеет перекладывать кубик из одной руки в другую. При этом надо учитывать тот факт, что многие дети в этом возрасте предпочитают пользоваться одной рукой для хватания. Помимо этого, шестимесячный малыш быстрее перекладывает кубик из реже используемой руки в чаще используемую руку. В этом возрасте достато, чтобы перекладывание игрушки из руки в руку наблюдалось хотя бы в одном направлении, но без помощи других частей тела или подстики (ребенок не должен использовать рот как «третью руку» или класть кубик на подстилку, а потом брать его другой рукой).
Если малыш постоянно просто подносит кубик ко рту, то его нужно отвлечь от этого, например, дав соску.

Развитие ребенка в 6 месяцев. Взаимодействие с внешним миром.

Прежде чем проверять следующую реакцию, нужно позаботиться о том, чтобы все раздражители и отвлекающие факторы, которые могут сильно заинтересовать ребенка, будь то лица или предметы, были удалены из его поля зрения.

Попросите кого-нибудь из родных взять малыша на колени и сесть с ним за пустой стол так, чтобы он мог свободно двигать ручками и манипулировать предметами. Сядьте напротив и положите на стол перед ребенком красный или желтый кубик. Как только он зафиксирует на нем внимание и протянет руку, чтобы схватить его, толкните кубик на глазах у малыша к краю стола так, чтобы игрушка упала на пол. Развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется тем, что он фиксирует взглядом кубик, следит за ним глазами, если его передвигают по поверхности стола, и смотрит через край стола, пока кубик не исчезнет из поля зрения. В это время он, как правило, сгибает верхнюю часть туловища в направлении упавшей игрушки.

Речевые навыки и навыки общения ребенка в 6 месяцев. Что говорит ребенок в 6 месяцев?

Прислушайтесь, что лепечет ваш малыш, когда находится один в привычной обстановке, пребывая в спокойном настроении. Развитие ребенка в 6 месяцев проявляется в том, что он болтает, демонстрируя весь свой «репертуар». В результате у него получаются звуковые образования, которые отделяются друг от друга четкими паузами и имеют звучание, похожее на «е-е-е», «гэ/хэ», «гэ»хэ», «э», «ге/хе», «е-па», «да-дэ», «да-та», «гррр», «мем-мем-мем». Не страшно, если из уст своего малыша вы услышите не все приведенные здесь гласные и согласные звуки. Гораздо важнее, чтобы он произносил их с изменяющейся силой звука и высотой тона, при этом отдельные звуки выделяя ударением.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Тема нашего сегодняшнего разговора – как развивать ребенка в 6 месяцев. Как играть с малышом, как помочь ему правильно развиваться, чем мама может заняться дома с полугодовалым карапузом? Согласитесь, такие вопросы волнуют многих любящих мамочек. Давайте попробуем вместе найти решение.

Вот ваш малыш и перешагнул экватор самого первого года своей жизни. Вместе вы отметили первый юбилей крохи – полгода. И он продолжает ежедневно радовать вас своими очень важными и серьезными успехами.

В действиях и поступках ребенка появляется все больше осознанности. И сейчас наступает период, когда развитие малыша по темпам начинает опережать его рост. То есть, растет он, конечно, быстро, но развивается еще быстрее. Познавательные достижения крохи растут в геометрической прогрессии, он пытается как можно больше узнать об окружающем его мире. Благо, еще и появилась хорошая возможность почти свободно перемещаться в пространстве. И теперь дисциплинированной маме, которая привыкла отмечать все достижения малыша в альбоме, просто может не хватить времени на запись всего. Так много новых успехов появится у крохи!

Ребенку 6 месяцев: особенности развития

В возрасте полугода ребенок начинает реагировать по-разному на знакомых и незнакомых ему людей. На «чужаков» он смотрит с опаской, настораживается в их присутствии, зачастую перестает улыбаться. Если же незнакомец попытается взять кроху на руки, он может расстроиться и заплакать. Но когда пройдет немного времени, и малыш привыкнет к присутствию «чужака», он может сменить гнев на милость и даже взять игрушку из рук гостей.

Кроха пытается извлекать звуки из разных предметов, стучать погремушками. Чтобы развлечь его, можно предложить ему поиграть шуршащей бумагой или фольгой. Но тут надо быть очень внимательным, ведь детки такого возраста все интересное «пропускают» через рот.

Маме надо сейчас стараться как можно чаще говорить со своим любимым мальчиком или девочкой, в том числе и на их языке. Повторяйте за крохой слоги и лепет, пробуйте менять громкость и интонацию голоса, мимику. А там, глядишь, и малыш начнет сам повторять движения маминых губ.

Очень полезно продолжать делать ребенку массаж, заниматься с ним гимнастикой. Ведь его мышцы растут, и потихоньку готовятся к будущей ходьбе. Пример гимнастики для 6-месячного ребенка можно посмотреть на видео:

Что может ребенок в 6 месяцев?

Мама не терпится знать, что же должен уметь делать малыш на седьмом месяце жизни? В среднем, малыш в полгода:

  • может уверенно ползать;
  • во время игры ищет потерявшуюся игрушку;
  • умеет самостоятельно сидеть, с небольшой опорой и поддержкой;
  • пробует вставать, схватившись за опору;
  • пытается переставлять ножки, стоя у опоры;
  • обращает внимание на очень маленькие предметы;
  • пробует вкладывать маленькие предметы в большие;
  • может по просьбе мамы показывать выученные действия – «ладушки», «привет-привет», «пока-пока»;
  • узнает в зеркале свое отражение, реагирует на него;
  • захватывает предметы с помощью всей ладошки и оттопыренного большого пальчика;
  • лепечет, проговаривая целые цепочки слогов;
  • захватывает маленькие предметы тремя пальчиками – большим, указательным и средним;
  • понимает речь взрослых, их мимику и интонации;
  • при помощи мамы может кушать с ложечки и пить из чашки;
  • понимает слово «нельзя» по тону маминого голоса;
  • удерживает в ручках отдельные предметы, может стучать ими друг о дружку;
  • подражает взрослой речи, повторяет звуки;
  • умеет на какое-то время сосредотачивать внимание на задаче.

Развивающие игры и игрушки для ребенка

В этом прекрасном возрасте для крохи очень важна эмоциональная составляющая игры, а также удовлетворение познавательного интереса. Неудивительно, что он пытается все потрогать, пощупать, отведать на вкус. Таким образом, он получает нужные ему сенсорные стимулы, которые помогают правильно расти и развиваться мозгу.

Современная индустрия предлагает массу самых разнообразных игрушек для младенцев, можно просто зайти с магазин и вместе с консультантом выбрать что-то подходящее. В ТОПе по-прежнему разные погремушки, мячики, прорезыватели, другие игрушки, обогащающие сенсорный опыт ребенка.

Можно приобрести и специальные детские развивающие центры, сенсорные коврики, интересные картинки, которые здорово повеселят малыша и будут ему полезны. Но для игры с мамой порой достаточно и подручных средств, типа предметов обихода, ложечек, разных формочек и т.д.

Как же правильно организовать развивающие занятия дома? Предлагаем вашему вниманию несколько идей:

  1. Самое простое и в то же время веселое упражнение – «Ладушки». Учите кроху хлопать в ладошки, взяв его ладошки в свои, и похлопав ими друг о друга. При этом не забывайте напевать песенку. Так вы заодно и будете стимулировать речь малыша.
  2. Поэкспериментируйте с разными запахами. Скатайте несколько шариков из ваты, и промокните их разными ароматами. Например, в один заверните кусочек лука, в другой – чеснока, а в третий – гвоздику, или взбрызните мамиными духами. По очереди предлагайте крохе понюхать ватку. И проследите, как он реагирует на тот или иной запах, какой ему приятен, а какой не очень.
  3. Играйте и со звуками. Например, заполните несколько железных баночек мелкими игрушечками или крупами. По очереди трясите каждой банкой, чтобы малыш видел ваши действия. Через какое-то время он и сам будет пробовать извлечь звук из баночек.
  4. Научите кроху делать жест «пока-пока». Вместе провожайте папу на работу, бабушку из гостей, и весело машите им вслед. Вскоре карапуз и сам начнет махать на прощание ручкой.
  5. Стимулируйте речь крохи. Повторяйте за ним звуки из его лепета, меняйте выражение лица, интонацию. Малыш будет пытаться повторить за вами новые звуки, радоваться или удивляться вашей мимике.
  6. Вместе с малышом танцуйте под веселые песенки, подносите его к приемнику или магнитоле, чтобы он видел источник звука, рассказывайте ему, откуда звучит музыка.
  7. Играйте с ребенком в пальчиковые игры. При этом изучайте пальчики не только на ручках, но и на ножках. Купая его, переодевая, называйте все части лица и тела.
  8. Играйте в «ку-ку». Можно разнообразить игру, пряча лицо под платком, а потом появляясь и проговаривая «ку-ку». Также можно под платочком прятать игрушки, а потом показывать крохе, где их найти. Такие забавы помогут карапузу понять, что предметы могут существовать отдельно друг от друга.
  9. Катайте кроху на коленках. Желательно дополнить такую игру веселыми детскими стишками и потешками, например, о животных.
  10. И, конечно, целуйте, обнимайте своего кроху, улыбайтесь ему. И все у вас непременно будет хорошо!

А для того чтобы стать спокойной и уверенной в себе мамой, рекомендую учиться у тех, кто может передать вам необходимые знания и, главное, это состояние. Для меня таким экспертом в области материнства стала Людмила Шарова, имя которой уже не раз упоминалось на страницах этого блога. Для мам деток до года самый полный и содержательный курс – это “

Вот и прошли первые полгода жизни вашего малыша. Он уже многому научился, умеет показывать свой характер, но после шести месяцев количество изменений в физическом и психическом развитии будет только увеличиться. Малыш становится настоящей личностью, меняется его режим дня и рацион питания, появляются новые навыки и привычки. Каждый новый день будет приносить в вашу семью новые открытия и достижения в жизни ребенка.

Физиологическое развитие малыша на 6 месяце

Каждый месяц родители совместно с педиатром наблюдали, как проходит физическое развитие ребенка. Ежемесячный контроль веса, роста, окружности головы и груди сравнивали со средними показателями центильной таблицы. Согласно ее данным средний рост ребенка в шесть месяцев должен быть в пределах 64-67 сантиметров, а средний вес – от 6,5 до 8,5 килограммов, в зависимости от веса при рождении.

  • Самостоятельно переворачивается с животика на спину и обратно.
  • В ножках и ручках пропадает гипертонус.
  • Может лежать на животе, опираясь только на одну руку, а другой рукой берет интересующий его предмет.
  • Может при помощи рук взрослого подтягиваться из положения лежа в положение сидя, делая крепкий захват своими ручками.
  • Сидит самостоятельно или активно пытается это делать.
  • Самостоятельно ползает или пытается выполнять похожие движения на четвереньках.
  • Твердо отталкивается ножками от поверхности, при поддержке его за подмышки.
  • Учится самостоятельно стоять, придерживаясь за край детской кроватки.
  • Проявляет большой интерес к различным предметам, которые можно брать и ощупывать, бросать и пробовать «на вкус». Может одновременно брать игрушки в каждую руку, кидать их и снова поднимать.
  • Понимает, как найти предмет, если он спрятался под покрывалом или другим накрытием.
  • Довольно продолжительное время для этого возраста (примерно пятнадцать минут) может играть самостоятельно, увлекается процессом игры, особенно, если у него что-то получается делать без помощи взрослого. Это может быть нанизывание колечек на пирамидку, собирание маленьких предметов в коробку, закрывание и открывание коробочки и другие занятия.
  • Появляются первые зубки (центральные нижние). В этом возрасте необходимо посетить детского стоматолога на предмет строения челюсти и уздечек.

Психическое и эмоциональное развитие

  • Если до шестимесячного возраста криком и громким плачем ребенок выражал эмоции, общался, требовал чего-то, выражал негодование, то теперь плач – это только проявления дискомфорта. Он может быть связан с переполненным подгузником, болевыми ощущениями, жарой или холодом и т.п. Общение малыша с родителями происходит при помощи новых звуков, звукосочетаний, лепета. Малыш пытается повторять услышанные звуки, без осознания их назначения. Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок уже может произносить множество звуков (около сорока).
  • Происходит осознанная беседа между ребенком и взрослым. Малыш учится повторять то, что его просят сказать. Он может найти тот предмет, о котором говорят.
  • Голоса самых близких людей малыш слышит и узнает на расстоянии, даже из другой комнаты. При этом он тут же реагирует своеобразными возгласами, давая всем понять, что ему нужно уделить внимание, взять на ручки.
  • Большинство деток в этом возрасте могут проявлять ласку и нежность (например, обнять, прижаться, поцеловать). Менее настороженно малыши в этом возрасте реагируют на посторонних людей, но на близкий контакт пока не идут.
  • Происходит постепенное формирование самых простых причинно – следственных связей. Ребенок может криком позвать маму (он понимает, что на его голос будет именно такая реакция). Малыш интересуется различными кнопочками, звоночками и другими приспособлениями или предметами, из которых появляются звуки (например, игрушка с кнопкой или книжка с музыкальной вставкой). Но во всех действиях малыша пока отсутствует чувство самосохранения.
  • Происходит формирование активного интереса к окружающему миру. Ребенка интересует все вокруг – предметы мебели, игрушки, бытовая техника, домашние животные, звуки, яркие краски, природа. Поэтому во время игры, экскурсии по дому или на прогулке малыш все чаще что-то лепечет и что-то хочет узнать.

  • Малыш должен уметь фокусировать взгляд на одном предмете и выделять его из многих. Для этого подержите яркую игрушку примерно в двадцати сантиметрах от малыша и понаблюдайте за его взглядом.
  • Ребенок должен проявлять различные реакции на абсолютно разные предметы – например, любимая игрушка и бутылочка с молочной смесью. Покажите эти предметы малышу один за другим. Скорее всего, на игрушку он отреагирует оживлением и восторгом, а на молоко – будет открывать ротик.
  • Ребенок должен проявлять интерес к звукам. Например, музыкальная игрушка может заинтересовать его так, что он с помощью взрослых захочет приподняться из лежачего положения и возможно даже сядет.
  • Малыш может имитировать звуки и эмоции взрослых. Попробуйте поговорить с ним, используя разную мимику. Возможно, вы увидите повторение вашей улыбки и строгого сморщенного лба с насупленными бровями.
  • Дети в этом возрасте довольно крепко цепляются за предметы. Они надежно удерживают игрушки в своих руках, и отнять их не так-то просто. Попытайтесь забрать из рук ребенка предмет, и вы увидите противостояние и недовольство.
  • Ребенок отлично знает свое имя, он много раз слышал, как ласково его называют окружающие. Поэтому, услышав его в очередной раз, он проявляет при этом положительную эмоциональную реакцию. Проверьте.

Что должно насторожить

  • У малыша отсутствует желание сидеть, а поддержка взрослого не помогает.
  • Ребенок не отталкивается ножками от поверхности, если вы его держите за подмышки.
  • Не может переложить предмет из одной руки в другую.
  • Отсутствует реакция ребенка на звуки и движения, находящиеся на втором плане.
  • Не просит взять его на ручки.
  • Не оживляется эмоционально при виде родителей, почти не улыбается и ничего не лепечет.

Все это должно насторожить маму и папу и заставить немедленно проконсультироваться со специалистами.

Начало прикорма

Шесть месяцев – это самое благоприятное время для начала прикорма. Первые полгода все необходимые полезные вещества находились в грудном молоке. Если малыш – искусственник, то прикорм можно начинать примерно с четырех месяцев.

Ребенок в шестимесячном возрасте становится более активным, он тратит много энергии и сил, он растет и развивается. Такие затраты можно восполнить при помощи растительных белков, минералов и различных полезных микроэлементов.

Не стоит откладывать начало прикорма на более поздний срок. Именно сейчас нужно развивать жевательные навыки ребенка. Если отложить прикормы хотя бы на месяц, то это может спровоцировать возникновение анемии, рахита или гипотрофии. Малышу в дальнейшем будет трудно перестроиться с жидкой пищи на более густую. Начав прикорм сейчас, можно не спеша вводить по одному продукту в рацион ребенка и следить за реакцией его организма. Это поможет в дальнейшем избежать аллергии на отдельные продукты.

Первое время проводите прикорм в утренние часы перед основным кормлением. Желательного начинать с овощного пюре (для полненьких малышей и при проблемах со стулом) или каш (для детей с маленьким весом). Каждый овощ вводите отдельно – это может быть цветная капуста, кабачок или брокколи. Гречневая, рисовая или кукурузная каша варится только на воде без добавления сахара или соли.

Приготовление овощного пюре

  • Обдать овощи кипятком.
  • Сварить (в воде или на пару).
  • Взбить при помощи блендера или протереть через сито.

При необходимости можно разбавить пюре овощным отваром.

Если это не лето и не осень и качественные свежие овощи приобрести невозможно, то воспользуйтесь овощными пюре в баночках. Во время кормления пользуйтесь специальной детской ложечкой. Следите за температурой продукта (норма – около 37 градусов).

Начинайте давать прикорм в количестве одной чайной ложки, каждый раз прибавляя по такой же порции. В течение недели объем овощного пюре будет примерно 150 граммов. Такое количество может полностью заменить одно кормление. Все остальные кормления продолжаются по требованию ребенка. Каждый продукт вводится по отдельности и только после привыкания малыша к предыдущему. Детские каши с несколькими компонентами не рекомендуется давать детям до семимесячного возраста.

Если один из продуктов (овощей или каш) вызвал у малыша аллергическую реакцию или расстройство стула, то стоит отказаться от этого продукта на некоторое время, а позже повторите попытку.

Отучаем от соски

Шесть месяцев – это благоприятное время для отучения от соски, потому что малыш уже учится пить из чашки и постепенно отвыкает от кормлений из бутылочки в ночное время. Днем он кушает с ложечки. В этот период намного легче перенести ребенку разлуку с соской. А если еще учесть, что соска может нанести вред деснам и будущим зубам ребенка. Ведь наступил тот возраст, когда режутся зубки. Педиатры рекомендуют вместо соски приобрести для малыша специальное колечко для десен.

Режим сна малыша в 6 месяцев

Сон малыша в возрасте старше шести месяцев становится более упорядоченным. Теперь ребенок может спать в ночное время, не просыпаясь, около 6-7 часов. Дневной сон обычно бывает два раза по 1,5-2 часа. Но эти показатели средние, а у каждого ребенка свой индивидуальный режим сна.

Дети, которые находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы покушать. С возрастом это пройдет. Для беспокойных и гиперактивных малышей, которые плохо спят ночью, опытные родители и педиатры рекомендуют:

  • После дневного сна должно пройти не менее четырех часов до ночного укладывания.
  • Обязательно используйте купания ребенка в теплой воде с отварами трав незадолго до ночного сна.
  • На ночь, после купания, ребенка нужно хорошо покормить.

В игровой ситуации развитие ребенка происходит легко и непринужденно. Например, развивать речь малыша можно при помощи детских книг с яркими картинками и коротенькими стишками. Книги должны быть изготовлены из плотного картона, страницы которого сможет переворачивать малыш даже без помощи взрослых. Пока ребенок справляется со страницами и рассматривает картинки нужно повторять ему двустишия, отдельные слова, фразы или четверостишия. Это способствует раннему речевому развитию.

Речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Необходимо проводить специальные занятия для развития пальчиков:

  • В качестве предметов для игры предложите малышу различного размера коробочки, баночки, куклу – матрешку.
  • Пальчики малыша должны хорошо ощущать и различать размеры и форму предметов. Сшейте несколько мешочков из плотной ткани и положите в них по отдельности разные предметы – пуговицы, фасоль, песок, горошинки, гальку.
  • Катание теннисного шарика ладошками.
  • Массаж пальчиков.
  • Сжимание и разжимание мягкой игрушки со звучанием.
  • Игра «Ладушки», «Сорока – ворона».

Во время таких занятий не скупитесь на похвалу. Малыш должен чувствовать, что мама ним довольна.

В качестве игровой площадки ребенку больше подойдет пол, в детской кроватке ему уже не так интересно и тесно. Разложите на полу в разных местах его любимые или новые игрушки, пусть он старается подобраться к ним самостоятельно.

Не стоит забывать о закаливании организма ребенка. В него входят ежедневные прогулки на свежем воздухе, купания и воздушные ванны, а также массаж и ежедневная утренняя гимнастика.

Малыш начинает впитывать каждое слово и действие взрослого. Он реагирует на любой звук или возглас. Постарайтесь, чтобы малыш слышал только хорошее и испытывал только положительные эмоции. Не заставляйте ребенка выполнять то, что он не хочет. Не перегружайте его различными упражнениями и занятиями. Его неокрепшему организму больше всего необходимы только внимание, ласка и ваша забота.

Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев (видео)

На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.

Физическое развитие

За этот месяц кроха, как правило, прибавляет в массе около 650–700 граммов, а в длину вырастает приблизительно на 3 сантиметра. Увеличиваются окружности головы на 1 сантиметр и груди на 1,5–2 сантиметра. На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.


Лежа, ребенок может с интересом рассматривать игрушки, лежащие перед ним, и даже попытаться протянуть руку к игрушке. Малыш норовит ползать на животе вперед или назад, может перевернуться с живота на спину. Пока еще не очень уверенно и недолго, ребенок сидит, прислонившись к опоре - в детском креслице или в подушках. Сидячее положение открывает новые возможности для исследования предметов и игры с ними. Ребенок подолгу трясет погремушкой, вслушиваясь в ее звучание, рассматривает и тянет игрушку в рот. Выронив погремушку, малыш пытается отыскать ее глазами.

Показатели ребенка от 5 до 6 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

63.98-66.92 см

7.385-7.825 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Думаете, что крохе еще рано ползать?

Давайте попробуем научить его этому. Итак, ребенок лежит на животе. Положите на коврик одну или две знакомые ему игрушки так, чтобы кончики пальцев малыша чуть касались одной из них. Сядьте на пол напротив и поощряйте его попытки дотянуться до игрушки. Возможно, его «барахтанья» ножками и ручками немного продвинут малыша к игрушке и он прикоснется к ней или схватит ее.

Облегчите работу крохе! Положите его на животик так, чтобы ножки могли упереться в стену, когда он начнет «барахтаться», чтобы дотянуться до игрушки. Может быть, не с первой попытки, но успех обеспечен! Или подставьте к ступням малыша свою руку, чтобы он мог упереться в нее, когда будет тянуться к игрушке. Можете чуть-чуть «подтолкнуть», надавить на его ступни, и он немного продвинется вперед. Порадуйтесь вместе с малышом успеху и обязательно похвалите его!

Психическое развитие

Находясь в комнате вместе с взрослыми, малыш старается быть активным участником событий, которые происходят вокруг него. Он пытается привлечь внимание взрослых, «подзывая» их к себе различными звуками. У ребенка появляется лепет, который усиливается, если взрослый заговаривает с ним или улыбается ему. При виде родителей малютка может производить так называемые «выкрики» радости. Находясь в одиночестве, малыш также может произносить различные звуки и звуковые цепочки, а при появлении в поле зрения взрослого - начинает активнее лепетать.

Звуками он может выражать удовольствие или хорошее самочувствие. Кроха внимательно прислушивается к звукам, которые произносит, и радуется, когда их слышит.


У малыша улучшаются зрение и слух. Он начинает замечать цветовые различия (желтый и синий цвет), внимательно смотрит на родителей, ощупывает лицо мамы руками, прикасается к носу, глазам, дергает за волосы, сует родителям пальцы в рот, когда они с ним разговаривают. Ребенок замечает изменения в окружающей обстановке (например, когда родители меняют игрушки на мобиле, совершают действия с игрушками) и эмоционально реагирует на эти изменения. Малыш начинает прислушиваться к звукам окружающей среды - звонку телефона или урчанию работающей бытовой техники, пытается отыскать глазами источник звука. Расстояние, на котором ребенок реагирует на удаленные звуки, увеличивается до 2,5–3 метров.

Ребенок громко смеется, когда с ним что-либо делают, например, когда папа поднимает и опускает его, щекочет, дует на животик и волосы. Такие игры становятся любимым времяпрепровождением растущего малыша и родителей. Положив ручки малыша на свои губы или щеки, вы можете вызывать его смех, произнося с разными интонациями и мимикой звуковые цепочки, например «ба-ба-ба» , «ма- ма-ма " и т. д.

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?

Возьмите чадо на руки, поднесите к зеркалу, и привлеките его внимание к отражению (постучите пальцем по зеркалу, позвоните в колокольчик за зеркалом). Сначала помашите перед зеркалом своей рукой и скажите: «Привет, привет!», а затем обхватите ручку малыша и помашите ею тоже. Когда вы находитесь перед зеркалом, выполняйте разные действия: хлопайте в ладоши, качайте головой, машите рукой, надувайте щеки, показывайте крохе язык и т. п.

Ребенок сейчас учится дотягиваться до предметов и захватывать их рукой. Он совершенствует хватательные движения и координацию рук. Повесьте перед малышом на шнурке игрушки разного размера на таком расстоянии, чтобы он мог до них дотянуться. Не вешайте их слишком далеко, иначе, если малыш не сможет дотянуться и достать их, у него пропадет к ним интерес. Вложите в руку ребенку игрушку (погремушку, небольшой кубик или мягкую игрушку). Малыш будет учиться перекладывать игрушку из одной руки в другую, стучать игрушкой или бросать ее перед собой. Положите перед ним несколько игрушек, чтобы маленький учился дотягиваться и брать игрушки самостоятельно. Не забывайте хвалить кроху за успехи!

Включите музыку, но не очень громко. Через несколько секунд выключите звук, а потом опять включите. Вы увидите, что малыш замечает, когда есть звук и когда его нет. Не оставляйте магнитофон включенным на долгое время. Постоянный звуковой фон не очень полезен для малыша, он быстро начинает уставать, может начать зевать или капризничать. Давайте чаду слушать разную музыку: медленную, спокойную и ритмичную. Не забывайте поговорить с ним о том, какую музыку он слушает (грустную или веселую). Можно взять кроху на руки и потанцевать с ним, двигаясь в ритме музыки. Улыбайтесь и поощряйте смех малыша. Детям нравится двигаться в ритме музыки вместе с мамой!

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 5 до 6 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Малыш продолжает исследовать окружающие предметы

Он не только слушает звуки и смотрит вокруг. Особенно ему нравится тянуть все предметы в рот. Пока его рот - это лучший инструмент для исследования предметов. Он кусает предметы, облизывает, пытаясь по-разному ощутить их. Не мешайте чаду тянуть игрушки в рот, тщательно следя при этом за их чистотой. Когда он подрастет и научится изучать игрушки по-другому, малыш не будет тянуть все предметы в рот. А пока давайте ему игрушки разные по форме, размеру и весу, из разных материалов (деревянные, резиновые, пластиковые, тряпочные).

Главное, чтобы материалы из которых изготовлены все игрушки, были безопасными. А сами предметы не были острыми и слишком мелкими. Тянуть игрушки в рот полезно не только для того, чтобы их лучше изучить. Это полезно и для последующего обучения навыку самостоятельного приема пищи. В будущем ребенку можно дать в руку сушку или крекер и помочь поднести руку ко рту. Малыш будет учиться откусывать и разжевывать пищу. Знакомьте кроху с разными вкусовыми ощущениями, но делайте это осторожно, чтобы не вызвать аллергии. Можно намазать пальчики малыша медом и подвести их ко рту, если он сам не тянет их в рот. В другой раз можно намазать их вареньем или кислым лимоном.

Кроме этого, маленькому человеку полезно узнавать новые запахи. Это в дальнейшем обезопасит его жизнь. Дайте ему почувствовать разные запахи, приятные и неприятные: запах ваших духов, запах молока, запах, дыни, запах чеснока, ванили и т. д. Скатайте несколько ватных шариков. Смочите один духами, другой - соком какой-либо свежей ягоды и по очереди поднесите к носу малыша.

Помните, что у деток с аллергией подобные эксперименты недопустимы. Посмотрите на его реакцию, и вы поймете, какой запах ему больше нравится. От неприятных запахов он будет отворачиваться и морщить нос. Через несколько дней познакомьте малыша с другими запахами (йогурт, детский шампунь или мыло и т. п.) Не подносите слишком близко к его носу шарики с очень резким запахом.