Мастер-класс по изготовлению обрядовой поделки у народов ханты. презентация к уроку на тему

Оксана Веснина

Мастер-класс

Автор: Веснина Оксана Викторовна. Воспитатель МБДОУ д/с «Рябинушка»

Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси».

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по выкладыванию орнамента народов севера на пластилиновой основе с помощью сыпучих материалов - макарон, перловки и овса. Приобщая детей к культуре народов севера по средствам художественного творчества, мы расширяем их представление о жизни и культуре народов Югры, воспитываем уважение и любовь к родному краю.

Цель: Продолжать знакомить детей с национальной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.

Задачи:

Развитие эстетического вкуса и творческого воображения

Приобщение детей к богатству и своеобразию искусства народов ханты и манси.

Научить детей разгадывать символику и кодировку национального орнамента.

Предварительная работа : знакомство с национальным орнаментом. Каждое изображение несёт свой смысл. Например: орнамент под названием «Утки над озером», «Вороны над болотом «Медведь», «Три гуся» и т. д.

Для работы нам понадобится: заранее приготовленный картон, покрытый тонким слоем пластилина, тарелочки с сыпучим материалом (макароны, перловка, овёс, образцы с национальным орнаментом.


Итак, начинаем творить. Каждый ребёнок выбирает более понравившийся ему орнамент и как мозаику выкладывает по образцу на основу.




Вот что у нас получилось.


Публикации по теме:

Открытый воспитательный час «Национальные орнаменты» Областная санаторная школа – интернат № 4. Открытый воспитательный час: «Национальные орнаменты, о чём говорят» Провела: учитель 1.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты» Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты»Непосредственно-образовательная область «Познание»Цель: Познакомить.

Орнаменты в жизни башкирского народа Мухаметдинова Гульнара Проектная деятельность «Орнаменты в жизни башкирского народа» Тип проекта: - реализация проекта: кроткосрочный.

12 июня великий праздник – День России! Мы, россияне, любим и гордимся своей Родиной! Но почему-то иногда мне взгрустнется и ностальгирую.

Конспект занятия «Праздники и игры народов ханты и манси» Цель: Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Задачи: Расширять знания детей о коренном населении Ханты-Мансийского.

Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.

Проектная деятельность «Орнаменты в жизни татарского народа» Тип проекта: - познавательно – творческий - групповой - участники проекта: 11 детей, воспитатель, родители. Актуальность: Приобщение.

МБОУ «СШ №8»

«СИБИРСКИЕ ПОСИДЕЛКИ:

ЗНАКОМСТВО

С

КУКЛАМИ - ОБЕРЕГАМИ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ»

МАСТЕР - КЛАСС

Нижневартовск

Цель : рассказать об истории, быте и мировоззрениях коренных народов ХМАО-Югры – ханты и манси, познакомить с образцами традиционного фольклора: сказками, пословицами и поговорками, загадками, сделать куклу – оберег.

Задачи: способствовать формированию уважительного, бережного отношения к обычаям и традициям других народов,научить сделать куклу – оберег.

Оборудование: тематическая подборка литературы, презентация, мультипликационный фильм «Бабушка и внук», снятый по хантыйской сказке (с русскими титрами),методические указания по поделке.

Я: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не обычная встреча: сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Не покидая нашего уютного зала, мы побываем в гостях у коренных народов, населяющих наш округ. Кстати, а кто назовет их?

Ответы (ханты и манси).

Ведущий : Совершенно верно.

Манси

Угры, к которым относятся манси (устаревшее название – вогулы, вогуличи) и ханты (остяки), являются старейшими народами Урала и Западной Сибири. Они появились здесь еще в древние времена. «Манси» (на мансийском - «человек») - самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит - сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» - манси народ.

Манси делятся на рода: Пор и Мось, различающиеся происхождением, а также обычаями.

Это интересно: Русское слово мамонт предположительно происходит от мансийского «манг онт» - «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).

Ханты

Самоназвание - ханти , хандэ , кантэк , Остяки́ - коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере . Самоназвание ханты означает люди .

Орнаменты и рисунки народов ханты и манси

Сказки-сказания, легенды и мифы народов ханты

Из поколения в поколение долгими зимними вечерами слушали ханты и манси у костра и очага былинные песни о героических деяниях далеких предков. Песни у ханты довольно разнообразны по жанру: бытовые и ритуальные, лирические, эпические, любовные, песни – жалобы, песни – биографии, песни – посвящения (ребенку, животному).

Устраивали вечера сказок только зимой, приблизительно с середины ноября и до середины марта. В это время стоят сильные морозы, женщины, дети и старики находятся дома. Haдo же было как-то скоротать время в долгие зимние вечера! Издавна на исходе дня манси собирались вместе в определённом доме. В каждом селении были такие дома. Женщины шили, плели из бисера, сучили нитки из сухожилий оленя.

Золотой Топор.

Г лупый мужик пошёл на берег строить дом. Когда он строил дом, топор в воду уронил.

Глупый мужик сидит и не знает, как топор достать. Вдруг из воды водяной показался и спросил:

О чём, мужик, плачешь?

Глупый мужик сказал:

- Я топор в воду уронил.

Водяной скрылся и принёс золотой топор.

- Твой топор?- сказал он. Мужик ответил:

- Нет, это не мой топор. Водяной серебряный топор принёси сказал:

- Это твой топор? Мужик ответил:

- Нет, это не мой топор. Водяной принёс простой топор. Мужик сказал:

- Это мой топор.

Водяной подарил мужику три топора - золотой, серебряный и простой. Пришёл мужик домой и рассказал деревенским друзьям:

- Мне водяной подарил три топора.

Один его друг говорит:

- Я тоже пойду, может, и мне водяной три топора подарит.

Вот пошёл он на берег и стал рубить дерево. Рубил-рубил и нарочно топор бросил в воду.

Потом сидит, плачет. Не может достать топор. Наконец водяной к нему вышел и спросил:

- Что ты плачешь? Мужик сказал:

- Я топор в воду уронил. Водяной принёс золотой топор и спросил:

- Это твой топор? Мужик отвечает:

- Это мой топор. Давай сюда.

- Это не твой топор,- сказал водяной и ушёл под воду.

Мужик возле берега до вечера сидел, только водяной больше не появился. Тогда мужик, плача, домой пошёл.

Оригинальные загадки ханты и манси

Небесное дерево с тысячей ветвей. Солнце

В темном доме на полу белый кусок движется. Месяц

Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается. День и ночь.

Под окном серебряная монета висит. Сосулька.

Положишь в воду - не тонет, в огонь положишь - не горит. Лёд.

Посреди дремучего леса женщина в белом платке сидит. Заснеженный пенёк.

В железном доме женщина сидит. Орех.

В середине дерева лабаз с мукой. Дупло.

На вершине дерева длинная вязаная рукавица. (шишка)

Пословицы и поговорки ханты и манси

Не водою рыбак кормится - а сетями.

Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому - маленькая тяжела.

Легким трудом не проживешь и человеком не станешь.

Дал слово – держи его.

Выпущенную рыбу, как и выпущенную стрелу, назад не воротить.

Если будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут.

Если нет ума, то и острые нож и топор не помогут.

Голыми руками рыбу и зверя не добыть.

От крика - дело не делается.

Если нет дельного слова, то не говори.

В каждом деле, если сердца не приложить, то и дело не получится.

Если будешь шагать, всё время назад оглядываясь, то далеко не уйдешь.

Сон держи в легкости.

Нож и топор держи острыми, нарту и лодку держи наготове – жизнь не одинакова.

Хорошее слово век не забудется.

Как крикнешь, так и эхо отзовется.

Не злорадствуй, а то и к тебе горе может прийти.

Дети быстро растут - вот уже лесные звери им ножки подарили, а птицы, что с юга вернулись, на крыльях им язык принесли.

Дороги, где бы они ни лежали, на земле-ли, на воде-ли, многому учат человека.

Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.

И мала игла, и хрупка, а сила в ней велика.

Небо и земля одним умом живут. Они знают, кому что дают.

Кого боятся - того не любят.

Хитрость – не от большого ума.

Дитя надо учить, пока оно поперек лавки лежит, а ляжет вдоль – поздно будет.

Без желания легко дается только лежание.

За ленивое дитя сердце матери больше болит.

Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем.

Самое большое несчастье – когда жена ленива.

Много всего на свете, только отец – один.

Поранить лебедя, что душу свою поранить.

Самый добрый, самый лучший человек – наставник в труде.

День красен солнцем, а человек – трудом и добром.

Волка ноги кормят, человека – руки.

Умные руки дело найдут, а в деле – добро обретут.


Куклы и обереги имеют чистый лик, вывязанный каким-либо традиционным узором, нитями, природными материалами, но лики не имеют глаз, носа, рта. Исследователи этого явления в народной культуре говорят о том, что безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в куклу и творить зло там, где они находятся. А также безликая кукла не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло живому человеку. Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей. Кукла не должна содержать личностных характеристик какого-либо человека во избежание принятия его души.
По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Главная особенность куклы-игрушки – ее временный характер. Постоянными являются только ее одежда.

Время общения с куклами возможно только в светлое время суток. В самом периоде детства имеются ограничения на игру: к 10 -11 годам она уже практически прекращается.
Куклы изготавливаются из различных материалов, в зависимости от задуманного мастером персонажа, они изображают людей и растения. При этом растения наделены какими-либо элементами человеческой одежды, как правило, платком. Глядя на куклу, можно сказать, какой женщиной вырастет сделавшая ее девочка.

Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Или если вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новых тканей. Еще нам понадобятся прочные красные нитки. Красный цвет считали предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета.

Чтобы смастерить куклу, нам понадобится:
3 лоскуток яркой ткани размером 5х5 см.;
1 лоскуток светлой ткани размером 10х10см.,
сосновая красная нитка и две другого цвета одинакового размера

Лоскут ткани размером 10х10 см. дважды складывают от краев длинной стороны к средине и скручивают в скатку. Скрученный лоскут перегибают пополам.
Треть длины куклы определяют как голову, другие две трети – низ куклы. Берут небольшой кусок ткани размером 5х5 см. складывают по диагонали. Платок накидывают концами крест-накрест ниже расположения намеченной головы, концы заводят за спину, не завязывая узел.
Затем куклу плотно заворачивают в другой лоскут ткани размером 5х5 см. . На голову повязывают платок.
Платок повязывают на голову кукле так, чтобы был виден край нижнего. Концы платка не фиксируют узлом, а стягивают поясом. Узел пояса и его свободные концы остаются за спиной куклы.

Кукла в роли игрушки очень подвижна, её можно неоднократно переодевать, изображая различные действия. В каждый игровой период она оригинальна, имеет собственные и нарицательные имена. Куклы представляют все категории населения: младенцев, мальчиков, девочек, мужчин и женщин, стариков и старух. Возрастные категории указываются нарицательно : ко – юноша, пырс ко – старый, но опрятный человек, пырс ики – неряшливый старик, аувэли – хорошенькая девчоночка, аувэль инки - озорная, быстрая девчонка, паэрл инки – мальчуган, пар пэрри – неряшливый, ленивый мальчишка. Игрушки, изображающие мальчиков, могут иметь имена по названию зверей: Плэнки – Мышь, Кучер ики – Бурундук, Ок ики – Лиса. Кукол называют и описательно по среде обитания персонажей: Нёрм нэ – Бора молодая женщина и Нёрм ики – Бора старик, Воч нэ – Городская женщина и Воч ики – Городской старик.


Ведущий: Наше путешествие подходит к концу, много нового интересного узнали мы сегодня о народах ханты и манси. Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей). А под занавес нашей встречи я предлагаю посмотреть мультипликационный фильм «Бабушка и внучек», снятый по мотивам хантыйской сказки.

Подготовила: Кондыба Н.Ф.

Источники:

    http://hmao.kaisa.ru

В этой статье я кратко раскажу о хантыйской кукле, о которой мне довелось узнать в этнографическом музее г. Советский, округа Югра.

У хантов помимо своей особенной игрушки существует так же определённая культура игры. Первая кукла у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принодлежности для шитья, лоскуты, и мешочек, в котором хранятся куколки с их нарядами. Девочка начинает сама изготавливать куклу с 5 лет, при этом размер куколки не должен превышать размера её ладони, и не быть меньше мизинца (маленькая кукла применяется в поминальной практике), таким образом куколка как бы растёт вместе со своей хозяйкой. На мой взгляд в этом есть практическая польза, ребёнок тренирует мелкую моторику, не знаю правда осозновали ли это древние ханты.
По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека, так же нельзя повторять чужих кукол (в этом я вижу тоже полезный психологический аспект воспитания). Поэтому создание кукол полностью контролируется старшими родственницами. Игра с куклами разрешена только в светлое время суток, по окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани от куклы расправляются и хранятся самостоятельно.
Главная особенность такой куколки, это её временность, то есть, куколки меняются-одежда остаётся.

Куклы изготавливаются из различных материалов, они изображают людей, деревья, растения, которые часто наделены какими либо элементами человеческой одежды, например платком. Глядя на куклу, можно сказать, какой женщиной вырастет сделавшая ее девочка.
Могут присутствовать элементы дерева - сосновые или кедровые шишки, из них изготавливаются куклы - шишки. Они представляются духами-покравителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей.

Сейчас мы сделаем куклу-дерево.
Куклы-деревья делаются из ткани, сложенной в 2-3 слоя, толщина зависит от вида дерева. Ткань скручивается валиком и складывается пополам таким образом, что бы нижняя часть образует импровизированные ноги и делает фигуру устойчивой. Характерная черта этой группы кукол-наличие длиннх волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.
Характерной чертой этой группы кукол является наличие длинных распущенных волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.

Мы с вами сейчас сделаем куклу Берёзку.

Нам понадобиться:
1)квадрат белой ткани (у меня был только габардин, с ним неудобно, лучше выбрать хб)края я обметала на машинке, чтобы не ремошился.
2)иголка
3)нитки, одна-которой будем сшивать тело куклы, я взяла чёрную, и никтки на волосы кукле, я взяла две зелёные разных оттенков, что бы передать оттенки кроны берёзки
4)прямоугольную картонку, в моём случае это будет пластиковая карта. Она нам понадобиться в изготовлении волос
5) ножницы

1) начинаем скручивать лоскут ткани с двух сторон к середине, сразу скажу, мне пришлось с габардином повозиться, потому что когда один край закручивался, другой распускался, пришлось пустить в ход зубы.


Свернули, теперь сгибаем пополам таким образом.


Затем сшиваем иглой по бокам в двух местах, оставляя одну треть для обозначения головы, плюс тело и ноги.

У нас должно вот что получиться. (Из-за того чтоя взяла габардин, у меня получился достаточно толстый ствол, это берёзка-толстушка, но можно взять и потоньше)

Оставшейся чёрной ниткой я решила добавить текстуру.

Теперь наматываем нити на карточку или картонку вдоль.

С одной стороны запускаем иглу и продеваем нитку.

Затем завязываем нитку так, что бы собрать и зафиксировать нити, которые будут служить в качестве волос нашему деревцу.

А сейчас нужно обрезать нитки с противоположной стороны.

Теперь получившиеся волосы просто пришиваем, той же ниткой которой связывали их, к макушке деревца и куколка-берёзка готова!

В игре куклы-деревья всегда неподвижны, они могут только стоять и выполнять функцию декорации.

Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они находятся в сидячем положении – сидят, «расправив вокруг себя подол платья». Эти куклы не имеют волос, их головы полностью покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды.

Ярким персонажем является кукла-ягода Пансэмэли (клюква). Это болотная ягода. Ягоду эту ханты берут весной, тогда она более сладкая, чем осенью. Согласно хантыйской сказке, «Клюква» – самая трудолюбивая ягодка. Она занимается рукоделием, готовит, следит за хозяйством и, вообще, без дела сидеть не привыкла. Её постоянной соседкой является травяная куколка – Помсавэли («Травы пырея косичка»), это парные персонажи одной сказки.

Чтобы сделать куклу-клюковку, нам потребуется:
1) Лоскут ткани желтого или коричневого цвета - что будет символизировать цвет почвы севера (там песка много)
2) Лоскут зелёного цвета, это болото, на котором растёт клюква.
3) Треугольный лоскут красного цвета, цвета спелой ягодки.
4) Кусочек ватки для головы куклы
5) Нить

Итак, берём зелёный лоскут и кладём его перед собой как квадрат, а на него кладём желтый, но уже ромбом.


Кладём в серединку кусочек ваты и плотно обжав вложенную вату, затягиваем нитью, фиксируя ее двойным узлом, концы нити не убираются, на них в конце, можно будет повесить бусинки.




Теперь берём красный треугольник, кладём его на головку клюковки и завязываем, полностью закрывая «лицо»

Обкручиваем длинные концы треугольника вокруг головки, «с зади», с той стороны, где торчит задний краешек косынки.

И наконец завязываем концы косынки на 2 узла со стороны «переда», то есть «лица» закрытого тканью.

Затем расправляем зелёные и жёлтые края ягоды, что бы посадить её на «болото».

Вот такая куколка-клюковка и куколка-берёзка у нас получилась(клюковка у меня была уже сделана, я снимала её косынку, что бы показать как завязывать)

Эти куколки служат как декорации для игры, как обереги, они восходят к древним формам религии, когда человек верил в то, что за любым деревцем, любым цветочком стоит какой то дух, который может повлиять на его судьбу.


Куклы - «страшилки», изображения сверхъестественных персонажей, у ханты – уже не игрушка, а способ и форма выражения недовольства, несогласия, своего рода брани: они берут на себя речевые функции. В традиционной культуре этого народа, в «нормах» детского общения запрещено обзывать другого ребёнка, и совсем недопустимо дурно отзываться о взрослом человеке. Поэтому «обзывание» берёт на себя кукла-страшилка. Когда не слушаются младшие братья и сестры или старшая сестра упрямится, то в ответ показывается, а взрослым незаметно подбрасывается, страшилка. Детям запрещалось мастерить и показывать кому-либо такие куклы – так же, как и у нас запрещается употреблять неприличные выражения.

Кукла-страшилка «Пор-нэ» (лесная, подкорневая женщина) является по существу идолом, фигуркой духа, хантыйской бабой Ягой. Такую куклу мастерят в тайне от взрослых. После игры её невозможно разобрать, потому что она состоит из разрезанных лоскутков. Взрослые, обнаружив игрушку «Пор-нэ», очень ругали своих девочек.
(из журнала «Югорское детство»)

Куклы-люди (сох пакыт) выполняются не только из ткани, но также из природного материала: травы, шкурок мелких зверьков, крылышек, хвостов и перьев птиц. В последнем случае персонаж имеет значение какого-либо животного или птицы.
Также функцию куклы могут выполнять подушка и платок. Платок сворачивают, имитируя младенца, а подушку повязывают платком, изображая дитя в люльке.
Такими игрушками, в основном, пользуются маленькие девочки 3-4 лет, которые еще не могут самостоятельно шить.
Кукла в роли игрушки очень подвижна, её можно неоднократно переодевать, изображая различные действия. В каждый игровой период она оригинальна, имеет собственные и нарицательные имена. Куклы представляют все категории населения: младенцев, мальчиков, девочек, мужчин и женщин, стариков и старух. Возрастные категории указываются нарицательно: ко – юноша, пырс ко – старый, но опрятный человек, пырс ики – неряшливый старик, аувэли – хорошенькая девчоночка, аувэль инки - озорная, быстрая девчонка, паэрл инки – мальчуган, пар пэрри – неряшливый, ленивый мальчишка. Игрушки, изображающие мальчиков, могут иметь имена по названию зверей: Плэнки – Мышь, Кучер ики – Бурундук, Ок ики – Лиса. Кукол называют и описательно по среде обитания персонажей: Нёрм нэ – Бора молодая женщина и Нёрм ики – Бора старик, Воч нэ – Городская женщина и Воч ики – Городской старик.
Основная черта куклы – кратковременность её существования. После окончания игры куклу необходимо разобрать.
С помощью платка можно выделить возрастные особенности куколки. Чем больше у нее открыто лицо, тем она старше.

Есть также кукла в очень красивых нарядах и украшениях из бисера. Это - Кукла в наряде (Айвит сикм ярнаснат) она изображает мастерицу, одетую в красивые наряды, чтобы показать их гостям. По преданию, такая Солнцеподобная, Луноподобная девушка в красивом наряде пришла из мира богов и показала женщинам новую моду.

«Кукол-мужчин» в основном шьют из меха и кожи. Ткань используют для туникообразных рубах из плотной ткани и платков-накомарников. Для основы – кукольной формы – используют грубую плотную ткань, сатин или сукно.

По сути, кукол-людей делают почти так же, как клюковку или дерево. Тела делается так же как у клюковки-ткань + кусочек ватки обматывается нитью, и на голову пришиваются волосы сделанные по принципу изготовления волос для куклы-дерева, то есть в моём мастер классе мы выполнили эти два основных элемента, остаётся только одежда для куклы и причёска, что видно по фотографиям, тоже достаточно легко изготавливается. Так что смело можно занять своих детей созданием таких игрушек, главное следить что бы не укололись.

В статье использовались так же фотографии коллекции «Куклы Нёрым-ях» (болотного-народа) Сургутского краеведческого музея.

В презентации описано пошаговое изготовление поделку- сувенира " Ворона" и может быть использовано для проведения творческой практической части на проведении национальногг праздника народов ханты-манси " Ворний день".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер класс по изготовлению обрядовой поделки к празднику « Вурнга-Хатл » (Вороний день)

Для работы вам потребуется: -5 лоскутков пестрой ткани разной длинны (от 25см 20см); -квадрат черного фетра 4 x 4; -тканевая салфетка треугольной формы со стороной в 15 см; -тесьма 50см; -шерстяная нить любого цвета -40см.; -бусины; -деревянная палочка (шпажка).

Согните ткань пополам, подогнув края по 1 см.

Согните полоски пополам

Привяжите ленточку к деревянной шпажке и сделайте узелки на концах ленты

Обрежьте под углом края полосок с обеих сторон по убыванию Расположите клюв (треугольник из фетра) между 2 и 3 полоской ткани

Согните все полоски ткани пополам. Вставьте деревянную палочку во внутрь.

Оберните голову вороны нитью, предварительно украсив концы нити бусинами.

Наденьте платок (треугольник из тканевой салфетки) подогнув края, создавая тем самым крылья и хвост.

Сделайте насколько витков нитью вокруг платка и завяжите на узел.

Немного о П. Бажове. Поделки по сказам Бажова.

О Павле Бажове

Урал славится своими полезными ископаемыми, а также умельцами, мастерами, старинными преданиями и легендами.

Мы знакомимся с ними с помощью известных многим с детства сказов Павла Бажова. В его сборник «Малахитовая шкатулка» вошли: одноименный сказ, "Серебряное копытце", "Каменный цветок" и другие произведения, созданные Бажовым на основе народного фольклора, который он слышал с детства, так называемых «тайных сказов» - старинных устных преданий уральских горнорабочих.

В этих преданиях сохранен богатейший язык народа, его быт, знания и представления об окружающей природе. А мифы народов, издавна населявших Урал (хантов, манси, марийцев и др.) переплетаются со знаниями и мечтами крепостных рабочих шахт и рудников.

Малахит - это минерал, окись меди. Он образуется там, где медь окисляется, потому что медная руда находится на небольшой глубине или на поверхности земли.

И если где-то на поверхности земли можно найти малахит, то там же под землей на большой глубине есть медная руда. Именно поэтому мифологическую Малахитницу Бажов в своей сказке назвал Хозяйкой Медной горы, хотя там велась добыча малахита, а не меди.

Главные герои сказов Бажова честны, справедливы, бескорыстны, добры, трудолюбивы, любознательны, обладают чистотой помыслов. Поэтому эти произведения способствуют нравственному воспитанию детей.

Сборник «Малахитовая шкатулка» переведен на многие языки мира, по мотивам сказов созданы фильмы и мультфильмы, музыкальные произведения, скульптуры, картины, изделия декоративно-прикладного искусства.

Тема задания конкурса "Волшебный мир сказок" в июне - "Сказы Бажова" .

Поделки по сказам Бажова

Как оказалось, "Сказы Бажова" - не самая простая тема для детского творчества. Наверное, поэтому в этот раз и работ по этой теме совсем немного.

Для вдохновения участников мы с дочкой в этом месяце тоже делали новые поделки по мотивам сказов Бажова и рассказывали о старых. Это:

  • - олень из бусинок и бисера

Поделки по сказам Бажова
(работы участников конкурса)

© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://сайт

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .