Методическая разработка (средняя группа) на тему: Конспект организованной образовательной деятельности по экологии "Что мы знаем о воде". Конспект игровой образовательной деятельности по экологии в средней группе детского сада

Елена Сычева

Тема:Жизнь лесных обитателей в зимний период времени.

"Путешествие в зимний лес"

Цель: Формирование элементарных экологических представлений детей 3-4

лет через ознакомление с природой и воспитание правильного отно-

шения к объектам природы.

1. Дать первоначальные представления об обитателях леса: медведе, белке, зайце, их внешнем виде, особенностях образа жизни.

Учить детей делать простые умозаключения, выводы, анализируя отличительные особенности внешнего вида животных;

Формировать у детей представления о правилах поведения в лесу (не шуметь, не ломать деревья, не забирать животных из леса);

Учить детей пользоваться схемами.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображе-ние, память, способствовать активизации речи, развивать коммуникативные способности детей;

Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста (игра «Зимняя прогулка», развивать общую и мелкую моторику (д/и «Помоги белочке разобрать припасы»).

3. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, дарам леса, вызвать у детей чувство эмпатии к животным;

Способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.

Здоровьесберегающие технологии:

Ароматерапия,

Релаксация,

Дыхательная гимнастика.

Ход деятельности.

Дети свободно входят в группу и располагаются на стульчиках.

Восп. : Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу заглянуло солнышко.

Какое оно (теплое, ласковое, желтое).

А еще оно дарит нам хорошее настроение, отдает своё тепло и заботу. Давайте поздороваемся с солнышком и нашими гостями:

Приветствие (коммуникативная игра).

Здравствуй, солнышко!

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.

Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх.

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок.

Здравствуй, носик! Бип-бип-бип.

Здравствуйте, гости! Всем привет!

Восп. : У меня такое хорошее настроение, что хочется веселиться, играть. А у вас? (ответы детей).

Посмотрите, как солнышко засияло своими лучиками. Это оно при-глашает нас с вами на прогулку в зимний лес. Согласны?

Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем

С вами мы гулять пойдем.

Давайте собираться в дорогу.

Дети встают со стульчиков, располагаются свободно.

Игра-рифмовка «Зимняя прогулка» .

Очень холодно зимой (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам)

Но мы пойдем гулять с тобой («пробегают» пальчиками по бедрам)

Я надену шубку (проводят ладонями от плеч по груди вниз)

Я надену шапку (двумя руками поглаживают голову)

Я надену шарфик и еще платок (поглаживают шею одной ладонью, потом другой)

А потом красивые, теплые, пушистые

Крошки-рукавички на ручки натяну (поглаживают по очереди руки, как бы надевая варежки)

И хотя я маленькая, у меня есть валенки (выставляют ноги поочередно, на пяточку)

Восп. : (двигаясь стайкой) Вот и оказались мы в зимнем лесу.

Как хорошо зимой в лесу!

Вдохните поглубже, почувствуйте хвойный аромат.

Как легко дышится в лесу!

Ой, смотрите, пенек. А на нем… (корзинка).

Давайте посмотрим, что в ней (подходят и видят в корзинке заячий хвостик)

Интересно, чей это хвостик (рассматривают, определяют цвет, размер) Наверно кто-то потерял. Кто? (варианты ответов). Кто еще живет в лесу?

Ну что же, пойдемте искать хозяина этого хвоста.

Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым. (дети идут, высоко поднимая ноги)

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем (присаживаются и поглаживают ноги

ладонями снизу вверх)

И опять гулять пойдем.

Подходят к импровизированной «берлоге» медведя, обозначенной карточкой-схемой.

Восп. : Посмотрите, здесь чей-то дом? Как вы думаете, кто здесь живет?

(обратить внимание на карточку)

Воспитатель приподнимает ткань, дети видят спящего медведя .

Восп. : Да это Мишка спит, в берлоге спит. Домик у медведя называется

А в берлоге спит медведь.

Тише-тише, не шуметь!

А почему нельзя шуметь?

Восп. : Лес-это дом для многих животных. В лесу есть свои правила, и мы нарушать эти правила не должны. Как надо вести себя в лесу? (тихо, не шуметь, не ломать ветки, не забирать животных из леса).

Воспитатель и дети присаживаются на корточки и тихонько рассматривают медведя.

Восп. : Как вы думаете, это Мишка хвостик потерял? Почему?

Какого цвета шубка у медведя (коричневая)

А ушки какие? (круглые, маленькие, коричневые)

А хвостик?

Значит это не Мишкин хвостик.

Восп. : (укрывает медведя и тихонько отходит) Пусть спит, отдыхает, сил набирается. У него зимой одна забота: крепко спать и весны ждать. Проснется сильным, отдохнувшим.

Останавливаются у елочки, обозначенной карточкой «дупло»(белочки).

Восп. : Цок-цок-цок… Слышите, с нами кто-то здоровается.

Как вы думаете, чей это домик?

Как называется домик белочки? Правильно, домик белочки называется - дупло.

Так это белочка с нами здоровается - цок-цок-цок. Давайте и мы с ней так же поздороваемся: Здравствуй, белочка, цок-цок-цок.

Как вы думаете, это белочка хвостик потеряла? Почему?

Давайте проверим.

Какого цвета шубка у белочки? (рыжая)

Какая шубка на ощупь, погладьте белочку. (мягкая, пушистая)

Какие у белочки ушки? (маленькие, на концах кисточки)

А хвостик (длинный, пушистый)

Восп. : Видим, белочка, это не ты хвостик потеряла. Ребята, белочка хочет нам что-то сказать. (белочка шепчет на ухо воспитателю). Белочка просит у нас помощи. Её шалунишки – бельчата разбросали все зимние запасы, всё смешалось и шишки, и орехи. Белочка просит, чтобы вы помогли ей разобрать запасы по корзинкам: шишки- в одну, орешки- в другую.

Дети разбирают припасы, обсуждают с воспитателем, что шишка- большая, колючая, а орех- маленький, гладкий.

Прощаются с белкой, она благодарит ребят за помощь.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.

Дети подходят к кустику, на нем обозначение- «дом» зайца.

Восп. : Как вы думаете, чей это домик? (зайца)

Что-то его не видно. Это хвостик зайца?

Какого цвета у зайца шубка? (белая)

Какие у зайца ушки? (длинные, а хвостик? (беленький, короткий)

Зайка, ты случайно хвостик не потерял? (слышен плачь зайки)

Воспитатель показывает бесхвостого зайца, он грустит. Ребята его жа-леют, а воспитатель незаметно прикалывает хвостик.

Восп. : Не плачь, зайка мы нашли твой хвостик.

Зайка: Спасибо вам, ребятки. (зайцу весело, он радуется)

Восп. : Зайка так обрадовался своему хвостику, что хочет пуститься в пляс. И мы с тобой попляшем.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит».

Восп. : Как мы весело поиграли с зайкой. Устали. Пора отдохнуть.

Релаксация «Зайчата».

Восп. : Возьмите коврики, расстелите их на полянке, ложитесь на спинку поудобнее. Ручки и ножки лежат свободно, расслабьтесь и закройте глазки. Слушайте мой голос.

Представьте, что вы маленькие зайчата. Маленькие зайчата очень устали, набегались, наигрались и прилегли отдохнуть. Вам снится голубое небо, теплое, ласковое, нежное солнышко. Солнышко согревает вас и всё вокруг. Сейчас солнечный лучик коснулся ваших ладошек. Почувствуйте тепло солнечных лучей. Солнечный лучик поднимается по вашим рукам всё выше и выше, достал до плечика, вот коснулся щечек, пощекотал носик. Почувствуйте, как вам тепло, уютно и спокойно на лесной полянке.

Звучит тихая музыка.

Восп. : Теперь открывайте глазки, спокойно вставайте. И вот вы уже не зай-чата, а маленькие ребята.

Нам пора возвращаться. А давайте возьмем с собой зайчишку в детский сад, нам с ним будет весело. (ответы детей)

Посмотрите, зайчик загрустил. Почему?

Подумайте, можно ли забирать животных из леса и приносить их в дом? Почему? (рассуждения о доме, о маме)

Лучше мы в следующий раз с зайкой поиграем, когда придем в лес на прогулку.

До свидания, Зайчик. Береги свой хвостик.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.

Восп. : Ну вот мы и дома. Нас встречает ласковое солнышко.

Давайте расскажем солнышку: где мы были, что видели, о чем узнали.

Где мы были?

Кого мы встретили в лесу?

Давайте покажем солнышку, в каких домиках живут звери в лесу.

Открывается мольберт со схемами домов. Дети должны расселить жи-вотных. Медведя- в берлогу, белку- в дупло, зайца- под куст.

Восп. : А еще мы сделали доброе дело. Какое (вернули зайцу хвост, помогли белке разобрать припасы, не разбудили медведя)

Вам понравилась прогулка по лесу?

Помните, ребята, что лес- это дом для многих растений и животных.

Поэтому лес нужно беречь, сохранять и защищать, чтобы животные могли там жить, а люди- гулять и дышать свежим воздухом. А еще в лесу можно найти много разного природного материала: шишек, орехов, веточек, листочков.

Звучит волшебная музыка.

Восп. : Посмотрите, ребята, произошло чудо. В нашей корзинке появились игрушки, да не простые, а из природного материала (шишек). Это лес благодарит вас за вашу доброту и заботу, и преподносит вам свои дары.

Ребята, солнышко согрело нас своим теплом и лаской, лес одарил нас своими подарками. Давайте и мы поделимся с нашими гостями хорошим настроением и подарим им наши улыбки. Чтобы они смогли забрать с собой частичку нашего тепла (дети сдувают настроение с ладошки).


Дошкольное образовательное учреждение детский сад №7
войсковой части 13826

«Игровая обучающая ситуация (ИОС)

«Путешествие по лесу»

по формированию основ экологической культуры

в средней группе»

Выполнила: Бурнаева Вера Михайловна,

Воспитатель
Детский сад №7 войсковой части 13826

Сызрань, 2014

Игровая обучающая ситуация

«Путешествие по лесу»

(типа путешествия)

Возрастная группа: Средняя группа

Тема недели: «Лесные обитатели»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1) - Закрепить и уточнить знания детей об особенностях жизни диких животных

- Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой.

Формировать знания о нормах и правилах поведения в природе. («Познавательное развитие»)

2) – Обогащать словарь детей: дупло, берлога, нора.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь.

Развивать умение согласовывать слова в предложении. («Речевое развитие»)

3) -Воспитывать у детей доброжелательность, сплоченность, чувство отзывчивости, способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным и природе. («Социально – коммуникативное развитие»)

4) - Вызвать у детей положительный, эмоциональный отклик на изодеятельность.

- Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги. («Художественно – эстетическое развитие»)

5) - Развивать двигательную активность, координацию движения, умения сочетать слова с движениями. («Физическое развитие»)

Методы и приемы:

Практические: Подвижная игра «Соберем ягоды в корзинку», «Спасем лес от мусора», физминутка «Вместе по лесу идем»

Наглядные: животные (белка, зайка, медведь), слайды с дикими животными

Словесные: игра «Кто больше скажет слов», загадывание загадки, беседа «Правила поведения в лесу».

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, паровоз, аудиозаписи со звуками: леса, паровоза; макеты деревьев (ёлка, береза, дуб); животные (белка, зайка, медведь); мусорные пакеты, разный мусор; ягоды, корзинки; бинты, бочонок с мёдом, морковки, корзинка с орешками.

Дети входят в зал. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, куда они сегодня отправятся в путешествие:

Город этот не простой, он дремучий и густой .

Воспитатель хвалит детей за ответы и проводит беседу «Правила поведения в лесу» о том, как нужно вести себя в лесу. Предлагает отправиться с детьми в лес и взять с собой угощение для животных: корзинку с орешками, бочонок мёда и корзинку с морковью.

Воспитатель предлагает детям сесть на паровозик и отправиться в лес. Ребята садятся в паровоз. Под музыку паровоз отправляется в путь. Паровоз останавливается на лесной полянке и ребята выходят. Звучит музыка леса.

Воспитатель: Смотрите как здесь красиво, а какие прекрасные звуки слышаться в лесу.

Воспитатель предлагает рассмотреть растения, которые растут на полянке. Просит назвать, что же растет на полянке. Воспитатель рассказывает о том, как хорошо и светло на полянке, какие еще растут растения и ягоды, сопровождая показ слайдами на экране. Предлагает поиграть в лесников и собрать ягоды на полянке. Проводит игру « Соберем ягоды в корзинку».

Воспитатель предлагает по тропинке отправиться в лес.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а кто это у нас на дереве там прячется? Правильно, это белочка. Она живёт на дереве в дупле. Там она готовит свои запасы на зиму. А давайте с вами поиграем.

Игра «Кто больше слов скажет». Воспитатель показывает детям белочку (картинку или игрушку) и предлагает поиграть: расскажите о белочке, какая она, что она умеет делать, какой у нее характер, чем она любит питаться?

Дети прощаются с белочкой, дарят ей корзинку с орешками и отправляются дальше. На пенёчке сидит зайка.

Воспитатель: Посмотрите, на пеньке сидит зайка. Зайка живёт в норе. Скажите, пожалуйста, а чем зайка любит питаться, какой он? Но почему – то зайка сидит и грустит. Давайте узнаем, что же случилось.

Дети задают вопрос зайке. Воспитатель отвечает за зайчика и сообщает им о том, что кто-то разбросал мусор в лесу и от этого зайке грустно. Воспитатель рассказывает детям правило о том, как нужно вести себя в лесу:

Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери! .

Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!

Воспитатель предлагает сыграть в игру «Спасем лес от мусора» и предлагает детям взять мусорные пакеты и собрать весь мусор, что бы в лесу стало чисто и красиво. Зайчик благодарит ребят за помощь. В ответ ребята угощают зайку морковкой. Воспитатель предлагает отправиться дальше в лес. По пути они встречают медведя, который плачет и прижимает к себе лапу. Ребята узнают у медведя, что с ним случилось. Оказалось, что кто-то разжег костер в лесу и забыл его потушить, поэтому медведь и обжёгся. Воспитатель предлагает ребятам, побыть докторами и забинтовать медведю лапу. Воспитатель предлагает вспомнить еще одно правило поведения в лесу:

Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!

Воспитатель показывает детям медведя на слайде и рассказывает о том, что медведь живёт в берлоге и предлагает описать его: расскажите о медведе, какой он, что он умеет делать, какой у него характер, что он любит кушать? На прощание ребята дарят медведю бочонок с мёдом. Воспитатель предлагает рассмотреть деревья, которые растут в лесу и вспомнить еще одно правило:

НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева- деточка.

Воспитатель предлагает проститься с лесом и вернуться на полянку к паровозику.

Физминутка: « Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся в паровоз и возвращаются в детский сад.)

Воспитатель предлагает детям запечатлеть свои впечатления о путешествие на рисунках и устроить выставку.


В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых .

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра . Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино» .

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям . Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.

Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе .

Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.

Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации .

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия , Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Кондратьева Наталья Вячеславовна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 72 «Акварель»

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

Очевидно, что существует противоречие между имеющимися у детей знаниями о природе и утратой способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней. Оторванность от природы неизбежно накладывает отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки. Возникла реальная потребность воспитания экологически образованной, гуманной личности, которая не только владеет экологическими знаниями, но и уважает ценность другого человека, личности, способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания. Всё это требует внесения корректив в понимание процесса, источников, факторов экологического развития личности ребенка в условиях взаимодействия с естественной природой.

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста: заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:

  • старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения) , которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира
  • дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность
  • в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

  • о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах
  • о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы)
  • о человеке как части природы
  • о культуре поведения в природе.

Чтобы игра не превратилась в систему упражнений, продумываю соотношение структурных элементов игры: игровых и учебных задач, соблюдение правил, наличие игровых действий.

Опираясь на исследования И.А. Комаровой, включаю разнообразные игровые обучающие ситуации (ИОС) для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Такую форму обучающей игры, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

  • имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
  • в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда; своеобразным игровым элементом, который использую, является игрушка (главным образом кукла, изображающая сказочных персонажей, героев детских мультфильмов и телепередач) , вокруг которой развертывается занятие, наблюдение, игра. Игровые персонажи в ходе занятия связывают части занятия с различными элементами сюжетно-ролевой игры и с дидактическим содержанием занятия, в результате чего складываются игровые обучающие ситуации
  • в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.
  • игра проводится воспитателем: объявляю название и сюжет, распределяю роли, беру одну роль на себя и исполняю ее на протяжении всей игры, поддерживаю воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом
  • воспитатель руководит всей игрой: слежу за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщая игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Использую игровые обучающие ситуации (ИОС) трех типов.

Основная характеристика ИОС первого типа - использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы: конкретных животных или растений. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.) . Игрушечных аналогов растений не так много – это пластиковые ёлочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» .

ИОС с игрушками-аналогами использую во всех возрастных группах, причём сопоставляю их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинках, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги включаю в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе, экскурсию, сочетаю с чтением познавательной литературы, просмотром диафильмов, видеофильмов.

Игрушки-аналоги – это дидактические игрушки, в группе имеются наборы рыбок, домашних и диких животных – они служат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомлённого в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае ставлю задачу косвенного обучения детей – устами персонажа сообщаются новые сведения, он учит детей правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит, Чипполино) . Во втором случае ставлю задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

Третий тип ИОС - игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка; экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. (Приложение №5) Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой) , которую исполняю сама. Именно через педагога дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.

Библиографический список.

  1. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
  3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003

Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

В содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Выделим несколько видов игровой обучающей ситуации, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Виды игровой обучающей ситуации

ИОС с игрушками-аналогами

ИОС с литературными персонажами

ИОС типа путешествий

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами в своей работе мы используем во всех возрастных группах, причем сопоставляем их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях, а также макеты природных уголков выполненных своими руками.

Игрушки-аналоги мы включаем в любые игровые обучающие ситуации, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Во всех случаях они помогают в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» . С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

При разработке ИОС я всегда учитываю, чтобы все слова и действия куклы соответствовали ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Игра-путешествие мною используется в работе с детьми разных возрастных групп. Путешествие – сюжетно-ролевая игра, в которой дети посещает новые места или учреждения. В этой игре их внимание сосредотачивается на разных моментах, сюжете, ролевых действиях, воображаемых ситуации. Важная особенность игровой обучающей ситуации в путешествии - в ней всегда есть ведущей (экскурсовод, руководитель похода), роль которую берет на себя взрослый. В своей работе я широко сотрудничаю с инструктором ФК, с педагогами дополнительного образования, музыкальным руководителем. Содержание игровой обучающей ситуации не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны проводиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию мы с коллегами используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной театральной деятельности, физической культуры, игры, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Я заметила, что при использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных, интересующих их вопросов.