Методический анализ на тему: Традиционный праздник коми-ижемцев "Луд" методическая разработка на тему. Народный праздник «Луд Под стук оленьих рожек

МБУ ДО «Детская школа искусств»

г. Инта Республика Коми

Методический анализ на тему:

Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд»

Выполнила:

Преподаватель хореографических дисциплин

Луганская Екатерина Николаевна

Инта 2014

У истоков праздника

Ижемский район Республики Коми – удаленный от городов и промышленных центров край деревень и сел. Фольклор ижемских коми представлен самыми различными жанрами. В памяти старожилов сохранились местные календарные праздники. Но самым зрелищным является районный праздник «Луд».

Луд – традиционный массовый праздник коми-ижемцев, широко распространенный в XIX – начале XX века среди жителей сел и деревень Ижмы и Средней Печоры. Летние луговые гуляния, игры, забавы были широко распространены по всей территории Коми края. Но ижемские луговые праздники были весьма разнообразными и не похожими на гуляния других районов.

Луд (в переводе с коми языка – «луг») – широкое, открытое место, где проводится праздник. Поскольку на праздник съезжались жители большинства сел и деревень района, было важно, чтобы хватило места всем участникам веселья. Поэтому пойменные луга были выбраны ижемцами неслучайно. Центром праздника являлось и до сих пор остается село Ижма.

Своими корнями праздник уходит в глубину веков, во времена языческие, когда люди были едины с природой. Ижемские старожилы отмечали, что каждое село и деревня в определенное время, от Ивана Купалы (Иван лун) до Петровских дней (Петыр лун), выходила гулять на луга.

На мифологическую основу праздника указывают мотивы отпугивания (пальба из ружей перед праздником), омовения (ритуальное купание после восходом солнца), топтания (подготовка площадки). Праздник «Луд» начинался со сбора людей на улицах села, которые в назначенный час стекались на центральную площадь и отправлялись на «Луд» (Луг). Старшие, как правило, шли впереди, за ними следовала молодежь.

Исконное место проведения праздника – междуречье Ижмы и Курьи, где и происходит основное действие. В преддверии праздника молодые всадники, огибая территорию, прогоняли табун лошадей, вытаптывая площадку для гуляния. Такой обход имел сакральный и практический смысл: уберечь место действия от нечистой силы и вытоптать неровности земной поверхности. В настоящее время эта традиция преобразовалась в спортивные скачки, в которых участвуют всадники со всего района.

Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд» сегодня

«Луд» - один из самых масштабных и интересных праздников, проводимых в Республике Коми. Постановлением Министерства культуры и национальной политики РК от 21 декабря 2005 года традиционному народному празднику «Луд» присвоен статус Республиканского. Он проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям ком-ижемцев.

Организаторы проведения праздника в течение многих лет по крупицам воссоздают материал. В организации праздника задействуют все учреждения культуры района. На празднике «Луд» принимают участие фольклорные коллективы всего Ижемского района. Жители ряда населенных пунктов совместно с работниками Домов культуры и самодеятельными коллективами района проводят локальные праздники «Малого Луда» (с. Няшабож, д. Гам, с. Сизябск и др.).

В настоящее время основной праздник Ижемского района РК «Луд» проходит в первое воскресенье июля – в канун сенокосной страды на заливных лугах левого берега реки Ижма. Пространство праздника делится на подворья, художественно-оформленные дворы-площадки, где хозяева встречают гостей. Общая форма праздника – гуляние, которое состоит из множества фольклорных, театрализованных, хореографических элементов. Если организаторам удается к финалу соединить все села-подворья в единый праздник – значит, их задача выполнена. Количество зрителей и участников праздника не ограничено. Главная идея – добиться того, чтобы каждый зритель стал участником. И импровизируя, дополняя праздник элементами традиционной культуры, создать социально-значимое мероприятие для всего населения Ижемского района.

Время проведения праздника «Луд» - с вечера и до восхода солнца. Вечернее гуляние начинается в центре каждого села и деревни, расположенных вдоль реки Ижма с обеих ее берегов. Представители различных сел и деревень присоединяются к шествию в село Ижма и вместе с участниками идут с песнями по селу до берега реки. С песнями и танцами участники проходят по мосту через реку Ижма и оказываются на современном месте проведения Луда. Перед местом расположения гуляния стоят ворота, через которые проходят гости и участники праздника. Возле ворот стоят девушки в национальных нарядах и раздают памятки – путеводители о празднике «Луд».

Таким образом, сам праздник открывают «Ижемские ворота» - танцевальное шествие с песнями по улицам села с последующим переходом на луг. Это яркое торжественное хореографическое событие лугового праздника, где обязательны различные парные соединения рук и проход танцующих под ними, словно сквозь ворота.

Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закрепленное за каждым селом место – сикт (буквально село) или подворье. Коллективы и гости праздника радушно принимаются в «Сиктах», а затем вместе с хозяевами участвуют в их маленьких «сельских» гуляниях. «Сикт» - условно обозначенная площадка, где располагаются представители определенного села. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костер, принимают гостей. В каждом «Сикте» разработана своя программа. Каждый «сикт» имеет свой отличительный знак.

Праздничная программа состоит из театрализованных эпизодов. В центре луга, на подготовленной площадке, как правило, располагаются главные запевалы гуляния. Открытием праздника служат выстрелы из ружей вверх по очереди от каждого подворья – это сигнал о том, что участники готовы к началу основного праздничного действа. Начинается праздник с обращения к предкам за благословением на проведение большого праздника перед страдой. Запевалами исполняется песня-импровизация – обращение к предкам на благословение проведение праздника.

Затем запевалы приглашают всех участников праздника. Ими исполняется песня-приглашение» Локтой-локтой» (буквально «идите-идите»), под которую все участники праздника идут «Воротами» на центральную площадку луга.

Далее под народную песню хороводы всех сел распределяются на лугу, как лучи солнца, в центре которого находятся запевалы праздника. По окончании хоровода представители от каждого подворья несут в центр к запевалам праздника воду и землю своего села или деревни. Проводится обряд дарения под причитание. Земля и вода со всего района смешиваются и распределяются по горшочкам, в которые рассаживают ростки черемухи. Всем гостям, приехавшим на праздник. дарятся ростки черемухи, как гостинец с исторической родины.

Далее следует эпизод выбор хороводниц, которыми быть на празднике очень почетно и престижно. Они собираются в центре луга и сообща решают, какие хороводы, танцы и в какой последовательности будут исполнять на гулянии. Хороводницы расходятся на свои места, а запевалы объявляют хороводы и танцы, после исполнения которых, все возвращаются в свои подворья.

Интересен на «Луде» конкурс гармонистов, которые показывают свое мастерство владения инструментом, а остальные участники праздника дарят им свою признательность.

Увлекательным является «Хоровод невест», в котором принимают участие молодые девушки. В старину на «хороводе невест» свекрови выбирали будущих невесток, а женихи присматривали себе невест. Сбор на хоровод начинается с подворья «Ижма». Девушки последовательно обходят все подворья, к которым присоединяются невесты других сел. Обойдя весь луг, девушки собираются в центр, где оценивается их костюм. Это своеобразный конкурс ижемского наряда, и он проводится совсем недавно. Целью конкурса является популяризация ижемского костюма и налаживание тесных семейных связей между ижемцами. Организаторы праздника планируют в будущем проведение ижемской помолвки или свадьбы.

Ни один праздник не обходится без традиционных игр и национальных забав. Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах» и другие. Проводится и ставшая уже традиционной для «Луда» игра «Фанты». Для ее проведения необходимо выкупить предметы, которые похищают из подворий определенно назначенные люди. По условиям игры предмет возвращается в подворье в случае выполнения какого-либо творческого задания (исполнения песни, танца).

Кульминация праздника – встреча солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу за благословением на начало сеноуборочных работ. Исполняются традиционные заклички, восхваляющие солнце и счастливую жизнь. Далее происходит омовение утренней росой. Участники праздника ходят по траве босиком и продолжают веселиться.

Исполняется заключительный общий танец луговых гуляний, который является плясовым хороводом. Он исполняется под плясовые песни и в него входят почти все элементы луговых хороводов. Это «Общий круг», «Танец парами», «Ручеек», «Волна», «Танец парами по кругу», «Капуста», «Иголка с ниткой», «Солнцеликая», «Яблочко», и другие русские переплясы. Торжественная встреча солнца завершается, а участникам и гостям праздника предлагается танцевально-музыкальная программа.

Заключение

Проведение праздника «Луд» требует сложной подготовки, как в организационном, так и в творческом плане. Творческая группа заранее выезжает к художественным коллективам для подготовки к проведению праздника. Праздник «Луд» характерен для ижемских коми, поэтому необходимо соблюдение традиций именно этой местности.

При подготовке праздника опираются прежде всего на фольклорные коллективы, которые выступают в роли организаторов действия: исполняют песни, водят хороводы, проводят игры. Их задача – привлечь зрителей, помочь им включиться в игровые ситуации, побудить желание самим поучаствовать в праздничной пляске, песне, раскрыться в качестве исполнителя.

Разрабатывая сценарий праздника, организаторы ориентируются на возраст и интересы участников, стремятся доступно представить традиционные мотивы праздника зрителям. Успех праздника составляют: преемственность поколений, организованное взаимодействие участников на протяжении всего праздника, а также важность и значимость проводимого мероприятия в жизни населения.


В минувшие выходные в Ижме состоялся 13-й межрегиональный традиционный праздник «Луд», в котором приняли участие артисты и мастера из Усинска, Инты, Печоры, Сыктывкара, Усть-Куломского, Княжпогостского, Прилузского и Сыктывдинского районов. С национальной культурой ижемского народа познакомились гости из Мурманской и Кировской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. По информации муниципального управления культуры, в празднике приняли участие 6 000 человек.

Основная программа осталась . В 11.00 начали работу тематические площадки от сельских поселений района, были организованы выставки, мастер-классы, ярмарки и другие развлечения.

Гостей праздника познакомили с национальными традициями оленеводства. В настоящих чумах можно было увидеть быт оленеводов и попробовать национальные блюда. Банные традиции коми-ижемцев продемонстрировала творческая группа из деревни Гам. Они показали, как правильно заготавливать и хранить веники, проводить обряд помывки новорожденного и соблюдать правила пользования баней.

В 12.00 на площади Ижемского дома культуры началась программа «Ижма молодая», где выступили солисты и молодежные коллективы района. А после сцену уступили участникам концерта «Мусянь, Васянь ставлы чолом!». Здесь ижемцев поздравили официальные лица, а право открыть праздник предоставили руководителю администрации муниципального района «Ижемский» Любови Терентьевой.

Поздравления от главы республики, который в тот момент находился в Бурятии, передал ижемцам руководитель администрации главы Коми Михаил Порядин. Он рассказал, что отправил Сергею Гапликову фото ижемского храма и он очень рад, что праздник проходит под сенью нового купола.

Министр культуры, туризма и архивного дела Сергей Емельянов охарактеризовал праздник как главное знаковое событие, которое происходило в регионе за последние несколько лет. А населенные пункты района, по словам министра, получили «новую жизнь», благодаря ремонту и оснащению учреждений культуры.

Далее он пригласил на сцену руководителя съемочной группы телеканала «Культура» Пьера Кристиана Броше и председателя Союза писателей России Николая Иванова. Француз рассказал, что в Ижме идут съемки передачи «Моя любовь-Россия»:

— Я с детства люблю такие праздники, — признался П. Броше. – О «Луде» мы узнали месяц назад и решили, что обязательно нужно снять про этот праздник передачу. Она выйдет в эфир зимой этого года.

— «Луд» у вас в крови, уважаемые ижемцы, — обратился к зрителям Николай Иванов. – Потому что этот праздник не назначенный, не спущенный сверху, он родовой. Для всей остальной России Ижма сегодня – символ России. Когда у вас совершил аварийную посадку самолет, во всем мире, в том числе и в Москве, сказали: есть место, где в ослабленной ситуации Россия может всегда приземлиться и, более того, отсюда она может взлететь и встать на крыло».

Депутат Государственного Совета Коми Дмитрий Кологривый признался в любви к ижемскому народу и вручил благодарность от председателя Надежды Дорофеевой главе Ижемского района Татьяне Артеевой. Глава тоже передала депутату благодарность Ижемского района за значимый вклад в социально-экономическое развитие муниципалитета. Слова поздравления прозвучали и от заместителя генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Сергея Макарова. После на сцену вышли коллективы художественной самодеятельности и артисты театра драмы им. В.Савина.

Вечерняя часть программы стартовала в 17.00 на левом берегу реки Ижмы. Здесь состоялись традиционные конноспортивные соревнования. К восьми вечера гости вернулись в село, чтобы принять участие в знаменитом танцевальном шествии «Ворота».
После десяти часов на левом берегу реки Ижмы участников ждали хороводы «Лудын ветлам», луговые игры, катания на лошадях, торговые ряды. Здесь же прошел конкурс подворий «Изьваса сикт» и конкурс «Хоровод невест», соревнования по прыжкам через нарты, метанию аркана на хорей и метанию гири на дальность. Завершилось гуляние выступлением сыктывкарской группы «Отдел кадров».

По итогам межрегионального праздника руководителю администрации Ижемского района доложили, что мероприятие прошло спокойно, к представителям правопорядка и здравоохранения обращений от населения не зафиксировано.

Источник: admizhma.ru
Фото Александра Кавиева

Даты проведения мероприятия:

05.07.2014 - 06.07.2014

Учредители праздника: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Республики Коми, Министерство национальной политики Республики Коми, Администрация муниципального района «Ижемский» Организаторы праздника: исполнительно-организаторские функции выполняет управление культуры администрации муниципального района «Ижемский», отдел физической культуры, спорта и туризма администрации муниципального района «Ижемский».

Место проведения мероприятия:

Площадь и прилегающая территория Центрального дома культуры в с.Ижма, ул. Советская, левый берег р.Ижма.

Общие сведения:

Праздник «ЛУД» проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям коми-ижемцев. Праздник проводится в с.Ижма Ижемского района Республики Коми ежегодно, в первые выходные дни июля.

Тематика мероприятия:

«Луд» – традиционный массовый праздник коми-ижемцев, сегодня по праву является брендом Ижемского района. «Луд» в переводе с коми-языка означает «луг» – широкое, открытое место, где проводится праздник. Ведь обычно на праздник съезжались жители окрестных сел и деревень, и было важно, чтобы всем участникам веселья хватило места. «Луд» – многожанровое мероприятие, которое включает в себя народные игры, хороводы, песенные, плясовые и спортивные состязания. Своими корнями праздник уходит в глубину веков, во времена языческие, когда люди были едины с природой. Поэтому главные темы праздника – растительность и очистительная сила воды. В этот период лета природа достигает наивысшего расцвета, травы вбирают в себя весь сок и обладают чудодейственной силой, а вода в реке становится целебной. Ижемские старожилы вспоминали, что каждое село, каждая деревня в определенное время, от Ивана Купалы до Петровских дней, выходила гулять на луга. «Гуляли» перед началом сенокоса или поста, то есть праздновали перед предстоящей долгой работой, страдой и петровским постом.

Масштаб проекта, вовлеченная аудитория:

Межрегиональное мероприятие.

Результаты проекта:

С каждым годом увеличивается количество гостей праздника, добавляются новые фольклорные коллективы народного художественного творчества из разных регионов страны. Широкое освещение праздник получает и в СМИ. Так в октябре 2013 года фильм «Человек мира. Коми» с Андреем Понкратовым телеканала «Моя планета», повествующий о двух праздниках – ижемском «Луде» и Усть-Цилемской горке – стал победителем в номинации «Общий дом. Истоки» V пристижной ежегодной национальной премии «СТРАНА».

Сейчас праздник проходит в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля — в канун начала сенокосной страды. Фиксированное место и время праздника в прошлом — междуречье рек Ижма и Куръя — Дi — «остров», с вечера до восхода солнца, т.е. в переходное время. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу. Сейчас место проведения праздника более доступно - луг, рядом с мостом на зареченские села.

В начале XX века праздник начинался с того, что на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. Сейчас эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Здесь участвуют всадники со всего района, скачки проходят в 5 забегов («рысь», кобылы, жеребцы, мерины, общий забег).

От каждой деревни раньше шло праздничное шествие на место проведения Луда - сейчас из дальних сел приезжают на машинах. Главная особенность Луда в том, что на нем нет зрителей, и каждый становится участником обряда.

Празднование принято начинать с многокилометрового Ижемского шествия, точнее, дефиле, на которое участвующие женщины надевают старинные парчовые сарафаны, передающиеся по наследству.

В десять часов вечера на свежескошенной части праздничного луга зажигаются родовые и семейные костры. К этому моменту все ижемские деревни и села возводят мини-подворья, представляющие особенности местного уклада. Сизябск, исконно оленеводческое село, ставит чум. Мохча и Гам, славящиеся лошадьми, организуют скачки. В красноборском подворье, объединяющем также жителей деревень Вертеп и Диюр, демонстрируют свои ценности: целебную голубую глину, «живую» воду и чудо-веники.

Праздник Луд включает в себя хороводы и хороводные игры, некоторые из них — «Кык ряд», «Орччoн сулалoм», «Кругoн ворсoм», «Куимoн» и т.д. Население чувствует единение в общем хороводе, заводилами которого являются участники самодеятельности.

После общего хоровода начинается «конкурс красоты». Нарядных девушек - невест - выводят на самодельную сцену и расписывают достоинства-таланты, демонстрируют их вышивки и пироги. Спортивная часть праздника включает прыжки через нарты, бросание аркана, метание гири.

С Лудом связан еще один обряд. Потомки оленеводов, разъехавшихся в поисках пастбищ по всему Северу - от Финляндии до Ямала, обязательно берут с малой родины саженец черемухи, чтобы вырастить у себя дома. Деревца раздают в горшках, землю в которые собирают со всего района, а поливают такой же общинной водой.

Луд объединяет ижемцев, проживающих в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Мурманской и Архангельской областях и в других уголках России. Праздник проводится на коми языке.

Народный праздник Луд состоялся в Ижме 8 и 9 июля 2011. Ежегодный традиционный праздник Луд (выгон, пастбище, луг ) имеет статус Коми республиканского, включен в число 11 чудес Коми республики. Возобновленная национальная традиция народного гуляния с элементами современного шоу, исходит еще из древних языческих времен.

Приехали делегации ижемцев, проживающих в Ненецком, Ханты-Мансийском округе - Березов, Мужи, Салехард и из многих городов и районов республики. Каждый год Ижма собирает ижемцев "лудын войлыны". Это заглавный праздник, а еще можно приехать на День охотника в марте или на Праздник оленевода, к началу перекочевки оленьих стад на зимние пастбища.

Главное впечатление - зрелищность и массовость, одних только участников в национальных костюмах в вечерней проходке "Ижемские ворота" было 15 коллективов по 20-23 человека, и постепенно в участие вовлекались многие гости и туристы. Большинство элементов праздника основаны на древних мифологических и этнографических сюжетах и имеют глубокий смысл.

Вторые Ижемские чтения "Северный этнос. Традиции и современность" - межрегиональная научно-практическая конференция, в актовом зале Ижемской администрации, с 9:00 до 14:00. С международным участием, состоялась презентация норвежского научного проекта, .

Выставка декоративно-прикладного творчества и изделий мастеров народных промыслов, ярмарка сельхозтоваров местных производителей на площади Дома культуры, с 13:00 до 17:00. Традиционная кукла "Ижемка" продавалась по цене от 400 руб.

Открытие VI Республиканского народного праздника Луд на площади районного Дома культуры. Приветствия гостей, большой праздничный концерт народных песенных и танцевальных коллективов (с 14:00 до 17:00). Всем народом поздравили молодоженов состоявшейся сегодня свадьбы. Из профессиональных исполнителей следует отметить исполнение песен Альфии Коротаевой и Коми народного артиста Василия Рочева (из Изьва керки в Сыктывкаре). Первую часть концерта исполнила в основном молодежь, ансамбль "Изьваса Кодзувъяс" работает под музыку только ижемских композиторов



Открытие персональной выставки "Национальная кукла" мастера декоративно-прикладного искусства Галины Юркевич в Ижемском историко-краеведческом музее (в старинном доме бывшего купца ), с 15:00 до 16:00. Для желающих также экскурсия по всему музею.
Галина Юркевич - член Коми Союза мастеров, руководит объединением "Национальная кукла" Печорского Дома детского творчества. Лауреат многих творческих конкурсов в номинациях "Авторская кукла" и "Народная кукла", в том числе Коми республиканских конкурсов Мастер года (). Автор бренда - Коми национальная кукла "Зарань", которая выполнена с соблюдением всех традиций и имеет значение оберега, даже паспорт имеется от Коми министерства культуры. Галина Павловна смогла привезти только небольшую коллекцию своих авторских кукол, они слишком быстро продаются

Конные соревнования на левом берегу реки Ижма, с 17:00 до 19:00. В старину на Луде (на лугу ) специально для народного празднования заранее подготавливали место - прогоняли табун лошадей, чтобы они потоптали траву. Кроме того, как священные животные, лошади очищали место от темных сил. Говорят, в старину чтобы разогнать злых духов еще устраивали пальбу, но не теперь. В наше время проводятся лошадинные скачки и сопутствующие развлечения для туристов и гостей, а траву скашивают. Спортивные скачки проведены в несколько забегов. Призы победителям, комплекты конской упряжи, вручал глава Ижемского района. Один из призов вручен единственной девушке - участнице гонки.


Награждение победителей спортивных скачек

Вечерняя проходка "Ижемские ворота". Музыкально-танцевальное шествие участников к месту празднования на Луд (с 20:00 до 22:00). Внешне выглядит как грандиозное многомассовое красочное шоу в Коми национальных костюмах. По легенде народ собирается в центре села и направляется на Луд на празднование. Проходка танцевальная, выполняются ряд разных эпизодов традиционных народных танцев. Музыкальное сопровождение в стиле традиционных запевок, но с ярко выраженным ритмом. В конце шествия запевки сменяются популярными энергичными Коми песнями.
Всем обязательно надо пройти под воротами. Они имеют глобальное значение во всей Коми культуре как национальный символ - защита и очищение от злых темных сил и порчи. Поэтому ворота встречаются повсеместно: это фигура в народном танце; их ставят при входе в святилище и вообще на входе на любое место сбора людей; не так давно было предложение сделать ворота на въезде в каждый населенный пункт Коми республики (разумеется, не реальные, а условные ) в Коми традиционном стиле. К сожалению, такие заколдованные ворота когда-то не спасли от оккупационной армии Стефана Пермского .
Разумеется, внимание гостей обращено на национальные костюмы. Обычно они старинные, переходящие от бабушек и прабабушек. Существуют реальные носимые костюмы с начала XVIII века, но они не парчовые, а холстяные и не такие красочные (см. ижемский традиционный женский костюм ручной работы XVIII века на фестивале Finno-Ugri: Art Style-2006 ).
Следует иметь в виду, что комплект ижемского народного костюма строго регламентирован: разная комплектация для девушек и замужних женщин, в зависимости от статуса, для разных обстоятельств, как например, специальная комплектация для замужней женщины, не желающей иметь детей. Выбор цвета не случайный, зачастую означает ключевое событие в жизни человека, см., например, Алая лента роман Василия Юхнина .
Форма головного убора для соответствующего случая и статуса - это целая отдельная наука. Вот только несколько названий: юр ной, баба юр, юр кöртöд, венеч, сборник, ситка, ныв юр, рогуля-кичка-коклюшка-клобук, патка, чышъян ота, юртыр, треюк (ошувка), вöлосник, сыръя чышъян, повойник, самшура, сорока (кокошник); лента или платок как отдельно, так и в комплекте с другим головным убором. Для примера, в период свадьбы невеста-ижемка должна сменить пять разных по форме головных уборов в соответствии с ситуацией, но в каждом из них может выразить принадлежность к своему роду и свою индивидуальность



См. также видео1 (QuickTime mov 8Mb), видео2 (QuickTime mov 6Mb).


Татьяна Попова,
зав. Ижемским отделом
культуры, организатор
праздника Луд

Непосредственно сам праздник Луд проходит на левом (на другом ) берегу реки Ижма рядом с переправой (с 22:00). Подразумевается, что в эту ночь спать вообще не следует, чтобы встретить и поклониться солнцу. По программе в этом году: Хороводы, луговые игры; "Хоровод невест"; соревнования по национальным видам спорта, торговые ряды; катание на лошадях; молодежная этнодискотека. На самом деле развлечений и зрелищ еще больше. Делегации ижемцев из разных регионов и деревень устраивают свои подворья, жгут костры, участники из Сизябска поставили чум. Ижма славится ценными породами рыб: семга, нельма, омуль, пелядь, а также ягодами: морошка, клюква, брусника, голубика, черника. Ученые говорят, что в мясе оленины содержатся очень редкие и очень полезные аминокислоты. В поисках характерных угощений было интересно обойти все подворья. Традиционного языческого общего моления не было, по крайней мере публично открыто. Не пустовали большущие качели, поставленные для детей и молодежи.
Смысл "Хоровода невест" понятен из названия: парни присматривали себе будущих жен. Девушки демонстрировали свои достоинства, и не только внешние. Разумеется, в девичьем обществе разгоралась конкуренция, и хоровод превращался в первенство. Кстати, ижемская красавица Ирина Терентьева победила на Коми реcпубликанском конкурсе красоты Райда 2010 и ей предстоит участвовать в финно-угорском конкурсе красоты "Звезда Севера" в ноябре 2011 в Кудымкаре.
Каждый из многочисленных хороводов, народных танцев, луговых игр на Луде имеет свой глубокий смысл - это мини театрализованная постановка одного из каких-нибудь важнейших событий из традиционной жизни ижемского народа и рода. Для зрителей и туристов сплошная непрерывная фотосессия, особенно когда многие из них вовлекаются в участие







* * *

В рамках праздника Луд состоялись еще мероприятия :

7 и 8 июля 2011 организован открытый чемпионат и первенство республики по национальным видам спорта (северное многоборье). В программе прыжки через нарты, метание топора и тынзея (аркан на оленя ), виды бега. В традициях народных спортивных игр еще когда-то были популярны борьба, подбрасывание тяжестей, стрельба, но сейчас их не было.

9 июля 2011 с 11:00 Музыкальная встреча и презентация "Ылöдз кылö Изьва сьыланкыв" о Г.В.Семяшкине (1926-1983, в честь 85-летия), ижемском композиторе и организаторе музыкальной культуры. Созданный им Ижемский народный хор когда-то был известен на всю страну, как и его песни. Творчеству композитора по инициативе Изьватас общественного объединения посвящен весь 2011 год. Имени Глеба Семяшкина традиционный фестиваль самодеятельных композиторов проводится в Ижме раз в два года, в этом году состоится в ноябре. См. также : Афиша Ижма центральная библиотека
Выставка-портрет организована в Ижемской центральной библиотеке и будет продемонстрирована во многих уголках района




См. видео (QuickTime mov 69Mb): Коми народный артист Василий Рочев исполняет песню "Печора, Печора, родная Печора" (см. текст )
См. также видео (QuickTime mov 32Mb): Женщины - ветераны Ижемского народного хора исполняют песню "Огонек в ночи":
Ждет меня в чуме подружка,
Чая крепкого кружка...

8 июля 2011 по отдельному плану работы состоялся круглый стол "Развитие малого предпринимательства в Ижемском районе", в актовом зале районной администрации.

Билборд в центре Ижмы

В целом еще необходимо отметить небывалое гостепреимство: я дважды спрашивал местных жителей как пройти на мероприятия, и оба раза меня проводили почти до места, хотя им самим было не совсем по пути.
Кроме того, осталась непонятной процедура изгнания нечистой силы и духов. Перед праздником на Луде изгоняли всю нечистую силу, но духи бывают также и хорошие, например, Пöлöзнича . Еще духи бывают нормальные - то есть поступающие хорошо или плохо в зависимости от обстоятельств. Наверное, хороших духов не надо было бы изгонять? Но как тогда их сортировать?

См. также : отдельный фотоальбом празднования. Афиша и план мероприятий Праздника ЛУД-2012 . Внимание: Дни культуры Ижемского района в Сыктывкаре состоятся 3 и 4 декабря 2011.

Первая публикация статьи 13 июля 2011 на сайте foto11.com - Новости.
Ссылки