Методики изучения детско-родительских отношений. Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии


  1. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.
  2. "Лики родительской любви" данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.
  3. "Мера заботы" многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.
  4. Методика идентификации детей с родителями опросник А. И. Зарова Посредством методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.
  5. Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, к ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.
  6. Опросник родительского отношения (ОРО)А.Я.Варга, В.В.Столин тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
  7. "Поведение родителей и отношение подростков к ним" Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях) назначение теста - изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
  8. "Стратегии семейного воспитния" С помощью этого теста можно оценить свою стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
  9. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Psychology-ChildParentRelations-54/Default.aspx - онлайн тесты, диагностика детско-родительских отношений и др. тесты.

«Стратегии семейного воспитания»

Инструкция : С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.

- 758.50 Кб

Недостаточность детско-родительских отношений приобретает эмоционально-неблагоприятные оттенки: отвержение, изолированность, агрессия, страх. Лишь у части детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими лицами. У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются девиации в личностном развитии, обусловленные не только конституциональными особенностями и воздействием дефекта, но и нарушениями межличностного взаимодействия и контактов. Доминирующими негативными личностными тенденциями являются: агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность, коммуникативные нарушения. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость оказания детям психологической помощи, включающей не только коррекцию личностных нарушений, но и оптимизацию внутрисемейных отношений .

Вывод по 1 главе

В контексте изучения особенностей детско-родительских отношений описана обширная феноменология стилей семейного воспитания с точки зрения учета определяющей позиции родителя в этом процессе. Позиция родителя включает в себя такие компоненты, как особенности эмоциональной связи с ребенком, мотивы и ценности родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, способы социального контроля.

Разработкой критериев выделения стилей воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.), но всё еще остается недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско-родительских отношений и соотнесения особенностей образа с тактиками реализации взаимодействия ребенка с родителем.

Можно отметить, что специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, - большая любовь и глубинная связь (личностное отношение), а с другой - объективное, оценочное отношение, направленное на формирование необходимых качеств и способов поведения (предметное отношение).

В нашей работе диференциированны понятия «детско-родительские отношения», «родительское, отношение» и «родительские установки», которые имеют пересекающиеся значения и выступают часто как синонимы. Специфика детско-родительских отношений состоит в том, что они двусторонние, обе стороны (родитель и ребенок) активно формируют систему отношений. Эти отношения изначально неравноправные, однако тяготеющие к равноправию. Продуктом этих отношений является сформированная личность ребенка.

Таким образом, детско-родительские отношения можно определить как систему отношений между взрослым и ребенком, состоящими в непосредственном родстве, они появляются с рождением ребенка и в процессе взаимодействия родителя и ребенка имеют свою динамику и специфическое содержание. Эти отношения зависят от трех факторов: родитель, ребенок, культурно-исторический контекст отношений. Анализ этих факторов представлен в работах Ф. Ариес, Э. Берна, Д. Боулби, М.В. Быковой (2000), И.С. Кона, А. Крафта, Г. Лэндрета (2000), М. Мид, Е.О. Смирновой (2000), A.C. Спиваковской. (1999), Э. Фромма (1998) и Г.Т. Хоментаускаса (1989)

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии

Исследование особенностей детско-родительких отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии проводилось на базе «Дет сад - Школа №1» и условно включало в себя 3 этапа:

1. Формирование проблемы исследования, анализ литературы, составление и разработка диагностической программы исследования; формирование выборки исследования – родители и учащиеся класса компенсирующего обучения, анализ документации. Проведение исследования на констатирующем этапе эксперимента.

Длительность этапа- с сентября по октябрь 2009 года.

2. Составление программы коррекции детско-родительского отношения в семьях воспитывающих ребенка с проблемами в развитии на основе результатов диагностического исследования и выявленных особенностей, и её реализация.

Длительность этапа – с ноября 2009 г. по апрель 2010 года.

3. Проведение контрольного этапа, выявление эффективности предложенной программы, формирование выводов и рекомендаций.

Для изучения особенностей детско-родительких отношений была составлена программа исследования, которая включила объективные методики исследования, которые направлены на изучение, как родительского отношения, так и изучение отношения детей к собственным родителям.

Выборку исследования составили 9 семей учащихся 4 класса обучающихся в классе компенсирующего вида, куда были направлены по решению ПМПК.

Характеристика диагностической программы исследования

Таблица № 1

№ п/п Критерий

исследования

Название и автор методики Цель
1 Тип семейного воспитания Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений"

(АСВ)

Исследование типа семейного воспитания
2 Степень опеки и заботы родителей Опросник "Мера заботы" И.М. Марковской. Определение степени опеки и заботы родителей
3 Отношение детей к родителям Методика идентификации детей с родителями, опросник А. И. Зарова Определение отношения к родителям
4 Отношение родителей к воспитанию детей и семейным ролям Методика PARI. Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Определение отношения родителей к воспитанию детей и семейным ролям
5 Тип детско-родительского отношения Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. Определение детско-родительских отношений

Характеристика выборки исследования

Таблица № 2

№ п/п Имя ребенка Возраст Родители
Семья 1 Вадим 9лет Любовь З., Михаил З.
Семья 2 Лиза 10 лет Мария М., Дмитрий М.
Семья 3 Мария 10 лет Светлана Т., Алексей Т.
Семья 4 Денис 9 лет Галина Б., Владимир Б.
Семья 5 Александр 10 лет Евгения К., Виктор К.
Семья 6 Данила 9 лет Анна Ф., Илья Ф.
Семья 7 Таня 9 лет Юлия Ч., Сергей Ч.
Семья 8 Кирилл 10 лет Елена К., Денис К.
Семья 9 Антон 10 лет Ирина У. Роман У.
Семья 10 Алексей 9 лет Екатерина Щ., Владимир Щ.

Описание методик:

1. Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)

Цель: Исследование типа семейного воспитания. Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье. Предлагаемый опросник АСВ поможет найти ответ на первые два вопроса.

2. Опросник "Мера заботы" И.М. Марковской.

Опросник предназначен для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания; использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи, кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка. Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться так же вредна, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция.

Опросник состоит из 15 вопросов, отвечать на которые нужно: категорически не согласен; я не спешил бы с этим согласиться: это, пожалуй, верно: совершенно верно, я считаю именно так.

3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А. И. Зарова

Цель - определение компетентности и престижности родителей в восприятии детей, также выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

– возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

– успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);

– идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

– уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;

Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

а) большим возрастным периодом идентификации девочек;

б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Опросник отношений, предназначен для изучения отношения родителей(прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия (А - активное согласие, а- частичное согласие, б - частичное несогласие, Б - полное несогласие). Результаты опросника анализируются по 23 аспектам-признакам, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются детско-родительских отношений. В свою очередь эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:
4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

5. Выявить эффективность предлагаемой программы

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

1.1. Детско-родительских отношений как

предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9

1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12

1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29

2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37

Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47

3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60

Заключение……………………………………………………………….…74

Литература…………………………………………………………………..76

Сценарий 1

Ребенок являлся постоянным свидетелем издевательств отца над матерью. К ребенку отец относился неплохо. Повзрослевший сын конфликтует с отцом, пытается защитить мать.

Однако в своей собственной семье сын повторяет роль семейного тирана, что приводит к разводам и даже невозможности создать семью.

Сценарий 2

Ребенок растет с отцом-тираном, избивающим и его, и жену. Полностью психологически зависит от отца.

После женитьбы рвет с отцом, становится чрезмерно зависим от жены, любит ее и ребенка, однако часто груб, агрессивен, что является причиной развода.

Нарушение идентификации с отцом. Когда сын не хочет быть похожим на отца и ему это удается. Однако коллекция «фотографий» отца может вызывать у повзрослевшего сына различные чувства.

Он может не принять их и отказаться повторить образ своего отца, его поведение, отношение к жене и ребенку. Происходит так называемая отрицательная идентификация, при которой мозг ребенка отказывается воспроизводить образ отца и выбирает его полную противоположность.

Сценарий 1. Отец-тиран.

Идентификация с отцом невозможна. Разве можно отождествить себя с тем, кто мучил тебя, кого ты ненавидел и боялся, с кем ты сражался каждый день, бросая на эту священную для тебя борьбу все ресурсы своей детской души? Происходит отказ от образа отца.

В этом случае, к удивлению окружающих, у тиранов и самодуров вырастают сыновья, превращающиеся в прекрасных семьянинов.

Сценарий 2. Отец - нюня, тряпка, о которую все вытирали ноги.

В детстве ребенок может стать свидетелем совершенно иного поведения отца. Тот не может постоять за себя, его все обижают и унижают, в семейной иерархии он занимает самый нижний ранг после матери, бабушки, ребенка и собаки Тузика.

Отец после работы делает закупки в магазине, стирает белье, готовит, читает ребенку книжку, выводит Тузика, в то время как жена ничего не делает, работать не хочет и лишь треплется по телефону с подругами.

Повзрослевший сын любит отца, однако не считает его настоящим мужчиной. Больше всего на свете сын боится быть похожим на отца. В таком случае в своей семье сын может продемонстрировать совершенно иной тип поведения и добиться от окружающих уважения и признания своих прав.

Однако не всегда можно ускользнуть от злодейки судьбы. Поэтому сын может повторить судьбу своего мягкого отца, не способного дать отпор, пытающегося всем угодить «лишь бы было тихо».

Образование диад и блокирование одного из родителей

В нормальной семье идентификация ребенка с родителем того же пола проходит легко и почти незаметно для окружающих. Однако при наличии конфликтов между супругами ситуация немедленно принимает драматический характер.

Сценарий 1. Мать, любимый сын и отец-чудовище. Мать препятствует сближению мальчика и отца. «Чему такой идиот, как ты, может научить ребенка».

Сценарий 2. Третий лишний. Сын оказывается в более сложной ситуации в случае разногласий между отцом, матерью и вмешательством любящей бабушки, провозглашающей «Твой муж - это пустое место».

Бабушка берет на себя заботу о ребенке, как бы вытесняя собственную дочь из ее материнской роли. Та в свою очередь берет на себя чисто мужские обязанности («Чем сто раз просить его сходить за картошкой, я это лучше сама сделаю») и постепенно вытесняет отца из его мужской роли.

После того как жена вытесняет мужа из его мужской и отцовской роли, он оказывается тем третьим, который лишний.

Милые дамы! Препятствуя сближению отца и сына, вы создаете препятствия для принятия вашим любимым мальчиком мужской роли.
— интересно почитать

Методика идентификации детей с родителями опросник А.И. Зарова

Ребенку задают следующий набор вопросов.

    Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или собой", "собой, мамой или папой" и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).

1.С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? - для дошкольников).

2.Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

3.Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе или другое?

4.Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?

5.Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? - для дошкольников).

6.Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?

7.Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?

8.Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?

9.Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?

Обработка и интерпретация результатов

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

    возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

    успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);

    идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

    уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;

    идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями: а) большим возрастным периодом идентификации девочек; б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца; в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков; г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью; д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Методика Рене Жиля

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего выделяют 12 признаков: - отношение к матери, - отношение к отцу, - отношение к матери и отцу как семейной чете, - отношение к братьям и сестрам, - отношение к бабушке и дедушке, - отношение к другу, - отношение к учителю, - любознательность, - стремление к доминированию, - общительность, - отгороженность, - адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.

Ключ для оценки полученных результатов.

Ключ

Значение шкал

Номера заданий

Общее количество заданий

Отношение к матери

1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

Отношение к матери и отцу как родительской чете

1-4, 6-8, 14, 17, 19

Отношение к братьям и сестрам

1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42

Отношение к бабушке и дедушке

1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

Отношение к другу (подруге)

1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40

1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40

Любознательность

5, 22-24, 26, 28-32

Лидерство

Общительность

Закрытость, отгороженность

9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42

Социальная адекватность поведения

9, 25, 28, 32-38

Стимульный материал к методике

    Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

    Обозначь крестиком, где ты сядешь.

    А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

    Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

    Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

    Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

  1. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже

    Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

    Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

    У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

    Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже

    Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

    Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

    Где ты на этот раз?

    Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди

    Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

    Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

    Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

    С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста? младше тебя? старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

    Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

    Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

    Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

    Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать? пожалуешься учителю? ударишь его? сделаешь ему замечание? не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

    Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

    Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

    Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

    Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

    Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

    Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

    Учитель показывает ученикам таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

    Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

    Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь: Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

    Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: Плакать? Жаловаться? Кричать? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

    Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен. Что будешь делать: Плакать? Продолжать играть дальше? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов

    Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

    Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

    Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

    Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

    В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

    Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?


Методика идентификации детей с родителями
опросник А.И. Зарова

Ребенку задают следующий набор вопросов.


  1. Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или собой", "собой, мамой или папой" и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).

  2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? - для дошкольников).

  3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

  4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе или другое?

  5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?

  6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? - для дошкольников).

  7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?

  8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?

  9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?

  10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?
^ Обработка и интерпретация результатов

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:


  • возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

  • успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);

  • идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

  • уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;

  • идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
    а) большим возрастным периодом идентификации девочек;
    б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
    в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;
    г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
    д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.