Неудовлетворенный сосательный рефлекс — причина вредных привычек. Сосательный рефлекс или вредная привычка


Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный “комфорт”.

В первые дни жизни у ребенка формируется сосательный рефлекс. Любое раздражение губ ребенка вызывает ответную реакцию. В реализации сосательного рефлекса участвуют расположенные в стволе головного мозга ядра черепно-мозговых нервов (тройничного, лицевого, вестибулярного, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного).

Низшие, стволовые отделы головного мозга - продолговатый и средний мозг - по своему строению и функции близки к спинному мозгу и являются центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложнейших и жизненно важных рефлексов. Так, в продолговатом мозгу замыкаются дуги сосательного рефлекса, имеющегося у человека с первого дня рождения, слюноотделительного рефлекса, проявляющегося при раздражении пищей полости рта, и некоторые другие рефлексы. Эти рефлексы имеют биологически целесообразное значение и называются защитными.

Впервые сосательный рефлекс проявляется в первые часы после рождения. Ребенок активно ищет мамину грудь, и очень важно поддержать этот инстинкт. Как только малыш почувствует тепло тела, услышит знакомый стук сердца и получит первую каплю молозива, он сразу успокоиться.

Сосательный рефлекс является одним из основных и важнейших, он сохраняется обычно весь первый год жизни.

Ребенок с соской. Фото: sovgunga

Сосательный рефлекс является отражением зрелости ребенка. Строгая координация механизма сосания слагается из взаимодействия пяти пар черепно-мозговых нервов.

После кормления этот рефлекс в значительной мере ослабевает, а спустя полчаса-час начинает вновь оживляться.
При поражении головного мозга сосательный рефлекс снижается или совсем исчезает.
Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.

В чем это выражается:

1. Сосание посторонних предметов:

Пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.

2. Обгрызание ногтей.

3. У мальчиков под влиянием запрета на сосание соски или пальца последствия нереализованного рефлекса часто приводит к мастурбации.

4. В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс вызывает привычку к курению, или сохраняется привычка держать во рту посторонние предметы (карандаш и пр.). Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот.

В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.



Жизнь только что появившегося на свет существа определяют врожденные рефлексы. Рефлекс сосания (один из главных) заканчивает формирование уже в и остается основным на протяжении первого года жизни младенца. За счет него родившийся малыш утоляет голод и успокаивается, удовлетворяя основные биологические потребности — в питании, тепле и защите. Дети индивидуальны. И всё же выяснено, что в среднем в возрасте около 2,5 лет начинает постепенно угасать, полностью исчезая к 4-м годам.

С момента рождения до 1,5 лет ребенок проходит оральную (от англ. «оral » — рот) стадию психического развития. Во рту и вокруг губ в этот период сосредоточена основная зона получения удовольствия и приятных ощущений, которая позже поменяет свою «географию».

Роды — сильнейший стресс для единой системы «мать — дитя». Ребенок, оказавшийся вне материнского организма, пытается доступными ему способами воссоединиться с ним. такова, что большое количество нервных рецепторов, сигнализирующих мозгу о восстановлении единства с матерью, находится именно в ротовой полости. Кормление грудью — и есть способ воссоединения. Младенец ощущает себя и маму одним организмом, а мамину грудь — продолжением себя.

Материнская грудь — средство не только получения питания, но и ощущения безопасности. В числе 20 видов гормонов в материнском молоке содержатся эндорфины — гормоны умиротворения и радости. Дискомфорт от голода, отсутствия физического контакта или любого другого повода младенец снимает сосанием груди — так распорядилась природа. Доказано, что если кроха плачем зовет мать, а она долго не откликается, беспомощный человечек испытывает эмоции отчаяния, страха, «умирания». Вот почему так важно сохранять . В течение первого года формируется важнейшее психологическое образование — базовое доверие к миру через привязанность к матери, которая для него на этом этапе и есть весь мир.

Неудовлетворённый сосательный рефлекс — чем он грозит?

Каждая ступень развития живого организма должна пройти по законам природы, без вмешательства в естественный ход и последовательно смениться следующим периодом.

Стадия активности сосательного рефлекса должна быть пройдена без помех и до конца, что всецело зависит от правильного поведения родителей. Если этап орального развития проходит с отклонениями: искусственное вскармливание, преждевременное отлучение от груди, замена её пустышкой — есть опасность «застревания» на нём, так называемая фиксация тех действий, которые характерны для этого периода развития. Человек в ситуации тревоги, растерянности, слабости как бы впадает в детство, в тот период, в котором была получена психическая травма.

Сосание — это очень сложный процесс. За его реализацию отвечают 5 пар нервов в черепной коробке. Проверить этот рефлекс у ребенка легко — достаточно погладить его щечку или дотронуться до губ. Малыш приоткроет ротик и начнет двигать языком, словно хочет сосать.

Сосательный рефлекс у новорожденного — это умение сосать материнскую грудь либо соску на бутылочке со смесью, вложенную в ротик. Сосанию ребенка никто специально не обучает, поскольку это не навык, а один из важнейших рефлексов (формируется еще в процессе внутриутробного развития). Дальше этот рефлекс оказывает положительное воздействие на детскую психику и с помощью него грудничок утоляет голод.

Возникает он в первые часы и относится к группе врожденных рефлексов, которые обеспечивают выживание новорожденного. В процессе кормления, когда происходит касание нёба, малыш принимается высасывать молоко из груди или из бутылочки. Выраженность сосательного рефлекса у грудничка определяет — голоден малыш или сыт.

Инстинкт ослабевает после еды, однако, спустя час снова о себе напоминает. Ритмичное сосание оказывает хорошее успокаивающее действие на ребенка. В процессе сосания кроха может даже уснуть, поскольку чувствует себя под надежной маминой защитой, ему спокойно и уютно.

Сколько продолжается это явление

До какого возраста у новорожденного реализуется сосательный рефлекс?

Как уже было отмечено, родившийся ребенок начинает сосать спустя 2-3 часа, а формирование и возникновение этого рефлекса осуществляется задолго до рождения. Через несколько часов после рождения кроха начинает активные поиски материнской груди с целью реализации своего природного инстинкта.

Продолжительность, при которой сосательный рефлекс у грудничков наиболее выражен — это первые 12 месяцев жизни. Потом, ближе к году, он начинает слабеть. И приблизительно к 3-4 годам исчезает окончательно.

По этой причине многие специалисты сходятся во мнении — грудное вскармливание необходимо вплоть до полного исчезновения рефлекса сосания в соответствии с заложенными в природе нормами.

Определить слабость инстинкта касания можно в процессе кормления. Здоровые малыши сразу и с жадностью берут грудь матери и достаточно активно ее сосут. А новорожденные, у которых этот рефлекс снижен, засыпают во время кормления, они редко сглатывают, вялые, зачастую полностью отказываясь от материнской груди.

К основным причинам снижения сосательного рефлекса у новорожденного следует отнести:

  • гипоксию во время беременности или родов;
  • тяжелые соматические состояния;
  • умственную отсталость;
  • парезы лицевых нервов;
  • иногда ОРВИ, .

Причиной может быть и неправильное прикладывание малыша к материнской груди:

1. Для начала удостоверьтесь, что малыш окончательно проснулся и хочет есть. Для этого проведите пальцем по уголку рта. Если грудничок голоден, он попытается ухватить ваш палец, перепутав его с соском груди.

  • подбородок грудничка прижат к груди;
  • его ротик широко раскрыт;
  • нижняя губка отодвинута вниз;
  • расстояние между верхней губкой ребенка и соском должно быть больше, нежели под нижней.

3. Если у малыша затруднено дыхание (при простуде или ) — это тоже является препятствием к полноценной реализации рефлекса. Грудничок при этом станет сосать вяло, делать перерывы.

4. Также причиной ослабления инстинкта может являться неправильная форма сосков (втянутые) – .

Если вам не удается справиться с проблемой, целесообразнее будет обратиться к специалисту по вопросам грудного вскармливания, поскольку за этой неприятностью могут скрываться серьезные нарушения в работе ЦНС.

Отсутствие рефлекса

Если сосательный рефлекс отсутствует, это является первым признаком того, что нарушена работа центральной нервной системы, а конкретно ствола головного мозга и это является опасным неврологическим симптомом. При полном отсутствии данного рефлекса у грудничка шансов на выживание практически нет.

Причиной отсутствия сосательного рефлекса, как правило, является неврологическая патология:

  • слабость жевательной мускулатуры;
  • языка;
  • круговой мышцы рта.

Любое самолечение со стороны родителей в этом случае недопустимо. Первое время нужно будет кормить малыша из ложечки. Но консультация специалиста необходима.

Наличие рефлексов свидетельствует о полноценном состоянии его ЦНС. В процессе их формирования происходит поэтапное, полноценное развитие ребенка.

Жизнедеятельность организма любого человека обеспечивается благодаря выполнению комплекса рефлексов. Что касается новорожденных детей, то они имеют также определенный комплекс природных рефлексов, которые являются своеобразным проявлением ответной реакции их организма на внешние и внутренние раздражители. Все движения закладываются задолго до появления на свет новорожденного, при внутриутробном развитии.

Одним из первых появляется сосательный рефлекс, однако многие не знают, до какого возраста он присутствует и когда должен угасать. Зачастую родителям на снимках с УЗИ удается увидеть, как еще находясь внутри утроба матери, малыш может сосать свой пальчик. Уже после рождения этот рефлекс начинает оттачиваться и усовершенствоваться, едва соска или маминой груди коснутся губы новорожденного. Благодаря этому действию грудничок питается.

За движение отвечают 5 нервных пар, находящихся в черепной коробке ребенка. Новорожденный малыш способен сосать все, что попадает в его ротик, будь то грудь мамы или соска при искусственном вскармливании. Способность сосать не является привычкой, так как формируется еще в период внутриутробного развития. Этот рефлекс закладывается задолго до появления новорожденного на свет, примерно после 15 недели развития, и оказывает существенное влияние на раннее формирование детской психики. Также благодаря владению данным рефлексом новорожденный имеет возможность утолять собственный голод, что обеспечивает, без преувеличения, ему выживание.

Как показывают исследования, дети, которые имели возможность длительное время пребывать на грудном вскармливании или их не до достаточно взрослого возраста, в дальнейшей жизни в меньшей степени подвержены различным вредным привычкам, они более спокойны и уравновешены.

Каждая мама может убедиться, что как только соска или ее сосок коснется неба в ротике малыша, он тут же начинает сосать. Уже в первые часы своей жизни малыш готов взять мамину грудь. Реализуется рефлекс на практике ритмичными сосательными движениями, которые успокаивают раздраженного ребенка. В процессе сосания соски задействовано около 4 мышц, а при сосании маминой груди – порядка 40. Во время сосания малыш может даже уснуть, так как чувствует себя защищенным, ему уютно и спокойно.

После утоления чувства голода рефлекс начинает ослабевать и, наоборот, усиливается, как только ощущение сытости пропадает. Так, периодически повторяясь, сосательный рефлекс у новорожденных дает о себе знать.

Сигналом для реализации данного явления, будет элементарное прикосновение к щечке или губам ребенка. Как только мама коснется соском или соской щечки, малыш тут час же повернет голову в ее сторону и приоткроет ротик. Этот сигнал указывает на то, что грудничок готов сосать и мама должна предоставить ему эту возможность.

Сколько длится данное явление

Как уже было отмечено, появившийся на свет ребенок начинает сосать через пару часов своей жизни, а формирование и появление этого рефлекса возникает вообще задолго до появления на свет. Спустя несколько часов после рождения малыш начинает достаточно активно искать грудь мамы, чтобы поддержать и реализовать свой природный инстинкт.

Продолжительность, при которой сосательный инстинкт наиболее ярко выражен у грудных детей – это первый год жизни. Постепенно, ближе к годовалому возрасту, он начинает ослабевать. Примерно к 3-4 годам полностью угасает.

В этой связи многие специалисты указывают на необходимость кормления грудью ребенка до полного угасания сосательного рефлекса в соответствии с заложенными природой нормами.

Ослабленный рефлекс сосания и его отсутствие

На практике бывают случаи, когда сосательный рефлекс проявляется в меньшей степени, он ослаблен или отсутствует вовсе. На недостаточно развитый навык будут указывать следующие симптомы:

  • ребенок во время кормления редко сглатывает;
  • сам по себе малыш будет вялым;
  • во время кормления грудничок может очень слабо сосать и даже засыпать;
  • в редких случаях ребенок вообще не может взять мамину грудь.

Основными причинами слабого сосания считаются парезы лицевых нервов, тяжелые соматические состояния, умственная отсталость и прочие отклонения в развитии центральной нервной системы. Такие состояния могут наблюдаться у новорожденных в результате перенесенной гипоксии при родах или во время беременности. Другими, более редкими случаями, провоцирующими отклонения, могут стать простудные и вирусные заболевания или .

При первых же подозрениях у родителей на слабый сосательный инстинкт или его отсутствие — ребенка следует показать специалистам.

Чтобы установить нарушения или отклонения в этом сложном физиологическом процессе понадобится проведение тщательной диагностики, после чего возможно лечение.

Со стороны родителей любое самолечение в данном случае недопустимо . Единственное, что они могут обеспечить ребенку — это питание из ложечки. Для этих целей можно использовать или смеси. Кормить ребенка из ложечки необходимо более часто, так как он может не наедаться в один заход.

Если у ребенка все в порядке, то родители могут быть спокойны о состоянии здоровья и нервной системы своего ребенка. В данном случае формирование и развитие его организма происходит гармонично.

Рефлексами называют самопроизвольно совершаемые реакции на какой-либо внешний раздражающий фактор. Они свойственны всем многоклеточным, включая животных и людей. Рефлексы бывают безусловными и условными.

Первая группа всегда с человеком, способствуя его существованию во внешней среде — это врожденные рефлексы. Вторая группа представляет собой неврологические знаки, которые появляются и исчезают в течение человеческой жизни. Каждый ребенок появляется на свет с определенным количеством безусловных рефлексов, среди них сосательный рефлекс и другие автоматизмы, обеспечивающие новому человеку условия для выживания.

Что такое сосательный рефлекс?

Он формируется у ребенка в первые минуты жизни, а задатки его проявляются еще в утробе матери, на УЗИ часто бывает видно, как плод держит во рту свой пальчик. Если малыш родился здоровым и доношенным, его сразу прикладывают к материнской груди, и он успокаивается, получая несколько капелек молозива. Так в роддомах поддерживают врожденный инстинкт и способствуют правильному установлению сосательного рефлекса.

Любого рода прикасания к губкам младенца вызывают ответы в виде совершения сосательных движений. Врачи знают, до какого возраста сосательный рефлекс является нормой, осуществляя защитную функцию — это первые 12 месяцев жизни.

Сосательный рефлекс реализуется при участии ядер определенных нервов, находящихся в стволовой части продолговатого мозга. Это тройничный нерв, лицевой, вестибулярный, языкоглоточный, блуждающий и подъязычный.

Взаимосвязь этих пар нервов обеспечивает строгую координацию процесса сосания. После окончания кормления рефлекс сначала слабеет, а через час или полтора вновь оживает. При повреждении центральной нервной системы или любого вышеперечисленного нерва он снижается или совсем пропадает.

У деток, рано отлученных от материнского молока и вскармливаемых смесями, есть проблема не до конца реализованного сосательного рефлекса, что может приводить к развитию невроза навязчивых движений разной степени. Это выражается в частности в следующем:

  • привычка сосать разные предметы (пальчик, ручка, карандаш, одеяло, куклы и т.д.);
  • привычка грызть свои ногти;
  • у взрослых стремление курить, подолгу удерживать во рту сигарету, при любом стрессе стараться быстрее закурить.

Таким образом, ребенок должен правильно пройти оральную стадию развития, чтобы не было формирования невротических реакций в дальнейшем. Люди, обделенные на ранней стадии развития материнским молоком, должны воспитываться с применением соски-пустышки как объекта сосания, иначе взрослый человек в течение жизни может проявлять оральную агрессию в активной форме (кусаться, огрызаться словесно, ехидничать) и пассивной (плохой аппетит, всякие болезненные состояния).

Пустышку ребенку дают между кормлениями, отучать от нее надо постепенно, во время игры, с разговорами и лаской, без наказания и криков. Когда угасает сосательный рефлекс — природа определила, что ребенку старше одного или полутора лет он ни к чему, хотя еще долго будут сохраняться посасывающие движения у малыша во сне и в последующие годы, примерно до 3 или 4 лет.

Почему он может отсутствовать?

При слабости данного действия малыш очень вяло сосет грудь или бутылочку, быстро засыпая при кормлении, а то и вовсе отказываясь от еды. Так бывает у ослабленных, травмированных в родах или недоношенных деток. Их выписывают из стационарного отделения тогда, когда ребенок привыкает хорошо сосать молоко. Снижение сосательного рефлекса может наблюдаться по следующим причинам:

  • гипоксически-травматическое поражение центральной нервной системы ребенка в утробе матери или в родах;
  • соматические болезни тяжелой стадии (из-за общей слабости и недомогания);
  • парезы и параличи черепно-мозговых нервов, в частности лицевого;
  • умственно отсталые дети;
  • выраженный стоматит, респираторные вирусные инфекции, ринит;
  • плоской формы соски у матери.

При сниженном сосательном рефлексе ребенок постоянно недоедает, поэтому его надо докармливать с ложечки или сцеженным молочком из бутылочки каждые 2 или 2.5 часа.

Любое отклонение в состоянии малыша — это повод обратиться к врачу, ведь это может быть сигналом развития серьезной патологии, требующей немедленного лечения. Снижение сосательного рефлекса требует динамического наблюдения с привлечением невролога.

Отсутствие сосательного рефлекса — это первый симптом повреждения ЦНС, а точнее стволовой части продолговатого мозга, прогностически неблагоприятный признак. У таких деток очень мало шансов на выживание, кормить их приходится только через зонд.

Причины полного отсутствия сосания у деток:

  • травма продолговатого мозга в родах;
  • слабость жевательной мускулатуры, круговой мышцы рта, языка;
  • глубокая недоношенность.

Особенности сосательного рефлекса у недоношенных детей

У деток, рожденных раньше срока с маленьким весом, много разных проблем со здоровьем, свои особенности развития и выхаживания. В частности, сосательный рефлекс у недоношенных детей, как и глотательный часто отсутствуют, особенно при массе тела меньше полутора килограмм, когда есть и недоразвитие многих органов, малый их объем, нарушенная терморегуляция, затруднено дыхание и т.д.

Неполноценность рефлексов связана с недостаточным развитием механизмов нервной регуляции и неполным формированием сосательной мускулатуры. Таких детей нельзя сразу приложить к груди, но и делать большую отсрочку тоже страшно из-за возможной большой потери массы тела.

Длительную отсрочку дают при тяжелой травме или подозрении на наличие кровоизлияния в мозг. Если ребенка не прикладывали более 12 ч, то его переводят на парентеральное питание раствором глюкозы. Зондовое кормление недоношенных деток практикуют при значительном снижении сосания и глотания, при этом объем каждого кормления дозируется специальным шприцом. К бутылочному кормлению переходят после появления у малыша хороших рефлексов.

О кормлении грудью вопрос решается отдельно по каждому ребенку с учетом его состояния и устойчивости рефлекторных знаков. Обычно начинают с одного или двух раз в сутки, если ребенок при этом устает, то докармливают его из бутылочки, всего таких деток кормят до 10 раз в сутки. Главное в процессе выхаживания недоношенных деток — не форсировать события.

Процесс может быть длительным, но успех обеспечен при грамотном подходе врачей и матери малыша, такие детки догоняют своих сверстников к концу первого — максимум третьего года жизни.

Таким образом, сосательный рефлекс является одним из самых важных врожденных рефлексов, которым наделила природа человека для обеспечения наиболее комфортных условий выживания и дальнейшего развития. Его полное отсутствие — непоправимая беда, несовместимая с жизнью, а снижение — это грозный сигнал о серьезной неврологической проблеме, которую необходимо немедленно начинать искать и устранять всеми возможными способами с привлечением врачей невропатологов и других специалистов.