Нужно ли изучать, как правильно воспитывать детей? Эссе педагогика в моей жизни.

Зачем нужна человечеству педагогика

Педагогика как наука о воспитании имеет глубокие исторические корни, поскольку еще с древних времен у любого народа в любой части земного шара существуют определенные правила, в соответствии с которыми и воспитывается подрастающее поколение. При этом, правила имеют не только практическую направленность, но и формируют у подрастающего поколения моральные ценности и нормы, присущие конкретному народу.

В основе педагогической специальности лежит особая наука - педагогика. Попробуем разобраться, насколько педагогика нужна человечеству, особенно на современном этапе его развития.

С одной стороны, еще одна наука, которая занимается изучением человека, излишняя. Ведь есть и медицина, и антропология, и физиология, а также комплекс общественных наук (философия, социология и культурология).

Все перечисленные науки изучают человека всестороннее, с разных точек зрения, используя разные методики и парадигмы исследования.

Поскольку человек - уникальный феномен, то и изучение его должно быть разноплановым и в любой науке так или иначе поднимается вопрос о сущности и особенностях человека, будь то философия или физика.

С другой стороны, ни одна из перечисленных наук не даст ответ на вопрос: «В чем состоит цель развития человека? Зачем нужно обучать и воспитывать ребенка? В чем состоит биологическое отличие человека о других живых организмов?». Только педагогика может ответить на эти вопросы и более того, педагогика выражает общечеловеческие идеалы в форме конкретных методик воспитания и обучения ребенка.

Поскольку педагогика - это и социальная наука, то она занимается раскрытием закономерностей учебного и воспитательного процесса, который подчиняется общественным целям формирования не только человека как уникальной творческой личности, но общества в целом через воспитание отдельных его членов.

Педагогика и должна помогать будущему учителю и воспитателю знаниями о том, как организовать качественно и эффективно учебно-воспитательный процесс в детском саду, школе и любом другом учреждении, занимающемся обучением и воспитанием детей, подростков, юношества.

Важность педагогики для человечества состоит в том, что данная наука тесно связана с общественным развитием и процессами социализации ребенка, с глубоким пониманием процессов развития и потребностей растущего человека.

В этом состоит коренное отличие педагогики от медицинских наук, поскольку с точки зрения медицины развитие организма человека протекает по единым законам вне зависимости от того, в какой стране этот ребенок живет. Однако педагогика акцентирует свое внимание именно на условиях развития ребенка и выстраивает педагогические методики в зависимости от потребностей общества.

Например, при социализме методика и направленность воспитания разительно отличалась от воспитания в царской России.

В отличие от физиологии и медицины педагогика имеет дело с человеком прежде всего как с деятельным и творческим существом, которое может активно изменять мир, планировать и предвидеть свои действия, а также планировать свою деятельность и поведение в зависимости от других людей, конкретных условий жизни, своих личностных интересов. В то же время педагогика учитывает и природные задатки человека, его способности и склонности, заложенные на генетическом уровне.

Педагогика исходит из тех предпосылок, что человек становится человеком только в обществе других людей, в процессе социализации воспитания. образовательный педагогический ценность воспитательный

Подтверждением важности педагогики как совокупности знаний, методов и методик воспитания служат примеры так называемых «детей-Маугли», которые в раннем детве потерялись и были воспитаны дикими животными. Такие дети не только не могли разговаривать или ходить на двух ногах, но и были неспособны воспринимать ценности человеческого общества, несмотря на то что их физическое развитие и развитие мозга было абсолютно нормальным.

В человеческом же обществе ребенок развивается и как обычное живое природное существо, но и как существо общественное, в обществе себе подобных людей, обучающихся, трудящихся, общающихся друг с другом, создающих великие художественные произведения, шедевры техники.

Растущий ребенок должен войти в этот мир, созданный человеком, должен к нему приобщиться и стать его активным членом, продолжающим дела своих предшественников. Кроме того, крайне важной работой педагога является воспитание в ребенке уважительного отношения к ценностям общества и его моральным законам. Помочь ребенку понять «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?» - это тоже задача педагогики и иногда она еще более значима, чем обучение чтению и счету.

Именно в этом и состоит важность педагогики для человечества, поскольку она занимается важнейшим делом, воспитывая и обучая ребенка не только элементарным навыкам, но и прививая ему культурные ценности и моральные нормы общества.

Список литературы

  • 1. Ефресов О.Ю. Педагогика: краткий курс / О.Ю. Ефремов. СПб., 2009.
  • 2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  • 3. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
  • 4. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.

Педагогика - это слово мы слышим с раннего возраста. Но вот что оно означает?

Во-первых , педагогика - это наука. Наука о воспитании человека. Слова «воспитание» подразумевает под собой передачу определенного багажа знаний от старшего поколения к младшему.

Во-вторых , педагогику мы можем рассмотреть как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле мы можем рассматривать педагогику, как влияние внешней среды на личность. В узком смысле - это целенаправленная деятельность педагогов.

Педагогика - это не просто наука о воспитании

Передать свои знания - это еще полдела, а вот сформировать полноценную личность, способную думать, делать что-то, радоваться, жить - это самое сложное. Цель педагогики состоит в том, чтобы каждый мог реализовать себя в том или ином деле. Педагогика позволяет раскрыть свою личность.

Как и в любой науке в педагогике существуют определенные понятия, термины и знания, но в отличие от других наук они имеют свойство меняться. Так как мы живем в 21 веке, и наш мир изменчив, то и науки открывают все более новые понятия. А человек как существо биосоциальное меняется под влиянием общества, следовательно, меняется и наука воспитания. Если мы сравним педагогику 16 века и педагогику 21 века, то найдем достаточно отличий, чтобы утверждать об изменчивости данной науки.

Но как данная наука может повлиять на воспитание человека?

Во-первых, она формирует некое мировоззрение человека, а также нравственное, умственное и, конечно, физическое и эстетическое воспитание.

Во-вторых, при помощи педагогики мы получаем определенные знания, т.е образование. Образование так же бывает разным, но в основном это определенный процесс усвоения системы знаний.

Для чего нужна педагогика?

Как было уже сказано, педагогика нужна для воспитания. Человек в своей жизни проходит несколько стадий образования.

Первая стадия - это стадия предшкольная. Все мы когда-то были маленькими и многие даже не помнят этого, но это не означает, что на этом этапе мы не воспитывались. Данная стадия проходит в возрасте ребенка до 3-х лет.

Вторая стадия - формирование определенного сознания ребенка дошкольного возраста. Это самая важная стадия развития личности, т.к. в этот период формируются взгляды ребенка, от которых в дальнейшем зависят его психическое состояние, его мировоззрение и т.д.

Третья стадия - стадия школы. Тут очень важно не разрушить хрупкую пленку взглядов ребенка, на этой стадии нужно направить ребенка в нужное русло.

Продолжать можно бесконечно , т.к. в течение всей жизни мы пытаемся учиться и совершенствоваться. Даже взрослые люди, достигшие 50 лет, иногда поступают в институты, они идут в ногу со временем за новыми знаниями.

Подведем итог

Педагогика - это не просто наука, которую преподают нашим учителя и педагогам, чтобы они нас правильно учили, а это целая система знаний, которая сопровождает нас всю жизнь, а не только в учебных заведениях. На протяжении всей жизни, начиная с момента, когда мы издали первый крик, и, заканчивая моментом, когда мы издаем последний стон, мы учимся. Мы пытаемся учиться чему-то новому, необычному или обычному для нас. В детстве нас учат, как правильно говорить и ходить. В школе - писать, читать. В институте - обучают навыками, которые пригодятся нам для будущей профессии. На работе мы учимся находить общий язык с людьми, техникой и т.д. В дальнейшем мы сами начинаем кого-то учить. Можно сказать, что наша жизнь - это циклический процесс, который во многом завязан на таком маленьком, но таком обширном слове педагогика.

Редакция "сайт"

Здравствуйте, уважаемые читатели! Как вы думаете, нужно ли изучать, как правильно воспитывать детей?

Люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит: «Да, конечно!», штудирует книги Гиппенрейтер, посещает психологические семинары и считает, что самое важное — изучить множество воспитательных принципов.

А кто-то говорит: «Нет, детей нельзя воспитать! Их можно чему-то научить только на собственном примере!» И на этой фразе мы сейчас остановимся подробнее.

Что такое — воспитание?

Лев Николаевич Толстой считал, что в воспитании детей самое главное — самому жить хорошо, быть достойным примером для своих детей. Его известная фраза: «Педагогика же есть наука о том, как живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей».

Я совершенно согласна с этой фразой. Совершенно согласна с этим мудрым человеком. Однако... Есть несколько нюансов. И самый главный из них заключается в следующем: такая позиция нередко приводит к тому, что люди ничего не делают.

Лев Николаевич Толстой был очень серьезным человеком. Он очень серьезно работал над собой и бесконечно учился. Но простые современные люди нередко трактуют его фразу так: «Ребенок воспитывается только благодаря личному примеру. Изучать воспитание детей — бесполезно. Поэтому я не буду ничего делать».

Либо: «Личный пример у меня просто великолепный: я живу честно, никого не убивал, ничего не крал, а пью только по праздникам. Значит, мне можно не переживать о воспитании детей!»

Нужно ли изучать педагогику?

Я не знаю, какие книги о педагогике были у Льва Николаевича Толстого. И не знаю, какие книги читали лично вы. Но знаю, что подход к воспитанию может быть совершенно разным. Сейчас чему только не учат!

  • где-то учат, как манипулировать ребенком, чтоб он вел себя хорошо;
  • где-то учат, как развивать ребенка, чтоб он был отличником в школе;
  • вы можете прочитать, как выстраивать малышу границы (или наоборот, уничтожать все границы);
  • вы можете учиться быть терпимее, мудрее, через воспитание детей.

Именно такие книги выбираю я: которые запускают в родителях внутреннюю трансформацию, а не дают готовые схемы и шаблоны. Именно такие лекции я слушаю, именно этому учат в «Родительском Университете», где я сейчас прохожу обучение.

Если человек очень интенсивно занимается саморазвитием в отрыве от воспитания детей или глубоко погружен в духовную практику — возможно, этого и правда будет достаточно. Однако, общение со своим чадом — очень мощный тренинг. И сам этот процесс, если подходить к нему осознанно, делает нас чище, учит любить и принимать.

Более того, если речь идет о женщине, которая сидит дома с малышом... То ей довольно сложно развиваться как-то отдельно от малыша. Но если она серьезно подойдет к изучению принципов воспитания — перед ней открывается огромное поле для саморазвития.

Чему нужно учиться?

На этот счет очень хорошо говорит Марина Таргакова. Вот это видео:

Марина Таргакова говорит о двух типах педагогики: авторитарной и гуманной. Авторитарной педагогике не нужно учиться, она у нас в крови. Это — метод «кнута и пряника». Хвалим за хорошее поведение и наказываем за плохое.

Есть еще гуманная педагогика, в которой мы стараемся отойти от . Стараемся донести до ребенка суть правил, почему они так необходимы нам. И концентрируемся на выстраивании отношений с малышом, на принятии, уважении и любви.

Вот гуманной педагогике почти никто не научился от своих родителей. Но мы можем изменить свой подход к общению с детьми. Можем научиться воспитывать свою кроху более мудро и осознанно. Но для этого нужно активно работать в этом направлении.

И здесь нам как раз поможет гуманная педагогика. Изучая ее, мы делаем сразу две вещи:

  • сами становимся лучше, становимся достойным примером для детей;
  • грамотно доносим до своих малышей правила этого мира, грамотно знакомим с миром и учим общаться.

Настоящая педагогика делает нас:

  1. Терпеливее. Без этого невозможно воспитание без наказаний!
  2. Осознаннее. Мы сами учимся видеть природу вещей, смысл общепринятых правил.
  3. Учит раскрывать в себе творческую природу. Как еще научить малышей видеть во всем творчество?
  4. Учит принимать и любить, несмотря ни на что.
  5. Развивает в нас страсть к обучению, любознательность. Как еще отвечать на бесконечные вопросы своего чада?
  6. Уничтожает наше эго. И проводит с нами другие удивительные метаморфозы.

Выводы

Я считаю, что нужно работать над собой в разных направлениях. Развиваться духовно, работать над своими общечеловеческими качествами, учиться выполнять обязанности хорошей жены... И при этом изучать воспитание.

Изучать его можно по-разному. Манипулирование детьми не приведет ни к чему хорошему. Но , гуманная педагогика затрагивают личность родителей, меняет их изнутри. И помогает установить хороший контакт с малышом.

Когда женщины говорят, что невозможно воспитать детей, что важен лишь личный пример, то хочется спросить: «А что лично вы делаете, чтоб стать таким хорошим примером

Если женщина действительно серьезно работает над собой, действительно активно растет — это другая ситуация. Но чаще всего подобные слова просто служат отговоркой, чтоб ничего не делать.

Видео с Шалвой Амонашвили:

Я желаю вам счастливого материнства! Сделайте репост этой статьи в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. До новых встреч!

эссе

Чем является для меня педагогика.

Чем является для меня педагогика? Это живой процесс. Процесс поиска ребенком самого себя, обращения к внутреннему миру, к своим чувствам, эмоциям. Современному ученику, который спотыкаясь, путается в сегодняшней свободе мысли, сложно найти себя, свое место в социуме. И лишь опираясь на плечо педагога, способного провести по начерченной, как на детском рисунке, сказочной дороге к знаниям, к жизненным принципам, он способен сделать правильный выбор -стать человеком.

Каждый день, идя к детям, я думаю о том, что смогу дать им сегодня. Вспоминаю кадры из фильма «Ирония судьбы»: главная героиня, работающая учителем, точно подмечает, что ошибки врачей дорого обходятся людям, и, хотя, ошибки учителей не столь заметны, но, в конечном счете, они обходятся не менее дорого. Потому я должна видеть наперед результат своих действий, прогнозировать исход.

А еще надо быть самим собой - не одевать пафосные маски «всезнайки», быть соучастником урока. Уметь удивляться детским открытиям, радоваться новому совместно с ребятами. Только будучи искренней можно получить в награду признание учеников, так как дети как никто другой чувствуют фальшь и равнодушие.

Для того чтобы построить дом знаний, нужно возвести его на крепком фундаменте. И если научить ребенка самому возводить стены, впоследствии он выстроит уникальный город. Умение анализировать, синтезировать, прислушиваться к другим мнениям, быть гибким, искать возможные пути решения – вот тот фундамент, который важно заложить в самом начале. Только вовлекая детей в учебный процесс, заставляя их кропотливо собирать информацию, при этом не забыв заинтересовать их в этом поиске, можем воспитать пытливый ум, потребность в поиске знаний, в поиске нового наполнения себя. Задача учителя не в том, что бы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. (Константин Кушнер)

Иногда я размышляю о том, что нужно брать от жизни и что отдавать взамен. Мы все хотим встречать на своем пути добро, любовь, дружбу, понимание… Однако, чтобы это получить, мы должны преподнести взамен те же дары. Сам учитель должен быть духовно щедрым, он должен уметь одаривать окружающих. Ведь научить принимать не менее важно, чем отдавать. Совершенствуясь в добродетели, нам необходимы те, кто нуждается в ней, и лишь тогда, пропустив это знание через себя, ребенок сможет делиться с окружающими теплом, добром – «Человечностью».

Как нельзя верно отражает эту мысль высказывание Дориса Ноу Ноулта: «Если ребенок окружён критицизмом, он учится обвинять. Если ребёнок видит враждебность, он учится драться. Если ребёнок окружен терпимостью, он учится быть терпимым. Если ребёнка поддерживают, он учится уверенности. Если над ребёнком насмехаются, он учится быть робким. Если ребёнка постоянно стыдят, он учится быть виноватым. Если ребёнка одобряют, он учится нравиться самому себе. Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире».

Для меня, прежде всего, важно быть педагогом, который понимает и чувствует идущего рядом ученика.

Во времена Ушинского находились ученые, заявлявшие, что педагогику нельзя считать наукой, потому что педагоги будто не делают принципиально новых открытий, что педагогика не пользуется экспериментом и опытом, а следовательно, ее выводы не могут быть проверены экспериментальным путем и стать достоянием теории. Подобные заявления свидетельствовали о том, что их авторы не учитывали особенностей педагогики и но знали истории этой науки. Ушинский показал, что, как и всякая другая паука, педагогика не может развиваться без опыта и что се открытия являются необходимой предпосылкой совершенствования обучения и воспитания.

Выясняя специфику педагогической науки, К. Д. Ушинский указывал, что педагогический опыт по необходимости связан с очень многими условиями и причинами. «Большей частью педагогические опыты очень сложны, и каждый имеет не одну, а множество причин, так что нет ничего легче, как ошибиться в этом отношении и назвать причиной данного результата то, что вовсе не было его причиной, а может быть даже задерживающим обстоятельством. В деле воспитания опыт имеет значение лишь в том случае, если мы можем показать психическую связь между данной мерой и теми результатами, которые мы ей приписываем».

Учитывая достижения смежных с педагогикой наук, исследуя практический опыт учебно-воспитательной работы, педагоги приходят к открытию новых, ранее неизвестных методов обучения и воспитания. В качестве примера такого открытия Ушинский называл теорию элементарного обучения знаменитого швейцарского педагога конца XVIII – начала XIX в. И. –Г. Песталоцци. Ушинский считал, что созданная Песталоцци теория элементарного обучения самым прямым и непосредственным образом служит росту образовательного уровня, накоплению духовного богатства народа и поэтому она принесла и продолжает приносить человечеству огромную пользу, «во всяком случае не меньшую, чем открытие Америки».

Разрабатывая основы отечественной педагогической пауки и предсказывая ей большое будущее, Ушинский называл педагогику еще и искусством. Говоря о педагогике как об искусстве, он тем самым подчеркивал ее активную, творческую роль в изменении и совершенствовании духовного облика подрастающих поколений. Педагогика призвана не только изучать человека во всех отношениях, но и активно влиять на развитие человека в желаемом направлении. Сравнивая искусство с наукой, Ушинский обращал внимание на то, что наука лишь изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. В этом смысле педагогика является «высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества – их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе, его души и тела, а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек».

Педагогика является, в сущности, и наукой, и искусством. Без науки немыслимо искусство воспитания. Ушинский был убежден, что в будущем, разумно организованном обществе педагогика займет одно из первых мест среди других наук и станет основой искусства воспитания. «Мы сохраняем твердое убеждение, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его».