Обрядовый фольклор. Какой фольклор именуется обрядовым
Обрядовый фольклор (из программы 6 класса) - это песни, которые народ связывает со своим бытом, временами года и основной деятельностью. Каждая песня имеет глубокое значение, ведь в ней отражается жизнь множества людей.
Вопросы и задания
- Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.
Обрядовый фольклор представляет собой отражение быта народа в песнях. Их исполняли во время разных обрядов.
Существуют разные календарно-обрядовые песни:
- Колядки - песни, сопровождающие рождественско-новогодние празднования. В них содержалось пожелание богатого урожая.
- Масленичные песни - их распевали, когда праздновалась Масленица. Этот праздник знаменовал собой приход Весны.
- Весенние песни - в них призывалась Весна. Связывали такие песни с возрождением земли в весеннюю пору.
- Летние песни - они пелись в честь традиционного летнего праздника - Троицы. Он связан с расцветающей природой. На Троицу ходили с березовыми ветками.
- Осенние песни - в них воспевался период сбора урожая. Они входили в последний цикл календарно-обрядовых песен.
Календарно-обрядовые песни так называются, потому что они соответствуют определенным периодам жизни народа.
- Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
Колядки, наверное, слышал каждый - как в детстве, так и во взрослой жизни (когда в дом приходили колядующие). Вспомнить их несложно.
- Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других обрядовых песен?
Колядки представляют собой обрядовые песни, исполняемые в честь рождественско-новогодних празднований. Исполнялись они детьми, которые ходили по домам и желали хозяевам дома изобилия.
Основным отличием колядок является требование подарков в конце песни.
- Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?
Береза является символом летних обрядовых песен. Их исполняли на Троицу - традиционный русский праздник. Празднующие водили хороводы и гадали.
Обрядовый фольклор - это не только часть красивой культуры, но и суть народного быта.
- Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?
Самыми веселыми можно считать масленичные песни. В этот период народ отмечал праздник застольями и разными обрядами. Один из них - пронести по улицам чучело и сжечь его. Во время Масленицы проводятся и разные соревнования - залезть на столб, поиграть в «городки».
- Объясните значение слов: «жито», «толокно», «лапта», «серп», «жать».
- Жито - так называется немолотый хлеб, зерно. Обычно это ячменное зерно.
- Толокно - этим понятием обозначают муку, приготовленную из очищенного и замоченного овса.
- Лапта - является традиционной русской народной игрой. Для нее используется бита и мяч.
- Серп - инструмент для сбора зерновых. Им срезают хлебные злаки. Серп представляет собой изогнутый нож с зазубринами.
- Жать - в русских обрядовых песнях это слово используется в значении «собирать урожай», срезать злаки под корень.
Обрядовый фольклор несет в себе отражение жизни многих поколений людей.
1. Связанный с обрядовой частью: свадьбы, похороны, рождение детей, начало нового года, конец сбора урожая, начало лета-весны, день солнцестояния, дни почитания богов и т.д.
Жито
- хлеб на корню (пшеница, рожь), толокно- мука из поджаренного (предварительно заваренного) очищенного овса,
Лапта
-старинная русская игра с мячом и битой, серп - ручное орудие в виде изогнутого полукругом (как месяц на небе) мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня, жать - срезать под корень стебли злаков.
Колядки
- старинный рождественский обряд прославления праздника песнями. Береза - симвло России
2. отвечать вам из личного опыта.
3.
КОЛЯДКИ
— святочные народные песни К. широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белоруссов, у русских встречаются сравнительно редко и то большей частью в виде так наз. «виноградья», т. е. в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое» (колядки у русских повидимому вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства). Соответствия восточно-славянским К. встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов.
Старинный рождественский и святочный обряд, сопровождавшийся обходом домов с песнями и поздравлениями; сама обрядовая… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)
Коляда - языческий славянский праздник 25 декабря связанный с зимним солнцестоянием и новым годом.
Колядки пели ряженые колядовщики с целью выпросить на празднике угощение: подходила группа (чаще молодежь- парни и девушки) под окошко дома и пела песни, если их угощали - пели еще колядку, в которой желали богатства, здоровья, добра хозяевам. Если их прогоняли - могла навредничать и сломать изгородь, засыпать двери снегом или еще что то.
Колядки - короткие обрядовые песни хвалебного или корильного содержания (в зависимости от ситуации: угостили - похвалим, нет - отругаем), исполнялись в период Святок (на Рождество, другими словами) с 6 по 19 января. - это и есть отличие от других кал-обр. песен. колядки рождественские песни более весёлые чем остальные.
4. В русских народных песнях. Береза х символ русских народных песен.Береза - символ России,Родины.Как и все народные песни - песни о березе исполнял народ на посиделках, Во поле березка стояла, Берёзовый сок.исполнялась в 70х. Берёза белая подруга - исполнялась в 50х. Родные берёзы не спят исполнялась 60х.
5. Главный весенний жанр — веснянки
. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа. Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами.
6. Жито
— название немолотого зерна пшеницы или ржи — «хлеба в зерне».
Толокно
— мука из зёрен овса или ячменя, которые предварительно пропариваются, высушиваются, обжариваются, очищаются и толкутся.
Лапта
— русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода.
Серп
— орудие для срезания злаков и трав, состоящий из сужающегося, закруглённого лезвия (как правило стального) и короткой деревянной рукоятки, которое было изобретено в Междуречье
Жать - давить с целью получения сока. Жать сок из винограда. (Что посеешь, то и пожнешь)
1. Связанный с обрядовой частью: свадьбы, похороны, рождение детей, начало нового года, конец сбора урожая, начало лета-весны, день солнцестояния, дни почитания богов и т.д.
Жито - хлеб на корню (пшеница, рожь), толокно- мука из поджаренного (предварительно заваренного) очищенного овса,
Лапта -старинная русская игра с мячом и битой, серп - ручное орудие в виде изогнутого полукругом (как месяц на небе) мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня, жать - срезать под корень стебли злаков.
Колядки - старинный рождественский обряд прославления праздника песнями. Береза - симвло России
2. отвечать вам из личного опыта.
3. КОЛЯДКИ — святочные народные песни К. широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белоруссов, у русских встречаются сравнительно редко и то большей частью в виде так наз. «виноградья», т. е. в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое» (колядки у русских повидимому вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства). Соответствия восточно-славянским К. встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов.
Старинный рождественский и святочный обряд, сопровождавшийся обходом домов с песнями и поздравлениями; сама обрядовая… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)
Коляда - языческий славянский праздник 25 декабря связанный с зимним солнцестоянием и новым годом.
Колядки пели ряженые колядовщики с целью выпросить на празднике угощение: подходила группа (чаще молодежь- парни и девушки) под окошко дома и пела песни, если их угощали - пели еще колядку, в которой желали богатства, здоровья, добра хозяевам. Если их прогоняли - могла навредничать и сломать изгородь, засыпать двери снегом или еще что то.
Колядки - короткие обрядовые песни хвалебного или корильного содержания (в зависимости от ситуации: угостили - похвалим, нет - отругаем), исполнялись в период Святок (на Рождество, другими словами) с 6 по 19 января. - это и есть отличие от других кал-обр. песен. колядки рождественские песни более весёлые чем остальные.
4. В русских народных песнях. Береза х символ русских народных песен.Береза - символ России,Родины.Как и все народные песни - песни о березе исполнял народ на посиделках, Во поле березка стояла, Берёзовый сок.исполнялась в 70х. Берёза белая подруга - исполнялась в 50х. Родные берёзы не спят исполнялась 60х.
5. Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа. Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами.
6. Жито — название немолотого зерна пшеницы или ржи — «хлеба в зерне».
Толокно — мука из зёрен овса или ячменя, которые предварительно пропариваются, высушиваются, обжариваются, очищаются и толкутся.
Лапта — русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода.
Серп — орудие для срезания злаков и трав, состоящий из сужающегося, закруглённого лезвия (как правило стального) и короткой деревянной рукоятки, которое было изобретено в Междуречье
Жать - давить с целью получения сока. Жать сок из винограда. (Что посеешь, то и пожнешь)
Фольклор (англ. folklore ) - народное творчество; вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется в основном в устной форме. Фольклор делится на две группы: обрядовый и необрядовый.
К обрядовому фольклору относятся:
Необрядовый фольклор делится на четыре группы:
Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, танцевальные жанры, которые входили в состав обычных народных обрядов. В жизни народа ритуалы занимали принципиальное место. Они складывались из века в век, равномерно накапливая различный опыт многих поколений. Ритуалы имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято разделять на трудовые (земледельческие) и семейные. Российские ритуалы на генном уровне связаны с ритуалами других славянских народов и имеют типологическую аналогию с ритуалами многих народов мира. Обрядовая поэзия вела взаимодействие с народными ритуалами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, также делала психические и эстетические функции. Обрядовый фольклор синкретичен по собственной сущности, потому его целенаправлено подвергать рассмотрению в составе соответственных обрядов. Совместно с тем, существует другой, строго филологический подход. Так., Ю.Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений:
Каждый вид представлен группой жанров. В основном важны песни - древний пласт музыкально-поэтического фольклора. В почти всех ритуалах они занимали ведущее место, сочетая волшебную, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали фактически ритуал, содействовали его формированию и реализации. Заклинательные песни были волшебным воззванием к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и родне. В величальных песнях поэтически идеализировались, прославлялись участники обряда: реальные люди либо мифологические образы (Коляда, Масленица и др.). Обратны величальным были корильные песни , которые высмеивали участников обряда, часто в гротескной форме; их содержание было юмористическим либо сатирическим. Игровые песни исполнялись во время разных молодежных игр; в их описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (к примеру, сватовство). Песни лирические - более позже явление в обряде. Их главное предназначение - определять мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный чувственный спектр, утверждалась обычная этика.
Дополнительно на сайт:
Обрядовый фольклор это произведения устного народного творчества, которые, в отличие от фольклора внеобрядового, являлись органической частью традиционных народных обрядов и в обрядах исполнялись. В жизни народа обряды занимали важное место: они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений.
Обряды имели ритуальномагическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде.
Русские обряды
Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях П.В.Киреевского, Е.В.Барсова, П.В.Шейна, А.И.Соболевского.
Виды обрядов
Обряды принято делить на производственные и семейные. Уже в древности славяне-земледельцы отмечали особыми праздниками зимний и летний солнцеворот и связанные с этим изменения в природе. Наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, которая была закреплена годовым (календарным) циклом аграрных обрядовых праздников и сопровождающего их обрядовым фольклором.
Сложный симбиоз образовали годовые церковные народные аграрные праздники, что отчасти нашло отображение в обрядовом фольклоре. В ночь перед Рождеством и под Новый год во время обхода дворов пели обходные песни, имевшие разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). В течение всей рождественской недели специальными песнями славили Христа, его рождение изображали в народном кукольном театре - вертепе.
На Святки (от Рождества до Крещения) были распространены подблюдные гадания с песнями, разыгрывались веселые драматические сценки. Песни, заговоры, причитания, приговоры исполняли и во время других календарных обрядов. Семейные обряды сложились на общей основе с календарными и генетически с ними связаны, однако в центре семейных обрядов был конкретный реальный человек.
Обряды и события жизни
Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшие - рождение, вступление в брак и смерть. Следы древних родильных песенпожеланий сохранились в колыбельных песнях. Основным жанром похоронного и поминальных обрядов были причитания. Причитания включались в рекрутский обряд и в свадьбу севернорусского типа, где были особенно развиты. Свадебная поэзия отличалась богатством и разнообразием. На свадьбе исполняли также приговоры, разыгрывали драматические сценки.
В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: по представлениям народа, устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию; но постепенно они начали играть иную роль - церемониальную и эстетическую. Жанровый состав обрядового фольклора разнообразен: словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические произведения. Особенно важны обрядовые песни-древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.
Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди (жених, невеста) или мифологические образы (Коляда, Масленица). Противоположны величальным корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые и хороводные песни исполнялись во время различных молодежных игр, в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сценки (например: сватов ство). Песни лирические - наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение - выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.
К обрядовому фольклору относятся так же заговоры, заклинания, некоторые былички, поверья, приметы, пословицы, поговорки, загадки, в 20 в. появились обрядовые частушки. В состав обрядового комплекса могли стихийно включаться произведения внеобрядового фольклора.
Народные обряды и обрядовый фольклор получили глубокое и многогранное отображение в русской литературе («Евгений Онегин», 1823-31, А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831-32, Н.В.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «Снегурочка», 1873, А.Н.Островского, «Война и мир», 1863-69, Л.Н.Толстого, лирика С.А.Есенина и др.).