Общие сведения о камнерезных изделиях. Общие сведения о камнерезных изделиях Ассортимент изделий из твердого и мягкого камня

Камнерезные художественные изделия - изделия из поделочного камня, предназначенные для украшения жилого и общественного интерьера. (Изделия из драгоценных камней относятся к группе ювелирных изделий.) Подразделяются на декоративные изделия, служащие только для целей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративными имеют и служебное назначение, являются бытовыми предметами. К декоративным относятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; к утилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы, туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры и т. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках - консолях или в застекленных витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застекленной полки книжного шкафа или полки для книг.

Поделочные камни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий, подразделяются на твердые, средней твердости (полутвердые) и мягкие. Изделия из твердого и полутвердого камня отличаются от изделий из мягкого камня не только большей твердостью и прочностью, но и технологией обработки, характером оформления, ассортиментом. По шкале твердости (см. Абразивные материалы) твердые поделочные камни имеют твердость от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом. Камни средней твердости имеют твердость 3,5-4 и легко царапаются ножом. Мягкие камни имеют твердость 1,5-2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом. К группе твердых поделочных камней относятся: орлец (родонит), яшма, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень, кварцит, белоречит. К группе камней средней твердости относятся мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлении камнерезных художественных изделий имеет мрамор. К группе мягких камней относятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.

Изготовление камнерезных художественных изделий из твердого и полутвердого камня известно со времен глубокой древности. В древнем Китае и древней Индии особенно ценился нефрит, считавшийся вечным и священным камнем, из него изготовлялась мелкая скульптура, туалетные принадлежности: вазочки, чашечки, шкатулки, печати, перстни, браслеты, оправы для вееров и т. д. И древнем Египте, Месопотамии. Персии родилось искусство глиптики, искусство изготовления гемм - резных выпуклых (камней) и углубленных (инталио) рельефов из агата и других твердых камней. Позднее это искусство перешло в Грецию, а затем в средние века и в новое время было возрождено и во Франции. Славную страницу в историю камнерезного искусства вписали русские мастера-камнерезы XVIII - XIX веков. Ими изготовлялись декоративные вазы из цветного камня разных пород (орлеца, белоречита, малахита, лазурита и яшмы), начиная от колоссальных ваз и чаш диаметром 3 м и кончая миниатюрными туалетными вазочками и чашечками с почти прозрачными стенками. Эти изделия в прежние времена служили украшением дворцов и особняков знати, а в наши дни хранятся в крупнейших музеях. Создание подобных каменных ваз было сопряжено с огромной затратой труда, поскольку приходилось оббивать, отшлифовывать и резать твердый камень почти целиком вручную. В наши дни камень обрабатывается механическим путем на государственных камнеобрабатывающих заводах.

Массовое изготовление камнерезных художественных изделий из мягкого камня в России началось в 80-х год XIX века. Декоративные вещи из мягкого камня занимают значительное место. Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливается поперечной или циркулярной пилой, а вырезка художественных изделий осуществляется вручную при помощи стамесок, рашпилей и других несложных инструментов. Красочный и легко поддающийся обработке мягкий камень более всего пригоден для изготовления скульптуры малых форм и мелких бытовых, преимущественно настольных предметов: пепельниц, солонок, вазочек, коробочек и т. п.

Небольшие изделия чаще всего целиком вырезаются на токарном станке, а затем дополнительно укрепляются вручную орнаментальной порезкой. Скульптура вырезается вручную после предварительной обточки камня на токарном станке. Готовые изделия шлифуются и полируются при помощи высушенных и специально обработанных стеблей хвоща.

Введение 4-й вариант

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ в г. Минусинске

Отделение среднего профессионального образования

по дисциплине: Народно-хозяйственные товары

на тему: "Камнерезные изделия"

Выполненостудентами Преподаватель:

3-го курса гр. ТН-09-1ММахина С.В.

Кара-Сал Шончалай,

Монгуш Менги

Минусинск 2010 г.


Введение

1. Общие сведения

1.1 Технология обработки камня

1.2 Ассортимент изделий из твердого и мягкого камня

1.3 Разнообразие камней

1.4 Требования к качеству изделий и транспортировка

2. Камнерезное дело Тывы

2.1 О волшебном камне "агальматолит"

2.2 Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела

2.3 Мастера тувинского камнерезного искусства

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

Природа - великий художник. Она создает неповторимые по своей красоте камни. Разнообразна их палитра - все цвета радуги, все краски солнечного серебра представлены здесь. Человек только открывает эту изумительную красоту, стремится приблизиться к ней. И неудивительно, что коллекционирование камней давно стало страстным увлечением многих людей.

Резьба по камню - один из самых старых народных художественных промыслов.

Камнерезное искусство в России было развито уже в IX - XII веках. Наибольшего же расцвета оно достигло в конце XVII века. Основным центром производства камнерезных изделий становится Урал.

Целью данного реферата является дать наиболее в общем смысле представления о камнерезном искусстве в целом и ближе познакомить поистине уникальным искусством камнерезного дела Республики Тыва.

Задачами данного реферата является раскрытие общих сведений о камнерезных изделиях, технологии обработки камня, разнообразия камней, требования к качеству изделий, камнерезного дела Тывы, о волшебном камне агальматолите, сюжета и тематику тувинского камнерезного дела, знакомство мастерами тувинского камнерезного искусства.


1 Общие сведения о камнерезных изделиях

Камнерезные художественные изделия - изделия из поделочного камня, предназначенные для украшения жилого и общественного интерьера. (Изделия из драгоценных камней относятся к группе ювелирных изделий.) Подразделяются на декоративные изделия, служащие только для целей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративными имеют и служебное назначение, являются бытовыми предметами. К декоративным относятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; к утилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы, туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры и т. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках - консолях или в застекленных витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застекленной полки книжного шкафа или полки для книг.

Поделочные камни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий, подразделяются на твердые, средней твердости (полутвердые) и мягкие. Изделия из твердого и полутвердого камня отличаются от изделий из мягкого камня не только большей твердостью и прочностью, но и технологией обработки, характером оформления, ассортиментом. По шкале твердости (см. Абразивные материалы) твердые поделочные камни имеют твердость от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом. Камни средней твердости имеют твердость 3,5-4 и легко царапаются ножом. Мягкие камни имеют твердость 1,5-2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом. К группе твердых поделочных камней относятся: орлец (родонит), яшма, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень, кварцит, белоречит. К группе камней средней твердости относятся мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлении камнерезных художественных изделий имеет мрамор. К группе мягких камней относятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.

Изготовление камнерезных художественных изделий из твердого и полутвердого камня известно со времен глубокой древности. В древнем Китае и древней Индии особенно ценился нефрит, считавшийся вечным и священным камнем, из него изготовлялась мелкая скульптура, туалетные принадлежности: вазочки, чашечки, шкатулки, печати, перстни, браслеты, оправы для вееров и т. д. И древнем Египте, Месопотамии. Персии родилось искусство глиптики, искусство изготовления гемм - резных выпуклых (камней) и углубленных (инталио) рельефов из агата и других твердых камней. Позднее это искусство перешло в Грецию, а затем в средние века и в новое время было возрождено и во Франции. Славную страницу в историю камнерезного искусства вписали русские мастера-камнерезы XVIII - XIX веков. Ими изготовлялись декоративные вазы из цветного камня разных пород (орлеца, белоречита, малахита, лазурита и яшмы), начиная от колоссальных ваз и чаш диаметром 3 м и кончая миниатюрными туалетными вазочками и чашечками с почти прозрачными стенками. Эти изделия в прежние времена служили украшением дворцов и особняков знати, а в наши дни хранятся в крупнейших музеях. Создание подобных каменных ваз было сопряжено с огромной затратой труда, поскольку приходилось оббивать, отшлифовывать и резать твердый камень почти целиком вручную. В наши дни камень обрабатывается механическим путем на государственных камнеобрабатывающих заводах.

1 .1 Технология обработки камня

Технология обработки твердого камня состоит из следующих этапов:

Сортировка сырья;

Распиловка;

Сверловка (ощипка);

Подбивка;

Шлифовка;

Полировка.

Камень сортируется по окраске и рисунку; существенным показателем качества, на который обращают внимание при сортировке, являются однородность и отсутствие трещин. Распиловка твердого камня производится на механических дисковых пилах или на алмазном резном станке, где между обрабатываемым камнем и рабочей поверхностью пилы из мягкого железа помещается алмаз, которым натравливается железная пила. Сверловка, резание и разнообразная механическая обработка твердого камня производятся на сверлильных станках стальными и медными фрезами. Подгонка требуемой формы (подбивка) производится на подбивочном станке с вращающимся карборундовым кругом.

Шлифовка и полировка осуществляются на шлифовально-полировальных станках; в качестве стачивающего и шлифующего материала применяется наждак и карборунд, в качестве полировального материала - крокус, танердэ, трепел.

Изделия из твердого и полутвердого камня чаще всего бывают очень несложными по форме, потому что ровная, гладкая, дополнительно ничем не украшенная поверхность хорошо отполированного изделия из твердого камня сама по себе производит большое художественное впечатление. При полировке отчетливо выделяется природный узор камня, явственно проступают тонкие цветовые переходы, становятся видны темные и светлые прожилки и кристаллические включения, образующие все вместе причудливые, никогда не повторяющиеся фантастические узоры.

1.2 Ассортимент изделий из твердого и мягкого камня

Обычными широко распространенными изделиями из твердого камня являются всякого рода шкатулки, ларцы, коробочки, вазы, чернильные приборы, полуфабрикат для ювелирной промышленности. Большие подарочные ларцы (изготовленные сериями по несколько штук) обычно оправляют в серебро, а ларцы и шкатулки средних и мелких размеров обрамляют тонкими поясками из позолоченной бронзы. Шкатулки и ларцы выпускает ленинградский "Русские самоцветы" и Свердловский заводы, изготовляются ларцы из всемирно знаменитой темно-красной, так называемой сургучной, и пестрой "ситцевой" яшм Орского месторождения (Урал). Круглые (цилиндрические) туалетные коробочки диаметром от 50 до 95 мм делают из яшмы разных сортов и расцветок, чаще всего из калканской. Маленькие коробочки часто украшают только тонким металлическим пояском, проходящим по линии соединения верхней и нижней частей коробочки. Коробочки большего размера часто имеют на крышке рельефные украшения в виде кисти ягод: смородины, малины, ежевики или клубники. Среди уральских мастеров-камнерезов еще с прошлого столетия живет, передаваясь от дедов внукам, мастерство виртуозной имитации спелых, сочных, точно сейчас только сорванных ягод и свежих ярко-зеленых листьев, путем подбора подходящих по цвету и оттенку кусочков цветного камня. Черную смородину обычно делают из агата, клубнику из сургучной яшмы, листья - из малахита или змеевика, корешки - из темно-розового орлеца и т. д. Это тонкая, кропотливая работа, требующая большого терпения и вкуса.

Некоторые виды камнерезных художественных изделий из твердого камня украшаются мозаикой или инкрустацией по камню. Мозаика бывала двух видов: флорентийская и русская. Техника так называемой флорентийской мозаики состоит в том, что кусочки цветного камня подбираются по рисунку художника, склеиваются на цементной подкладке, составляя вместе яркую красочную картину. Флорентийская мозаика издавна применялась для изготовления верхних досок столов - столешниц. Такая мозаика применяется при изготовлении больших декоративных настенных панно или карт. Техника русской мозаики, изобретенная русскими мастерами, заключается в том, что изделие изготовляется из сравнительно недорогого мягкого камня (например, мрамора) и затем оклеивается поверх тонкими пластинками редкого и дорогого камня (малахита или лазурита), пластинки подбираются одна к другой так, чтобы природный узор камня не был нарушен. При этом создается впечатление, что изделие является монолитным, выточенным из целого куска. В наше время при изготовлении крупных ларцов и шкатулок часто применяется способ оклейки металлического каркаса изделия тонкими пластинками каменной фанеры. Готовый ларец производит впечатление целиком выточенного из орлеца или лазурита.

Традиционным видом камнерезных художественных изделий из уральских твердых камней является горка из самоцветов. Она представляет собой декоративное сооружение в виде миниатюрной горки, в которой представлены самые разнообразные виды драгоценных и поделочных камней, встречающихся в природе. Эти камни собраны как своеобразная коллекция. Они представлены в необработанном, отшлифованном или ограненном виде. Некоторые камни даются отдельными кристаллами, другие сростками кристаллов и друзами. Горка в некоторой мере имитирует природные условия залегания камней. Набор образцов крепится на цементном основании. Наиболее распространенные размеры горки 15-40 см в высоту, горки самоцветов предназначаются для музеев, выставок, школьных минералогических кабинетов, а также служат украшением письменных столов. Горки показывают многообразие и богатство месторождения цветного камня в Рос сии и отражают искусство композиции камнерезов.

Массовое изготовление камнерезных художественных изделий из мягкого камня в России началось в 80-х год XIX века. Декоративные вещи из мягкого камня занимают значительное место. Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливается поперечной или циркулярной пилой, а вырезка художественных изделий осуществляется вручную при помощи стамесок, рашпилей и других несложных инструментов. Красочный и легко поддающийся обработке мягкий камень более всего пригоден для изготовления скульптуры малых форм и мелких бытовых, преимущественно настольных предметов: пепельниц, солонок, вазочек, коробочек и т. п.

Небольшие изделия чаще всего целиком вырезаются на токарном станке, а затем дополнительно укрепляются вручную орнаментальной порезкой. Скульптура вырезается вручную после предварительной обточки камня на токарном станке. Готовые изделия шлифуются и полируются при помощи высушенных и специально обработанных стеблей хвоща.

1.3 Разнообразие камней

Художественная убедительность, красота каменных скульптур зависит от удачного подбора наиболее подходящего по текстуре и расцветке камня. Из селенита, с его слоистым строением, шелковистой фактурой и как бы светящейся медово-желтой золотистой просвечивающей поверхностью получаются очень красивые изящные золотые рыбки; хорошо выглядят селенитовые лисята и белочки. Серовато-коричневый кальцит с неясно выраженными темными полосами служит для воспроизведения медведей, собак, воробьев. Неожиданная и разнообразная окраска гипсового камня различных месторождений, варьирующаяся от самой нежной чисто-белой, желтовато-белой, розоватой с тончайшими золотистыми или голубоватыми прожилками до темно-серой, пятнистой, почти черной, а иногда зеленоватой или голубоватой, делает возможным создание настольных скульптур на самые различные сюжеты. Выразительность и декоративность камнерезной скульптуры обусловливается четкостью и выразительностью силуэта. В настольной скульптуре должно быть соблюдено основное условие декоративности: силуэт животного, птицы или человека должен быть ясным, четким и хорошо смотреться на расстоянии. Каменные скульптуры с человеческими фигурами выполняются только из однотонного светлого камня без пятен и прожилок. Шкатулки и коробочки из мягкого камня обычно украшаются орнаментальной порезкой, рельефом или ажуром на крышке и на боковых поверхностях. Поскольку свет проникает в толщу мягкого камня на значительную глубину, рельеф должен быть тем резче и орнаментальная порезка тем глубже, чем прозрачнее поверхность камня. С наибольшей полнотой текстура и природная красота мягкого камня выявляются в изделиях на токарной основе; вазочка или чашечка выглядят тем привлекательнее и декоративнее, чем красивее по текстуре и расцветке сам камень, из которого они выточены. В некоторых камнерезных художественных изделиях сочетают камень разного сорта, цвета и текстуры. Этот прием повышает декоративность изделия. Так, например, прозрачная золотая рыбка из селенита удачно украшает крышку пудреницы из светлого гипсового камня. Традиционное для камнерезного искусства сочетание камня с металлом широко применяется и в мягком камне. Декоративные бытовые изделия из гипсового камня, кальцита и селенита (туалетные коробочки, туалетные приборы, вазочки, украшенные простыми гладкими металлическими поясками из латуни или оксидированного или анодированного алюминия) имеют очень скромный и строгий вид и по своему характеру очень близки к стилю оформления современной массовой мебели с ее простыми формами и отполированными поверхностями, и к недорогим драпировочным и обивочным тканям. Большой популярностью пользуются изделия из янтаря: миниатюрные скульптурки, изображающие животных и птиц, мундштуки, броши, запонки, бусы и др. Широко известны лампы-ночники из мягкого камня. Они делаются в виде совы со стеклянными глазами, вазочки, рыбки, бутона, букета цветов. Ночники изготовляются из целого куска камня, из которого выбирается (выдалбливается или вырезается) колпак; остается тонкий слой камня, просвечивающий при зажигании лампы в нем, при этом выявляются текстура камня, места различной плотности, включения, благодаря чему создаются фантастические, полные изящества узоры.

1.4 Требования к качеству изделий и транспортировка

Камнерезные художественные изделия считаются полноценными лишь при условии отсутствия на их поверхностях каких бы то ни было трещин или плохо отполированных участков. Изделие должно быть правильным и красивым по своим формам и пропорциям и отполировано до зеркального блеска. Нежная отполированная поверхность камнерезного изделия, выполненного как из мягкого, так и из твердого камня, может быть легко потерта и поцарапана при транспортировании. Поэтому Камнерезные художественные изделия рекомендуется перевозить в специальной упаковке: в коробках, выстланных ватой, или завернутыми в мягкую бумагу и уложенными в ящики, устланные и набитые соломой. Это предохраняет хрупкие изделия из мягкого камня также и от раскалывания в пути.


2.Камнерезное дело Тывы

Тыва – край потомственных мастеров искусства резьбы по камню. С незапамятных времен зародилось это искусство - тувинская резьба по камню, тувинцы, особенно люди старшего поколения, считают животных, зверей, их повадки и жизнь в природе наивысшим проявлением красоты и гармонии бытия.

В тувинской скульптуре малых форм мастера дают волю мысли, фантазии, не просто изображают зверя, но и стремятся выразить его состояние, настроение (упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя), покрывают фигурку богатым ровным орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву, создают своеобразные сказочные поэмы в кусочке камня.

2.1 О волшебном камне "агальматолит"

Горы Бай-Тайги, окрестности древнего Тээли богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют "Чонар даш" - камень, который можно резать.

Агальматолит -это непрозрачный декоративный поделочный камень, разновидность минерала пирофиллита. Из агальматолита режут различные фигурки и украшения.

Не случайно его название происходит от греческих слов agalma - "изваяние", "статуя" и lithos - "камень". Впервые термин "агальматолит" был введен в минералогическую номенклатуру в 1797 году.

Агальматолиты бывают белыми, серыми с зеленоватыми и желтоватыми оттенками. Реже встречаются камни красного и даже темно-вишневого цвета. Благодаря гладкой, мыльной" поверхности агальматолит называют "восковым камнем" или "жировиком".

Помимо Юго-Восточной Азии месторождения агальматолитов есть на Южном Урале, в Узбекистане, на Украине, в Чехии, Румынии и США. Обширные месторождения агальматолита существуют на территории Монголии и Тувы.

Камень настолько мягок, что легко поддается обработке ножом или резцом. Фигурки, вырезанные из агальматолита, во время жертвоприношений нередко заменяли самих жертвенных животных. В России до революции на сибирских ярмарках продавались декоративные миниатюрные пагоды из этого камня, который поэтому называли пагодитом.

Благодаря тому, что его легко обрабатывать, его используется с глубокой древности: агальматолитовые бусины встречаются в захоронениях возраста более 16 тысяч лет.

В Китае уже в глубокой древности из агальматолита вырезали предметы обихода, мелкие художественные изделия и декоративные предметы. И он ценился очень высоко, особенно если его искусственно окрашивали в разные цвета (чаще всего в лазоревый).

В Киевской Руси в X-XIII вв. из волынских агальматолитов вырезали архитектурные детали храмов. Его называли "образным" (он шел в производство объемных икон) и "мыльным" камнем. На Востоке -"пагодитом" (из него вырезали фигурки фантастических и других животных, архитектурных памятников и пагод). Интересная особенность: после обжига камень становится более твердым.

Чтобы умилостивить богов, считалось необходимым принести им в жертву крупное животное, но его можно было заменить и удачно выполненной имитацией из камня. Агальматолит может применяться как поделочный, декоративный и облицовочный камень. Как поделочный камень агальматолит используется у нас в стране народными умельцами Бурятии, Тувы, а также в Корее и Японии.

Агальматолит образуется в результате низкотемпературных гидротермальных процессов (вне зависимости от состава различных образцов камня).

2.2 Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела

Овладеть искусством резьбы по камню не так легко, как кажется на первый взгляд: многие изображения животных связаны с народным эпосом, с его поэтической символикой, имеют глубокие корни в древней восточной мифологии.

Сюжет и тематика тувинской скульптуры закреплены многолетней традицией. Прежде всего – это изображения животных, обитающих в горах и степях края: конь, горный козел – серге, верблюд, тувинский як (сарлык), олень.

В них декоративная стилизация сочетается с реалистической достоверностью, великолепным знанием повадок зверей, анатомии их тела.

Подчеркивая отдельные формы (например, удлиняя или круто завивая рога серге, усиливая выпуклость могучей шеи сарлыка), мастер придает им дополнительную выразительность, чему также способствует резной орнаментальный узор, воспроизводящий завитки шерсти или гриву.

Излюбленными персонажами тувинской пластики являются фантастические, сказочные создания, восходящие к мотивам древней мифологии. Наиболее часто попадается изображение "арзылана" (льва), который с настоящим львом (в Туве не встречающимся) имеет мало общего. Представление об "арзылане" издавна проникли в Туву из Китая и смешались с вымыслами, легендами и мифами.

В изображении этих "арзыланов" тувинские мастера особенно щедры на выдумку. Широко распространен образ сказочного дракона, извергающего пламя. 3

Значительную долю изделий составляют такие предметы как шахматы с их специфической восточной иконографией (например, "арзлан" - ферзь, верблюд – шахматный слон, буддийский монах, лама – король), а также чернильные приборы, карандашницы, пепельницы и многие другие мелкие предметы.

Проникают в народную скульптуру сюжеты из истории и современности, изображение людей - всадников, пастухов, охотников, встречаются даже портреты.

2.3 Мастера тувинского камнерезного искусства

При общности иконографии, традиций, основных приемов и форм в этом искусстве раскрывается бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров.

Например, мастер М.Х. Черзи силен богатством и тонкостью орнаментации, декоративными эффектами.

Меньше внимания орнаментации уделял Х.К. Тойбухаа, зато богаты моделировка его скульптур, пластическое выражение движения, пространственная композиция. Даже в миниатюрных фигурках поражают точность и чистота изображений лиц. С большим мастерством ему удавались многофигурные композиции, ритмическая согласованность движений пары или группы животных. Мастер Б.С. Байынды любил спокойные, статистические формы, подчеркивал устойчивость и силу животных. Именно эти особенности стремится передать мастер в композиции " Бой быков" (1977 г), избегая динамичности, которой требует сам сюжет.

Выдающийся камнерез В.Салчак придумал новое направление в камнерезном искусстве – создание пустотелых фигур. Самое священное у тувинцев - это их жилище, юрта. Он сделал ее миниатюру из агальматолита пустотелой (2004 г.). Особенность пустотелых фигур состоит в том, что их можно выполнять в более крупном размере, нежели монолитные фигурки из Чонар – даша, а это неограниченный простор для фантазии.

Владимир Салчак исследовал чонардаш и обнаружил, что он еще и поет: " камни бело-голубого цвета хорошо, звонче поют. Немного тусклее и тоскливее звучит красноватый камень. Мы изучали и его светопроницаемость. Один и тот же камень по-разному пропускает через себя свет. В особенности, когда еще не разукрашенная юрта каменная, когда вечером снизу подсветку лампой делаешь цветами играет - одно загляденье".

Среди камнерезов старшего поколения Байыр Сарыгович Байынды является признанным мастером. Его произведения стали ярким примером для творческого вдохновения последующих молодых резчиков по агальматолиту. Пластическое искусство Байыра Сарыговича раскрыло одну из блестящих граней тувинского народного искусства.

Камнерезные произведения Б. С. Байынды хранятся в фондах Национального музея Республики Тыва, художественных музеев Иркутска, Красноярска, Томска, Омска, Барнаула, Москвы и Санкт-Петербурга. Пластическое искусство Байыра Сарыговича Байынды является одним из значительных пластов "золотого" фонда изобразительного искусства Тувы.


Заключение

Мы рассмотрели лишь малую часть этого поистине уникального, древнего, самобытного искусства камнерезного дела, прикоснулись лишь слегка к истокам и основам культуры наших предков. Мы почувствовали, насколько щедра и богата наша земля.

Время не стоит на месте, рождаются на свет новые мастера, появляются новые стили и направления, открываются новые школы, в которых обучают этому мастерству. Преемственность поколений сохраняется. И настоящим мастером является тот, кто искренне любит, ценит, бережет свою родную землю. Только тому природа приоткроет свои тайны и покажет всю красоту, при помощи этого вида искусства.


Библиографический список

1. Ондар, С. Мелодия камня / С. Ондар // Газета "Центр Азии". – 2008. - №42. – С.8

2. Червонная С. Художники Республики Тыва / С. Червонная / – СПб.; "Художник России". - 1995 г.

3. Ляшко, А. Товароведение и экспертиза культтоваров, товары для эстетического и интеллектуального развития: учебное пособие / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007. – 298 с.

4. Путолова, Л. Самоцветы и цветные камни / Л. Путолова. - М.: "Недра", 1991.

5. Сайт "Народные промыслы России"


Приложения

Р.А Аракчаа "Сарлык (як) с теленком" 1977 г.

К.Х. Тойбухаа "Конь"

Э.Б. Байынды "Бой быков" 1977 г.

Б.С. Дупчур "Погонщик верблюдов" 1980 г.

Художественные изделия с резьбой по камню классифицируют по:

  • их назначению - утилитарные изделия (предметы туалета, принадлежности для курения), декоративные и сувениры,
  • используемому материалу - изделия из твердых, средней твердости и мягких камней,
  • способу резьбы по камню - с объемной резьбой и с гравировкой,
  • и по тематике - изделия, отображающие труд и быт людей, животный мир, памятники старины и т. д.

В России также различают изделия уральских, алтайских, нижегородских, архангельских, краснодарских, иркутских, красноярских мастеров, и камнерезное искусство других регионов.

В интернет-магазинах продаются изделия разных регионов и из разных камней - можно встретить как классические изделия (бусы из круглых камней и т.п.), так и современные авторские украшения из самоцветов, в которых даже не очень дорогие камни полностью раскрывают свою красоту - такие украшения по-настоящему прекрасны.

Уральские изделия из камня

Камнерезное искусство на Урале развилось с первой половины 18 века. Вторая половина 18 – начало 19 века известны усиленным дворцовым строительством, когда камень стал нужен как никогда раньше. Мастера Екатеринбургской гранильной фабрики, основанной в 1726 году, выполняют по государственному заказу из малахита, яшмы, лазурита и других пород твердого камня самые разнообразные изделия для украшения фасадов и внутренних помещений дворцов, вазы различных форм, размеров, расцветок, чаши, пресс-папье, торшеры с накладками из драгоценных и полудрагоценных камней, и другие изделия.

Начало декоративной обработки мягких пород камня на Урале относится к середине 19 века. Недалеку от реки Ирень были открыты залежи белого гипсового камня и селенита . Благодаря декоративным свойствам и мягкости гипсовый поделочный камень стал основным материалом для художественных поделок - знаменитые фигурки слоников из селенита уже тогда пользовались большим спросом.

Мастера вручную вытачивали несложные изделия: рамки для фотографий, пепельницы, лоточки в виде башмачка и другие небольшие изделия.

Во второй половине 19 века происходит сокращение камнерезного производства, потому что в связи с отменой крепостного права предприятия лишились даровой рабочей силы. Некоторые крупные камнерезные предприятия закрылись. Изготовлегие художественных изделий с резьбой по камню продолжали небольшие частные кустарные промыслы и мастера-одиночки.

С возрождением промыслов в камнерезном производстве произошло разделение труда: добычей и обработкой твердого камня стала в основном заниматься государственная промышленность для нужд строительства и т.п., а мягкого камня – предприятия художественных промыслов.

Одним из лучших предприятий, выпускающих художественные камнерезные изделия, является фабрика "Русские самоцветы" Екатеринбурга. Камнерезы используют селенит, белый ангидрит, цветной камень . Техника изготовления заключается в токарной обработке, рельефной резьбе и гравировании.

Изделия отличаются обобщенностью и условностью форм и тонким умением использовать определенную технику для выявления природных свойств и расцветки камней, настоящим художественный чутьём. Например, декорирование поверхности камня в изделиях небольшими порезками создает игру светотени.

В тематике преобладают изображения животных, рыб, фигур людей. Многие изделия сделаны по сказочным мотивам и преданиям.

Сегодня даже в современных изделиях сказываются старинные формы и орнаменты, которые получают новое звучание.

На некоторых предприятиях художественных изделий производят камнерезные работы из гипсового камня, кварцита и талькохлорита , максимально используя фактуру и окраску камня, применяя неглубокую орнаментальную порезку. Часто для отделки камня (в статуэтках и других изделиях) используют металл. Отделка из металла очень красиво оттеняет гладкую полированную поверхность пёстрого по рисунку цветного камня.


Работа уральских камнерезов - каменные ягоды.

Для некоторых изделий (особенно это касается украшений и каменной мозаики) сочетают в одном изделии различные камни.

Материалом обычно служат камни твёрдых пород – орлец и яшма различных расцветок. Из этих и других камней делают вазы, шкатулки, ювелирные украшения из серебра с вставками из уральских поделочных камней.

Ювелирно-гранильные предприятия изготовляют из различных драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней (бриллиантов, изумрудов, сапфиров, аметистов, аквамаринов, бирюзы, малахита, лазурита, яшмы, нефрита и других), из синтетических камней с золотом и серебром делают ювелирные украшения: броши, кольца, медальоны, браслеты, бусы... Эти украшения продаются как в магазинчиках при фабриках, так и в разных интернет-магазинах.

Некоторые из украшений изготовлены комбинацией металла с камнем. Например, ажурные металлические звенья браслета чередуются со вставками камня: в брошах – лента с зернью или накладной филигранью и вставками из цветного камня. Отличительной особенностью изделий является строгость и простота геометризованных форм и ритмическое повторение орнамента филигранного рисунка.

Художественные изделия из камня Алтайского края

Производство художественных изделий из камня в Алтайском крае возникло в конце 18 века. В 1786 году была основана первая шлифовальная фабрика – мельница для резки и обработки камня.

Колывановская императорская шлифовальная фабрика была открыта чуть позднее, в начале 19 века. Она выпускала чаши огромных размеров, парадные блюда, столешницы и другие изделия для царских цворцов. Изготовлялись заготовки для Петергофской гранильной фабрики.

Производство же мелких изделий декоративного характера и утилитарных вещей относится к концу 19 – началу 20 века.

Сейчас используют:

  • твердые камни: серый и белый гранит, ревневскую зеленоволокнитую и сургутную яшму, нефрит ,
  • камни средней твердости – серо-фиолетовые порфиры, воскресенский, ороктайский мрамор, желто-розовый кварц ,
  • а также мягкие камни, например белорецкие кварциты и т.д.

На фабрике делают различные украшения, вставки в ювелирные изделия, шкатулки, вазочки, памятные медали и самые разные каменные сувениры. Многие изделия богато орнаментированы.

Одна из современных фабрик - ООО Камнерезы Алтая.

Архангельские художественные изделия из камня

Архангельский завод камнерезных изделий был основан сравнительно недавно, в 1952 году. Материалом служат местные породы твердого и мягкого камня. Из твердых поделочных камней архангельские мастера применяют агат различных оттенков, из мягких – белый ангидрит, талькохлорит темно-зеленых оттенков, а также различных цветов и оттенков светлый гипс .

Мастера также обрабатывают серпентин , своеобразно используя эффекты черно-зеленой полированной и светлой шероховатой поверхности камня. Техника изготовления состоит в токарной обработке, объемной и рельефной резьбе, гравировке камня.

Для архангельских изделий характерна в основном северная тематика: ненцы, их труд и быт, а также северные исторические памятники (Соловецкий монастырь и другие).

Изделия нижегородских камнерезов
и мастеров других регионов России

Нижегородские мастера вырабатывают изделия в основном изселенита, кальцита, гипсового камня , применяя токарную обработку, объемую и рельефную резьбу, гравировку.

Здесь мы видим бытовые предметы, фигурки животных, декоративные изделия, подарочные каменные изделия и т.п. Многие мастера используют гипсовый камень от бело-розового до темно-бурого цвета, кальцит от светло-желтого до темно-коричневых тонов, серозеленый талькохлорит .

Резьбой по камню интересуются школьники. Раньше секреты профессии передавались от отца к сыну. Работа почти ювелирная. Фигурку может испортить даже излишний профессионализм.

На юге России мастера изготовляют различные изделия из твердых пород местного камня, таких как орлец, кавказский агат .

Заметное место в работе мастеров занимают декоративные вазы из белого и розового камня самых разнообразных форм.

Камнерезное искусство (англ. Stone carving art – искусство резьбы по камню) - это использование воображения и мастерства обработки камня для создания эстетических объектов - камнерезных изделий, эстетика которых может быть разделена с окружающими. Камнерезное искусство являет собой жанр декоративно прикладного искусства. Декоративное проявление обработки камня называется камнерезным делом, а создание уникальных по красоте и сложности декоративных изделий из камня – камнерезным искусством. В современном камнерезном искусстве, чаще всего используются цветные твердые полудрагоценные поделочные камни.

Зарождение камнерезного искусства

Камнерезное искусство зародилось в самые древние времена и является одним из древнейших материальных проявлений культуры, когда камень был основным материалом для большинства вещей. Основными центрами зарождения камнерезного искусства являются: Китай, Америка, Европа и Россия.

Китай. Нефрит. Бытовые сцены и пейзажи.

В таких культурных регионах как Китай и Центральная Америка , точный период зарождения камнерезного искусства определить не представляется возможным, возраст традиций камнерезного искусства в этих регионах исчисляется тысячами лет. В Китае среди археологических находок 3-1 тысячелетий до н. э. есть образцы изделий из нефрита.

В Европе основным центром камнерезного искусства является Германия. Существует мнение, что впервые камнерезное искусство зародилось в городе Идар-Оберштейн в 50 году до н.э., при посещении этого города Юлием Цезарем. Однако в соответствии с наставлениями «отцов города» от 1609 года : «никакой чужеземец не может присоединиться к камнерезному искусству в Идар-Оберштейне, а навыки должны передаваться из поколения к поколению» , правильным будет считать точкой зарождения и началом активного развития камнерезного искусства, начало XVII (17) века.

Считается что в России камнерезное искусство зарождается в начале XVIII (18) века на Урале, когда царь Пётр I, в 1720 году , назначил Татищева Василия Никитича первым горным начальником уральских и сибирских заводов, а размах строительства в Петербурге и его окрестностях обусловил заказы на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора. Примерно в то же время в XVIII (18) веке, следом за Уралом, активное развитие обработки камня зародилось и в самом Петербурге, вследствие создания .

История российского камнерезного искусства

В России камнерезное искусство имеет многовековую историю. Так например в захоронениях славянской знати X-XIII (10-13) веков встречаются ожерелья и серьги из горного хрусталя и сердолика, также находят множество импортных камней и изделий из них, которые привозились, в основном, из Византии и Китая.

Екатеринбургская гранильная фабрика

Переломной точкой, а также зарождением камнерезного искусства России считается начало XVIII (18) века, когда царь Пётр I, в 1720 году , назначил Татищева Василия Никитича первым горным начальником уральских и сибирских заводов. Это послужило началом целенаправленных поисков и освоения самоцветных месторождений.

Уже в 1774 году выросла в мощное предприятие по переработке самоцветов. Произведения уральских камнерезов того времени украшали интерьеры царских резиденций, элементы которых сегодня представлены в . Зарождение в Екатеринбурге одного из крупнейших мировых центров обработки цветного камня было обусловлено минералогическим богатством Уральских гор.

В 1851 году Россия впервые участвовала во . С тех пор уральские самоцветы узнали и полюбили во всем мире.

В начале XX (20) века, камнерезное искусство России приобретает свою классическую форму в результате деятельности фирмы Карла Фаберже. Фирма Фаберже - самая известная в мире ювелирная фирма России, поставщик императорского двора, тесно сотрудничала с , прибегала к помощи уральских специалистов при отборе камня для ответственных заказов, доверяла изготовление каменных деталей для императорских предметов, среди уральцев находила талантливых художников, приумноживших славу Фаберже. Важнейшей задачей камнерезного искусства России нужно считать создание произведений монументального характера.

После революции, с приходом советской власти, камнерезное искусство приходит в упадок, и лишь с появлением в камнерезном искусстве , начинают возрождаться традиции российского камнерезного искусства.

После распада СССР, в начале 90х годов, одной из первых частных камнерезных фирм выпускающих камнерезные фигурки, стала , мастерами которой было возрождено классическое жанровое направление «Русские типы» в уральском камнерезном искусстве.

Современные российские школы камнерезного искусства

«Закадычные друзья»

На сегодняшний день русская школа резьбы по камню является одной из сильнейших в мире. В российском камнерезном искусстве исторически сложились три основных центра вокруг главных гранильных фабрик.

  • - фабрика художественной обработки камня, находилась в Екатеринбурге, основана в 1751 году.
  • - фабрика художественной обработки камня, находилась в Санкт-Петербурге, основана в 1725 году.
  • - завод в селе Колывань Курьинского района Алтайского края, основан 1802 году.

Сегодня в России принято выделять две основных школы камнерезного искусства:

  • со столицей уральского камнерезного искусства — Екатеринбургом.
  • в которую так же входят окрестности Санкт-Петербурга.

Уровень мастерства современных российских школ камнерезного искусства непрерывно растет. Тем не менее, для широкой общественности современное камнерезное искусство в России остается малоизвестным и для большинства практически незнакомым.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ в г. Минусинске

Отделение среднего профессионального образования

по дисциплине: Народно-хозяйственные товары

на тему: "Камнерезные изделия"

Выполненостудентами Преподаватель:

3-го курса гр. ТН-09-1ММахина С.В.

Кара-Сал Шончалай,

Монгуш Менги

Минусинск 2010 г.

Введение

1. Общие сведения

1.1 Технология обработки камня

1.2 Ассортимент изделий из твердого и мягкого камня

1.3 Разнообразие камней

1.4 Требования к качеству изделий и транспортировка

2. Камнерезное дело Тывы

2.1 О волшебном камне "агальматолит"

2.2 Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела

2.3 Мастера тувинского камнерезного искусства

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

Природа - великий художник. Она создает неповторимые по своей красоте камни. Разнообразна их палитра - все цвета радуги, все краски солнечного серебра представлены здесь. Человек только открывает эту изумительную красоту, стремится приблизиться к ней. И неудивительно, что коллекционирование камней давно стало страстным увлечением многих людей.

Резьба по камню - один из самых старых народных художественных промыслов.

Камнерезное искусство в России было развито уже в IX - XII веках. Наибольшего же расцвета оно достигло в конце XVII века. Основным центром производства камнерезных изделий становится Урал.

Целью данного реферата является дать наиболее в общем смысле представления о камнерезном искусстве в целом и ближе познакомить поистине уникальным искусством камнерезного дела Республики Тыва.

Задачами данного реферата является раскрытие общих сведений о камнерезных изделиях, технологии обработки камня, разнообразия камней, требования к качеству изделий, камнерезного дела Тывы, о волшебном камне агальматолите, сюжета и тематику тувинского камнерезного дела, знакомство мастерами тувинского камнерезного искусства.

1 Общие сведения о камнерезных изделиях

Камнерезные художественные изделия - изделия из поделочного камня, предназначенные для украшения жилого и общественного интерьера. (Изделия из драгоценных камней относятся к группе ювелирных изделий.) Подразделяются на декоративные изделия, служащие только для целей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративными имеют и служебное назначение, являются бытовыми предметами. К декоративным относятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; к утилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы, туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры и т. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках - консолях или в застекленных витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застекленной полки книжного шкафа или полки для книг.

Поделочные камни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий, подразделяются на твердые, средней твердости (полутвердые) и мягкие. Изделия из твердого и полутвердого камня отличаются от изделий из мягкого камня не только большей твердостью и прочностью, но и технологией обработки, характером оформления, ассортиментом. По шкале твердости (см. Абразивные материалы) твердые поделочные камни имеют твердость от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом. Камни средней твердости имеют твердость 3,5-4 и легко царапаются ножом. Мягкие камни имеют твердость 1,5-2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом. К группе твердых поделочных камней относятся: орлец (родонит), яшма, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень, кварцит, белоречит. К группе камней средней твердости относятся мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлении камнерезных художественных изделий имеет мрамор. К группе мягких камней относятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.

Изготовление камнерезных художественных изделий из твердого и полутвердого камня известно со времен глубокой древности. В древнем Китае и древней Индии особенно ценился нефрит, считавшийся вечным и священным камнем, из него изготовлялась мелкая скульптура, туалетные принадлежности: вазочки, чашечки, шкатулки, печати, перстни, браслеты, оправы для вееров и т. д. И древнем Египте, Месопотамии. Персии родилось искусство глиптики, искусство изготовления гемм - резных выпуклых (камней) и углубленных (инталио) рельефов из агата и других твердых камней. Позднее это искусство перешло в Грецию, а затем в средние века и в новое время было возрождено и во Франции. Славную страницу в историю камнерезного искусства вписали русские мастера-камнерезы XVIII - XIX веков. Ими изготовлялись декоративные вазы из цветного камня разных пород (орлеца, белоречита, малахита, лазурита и яшмы), начиная от колоссальных ваз и чаш диаметром 3 м и кончая миниатюрными туалетными вазочками и чашечками с почти прозрачными стенками. Эти изделия в прежние времена служили украшением дворцов и особняков знати, а в наши дни хранятся в крупнейших музеях. Создание подобных каменных ваз было сопряжено с огромной затратой труда, поскольку приходилось оббивать, отшлифовывать и резать твердый камень почти целиком вручную. В наши дни камень обрабатывается механическим путем на государственных камнеобрабатывающих заводах.

1 .1 Технология обработки камня

Технология обработки твердого камня состоит из следующих этапов:

Сортировка сырья;

Распиловка;

Сверловка (ощипка);

Подбивка;

Шлифовка;

Полировка.

Камень сортируется по окраске и рисунку; существенным показателем качества, на который обращают внимание при сортировке, являются однородность и отсутствие трещин. Распиловка твердого камня производится на механических дисковых пилах или на алмазном резном станке, где между обрабатываемым камнем и рабочей поверхностью пилы из мягкого железа помещается алмаз, которым натравливается железная пила. Сверловка, резание и разнообразная механическая обработка твердого камня производятся на сверлильных станках стальными и медными фрезами. Подгонка требуемой формы (подбивка) производится на подбивочном станке с вращающимся карборундовым кругом.

Шлифовка и полировка осуществляются на шлифовально-полировальных станках; в качестве стачивающего и шлифующего материала применяется наждак и карборунд, в качестве полировального материала - крокус, танердэ, трепел.

Изделия из твердого и полутвердого камня чаще всего бывают очень несложными по форме, потому что ровная, гладкая, дополнительно ничем не украшенная поверхность хорошо отполированного изделия из твердого камня сама по себе производит большое художественное впечатление. При полировке отчетливо выделяется природный узор камня, явственно проступают тонкие цветовые переходы, становятся видны темные и светлые прожилки и кристаллические включения, образующие все вместе причудливые, никогда не повторяющиеся фантастические узоры.

1.2 Ассортимент изделий из твердого и мягкого камня

Обычными широко распространенными изделиями из твердого камня являются всякого рода шкатулки, ларцы, коробочки, вазы, чернильные приборы, полуфабрикат для ювелирной промышленности. Большие подарочные ларцы (изготовленные сериями по несколько штук) обычно оправляют в серебро, а ларцы и шкатулки средних и мелких размеров обрамляют тонкими поясками из позолоченной бронзы. Шкатулки и ларцы выпускает ленинградский "Русские самоцветы" и Свердловский заводы, изготовляются ларцы из всемирно знаменитой темно-красной, так называемой сургучной, и пестрой "ситцевой" яшм Орского месторождения (Урал). Круглые (цилиндрические) туалетные коробочки диаметром от 50 до 95 мм делают из яшмы разных сортов и расцветок, чаще всего из калканской. Маленькие коробочки часто украшают только тонким металлическим пояском, проходящим по линии соединения верхней и нижней частей коробочки. Коробочки большего размера часто имеют на крышке рельефные украшения в виде кисти ягод: смородины, малины, ежевики или клубники. Среди уральских мастеров-камнерезов еще с прошлого столетия живет, передаваясь от дедов внукам, мастерство виртуозной имитации спелых, сочных, точно сейчас только сорванных ягод и свежих ярко-зеленых листьев, путем подбора подходящих по цвету и оттенку кусочков цветного камня. Черную смородину обычно делают из агата, клубнику из сургучной яшмы, листья - из малахита или змеевика, корешки - из темно-розового орлеца и т. д. Это тонкая, кропотливая работа, требующая большого терпения и вкуса.

Некоторые виды камнерезных художественных изделий из твердого камня украшаются мозаикой или инкрустацией по камню. Мозаика бывала двух видов: флорентийская и русская. Техника так называемой флорентийской мозаики состоит в том, что кусочки цветного камня подбираются по рисунку художника, склеиваются на цементной подкладке, составляя вместе яркую красочную картину. Флорентийская мозаика издавна применялась для изготовления верхних досок столов - столешниц. Такая мозаика применяется при изготовлении больших декоративных настенных панно или карт. Техника русской мозаики, изобретенная русскими мастерами, заключается в том, что изделие изготовляется из сравнительно недорогого мягкого камня (например, мрамора) и затем оклеивается поверх тонкими пластинками редкого и дорогого камня (малахита или лазурита), пластинки подбираются одна к другой так, чтобы природный узор камня не был нарушен. При этом создается впечатление, что изделие является монолитным, выточенным из целого куска. В наше время при изготовлении крупных ларцов и шкатулок часто применяется способ оклейки металлического каркаса изделия тонкими пластинками каменной фанеры. Готовый ларец производит впечатление целиком выточенного из орлеца или лазурита.

Традиционным видом камнерезных художественных изделий из уральских твердых камней является горка из самоцветов. Она представляет собой декоративное сооружение в виде миниатюрной горки, в которой представлены самые разнообразные виды драгоценных и поделочных камней, встречающихся в природе. Эти камни собраны как своеобразная коллекция. Они представлены в необработанном, отшлифованном или ограненном виде. Некоторые камни даются отдельными кристаллами, другие сростками кристаллов и друзами. Горка в некоторой мере имитирует природные условия залегания камней. Набор образцов крепится на цементном основании. Наиболее распространенные размеры горки 15-40 см в высоту, горки самоцветов предназначаются для музеев, выставок, школьных минералогических кабинетов, а также служат украшением письменных столов. Горки показывают многообразие и богатство месторождения цветного камня в Рос сии и отражают искусство композиции камнерезов.

Массовое изготовление камнерезных художественных изделий из мягкого камня в России началось в 80-х год XIX века. Декоративные вещи из мягкого камня занимают значительное место. Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливается поперечной или циркулярной пилой, а вырезка художественных изделий осуществляется вручную при помощи стамесок, рашпилей и других несложных инструментов. Красочный и легко поддающийся обработке мягкий камень более всего пригоден для изготовления скульптуры малых форм и мелких бытовых, преимущественно настольных предметов: пепельниц, солонок, вазочек, коробочек и т. п.

Небольшие изделия чаще всего целиком вырезаются на токарном станке, а затем дополнительно укрепляются вручную орнаментальной порезкой. Скульптура вырезается вручную после предварительной обточки камня на токарном станке. Готовые изделия шлифуются и полируются при помощи высушенных и специально обработанных стеблей хвоща.

1.3 Разнообразие камней

Художественная убедительность, красота каменных скульптур зависит от удачного подбора наиболее подходящего по текстуре и расцветке камня. Из селенита, с его слоистым строением, шелковистой фактурой и как бы светящейся медово-желтой золотистой просвечивающей поверхностью получаются очень красивые изящные золотые рыбки; хорошо выглядят селенитовые лисята и белочки. Серовато-коричневый кальцит с неясно выраженными темными полосами служит для воспроизведения медведей, собак, воробьев. Неожиданная и разнообразная окраска гипсового камня различных месторождений, варьирующаяся от самой нежной чисто-белой, желтовато-белой, розоватой с тончайшими золотистыми или голубоватыми прожилками до темно-серой, пятнистой, почти черной, а иногда зеленоватой или голубоватой, делает возможным создание настольных скульптур на самые различные сюжеты. Выразительность и декоративность камнерезной скульптуры обусловливается четкостью и выразительностью силуэта. В настольной скульптуре должно быть соблюдено основное условие декоративности: силуэт животного, птицы или человека должен быть ясным, четким и хорошо смотреться на расстоянии. Каменные скульптуры с человеческими фигурами выполняются только из однотонного светлого камня без пятен и прожилок. Шкатулки и коробочки из мягкого камня обычно украшаются орнаментальной порезкой, рельефом или ажуром на крышке и на боковых поверхностях. Поскольку свет проникает в толщу мягкого камня на значительную глубину, рельеф должен быть тем резче и орнаментальная порезка тем глубже, чем прозрачнее поверхность камня. С наибольшей полнотой текстура и природная красота мягкого камня выявляются в изделиях на токарной основе; вазочка или чашечка выглядят тем привлекательнее и декоративнее, чем красивее по текстуре и расцветке сам камень, из которого они выточены. В некоторых камнерезных художественных изделиях сочетают камень разного сорта, цвета и текстуры. Этот прием повышает декоративность изделия. Так, например, прозрачная золотая рыбка из селенита удачно украшает крышку пудреницы из светлого гипсового камня. Традиционное для камнерезного искусства сочетание камня с металлом широко применяется и в мягком камне. Декоративные бытовые изделия из гипсового камня, кальцита и селенита (туалетные коробочки, туалетные приборы, вазочки, украшенные простыми гладкими металлическими поясками из латуни или оксидированного или анодированного алюминия) имеют очень скромный и строгий вид и по своему характеру очень близки к стилю оформления современной массовой мебели с ее простыми формами и отполированными поверхностями, и к недорогим драпировочным и обивочным тканям. Большой популярностью пользуются изделия из янтаря: миниатюрные скульптурки, изображающие животных и птиц, мундштуки, броши, запонки, бусы и др. Широко известны лампы-ночники из мягкого камня. Они делаются в виде совы со стеклянными глазами, вазочки, рыбки, бутона, букета цветов. Ночники изготовляются из целого куска камня, из которого выбирается (выдалбливается или вырезается) колпак; остается тонкий слой камня, просвечивающий при зажигании лампы в нем, при этом выявляются текстура камня, места различной плотности, включения, благодаря чему создаются фантастические, полные изящества узоры.

1.4 Требования к качеству изделий и транспортировка

Камнерезные художественные изделия считаются полноценными лишь при условии отсутствия на их поверхностях каких бы то ни было трещин или плохо отполированных участков. Изделие должно быть правильным и красивым по своим формам и пропорциям и отполировано до зеркального блеска. Нежная отполированная поверхность камнерезного изделия, выполненного как из мягкого, так и из твердого камня, может быть легко потерта и поцарапана при транспортировании. Поэтому Камнерезные художественные изделия рекомендуется перевозить в специальной упаковке: в коробках, выстланных ватой, или завернутыми в мягкую бумагу и уложенными в ящики, устланные и набитые соломой. Это предохраняет хрупкие изделия из мягкого камня также и от раскалывания в пути.

2. Камнерезное дело Тывы

В тувинской скульптуре малых форм мастера дают волю мысли, фантазии, не просто изображают зверя, но и стремятся выразить его состояние, настроение (упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя), покрывают фигурку богатым ровным орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву, создают своеобразные сказочные поэмы в кусочке камня.

2.1 О волшебном камне "агальматолит"

Горы Бай-Тайги, окрестности древнего Тээли богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют "Чонар даш" - камень, который можно резать.

Агальматолит -это непрозрачный декоративный поделочный камень, разновидность минерала пирофиллита. Из агальматолита режут различные фигурки и украшения.

Не случайно его название происходит от греческих слов agalma - "изваяние", "статуя" и lithos - "камень". Впервые термин "агальматолит" был введен в минералогическую номенклатуру в 1797 году.

Агальматолиты бывают белыми, серыми с зеленоватыми и желтоватыми оттенками. Реже встречаются камни красного и даже темно-вишневого цвета. Благодаря гладкой, мыльной" поверхности агальматолит называют "восковым камнем" или "жировиком".

Помимо Юго-Восточной Азии месторождения агальматолитов есть на Южном Урале, в Узбекистане, на Украине, в Чехии, Румынии и США. Обширные месторождения агальматолита существуют на территории Монголии и Тувы.

Камень настолько мягок, что легко поддается обработке ножом или резцом. Фигурки, вырезанные из агальматолита, во время жертвоприношений нередко заменяли самих жертвенных животных. В России до революции на сибирских ярмарках продавались декоративные миниатюрные пагоды из этого камня, который поэтому называли пагодитом.

Благодаря тому, что его легко обрабатывать, его используется с глубокой древности: агальматолитовые бусины встречаются в захоронениях возраста более 16 тысяч лет.

В Китае уже в глубокой древности из агальматолита вырезали предметы обихода, мелкие художественные изделия и декоративные предметы. И он ценился очень высоко, особенно если его искусственно окрашивали в разные цвета (чаще всего в лазоревый).

В Киевской Руси в X-XIII вв. из волынских агальматолитов вырезали архитектурные детали храмов. Его называли "образным" (он шел в производство объемных икон) и "мыльным" камнем. На Востоке -"пагодитом" (из него вырезали фигурки фантастических и других животных, архитектурных памятников и пагод). Интересная особенность: после обжига камень становится более твердым.

Чтобы умилостивить богов, считалось необходимым принести им в жертву крупное животное, но его можно было заменить и удачно выполненной имитацией из камня. Агальматолит может применяться как поделочный, декоративный и облицовочный камень. Как поделочный камень агальматолит используется у нас в стране народными умельцами Бурятии, Тувы, а также в Корее и Японии.

Агальматолит образуется в результате низкотемпературных гидротермальных процессов (вне зависимости от состава различных образцов камня).

2.2 Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела

Овладеть искусством резьбы по камню не так легко, как кажется на первый взгляд: многие изображения животных связаны с народным эпосом, с его поэтической символикой, имеют глубокие корни в древней восточной мифологии.

Сюжет и тематика тувинской скульптуры закреплены многолетней традицией. Прежде всего – это изображения животных, обитающих в горах и степях края: конь, горный козел – серге, верблюд, тувинский як (сарлык), олень.

В них декоративная стилизация сочетается с реалистической достоверностью, великолепным знанием повадок зверей, анатомии их тела.

Подчеркивая отдельные формы (например, удлиняя или круто завивая рога серге, усиливая выпуклость могучей шеи сарлыка), мастер придает им дополнительную выразительность, чему также способствует резной орнаментальный узор, воспроизводящий завитки шерсти или гриву.

Излюбленными персонажами тувинской пластики являются фантастические, сказочные создания, восходящие к мотивам древней мифологии. Наиболее часто попадается изображение "арзылана" (льва), который с настоящим львом (в Туве не встречающимся) имеет мало общего. Представление об "арзылане" издавна проникли в Туву из Китая и смешались с вымыслами, легендами и мифами.

В изображении этих "арзыланов" тувинские мастера особенно щедры на выдумку. Широко распространен образ сказочного дракона, извергающего пламя. 3

Значительную долю изделий составляют такие предметы как шахматы с их специфической восточной иконографией (например, "арзлан" - ферзь, верблюд – шахматный слон, буддийский монах, лама – король), а также чернильные приборы, карандашницы, пепельницы и многие другие мелкие предметы.

Проникают в народную скульптуру сюжеты из истории и современности, изображение людей - всадников, пастухов, охотников, встречаются даже портреты.

2.3 Мастера тувинского камнерезного искусства

При общности иконографии, традиций, основных приемов и форм в этом искусстве раскрывается бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров.

Например, мастер М.Х. Черзи силен богатством и тонкостью орнаментации, декоративными эффектами.

Меньше внимания орнаментации уделял Х.К. Тойбухаа, зато богаты моделировка его скульптур, пластическое выражение движения, пространственная композиция. Даже в миниатюрных фигурках поражают точность и чистота изображений лиц. С большим мастерством ему удавались многофигурные композиции, ритмическая согласованность движений пары или группы животных. Мастер Б.С. Байынды любил спокойные, статистические формы, подчеркивал устойчивость и силу животных. Именно эти особенности стремится передать мастер в композиции " Бой быков" (1977 г), избегая динамичности, которой требует сам сюжет.

Выдающийся камнерез В.Салчак придумал новое направление в камнерезном искусстве – создание пустотелых фигур. Самое священное у тувинцев - это их жилище, юрта. Он сделал ее миниатюру из агальматолита пустотелой (2004 г.). Особенность пустотелых фигур состоит в том, что их можно выполнять в более крупном размере, нежели монолитные фигурки из Чонар – даша, а это неограниченный простор для фантазии.

Владимир Салчак исследовал чонардаш и обнаружил, что он еще и поет: " камни бело-голубого цвета хорошо, звонче поют. Немного тусклее и тоскливее звучит красноватый камень. Мы изучали и его светопроницаемость. Один и тот же камень по-разному пропускает через себя свет. В особенности, когда еще не разукрашенная юрта каменная, когда вечером снизу подсветку лампой делаешь цветами играет - одно загляденье".

Среди камнерезов старшего поколения Байыр Сарыгович Байынды является признанным мастером. Его произведения стали ярким примером для творческого вдохновения последующих молодых резчиков по агальматолиту. Пластическое искусство Байыра Сарыговича раскрыло одну из блестящих граней тувинского народного искусства.

Камнерезные произведения Б. С. Байынды хранятся в фондах Национального музея Республики Тыва, художественных музеев Иркутска, Красноярска, Томска, Омска, Барнаула, Москвы и Санкт-Петербурга. Пластическое искусство Байыра Сарыговича Байынды является одним из значительных пластов "золотого" фонда изобразительного искусства Тувы.

Заключение

Мы рассмотрели лишь малую часть этого поистине уникального, древнего, самобытного искусства камнерезного дела, прикоснулись лишь слегка к истокам и основам культуры наших предков. Мы почувствовали, насколько щедра и богата наша земля.

Время не стоит на месте, рождаются на свет новые мастера, появляются новые стили и направления, открываются новые школы, в которых обучают этому мастерству. Преемственность поколений сохраняется. И настоящим мастером является тот, кто искренне любит, ценит, бережет свою родную землю. Только тому природа приоткроет свои тайны и покажет всю красоту, при помощи этого вида искусства.

Библиографический список

1. Ондар, С. Мелодия камня / С. Ондар // Газета "Центр Азии". – 2008. - №42. – С.8

2. Червонная С. Художники Республики Тыва / С. Червонная / – СПб.; "Художник России". - 1995 г.

3. Ляшко, А. Товароведение и экспертиза культтоваров, товары для эстетического и интеллектуального развития: учебное пособие / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007. – 298 с.

4. Путолова, Л. Самоцветы и цветные камни / Л. Путолова. - М.: "Недра", 1991.

5. Сайт "Народные промыслы России"

Приложения

Р.А Аракчаа "Сарлык (як) с теленком" 1977 г.

К.Х. Тойбухаа "Конь"

Э.Б. Байынды "Бой быков" 1977 г.


Б.С. Дупчур "Погонщик верблюдов" 1980 г.