Он и она. Павел Гумеров - Владимир Высоцкий: трагедия русской души Павел гумеров христианская психология

Все мы очень разные. У каждого своя наследственность, характер, воспитание, образование. Поэтому нам порой бывает сложно найти общий язык, договориться. Но люди ещё делятся на мужчин и женщин. Разница между ними просто огромна. Порой кажется, что это существа как бы из разных миров. Мужчина и женщина зеркально противоположны друг другу. Но живём мы на одной планете, и продолжение жизни на Земле зависит от взаимодействия мужского и женского пола. Значит, нам просто необходимо научиться понимать друг друга.

Почему Господь создал мужской пол и женский? Что ждёт женщина от мужчины и мужчина от женщины? Как нам придти к взаимопониманию и любви? На эти и другие вопросы я пытаюсь найти ответ в этой книге.


Вниманию благосклонного читателя предлагаются беседы, которые проходили в лектории Государственного Исторического Музея в г. Москве. В рамках программы «Семейная школа». Я немного расширил прочитанные лекции, добавил некоторые новые темы. Наши беседы проходили, как говорится, «в теплой дружественной обстановке», иногда монолог переходил в диалог, мне задавали вопросы, не всегда соглашались с ответами, и это тоже было учтено в процессе создания книги.



«Гражданский брак». Начало семейной жизни или блудное сожительство?.

Люди, живущие в «гражданском браке», часто приходят в церковь, либо на исповедь, либо для беседы со священником. Очень многие из них чувствуют большой дискомфорт от своего сомнительного состояния, они хотят узнать: почему Церковь осуждает «гражданские браки» и хотят получить ответ от священника: что же им дальше делать, как жить? Мне очень часто приходится беседовать с подобными людьми и на основании этих бесед, я написал эту книжечку. Надеюсь, что кому-нибудь она поможет разобраться в его личной жизни и его «брак» из «гражданского» станет настоящим.


«Восемь смертных грехов и борьба с ними» (Православная аскетика для мирян).

В старину на Руси любимым чтением всегда было «Добротолюбие», «Лествица» св. Иоанна Лествичника и другие душеполезные книги. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться?»; «Отче, как бороться с унынием и леностью?»; «Как жить в мире с близкими?»; «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?». Эти и другие вопрошания приходится слышать каждому священнику. На эти вопросы отвечает наука, которая в богословии имеет название аскетика. Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться. Как обрести мир душевный. Как стяжать любовь к Богу и ближним.


В помощь пришедшим на исповедь.

Всем священникам приходиться проводить исповедь, и во время этого таинства отвечать на вопросы прихожан. Иногда вопросы, касающиеся духовной жизни, задаются и не на исповеди. Какие вопросы чаще всего слышит священник? Как бороться с греховными помыслами? Как справиться с унынием, раздражительностью, гневом, пьянством? Нет мира в душе и мира с близкими людьми, подскажите, что делать?



Владимир Высоцкий: трагедия русской души.

Можно любить или не любить Высоцкого, но нельзя сомневаться в том, что он оказал очень большое влияние на несколько поколений российских людей, совершенно разных социальных слоев, сословий и возрастов. По цитируемости песен, по востребованности творчества, Высоцкий неуклонно стоит на первых местах. Его песни слушают и цитируют все: и простой народ и писатели, и журналисты, и даже священники.


Крещение и воцерковление.

Нужно помнить, что принимая Крещение, мы делаем очень ответственный шаг, жить так, как мы жили до этого, мы уже не можем. Для того, чтобы стать христианином, нужно хорошо подготовится: укрепить свою веру и приобрести необходимые знания. Надеюсь, что в этом вам поможет эта книжка. Также она адресована тем, кто уже крещен, но только начинает воцерковляться, делает первые шаги в православном храме.


В основе семейной жизни православного христианина должны лежать три слагаемых: Первое и самое главное: любовь и правильное понимание этого понятия, потому что далеко не все знают, что такое настоящая любовь. Второе – это правильное понимание целей и задач семейной жизни. И третье – правильная семейная иерархия. На этих трёх, так сказать, «китах» строится семейная жизнь.



Вечная память.

Уход человека из жизни – всегда тяжелое испытание для близких. Как пережить боль утраты? Как правильно подготовить усопшего к погребению? Как проводить в последний путь? Как поминать потом? В книге, один из авторов которой (священник Павел Гумеров) служит в храме свт. Николая на Рогожском кладбище, вы найдете подробные указания обо всех деталях православного погребения, а также пастырские советы и слова поддержки. В приложении помещены утешительные письма свт. Феофана о часе смертном и молитвы, которые в Православной Церкви принято читать, провожая ближнего в путь всея земли.


Дом христианина. Традиции и святыни.

Понятие церковности предполагает не только участие в Таинствах и знание Священного Писания, но также полное изменение всего уклада жизни в соответствии с церковными традициями: правильное отношение к святыне, молитва, убранство дома, благочестивое поведение и воспитание детей и пр. Предлагаемая книга освещает эти темы и будет интересна не только для малоцерковного, но и для воцерковленного читателя.
Авторы: иеромонах Иов (Гумеров), священник Павел Гумеров.

Таинство причащения.

Автор повествует о происхождении Таинства причащения и его значении в жизни каждого верующего. Наряду с духовным осмыслением Евхаристии читатель найдет в этой брошюре практические советы в подготовке к Таинству, получит представление о церковном последовании литургии, а также об особенностях причащения детей и болящих.

Annotation

Цикл бесед священника Павла Гумерова посвящен тому, как научиться избегать столкновений и конфликтов в семейной жизни, как разрешать конфликтные ситуации, как достичь мира и взаимопонимания в браке.

Семейные конфликты: профилактика и лечение

Немного конфликтологии: ссора или конфликт?

Конструктивный конфликт лучше «доброй ссоры»

Разрешение конфликтов: стратегия и тактика

Стрессы и конфликты

Мужчина и женщина в ситуации стресса

Три кита семейного счастья

Глава семьи и его помощница

Взаимное почитание

Психологические тормоза

Общение значит общность

Почему мы разные

Идеализация

Разрешаем конфликт продуктивно

Семейные кризисы

Измена. Ревность. Расставание

Прощение

Родители и дети

Новый член семьи

Полюбите детей

«Мы его не понимаем!»

Детские кризисы

Учимся понимать своих детей

Подростковый бунт

Вековечный конфликт, или «Мой зять украл машину дров»

Наши родители

Семейные конфликты: профилактика и лечение

Немного конфликтологии: ссора или конфликт?

Начало ссоры - как прорыв воды, оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. (Притч. 17: 14)

Каждый человек с детства знает: конфликтов следует избегать, ссориться нехорошо, нужно жить в мире. Помните: дети, сцепившись мизинцами, говорят друг другу: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»? Человек создан Господом со стремлением к добру, миру и любви. Людей, получающих удовольствие от ссор и стремящихся к конфликтам, слава Богу, очень мало. И если человек ведет себя подобным образом, это свидетельствует либо о каких-то психических отклонениях, либо об очень больших комплексах и пережитых душевных травмах.

Правда, существуют индивиды, очень часто попадающие в конфликтные ситуации и нередко провоцирующие их. Но они сами сильно страдают от своей некоммуникабельности, от неумения ладить с ближними. Они не сознательно идут на конфликт, а по причине своей невоспитанности, недалекости или скверного характера.

Можно ли в нашей жизни вообще обойтись без конфликтов, столкновений? Стремиться к этому нужно; надо прилагать все усилия, чтобы избежать всякого рода трений и напряженности в отношениях. Апостол Павел говорит о том, чтобы мы сохраняли мир с людьми, если это только возможно (см.: Рим. 12: 18). Но тот же апостол пишет: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11: 19). И предупреждает коринфских христиан, чтобы их разномыслия не перешли в разделения внутри церковной общины.

Разномыслия, несовпадения точек зрения, взглядов среди людей в любой социальной группе (семье, общине, общественной организации, производственном объединении и т. д.) неизбежны, и ничего страшного в этом нет. Как говорится, «сколько людей - столько и мнений». И нам от Бога дан разум, язык, умение общаться, чтобы прийти к согласию, договориться по самым разным вопросам.

Так что же такое конфликт, и как правильно вести себя в конфликтной ситуации? Неправильно думать, что слова «конфликт», «ссора», «скандал», «спор», «перепалка» являются синонимами. Слово «конфликт» имеет латинское происхождение. По латыни conflictus значит «столкновение». Учебник конфликтологии для вузов дает такое определение конфликта: «Конфликт - социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний оппонентов и т. п.».

Итак, конфликт - это, в первую очередь, несовпадение взглядов, столкновение противоположных точек зрения на какую-то проблему, но это вовсе не означает, что конфликт должен стать ссорой, скандалом, выяснением отношений. Можно сказать так: любая ссора - это конфликт, но далеко не любой конфликт - это ссора. И наша главная задача - учиться решать разногласия, не доводя их обсуждение до ссоры.

Несовпадение взглядов: у каждого своя колокольня

Прежде чем перейти к теме семейных конфликтов, необходимо хотя бы вкратце рассказать о том, что лежит в основе любого конфликта. В конфликтной ситуации двое или более людей, взаимосвязанных друг с другом, имеют несовпадение мнений, взглядов на одну и ту же проблему; эти взгляды сталкиваются, при этом конфликтующие стороны, как правило, уверены в своей абсолютной правоте (по крайней мере, вначале).

Конфликты сопровождают человечество на всем протяжении истории его существования. Не только исторические летописи и хроники изобилуют описанием различных конфликтов. Огромное количество исследований и просто художественных произведений написано на эту тему. Существует много пословиц, поговорок, «крылатых фраз», говорящих о столкновении, несовпадении мнений и взглядов: «каждый смотрит со своей колокольни», «своя рубашка ближе к телу», «сколько голов - столько и умов», «сытый голодного не разумеет», «у каждого своя правда» и т. д. Немало литературных произведений не только в своем содержании, но уже в самом названии поднимают тему конфликта. Например, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя или всем известный роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Фабула романа как раз в том, что старшее поколение и молодежь имеют совершенно разные взгляды на жизнь, и это приводит к конфликту поколений.

Конфликтные ситуации сопровождают нас и в повседневной жизни. У кого-то они случаются очень редко, у кого-то часто, но так или иначе нам всем нужно быть к ним готовыми.

Вот один реальный случай из жизни. Как-то, поддавшись на сладкие речи и щедрые посулы двух уроженцев солнечной Молдавии, я нанял их для строительства деревянной пристройки к дому. Цену они запросили очень даже скромную, и мы ударили по рукам. Но плохо, друзья мои, мы помним классиков. Потому что вышло все как в известной сказке Пушкина: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!» (К слову сказать, слово «поп» приобрело ругательный характер только в советское время; до революции так принято было называть всех священников: например, соборный протопоп - это протоиерей, служащий в соборе.) Работу свою мои работники, впрочем, выполнили, и даже в обещанный срок, но оставили множество недоделок, устранять которые пришлось уже мне. Но это было далеко не самое неприятное. Молдаване, видимо не рассчитав местных погодных условий, возведя стены пристройки, не стали закрывать крышу, а сразу принялись за пол: настелили так называемый «черный пол», положили утеплитель и прибили сверху половые доски. И вот, когда они принялись за крышу, пошел сильный дождь и, не прекращаясь, лил целую неделю. Усталые и злые, строители все же закончили работу, но пол был безнадежно испорчен: вода через щели затекла внутрь и намочила утеплитель; уйти влага не могла, так как снизу был положен рубероид и «черный пол». Обнаружив сей прискорбный факт, я сделал выговор горе-строителям, призвав их вскрыть пол и постелить новый утеплитель взамен испорченного. Строителей это мое, как мне казалось - законное, требование весьма возмутило; они сказали, что не виноваты в том, что дождь лил всю неделю и испортил их работу: это, дескать, непреодолимые обстоятельства - так сказать, «форс мажор». И хотя рабочие не употребляли этого модного ныне термина и вообще вряд ли знали его, но непреодолимость водной стихии была для них очевидна. То, что сначала нужно было сделать крышу, а уже потом заниматься полом, видимо, никогда не приходило им в голову. Оно и понятно, ведь в Молдавии уже который год летом стоит засуха и почти нет дождей. Ситуация усугублялась тем, что я уже выплатил строителям все обещанные им деньги. Но, слава Богу, все разрешилось благополучно, и после долгих препирательств и уговоров молдаване наконец согласились перекрыть пол, хотя нервов и времени на преодоление этого конфликта было потрачено немало.

Родился в г. Уфе в 1974г. В 1984г. принял Святое Крещение вместе с родителям, братом и сестрой. Вся семья отца Павла проживала тогда уже в Москве. (Отец отца Павла впоследствии был рукоположен в священники, а в в 2005 году принял монашеский постриг с именем Иов. Ныне он является насельником Сретенского монастыря в Москве.)

В 1991г. поступил в Московскую Духовную Семинарию в городе Сергиев Посад, которую окончил в 1995г. В том же году поступил в Московскую Духовную Академию. В 1996г., учась в Академии, принял священный сан. В этом же году, указом Святейшего Патриарха Алексия, назначен штатным клириком в храм святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы.

Священник Павел Гумеров пишет книги и статьи, записывает диски, выступает с лекциями, проводит семинары и беседы на темы семьи и брака, нравственного богословия. Также по благословению священноначалия поет в хоре духовенства Московского Петропавловского благочиния. Женат, имеет двоих сыновей.

Отец Павел является автором книг: «Малая Церковь», «Он и она», «Семейные конфликты. Профилактика и лечение», «Вечная память» (в соавторстве с отцом Иовом), «Дом христианина. Традиции и святыни» (в соавторстве с о. Иовом), «Православная аскетика, изложенная для мирян», «Таинство причащения».

Владимир Высоцкий: трагедия русской души

Священник Павел Гумеров

К 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга отца Павла Гумерова - во многом оригинальный взгляд современного священника на личность и творчество современного русского поэта Владимира Семеновича Высоцкого. Автор умело и основательно излагает свою точку зрения на значимость поэта для людей нашего времени, не закрывает глаза и на проблему мучивших его страстей.

Верующих всегда беспокоит вопрос о степени ответственности великих людей перед Богом и ближними. Что перетянет на Страшном Суде - личная жизнь гения с ее неизбежными греховными коловращениями или же позитивные плоды его творчества? Оправдает ли, например, Господь боль, причиненную гением другим людям, если обидчик талантлив, и добрыми плодами его дел - стихов, прозы, полотен - пользуется все человечество?

Как-то Федор Михайлович Достоевский сказал, что все наши грандиозные социальные эксперименты не стоят и ломаного гроша, если в их основание пролита хотя бы единая слеза ребенка. Интересная мысль, не правда ли? Так как же здесь быть и что делать? Сложнейший вопрос. Гениальность - не панацея. И мы доподлинно знаем, что у Бога все на счету, все человеческие грехи. И яркие люди здесь никакое не исключение. Кому многое дано, с того многое и взыщется. Да, Бог есть любовь, но человек, в том числе и особо одаренный, своими проступками сам закрывает себя от всеобъемлющей божественной любви. Где же выход?

Удивительно, но часто еще здесь, на земле, вершится Божий суд, и согрешивший человек претерпевает спасительные для своей души земные мучения, нередко приводящие его к покаянию и преображению. Классический пример - пуля, полученная Пушкиным в живот от Дантеса, оскорбителя его чести. Но разве Пушкин в других ситуациях не вел себя так же недостойно, живя с чужими женами? Расплата за грех непременно возвращается бумерангом - это непреложный закон духовной жизни. Но в результате Пушкин, умирая, изгладил многие свои грехи неложным покаянием и искренним прощением убийцы.

Владимир Высоцкий мучительно страдал от алкогольной зависимости, в творчестве совершенно не щадил своего здоровья и кончил жизнь тяжкой смертью. Но это ли не таинственное равновесие в Божием промысле о поэте? Ведь он, как и Пушкин, живя и горя для людей, страдал не только от злых страстей, но и от непомерно жертвенного напряжения всех своих сил, а потому, хочется верить, и умер во многом прощенным. Да, у него не сложилась, к примеру, личная жизнь. Но кто знает, не помогли ли его возвышенные лирические произведения преодолеть тем или иным людям взаимное отчуждение, все простить друг другу и не расстаться? И это всего лишь один штрих из возможного положительного влияния Высоцкого на миллионы своих читателей и слушателей. Зрелое творчество поэта, особенно его военный, лирический и гражданский цикл укрепляет их души, сообщает мужество, учит дружбе, воспитывает ответственность за все, что происходит вокруг, проповедует любовь и суровую нежность.

В вечности для таких страдальцев может открыться весьма отрадная картина, так как все они, отмучившись в земной юдоли, встретят Бога в раю и обретут у Него прощение, ибо они уже испили свою чашу боли. Человек - существо архисложное, высшее творение Божие, и Господь безмерно любит его. Оттого у Него к нам и милость, что превозносится над судом.

Будем помнить одно - при оценке личности Высоцкого и его роли в русской истории (а она - несомненна) лейтмотивом нашим всегда должны быть слова: милосердие выше справедливости. Если вершить суд только по справедливости, то все осуждающие поэта точно так же, как и поэт, должны быть казнены Богом и обречены на вечные муки, поскольку и они - безмерные грешники. Потрясите их хорошенько - и грехи посыплются из них как из рога изобилия.

Священник Павел Гумеров пошел по стопам своего родителя, известного духовного писателя, отца Иова, отличающегося высокой ученостью, сильной верой, смирением и неосудительностью, и даже чисто внешне схожего с о. Павлом Флоренским. Автор книги богословски грамотно и по-человечески здраво рассуждает о нашем ве-ликом и непростом современнике, расставляет правильные акценты, стремится раскрыть и решить все наиболее болезненные проблемы, связанные с отношением верующих к поэту. И надо сказать, это ему вполне удается.

Книга написана свежим, живым языком. Ясно ощущается горячее желание автора показать всю обоснованность своей глубокой любви к человеку, который был и во многом остается для него верным старшим товарищем.

Протоиерей Михаил Ходанов,

ВВЕДЕНИЕ

В этом году исполняется 75 лет со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого и для меня это был случай лишний раз вспомнить этого весьма противоречивого, неординарного и, без всякого сомнения, одаренного от Бога, великого человека. Можно любить или не любить Высоцкого, но нельзя сомневаться в том, что он оказал очень большое влияние на несколько поколений российских людей совершенно разных социальных слоев, сословий и возрастов. По цитируемости песен, по востребованности творчества Высоцкий неуклонно стоит на первых местах. Его песни до сих пор слушают и цитируют все: и простой народ, и писатели, и журналисты, и даже священники. Я сам слышал как один маститый протоиерей, настоятель нескольких храмов, в беседе с прихожанами ссылался на песни Высоцкого. Если бы не было Владимира Семеновича, возможно, что и не было бы лучших представителей современного отечественного рока и авторской, бардовской песни, или их творчество было бы каким-то иным. Потому, что Высоцкий, по их собственному признанию, очень сильно повлиял на них.

Не так давно Всероссийский центр изучения общественного мнения установил, что, согласно опросам, в сознании наших современников Владимир Высоцкий занимает второе место среди великих русских людей 20 века. На первом месте стоит Юрий Гагарин, на третьем - маршал Жуков. Притом, большинство респондентов, отдавших свой голос за Высоцкого, это молодые люди, родившиеся уже после смерти актера и поэта. Проходят десятилетья, меняются поколения, государственные строи, но «народная тропа» к нему не зарастает.

Помянем добрым словом

Народ, похоже, начал уставать от чернухи и «жареной» информации. Падают рейтинги телепередач, идущих в прайм-тайме на центральных каналах, специализирующихся в жанре «скандалы, интриги, расследования». Закрываются сами эти программы.

Конечно, такого рода передачи не исчезнут совсем, но большинству людей смертельно надоело бесконечное полоскание чужого грязного белья в передачах типа «Большая стирка». До боли хочется чего-то разумного, доброго, вечного…

Со времени ухода Владимира Семеновича прошло уже без малого 30 лет и 3 года. Но традиционно к двум ежегодным датам, дню рождения (25 января) и дню кончины (25 июля), появляются новые статьи, материалы, теле и радиопередачи о его жизни и творчестве. Особенно, конечно, интерес к Владимиру Высоцкому возрастает к его юбилеям. Но с прискорбием приходится констатировать, что большинство материалов о нем, особенно массовых, популярных, эксплуатируют один и тот же набор дешевых журналистских клише и штампов о Высоцком, как об алкоголике, наркомане, бабнике и любителе роскошной жизни.

Порой даже серьезные книги уважаемых мною авторов содержат совершенно непонятно откуда взятые сведения, о том, сколько литров водки было выпито поэтом в период запоев и сколько доз морфина он принимал в день. Не говоря уже о некоторых журналистах, которые пытаются найти все новые подробности из его интимной жизни и описать их в таких красках, как будто они сами «держали свечку». Все это очень неприятно читать людям, действительно любящим Владимира Высоцкого. Весь этот нездоровый, повышенный интерес к некоторым подробностям его биографии больно ранил самого Высоцкого при жизни. Он даже написал песню, как бы отвечая на бесконечные приставания журналистов, и его времени, и всех последующих времен. Она так и называется: «Я все вопросы освещу сполна»

Вот строчки из нее:

В блокноты ваши капает слюна -
Вопросы будут, видимо, о спальне…
Да, так и есть! Вот густо покраснел
Интервьюер: «Вы изменяли женам?» -
Как будто за портьеру подсмотрел
Иль под кровать залег с магнитофоном.