Организация предметно-развивающей среды по правилам дорожного движения в доо. Предметно – развивающая среда в ДОУ По ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно – транспортного травматизма

"Чтобы ваши дороги были безопасными!"

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Особую роль в группах детского сада играют центры "Внимание дорога!". Цель создания центров: концентрация различных материалов и оборудования, собранных для решения задач по формированию у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге. Они предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого.

Центрам выделено постоянное место. Они удобны, доступны детям, отвечают требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение центров подобрано в соответствии с возрастными требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., издание 6-ое, 2009г. и программы "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стёркиной Р.Б., 2004г.

Всё оснащение игровых центров подобрано с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, оно разделено на 3 подцентра: "Учи!", "Развивай!", "Закрепляй!". Система создания центров включает 3 аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города: ребёнок - пешеход, ребёнок - пассажир, ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, ролики, санки и др.)

Ребёнку даётся возможность творчески подойти к изучению и закреплению знаний такой сложной задачи, как знакомство с правилами дорожного движения. Наряду со знаниями о ПДД, у детей формируются речевые навыки, расширяется словарный запас и кругозор, развивается творческий потенциал, коммуникативные навыки, ребёнок на практике закрепляет социокультурные нормы поведения.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования в формировании у него самостоятельности, ответственности, прочности усвоенного материала, предметная среда центров оснащена разнообразными:

  • дидактическими играми : "Дорожные знаки", "Внимание, перекрёсток!", "Знай и соблюдай", "Три сигнала светофора", "Помоги Незнайке перейти дорогу", "А как бы ты поступил?", "Проезжая часть и тротуар", "Что за друг наш - "зебра"?", "Улица и пешеход", "Сигналы регулировщика", "Транспорт", "Важные машины", "Построй улицу" "Автодорожные и пешеходные тропы", "Доберись до цели, используя план" и т.д.;
  • пособиями (плакатами, альбомами, ширмами-макетами, макетами улиц, папками-передвижками, наглядным материалом и т.д.) "Дорожная азбука", "Здравствуй, город мой родной!", "На посту и день и ночь", "Возможные препятствия на проезжей части", "Если с другом вышел в путь", "Будьте бдительны на дороге", "Вы пример для окружающих", "Главный друг- светофор", " Пешеходы и водители", "Учите других правилам дорожного движения", "Помоги себе сам!", "Дети и дорога", "Улицы нашего города", "Безопасные прогулки", "Знакомство с транспортом", "Играйте дома", "Убедитесь в безопасном переходе" и т.д.;
  • детскими рисунками ;
  • атрибутами к организации сюжетно-ролевых, подвижных игр "Постовой -регулировщик", "Водители", "Пешеходы", "Мы пассажиры" и др.: макеты проезжей части с разделительной полосой, пешеходного перехода, светофора, дорожных знаков, автобуса, игрушки автомобили, стационарная атрибутика - жезлы, знаки, костюм регулировщика.

На участке детского сада выделено особое место для обучения детей правилам дорожного движения. Так как учреждение детского сада малокомплектное и площадь прогулочных участков невелика, используется дорога вокруг здания. Она рассматривается как "проезжая часть", на ней нанесена разметка - разделительная полоса, а при выходе из здания на групповой участок "зебра". Дети. Используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По "дороге с разделительной полосой" дети могут ездить на велосипедах, самокатах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора. Для развития сюжетно-ролевых игр выставляются выносные макеты, используются атрибуты. Общий вид площадки улучшает установка тематической ширмы с городским ландшафтом, создающим улучшенные условия для игрового действия. В изготовлении такой ширмы активное участие принимают дети: рисуют домики с окнами, из бросового материала делают пейзажи, дополняют композицию поделками оригами.

Особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет совместная работа детского сада и инспекторов ГИБДД. Инспекторы часто посещают детский сад, участвуют в создании предметной среды учреждения, проводят беседы с детьми, родителями о правилах дорожного движения. Приход инспектора делает работу по ознакомлению с правилами дорожного движения более действенной.

Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях широко используем информацию:

  • на стендах "Папа, мама, я - пешеходная семья", "Ребёнок и взрослый на улицах города", "Учите детей наблюдать", "На вас лежит ответственность", "Внимание, дорога!" и др.;
  • в папках передвижках "Знай сам - учи других", "Знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок", "Правила светофора", ""Пешеходам разрешается", ""Обязанности пешеходов и пассажиров" и др.

Родители являются полноправными участниками всего процесса формирования у детей дорожной грамоты. Принимают активное участие в совершенствовании предметной среды. Участвуют в выставке семейных рисунков "Знай и соблюдай!" - лучшие рисунки размещаются в центрах "Внимание дорога!", придумывают и изготавливают дидактические игры по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, которые тоже находят своё место в игровых центрах. Дома с детьми изготавливают бумажные макеты разных видов транспорта, зданий, дорожных знаков для обновления игрового макета "Улицы города". Участвуют в пошиве костюмов постового-регулировщика, сотрудника ГИБДД. Оснащают предметную среду детской литературой, плакатами, дидактическим и игровым материалом.

Организация: МОУ ООШ

Населенный пункт: Кировская область, с. Юма

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, стремились создать в своей группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

  1. социально-коммуникативная,
  2. познавательная,
  3. речевая,
  4. художественно-эстетическая,
  5. физическая.

При построении предметно-пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

  1. принцип активности, самостоятельности, творчества;
  2. принцип стабильности, динамичности;
  3. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  4. принцип открытости;
  5. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Так как дорожно – транспортный травматизм является приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Вопрос о грамотном обучении детей как пешеходов, пассажиров и будущих водителей очень актуален. Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-развивающая среда. В нашей группе был создан уголок безопасности дорожного движения.

Наглядный материал , который представлен в уголке по ПДД:

  • иллюстрации с правилами дорожного движения и знаками;
  • макет перекрестка , с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения и отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке. Он существенно облегчает работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. С помощью этого макета мы с детьми моделируем опасные и безопасные ситуации на дороге. Я наглядно показываю дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняя, что, если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды. Используя фигурки пешеходов и транспорта, можно наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
  • набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: предупреждающие знаки - «Пешеходный переход», «Дети»;
  • запрещающие знаки - «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки - «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета - «Главная дорога», «Уступи дорогу», знаки сервиса - «Больница», «Пункт питания»;
  • плакаты по правилам дорожного движения;
  • поделки, выполненные родителями с детьми;
  • макет микросоциума;
  • альбомы «Разные виды транспорта».

Для закрепления знаний по правилам дорожного движения была создана подборка дидактических игр. Дидактическая игра имеет широкий спектр применения по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. Играя в эти игры, дети научатся различать цвета светофора, распознавать виды транспортных средств, усваивают понятиям «тротуар», «проезжая часть», дорожные знаки

Дидактический материал:

  • дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови»
  • «О чем говорят знаки», «Угадай знак», «Где спрятался знак», «Перекресток», «Наша улица»; « Учим дорожные знаки».
  • перфокарты: «Чем накормить автомобиль», «Сигналы ре­гулирования дорожного движения», «Какого вида транспорт».

Для активизации социального опыта безопасного поведения детей на дорогах была создана атрибутика для сюжетно – ролевых игр на данную тему. Картотека сюжетно – ролевых игр на тему: «Пешеходы», «Путешествие по городу», «Я – водитель».

Предметно-игровая среда для сюжетно-ролевых игр:

  • Сюжетно – ролевая игра «Водители» - фуражки для водителей такси, кепки для водителей легковых и спортивных машин, рули разного цвета и размера, макет светофора, водительские удостоверения.
  • Сюжетно – ролевая игра «Регулировщик» - форма или фуражка, свисток, жезл.

Тематика сюжетно – ролевых игр:

  • «Регулировщик», «Автосервис», «Автомойка», «Медпункт», «Водители».

Дети не всегда могли наблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, влияние разных погодных условий, из-за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман), потому я создала уголок по БДД, где ребятам доступно продемонстрированы те или иные дорожные ситуации на примере мультипликационных героев.

Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения мною создана картотека подвижных игр, альбом загадок по теме.

Создана подборка художественной литературы:

  • А. Баруздин «Кто построил этот дом?»,
  • А. Дорохов «Перекресток»,
  • Б. Житков «Что я видел»,
  • Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»,
  • М. Ильина и Е. Сегал «Машина на нашей улице»,
  • С. Михалков «Скверная история»,
  • Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку»,
  • Н. Носов «Автомобиль»,
  • М. Дружинина «Моя улица».

Для детей 5-7 лет.

Цель игры: Научить детей различать и правильно называть дорожные знаки, их назначение, развивать внимание, память.

Материал для игры: Карточки с изображением дорожных знаков, кружки зелёного цвета.

Ход игры: В игре могут участвовать от 2 до 10 ребят. Воспитатель объясняет детям правила игры: за правильно названный дорожный знак и его назначение будут получать у кассира зелёный кружок и закрывать на своей карте такой же знак, если он имеется. Выбирается кассир, ему передаются зелёные круги. Дети выбирают карты. Игра начинается. Ведущий вращает диск и вместе с детьми произносит слова:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем ты знакам покажись,

Покажи нам поскорее,

Какой знак тебе милее! Стоп!

Стрелка останавливается, ведущий называет дорожный знак и его назначение. Если ребёнок назвал знак правильно, кассир выдаст ему зелёный кружок, ребёнок закрывает им такой же на карте. Если на его карте нет такого знака, спрашивает: «У кого есть такой же знак?» И кассир передаёт кружок тому, у кого на карте есть этот знак (при условии, что знак и его назначение названы правильно). Затем диск передаётся соседу, и игра продолжается. В случае затруднения или ошибки ребёнок не получает зелёный кружок, а диск передаётся следующему ребёнку по очереди. Выигравшим считается тот, кто первый закроет свои знаки зелёными кружками. Игра заканчивается тогда, когда будут закрыты все карты у детей зелёными кружками.

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения.

Для детей 5-7 лет.

Цель игры: Закреплять умение детей различать дорожные знаки (запрещающие, сервиса, предупреждающие, приписывающие) о дорожных знаках, уметь их группировать. Помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков). Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Ход игры:

  1. Вариант «Отгадай-ка знак» - воспитатель читает загадку, а ребенок, который отгадал загадку, берет себе знак, о котором шла речь.
  2. Вариант «Дорожные знаки » - каждый ребенок выбирает себе грань (синяя или красная), дети принимают решение: какие знаки они будут собирать и затем по сигналу начинают заполнять свои грани куба.
  3. Вариант « Лишний знак» . В центре выкладываются 3 знака одной группы и один из другой. Ребенку нужно рассказать, какой знак лишний и к какой группе он принадлежит.
  4. Вариант «Какой знак спрятался». В игре может участвовать 4-6 детей.Педагог выкладывает перед детьми 6-8 карточек с дорожными знаками, предлагает внимательно посмотреть на них и запомнить. Дети закрывают глаза, а взрослый в это время убирает одну карточку (для усложнения количество спрятанных карточек можно увеличивать). Дети должны отгадать каких знаков не стало. Можно просто поменять местами карточки.
  5. Вариант «Расскажи про дорожный знак». В игре может участвовать 4-6 детей. Знаки лежат в мешочке. Ребенок опускает руку и достает любой знак. Ему нужно рассказать, что именно это за знак.

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения.

Для детей 5-7 лет.

Цель игры: Умение находить изображение знака и правильно совместить его с рамкой.

Ход игры: В игру могут играть от 2 до 4 детей. Дети разбирают рамку для знаков. Далее из коробочки достают по очереди сами изображения знаков, называют их и подбирают для изображения знака рамку.

Варианты игры: «Найди рамку для знака», «Что это за знак, отгадай-ка».

Ирина Власова
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по изучению правил дорожного движения

С введением ФГОС ДО должны быть созданы условия , благоприятные для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной. Предметно- развивающая среда группового помещения - неотъемлемая часть целостной образовательной среды и является системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Детский травматизм в нашей стране в десятки сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относится к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету . Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможности попадания его в ДТП. Вот почему с самого раннего возраста важно формировать основы безопасного поведения на улицах, на дорогах , в транспорте.

В структурном подразделении организована работа по изучению основ правил дорожного движения . Педагоги нашего структурного подразделения считают, что соблюдение правил безопасности жизни должно стать для воспитанников осознанной необходимостью и поэтому поставили перед собой цель - формирование у воспитанников основ грамотного поведения на улице. Данная цель достигается за счет работы педагогов в направлениях : работа с детьми - ознакомить с основными правилами безопасности на дорогах и улицах ; работа с родителями - это родительские собрания, день открытых дверей, семинары практикумы, папки – раскладушки, совместные праздники; работа с педагогами – консультации, встречи с сотрудниками ГИБДД, открытые занятия, дискуссии;работа с социумом –сотрудничество с ГИБДД, библиотека №13, ДК «Горизонт» , ГБОУ СОШ № 4г. Сызрани.

Методистом структурного подразделения создана электронная картотека с играми, занятиями, методическими разработками сценариев по ПДД. Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения проводится регулярно, систематически и основывается на комплексном подходе.

На территории структурного подразделения оборудована площадка по ПДД, в течении года в групповых помещениях обновляются уголки по безопасности, проводятся консультации для родителей и педагогов с участием сотрудников ГИБДД, в методическом кабинете создана мини библиотека Юный пешеход, которая содержит художественную литературу для дошкольников, педагогов, а также материалы для проведения консультаций для родителей, наглядный материал.

В структурном подразделении имеется стенд по ПДД, уголок безопасного пешехода, плакаты по ПДД в каждой возрастной группе, макеты по ПДД.

В группах представлено много дидактических , настольно - печатных игр, с помощью которых дети учатся узнавать и различать дорожные знаки , режиссерские и сюжетно – ролевые, которые помогают детям на практике осваивать профессию «участника движения » ; атрибутов для ролевых игр, игр соревнований и специально организованных форм работы, которые не только приобретаются родителями, но и изготавливаются воспитателями и детьми из бумаги и картона, природного и бросового материала. В наших группах ДОУ создана предметно- развивающая среда по обучению детей правилам дорожного движения : созданы центры ПДД . Центры ПДД наполнены разнообразным дидактическим и наглядным материалом.

В группах имеются :

Макеты «Улицы нашего города» , «Улица рядом с домом» : напольные, настольные;

Визуальная наглядность - плакаты (в методическом кабинете, «Мини город» изготовлен педагогами и родителями воспитанников старшей группы иллюстративный материал : транспорт, дорожные знаки , ситуации на дорогах и т . д. ;

Материалы для сюжетно-ролевых игр «Путешествие» , «Строители дорог » , «Я – шофер» , «Дорога » (разные виды транспорта, напольная дорога , дорожные знаки , костюмы, атрибуты и т. п.) ;

Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.) .Кроме того, педагогами групп изготовлены и приобретены разнообразные пособия, дидактические и настольно-печатные игры : «Светофор» , «Машины едут по дороге » , «Собери из частей целое» , «Поезд» 1 младшая группа : «Зажги светофор» , «Дорожная безопасность » , «Дорожные знаки » 2 младшая группа № 4 : «Внимание : дорога , «Мы едем в автобусе» , «У светофора» Средняя группа №2 : «Большая прогулка» , «Дорожные знаки » Старшая группа №1 : «Дорожные знаки » , «Веселый светофор» , «Разрешено-запрещено» Старшая группа №2 : «Куда спрятался знак?» , «Шагомеры» , «Водители» .

Книжные центры пополнены разнообразной познавательной и художественной литературой по обучению детей безопасному поведению на дороге , картотеками стихов, загадок о правилах дорожного движения , транспорте. В средней группе изготовлена картотека сказок о ПДД. В старшей группе №2 в центре ПДД расположены маршрутные листы «Безопасная дорога из дома в детский сад» , изготовленные совместно родителями и детьми. В старших № 1 и №2 и подготовительных группах №1 и №2 структурного подразделения в оформлении группового пространства использованы детские творческие работы, созданные в рамках «Недели безопасности» .В течении учебного года и период летней оздоровительной работы с детьми проводятся праздники, развлечения с участием педагогов и родителей дошкольников «Путешествие в страну дорожных знаков » , «Лучший пешеход» , «Красный, желтый, зеленый» и тд.

Структурное подразделение оснащено современными средствами обучения : интерактивная доска, ЖК телевизор, проектор, мультимедийные средства . ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Педагогический коллектив структурного подразделения использует современные образовательные технологии – ИКТ. Инновации в работе педагогов это использование ИКТ при организации воспитательно – образовательного процесса с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения . ИКТ используют как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и эффективно способствует освоению новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх по ПДД, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми.

Работа педагогов структурного подразделения по организации изучения правилами дорожного движения неоднократно отличалась грамотами, сертификатами, дипломами : диплом Общероссийского конкурса «Практика образовательного процесса инноваций и традиций в реализации ФГОС ДО» выдан воспитателю Паниной З. П. за разработку занятия «Знаем правила движенья как таблицу умноженья» ; Диплом Общероссийского конкурса «Веселый светофорчик» - занятия по правилам дорожного движения , методическая разработка «Учим играя : Школа светофорных наук» , выдан Паниной З. П. и тд.

Таким образом, развивающая предметно пространственная среда , создана в структурном подразделении, обеспечивает успешное освоение детьми правил дородного движения , способствует формированию навыков практического применения и соблюдения ими правил дорожного движения . Наша работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах . Интерес к «дорожной проблеме » у воспитанников структурного подразделения и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны.

Название темы презентации: «Организация предметно - развивающей среды по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения» 2 слайд. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего нашего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с дошкольного возраста. Для успешного обучения правилам безопасного поведения на улице в МАДОУ «Радуга» создана соответствующая предметно-развивающая среда, которая позволяет стимулировать познавательную активность детей. Цель:

  • Формирование навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
3 слайд. Задачи:
  • Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улице.
  • Ознакомление с различными видами транспорта.
  • Формирование у детей умений ориентироваться в пространстве.
  • Расширение словарного запаса детей по дорожной лексике.
  • Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
  • Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
4 слайд. Функции предметно-развивающей среды:
  • Организующая. Предложить детям атрибуты, игры, двигательные игрушки для активного их использования в разных видах деятельности по формированию навыков безопасного поведения.
  • Воспитательная. Наполнение и построение развивающей среды должно быть сориентировано на создание воспитательных ситуаций в конкретных условиях проживания.
  • Развивающая. Развивающая среда по формированию навыков безопасного поведения дошкольников организуется с учетом индивидуальных особенностей каждой возрастной группы и степенью усвоения ими необходимых знаний и навыков.
5 слайд. Организация предметно-развивающей среды: В каждой разновозрастной группе детского сада организованы: уголок безопасности. В уголке правил дорожного движения, размещены и представлены атрибуты, дидактические и настольно-печатные игры; иллюстративный материал; познавательная литература для детей; оформление уголка изобразительной деятельности. Наглядная информация для родителей представлена в уголке для родителей. Для практического применения знаний на территории детского сада расположена площадка, где сосредоточен игровой и дидактический материал. 6 слайд. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах: Младшая группа.
  • Набор транспортных средств
  • Иллюстрации с изображением транспортных средств.
  • Макеты светофоров (пешеходного и транспортного).
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки.
  • Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «собери светофор», «Найди такую же картинку», «Машины большие и маленькие». Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть.
7 слайд. Вторая младшая и средняя группы: Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета. Для ребят средней группы новым является разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части.
  • Макет с двусторонним движением; на макет улицы нанесен пешеходный переход. Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть.
  • Светофор объемный (Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки)
  • Крупные и мелкие дорожные знаки
  • Картинки дорожных знаков, картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку»
  • Машины спецтехники
  • Игрушки- различные виды транспорта (наземный, воздушный, водный)
  • Дидактические игры («Трудные виражи» «Как можно и как нельзя», «Автомагазин», «Собери светофор»)
8 слайд.
  • Подборка книг (А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», А. Барто «Машины», Кожевникова «Светофор»), иллюстрации с различными видами транспорта.
  • Картотека наблюдений («Пешеходы на перекрестке», «Светофор», «Автобус, троллейбус»);
  • Картотека подвижных игр («Машины и светофор», «Машины едут по улице», «Лошадки»).
  • Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения».
9 слайд. Старший дошкольный возраст. Содержание уголка более усложняется: собирается картотека «опасных ситуаций». В группе имеется макет – для самостоятельного моделирования ситуаций на дороге, схема жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?». Фотоальбомы: «Моя улица», «Мой город». Безопасные маршруты «Детский сад- парк», «Детский сад- школа», «Детский сад- дом, разработанные для детей данной группы, по которым мы следуем во время экскурсий. 10 слайд. Атрибуты для игр, моделирования дорожных ситуаций, представленные в уголке, изготовлены совместно родителями и детьми. Родители отработали и нарисовали индивидуальный маршрут «дом - детский сад». Ежегодно, в дошкольном учреждение организуется выставка поделок и рисунков на тему «Дорога глазами детей», где принимают участие родители и дети всех возрастных групп. 11 слайд. Поскольку игровая деятельность является ведущей в этом возрасте, на занятиях по правилам дорожного движения можно использовать игровые моменты. Проигрывая ту или иную ситуацию, мы помогаем ребенку соотнести теорию с практикой. На фото представлены индивидуальные и коллективные игры детей младшего дошкольного возраста: «Разрезные картинки - пазлы «Транспорт»», игра «Раскрась светофор», игра «Мы – водители». 12 слайд. Самостоятельная игровая деятельность в уголке ПДД детей второй младшей и средней группы. Дети данной группы закрепляют знания в свободной игровой и продуктивной деятельности: рассматривание и выкладывание из частей дорожных знаков, игры «Автопарковка», «Угадай дорожный знак». 13 слайд. Используя макеты и игровые поля в сюжетно – ролевых играх, дети могут реализовать себя как активные участники дорожной ситуации. Они учатся ролевому диалогу, ролевой цепочке действий, моделируют ситуации взаимоотношений в условиях дорожного движения. Сюжетно – ролевая игра «Автобус» участники – дети младшей и средней группы; фото с развлечения «Мой приятель-светофор». 14 слайд. Практическое применение знаний детьми в настольных играх, а также в играх на территории детского сада - в «Автогородке». Задачи данных игр: научить детей старшего дошкольного возраста азам дорожной грамоты, привить навыки безопасного поведения на улице, воспитать сознательного участника дорожного движения. В настольной игре «На дороге» ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), но знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются и позволяют им легко справиться с самыми трудными задачами. Таким образом, в детском саду, во всех возрастных группах создана предметно – развивающая среда по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. Полученные знания пригодятся воспитанникам и их родителям в дальнейшем: сохранят не только здоровье, но и жизнь!

Младшая группа

Задачи:

— познакомить детей с работой светофора;

— формировать представления об улице;

— учить различать виды наземного транспорта.

Формы:

♦ рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций);

♦ целевая прогулка «Знакомство с улицей»;

♦ чтение стихов В. Лебедева-Кумача из сборника «Про умных зверюшек»;

♦ рассматривание картин «Улица города», «Транспорт»;

♦ сюжетно-ролевая игра «Мы — водители»;

♦ аппликации на темы: «Веселый поезд», «Светофор»;

♦ целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора»;

♦ дидактическая игра «Собери светофор».

Средняя группа

Задачи:

— уточнить знания детей о назначении светофора;

— познакомить с классификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;

— расширить представление об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.

Формы:

♦ рассказ «Улица, на которой расположен детский сад»;

♦ чтение произведений С. Михалкова «Моя улица», «Светофор», М. Дружининой «Наш друг светофор»;

♦ целевая прогулка «Пешеходный переход»;

♦ рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;

♦ рисование «Грузовой автомобиль»;

♦ конструирование «Наша улица»;

♦ дидактическая игра «Транспорт»;

♦ просмотр кукольных спектаклей «Уважайте светофор», «Происшествие в лесу»;

♦ подвижные игры на развитие координации движений;

♦ беседа «Будем вежливыми»;

♦ игры на настольном перекрестке;

♦ сказка-игра «Азбука пешехода»;

♦ кукольный спектакль «Происшествие в лесу»;

♦ просмотр тематических мультфильмов.

Старшая группа

Задачи:

— продолжать закреплять и дополнять представление о некоторых правилах дорожного движения;

— воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;

— познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен».

Формы:

♦ целевая прогулка «Дорожные знаки»;

♦ рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц;

♦ чтение произведений С. Михалкова, А. Дорохова, М. Дружининой, В. Сергеева;

♦ рассматривание картины «Улица города»;

♦ коллективное рисование на тему «Улица нашего города»;

♦ дидактические игры: «Прогулка по городу», «Дорожные знаки»;

♦ сюжетно-ролевая игра «На перекрестке»;

♦ театрализованная постановка «Дорога к теремку»;

♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Подготовительная к школе группа

Задачи:

— продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;

— совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте;

— познакомить с работой регулировщика.

Формы:

♦ рассматривание картин с разными видами транспорта, их классификация: пассажирский, строительный, военный и т.д.;

♦ знакомство с трудом взрослых — наблюдение за работой регулировщика;

♦ дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица», «Пешеход»;

♦ целевая прогулка «Перекресток»;

♦ составление рассказа по картине «Милиционер-регулировщик»;

♦ обязательная беседа «Дорога — не место для игр»;

♦ рисование на тему «Помни правила дорожного движения»;

♦ аппликация на тему «Дорожные знаки»;

♦ конструирование на тему «Автобус»;

♦ чтение произведений С. Михалкова, Г. Юрмина, С. Волкова, Я. Пишумова по соответствующей тематике;

♦ сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»;

♦ просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»;

♦ рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на улице»;

♦ решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;

♦ игры на учебно-тренировочном перекрестке;

♦ музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения!»;

♦ акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!»;

♦ спортивный досуг для родителей и детей «В гостях у светофора»;

♦ совместное составление коллажа детьми и родителями «Мой двор»;

♦ изготовление «Семейки дорожных знаков»;

♦ разгадывание ребусов и кроссворда «Дорожная азбука»;

♦ разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук»;

♦ досуг совместно с учениками 1 класса «Изучайте правила дорожного движения»;

♦ просмотр тематических мультфильмов;

♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях;

♦ беседа с инспектором ГИБДД.

Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе

Младшая группа

В процессе занятий необходимо сформировать у детей определенные знания, умения, навыки.

Дети должны:

— знать, как работает светофор (называть его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть;

— владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи;

— знать названия транспортных средств: легковой автомобиль; машины: грузовая, «скорая помощь», пожарная; трамвай, автобус, поезд;

— иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар.

Средняя группа

Полученные в младшей группе знания, умения и навыки необходимо расширить и дополнить.

Дети должны:

— называть все сигналы светофора и рассказывать об их значении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»;

— узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;

— называть правила поведения в транспорте, на улице;

— знать, где можно переходить проезжую часть.

Старшая группа

К полученным в средней группе знаниям, умениям и навыкам необходимо добавить следующие.

Дети должны:

— знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;

— иметь представление об основных правилах дорожного движения;

— узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;

— называть правила поведения в транспорте, на проезжей части.

Подготовительная к школе группа

Приобретенные ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия.

Дети должны:

— уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;

— узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;

— иметь представление о работе регулировщика и его функциях;

— уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.

Информация для педагогов

Прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому организация консультаций, практикумов, выставок специальной литературы является неотъемлемой частью работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОО. Проведение смотров-конкурсов («Оформление уголка дорожного движения для детей», «Лучшая разработка занятия по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города» и т.д.) способствует также проявлению творческой активности и инициативы педагогов.

Обязательно привлекайте к занятиям инспекторов ГИБДД, ведь они смогут дать наиболее полную и достоверную информацию о правилах дорожного движения, представить аналитическую справку о состоянии городского транспорта и детском дорожно-транспортном травматизме.

Типичные ошибки при обучении детей ПДД

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.

♦ Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД (табл. 1).

Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д. Общение должно быть партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.

* Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

Таблица 1

Говори правильно

♦ Обучение по старым правилам , что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

1. Обходи трамвай спереди, автобус — сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.

Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.

3. Красный сигнал светофора — «стой», желтый — «приготовиться», зеленый — «иди».

Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО: красный сигнал светофора — запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый — не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4. Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.

Эта ситуация крайне опасна.

5. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.

ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.

6. Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).

СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.

Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:

— учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;

— объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине;

— разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры из реальной жизни.

Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП

По статистике, наибольшее количество происшествий с детьми происходит в часто повторяющихся так называемых ситуациях-ловушках». В основном это ситуации закрытого обзора (неожиданный для водителя выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор) и перехода проезжей части в неустановленном месте. Но это не значит, что на занятиях необходимо ограничиться разбором только этих двух ситуаций.

Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, его окликнул друг, он увидел знакомого — и сразу забыл об опасности.

К факторам, провоцирующим участие детей в ДТП, относят:

♦ рассеянное внимание (клетки коры головного мозга у ребенка легко истощаются, поэтому быстро наступает состояние утомления и рассеянности);

♦ игнорирование правил поведения на улице;

♦ плохой обзор во время непогоды (раскрытый зонт, поднятый воротник, надетый капюшон);

♦ плохое дорожное покрытие;

♦ неустойчивое эмоциональное состояние;

♦ игнорирование транспортных средств, представляющих особую опасность;

♦ узкий угол зрения: у 6-летнего ребенка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого человека, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20—22°, а в вертикальной — 12—15°, (рост угла зрения продолжается до 20 лет);

— медленная реакция (время от начала обнаружения опасности до начала действия у ребенка значительно больше, чем у взрослого: у взрослого — 0,6—0,8 с, а у дошкольника — 1,3—1,5 с); при этом чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее ребенок принимает решение, часто теряется);

— отсутствие контроля взрослых (появление на дороге ребенка без сопровождения взрослого должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Разработка и использование маршрута «Дом — детский сад»

Маршрут «Дом — детский сад» — это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывается с помощью родителей и предлагается детям, начиная со средней группы. Для этого организуется консультация для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, должен уметь его объяснить.

Задачи разработки маршрута:

— повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно;

— научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно;

— научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.

Порядок разработки маршрута (три этапа)

1. Родители вместе с ребенком проходят путь от дома до детского сада и обратно, намечают наиболее удобный вариант, выделяют опасные места.

2. Составляют схему расположения зданий, находящихся по пути из дома в детский сад, подписывают названия улиц, отмечают светофоры и дорожные знаки, разметку на проезжей части.

3. Обозначают путь движения сплошной линией со стрелкой.

При составлении схемы маршрута движения из дома в детский сад детей 5 — 6 лет можно привлечь к разметке пути (под руководством взрослого, задавая вопросы), детям 4 — 5 лет необходимо пояснять и комментировать то, что рисует взрослый. Например, мы подошли к светофору, остановились, посмотрели, какой сигнал у светофора: если красный или желтый — стоим, если зеленый — убедимся в безопасности перехода и будем переходить.

Особое внимание нужно обратить на выделения участков повышенной опасности, требующих более подробного описания: как выходить из подъезда, пересекать проезжую часть (особенно не регулируемую светофором), идти по двору, где ездят автомобили и т.д. Для каждой проезжей части, которую приходится переходить, дать характеристику по следующим параметрам:

— интенсивность движения машин;

— возможность появления их из-за поворота;

— предметы, мешающие осмотру улицы.

Отдельного описания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бегут к своему дому, не смотря по сторонам, особенно когда увидят родных, друзей, знакомых. Еще раз объясните им: «Не спеши, подходя к дому! Переходи дорогу только шагом».

Использование маршрута «Дом — детский сад»

После составления маршрута родители, сопровождая ребенка в детский сад и обратно, должны следить за тем, правильно ли он движется по маршруту, видит и понимает ли опасности, которые указаны в описании. Одновременно они вырабатывают у него привычку заблаговременно выходить из дома, не спешить, переходить улицу только шагом, строго под прямым углом (не наискосок), тщательно осматривая дорогу перед переходом, даже если она пуста. Крайне важно добиваться того, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, а также стоящий или движущийся автомобиль, который попал в поле его зрения, воспринимался ребенком как сигнал опасности.

Уголок дорожного движения в ДОО

Чтобы занятия по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах проходили в ДОО успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены:

♦ наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями);

о настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами — «ходилки», лото, домино и т.д.);

♦ настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки — светофор, фигурки людей);

♦ атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора и т.д.);

♦ детская художественная литература по тематике дорожного движения;

♦ конструкторы;

♦ пособия и игры по обучению детей ПДД;

♦ безопасные маршруты «Дом — детский сад», разработанные для каждого ребенка (старший дошкольный возраст);

♦ действующие выставки рисунков и поделок по дорожно- транспортной тематике;

♦ альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными — это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).

Тест для педагогов

Воспитателям и педагогам для эффективной работы с детьми по обучению ПДД необходимо хорошо владеть материалом темы и способами его подачи дошкольникам. Для этого требуется как можно чаще принимать участие в семинарах и консультациях по проблемным вопросам, изучать специальную литературу и, главное, регулярно проводить самоконтроль.

Мы предлагаем вам один из вариантов тестов для выявления уровня своих знаний по данной тематике.

1. Форма дорожного знака, разрешающего пешеходам выход на проезжую часть улицы:

а) квадрат;

в) треугольник.

2. Вы вышли из автобуса, вам необходимо перейти проезжую часть. Вы пойдете:

а) спереди;

в) ваш вариант.

3. Опасна ли для пешехода стоящая машина:

а) не опасна;

б) опасна;

в) опасна, если у машины включен двигатель?

4. Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:

а) посмотрю налево, пойду;

б) посмотрю направо, пойду;

в) ваш вариант.

5. Вдоль дороги нет тротуара, и пешеход идет по левой обочине навстречу транспорту. Нарушает ли он правила дорожного движения:

6. Нарисуйте знак «Пешеходный переход».

7. Какие формы обучения дошкольников ПДД вы знаете?

Ответы: 1 — а; 2 — в; 3 — в; 4 — в; 5 — а.