Оздоровительные мероприятия во второй младшей группе доу. Перспективное планирование физкультурно - оздоровительной работы детей второй младшей группы календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел сегодня в гости. Правильно, собачка. Давайте с ним поздороваемся. Ребята, а знаете, зачем он пришел к нам в детский сад? Он играл с мячиком и потерял его. Теперь ему нужна наша помощь! Вы согласны ему помочь? Тогда, идите за мной. Сначала мы пойдем по прямой дорожке, а потом по извилистой, где нас ждут много препятствий. Поэтому вы должны держаться вместе, помогать друг другу и не толкаться. А вот и 1-ое из них: перешагнуть валики. Ребята, смотрите, что нашла наша собачка- это султанчики. С ними мы немножко разомнемся и пойдем дальше искать мяч.
1. «Покажи и спрячь султанчик».
И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, в руках - султанчик. Показали султанчик - руки вытянули вперед, спрятали султанчика- руки спрятали за спиной. (повторить 3-4 раза).
2. «Вот какие у нас султанчики».
И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, в руках - султанчик. Подняли руки вверх – машем султанчиком, опустили руки вниз. (повторить 3-4 раза).
3. «Возьми султанчик».
И.п. – сидя, ноги врозь, в руках султанчик. Наклоны туловища к носкам ног, положить султанчика, выпрямиться, наклониться, взять султанчик в руки. (повторить 4 раза).
4. «Отдыхают ручки, ножки».
И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять руки вверх, помахать султанчиком, опустить.
Поднять ноги вверх, опустить. (повторить 3-4 раза).
Теперь мы размялись и можем пойти дальше. А вот и второе препятствие – мостик (гимнастическая скамейка), которую надо перейти. Чтобы нам не упасть нужно руки держать в стороны и быть очень внимательными. Молодцы, ребята, вы все справились. Но перед нами третье препятствие – тоннель. Чтобы пройти по тоннелю, нужно встать на четвереньки и ползти. И вот перед нами цветочная полянка, на этой полянке мы поиграем в игру, которая называется «Поймай бабочку». Я вам буду показывать бабочку определенного цвета, а вы будите искать такую же на полянке. Умнички, ребята, а теперь пойдемте дальше искать мяч. Впереди еще одна тропинка (дорожка из пуговиц) давайте пройдем по ней, и может, мы найдем мячик. Смотрите, ребята, вот перед нами корзина. Что в ней лежит? Мячи! Мы с вами нашли не одни мяч, а много. Сейчас собачка с вами поиграет: он будет высыпать мячики из корзинки, а вы собирать. Такая игра, ребята, называется «непослушные мячи». Вы сегодня все были молодцы и собачка вам очень благодарна, за то, что вы нашли ее любимый мячик. А как вы думаете какой формы мяч?(круглый). А какой фрукт такой же формы?(правильно, яблоки). В яблоках много витамин, поэтому мы с собачкой хотим вас угостить. Приятного аппетита!
Задачи:
Побуждать детей к двигательной активности, тренировать ориентировку в пространстве.
Совершенствовать основные движения.
Развивать подвижность рук и ног, силу и выносливостью.
Воспитывать интерес к занятиям физической культурой, вызывать радость, чувство удовлетворения от совместных занятий.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись.
Тряпичные дорожки.
Набивные валики.
Султанчики по количеству детей.
Мостик.
Туннель.
Цветы и бабочки разных цветов.
ВВЕДЕНИЕ
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ
1.1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3. МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2. СИСТЕМА (МОДЕЛЬ) ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
2.3. ИТОГИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выдержка из текста
Кроме того у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья имеются различные функциональные расстройства, хронические заболевания, что приводит к несоответствию предъявляемых к таким детям педагогических требований и возможностей их удовлетворения, что зачастую становится причиной возникновения проблем школьной жизнедеятельности.
Разнообразные формы проведения утренней гимнастики с детьми младшей группы детского сада
Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р) подчеркивается, сто для «создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется провести оптимизацию учебной и физической нагрузки и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья детей
Нами была выдвинута гипотеза о том, что уголок природы имеет особое значение в развитии познавательного, морально-ценностного и практического (трудового) компонентов экологической культуры дошкольников; наибольший положительный эффект достигается при условии систематической и планомерной работы.
Тысячи детей оставляют школу, не закончив даже 9 классов. Это усугубляет криминогенную обстановку. Сегодня можно констатировать, что постановка социальной защиты подростков в России постепенно выходит из кризиса на новый профессиональный уровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная система социальных служб, в которых трудится многочисленный корпус квалифицированных социальных педагогов и работников.
Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова (как усвоения), а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций, сопровождающих познавательную деятельность и обеспечивающих эффективность процесса познания, называют интеллектуальными.
Планирование физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников
Список источников информации
1.Алябьева Н. В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. Мурманск: МГПИ, 2008. — 114 с.
2.Акимова Г. Расту, играю, развиваюсь. Занятия с ребенком от рождения до шести лет. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 416 с.
3.Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. — 320 с.
4.Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1997. — 232 с.
5.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «Ось», 2005. — 365 с.
6.Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки». М.: Педагогика 2000. — 232 с.
7.Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112 с.
8.Богина Т. Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. М. Дошкольная педагогика, 2007. — 356 с.
9.Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф., Каневская Л.Я., Теленчи В. И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Книга для работников дошкольных учреждений. Составитель В. И. Теленчи. М.: Просвещение, 2001 М.: Педагогика, 246 с.
10.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. М.: Академический проект, 2005. — 240 с.
11.Вайнбаум Я. С., В. И. Коваль, Т. А. Родионова. Гигиена физической культуры и спорта. М.: Академия, 2005. — 240 с.
12.Голубев В. В., Голубев С. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.: Проект, 2000. — 320 с.
13.Голованова Н.Ф. Общая педагогика. СПб.: Речь, 2005. — 317 с.
14.Грачев О.К. Физическая культура. — М.: МарТ, 2005. — 464 с.
15.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2007. — 480 с.
16.Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. И др. Воспитание, Образование и развитие детей 5−6 лет в детском саду. М.: Просвещение, 2006. — 191 с.
17.Дошкольная психология. Под редакцией Ядэшко В.И. М.: Просвещение, 2004. — 416 с.
18.Дробинская А.О. Основы педагогики и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. М.: Владос, 2003. — 400 с.
19.Ефимкина Р. П. Детская психология методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2005. — 212 с.
20.Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-н/Д: Феникс, 2005. — 384 с.
21.Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии. М.: Ось-89, 2011. — 416 с.
22.Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. — 128 с.
23.Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М., 2002. — 196 с.
24.Кельмансон И.А. Основы педиатрии для детского клинического психолога. СПб.: Речь, 2010. — 348 с.
25.Коршевер Е.Н., Шилов В.Н. Гигиена. М.: Владос-пресс, 2005. — 216 с.
26.Кучма В.Р. Профилактические основы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. // М.: Медицина, 2008. № 1, с 21−22.
27.Лапицкая Е.М. Физкультура для детей. Под редакцией Безруких М.М. М.: Эксмо, 2009. — 176 с.
29.Мониторинг в детском саду. Под редакцией А.А. Гогоберидзе. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 592 с.
30.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 240 с.
31.Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников. Под ред. ак. ОАМН Г. Н. Сердюковской. М.: Медицина, 2003. — 334 с.
32.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: Эксмо, 2005. — 584 с.
33.Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 2005. — 223 с.
34.Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста: дис. канд. пед. Наук. Н.Л. Петренкина. СПб., 2004. — 151 с.
35.Прихожан А.М., Дубровина И.В., Зацепин В.В. Возрастная педагогическая психология. М.: Академия, 2007. — 368 с.
36.Паженская М.А., Гориневский В.В.Теория и практика физической культуры. М. Спорт, 1997. — 256 с.
37.Степанкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития. М.: Академия, 2007. — 368 с.
38.Селиверстов В.И. Специальная дошкольная педагогика. М.: Владос, 2010. — 318 с.
39.Теория и методика физической культуры дошкольников. Под редакцией Филипповой С.О., Пономаревой Н.Г. М.: Сфера, 2008. — 656 с.
40.Физкультурно-оздоровительная работа: комплексное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Младший, средний, старший //
список литературы
МКДОУ Здвинский детский сад «Солнышко»
общеразвивающего вида
Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 2 - 3 лет (1 младшая группа «Пчёлка»)
Ситникова Татьяна Николаевна
Здвинск
Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 2 - 3 лет
«Будь здоров, малыш!».
Описание материала : Предлагаю Вашему вниманию проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей 2 - 3 лет.В здоровье сберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс, включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, музыкально-ритмические занятия, релаксация. В рацион питания детей включаются фрукты, соки, салаты, овощи.
Актуальность.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно - оздоровительной работы. Образовательная область физическое развитие требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Проблема: у детей не сформированы основы здорового образа жизни, не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).
Обоснование проблемы
:
1
. Родители не достаточно уделяют внимание физическому развитию детей (охрана и укрепление здоровья), воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей.
2.
Недостаточно знаний у детей о культурно-гигиенических навыках, о здоровом образе жизни.
Тип проекта: оздоровительный
Вид проекта : краткосрочный (февраль 2016 год)
Участники проекта: дети младшей группы «Пчёлка», педагоги, родители, медработник, инструктор по физической культуре.
Цель: оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2
. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3.
Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены.
4
. Развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
5
. Активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, зарядка, физкультура, правила, личная гигиена.
6
.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей
Ожидаемые результаты
:
1
.У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни. 2
.Сформированы культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
3.
Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы. проявляют творчество, активность и детальность в работе.
4
.Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
5
.С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
6
.Участие в совместной деятельности родителей.
Продукт проектной деятельности : Оформление в группе уголка здоровья, создание картотек различных гимнастик (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки), подвижных игр.
Реализация проекта:
1 этап - Подготовительный этап
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей.
Консультация «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду».
- папка – передвижка «Режим дня – это важно»;
- Беседы с родителями по профилактике заболеваемости.
- памятка для родителей «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет», «Массаж – а вот и я!»;
- Советы родителям по формированию культурно-гигиенических навыков, по проведению утренней гимнастики, по организации двигательной активности, по организации правильного питания;
- Рекомендации «Примерные рекомендации по закаливанию детей», по здоровому образу жизни.
2 этап - Практический
Работа с детьми:
Оздоровительные мероприятия
(ежедневно в режимные моменты):
- Утренняя гимнастика;
- Динамические паузы, физминутки;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм.
Закаливающие мероприятия
(ежедневно)
- Воздушные ванны, гигиенические процедуры.
- Хождение босиком по массажным дорожкам;
- Самомассаж стоп и рук.
Профилактические мероприятия
- Витаминизация;
- Облегчённая одежда в помещении и на улице;
- Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);
- Игры, направленные на формирование правильной осанки
- Сюжетно-ролевые игры
«Семья», «Больница», «Мы – спортсмены», «Доктор Айболит», «Собираемся на прогулку», «Игрушки у врача и другие;
-Дидактические игры и упражнения
, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Оденем куклу на прогулку»,
«Уложим куклу спать», «Купание куклы», «Накормим куклу», «Водичка, водичка »,
«Вымой руки», «Умывалочка», «Делаем причёску», «Серый котик умывается», «Я скажу, а ты покажи», «Определи на вкус» и другие.
- Гимнастика для глаз
;
- Беседы
с детьми «Разговор о правильном питании», «Я и мой организм», «Что я знаю о спорте», «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Зачем необходима зарядка», «Правила поведения во время еды и умывания».
- Чтение художественной литературы
(К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»), русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки», потешек, стихотворений, загадывание загадок по теме «ЗОЖ», «КГН»;
- Рассматривание материала
по теме « Виды спорта», «Предметы личной гигиены», «Если хочешь быть здоров», «Вредные привычки», «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены».
- Подвижные игры
«Поймай комара», «Мыши и кот», «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята», «Попади в круг», «Найди свое место» и другие;
- Артикуляционная гимнастика
;
3 этап - Заключительный
Итог работы:
- фильм – презентация о проделанной работе.
Обогащение уголка физической культуры
Выставка работ детей и родителей
Изготовление стенгазеты
Приложение №1
Анкета для родителей
1
2
3. Делаете ли Вы дома зарядку?
4 Соблюдаете ли режим дня в выходные дни? Какой?
5
6 Какой вид закаливания Вы применяете дома? (отметить)
систематическое проветривание
солевая дорожка
дыхательная гимнастика
прогулка в любое время года
7
8
подвижные игры
настольные игры
телевизор
компьютер
9. Консультацию, по какому вопросу Вы хотели бы получить?
профилактика заболеваний
дыхательная гимнастика
закаливание
коррекция осанки
профилактика плоскостопия
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей
«Физическое воспитание в семье».
1 . Часто ли ребёнок болеет, какие тяжёлые заболевания, травмы перенёс | |
2 . Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни? Поясните. | |
3 . Делаете ли Вы дома зарядку? | |
4 . Соблюдаете ли режим дня в выходные дни? Какой? | |
5 . Имеете ли Вы дома физкультурное оборудование? Какое? | |
6 . Какой вид закаливания Вы применяете дома? (отметить) систематическое проветривание | |
дыхательная гимнастика | |
прогулка в любое время года | |
хождение босиком по "чудо-коврику" | |
7. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? Насколько часов ходите куда-нибудь и куда? | |
8. Чем занят Ваш ребенок вечерами и в выходные дни: (отметить) подвижные игры | |
настольные игры | |
телевизор | |
9 . Консультацию, по какому вопросу Вы хотели бы получить? профилактика заболеваний | |
дыхательная гимнастика | |
закаливание | |
коррекция осанки | |
профилактика плоскостопия | |
Приложение №2 (стенгазета «Папа, мама, я – спортивная семья!») |
Проект с детьми 2 младшей группы «За здоровьем в детский сад» (Проект эффективного взаимодействия воспитателей c родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми.) подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 11 Подгорная Н. С. Самая большая ценность для человека – здоровье. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов» Актуальность проекта
- в настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей;
- от состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие;
- педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве;
- необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.
- формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
- прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;
- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
- Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь) 2. Внедренческий (октябрь – май) 3. Заключительный (апрель – май)
- Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
- Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».
- Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика».
- Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
- Разработка проекта по теме «За здоровьем в детский сад».
- Экскурсии и целевые прогулки.
- Изготовление нетрадиционного оборудования в соответствии с темой проекта.
- Беседы.
- Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.
- Где живет витаминка?
- Это я!
- Органы чувств (глаза, уши, нос).
- Для чего нужны глаза?
- Орган слуха – уши.
- Органы слуха, вкуса, обоняния (уши, рот – язык, нос).
- Для чего нужны зубы?
- Моя одежда (зима, весна, лето, осень).
- Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
- Как быть здоровым?
Перспективный план
физкультурно-оздоровительной работы с детьми второй младшей
группы
(2015 – 2016 уч.год)
Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.
2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.
3. «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешней», перегородку носа.
- Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.
- Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.
- Вдох через левую ноздрю (правая, в это время закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая).
- Вдох через нос, медленный выдох через рот.
Сентябрь
Комплекс утренней гимнастики
1 неделя | 3 неделя |
1 часть. Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носках, руки на поясе, на пятках руки полочкой, бег обычный, бег змейкой. Перестроение в три колонны. IIчасть. О.Р.У. без предметов
И.п.: то же, на спине, руки за головой. 1-2 - согнуть ногу, приподнять голову, хлопок под коленом; 3-4 - и.п. Носки ног тянуть, колено ближе к животу. Повторить по 5 раз под каждой ногой.
И.п.: стоя на коленях, руки в стороны. 1-2 - поворот вправо, правой рукой коснуться левой пятки, нолевая рука на правом плече; 3-4 - и.п. То же, другой рукой. Повторить 5 раз.
И.п.: о.с. 1-2 - присесть, приподнимая пятки, разводя колени, одну руку к плечу, другую в сторону; 3-4 -и.п. Голову не опускать, спину прямо. То же, меняя руки. Повторить 10 раз.
И.п.: то же, руки на пояс. 20 подскоков на правой ноге, 20 - на левой, 10 шагов. Повторить 3-4 раза. Увеличить продолжительность ходьбы.
| 1часть. Построение в одну шеренгу, выполнение строевых команд, ходьба в колонне по одному, бег с захлестом ног назад и с высоким подниманием колен. Ходьба врассыпную, бег врассыпную. Перестроение в колонну по двое. IIчасть. О.Р. У. без предметов 1 . И.п.: ноги сомкнуты, руки за спину.1- руки дугами через стороны вверх, хлопок над головой; 2-3 - наклон вниз, приближая голову к ногам, хлопок за ними; 4 - и.п. Повторить 8 раз. 2. «Мельница». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 1-4 -делать вращательные движения прямых рук в боковой плоскости; 5-8 - то же, в обратную сторону - пауза. Голову не опускать. Повторить 6 раз.
1-3 - три раза присесть, разводя колени, спина прямо; 4 - и.п. Повторить 10 раз.
6. И.п.: сидя на пятках, руки за головой. 1-2 - поворот вправо (влево), разведя плавно руки в стороны; 3-4 - и.п. Следить за движением рук. Голову не опускать. Повторить 5 раз. 7. «Хлопок». И. п.: сидя, руки упор сзади. 1 - поднять прямую правую (левую) ногу, хлопок под коленом; 2 - и.п. Спину держать прямо, голову не опускать, носки тянуть. Повторить по 5 раз. 8. «Насос». И.п.: ноги врозь, руки на пояс. 1-2 - наклон вправо, правая рука скользит по туловищу вниз, левая - вверх до подмышки; 3-4 - и.п. То же, в другую сторону. Во время наклона говорить «ш-ш-ш». Повторить 5 раз. |
Подвижные игры:
1 неделя: «Прыгни точно в круг» «Подбрось и поймай» (бросание мяча), «Пролезь в обруч» «Найди свою пару». * «Ловишки» (с ленточками). | 3 неделя «Перепрыгни через «канавку» (шнур, косичку). «Сбей кеглю», «Пройди по дорожке» (равновесие) * «Сделай фигуру». |
2 неделя: «Кто скорее по дорожке» «Точно в руки» (перебрасывание мяча), «Достань до предмета» (прыжки) * «Мы, веселые ребята». | 4 неделя «Подбрось и поймай» (бросание мяча) «Канатоходец» «Найди свой цвет», * «Удочка». |
Физкультминутка
Упражнения на дыхание
1 – 2 неделя«Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы – медленный выдох.
3 – 4 неделя «Ветер и листья» После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделяУпражнение «Зайчик» (для укрепления мышц губ и щек). Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, затем опять спокойно смыкаются. Движение - прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
3 – 4 неделя Упражнение «Хоботок»
(для координации движений губ
и выдоха). Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы
, (Загибают большой палец.)
Листья рябины,
(Загибают указательный палец.)
Листики тополя,
(Загибают средний палец.)
Листья осины,
(Загибают безымянный палец.)
Листики дуба
(Загибают мизинец.)
Мы соберем.
Маме осенний Букет отнесем.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
3 – 4 неделя
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
И заиньке усатому.
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя «Пчела - оса»
По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
3 – 4 неделя «Маятник» Голова зафиксирована переводим глаза слева на право.
Релаксационное упражнение
1 – 2 неделя “Спящий котёнок” Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
3 – 4 неделя «Улыбнись – рассердись»
Корригирующая гимнастика после сна:
1.Пробуждение детей под музыку.
2.Потягивание.
3.Перекаты с правого бока на левый.
4. «Качалочка» на спине.
5. «Кошечка»(стоя на четвереньках прогибание спины)
6.Пальчиковая гимнастика.»Кто живет в моей квартире?»
7.Дозированный бег (2мин)
8.Дорожка здоровья.
9.Гимнастика для глаз.»Восьмерки»
10. Дыхательная гимнастика.»Насосы»
11.Подними карандаши пальцами ног.(проф. плоскостопия)
12.Умывание холодной водой, обливание рук до локтя, обтирание мокрой рукой шеи и груди.
Октябрь
Комплекс утренней гимнастики
1 неделя 1 часть. Построение в шеренгу, перестроение в колонну по одному (прыжком). Ходьба с высоким подниманием колен, скрестным шагом, ходьба, в полуприсяде. Бег в колонне по одному, бег змейкой переходящий в обычную ходьбу. Перестроение в 3 звена. II часть. О.Р.У. без предметов . 1. «Большие колеса». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Последовательное вращение прямых рук вперед. То же, вращение рук назад. Спину держать прямо, голову не опускать. Повторить 4-5 раз по 6-8 движений.
8. И.п.: то же, руки вниз. Медленно руки в стороны и медленно вниз, говорить «вниз». Повторить 4-6 раз. | 3 неделя 1. часть. Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. Ходьба в колонне по одному. Ходьба в медленном темпе.перекатом с пятки на носок,широкие шаги и семенящий шаг. Спортивная ходьба, бег в среднем темпе до 1,5 мин . Переход на ходьбу и перестроение в колонну по три. II часть. О.Р.У. с обручем. 1.И. п.:основная стойка, обруч внизу (хват с боков обеими руками). 1 - обруч вперед; 2 - обруч вверх; 3 - обруч вперед;4 - вернуться в исходное положение (6 раз).
|
2 неделя
| 4 неделя
|
Подвижные игры:
* «Быстро возьми». |
* «Перелет птиц». |
* «Затейники». |
* «Не оставайся на полу». |
Физкультминутка
1 – 2 неделя Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом к себе прижмем, А потом их разведем, А потом быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей. | 3 – 4 неделя Я иду, и ты идешь Раз, два, три. Я пою, и ты поешь Раз, два, три. Мы идем и мы поем Раз, два, три. Очень дружно мы живем - раз, два, три. Я тетрадочку открою, И как надо положу. Я от вас не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. |
Упражнения на дыхание
1 – 2 неделя Упражнение «Подуй на одуванчик».
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть через нее, вырабатывая плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,
идущую по середине языка.
3 – 4 неделя. Упражнение «Мышка принюхивается» Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя Упражнение «Дятел». Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам с произнесением звука «д»: «д-д-д...»
3 – 4 неделя. Упражнение «Пароход»
(для выработки подъема спинки
и корня языка, укрепления мышцы языка). Длительно произносить звук «ы» («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук «ы» не переходил в «и», губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«
Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка.»
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя Раз, два, три, четыре, пять! | 3 – 4 неделя Пальчики уснули, Сжать пальцы правой руки в кулак.
Один! Два! Три." Четыре! Пять! Захотели поиграть! Пошевелить всеми пальцами. Разбудили дом соседей, Поднять левую руку (пальцы сжаты в кулак) Там проснулись шесть и семь, Веселятся все! Покрутить обеими руками. Но пора обратно всем: Загнуть пальцы левой руки один за другим
Шесть калачиком свернулся, Пять зевнул и отвернулся. Загнуть пальцы правой руки. Четыре, три, два, один, Поднять обе руки, сжатые в кулаки.
|
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя Упражнение «Далеко-близко» Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. На большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. (повторить 3 раза).
3 – 4 неделя «Рисуем» геометрические фигуры глазами
Релаксационное упражнение
1 – 2 неделя “Холодно – жарко”
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).
3 – 4 неделя «Клякса»
Блок здоровья
Ноябрь
Комплекс утренней гимнастики
1 неделя 1часть .Построение в шеренгу, Строевые упражнения: повороты направо, налево, кругом.. Ходьба в колонне по одному; на носках, руки на поясе, на другой сигнал бег до 1,5 мин, затем ходьба обычная, на пятках и снова бег до 30 с Ходьба: в колонне по 1 приставными шагами с левой.и правой. ног попеременно; бег «змейкой»; в полуприседе, врассыпную. Ходьба. Перестроение в колонну по три. 2 часть. О.Р.У. без предметов 1. «Мы сильные».И.п.: о.с. руки к плечам, кисти сжаты в кулак. 1-2 - с силой руки вверх, разжимая кулаки, подъем на носки; 3-4 - и.п. Повторить 10 раз. 2. И.п.: стоя на коленях. 1-2 - правую руку в сторону-вверх, поворачивая вправо (влево) туловище и голову; 3-4 - и.п. Повторить 6 раз. 3. И.п.: о.с. руки за спину. 1 - присесть на носках с прямой спиной, разводя колени, руки вперед; 2 - упор руками, ноги выпрямить, голову опустить; 3 - присесть, руки вперед; 4 - и.п. Повторить 6-10 раз.
7.И.п.: ноги на ширине плеч, руки вниз. 1-2 - наклон вправо, правую руку согнуть за спину, левую за голову. То же, влево, сменив положение рук. Повторить по 5-6 раз. 8.«Ноги врозь и скрестно». И.п.: ноги скрестно, руки на пояс.20 подпрыгиваний на месте, меняя положение ног. Повторить3-4 раза, чередуя с ходьбой. 9.«Руки в стороны». И.п.: о.с. 1-2 - руки в стороны, прогнуться; 3-4-и.п., сказать «в-н-и-з». Повторить 4-6 раз. | 3 неделя 1часть . Построение в шеренгу. Перестроение в колонну по два. Ходьба в колонне по два, на сигнал воспитателя: «Поворот!» - дети поворачиваются через левое плечо и продолжают ходьбу. Бег в колонне по два, на сигнал воспитателя также выполнить поворот, не изменяя темпа бега. Бег и ходьба проводятся в чередовании. Перестроение в колонну по два. 2 часть. О.Р.У. без предметов 1.И.п.: ступни параллельно. 1-2 - дугами через стороны рукивверх, хлопок - вдох; 3-4 - плавно руки вниз - выдох. Повторить8 раз. 2.И.п.: о.с. руки за спину. 1 - правую ногу на носок вперед и приставить; 2 - то же, левой; 3 - присесть на носках, разводя колени, спину прямо; 4 - и.п. Повторить 6-8 раз.
И.п.: сидя, ноги вперед, руки упор сзади. Разводить и сводить прямые ноги, носки оттянуты, вернуться ви.п. То же, попеременно вверх-вниз. Повторить 8 раз.
И.п.: лежа на спине, руки вверх, ноги вместе Поворот на один бок, спину, другой бок, спину. Ноги все время вместе, носки тянуть. Повторить по 4-6 раз.
И.п.: о.с. руки на пояс. Ритмический бег на месте, высоко поднимая колени, оттягивая носки. Темп средний. Повторить 4 раза по 30 с, чередуя с ходьбой. 8. Повторение первого упражнения в медленном темпе. |
2 неделя
И.п.: стоя на коленях выгнуть спину вверх, затем прогнуть вниз.
И.п. правая нога впереди – левая сзади. В прыжке попеременная смена ног. | 4 неделя
И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги вместе вытянуты. Одновременное поднятие рук и ног на 5 сек. Повторить 6 раз. |
Подвижные игры
1 неделя «Высоко и далеко» (Прыжки) «Брось и поймай» (бросание мяча о землю и ловля его двумя руками), «Пробеги не упади» (по колесам) *«Заря» » Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые,- Ленты голубые, Кольца обвитые - За водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Правилаигры.Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок. | 3 неделя «Допрыгай до флажка» (прыжки на правой -левой ноге) «Забрось мяч в кольцо», *«Птицелов» Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев: В лесу, во лесочке, На зеленом лужочке. Птички весело поют, Аи! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте! Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя. игрока. Играющий становится птицеловом. Правилаигры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу |
2 неделя
| 4 неделя
|
Физкультминутка
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя «Аромат цветов»
3 – 4 неделя «Эхо»
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя Упражнение «Вкусное варенье» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.
3 – 4 неделя Упражнение «Горка» (для вырабатывания подъема средней части спинки языка, умения быстро менять положение языка).Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а средняя часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается.Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя
“Гроза”
Закапали капли, (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра! (стучим сильнее)
Пошел град, (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния, (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой, (прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце
!
(описываем руками большой круг)
3 – 4 неделя
«Заяц и кочан капусты”
Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся(c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –
долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу)
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя
«Вправо-влево смотрит кошка»
3 – 4 неделя
«Рисуем цифры глазами»
Релаксация.
1 – 2 неделя
«Цветок распустился»
3 – 4 неделя
«Бабочка»
Блок здоровья
Второй комплекс (декабрь, январь, февраль)
Точечный массаж и дыхательная гимнастика
- Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева. Это упражнение положительно влияет на внутренние органы.
- Слегка подергать кончик носа.
- Указательными пальцами массировать точку под носом.
- Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ.
- Растирать за ушами: «примазывать уши, чтобы не отклеились».
- Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м».
- Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с руки».
Декабрь
Комплекс утренней гимнастики
1 неделя 1часть Построение в шеренгу, проверка осанки, перестроение в колонну по одному.Ходьба и бег в колонне по одному; врассыпную; парами; с ускорением; «змейкой» между предметами; ходьба носок к пятке; бег в среднем темпе до 1,5 мин.; ходьба с выполнением заданий. Перестроение в две колонны парами. 2 часть. О.Р.У. Упражнения парами
6. И.п.: стоять спиной друг к другу, близко, ноги на ширине плеч, Руки на пояс. 1-2 - наклон в одну (другую) сторону, чувствуя спину товарища. Ноги не сгибать, не сдвигать. Повторить 8 раз. 7. И.п.: то же, рядом, лицом друг к другу, держась за плечо друг друга. Подскакивать поочередно на правой и левой ноге, делая круг,- пауза. То же, в другую сторону. Повторить 6 раз. | 3 неделя 1часть Построение в колонну по одному; ходьба и бег по кругу, взявшись за руки. По сигналу воспитателя поворот в правую и левую сторону Ходьба и бег врассыпную с остановкой на сигнал воспитателя. Перестроение в 3 колонны. 2 часть О.Р.У. с флажками 1.И. п
.:
основная стойка, флажки внизу. 1 - флажки вперед;
7. И. п .: основная стойка, флажки внизу. 1- флажки через стороны вверх –вдох, 2 – флажки вниз – выдох. |
2 неделя
| 4 неделя
|
Подвижные игры
1 неделя «Катание друг друга на санках»; «Сделай фигуру», * «Мороз-Красный нос». | 3 неделя «Перепрыгни- не задень» (прыжки через снежные кирпичики), «Забей шайбу». "Эстафета» с санками (чья пара быстрей) * «Охотники и зайцы». |
2 неделя «Скольжение» (по ледяным дорожкам) «Метко в цель» (метание снежков в цель), «Кто быстрее до снеговика» * «Хитрая лиса». | 4 неделя «Пас друг другу» (игры с шайбой и клюшкой в парах), «Бег парами» (бег с одной стороны площадки на другую); «Кто скорее до флажка», * «Медведи и пчелы». |
Физкультминутка
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя «Синьор-помидор»
И.п. - стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе - плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе.
3 – 4 неделя «Осы»
Вы
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя Упражнение «Пирожок» (для укрепления мышц языка, развития умения поднимать боковые края языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
3 – 4 неделя
Упражнение «Стрельба
» (для укрепления корня языка).
Четко произносить чередование звуков «к-г».
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя
«Вверх ты руку подними, на нее ты посмотри…»
- – 4 неделя
«Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло.
Посмотреть глазами вправо - влево, вверх - вниз.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких - две штучки,
Тяжелых - три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало. Закрыть глаза ладонями.
Солнце на небе вовсю засияло. Поморгать глазками.
Релаксация
1 – 2 неделя
«Вьюга и сугроб»
3 – 4 неделя
«Холодный – горячий»
Блок здоровья
Январь
Комплекс утренней гимнастики
1 неделя I часть . Ходьба в колонне по одному, по два, по три. На сигнал воспитателя ходьба врассыпную, построение в колонну по одному. Бег до 1,5 мин в умеренном темпе с изменением направления движения и сменой ведущего; ходьба в колонне по одному. Перестроение в три колонны. 2 часть О.Р.У. с хлопками. 1. И.п.: стоя руки внизу, ноги слегка расставить. 1-2 - подняться на носки и сделать хлопок над головой над головой; 3-4 -и.п. Повторить 8 раз.
| 3 неделя Iчасть
. Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения; 2 часть О.Р.У с гимнастическойпалкой «Мы штангисты». И.п.: стоя, ноги слегка расставить. 1 - |
И.п.:стоя ноги вместе, руки на поясе. Наклон вперед – хлопнуть за коленями. Вернуться в и.п. (6 раз) 4. И.п. стоя на коленях, руки на поясе. Присесть на правое бедро, руки вверх – хлопок над головой, то же на левое бедро. (6 раз). 5. И.п. лежа на спине. Поднять прямые ноги вверх стукнуть по коленкам, вернуться в и.п. (8 Раз). 6. И.п. стоя, ноги вместе руки на поясе, выпад правой ногой вперед хлопок перед собой. То же с левой ногой.(8 раз) 7. И.п. стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. Присесть сделать хлопок за спиной, вернуться в и.п. (8 раз) 8. И.п. стоя ноги вместе, руки внизу. В прыжке ноги врозь – хлопок над головой (10 раз) чередуя с ходьбой. 9 .Повторение первого упражнения в медленном темпе. «Вдох – выдох» | «Гребцы». И.п.: ноги на ширине плеч, палка в горизонтальном положении, держать ближе к середине. Поворот вправо и влево, имитируя греблю на байдарке. Повторить 6-8 раз. «Сумей сесть». И.п.: лежа на спине, палка в опущенных руках. 1 - махом палку за голову; 2-3 - махом палку вперед, сесть; 4 - и.п. Повторить 8 раз. 4. «Посмотри на палку». И.п.: лежа на животе, кулаки под подбородком, палка перед собой. 1-2 - палку вверх, посмотреть на нее; 3-4 - и.п. - расслабиться. Повторить 6 раз.
И.п.: лежа на спине, палка на бедрах.1 - палку вверх; 2 - согнуть правую (левую) ногу, приподнять, палку к коленку; 3 - палку вверх; 4 - и.п. Голову и плечи не поднимать, носки тянуть. Повторить 4-6 раз.
И.п.: сидя, ноги врозь пошире, палка в согнутых руках перед грудью. 1-3 - наклон вперед, коснуться палкой носков ног; 4 - и.п. Повторить 6 раз.
И.п.: о.с. палка сзади на локтевых сгибах. Бег на месте, высоко поднимая колени, 3 раза по 20 с, чередуяс ходьбой.
И.п.: о.с. палка на полу. Медленная ходьба, разводя руками в стороны ниже плеча, ладонями вверх - вдох, руки |
2 неделя
| 4 неделя
|
Подвижные игры
1 неделя Катание на санках друг друга; «Забей шайбу». «Карусель», «Не оставайся на полу», *«Горелки». | 3 неделя «По местам», «Кто быстрее до флажка» (эстафета с предметом) «Найди свою пару» * «Мышеловка». |
2 неделя «По местам» (эстафета на санках), «Найди свой цвет» «Забей в лунку» (игры с шайбой в парах и индивидуально). | 4 неделя «Успей выбежать», «Удочка», «Точный пас» (игры с клюшкой и шайбой), «По дорожке» (скольжение на двух ногах по ледяной дорожке), |
Физкультминутка
1 – 2 неделя Зайцы скачут скок-скок-скок! Да на беленький снежок Приседают, слушают, Не идет ли волк. Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. {Выполняются соответствующие движения) | 3– 4 неделя Отдых наш физкультминутка. Занимай свои места:
Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали – Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. |
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя
«Надуем цветные шарики»
3– 4 неделя
«Насосы»
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя Упражнение «Блинчик » (для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии).
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губане подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не
высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.Боковые края языка должны касаться углов рта.
3– 4 неделя
Упражнение «Пирожок»
(для укрепления мышц языка, раз
вития умения поднимать боковые края языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя
“Замок”
На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
3– 4 неделя
По извилистой дорожке
К речке синей мы пошли.
Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.
Как лисички мы пойдем,
Аккуратненько пройдем.
Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы.
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя
«Вверх снежинку подними»
3– 4 неделя
«Восьмерки»
Релаксация
1 – 2 неделя “Холодно – жарко”
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза
3– 4 неделя
«Падают снежинки»
Блок здоровья
Комплекс утренней гимнастики
1 неделя I часть . Построение в шеренгу, перестроение в колонну по одному; ходьба со сменой темпа движения: на частые удары бубна короткие, семенящие шаги, на редкие удары - широкие шаги; ходьба и бег врассыпную между предметами (кубиками);Ходьба на носках, пятках, приставным шагом. Перестроение в колонну по двое 2 часть. О.Р.У (гимнастической палкой) 1.И. п.: о.с. 1-4 - палку вверх - вдох; 5-8 - палку вниз -выдох. Повторить 8 раз. 2. И.п.: ноги сомкнуты, локти согнуть, палку держать перед собой близко к центру. 1-2 - поворот вправо, отводя палку в сторону правой рукой (палка - параллельно полу); 3-4 - и.п. То же, поворот влево. Темп медленный. Повторить по 5 раз. 3.И.п.: о.с. 1-3 - палку вперед, правую ногу вперед на носок-пятку-носок; 4 - и.п. То же, с левой ноги. Повторить 6 раз. 4. И.п.: сидя, упор сзади, ноги согнуть, палка у носков ног.1-2 - правая нога прямая вверх, на пол; 3-4 - левая вверх, на пол - и.п. Голову и плечи не опускать. Повторить 7 раз. 5.И.п.: лежа на животе, палка на спине в согнутых руках.1-2 - приподнять палку и верхнюю часть туловища; 3-4 - и.п. 6.И.п.: о.с. палка в опущенных руках, хват ближе к концам.1-2 - приседать на носках, колени в стороны, спину прямо - выдох; 3-4 - и.п. - вдох. Повторить 8-10 раз. 7.И.п.: то же, палка на полу перед ногами. 9 подскоков на месте на двух ногах, на десятый - перепрыгнуть через палку с поворотом к палке, 4 шага на месте. Повторить 4-6 раз. Заканчивая упражнение, увеличить продолжительность ходьбы. Повторение первого упражнения | 3 неделя I часть. Построение в шеренгу, перестроение в колонну по одному и в круг. Ходьба и бег по кругу с изменением направления движения, ходьба скрестным шагом, бег со сменой ведущего, челночный бег. Перестроение в колонну по трое 2 часть О.Р.У без предметов
|
2 неделя
|
|
Подвижные игры:
1 неделя «Перепрыгни - не задень» «Пройди - не упади» (ходьба по снежному валу). «Катание на санках»; «Игры с клюшкой и шайбой». * «Вдвоем в одном обруче» | 3 неделя «Пятнашки», «Сделай фигуру», «Перебежки». «Сбей кеглю» (метание снежков в цель). * «Мяч соседу!» |
2 неделя «По дорожке» (скольжение по ледяной дорожке), «Кто быстрее» (бег до флажка). «Не оставайся на полу» * Игра-эстафета «По местам» | 4 неделя «С кочки на кочку», «Кто скорее до флажка». «Точно в цель» (сбивание предметов). «Катание на санках», «Эстафеты на санках»; *« Снежная королева |
Физкультминутка
1 – 2 неделя Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз - сюда, два - туда, Повернись вокруг себя. Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора. | 3 – 4 неделя Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И кружимся потом. (движения в соответствии со словами текста) |
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя
«Пожалеем Мишку»
Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтоб! воздух выходил равномерной струей
3 – 4 неделя
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик! Вернись!..
Поднять руки вверх - вдох, медленно опускать вниз - длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш...».
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя
Упражнение «Вкусное варенье»
3– 4 неделя
Упражнение «Покатай во рту конфетку» (на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта). Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Растирание ладоней.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потом - на другой.
3 – 4 неделя
Игра“Наши пальцы”
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя 3 – 4 неделя
Релаксация
1 – 2 неделя
“Солнышко и тучка”
- – 4 неделя
“Холодно – жарко”
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер(повторить 2–3 раза).
Блок здоровья
Третий комплекс (март, апрель, май)
Точечный массаж и дыхательная гимнастика
- Моем кисти рук.
- Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь каждого пальца на другой руке.
- Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.
- Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.
- Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
- Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «З-з-з». Дети должны представить, что пчелка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направить внимание на нужный участок тела.
- Несколько раз зевнуть и потянуться.
Комплекс утренней гимнастики
1 неделя I часть .Ходьба в колонне по одному, бег спиной вперед, врассыпную; ходьба спортивная, бег приставным шагом. Ходьба на носках, пятках, пятка-носок. Прыжки с продвижением вперед. Бег змейкой. Перестроение в 2 звена II часть. О.Р.У. с обручем
| 3 неделя I часть . Построение в шеренгу. Перестроение в колонну по одному; ведущий, соединяясь с последним в- колонне ребенком, образует круг. Воспитатель предлагает детям присесть и взять веревку в левую руку, повернуться вполоборота и приготовиться к ходьбе по кругу в правую сторону. Ходьба по кругу вправо, бег по кругу, затем остановка, перехват шнура в другую руку и повторение ходьбы и бега в левую сторону. IIчасть. О.Р.У. с веревкой
|
2 неделя
(6 раз) | 4 неделя
|
Подвижные игры:
1 неделя «Не оставайся на полу», «Ловишки», «Сделай фигуру». * «Карусель» | 3 неделя «Медведи и пчелы», «Кто быстрее до флажка», «Удочка». * «Мороз» |
2 неделя «Караси и щука», «Пастух и стадо», «Школа мяча». * «Колечко» | 4 неделя «Карусель», «Горелки», «Пожарные на учении». *« Мельница» |
Физкультминутка
1 – 2 неделя Две сестрицы, две руки – Левая и правая - (показ рук поочередно) Рвут на грядках сорняки И друг дружку моют. (имитация движений) Две сестрички, две руки – Левая и правая - (поочередно показывать) Воду моря и реки Загребают, плавая. (выполняются плавательные движения) | 3 – 4 неделя Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. Белые лебеди, Лебеди летели И на воду сели. Сели, посидели, Снова улетели. |
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя
Вдох через нос поочередно через правую затем левую ноздрю
3 – 4 неделя «Подуй на пальцы»
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя Упражнение «Киска умывается» (для укрепления мышц языка, развития подвижности кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык поочередно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а язык не сужался.
3 – 4 неделя
Упражнение «Зевок
» (для активизации мышц зева и глотки).
Позевывать, широко открывая рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя « Оса»
Са-са-са - Прилетела к нам оса.
Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево. Голова остается неподвижной .
Су-су-су -
Проследить движение пальца вверх-вниз.
Мы видели Осу.
Сы – сы-сы -
Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом.
Испугались мы Осы.
3 – 4 неделя
«Далеко – близко»
Релаксация
1 – 2 неделя “Солнышко и тучка”
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
3 – 4 неделя
“Шишки”
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)
Блок здоровья
Комплекс утренней гимнастики
1 неделя I часть.Построение в шеренгу, перестроение в колонну по одному. 2 часть. О.Р.У. с флажками.
6. И.п. - стоя, флажки лежат на полу. Поднимать пальцами нor поочередно правой и левой ногой за палочку. 7.И.п. - стоя, флажки вверх. 1 - присесть, постучать концами палочек по полу; 2 - и.п. 8.И.п. - присесть, флажки зажать под коленями. Повороты вокруг себя, флажки стараться не уронить (рис. 54). 9.И.п. - стоя, флажки лежат на полу. Прыжки на двух ногах через флажки: вперед, назад. Чередовать с ходьбой на месте. | 3 неделя 1 часть. Построение в шеренгу, 2 часть. О.Р.У. с кубиком 1. И. п.: основная стойка, кубик в правой руке: 1 -руки в стороны; 2 - вверх, переложить кубик в левую руку; 3 - в стороны; 4 - вернуться в исходное положение (6-7 раз). 2. И. п.: ноги на ширине плеч, кубик в правой руке. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вперед, коснуться кубиком носка правой ноги; 3 - выпрямиться, переложить кубик в другую руку. То же к левой ноге (6 раз). 3. И. п.: стоя на коленях, кубик в правой руке. 1 - поворот вправо, коснуться кубиком пятки правой ноги; 2 - вернуться в исходное положение, переложить кубик в левую руку. То же влево (6-8 раз). 4. И. п.: основная стойка, кубик в правой руке. 1-2 - присесть, кубик вперед; 3-4 выпрямиться (6-7 раз). 5. И. п.:
лежа на спине, кубик в обеих руках за головой. 1-2 -поднять прямые ноги вверх-вперед, коснуться кубиком 6. И. п.: основная стойка, руки свободно, кубик лежит на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кубика в чередовании с кратким отдыхом или ходьбой вокруг кубика в другую сторону. |
|
|
Подвижные игры:
1 неделя «Медведи и пчелы», «Совушка», «Мышеловка» * « Оленьи упряжки» | 3 неделя «Караси и щука», «Пятнашки», «Кошка и мышки». *«Важенка и оленята» |
2 неделя «Удочка», «Не оставайся на полу», «Хитрая лиса», «Мы, веселые ребята». * « Полярная сова и евражки» | 4 неделя «Хитрая лиса», «Удочка», «Пожарные на учении». * «Перетягивание каната» |
Физкультминутка
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя « Деревья шумят»
3 – 4 недел я «Подуй на пальцы»
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя Упражнение «Горка»
(для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъема спинки и корня языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
3 – 4 неделя Упражнение «Саночки»
(для развития подвижности языка, умения удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями). Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя «Солнышко и тучка» 1 – 2 неделя «Добрый – злой» 3 – 4 недел я «Далеко-близко» 3 – 4 неделя «Клякса»
Блок здоровья
Комплекс утренней гимнастики
1 неделя 1 часть. Ходьба и бег парами, перестроение в колонну по одному в движении; ходьба и бег парами с поворотом в другую сторону. Легкий бег, бег по диагонали.ходьба скрестным шагом боком. Перестроение в 2 звена 2 часть О.Р.У. с мячом
8. И.п. - стоя, ноги на ширине ступни, мяч опущен. Описывать мячом большие круги перед собой вправо и влево. 9. И.п. - стоя, мяч на полу, правая нога стоит на мяче. Катить мяч пальцами ног вперед-назад. То же повторить левой ногой. | 3 неделя I часть. Построение в шеренгу по 2 часть О.Р.У. с гимнастической палкой
7. И.п. - стоя, пальцы правой ноги на палке. Раскатывать палку ступней (от пальцев до пятки). То же повторить левой ногой (5 раз). |
2 неделя
| 4 неделя
|
Подвижные игры
Физкультминутка
1 – 2 неделя На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде - раз! А над нами весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По команде - два! Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише Деревцо все выше, выше. | 3 – 4 неделя Губы дружно округляем, Руки кверху поднимаем. Губы трубочкой вперед И руки вперед. Две сестрицы, две руки, Левая и правая Рубят, строят, роют. Рвут на грядках сорняки И друг дружку моют. Две сестрицы, две руки, Левая и правая Воду моря и реки Загребают, плавая. |
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя «Аромат цветов»
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».
3 – 4 неделя «Осы»
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на вы дохе продолжительно произносят: «З-з-з...»
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя Упражнение «Рупор»
(для укрепления круговой мышцы рта, развития умения округлять губы и удерживать их в таком положении). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке «о». Верхние и нижние резцы видны.
3 – 4 неделя
Гармошка»
(для укрепления мышцы и растягивания подъязычной уздечки). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз Релаксация
1 – 2 неделя «Оса – пчела» 1 – 2 неделя «Бабочка»
3 – 4 неделя «Восьмерки» 3 – 4 неделя «Распускаются цветы»
Литература:
- «Занимательная физкультура для дошкольников 5-7 лет» К. К. Утробина, Москва 2003
- «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» А. И. Фомина «Просвещение» 1984
- «Логопедический массаж и лечебная физкультура» Г. В. Дедюхина, Т. А. Яньшина Москва 2001
- «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» Е. Н. Вавилова «Просвещение» 1983
- «Физкультурная минутка» Е. А. Каралашвили Москва 20002
- «Воспитание здорового ребенка» М. Д. Маханева Москва 1997
- «Игры и развлечения детей на воздухе» Т. И. Осокина «Просвещение» 1983