Памятки для родителей будущих первоклассников. Подготовка к школе

Памятка родителям будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретятся в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психолог, при этом не обвиняя кого либо, а для получения совета.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте учителя и мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?

Если вашему ребенку седьмой год, значит, настало время подумать о школе. И скорее всего у вас на примете уже есть несколько школ, в которые можно было бы отдать малыша. Но временами охватывают сомнения: а справится ли он с новыми физическими и психологическими нагрузками?

Помните главный критерий готовности вашего ребёнка к школе не умение читать и писать, а развитие основных познавательных процессов: памяти внимания и мышления.

Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.

Первый и самый простой - это ваши собственные наблюдения.

Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, - рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: "Хочешь пойти в школу?" - ребенок отвечает: "Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.".

Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.

Второй способ определить готовность ребенка к школе.

Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами.

Важно получить следующую информацию:

Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя? Замечает и исправляет собственные ошибки? Проявляет активность и самостоятельность или нет? Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро утомляется или может работать долго? Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?

Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?

Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?

Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться - вам сможет помочь опытный педагог-психолог, который проведет подробную профессиональную диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов. Времени еще достаточно, а такие специалисты работают детском саду и школе.

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Тест для будущих первоклассников:

  • назови свою фамилию, имя, отчество;
  • сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
  • как зовут твоих родителей?
  • утром ты завтракаешь, а днем...?
  • сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
  • футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
  • что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
  • нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
  • сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
  • в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
  • береза, дуб, осина - это...?
  • каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
  • у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
  • почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
  • огурец, помидор, морковь, свекла - это...?

Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.

Он состоит из трех заданий:

  • нарисовать фигуру человека;
  • скопировать небольшую фразу;
  • скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.

После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.

Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая.

Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое.

При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла -- предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули.

При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули.

Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе.

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения.

Наступает волнующий момент: скоро ваше чадо отправится в первый класс, но для того, чтобы этот опыт был успешным и более легким для первоклассника, нужно о многом позаботиться. И прежде всего о развитии дошкольника.

Да-да, развитии, ведь принято считать, что детей до 6 лет не учат, а развивают, ведь проходят занятия преимущественно в игровой форме. Даже если ваш малыш посещает детский сад, это вовсе не значит, что можно отказаться от совместных занятий и возложить всю ответственность на плечи воспитателей. Единого рецепта для развития нет, ведь каждый ребенок индивидуален, но общие рекомендации все же существуют.

Когда вы занимаетесь с ребенком, позвольте ему думать и действовать самостоятельно: даже если он ошибется, это будет его ошибка, которую вы поможете ему исправить право ошибиться и делать что-то самостоятельно у будущего первоклассника должно быть.

Не перегружайте ребенка, первое время занятий может составлять 10-15 минут, а затем делайте перерыв и смену деятельности. Если вы видите, что ребенок не справляется, у него трудности с произношением - обратитесь к специалистам, чем раньше вы возьметесь за решение проблемы, тем меньше трудностей будет у малыша в школе.

· Организованность. Малыши, как правило, понятия не имеют об организованности, поэтому задача родителей - помочь им привыкнут к установленному режиму дня. Должно находиться место и работе, и отдыху, и подвижным играм, и прогулкам на воздухе, а еще очень важен полноценный сон и сбалансированный рацион;

· Социализация. Обратите внимание на тот факт, умеет ли ваш ребенок налаживать контакты со своими сверстниками, уважительно ли обращается к старшим. Если у него проблемы с общением, нужно учить малыша не бояться, сначала пусть это будут мелкие поручения вроде сходить в магазин, потом чадо осмелеет и сам научится знакомиться, что-то спрашивать, рассказывать о себе. Научите его манерам поведения, учите ребенка управлять своими эмоциями и желаниями, ведь в школе правила едины для всех и выполнять их нужно обязательно;

· Интеллектуальное развитие. Это пункт, которому родители должны уделять особое внимание. Интеллектуальное развитие - понятие всеобъемлющее, ребенок может познавать мир как сидя с книжкой, так и гуляя по улице. Совместные прогулки, споры, вопросы и ответы дают малышу представление о том, что его окружает. Рассказывайте ему о явлениях природы, а потом дома потренируйтесь на картинках.

Животные, растения, времена года, геометрические предметы, предметы быта, школьные принадлежности - учите называния, особенности, предназначение. Даже мультфильмы, книги, сказки, детские фильмы приносят огромную пользу: попросите ребенка пересказать их, спросите, какой герой ему понравился, почему? - это развитие связной речи, причем в доступной игровой форме. Таблички, карточки, кубики, картинки, лото - все эти материалы пригодятся для развития.

Уделяйте внимание и произношению: сначала простые слова, потом предложения и скороговорки. Если у ребенка не получается какой-то звук, нужно хорошенько потренироваться. Формы, цвета, размеры, расположение, счет - это то, чему тоже стоит учить ребенка перед школой.

Перед тем, как приступить к занятию, стоит понять, какой тип темперамента у ребенка. Замкнутость, впечатлительность и низкая эмоциональность - это меланхолик, спокойствии, упорство, настойчивость, медлительность - флегматик, вспыльчивость, эмоциональность, быстрая смена деятельности - холерик, подвижность, общительность и умение адаптироваться к ситуации - сангвиник.

Нужно учитывать особенности характера и в соответствии с ними строить занятия: сложно требовать от флегматика мгновенных решений, а от холерика усидчивости и умения сконцентрироваться, так что мотивация и правильный подход очень важен.

В занятиях очень важна систематика, приучайте ребенка доводить начатое до конца, наберитесь терпения, поощряйте малыша за успехи и не ругайте за ошибки. Будет здорово, если в ваших занятиях будет больше игр, а не просто систематическое заучивание или ежедневная работа с азбукой.

Важна и мелкая моторика: чередуйте виды деятельности - лепите из пластилина, рисуйте, раскрашивайте, вместе возитесь с тестом, нанизывайте на веревочку бусины или пуговицы. Паззлы, конструкторы тоже станут вашими надежными помощниками!

В целом, оценка запаса знаний проводится по следующим критериям:

  • Информация о себе (как зовут, сколько лет, домашний адрес);
  • Информация о семье (как зовут родителей, их профессия, есть ли братья и сестры, сколько им лет);
  • Окружающий мир (каких животных ты знаешь, сколько времен года, как называются месяцы и сколько их в году, как называется тот или иной предмет);
  • Знание математики (понятия «больше» и «меньше», счет до 20 и обратно);
  • Речь (прочти стихотворение, расскажи о своем любимом мультфильме, опиши комнату и так далее).

Несколько упражнений

Если вы учите геометрические фигуры или цифры, попросите ребенка нарисовать, к примеру, 10 прямоугольников. После этого, дайте ему инструкцию: заштриховать зеленым карандашом второй, пятый и десятый прямоугольник, попросите его быть внимательным. Если ребенок с задачей справился, задания можно усложнять, добавляя новые фигуры.

Можно поиграть на систематизацию: например, посмотри на предметы в этой комнате и найди круглые - к примеру, часы, мяч, круглый стол и так далее. Можно попросить ребенка найти предметы определенного цвета или определенного предназначения.

На развитие памяти играют в игру «продолжи предложение». Например, «Мы собирались в путешествие и взяли чемодан», второй игрок повторяет предложение и добавляет свое слово, допустим, «чемодан и панамку», можно подбирать слова по алфавиту, но для начала сойдет и так. Чем длиннее предложение сможет ребенок запомнить, тем быстрее у него развивается память.

Для развития логики можно поиграть в игру «для чего нам нужен предмет», к примеру, книжка - читать, смотреть картинки, делать домик для куклы и так далее. Задача ребенка - придумать как можно больше вариантов использования. Интересна и игра с картинками «правильно-неправильно», допустим, показываете картинку с животным и картинку с едой: «корова» «яблоки», ребенок должен ответить правильно ли утверждение, что коровы едят яблоки, если не правильно, то назвать, что они едят.

Советы родителям:

  • Прежде чем выбрать школу, учтите все факторы, ведь вы выбираете ее не для себя: далеко ли находится, удобно ли добираться, сложная ли программа и так далее;
  • Обязательно побывайте в школе, познакомьтесь с педагогами, осмотрите условия обучения, узнайте о нагрузке ребенка. Малыш должен быть готов к школе, поэтому если вы видите, что в 6 лет он еще слишком домашний и пугливый, возможно, стоит потерпеть еще год? Ранняя учеба тоже не всегда идет на благо;
  • Узнайте, когда начинаются занятия, сколько времени тратится на дорогу: мало кому понравится вставать в 5 утра, чтобы добраться до школы;
  • Первое время не загружайте ребенка дополнительными секциями и кружками - пусть он адаптируется к учебе, это процесс длительный;
  • Не относитесь к первым неудачам слишком строго, поддерживайте ребенка, будьте рядом с ним, не переезжайте без нужды в другой район, если малыш только начал привыкать;
  • Давайте малышу отдыхать, будет лучше, если в первый год он не будет оставаться на продленке, ведь его дом - его крепость;
  • Будьте терпеливы: если ребенку не терпится поделиться чем-то - слушайте его, отложите на пару минут дела, если он огорчен - дайте ему прийти в себя, он сам вам все расскажет;
  • Не садите малыша за уроки сразу после возвращения, пусть он час-два отдохнет, восстановит силы;
  • Уделяйте ребенку внимание: школьнику также нужна забота мамы и папы, даже большие дети любят, когда с ними сидят перед сном, читают сказки или вместе играют.

Памятка родителям будущих первоклассников

Когда начинать готовить ребенка к школе?

Как лучше это делать? Чему и как учить?

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.

Нет, не готовим! Они уже живут!

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

1. Организуйте распорядок дня:

стабильный режим дня;

сбалансированное питание;

полноценный сон;

прогулки на воздухе.

2. Развивайте самостоятельность у детей

Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

    Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).

    Выполняет утреннюю гимнастику.

    Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)

    Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).

    Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.

    Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.

    Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.

8. Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.

Через самостоятельность к организованности!

3. Формируйте у ребенка умения общаться:

обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

4. Уделите особое внимание развитию произвольности:

учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».

знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

6. Тренируйте руку ребенка:

развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

На этапе подготовки:

избегайте чрезмерных требований к ребенку;

предоставляйте право на ошибку;

не думайте за ребёнка;

не перегружайте ребёнка;

не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);

устраивайте ребенку маленькие праздники

На заметку родителям!

Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни!

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Десять советов родителям будущих первоклассников

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Вот и отгремели выпускные утренники в детских садах, а значит, пройдет каких-то три месяца, и вчерашние малыши войдут в двери новой для них школьной жизни. Родителям, которые впервые проходят это, есть памятка, которая даст советы и рекомендации и позволит понять, как вести себя с будущими первоклассниками в это время, а также что делать, чтобы прошла как можно более гладко.

Готов ли ребенок к школе?

Основополагающим фактором, который определяет, станет ли ребенок прилежным учеником, является его психологическая и физическая войти в новый для него мир. Дети должны знать, что им даст школа, а именно - новые интересные знания и навыки. Для этого необходимо понимание того, что для них начался новый этап, предполагающий активную деятельность, а это в корне отличается от жизни в детском саду.

Психологами замечено, что деткам, не посещающим садик, труднее адаптироваться к новым условиям, ведь они никогда не были в таком коллективе, не знают, что такое дисциплина на уроке, так как они живут своей размеренной домашней жизнью. Вот почему крайне желательно, хотя бы последний год перед школой посещать детский сад. Это необходимо не столько для получения каких-то знаний, сколько для социализации будущего первоклассника.

Памятка, помимо советов для родителей будущих первоклассников по психологии, призывает обратить внимание и на физический аспект развития ребенка. Если он часто болеет – более 8-12 раз в год, то имеет смысл активно начать заниматься его закалкой, пересмотреть образ жизни и, возможно, посетить санаторий соответствующего профиля. Деткам нужно пройти окулиста, невролога, ЛОРа, сдать анализы, чтобы успеть к началу первого класса подкорректировать здоровье.

Многие добросовестные родители искренне считают, что отправившись на пару недель с ребенком к морю, они его оздоровят. На самом деле получается наоборот, особенно если будущего первоклассника везут в заморские страны. Организм испытывает огромный стресс и на адаптацию к новому климату (температуре, влажности, воде) требуется от трех недель и более.

Лучше всего остаться дома, а идеально, отправиться к бабушке в деревню. Свежий воздух, прогулки босиком, купание в речке, натуральные продукты и общение с природой – самая лучшая помощь для иммунитета.

Желательно приспособить постепенно распорядок дня ребенка к школьному, а также приучить дитя по утрам делать гимнастику. Все это поможет взбодриться и настроиться на учебу. А вот если родители планировали с начала учебного года записать ребенка в новую секцию – это плохая идея, по крайней мере, в ближайшие полгода. Школьник и без того будет испытывать огромную нагрузку к которой ему необходимо будет быстро адаптироваться, так что все остальное только затянет процесс и не принесет желаемых результатов.

Ребенка следует больше хвалить, меньше ругать и прививать ему позитивный взгляд не только на обучение, но и на окружающий мир, и тогда школьные годы станут для него самым прекрасным временем.