Парные предметы. Задание «Найди два одинаковых предмета

Под игрой имеется описание, инструкции и правила, а также тематические ссылки на похожие материалы - рекомендуем ознакомиться.

Как играть - правила и описание

Такое количество вещей редко встретишь в играх на поиск предметов. Похоже, здесь вытащили и разбросали все что было на кухне во всех ее ящичках, шкафчиках и на полочках. Главное, многие предметы такие мелкие. Точное количество разбросанного обозначено внизу в графе "the remaining double", причем показанное число - это количество парных предметов. Например, на первой картинке их 50. 50 пар, то есть всего предметов целых 100!

Цель игры - разобрать бардак, убирая одинаковые предметы парами. Пара это: два одинаковых чайника, например, или 2 идентичные кастрюли, бутылки, банки; два бокала, кувшина, тостера, яблока, кекса и так далее. Все предметы не перечислишь.

В принципе, все это найти можно, но есть она заминка - время! Весь поиск производится на время, то есть пока Вы ищите, таймер крадет у Вас драгоценные секунды, поэтому подключайте все свое проворство и наблюдательность.

Можно скачать игру ПАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ на свой компьютер, она не займет много места, но подумайте, имеет ли смысл это делать, ведь здесь она всегда доступна, Вам достаточно лишь открыть эту страницу.

Сделайте перерыв и сыграйте в онлайн игры , которые развивают логику и воображение, позволяют приятно отдохнуть. Расслабьтесь и отвлекитесь от дел!

Примечание .

4. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие сенсорного внимания, объема внимания.

Оборудование :

Инструкция:

5.Задание «Найди все отличия».

Оборудование :

Описание . Ребенку предлагаются:

а) серия картинок

Инструкция :

6. Задание «Быстрее нарисуй!» Цель: развитие переключения внимания.

Оборудование : простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.

Описание . Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов.

Инструкция : «Посмотри внимательно на эту картинку, дорисуй у каждого яблока листик, а в каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания».

Примечание . Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.

Занятие 7.

1.Игра «Будь внимательнее». Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции.

Оборудование : картинки с изображением разного количества звезд.

Описание . Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов.

Инструкция : « Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы бор. Начинай играть».

2.Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, объема внимания.

Оборудование : рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе.

б) Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания.

3.Задание «Найди отличия». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания.

Оборудование : карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание . Ребенку предлагаются:

а) серия картинок

по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция : «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

4.Игра «Совушка- сова». Цель: развитие внимания, воспитание выдержки.

Оборудование : заранее обозначенный круг- гнездо, шапочка или маска совы.

Описание . В соответствии с командами взрослого дети должны или двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в гнездо).

Инструкция : « Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем совушкой- совой, тот будет жить в «гнезде» – в кругу. Остальные будут называться жучками, лягушками, бабочками и летать или прыгать, как они. По моему сигналу «Ночь наступает!» все останавливаются и замирают. В это время сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услышите сигнал «день!», то снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые необходимо соблюдать:

1) совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком;

2) вырываться от совушки нельзя;

З) если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «день!», то она улетает в гнездо без добычи».

Примечание . Роль «совушки» в начале игры может взять на себя взрослый, для повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы.

5.Задание «Выложи из палочек» (по образцу 2-го уровня сложности). Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки.

Инструкция :

6.Игра «Море волнуется».

Оборудование : на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.

Описание . Следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим.

Инструкция : « Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все, кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?..»

Примечание . Круги для игры в группе можно вырезать из войлока. Если игра проводится на воздухе, то круги можно на рисовать мелом на асфальте.

Задание 8.

1.Игра «Четыре стихии ». Цель: развитие слухового внимания, координации движений.

Описание . Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: земля – руки вниз, вода – вытянуть руки вперед, воздух – поднять руки вверх, огонь – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция : «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода»- вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается - считается проигравшим».

2.Задание «Найди отличия».

Оборудование : карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание . Ребенку предлагаются:

а) серия картинок

по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция : «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

3.Упражнение «Исключение лишнего».

Оборудование :

Описание . Ребенку предлагается найти

Инструкция :

4.Упражнение «Выложи из мозаики».

Оборудование : мозаика, образец.

Инструкция :

5.Игра «Что слышно?».

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Описание . Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Инструкция : «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в по рядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков

Примечание . Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.

6.Игра «Кого назвали, тот лови!». Цель: развитие внимания, скорости реакции.

Оборудование : большой мяч.

Описание

Инструкция :

Занятие 9.

1.Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие произвольного внимания.

Описание . Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или командиром

Инструкция : Сейчас мы поиграем. для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть

Примечание . На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

2.Упражнение «Выложи из палочек» (по образцу 2-го уровня сложности). Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки.

2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек

Инструкция : Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе.

3.Игра «Слушай звуки». Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование : фортепьяно или аудиозапись.

Описание . Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: низкий звук – становится в позу плакучей ивы (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук – становится в позу тополя (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Инструкция : «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание) Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу «плакучей ивы» (показ с комментариями). давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начина ем играть».

4.Задание «Найди отличия». Цель: развитие произвольного внимания, переключения и распределения внимания.

Оборудование : карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание . Ребенку предлагаются:

а) серия картинок

по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция : «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

5.Игра «Кого назвали, тот и лови!». Цель: развитие внимания, скорости реакции.

Оборудование : большой мяч.

Описание . Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке -и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвать при этом имя кого-нибудь из играющих.

Инструкция : «Мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке.

Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого- нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее дол жен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назван при этом имя другого игрока. Так игра продолжается - долгое время. Начинаем играть».

Занятие 10.

1.Упражнение «Слушай команду!». Цель: развитие активного внимания. Описание . Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция : Мы поиграем в игру «Слушай команду» для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом я произнесу команду, например: «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!

Примечание . Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

2.Упражнение «Исключение лишнего». Цель: развитие мышления и объема внимания.

Оборудование : карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание . Ребенку предлагается найти

из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция : «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».

3.Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие зрительного внимания.

Оборудование : рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе.

б) Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания.

Оборудование : заранее начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз.

Описание . Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени.

Инструкция : «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Одного из игроков выберем водящим. По моей команде «По- бежали!» вы будете бегать по площадке. На слова: «Раз, два, три, в круг беги!» - все играющие собираются в круг, а водящий становится спиной к кругу с завязанными глазами и внимательно слушает. Дети, которые стоят в кругу, говорят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай».

По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак, назовет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если водящий узнает, он меняется местом с назвавшим его ребенком. Если водящий не узнает голоса, то я предложу ему узнать по голосу другого ребенка».

5.Задание «Выложи из мозаики по образцу». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.

Оборудование : мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция : «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

6.Игра «Кого назвали, то и лови!».

Оборудование : большой мяч.

Описание . Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке -и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвать при этом имя кого-нибудь из играющих.

Инструкция : «Мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке.

Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого- нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее дол жен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назван при этом имя другого игрока. Так игра продолжается - долгое время. Начинаем играть».

Занятие 11.

1.Упражнение «Исключение лишнего ». Цель: развитие мышления и объема внимания.

Оборудование : карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание . Ребенку предлагается найти

из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция : «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».

2.Задание «Чей это дом?». Цель: развитие наблюдательности, устойчивости внимания.

Оборудование : рисунок с изображением домов и людей.

Описание . Ребенку предлагают рисунок с изображением домов и людей, спешащих в разные стороны. Необходимо, внимательно посмотрев на рисунок, найти хозяина каждого дома.

Инструкция : «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена деревня. Найди хозяина каждого дома. Объясни свой выбор».

3.Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания.

Описание . Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего игрока), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, испортил телефон. Провинившийся, занимает место последнего игрока.

Инструкция : «Сейчас мы поиграем в « Испорченный телефон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: Какое ты услышал слово? Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок напутал - испортил телефона. Провинившийся игрок занимает место последнего. Давайте поиграем».

4.Задание «Сделай бусы по образцу». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.

Оборудование : образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания – крупный бисер.

Описание . Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.

Инструкция : «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Примечание . Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

5.Игра «Воробьи и вороны». Цель: развитие внимания и скорости реакции.

Оборудование : кубики, мячи (вдвое меньше, чем участников игры).

Описание .

а) Играющие делятся на две команды. Каждый ребенок по указанию взрослого выполняет различные движения на месте (присесть, руки вверх, в стороны, руки прижать к груди...). В зависимости от команды взрослого – вороны или воробьи – все игроки устремляются к соответствующим предметам (кубикам, мячам). Предметы достаются внимательным и быстрым. По окончании 2-З таких игр подсчитываются очки и объявляется команда победительница

б) На команды дети не делятся, каждый играет сам за себя. Ребенок, оставшийся без предмета, выбывает из игры.

Инструкция : «Хотите узнать, кто из вас ловкий и внимательный? Тогда поиграем в одну игру, которая называется «Воробьи и вороны».

Цель: развитие сенсорного внимания, объема внимания.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе.

б) Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания.

Игра «Кто летает?».

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» – и показывайте, как она это делает, – разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает? молчите и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, собака, вертолет, ковер...

Задание «Выложи из палочек» (по образцу 1-го уровня сложности).

Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук.

1-й уровень сложности - узоры в одну строчку

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе.

Задание «Корова Маня и ее хозяйка».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Описание. В предлагаемом лабиринте ребенок должен пройти извилистую линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти, короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове Мане.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова Маня заблудилась - забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой. Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить корову?»

Занятие 2.

1.Упражнение «Слушай команду!».

Цель: развитие активного внимания.

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: Мы поиграем в игру «Слушай команду» для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом я произнесу команду, например: «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!

Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

Игра «Слушай звуки».

Цель: развитие слухового внимания.

Описание. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: низкий звук – становится в позу плакучей ивы (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук – становится в позу тополя (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание) Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу «плакучей ивы» (показ с комментариями). давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начина ем играть».

Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.

ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Для занятий с детьми целесообразно использовать индивидуальные тетради «Думаем, решаем – себя развиваем». Если же их нет, то воспитатель перед занятием для каждого ребенка рисует материал на листах или в тетрадках в клеточку.

Занятие 36

Кто наблюдательнее?»

Воспитатель предлагает детям назвать круглые предметы, которые они знают.

Найди отличия».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть две картинки и рассказать, чем одна отличается от другой. (Картинки по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

3. «Четвертый лишний» (см. занятие 23).

1-я группа: медведь, корова, лошадь, собака.

2-я группа: тарелка, чашка, чайник, пирожное.

3-я группа: роза, ромашка, пчела, василек.

4. «Какой игрушки не хватает?» (см. занятие 4).

Усложнение: перед детьми 5-6 игрушек.

5. «Разрезные картинки» .

У детей комплекты предметной картинки, разрезанной на четыре части. Воспитатель предлагает им сложить картинку без образца.

Игра «Конники-спортсмены».

С помощью шнура делается большой круг – это «манеж». Детям предлагается изобразить спортивных лошадей. Согнув руки в локтях ладонями книзу, дети идут по кругу, высоко поднимая ноги, стараясь коснуться коленями ладоней, «Рысь»: дети бегают, высоко поднимая колени.

Занятие 37

Найди предмет».

Воспитатель рассказывает о предмете, не называя его. Дети могут задавать уточняющие вопросы, затем находят заданный предмет.

Чего не хватает?»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, которые по одной выставляются на доске, и ответить на вопросы:

– Чего не хватает у цветка? у часов? у чашки? и т. д.

Запомни и назови картинки».

Детям предлагают рассмотреть четыре картинки: кукла, чайник, пирамидка, кастрюля. Ребята сначала делят картинки на группы: посуда, игрушки. Воспитатель по очереди закрывает группы картинок, дети называют то, что он закрыл. Затем воспитатель убирает все картинки, а дошкольники называют, что запомнили.

Покажи фигуру».

У детей наборы кругов, квадратов и треугольников синего и красного цветов. Воспитатель предлагает показать синий треугольник, красный квадрат и т. д.

Разрезные картинки».

У детей комплекты сюжетной картинки, разрезанной на четыре части по диагонали, без образца. Воспитатель предлагает сложить из «кусочков» картинку.

Игра «Поймай комара».

К прутику привязана веревочка длиной 0,5 м, на конце которой прикреплен платочек – «комар». Взрослый держит прут так, чтоб «комар» находился на 5-10 см выше поднятой руки ребенка. Педагог предлагает детям подпрыгнуть и прихлопнуть комара ладонями.

Занятие 38

Найди два одинаковых предмета (фигуры)».

Педагог показывает детям по очереди картинки и предлагает найти и назвать по два одинаковых предмета (фигуры). (Картинки по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Сложи такие же фигуры».

У детей коробки со счетными палочками. Воспитатель предлагает сложить из них фигуры (образцы-картинки по одной выставляются на доске). Дети, глядя на образец, берут необходимое количество палочек и выкладывают узор. (Картинки по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Назови одним словом».

На доске группами размещены картинки. Педагог по очереди показывает группы картинок, предлагает детям назвать их одним словом.

Стол, стул, шкаф – это...

Круг, треугольник, квадрат – это...

Платье, брюки, свитер – это...

Говори наоборот».

Воспитатель предлагает поиграть. Он называет слова, дети – противоположные по значению: черный – белый, маленький – большой, длинный – короткий, хороший – плохой, добрый – злой.

Назови предметы».

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть вокруг себя и назвать предметы красного, желтого цвета.

Игра «Пятнашки – зайки».

Дети выбирают водящего – «пятнашку». Все разбегаются по площадке, «пятнашка» их ловит. Он может запятнать только бегающего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах – он в безопасности.

Занятие 39

Назови фигуры и нарисуй такую же картинку».

На фланелеграфе образец рисунка (например, треугольник в круге), у детей тетради, карандаши. Воспитатель предлагает нарисовать такой же рисунок. Дети рассматривают образец, называют фигуры, рисуют. (Картинка по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

2. «Назови одним словом» (см. занятие 38).

Огурец, помидор, лук – это...

Кошка, собака, лошадь – это...

Воробей, синица, ворона – это...

Яблоко, груша, слива – это...

Ответь на вопрос».

Педагог задает детям вопросы:

Что выше: стол или стул?

Чем отличается чашка от тарелки?

Для чего нужны лыжи? и т. д.

Отгадай загадки и запомни отгадки».

Воспитатель предлагает отгадать загадки и запомнить слова-отгадки. Воспитатель читает, а дети отгадывают загадки, затем еще раз повторяют слова-отгадки, стараясь запомнить их.

Гладкое, стеклянное, в него смотрятся. (Зеркало.)

Стоят четыре братца под одной крышей. (Стол, стул.)

Через поля, через луга встала нарядная дуга. (Радуга.)

Будь внимателен».

Детям дается задание: хлопнуть в ладоши (топнуть, мяукнуть) столько раз, сколько раз воспитатель ударит по металлофону.

6. «Что запомнили?» (см. задание 4).

Воспитатель предлагает вспомнить, о чем они отгадывали загадки. Дети вспоминают отгадки.

Петрушка прыгает».

Дети выполняют прыжки с опущенными руками, имитируя тряпичную куклу.

Занятие 40

Кто где живет?»

Детям предлагается два домика и картинки диких (5-6) и домашних (5-6) животных. Дошкольники рассматривают картинки и расселяют животных в домики.

Разрезные картинки».

У детей сюжетная картинка, разрезанная по вертикали на четыре части (без образца). Воспитатель дает задание: самостоятельно сложить картинку. (Картинка по выбору воспитателя.)

Нарисуй фрукты в вазе».

У детей листы бумаги, на которых нарисована ваза. Воспитатель предлагает дорисовать в ней фрукты.

6. «Что запомнили?» (см. задание 3).

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие фрукты, какую посуду они запомнили.

Игра «Птички и кот».

Дети изображают птичек, летающих по площадке. «Кот» (один из детей) «спит» на стульчике. Затем просыпается, мяукает, Дети-«птички» улетают в «гнезда» (заранее нарисованные круги), а «кот» ловит тех, кто не успел спрятаться в гнездо.

Занятие 41

1. «Слушай и выполняй» (см. занятие 35).

Хлопнуть, топнуть, прыгнуть.

Присесть, встать, наклониться влево, вправо.

Хлопнуть вверху, перед собой, за спиной.

Найди отличия».

На доске выставлены две картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть и ответить, чем одна отличается от другой. (Картинки по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Запомни слова».

Воспитатель называет слова, схематически изображает их на доске или бумаге (солнце, облако, ветер, дом). Дети повторяют слова, глядя на картинки, и стараются запомнить их.

Чего не хватает?»

Картинка выставлена на доске. Воспитатель предлагает рассмотреть верхний ряд изображений, сравнить с нижним и назвать то, чего в нем не хватает.

Игра «Прела-горела».

Дети стоят на площадке с закрытыми глазами. Ведущий (или игрок) в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:

Прела-горела

За море летела,

А как прилетела,

Так где-то и села,

Кто первый найдет,

Тот себе возьмет.

После этих слов дети разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто найдет больше, тот и выиграл.

Занятие 42

Сравни».

Картинка размещена на доске. Воспитатель предлагает детям внимательно ее рассмотреть и ответить на вопросы:

На каком рисунке находится самая маленькая елка? самая большая? и т. д.

Что перепутал художник?»

Картинка размещена на доске. Дети рассматривают рисунок и называют, что художник нарисовал неверно. (Картинка по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Что неверно?»

Воспитатель предлагает детям представить ситуацию, о которой идет речь и сказать, что в ней неверно.

Это верно или нет:

Что, как сажа, черен снег?

Сахар – горек,

Уголь – бел,

Ну, а трус, как заяц, смел?

А. Станчев; пер. с болг. И. Мазнина.

6. «Что запомнили?» (см. задание 3).

Воспитатель предлагает детям вспомнить, каких диких и домашних животных они запомнили.

Игра «Заяц-месяц».

Игроки стоят в кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

В. Заяц-месяц, где ты был?

Д. В лесу!

В. Что делал?

Д. Сено косил?

В. Куда клал?

Д. Под колоду.

В. Кто украл?

На кого попадает слово «чур», тот и догоняет детей, разбежавшихся врассыпную. Бежать можно только после слова «чур».

Занятие 43

Игра «Что изменилось?»

Перед детьми 5-6 игрушек. Педагог предлагает назвать их, запомнить место. По сигналу «Ночь» дети закрывают глаза, педагог переставляет игрушки, «День» – открывают глаза, называют, что изменилось.

Сделай так».

Детям предлагают построить из кубиков лесенку по образцу.

Игра «Кто где живет?»

На столе картинки 8-10 домашних и диких птиц и два домика. Задание: разложить картинки в домики (домашних птиц в один домик, а диких – в другой).

Собери пирамидку».

Задание: собрать пирамидку от большого кольца к маленькому; собрать пирамидку по образцу.

Игра «Лягушки-попрыгушки».

Воспитатель предлагает детям подпрыгнуть столько раз, сколько он хлопнет в ладоши.

Занятие 44

Найди отличия».

Картинки находятся на доске. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть их и ответить, чем одна отличается от другой. (Картинки по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

2. «Что звучит?» (см. занятие 28).

Запомни слова парами».

Воспитатель предлагает детям запомнить слова парами: день – ночь, солнце – луна, девочка – мальчик., стол – стул, карандаш – ручка, цветок – дерево, вода – море.

Дети вместе с воспитателем повторяют пары слов 2-3 раза. После этого воспитатель называет первое слово, а дети – второе и, наконец, сами повторяют пары слов (по очереди).

4. «Ответь на вопросы».

Задание: ответить на вопросы педагога:

Когда цветут цветы?

Какого цвета листья на деревьях летом, осенью?

Чем отличаются береза и ель?

Дорисуй».

Детей делят на три группы и раздают картинки с заранее нарисованными деревьями. Дошкольникам предлагают дорисовать листочки определенного цвета, чтобы получилось: у первой группы – весеннее дерево; у второй – летнее; у третьей – осеннее дерево.

6. «Что запомнили?» (см. задание 3). Воспитатель называет первое слово, а дети – второе.

Игра «Холодно – жарко».

По сигналу «холодно» – дети сжимаются в комочек (садятся на корточки); по сигналу «жарко» – дети распрямляются, встают.

Занятие 45

Рисунок размещается на доске. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его и назвать, из каких геометрических фигур он состоит. (Рисунок по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Игра «Танграм».

У детей наборы фигур к игре «Танграм», образец «Щенок». Воспитатель предлагает выложить щенка, глядя на образец.

Сгруппируй и запомни».

На доске размещены картинки: огурец, ромашка, роза, помидор, свекла, тюльпан (в произвольном порядке).

Задания: назвать предметы на картинках. Можно ли назвать их одним словом? (Нет, они относятся к разным группам.) На какие группы их можно разделить? (Овощи, цветы.) Назвать овощи. (Дети называют, а воспитатель ставит картинки в один ряд.) Назвать цветы. (Картинки также ставятся в один ряд.)

После этого воспитатель предлагает запомнить картинки по группам. Затем он по очереди закрывает группы картинок, а дети называют их. В конце игры дети называют по памяти обе группы картинок.

Отгадай загадки».

Рук нет, а строить умеет. (Птица.)

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка, пчела и т. д.)

Лабиринт».

Задание: помочь девочке найти дорогу к цветку.

6. «Так бывает или нет?» (см. занятие 35).

Мышкі з коцікам гуляюць.

Качкі ліску абдымаюць.

Воўк з сабакам, бы радня,

Даглядаюць качаня.

Захапіліся ля рэчкі

Бадмінтонам дзве авечкі.

З імі Мішка. Смех глядзець,

Як ракеткай б"е мядзведзь.

У. Немізанскі

7. «Что запомнили?» (см. задание 3).

Игра «Ленок».

На полу мелом рисуют кружки – «гнезда» (на 2-3 меньше, чем игроков). Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий делает разные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен» игроки занимают «гнезда», кто не успеет, считается «посаженным»: его сажают в «гнездо» до конца игры. Побеждает тот, кто займет последнее свободное «гнездо».

Занятие 46

Сравни игрушки».

Воспитатель предлагает рассмотреть мягкие игрушки (медведя и зайца) и найти общие черты и отличия.

2. «Четвертый лишний» (см. занятие 23).

1-я группа: пальто, платье, сапоги, рубашка.

2-я группа: яблоко, груша, огурец, вишня.

3-я группа: творог, сметана, хлеб, кефир.

4-я группа: роза, липа, ромашка, гвоздика.

5-я группа: береза, сосна, осина, дуб.

Угадай, какое время года».

Задание: внимательно послушать и ответить, какое время года описывается.

Гремит гром, сверкает молния.

С неба льется вода.

С неба падает снежок.

Все гуляют, загорают.

Игра «Качели».

Ребята стоя «качаются на качелях»: ноги слегка расставлены, касаются пола. Поочередно все тело переносится то на одну, то на другую ногу.

Занятие 47

Игра «Зеркало».

Воспитатель предлагает быть зеркалом и повторять все движения, которые будет показывать сначала он, а затем кто-либо из детей.

Игра «Магазин».

Детей делят на три команды. На столе лежат три вида картинок (летняя и зимняя одежда, головные уборы). Ребятам предлагают «навести порядок в магазине»: разложить вещи в свои отделы – коробки. Каждая команда отбирает один вид картинок.

Запомни слова».

Воспитатель предлагает запомнить слова, которые он назовет: шуба, платье, брюки, рубашка. Педагог с детьми повторяет слова 2-3 раза. Затем дети по очереди повторяют слова, которые запомнили.

Отгадай загадки».

Разрезные картинки».

У каждого ребенка сюжетная картинка, разрезанная на пять частей. Воспитатель предлагает детям сложить части, чтобы получилась картинка.

Игра «У медведя во бору».

«Медведь», выбранный жеребьевкой, «живет в лесу». Дети идут в «лес» за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь постыл

На печи застыл!

«Медведь» после последних слов песенки ворочается, потягивается, выходит из «берлоги» и бежит за детьми, стараясь поймать их. Те, кого он поймал, становятся в стороне. Игра повторяется 2-3 раза. Выигрывают те дети, которых «медведь» не поймал.

Занятие 48

Найди отличия».

Картинки выставлены на доске. Воспитатель предлагает детям внимательно их рассмотреть и ответить, чем они отличаются. (Картинки по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

2. «Продолжи и назови одним словом» (см. занятие 42).

Корова, лошадь... – это...

Тарелка, чашка... – это...

Ручка, карандаш... – это...

Стол, стул... – это...

Береза, ель... – это...

Запомни картинки».

Воспитатель показывает шесть картинок, например: перо, гора, дерево, замок, шкаф, яблоко. Дети рассматривают картинки 1 мин. Затем картинки убираются, а дети называют, что запомнили.

Чего не хватает?»

Картинка расположена на доске. Воспитатель предлагает детям сравнить ряды фигур и назвать, чего не хватает в нижнем.

Назови предметы».

Задание: назвать предметы из стекла, дерева и т. д., которые есть в группе.

7. «Что запомнили?» (см. задание 3).

Воспитатель предлагает детям вспомнить картинки, которые они запомнили.

8. Игра «Конники-спортсмены» (см. занятие 36).

Усложнение: по сигналу воспитателя (хлопок в ладоши) дети изменяют направление движения на противоположное.

Занятие 49

Найди предметы».

Воспитатель предлагает детям найти в группе предметы красного, синего, зеленого цветов и назвать их.

Найди одинаковые предметы».

Воспитатель по одной выставляет на доску картинки и предлагает найти одинаковые предметы и фигуры в ряду. (Картинки по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Игра «Танграм».

У детей набор фигур к игре «Танграм», на доске образец «Кораблик». Воспитатель предлагает выложить кораблик, глядя на образец.

5. «Так бывает или нет?» (см. занятие 35).

Щенок варит суп на обед.

Папа ловит рыбу удочкой.

Ландыши цветут зимой.

Кошка живет в гнезде.

6. «Что запомнили?» (см. задание 3).

Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем они отгадывали загадки.

Помоги художнику».

У детей листы бумаги, на которых нарисованы части цветов, например, стебли без листьев, цветы без лепестков. Воспитатель предлагает помочь рассеянному художнику дорисовать цветы.

Игра «Замри».

Дети бегают, играют. По сигналу «Замри» они останавливаются в позе, которую описывает воспитатель. Например: стать на одной ноге, руки в стороны; сесть на корточки и обхватить колени руками и т. д.

Занятие 50

1. «Какой игрушки не хватает?» (см. занятие 4).

Усложнение: перед детьми 5-6 игрушек.

Коврик для куклы».

У детей листы со схематическим изображением коврика. Воспитатель объясняет, что каждый цвет на нем закодирован: к – красный, ж – желтый, з – зеленый. Детям нужно раскрасить коврик.

Говори наоборот».

Воспитатель называет слова, дети говорят противоположное по значению: злой – добрый, грустный – веселый, плохой – хороший, темный – светлый.

Ответь на вопрос».

Задание:

Какие головные уборы вы знаете?

Какую одежду носят летом, зимой?

Для чего нужно мыло?

Добавь рифму».

Пчелы в поле полетели, Я рубашку шила мишке,

Зажужжали... (загудели), Я сошью ему... (штанишки).

Сели пчелы на цветы, Надо к ним карман пришить

Мы играем – водишь... (ты)! И конфетку... (положить). З. Александрова.

Снег, снег кружится,

Белая вся... (улица)!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как... (снежок).

А. Барто.

7. Игра «Поймай комара» (см. занятие 37).

Усложнение: дети ловят комара, подпрыгивая на одной ноге.

Занятие 51

1. «Из каких геометрических фигур состоит рисунок?»

Рисунок находится на доске. Задание: назвать геометрические фигуры, из которых составлен рисунок; сосчитать треугольники, квадраты, круги. (Картинка по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Что сначала, что потом?»

Воспитатель предлагает дошкольникам установить последовательность событий.

Сначала ночь, а потом...

Сначала лето, а потом...

Сначала маленький, а потом...

Сначала понедельник, а потом...

Сначала вымой руки, а потом...

Игра «Танграм».

У детей наборы фигур к игре «Танграм» и образец «Машинка». Дети выкладывают фигуру, сначала глядя на образец, затем по памяти.

Когда это бывает?»

Воспитатель дает каждому ребенку по картинке, дети рассматривают их и называют пору года.

7. Игра «Птички и кот» (см. занятие 40).

Усложнение: дети не убегают, а упрыгивают от кота на двух ногах.

Занятие 52

Говори наоборот».

Воспитатель предлагает детям поиграть: он будет называть слова, а дети – противоположные им: день – ночь, утро – ..., трус – ..., здоровый – ..., высоко – ..., далеко – ...

Назови предметы».

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать предметы в группе прямоугольной формы синего, красного цветов.

Игра по выбору детей.

Воспитатель предлагает детям самим выбрать подвижную игру.

Занятие 53

Будь внимателен».

Воспитатель предлагает детям выполнить несколько упражнений. Движения выполняются при показе соответствующей фигуры: – прыжки; А – хлопки; ■ – приседания; – ходьба на месте.

Ответь на вопрос».

Задание: ответить на вопросы педагога.

Кто водит самолеты, машины, поезда, трактора?

Кто варит еду?

Кто рисует картины?

Чего не хватает?»

Воспитатель по одному показывает рисунки и предлагает детям ответить:

Чего не хватает у зайца? ежика? птицы?

Игра «Танграм».

У детей наборы фигур к игре «Танграм» и образец «Экскаватор» с частичным расчленением. Воспитатель предлагает выложить такой же экскаватор, подобрав фигуры на непрорисованную часть. Дети могут даже примерить фигуры на образце.

7. «Что запомнили?» (см. задание 2).

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие фигуры прятались в рисунке.

Игра «Гуси летят».

«Вожаком» выбирается игрок, который знает как можно больше названий животных и птиц. Вожак говорит: «Гуси летят», «Утки летят» и т. д.; дети поднимают руки и машут «крыльями». Когда «вожак» говорит, например: «Щуки летят», игроки могут допустить ошибку и помахать руками. У того, кто ошибся, берут фант, который он должен выручить (рассказать стихотворение, спеть песню и т. д.).

Занятие 54

Кто спрятался в рисунке?»

Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок на доске и сказать, кто спрятался в нем. (Картинка по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Назови животных, птиц».

Педагог предлагает детям вспомнить как можно больше названий животных и птиц. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Разрезные картинки».

У каждого ребенка сюжетная картинка из пяти частей. Воспитатель предлагает детям составить целую картинку.

6. «Что запомнили?» (см. задание 4).

Воспитатель предлагает детям вспомнить, о каких предметах они отгадывали загадки.

7. «Запомни и выучи стихотворение» (см. занятие 46).

Новогоднее

Наступает Новый год...

Что он людям принесет?

У каждого, кто трудится,

Кто честен, добр и смел,

Пускай желанье сбудется,

Что б он не хотел.

Е. Серова.

Игра «Мороз».

Выбирается «Дед Мороз» с помощью считалки:

Ты – зеленый, ты – красный, Ты – в шубе, ты – в кушаке, У тебя синий нос, Это ты – Дед Мороз.

Дети разбегаются после окончания считалки, а «Дед Мороз» старается дотронуться до любого игрока и заморозить его. «Замороженный» стоит в любой позе. Выигрывает тот, кто ни разу не попался «Морозу».

Занятие 55

Найди ошибки художника».

Картинка находится на доске. Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок и рассказать, что перепутал художник. (Картинка по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Запомни слова парами».

Воспитатель предлагает запомнить слова парами. Он 2-3 раза повторяет пары слов: горячий чай, белый снег, зеленый лист. Затем дети повторяют пары слов, которые запомнили.

Заполни пустые клетки».

У детей листы бумаги, на которых в два ряда нарисованы фигуры. Ребята сравнивают фигуры в верхнем и нижнем рядах и дорисовывают фигуру, которой не хватает.

5. «Магазин» (см. занятие 47).

Усложнение: на столе лежит 4-5 групп картинок по выбору воспитателя. Детей делят на команды, каждая получает задание выбрать свой вид картинок.

Игра «Танграм».

У детей наборы фигур к игре «Тадграм» и образец «Ракета» с частичным расчленением. Дошкольники выкладывают ракету, глядя на образец.

7. «Что запомнили?» (см. задание 3).

Воспитатель предлагает назвать пары слов, которые запоминали. Он называет первое слово, а дети – второе.

8. «У медведя во бору» (см. занятие 47).

Занятие 56

Найди одинаковые предметы».

Воспитатель показывает картинки и предлагает детям найти и назвать одинаковые предметы. (Картинки по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Когда это бывает?»

Воспитатель дает детям картинки, на которых изображено разное время суток, и предлагает по очереди рассказать, что можно делать в это время.

Продолжи предложение».

Задание: продолжить предложение, начатое воспитателем.

Если на улице дождь, то...

Когда светит солнышко, то...

Где чей дом?»

Воспитатель предлагает детям помочь петушку и котику найти дорогу к домикам. Для этого нужно провести карандашом линию от животного до домика.

Найди рифму».

Воспитатель читает стихи, а дети добавляют подходящие по смыслу и рифме слова.

Что ты, Петя, не встаешь, Не хотел котенок мыться,

Что ты песню не... (поешь)? Убежал он из... (корытца).

Уронила белка шишку, Поскорее наливай

Шишка стукнула... (зайчишку). Мне в стакан горячий... (чай).

7. Игра «Ленок» (см. занятие 45).

Занятие 57

1. «Из каких геометрических фигур состоит рисунок?»

Рисунок находится на доске. Задания: назвать геометрические фигуры, из которых составлен рисунок; сосчитать все треугольники, круги, квадраты. (Картинка по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Найди предмет по описанию».

На столе перед детьми 6-8 предметов (по выбору воспитателя). Вначале воспитатель рассказывает о каком-либо предмете, а дети находят его. Затем каждый ребенок по очереди составляет описание предмета, а остальные угадывают.

Повторяй друг за другом».

Первый играющий называет любое слово, второй повторяет это слово и добавляет свое, третий повторяет первые два слова и добавляет свое; и т. д. до 7-8 слов. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Закончи фразу».

Воспитатель предлагает детям закончить фразу.

Улей – это дом для... (пчел).

Берлога – это дом для... (медведя).

Нора – это дом для... (лисы).

Гнездо – это дом для... (птицы).

Разрезные картинки».

У каждого ребенка сюжетная картинка, разрезанная на пять частей. Воспитатель предлагает детям сложить из частей картинку.

Занятие 58

Сложи узор из палочек».

У детей коробки со счетными палочками; картинки-образцы на доске. Воспитатель предлагает самостоятельно отсчитать палочки и выложить фигуры. (Картинка по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Найди отличия».

Картинки с изображением снеговиков размещаются на доске. Воспитатель предлагает детям рассказать, чем отличаются снеговики.

(см. занятие 48).

Кепка, берет... – это...

Заяц, лиса... – это...

Поезд, машина... – это...

Ведро, кастрюля... – это...

Стол, стул... – это...

Кукла, кубики... – это...

Назови детенышей».

Воспитатель предлагает детям назвать детенышей животных.

У кошки – ... У овцы – ...

У лошади – ... У коровы – ...

У медведя – ... У зайца – ...

У ежа – ... У волка – ...

Разрезные картинки».

У детей наборы сюжетных картинок, разрезанных на шесть частей. Воспитатель предлагает сложить картинку.

Занятие 59

Игра «Найди, кого загадаю».

Сначала воспитатель, а затем каждый ребенок по очереди описывает кого-нибудь в группе, а остальные отгадывают.

Кого больше?»

Воспитатель предлагает детям подумать, сравнить и ответить, кого больше:

В лесу – зверей или зайцев?

Птиц или воробьев?

Людей или детей?

Игра «Танграм».

У детей набор фигур к игре «Танграм» и образец «Самолет» с частичным расчленением. Ребята выкладывают самолет, глядя на образец.

Из какой сказки?»

Воспитатель читает отрывки из сказок «Репка», «Колобок», «Пшеничный колосок» и др. Дети вспоминают название сказки.

7. Игра «Качели» (см. занятие 46).

Занятие 60

Кто спрятался в рисунке?»

Рисунок располагается на доске. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его и назвать животных и птиц, которые в нем спрятались. (Картинка по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Расскажи о машинах».

Воспитатель приносит две разные машинки. Он предлагает детям найти отличия (5-6) и назвать их.

3. Игра «Четвертый лишний» (см. занятие 23).

1-я группа: книги, тетрадь, карандаш, альбом.

2-я группа: машина, автобус, трамвай, самолет.

3-я группа: елка, яблоня, груша, слива.

4-я группа: медведь, лиса, заяц, еж,

5-я группа: кубики, кукла, машина, песок.

Откуда цветок?»

Воспитатель предлагает детям стать «цветоводами» и посадить цветы.

На столе разложены картинки с изображением комнатных, луговых и декоративных цветов: ромашки, колокольчики, незабудки, розы, астры, гладиолуса, кактуса, герани, сансевьеры.

Детей делят на три команды и предлагают им поместить цветы на клумбу, лужок, в горшок.

6. «Запомни стихотворение» (см. занятие 46).

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

И. Токмакова.

7. Игра «Мороз» (см. занятие 54).

Занятие 61

Найди одинаковые предметы».

Картинка с изображением цветов с разными листьями и лепестками находится на доске. Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветы и назвать одинаковые.

2. «Повторяй друг за другом» (см. занятие 57).

Усложнение: воспитатель предлагает детям называть слова с уменьшительно-ласкательным значением: чашечка, ложечка, мисочка.

3. «Продолжи и назови одним словом» (см. занятие 48).

Лопата, грабли... – это... Стакан, чашка... – это...

Утюг, пылесос... – это... Автобус... – это...

Земляника... – это...

Закончи фразу».

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать и дополнить фразы.

Врач – это человек, который... Парикмахер – это...

Повар – это... Воспитатель – это...

Заполни пустые клетки».

У детей листы бумаги с нарисованным заданием. Воспитатель предлагает подумать и дорисовать то, что должно быть следующим в ряду.

Нарисуй букет маме».

У детей чистые листы бумаги. Воспитатель предлагает детям нарисовать букет для мамы.

7. Игра «Поймай комара» (см. занятие 37).

Занятие 62

Найди отличия».

Две картинки размещены на доске. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть и рассказать, чем они отличаются. (Картинка по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Найди по описанию».

Воспитатель, а затем каждый ребенок по очереди описывает различные предметы, а остальные находят их.

3. Лото «Цвет и форма» (см. занятие 22).

Усложнение: на карточках изображены геометрические фигуры разного цвета.

Сгруппируй картинки».

На столе разложены картинки с изображением предметов (животных и т. д.) разных групп вперемешку. Дети по заданию воспитателя группируют их.

Лабиринт».

У детей картинка-лабиринт. Воспитатель предлагает помочь космонавту найти дорогу к солнышку, не пересекая линий лабиринта.

Занятие 63

Чего не хватает?»

Воспитатель показывает картинки, а дети называют, чего не хватает у зайчика, самолета, лампы.

2. «Летает – не летает» (см. занятие 17).

Где лежит предмет?»

Картинка размещена на доске. Воспитатель предлагает детям описать расположение изображенных на ней предметов. (Картинка по выбору воспитателя, либо см. индивидуальную тетрадь.)

Кого (чего) больше?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать, подумать и ответить на вопросы.

Кого больше:

Детей или девочек?