Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении. Понятие педагогического условия и средства развития ребенка

Введение.

3 Организация жизни ребёнка. Условия развития.

4 Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста.

Вывод

Список используемой литературы


Введение.

Развитие человека – процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие бывает психическим и физическим.

Воспитание – специальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и уч-ся в результате которого осуществляется образование человека.

Дошкольное детство: возрастной период, включающий младший дошкольный возраст(3-5), старший (5-7) Закономерности развития определяются ведущим типом деятельности, социальной ситуацией развития, зависит от содержания и мотивов деятельности, обусловлено мерой собственной активности, взаимодействием факторов развития (наследственность, среда, воспитание), внутренними противоречиями и психофизическими особенностями. При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется социальная ситуация развития: ребенок выходит за пределы своего семейного круга, устанавливает общение с другими людьми, хочет быть как взрослый, ему необходимо разрешить противоречия между желаниями и возможностями, помогает сюжетно-ролевая игра (вед. деятельность). Проблему игры изучали Выготский. Запорожец, Эльконин, Усова и др. Эльконин выделил 4 основные линии влияния игры на психологическое развитие ребенка

1. развитие мотивационно-потребностной сферы . Происходит изменение психологических форм мотивов от эмоционально окрашенных до осознанных.

2.преодаление познавательного эгоцентризма ребенка (принятие ролей в игре),

3. формирование идеального плана . Действия в уме составляют основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивных действий, воображения.

4. развитие произвольности действия игра требует от ребкнка подчинение правилам. Игра обогащает кругозор, формируется картина мира, накапливает соц. опыт, формируется культура общения. волевые качества, развивается речь и тд. Псих-пед. условия развития игровой и продуктивной видов деятельности: формирование у детей картины мира, знакомство с окружающим, организация предметно-развивающей среды, активное общение воспитателя и ребенка.

Понятие педагогического условия и средства развития ребенка.

Целостность образовательного процесса ДОУ обеспечивается благодаря разнообразию технологий дошкольного образования, содержания и комплексирования условий и средств развития дошкольников.



В соответствии с ФГОС ДО, требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Средства педагогические - это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации осуществления образовательного процесса и выполняющие функции развития детей; предметная поддержка образовательного процесса, а так же разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

Условия - это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые педагог добивается достижение цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.

3. Организация жизни ребёнка. Условия развития.

Воспитание, обучение и развитие ребёнка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключается в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Игра имеет большое значение и для развития ребёнка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребёнка и ей объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

В современном детском саду игра используется как «довесок» к дидактическому процессу приобретения знаний, определённых программными требованиями. Воспитатель обычно проводит игру так же, как и занятия, - определяет тему отводит каждому участнику роль и место, предписывает и регламентирует действия, оценивает их правильность. В результате игра в детском саду приобретает деформированный вид, напоминая фронтальное занятие или навязанную активность.

Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребёнка и в полной мере выполняла бы свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребёнок должен иметь возможность овладевать всё более сложным «языком» игры - общими способами её осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.

Всё это осуществимо при отказе от сложившегося в настоящее время стереотипного представления об игре как регламентированном процессе «коллективной проработки знаний» и изменении позиции воспитателя при руководстве игрой. Воспитатель, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнёра, создаёт зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребёнку знаний, умений и навыков. Обычно предполагается, что это ведёт к обогащению физической и духовной культуры ребёнка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, что содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребёнка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения занятий - прямое воздействие педагога на ребёнка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия - сочетается с формальными оценками. Достижения ребёнка оцениваются исходя из групповых стандартов.

В этих условиях обучение сводится к передаче детям знаний, умений и навыков, которое превращается в самоцель. Большая часть знаний не связана с условиями жизни детей в детском саду и с непосредственным окружением и должна быть усвоена «впрок». Вместе с тем овладение знаниями выступает как обязательное программное требование и сопровождается жёсткими формами контроля, интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, которые могли бы стать источником познавательных интересов, игнорируются и заменяются эрзацем знаний, преподносимым в готовой форме. Естественная любознательность детей при этом подавляется, а развивающий эффект обучения оказывается ничтожным и неучтённым.

Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение осуществляется и в контексте игровой деятельности. Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действия, которые ребёнок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребёнок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнёров. В процессе оперирования игровым материалом у ребёнка развиваются познавательные способности: умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция - внимание, память, воображение - за счёт действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами-заместителями. Необходимо построение возможно более полной системы дидактических игр, выполнение её недостающих звеньев путём гибкого модифицирования имеющихся игр и создания новых. Таким образом, игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует специфическую форму обучения дошкольников - своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставления этих двух форм обучения.

Программа, определяющая содержание занятий, должна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры.

Предметно-практическая деятельность. Традиционно относится к области трудового воспитания. При этом зачастую игнорируются собственные интересы ребёнка в угоду формированию ответственности, настойчивости, дисциплинированности. В результате либо не формируется, либо угасает интерес к деятельности взрослых людей, выхолащивается суть ценного отношения к труду и к людям труда. Ребёнок приобщается не к свободному, творческому труду как общечеловеческой ценности, а к труду принудительному, нужному лишь для получения одобрения и избегания наказания. Отсюда - мало чем оправданное отношение к малышу как «трудолюбивому» или «ленивому» уже на четвёртом году его жизни; формирование у ребёнка на основе этих ярлыков эмоционального неблагополучия и негативного отношения к трудовым заданиям.

Необходимо преодолеть узко-бытовую ориентацию в организации предметно-практической деятельности детей, в корне изменить методы вовлечения детей в эту деятельность и формы ознакомления их с трудом взрослых. Расширить спектр практических дел путём включения ребёнка в сферу реальных, а не искусственно придуманных для него забот о других. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых; стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. Не специфически трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания и обучения в детском саду, а развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воле в предметно-практической деятельности.

Для педагогической практики типичны детализация и увеличение объёма знаний о производстве (технологии, трудовых операциях, сырьё и т.п.), в которых «тонет» человек труда. Вместо этого детей нужно знакомить с его целями, трудностями, решениями, успехами, поражениями и победами, с переживаниями, которые вызваны этими сторонами жизни взрослого. Путь к этим представлениям - совместная практическая деятельность детей со взрослыми, сюжетно-ролевая игра, искусство.

В современной практике общественного дошкольного воспитания преобладает поверхностно понятый возрастной подход. Правильная по всей сути, эта ориентация сводится лишь к идее комплектования групп по возрастному принципу и жёсткой возрастной адресованности программно-методической документации. Всё это ориентирует воспитателя не на возрастные особенности конкретного ребёнка, а на некий абстрактный унифицированный стандарт, закрывая путь любым проявлениям индивидуального подхода. Ребёнок живёт будто в аквариуме - все моменты жизнедеятельности протекают в окружении взрослых или сверстников. Воспитателю приходится искусственно ограничивать время детей даже на самые элементарные нужды. Режим превращается в самоцель. Существенно обеднена социальная среда детей. Ребёнка всё время «ставят в угол» - «игровой уголок», «уголок природы». Оснащение детских учреждений находится на крайне низком уровне.

Позиция личностно-ориентированной педагогики предполагает, что ребёнок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные. Таким образом, альтернативным к существующему положению выступает необходимость смещения акцента на индивидуальный подход. Возникает необходимость в резком изменении ориентации воспитателя, который должен видеть в каждом ребёнке черты, присущие именно ему, а не те, которые у него есть (или отсутствуют) как у обобщённого «пятилетки», «шестилетки» и т.д.

Обогащению социального опыта детей способствует не только общение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей (родительское собрание, мытьё окон и пр.). Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада. Родители в детском саду не посторонние! Время, в которое родители могут приводить и забирать детей, чётко не регламентируется.

Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.

Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребёнка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах - своеобразной «эргономики детства». Высокая культура интерьера применительно к ребёнку не роскошь, а условие построения «развивающей среды» . Обогащение форм жизни ребёнка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жёсткой функциональной закреплённости зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.

Раздел 3. Психолого-педагогические условия организации целостного образовательного процесса дошкольной образовательной организации

Тема 1. Педагогические условия и средства развития ребенка в период дошкольного детства

Целостность образовательного процесса ДОУ обеспечивается благодаря разнообразию технологий дошкольного образования, содержания и комплексирования условий и средств развития дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО, требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Средства педагогические - это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации осуществления образовательного процесса и выполняющие функции развития детей; предметная поддержка образовательного процесса, а так же разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

Условия - это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые педагог добивается достижение цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.

Конкретное содержание указанных в ФГОС ДО образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка). Так, в дошкольном возрасте (3 года - 8 лет) ФГОС ДО выделяет ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительную (рисование, лепка, аппликация), музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательную (овладение основными движениями) формы активности ребенка.



Одним из средств развития дошкольников является образовательная (учебная, познавательно-исследовательская) деятельность.

Образовательная (учебная) деятельность не является ведущей в дошкольном возрасте, хотя предпосылки её развиваются в период дошкольного детства от года к году. Образовательная (учебная) деятельность – это деятельность по усвоению детьми знаний, умений и навыков. А. П. Усова в монографии «Обучение в детском саду» характеризует предпосылки учебной деятельности, выделяя структурные её части, такие как принятие ребёнком учебной задачи; действия, связанные достижением задачи; самоконтроль; самопроверка; результат (усвоенные знания, навыки, развитие умственных способностей). Педагогическими условиями организации учебной деятельности, её формирования являются использование разнообразных технологий обучения, позиции воспитателя в обучении, задействование в комплексе разных средств обучения, разнообразие мотивации в обучении.

В обучении дошкольников используются разнообразные методы: методы по сообщению новых знаний, метод творческих заданий, метод проблемных ситуаций.

Формы организации обучения дошкольников, используемые в ДОУ, разнообразны: занятия, дидактические игры, экскурсии, конкурсы.

Обобщая подходы, можно сказать, что содержание обучения должно быть доступно детям, интересно и не должно вредить здоровью.

Познавательное развитие ребенка предполагает усвоение средств и способов познания, задействование всех трех форм мышления дошкольника (суть саморазвития детского мышления составляет взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка.

В педагогическом процессе педагог может использовать различные звенья для формирования у детей умения принимать и ставить учебно-познавательные задачи, развивать умение слушать и слышать, смотреть и видеть, следовать указаниям. Внимание педагога направлено также и на обучение детей планировать свою работу, умение выбирать необходимые пути и средства решения учебной задачи, помогать ребенку овладевать умением контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты.

Педагогическими условиями для формирования предпосылок учебной деятельности у детей будут являться:

Применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);

Использование игровых тренингов для развития произвольности поведения, игры и этюды для психомышечной тренировка и для обучения приемам саморасслабления детей;

Расширение видов оценки результатов детской деятельности (оценка педагога, оценка детям, самооценка, игровая форма оценки, взаимооценки и т.п.);

Внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);

Задействование различных средств умственного развития и обучения (организация активной деятельности ребенка, развивающие игры, конструирование, изобразительная, театрализованная деятельность, практическая деятельность, обучение и т.п, современные технические средства); наличие определенной позиции у педагога.

Позиция педагога направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.

Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование . Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления. Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления - это свойственно всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений (например, «Как взвесить слона?» или «Что можно сделать из пустой коробочки?»).

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется, в разных видах деятельности - игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы). Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки (так, ребенок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого). Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т. д.).

Н.А. Короткова акцентирует внимание на проблеме дифференцированного подхода к образовательному процессу в ДОУ, поднимаю под ним учет своеобразие группы как целостного субъекта образования. Образовательный процесс, по мнению автора, должен включать: партнерскую деятельность взрослого и детей и самостоятельную свободную деятельность детей при использовании разных видов деятельности (чтение художественной литературы, игра, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность). Психолог и воспитатель детского сада совместно осуществляют гибкое проектирование образовательного процесса под конкретную группу, выбирая виды деятельности, успешно развивающие детей данной группы.

Таким образом, в теории дошкольной педагогики накоплен значительный материал по проблеме образовательного процесса дошкольного учреждения, определены особенности, функции, принципы построения, требования к организации, структура, рекомендации по моделированию, взаимодействию участников образовательного процесса. Педагоги – практики должны уметь применять данные теоретические знания в своей деятельности, чтобы на профессионально высоком уровне организовывать образовательный процесс с учётом программы, возраста детей, вовлекая родителей в активное участие в образовательном процессе, сотрудничая с другими участниками процесса, взрослыми и детьми. Необходимо помнить, что главная фигура образовательного процесса – ребёнок; образовательный процесс должен обеспечивать ребёнку все условия для полноценного своевременного развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличаются педагогические условия от средств развития дошкольников?

2. Что включают в себя требования к условиям реализации Программы в ФГОС ДО?

3. Назовите основные педагогические условия и средства познавательного развития дошкольников.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей - это основа формирования личности. В представленном материале рассматриваются условия организации здоровьесберегающей среды в ДОУ, уровни и аномалии (поведенческие нарушения, эмоциональные рпасстройства) психологического здоровья детей, анализируются факторы, оказывающие влияния на здоровье ребенка. Приводится классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения субъектов педагогического процесса в детском саду; выделяются основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий. Рассматриваются педагогические условия становления психологического здоровья и разнообразные формы, виды и методы деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

жПсихолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей - это основа формирования личности.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Для современных российских условий характерна широкомасштабная социальная депривация (то есть лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей), приводящая к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному. Поэтому можно утверждать, что сегодня здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В связи с этим педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, которые определяют новые методы, формы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегащие технологии».

Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогическом обиходе в последние 8-10 лет. По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека на 50 % - зависит от собственного образа жизни, на 20% - от окружающей среды, на 20% - от наследственности, на 10% - от уровня здравоохранения в стране.

По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающие технологии – условия нахождения и обучения ребенка в д/с (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального "здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии их здоровья.

В педагогической и психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер .

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

Среди социально-экономических факторов выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к трем годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой. Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.

К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Выделяют несколько уровней психологического здоровья детей :

1. Креативный уровень (ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший уровень, созидательный). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду. Таких детей около 5-7% в детском коллективе.

2. Адаптивный уровень . В целом это адаптивные дети, но в результате тестирования выявляющие отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью, конформностью. Это группа относительного риска, составляет около 80% воспитанников, представляет средний уровень психического здоровья.

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень . Это низкий уровень психологического здоровья. Это дети, не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеющие системой, механизмами защиты. Они бесконечно меняют мир вокруг себя и при этом не способны к самоизменению в связи с требованиями социума (ассимиляционное преобладание). Или же имеют эпатажное поведение, аффектированные капризы (аккомодативное преобладание). Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям. Это дети с высоким индивидуальным развитием и очень низким социально-адаптивным уровнем. По данным исследований Н.В. Масловой, занимающейся вопросами формирования у детей целостного мышления, их ежегодно становится в школах и детских садах на 3-5% больше.

Современная образовательная система и образовательные программы перегружены предметами, не привязанными к проблемам повседневной жизни, не всегда адекватны интеллектуальному развитию детей. Следовательно, у детей теряется интерес к обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь, может вырасти в разные варианты: от соматической слабости (перенапряжение, переутомление деятельностью, несоблюдение основных психолого-педагогических условий при обучении) до социальных проблем (нежелании посещать ДОУ, конфликты и пр.). Эти проблемы усиливаются также не только школьной дезадаптацией, но и, в огромной степени, от стиля педагогического общения, состояния самих педагогов, их компетентности. Не всегда педагоги учитывают и возрастные особенности детей, их статус в детском коллективе, работоспособность, способности и состояние здоровья.

Все это приводит к аномалиям психологического здоровья, а именно к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. В этом случае нужна уже специализированная помощь разных субъектов образования (родителей и педагогов) и специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, валеологов, социальных работников).

Современные дети в большинстве своем испытывают либо двигательный дефицит , т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Большую часть времени они проводят в статичном положении (у TV, за столом и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Либо, наоборот, преобладает синдром гиперактивности , в основе которого лежит минимальная мозговая дис функция, т.е. неадекватное же поведение, возник шее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться. Т.о., интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности, которая у детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется, прежде всего индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям.

В последнее время всё большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов и тревожности , которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышение заболеваемости. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума, нервозности в детском учреждении, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями.

Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создание психолого- педагогических условий, развитие двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1. создание образовательной среды , обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;

2. творческий характер образовательного процесса . Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях работе активных методов и форм обучения и воспитания;

3. обеспечение мотивации образовательной деятельности . Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;

4. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций . Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным;

5. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности . Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;

6. рациональная организация двигательной активности . Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни;

7. обеспечение адекватного восстановления сил . Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей;

8. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий;

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий возможна только при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей общей ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении

Классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения субъектов педагогического процесса в детском саду

медико-профилактические технологии

организация мониторинга здоровья дошкольников;

организация профилактических мероприятий в детском саду;

организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

физкультурно-оздоровительные технологии

развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников;

дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж;

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка

технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования

развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни

технологии валеологического просвещения родителей

папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др

Психологическое здоровье следует целенаправленно формировать. При этом особое внимание уделяется формированию внутренней картины здоровья, подразумевающей особое к нему отношение. Внутренняя картина здоровья выражается в осознании его ценности, в активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. Под формированием психологического здоровья следует понимать создание возможностей психологически здорового функционирования детей через организацию их жизнедеятельности.

П едагогическими условиями становления психологического здоровья являются:

1. Наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей.

Такие ситуации способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию. Следует добавить, однако, что интенсивность психоэмоционального напряжения в таких ситуациях не должна превышать индивидуальный порог адаптации, иначе воздействия трудных ситуаций могут привести к негативным последствиям в личностном развитии.

2. Наличие положительного фона настроения.

Здесь предполагается наличие у учащегося способности к самостоятельному сохранению душевного равновесия, то есть способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. По сути, здесь речь идет о развитии саморегуляции у ребенка, в частности, регуляции собственных состояний.

3. Обучение детей умению быть счастливым.

Следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Здесь велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы

1.:Технологии сохранения и стимулирования здоровья., динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.), подвижные и спортивные игры, контрастная дорожка, тренажеры.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни. утренняя гимнастика, физкультурные занятия, бассейн, точечный массаж, спортивные развлечения, праздники, СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).

3.Технологии музыкального воздействия. Музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия

4.Технология коррекции поведения.

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 14% детей. Безусловно, это связано с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но одной из главных причин является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Поэтому воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Уроки с использованием валеологического аспекта формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности, т.о.воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Эти знания, умения, навыки должны становятся основой для дальнейшей жизнедеятельности детей.

Применение игровых технологий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Так элементы игры можно использовать в качестве обратной связи и оценки ответов детьми своих товарищей: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет». Во время фронтального опроса используется игра с мячом или воздушным шариком: ребенок ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. На занятиях с элементами сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы, когда вспоминаются старые и придумываются новые образы, и т.о. дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.

Рекомендуется, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию ребенка в данный момент. Например, если ребенка мучает навязчивая тревога, страх, то первой ему предлагаю для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действиям первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, я выбираю с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у ребенка настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе.

Еще одним методом, используемым в работе, является рисуночная терапия . Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего нас мира. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке (что особенно важно при коррекции трудностей в общении, замкнутости, стеснительности).

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.

На занятиях по рисуночной терапии используются разнообразные методики:

1) каждый рисует самостоятельно то, что хочет;

2) на одном листе рисуют пара участников, тема рисунка задается, вербальные контакты между рисующими исключаются;

3) вся группа рисует на одном листе бумаги на заданную тему;

4) дополнительное рисование (один начинает, другой продолжает рисунок).

Эффективность применения вышеперечисленных форм и методов зависит как от профессионализма медицинского и педагогического персонала, так и от ряда условий: логичности, системности, целесообразности, адресности здоровьесберегающей деятельности. Такое обучение будет служить эффективным средством профилактики психологического нездоровья и иметь адаптивный эффект.

Основные требования к качественному занятию в условиях здоровьесберегающей педагогики

1. Построение занятия на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности воспитанников с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей. .

5. Активизация развития всех сфер личности детей.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития воспитанников

Однако при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей. Для этого создается

прогнозируемая модель личности выпускника ДОУ . Выпускник ДОУ – это:

1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

4. Осознающая необходимость здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

5. Проявляющая стойкий интерес к познавательной, двигательной деятельности и к регулярным занятиям физическими упражнениями

6. Обладающая творческой продуктивностью.

Итак, сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Слайд 3

Для современных российских условий характерна широкомасштабная социальная депривация - лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей, приводящая к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Уровни психологического здоровья детей

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Методы воспитания валеологической культуры

О сновные требования к качественному занятию в условиях здоровьесберегающей педагогики

Прогнозируемая модель личности выпускника ДОУ


создание организационно-педагогических условий

введения фгТ в ДОУ


Буторина наталья николаевна, старший воспитатель МБДОУ №45 «Добрая фея»
В настоящее время деятельность дошкольных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию регламентируется Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации на практике образовательными учреждениями (далее – ДОУ).
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

1) Решать поставленные цели и задачи предлагается:

Максимально приближаясь к разумному «минимуму» (не за счет раздувания сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей);

В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

2) Причем, в совместной деятельности взрослого и детей предписывается отказ от стратегии руководства в пользу стратегии сопровождения процесса развития дошкольника, основанной на субъектном отношении педагога к ребенку; индивидуально-мотивационном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка.

3) Также предписывается отказ от занятий, в детском саду в пользу новых адекватных форм работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Акцент делается на игровые формы образования дошкольников, на образовательные технологии деятельностного типа, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

4) При организации педагогического процесса в детском саду акцент со знаний, умений и навыков переносится на содействие становлению и развитию интегративных качеств личности (активности, самостоятельности, любознательности, рефлексивности и др.), формирование универсальных предпосылок учебной деятельности (умение слушать и слышать, задавать вопросы и находить на них ответы, используя различные источники информации и др.). Эти качества личности как все личностные характеристики являются результатом совокупности взаимовлияния многих факторов – семьи и социального окружения, системы образования, но прежде всего, жизнедеятельности и жизнетворчества самого ребенка. То есть они являются результатом индивидуальной жизни в большей мере, чем плодом планомерного педагогического воздействия.
Следовательно, те изменения в организации образовательного процесса, которые предусмотрены ФГТ неминуемо должны вести к индивидуализации образования в целом.

Но такого рода преобразования в организации педагогического процесса требуют иных технологий. Без их изучения и апробации на практике, предпосылки для радикальных изменений, которые возникли в связи с принятием новых ФГТ могут так и остаться лишь «предпосылками»: слишком сильна инерция прошлого.

Ведь, согласитесь, несмотря на признанность новых социальных реалий, основные направления развития личности в педагогической практике по-прежнему реализуются в контексте социализации – дошкольникам по-прежнему предъявляется линейно выстроенное содержание отобранного взрослыми «культурно-исторического опыта» преимущественно в форме специально организованных занятий.

Очевидно, что формализация обучения и воспитания будет происходить до тех пор, пока педагоги не научатся помогать ребенку совмещать его природную способность быть активным и любопытным с развитием умения познавать, осознавать, творить в ситуации свободного выбора, в самостоятельной деятельности и со-деятельности с другими.


Понимая важность данного момента, коллектив нашего учреждения был погружен в поиск эффективных форм повышения качества дошкольного образования с учетом требований ФГТ.

На этом этапе мы потратили достаточно времени для того, чтобы педагоги поняли смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на более глубоком уровне ценностей и целей.

С помощью системы обучающих практических семинаров, наши педагоги, вместо специально организованных занятий учились решать задачи развития (воспитания и обучения) в ходе совместной игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной деятельности, во время чтения; в ходе режимных моментов; во время самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с семьями воспитанников.


Комплекс методического сопровождения по вопросу реализации ФГТ в ДОУ

1.Семинар-школа по проблеме «Внедрение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе ДОУ»

Тема 1: « Содержание ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования – новые ориентиры в дошкольном образовании»

Тема 2 : «Особенности организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ с учетом ФГТ и СанПин.»

Тема 3 : Презентация по теме «Организация образовательной деятельности в ДОУ с учетом изменений нормативных требований к дошкольному образованию»

Тема 5 : Анализ содержания образовательной программы ДОУ в соответствии с образовательными областями, определёнными ФГТ.

Тема 6 : «Анализ условий для реализации ОП в каждой возрастной группе»

Тема 7 :«Алгоритм разработки календарно-тематического планирования»

Тема 8 : «Интеграция образовательных областей – как один из принципов построения основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Тема 9 : «Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по образовательным областям (формы работы с детьми)»

Тема 10 : «Новые требования к календарному планированию образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГТ»

Тема 11 : «Алгоритм календарного планирования образовательной деятельности с детьми воспитателями»

Тема 12 : «Возможности интеграции содержания образовательных областей в образовательном процессе»

Тема 13 : «Определение содержания работы с детьми в рамках тематической недели»

Тема 14 : «Отработка содержания и варианты итоговых мероприятий в рамках тематических недель»

Тема 15 : «Технология оценки промежуточных и итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы детьми.»

Тема 16 : «Развивающая среда в соответствии с ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
2.Педсоветы

- «Система планирование в рамках внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

- «Результаты работы педагогического коллектива за год в условиях перехода на ООП ДО»
3. Самообразование педагогов

4. Посещение курсов повышения квалификации.

5.Участие в работе городских методических объединений

6. Открытые просмотры и анализ образовательной деятельности
Кроме того, в ходе работы по программе поиска, педагоги изучили ценностно-целевые установки современного дошкольного образования с позиции его индивидуализации; определили каких изменений должны претерпеть результат (а значит, и цели) образования, а также отношение к содержанию образовательных областей и организации работы с детьми.

Конечно, на начальном этапе мы столкнулись с множеством препятствий, тормозящих процесс перехода на ФГТ – это:

Смутное представление по переходу на ФГТ;

Упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода;

Ранее сложившаяся методика проведения занятий;

Принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов освоения ООП;

Высокий процент избегания ситуации неопределенности со стороны педагогов, не желание принимать на себя личную ответственность и др.


мастер-класс для педагогов ДОУ

«Выявление и развитие детей с ярко выраженными интеллектуальными способностями»

Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Цель: обучение инновационным подходам в области внедрения фгт в воспитательно-образовательный процесс ДОУ; отбор средств и методов инновационной деятельности в ДОУ.

Старший воспитатель рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.


Вступительное слово:
Я, педагог! Я с гордостью об этом говорю.

Пусть я не Бог, но чудо на земле я сотворю.

Я вижу детские лучистые глаза,

Им подарю я знаний чудеса!


Методика «Карта одаренности»

Проблема выявления и развития детей с ярко выраженными интеллектуальными способностями является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности. Здесь важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей.

Психологи и педагоги предлагают нам большое количество тестов по выявлению детей с ярко выраженными способностями. В своей работе мы используем методику «Карта одаренности» Хаана и Каффа. Методика адресована как педагогам, так и родителям, что в свою очередь помогает в вопросе работы с родителями по теме одаренности.

Сейчас, мы предлагаем и вам пройти интеллектуальный тест. Уважаемые коллеги, члены жюри:

1. загадайте любое число от 2 до 9;

2. умножьте это число на 9;

3. сложите цифры получившегося двузначного числа;

4. на первую букву вновь получившегося числа загадайте страну в Европе;

5. на третью букву названия этой страны загадайте животное.

Все справились с заданием?

Ну и с чего вы взяли, что в Дании водятся носороги?

99, 9% процентов загадывают, именно Данию и Носорога, если вы не в этом числе, то у вас нестандартное мышление.
МЕТАГРАММЫ

Мы придерживаемся мнения известного математика, Андрея Николаевича Колмогорова «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия … ». Поэтому в работе с детьми мы используем логические задачи, интеллектуальные игры, конкурсы, проекты и эксперименты. Метаграмма - разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки. Предлагаем и вам разгадать несколько метаграмм.


ВАРИАНТЫ МЕТАГРАММ:

С «к» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «п» - от вас не утаю -

Тоже в школе я стою. (КАРТА)
Встречаешь ты меня, считаешь дни мои,

Но видеть ты меня не можешь,

А если «г» заменишь буквой «й»,

То в сумку санитарную положишь. (год)


На мне качаясь, птичка весела

И чувствует себя прекрасно.

Но только с «в» для птички я мила.

А с «с» я для нее опасна.(ВЕТКА)


Я стою у тротуаров,

На проспектах городов,

Украшение я бульваров,

Парков, скверов и садов.

А заменишь «п» на «с»,

Убегу тотчас же в лес. (ЛИПА)


логические задачи:

  1. Маленький, серенький, на слона похож? (слоненок)

  2. Как перечислить пять дней недели, не называя их по именам? (позавчера. Вчера. Сегодня. Завтра. Послезавтра)

  3. За чем охотник носит ружьё? (за спиной)

  4. Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается? (возраст)

  5. В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет 2 человека, на втором 4 человека, на третьем 8 человек, на четвертом 16, на пятом 32 и так далее. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? (кнопка первого этажа)

  6. На какое дерево садиться ворона во время дождя? (на мокрое)

  7. Чем заканчивается как день, так и ночь? (мягким знаком)

  8. По чему собака бегает? (по земле)

  9. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько свечей останется? (20 свечей, т.к. 30 горевших сгорят полностью)

  10. Какой рукой лучше размешивать чай? (чай лучше размешивать ложкой)

  11. Едет охотник в автобусе, видит - бежит заяц. Он выстрелил. Куда он попал? (в милицию. Стрельба в транспорте запрещена)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Объединись в группу». Все участники по команде ведущего начинают двигаться, издавая при этом гудение и также по сигналу ведущего все должны интуитивно, без слов объединиться в группы (те у кого глаза одного цвета, у кого вес одинаков, кто одинаков по знаку зодиака, кто одинаково проводит свободное время, кто имеет сходное хобби, у кого одинаковое количество детей в семье и т.д., у кого одинаковые предпочтения в еде, кто работает на группах сходного возраста)

Игра «Пересядут все, у кого (кто )... есть чувство удовлетворения от работы; часто грустит; есть в жизни цель; считает себя уверенным; считает себя успешным и т. п.»

Водящий стоит, остальные сидят по кругу, все сидячие места заняты. Все, кто считает себя принадлежащим к названной категории, должны быстро пересесть на свободное место. Водящий также стремится занять свободное место. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Упражнение «Волна». Участники сидят в кругу. По команде ведущего они должны пересесть на соседний стул и так до тех пор. Пока ведущий не займет чье-то место.

Упражнение «Встреча взглядами ». Участники сидят в кругу опустив глаза. По команде ведущего они должны встретиться с кем-нибудь взглядом, «договориться» взглядом и по команде пересесть.

Игра «Камень, бумага, ножницы ». На счет «три» каждый из участников одновременно выбрасывает либо камень - сжатый кулак, либо ножницы - два пальца, либо бумагу - раскрытая ладонь. Играют до тех пор, пока вся группа не выбросит что-то одно.

Игровое упражнение «Сосчитайте до 10». Члены группы, не договариваясь, называют цифры от 1 до 10. Если кто-то сказал одновременно с кем-то, то счет начинают заново. Это упражнение можно выполнить с закрытыми глазами

Игра «Испорченный телефон». Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий в устной форме передает сообщение, которое он должен постараться как можно точнее запомнить, чтобы передать другому. Например: «Со следующего учебного года в нашем учреждении общение с родителями будет полностью переведено на дистанционную форму. Каждому педагогу бесплатно будет выдано специальное устройство, через которое в определенные часы ежедневно будет проходить общение с родителями воспитанников. 50% помещений учреждения будет сдаваться в аренду для того, чтобы приобрести эти специальный устройства». В конце упражнения подводится сравнение первоначального сообщения с итоговым, которое получил последний участник игры.

Упражнение «Передача движений». Водящий выходит за дверь, группа выбирает ведущего, за которым она будет копировать движения. Каждый 10-15 секунд ведущим меняется упражнение. Водящий должен угадать ведущего.
Уважаемые коллеги, вы прекрасно справились со всеми заданиями, но это лишь небольшая часть приемов, которые мы используем. Применяя их, перед нами раскрылся неиссякаемый источник детской активности, любознательности, логического мышления, воображения, фантазии.
Заключительное слово:
Раскрыть ребенка, как цветок,

Развить способности, талант, умения.

И проявить при этом все свое терпение.

Для творчества открыть ему пути,

Чтоб с ним по жизни было радостно идти,

Чтоб сказка снова вдруг пришла,

И детскую была душа!